Реферат на тему: Основные темы и идеи лирики ва

Реферат на тему: Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

У Онегина и Печорина много сходного: оба они являются представителями столичного дворянства, они богаты, хорошо образованы, оба владеют наукой «страсти нежной», умны, стоят на голову выше окружающих. В душе их скопились необъятные силы, не находящие положительного применения. Жизнь им скучна, как давно прочитанная книга. И они ее равнодушно листают, позевывая в кулак. Еще в поэме «Кавказский пленник» Пушкин ставил своей задачей показать в герое «преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Эта цель была достигнута только в романе «Евгений Онегин». Онегин современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяла светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью «по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам», то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, «страдающий эгоист», «эгоист поневоле, все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как «мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум». Печорин другой пример «до времени созревшего», состарившегося молодого человека. Как ни парадоксально это сравнение, тем не менее оно очень четко отражает суть характера Печорина. Невольно вспоминаются строки из «Думы» Лермонтова: Так, ранний плод, До времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз Висит среди цветов пришлец осиротелый. И час их красоты его паденья час. Печорин герой 30-х годов 19 века. Эта натура более активная, чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него -осознание своей силы и желание применить эту силу в жизни. В своем дневнике он записывает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Возможностей применить свои богатые силы у молодых людей того времени было очень мало. В общественно-политических условиях 30-х годов 19 века богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. «Но не угадал я своего назначения, увлекся приманками страстей.» Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям несчастье: покидают свой дом контрабандисты («Тамань»), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мэри, не знает счастья Вера («Княжна Мэри»), умирает Бела («Бела»), зарублен пьяным казаком Вулич («Фаталист»), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. Причем Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни упадал я на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил». По словам Белинского «Герой нашего времени» это «грустная дума о нашем времени.», а Печорин «это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». В предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени» Лермонтов не высказал прямо своего отношения к герою. Прежде всего автор ставил перед собой задачу правдиво показать типичного героя своего времени. И все же Лермонтов верит в своего героя, верит в то, что «сердце его жаждет любви чистой и бескорыстной», в то, что Печорин не стопроцентный эгоист, потому что «эгоизм не страдает, не обвиняет себя, но доволен собою, рад себе.» Лермонтов, по словам Белинского, верит в духовное возрождение -своего героя: «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви».

ПАНЧАЯТ — в Индии совет, стоящий во главе касты, храмовой организации, сельского кооператива и т. п. Также название ряда органов самоуправления в странах Юж. Азии. ПАНЧЕВО — город в Сербии, автономный край Воеводина, порт на Дунае. 72 тыс. жителей (1991). Нефтехимическая, машино-строительная, электронная промышленность. ПАНЧЕНКО Александр Михайлович (р. 1937) — российский литературовед, академик РАН (1991). Основные темы исследований: русская стихотворная культура 17-18 вв., «смеховой мир» Др. Руси, история и вечность в системе культурных ценностей России («Русская культура в канун петровских реформ», 1984). Актуальные выступления в защиту духовно-нравственных традиций. ПАНЧЕНКО Борис Амфианович (1872-1920) — российский историк. Главная работа — «Крестьянская собственность в Византии» (1904). ПАНЧЕНКО Николай Васильевич (р. 1924) — русский поэт. Один из инициаторов издания альманаха «Тарусские страницы». В лирике, отмеченной интересом к «проклятым» вопросам, отстаивает ценности христианского гуманизма. Сборники стихов и поэм: «Теплынь» (1960), «Зеленая книга» (1971), «Избранное» (1988), «Осенний шум» (1990) и др

основные мотивы лирики а с пушкина поурочный план 9 класс

29 мар 2013. Урок 13 «ВСЕ ВОЛНОВАЛО НЕЖНЫЙ УМ» (А. С. ПУШКИН) (ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ А. С. ПУШКИНА). Цели: показать. Основные темы лирики А.С.Пушкина.. презентации. 9 класс Г.И.. Основные темы лирики А.С. Отели все включено в Пушкине, бронирование онлайн! Oтзывы, фото и цены! 16 янв 2012. Т.М. Амбушева. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику – хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой. — Волгоград:… Знать этапы жизненного и творческого пути Пушкина… Основные мотивы лирики А.А.Блока. Поурочное планирование курса литературы в 9 классе (102 часа по программе). Составление хронологического плана. Индивидуальные… ( Основные мотивы в лирике А.С. Пушкина. Патриотические и вольнолюбивые стихи. Тема урока: Основные темы, мотивы лирики А. С.Пушкина (урок-презентация).. простого плана, который позже становится развернутым, выделяются этапы и их. 14 мар 2013. Литература. Поурочные планы по программе А.Г.Кутузова. 9 класс / Составитель Л.М.Серегина.… Эссе «Проза Пушкина насквозь проникнута поэзией».… Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

16 янв 2012. Т.М. Амбушева. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику – хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой. — Волгоград:… Знать этапы жизненного и творческого пути Пушкина… Основные мотивы лирики А.А.Блока.
Основные мотивы лирики А.С.. Творчество А. С. Пушкина. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные планы, представленные в пособии, составлены на основе программы по литературе для… Основные мотивы лирики А. С. Пушкина 90. Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина. Богатство художественного содержания пушкинской лирики неохватно,. Конспект урока литературы в 9 классе УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ. Всё видит, слышит, всем владеет… А. Ахматова ПЛАН. 1.Тема поэта и поэзии – традиционная тема в европейской культуре. 2.Роль поэта и поэзии – центральная тема лирики А. С.Пушкина. 3.. в предыдущих стихах мотивов, своеобразное духовное завещание. Поурочные планы, представленные в пособии, составлены на основе программы по литературе для… Основные мотивы лирики А. С. Пушкина 90. 29 мар 2013. В категории Поурочные планы по русской литературе 10 класс вы можете найти. (Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина). Московский региональный базисный учебный план 2007. А.С.Пушкин. Лирика. Свобода как социальный, нравственный и философский идеал.. Основные темы и мотивы лирики.… А. П. Чехов. (9 час) Жизнь и творчество. 92.. 9 класс вы можете найти Урок 30 «ХОЧУ ВОСПЕТЬ СВОБОДУ МИРУ» (СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА.

Конспект урока литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике Пушкина»

Выбранный для просмотра документ Тема дружбы в лирике Пушкина..docx

Тема. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

рассмотреть, как развивалась тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина;

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

IІ. Актуализация прежних знаний, реализация домашнего задания.

Вступительное слово учителя.

«Становление пера» А.С.Пушкина происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицеистские друзья Пушкина (А.А.Дельвиг, И.И.Пущин, В.К.Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицеистского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских» (по Б.Томашевскому).

Стихотворения для анализа: «К Пущину» (1815), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует лицей» (1832), «Была пора…» (1836).

Сообщения подготовленных учеников, реализация их индивидуальных заданий.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина.

Лицейский период (1811-1817) и Петербургские годы (1817-1820).

Преобладает лирический жанр – дружеское послание.

Послание – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.

В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через всё его творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Опять я ваш, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простёрлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Анакреотические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени.

Анакреон – древнегреческий поэт, воспевший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.

Анакреотическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм.

Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты»,1814; «Моё завещание друзьям», 1815).

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

(«Воспоминание» (К Пущину), 1815)

Дай Бог, чтоб я с друзьями

Встречая сотый май,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок; наливай!

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш,

И пусть умрём мы оба

При стуке полных чаш!

(«К Пущину»4мая 1815)

Южный период (1820 – 1824).

1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

. Горишь ли ты, — лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)

2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки:

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

4) Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени)

Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха шумный пир,

При кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир.

Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы)

1)Меняется пафос дружеской лирики: всё больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например, такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира:

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш…

(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836)

Шесть мест упразднённых стоят,

Шести друзей не узрим мы боле,

Они разбросанные спят –

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

2) Индивидуальные характеристики, появившиеся в раннем творчестве, со временем сливаются в обобщённый образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету.

Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим…

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности:

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

(«19 октября», 1828)

3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве («К Чаадаеву»), так и в зрелом творчестве.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

(«Во глубине сибирских руд», 1825)

Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нём гражданских мотивов.

IV. Подведение итогов урока.

1.Выучить наизусть стихотворение «Пущину».

2.Читать свободолюбивые стихи А.С.Пушкина: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Арион», «Анчар».

Презентация по литературе «А.С.Пушкин: основные мотивы лирики»
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Презентация предназначена для учащихся 9 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с основными мотивами лирики А.С.Пушкина и на обучение анализу стихотворного текста. Может быть использована для изучения лирики как на конкретном уроке, так и на уроке по закреплению пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
a.s.pushkin_osnovnye_motivy_liriki.ppt 841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рассказывает об основных темах и мотивах цветаевской лирики, дает ключ в поэзии М.Цветаевой.

Материал представляет собой разработку урока литературы «Основные мотивы лирики С.Есенина» для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО .

Урок с использованием современных технологий.

В презентации представлен материал, сопровождающий лекцию учителя на уроке в 9 классе. Портреты адресатов лирики поэта.

Материал предназначен для самостоятельной работы в 9 классе (болеющим ученикам, тем. кто находится на карантине) и содержит теоретические сведения и вопросы по текстам произведений п.

Основные мотивы лирики Пушкина, названия стихотворений.

Статья может быть использована как материал к уроку литературы в 7 классе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector