Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”)

Название Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили ”)
Дата публикации 07.09.2013
Размер 50.91 Kb.
Тип Конспект

5-bal.ru > Литература > Конспект

Конспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория: от фонетики до снтаксиса” (комплексный анализ текста на примее стихотворния Марины Цветаевой “Расстояния: версты, мили. ”).

Учитель Ковригина Н.Н.
Цели урока:

  1. повторить имеющийся у учащихся сведения по всем разделам языка;
  2. развить умения и навыки по анализу текста художественного произведения (лингвистический анализ, литературоведческий анализ);
  3. дать представления об особенностях поэзии Марины Цветаевой;
  4. способствовать развитию литературного вкуса учащихся;
  5. показать связь русского языка со смежными дисциплинами (литературой, лингвистикой).

Тип урока: итоговый.

  1. “Если есь в мире вещи, достойные названия “чуда”, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.” (Л. Успенскй). Долгие годы на уроках русского языка и лингвистики вы изучали “слово”, рассматривая его на разных языковых уровнях: фонетическом, лексическом и т.д. Учились его чувствовать, думать над словом, искать го истинный смысл, восхищаться словом, выражать в нем себя, овладевая богатствами родного языка. Наш сегодняшний урок – попытка соединить все это; показать через лингвистический анализ текста красоту и образность пэтической речи. Ведь приблизиться, прикоснуться к словесной ткани художественного произведения – значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла (на материалах поэзии М. Цветаевой).

2. Чтение стихотворения.

“Рас-стояния: версты, мили. ”

Перед чтением: Стихотворение было нписано в 1925г. В Чехии, в эмиграции, и посвящено Б. Пастернаку.

— Какое настроение передает стихотворение?

— Его главная мысль?

3. Вступительная беседа.

(Стихотворение о разлуке, о 2-х нсильно разлученных людях => о насильственной рзлуке).

— Выделите ключевые, с вашей точки зрения, слова, помогающие понять состояние лирического героя?

(записать эти слова в столбик на доске)

— Как бы вы определили жанровое своеобразие стихотворения?

(страстный, нервный монолог, монолог — упрек).

Нервность – и в то же время сдержанность. Только две строки выбиваются из общей тональности.

(последние – прорвавшийся голос отчаяния

— Как это подчеркивается строфикой?

(последнее двустишие).
4. Наш разговор о стихотворении, наше понимание было бы неполным без осмысления лингвистических средств создания образности. Проследи, как реализуются в тексте стилистические возможности языковых средств (фонетические, грамматические, лексические). Как раскрываются возможности слова?

Фонетический организм текста.

Любой текст мы воспринимаем прежде всего на слух, то есть затрагиваем звуковую сторону, которая в поэтической речи играет особую роль.
Читаем еще раз: 2 строфы.

Перед чтением: обратите внимание на мелодику речи, паузы, ритм, звукопись (фонетические средства образности, усиливающие образ насильственной разлуки).

— Почему так сложно читать?

(строка рвется, единица речи – слово, слог, не фраза).

“Я не люблю стихи, которые льются, рвутся да” (М. Цветаева).

— Мелодично ли стихотворение?

(Да, но музыкальность иная не “наивность”, “плавность”. Здесь имеетя в виду ярко выраженное ритмическое строение стиха, которое сближает с музыкальными произведениями).

— Паузы? Почему их так много?

Паузы сохраняют сдержанный тон; они замедляют темп речи, сдерживают бурное проявление чувств, держит внимание читателея. Пауза смещена, поэтому стихотворение “спотыкается”.

— Какой согласный повторяется в начале?

— Как называется этот прием?

[р] – резкий, бьющий, разъединяющий.

Лексические средства образности.

Образ насильственной разлуки усиляется и лексическими средствами.

— Что объединяет слова: “расстояние”, “версты”, ”мили”, ”дали”?

(Это слова со значением пространства).

— С какой целью использует их автор?

(Это образ того пространства, которое разъединило двух близких людей).

— Какие слова, словосочетания использует поэтесса, характеризуя двух участников драмы?

— Что придает особую выразительность фразе – “нерассорили — рассорили”?

(Игра за счет омографов).

— Посмотрите на ключевые слова. Какой прием использует Цветаева?

— Много ли изобразительно-выразительных средств использовано?

(Нет, лаконизм, немногословие – это помогает сохранить предельно сдержанный тон).

Изобразительные ресурсы словообразования.

Порой весьма необычным образом авторы пытаются подчеркнуть смысл нужных слов, привлечь внимание к слову.

Словообразовательная система русского языка открывает для этого широкие возможности.

— Что обращает ваше внимание в первых двух словах?

— Зачем Цветаева выделила морфему? Графически отделила ее?

(Увеличивается пропасть между влюбленными людьми, приставка усиливает ощущение разъединения).

Цветаева использует особый прием – семантизацию морфемы, то есть привлечение внимания к значению морфемы.

Цветаева часто использует и другой прием – повтор слов, образованных по одной модели (морфемный повтор).

— Приведите примеры использования этого приема.

(расставили, рассадили, расклеили, развели. )

Именно эти слова передают (на фоне сдержанности) внутреннее состояние лирической героини ее силу. (14 раз повторяется эта модель).

— Ключевые слова. Какая часть речи преобладает?

(глагол в прошедшем времени).

— Случайно ли это?

(это связано с основной мыслью стихотворения главным образом – образом разлуки).

Даже части речи могут использоваться как выразительные средства языка, хотя может быть, они менее заметны.

Синтаксическая организация текста.

— Чем интересен синтаксис стихотворения?

(Повтор синтаксических конструций).

— Какие предложения преобладают?

— Какие знаки вызывают вопросы?

(тире, многоточия – любимые знаки Цветаевой)

Итог: какие особенности яыка Цветаевой вы увидели сегодня?

— ритм основа, нерв стиха;

Марина Цветаева, «Рас-стояние: версты, мили»

Рас-стояние: версты, мили.

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали.

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий.

Не рассорили — рассорили,

Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали.

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж, ну который — март?!

Разбили нас — как колоду карт!

24 марта 1925
Кто создан из камня, кто создан из глины, —

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и надгробные плиты.

— В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

23 мая 1920
Настанет день — печальный, говорят!

Хостинг сайта не существует или отключён.

Для владельца сайта: Свяжитесь с отделом технической поддержки Интернет Хостинг Центра

Для работы с хостингом по FTP используйте любой ftp-клиент. Например, FileZilla.

Сервер:
Пользователь:
Пароль: высылался в письме об активации.

Для работы с MySQL используйте phpMyAdmin.

«Никто ничего не отнял. » М. Цветаева

«Никто ничего не отнял!…» Марина Цветаева

Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих верст.

Я знаю, наш дар — неравен,
Мой голос впервые — тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!

На страшный полет крещу Вас:
Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь,
Юный ли взгляд мой тяжел?

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.

Анализ стихотворения Цветаевой «Никто ничего не отнял!…»

Первая встреча Цветаевой и Мандельштама состоялась в 1915 году в Коктебеле. Тесно общаться они стали несколько позже — в начале 1916-го, когда поэтесса приехала в Петербург. Жажда проводить время вместе у молодых людей была настолько сильной, что Осип Эмильевич последовал в Первопрестольную вслед за Мариной Ивановной. В течение следующих шести месяцев он регулярно навещал Цветаеву. Летом Мандельштам фактически сбежал в Крым, не желая более искать свиданий с поэтессой. Впоследствии им приходилось пересекаться, но во встречах этих не было трепета, взаимного восхищения, влюбленности, как в период с февраля по июнь 1916 года. К тому времени относятся стихотворения, которые литераторы посвятили друг другу: три произведения Мандельштама и десять — цветаевских.

Именно Осипу Эмильевичу адресовано знаменитое «Никто ничего не отнял. ». В нем лирическая героиня уверена в невероятной силе настоящих чувств. Истинная любовь дает человеку возможность преодолеть все преграды, среди которых — расстояние в сотни верст, в сотни лет. Полное погружение в стихию чувств — важнейшая черта личности лирической героини. Ей необходимо буйство страстей, тогда и разлука будет нипочем. В стихотворении Цветаева называет Мандельштама «молодым Державиным». Спустя много лет она немного пояснит это сравнение в статье «Поэт-альпинист», посвященной практически забытому сейчас Николаю Гронскому. По мнению Марины Ивановны, «у Мандельштама Державин именно — традиция, словесная и даже словарная». То есть Осип Эмильевич пишет как Гавриил Романович, но не дышит его воздухом.

«Никто ничего не отнял. » — произведение необыкновенно музыкальное, что вообще характерно для творчества Цветаевой. Сама поэтесса свои стихотворения сравнивала с песнями. Как-то раз она сказала короткую, но очень точную фразу: «Пастернак в стихах видит, а я слышу». Великий композитор Сергей Прокофьев в поэзии Марины Ивановны отмечал присутствие пульсирования ритма, ускоренного биения крови. Кроме того, стиль Цветаевой — воплощение в словах экзальтации, экстаза, надрыва. Поэтому в стихотворении «Никто ничего не отнял. » — обилие восклицательных знаков и тире. Строки получаются энергичными, экспрессивными. Тем не менее, произведение выходит очень женским. Особенно ярко это выражено в заключительной строфе:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.

«Расстояние: вёрсты, мили…»: стихотворение Марины Цветаевой о расстоянии и разлуке

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Б. Пастернаку
Рас-стояние: вёрсты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.

Рас-стояние: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий…
Не рассо́рили — рассори́ли,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: вёрсты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!

Интересна и история ещё одного стихотворения Марины Цветаевой — «Мне нравится, что вы больны не мной…». Многие будут удивлены, узнав, кому она его посвятила.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: