Конкурс басен крылова

А я скажу: по мне уж лучшей пей. — обработка по словицы «По мне хоть пей, да дело разумей». Особое значение придавал этой басне Гоголь, находя в ней выражение здравого народного взгляда на практическую деятельность. В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» он писал: «Особенно слышно, как он держит сторону ума, как просит не пренебрегать умного человека, но уметь с ним обращаться. Это отозвалось в басне «Музыканты», которую он закончил словами: «По мне уж лучше пей, да дело разумей». Не потому он это сказал, что хотел похвалить пьянство! но потому, что заболела его душа при виде, как некоторые, набравши к себе на место мастеров дела, людей Бог весть каких, еще и хвастаются тем, говоря, что хоть мастерства они не смыслят, зато отличнейшего поведения. Он знал, что с умным человеком все можно сде лать и не трудно его обратить к хорошему поведению, если сумеешь умно поговорить с ним; но дурака трудно сделать умным, как ни говори с ним».

Басни дедушки Крылова

Басни Крылова дети слышат с первых учебных дней. Как проверить, запомнили они произведения или нет, нравится им этот жанр литературы или нет?
Наталья ЕЩЕНКО из с. Тимирязево Воронежской области предлагает провести урок-конкурс с использованием различных игр и соревнований, в ходе которого можно получить эти ответы на вопросы учителя.

3-й класс

Тема. «Басни Крылова».

Цели. Повторить произведения И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование. Портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книга «Басни Крылова», конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений, черный ящик, очки, зеркало.

I. Организационный момент

На доске – портрет баснописца и рисунки детей к его басням.

II. Вступительное слово учителя

Учитель. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.
Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.
Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
В баснях Крылова фигурирует множиство различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.
Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодняшний наш урок проведем в виде конкурса, который позволит выявить лучшего знатока басен.

III. Конкурсная программа

Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен Крылова.

У. Сначала проведем разминку.

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем.
В какой басне звучат эти слова?

Дети. «Волк и Ягненок».

У. Кто так говорил:

«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час
Так, что голову вскружило».

У. Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет».

Д. Мартышка, Осел, Козел да Мишка.

У. Кто смеялся над чужой бедой?

У. Кого «по улицам водили, как будто напоказ»?

У. Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»?

Д. «Кукушка и Петух».

У. Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню?

У. Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймет»?

Д. «Лисица и виноград».

У. Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые разложены на демонстрационном столе.

Дети по очереди вытаскивают конверты с заданиями, которые читает учитель.

Конверт 1

Поэтический конкурс
Каждый желающий ученик читает наизусть понравившуюся ему басню Крылова.

Конверт 2

Инсценировать басню «Ворона и Лисица».
Задание не оценивается, так как готовится заранее.

Конверт 3

Конкурс «Юный художник»
Учитель показывает иллюстрации к произведениям, дети отгадывают названия басен.

Конверт 4

Конкурс эрудитов
Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.

Вопросы

1. Героиня басни «Квартет».
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?
6. Любимое блюдо Демьяна.
7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись».
8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

У. Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая «пропела все лето».

Конверт 5

Конкурс «Угадай-ка»
На карточках обозначены герои басен.

У. Какие герои басен здесь зашифрованы?

– и – и – а
о – ё –
– о – ь – а
– о – о – е –
в – – –
– у – а – е –
– т – е – о – а

Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

Конверт 6

Конкурс «Кто больше?»
За 1 минуту на листочках дети должны написать как можно больше героев басен.

Конверт 7

Конкурс «Черный ящик»
Учитель достает черный ящик.

У. В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, «что там за рожа».

У. В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

IV. Игровая программа

У. Переходим к игровой части нашего урока. Не забывайте, что вы продолжаете собирать жетоны. Первая игра называется «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».

Д. Надо: «к дереву подходит, с вороны глаз не сводит».

У. «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!»

У. «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись«.

У. «Ворона гавкнула во все воронье горло».

У. «Мартышка к старости слаба ушами стала».

У. «»Соседка, перестань срамиться» – ей бабка говорит».

У. Следующая игра – «Загадочные животные».

– Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.

Дети выполняют задание.

– Что у вас получилось?

Д. Волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.

У. В каких баснях встречаются эти животные?

Д. В баснях «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Квартет», «Слон и Моська».

У. Следующая игра – «Лото».

На доске два игровых поля. На одном на карточках написаны строчки из басен, на втором, разрезанном на части, – названия басен.

Лето красное пропела.

С ним была плутовка такова.

Соседка, перестань срамиться!

Вперед чужой беде не смейся, Голубок!

Я три тарелки съел.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

А воз и ныне там.

А проку на волос в них нет.

Сильнее кошки зверя нет!

Разрезанные на части картинки

Стрекоза и Муравей

Ворона и Лисица

Лебедь, Щука и Рак

Мартышка и очки

У. Вам надо определить, из какой басни взяты строчки.

Правильно наложив карточки со второго поля на первое и перевернув их, вы увидите на получившейся картинке героя басни Крылова.

Дети выходят к доске и выполняют задание.

– Героиню какой басни вы видите на картинке?

Д. Ворону из басни «Ворона и Лисица».

V. Подведение итогов

У. Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Но самым лучшим знатоком басен оказался. (учитель называет фамилию победителя). Он награждается эмблемой «Лучший знаток басен Крылова» и книгой «Стрекоза и Муравей».

Тема конкурс знатоков басен Крылова

Конкурс знатоков басен И.А.Крылова

Цель: закрепить и обобщить полученные знания учащихся по творчеству И.А.Крылова. Задачи :— развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе;— развивать творческие способности учащихся;— развивать устную речь.Методы : словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.Возрастная категория:6-7-8 класс Здравствуйте, ребята! Начинается конкурс знатоков басен замечательного русского поэта И.А.Крылова.

Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживаютВ.А.Жуковский

Мы с вами проведем небольшой конкурс-разминку.— Назовите, героиню, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна)— У кого к зиме под листом «был готов и стол и дом»? (у Стрекозы)— Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська)— Кого «по улицам водили как будто на показ»? (Слона)— Какого цвета было для стрекозы лето? (красное)— На дереве какой породы восседала ворона? (ель)— Что пленило лисицу? (сырный дух) — Какой первой частью тела вороны восхитилась лисица? (шея)Молодцы! 1. Крылатые выражения.(кратко, в образной форме выраженная мысль, ставшая поговоркой. Поговорки лишены прямого поучительного смысла)

Учитель

Кто не слыхал его живого слова?Кто в жизни с ним не встретился своей?Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим все сильней.Со школьной парты с ними мы сживались,В те дни букварь постигшие едва.И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.(М. В. Исаковский)

А вы знаете и сможете ли продолжить выражения, которые стали уже крылатыми? Давайте проверим

1. «Ты всё пела? Это дело:…» (так поди же, попляши 2. «А вы, друзья, как не садитесь…» (все в музыканты не годитесь)3. «Кукушка хвалит петуха …» (за то, что хвалит он Кукушку)4. «У сильного всегда…»(у сильного всегда бессильный виноват)5. «Слона — то я и не ….» (приметил)6. «А Васька слушает да …» (да ест)7. «Когда в товарищах согласья нет…» (на лад их дело не пойдет)8. «И в сердце льстец всегда отыщет…» (уголок)

2 Назови басню.

Из каких басен эти строки?(Слайд.)

— «Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк…»— «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом» — «Спой, светик, не стыдись!»— «А только воз и ныне там!»— «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»— «Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю»

(«Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Лисица и ворона», «Лебедь, рак да щука», «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»)

3. Загадочные животные

В каких баснях встречаются эти животные? (Слайд.)

— «Ворона и Лисица»— «Кукушка и Петух»— «Стрекоза и Муравей»— «Лебедь, Рак да Щука »— «Квартет»— «Очки и Обезьяна»— « Волк и Ягненок», «Волк на псарне»— « Слон и Моська»4.Краеведение (отрывки из басен А.Пинаева) Поэтическая остановка. Прослушаем отрывки из басен в исполнении артистов и назовем, какая это басня?

5. Загадочный ларец. Нам в вагон занесли ларец. Интересно, что в нем лежит? Надеемся, вы нам поможете(Слайд.)

— В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, «что там за рожа». — В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.— В ящике лежит предмет, дух которого Лису остановил.— В ящике лежит предмет, без которого не смог бы сыграть ни один музыкант.— В ящике лежит предмет, который особенно любит кушать свинья.6. Путаница. Мы с вами так долго ехали, что совсем запутались. Помогите нам: необходимо найти и исправить ошибки(Слайд.)

«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с Кукушки глаз не сводит».— «Ворона гавкнула во все воронье горло».- «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись ». — «Почуя серого так близко собаку , Псы залились в полях и рвутся вон на драку».

7 Кто быстрее? — Скажите, что такое антонимы?Конечно же, мы должны уметь сравнивать поступки героев басен и находить то, что можно противопоставить глупости, хитрости, грубости и т.дНам необходимо подобрать слова-антонимы к следующим словам:(Слайд.)

глупый – трудолюбивый – хитрый – скромный –

8.Подберите пословицу к басне

Какая мораль у басен? Что высмеивает автор? Задание: подберите пословицу к басне

Чужой бедой сыт не будешь.

Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Моя хата с краю, я ничего не знаю.

Всякий хлопочет, себе добра хочет.

Скромность всякому к лицу.

Не в свои сани не садись.

Собака лает, а владыка едет.

Как не дуйся лягушка, а до вола далеко.

Много поту, да мало толку.

Маленькое дело, лучше любого безделья.

Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

Праздники помнит, а будни забывает.

9. Работа с карточками и иллюстрациями. Задание: узнай басню по иллюстрации, назови мораль и пословицу.

10. Нарисовать иллюстрацию к басне за 5 мин. Рисует команда.

11. «Что? Где? Когда?».

— Что было в руках у музыкантов? (альт, бас, 2 скрипки)

— Где Барбос увидел свою старую знакомку Жужжу? (на окне, на мягкой пуховой подушке)

— Когда какой-то птицелов наловил по рощам Соловьёв? (весной)

— Где и когда Муха встретилась с Пчелой? (в саду, весной)

— Что увидела голодная кума Лиса в саду? (виноград).

— Что нашёл Петух, навозну кучу разрывая? (Жемчужное зерно)

— Где Мартышка увидела свой образ? (в зеркале)

— Когда Волк повал на псарню? (ночью)

— Что Ворона выронила из клюва? (сыр)

— Когда Ягнёнок пришёл к ручью напиться? (в жаркий день)

— Где Свинья наелась желудей досыта, до отвала? ( под дубом вековым)

— Когда Стрекоза пришла к Муравью? (осенью)

— За что Кукушка хвалит Петуха? (за то, что хвалит он Кукушку)

— Где был Любопытный? (в Кунсткамере)

заключение— А сейчас прочитайте эпиграф к уроку: «Его басни дойдут до потомства и никогда не потеряют в нём своей силы и свежести, ибо они обратились в народные пословицы, а народные пословицы живут с народом и их переживают» (В.А.Жуковский) — Согласны ли вы со словами русского поэта?

Открытый интегрированный урок–концерт по басням И.А. Крылова «А за меня мои звери говорят!»

Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Крылова, с жанровыми признаками басни, обучать выразительному чтению, научить анализировать литературное произведение.

Развивающая: формирование развития фантазии, воображения; развивать умение понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.

Воспитательная: воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения русского баснописца И.А.Крылова.

Оснащение урока: портрет И. А.Крылова, книги с произведениями баснописца, иллюстрации и рисунки детей по фрагментам басен, магнитофон, костюмы к инсценировкам, проектор и экран для демонстрации слайдов, плакат “Крылатые выражения”. Презентация

ХОД УРОКА

1. Распевка – музыкальное приветствие:

Музыка, здравствуй! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте!

Музыка, здравствуй! Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте!

Музыка, музыка! Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте!

День твой прекрасен! Здравствуйте, все!

День твой прекрасен!

2. Звучит в записи “Шутка” И. С. Баха.

Учитель: — Ребята, я рада, что “Шутка” И. С. Баха вызвала у вас улыбку и хорошее настроение, а значит, мы достигли своей цели. А именно, вызвали настрой на урок-концерт “А за меня мои звери говорят!”

Начало показа слайдов с Презентацией.

3. Работа с эпиграфом к уроку.

— Согласны ли вы со словами русского поэта?

— Почему крыловские слова названы “крылатыми”?

4. Прослушивание в записи басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.

— Ребята, что мы сейчас с вами прослушали? (Басню Крылова).

— А что такое басня? (Басня – короткий занимательный рассказ в стихах, в котором главная мысль – мораль — высказывается в виде поучительного вывода).

— Кто действующие лица в баснях? (В баснях действуют не только люди, но и животные, растения и даже неодушевленные предметы).

— Почему животные, насекомые, вещи в баснях говорят человеческим языком? (Потому что они похожи на людей по своим поступкам и характерам).

— Стрекоза и Муравей, Кот и Повар, Листы и Корни – вот герои басен Крылова. Но под видом животных, растений в них говорится о человеческих недостатках и пороках. Такое изображение называется аллегорией.

Аллегория – слово греческое, в переводе оно означает – иносказание.

— В каких литературных произведениях животные, насекомые, вещи говорят человеческим языком? (В сказках о животных)

— Такой способ изображения в художественных произведениях, когда животные или неодушевленные предметы говорят и действуют, как люди, называется олицетворением.

— Значит, олицетворение – это один из важных признаков большинства басен.

Демонстрация слайда с формулировкой данных литературных терминов.

5. Из истории басни.

— Ребята, литературная форма басни была известна задолго до Крылова, и баснописцев было много. Басни сочинялись еще в Древней Греции и Древнем Риме, создавались в Европе в средние века и позднее. Много басен было написано и русскими поэтами еще до И.А. Крылова. Но никто из прежних русских писателей не создал таких басен, которые могли бы сравниться с крыловскими.

6. Беседа о памятнике И.А.Крылову.

— А теперь, ребята, давайте рассмотрим изображение памятника И. А. Крылову.

Немного найдется во всем мире городов, которые были бы также прекрасны, как Петербург. Много в нем чудесных сокровищ искусства. Немало великолепных памятников на его улицах, площадях и в парках.

Может кто-то из вас был в этом городе? Но давайте представим, что с набережной Невы входим мы в Летний сад и, пройдя несколько шагов, останавливаемся, пораженные произведением искусства.

На постаменте перед нами, словно живой, сидит Иван Андреевич Крылов. Его большая голова чуть наклонена вниз. Глаза его серьезны и внимательны, будто разглядывают они, что делается внизу. А там, вокруг постамента, толпятся отлитые из бронзы “герои” его басен. И кажется нам, что вот-вот полные губы Крылова дрогнут, сложатся в улыбку, и тогда оживут, задвигаются бронзовые медведи, лисицы, зайцы, обезьяны и волки. Этот памятник поставлен Крылову в городе, где он создал больше двухсот своих басен.

7. Учащиеся рассказывают биографию и басенное творчество И. Крылова.

8. Инсценирование басен “Ворона и лисица”, “Волк и Журавль”, “Лисица и виноград”.

9. Беседа по инсценировкам.

— Скажите, какие пороки осмеивает в этих баснях баснописец? Какова мораль каждой из басен?

10. Зарядка для глаз.

11. Литературная викторина.

Демонстрация слайдов с изображением иллюстраций к басням.

Учитель показывает иллюстрации и рисунки, учащиеся угадывают, из каких басен взяты фрагменты на них, и просит назвать строчки из басен.

12. Творческая работа.

— А теперь, ребята, представьте, что мы готовим с вами газету к Неделе Экологии. Вы знаете, что в нашей школе проходит много мероприятий. И трое мальчишек рьяно взялись за дело. Один предлагает одну статью, другой – другую, третий – третью. И вот конкурс уже подходит, а газета еще не готова.

Какая мораль и из какой басни подходит к этой ситуации? (“Лебедь, Щука и Рак”)

— Расскажите о ситуации, в которой вы могли бы использовать мораль одной из крыловских басен.

13. Прослушивание в записи басни “Лебедь, Щука и Рак”.

— А для того, чтобы хорошо сделать что-нибудь, что нужно для этого? (Уменье).

Из какой басни эта строчка: “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (“Квартет”).

Звучит в записи басня “Квартет”.

14. Индивидуальное выразительное чтение басен учащимися на выбор.

15. Крылатые выражения.

— Многие мысли Крылова в его баснях оказались такими меткими и мудрыми, что стали народными пословицами и поговорками. О каких выражениях уз басен мы уже говорили, что они стали пословицами?

Учитель проводит викторину на знание крылатых выражений, записывают в тетрадь.

Показ слайда с викториной “Продолжите крылатые слова”, “Из каких басен эти строки?”

Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали,
Ванькой – встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.

17. Дети исполняют шведскую народную песню “Три братца” и песню “Я первый ученик”.

— Ребята, а какие пороки высмеиваются, осуждаются в этих песнях? (Жадность, обжорство, хвастовство, ложь).

18. Значение басен И. А. Крылова.

— Мы с вами говорили, что форма басни была известна задолго до Крылова, и баснописцев было много. Но никто не создал басен, которые могли бы сравниться с крыловскими. Его басни не умирают и в наши дни.

Это произошло потому, что Крылов тесно связал свои басни с жизнью народа. Он становился на защиту крестьян, обличал жестоких праздных дворян, хищников-чиновников.

С уважением говорил Крылов о труде русских крестьян и верил в великое будущее народа.

Многие человеческие пороки осмеял Крылов в своих баснях: жадность, трусость, лицемерие, подхалимство были свойственны многим людям, жившим при крепостном строе. Басни Крылова помогали понимать отрицательные черты людей.

Они помогают и нам бороться с ленью, беспечностью, трусостью, хвастовством, ложью.

Мы можем гордиться Крыловым, как великим русским писателем, а его баснями – как национальным сокровищем русского народа.

19. Подведение итогов и выставление оценок.

20. Домашнее задание: попробовать сочинить свою басню.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: