Кому на — Руси жить хорошо

Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.

За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор — который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем — словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье — в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали — так, что рука не поднимается взять медные пятаки — жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, — теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну, а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.

Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.

Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар — но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово — один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.

Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом — несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.

И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни — барщинную, голодную, солдатскую, солёную — и истории о крепостном времени. Одна из таких историй — про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе ещё большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребёнком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову — единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Ещё одну историю — о двух великих грешниках — рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника — Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».

Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.

Однажды встретились семь мужиков и затеяли между собой спор, кому из них живется на Руси лучше всего. Вскоре они не заметили, как оказались за тридцать верст от дома. Понимая, что уже довольно поздно и домой не вернуться, они разводят костер и за бутылкой продолжают начатый спор. После чего начинается драка, которая не решает их проблемы.

Однако решение приходит само собой: один мужик ловит птенца пеночки, которой приходится рассказать, где найти скатерть самобраную. Вскоре им встречается поп, который предоставляет им ответ на вопрос, что счастье заключается в покое, богатстве и чести. Мужики соглашаются с попом и чувствуют некое неудобство перед попом.

Вскоре они прибывают в село Кузьминское, где желают знать все о счастье. Мужики-странники узнают от торговцев, что жизнь на Руси будет не возможна, если люди будут трезвыми. Они просто не смогут выдержать повседневный труд и беды. Одно было понятно точно, если люди прекратят пить, то на Руси поселится печаль.

Однако мужики-странники все же решают продолжать поиски людей, которым все же живется на Руси хорошо. Несмотря на то, что мужики предлагали бесплатную выпивку, лишь бы обнаружить счастливого человека на Руси, таковых не нашлось. Потеряв все надежды, найти счастливого человека, которому жить на Руси хорошо среди мужиков, они решают пообщаться с бабами. Им удается узнать о некой Матрене Тимофеевне Корчагиной, но она такой себя не считает и рассказывает свою историю жизни.

Во время сенокоса мужики отправляются на Волгу, где наблюдают необычную сцену барского семейства. Косцы изображают перед Утятиным отмену крепостного права, помогая, таким образом, наследникам. Вскоре весь этот спектакль становится не нужным. После чего они слушают одну историю, связанную с холопом примерного Якова верного. Конец данной истории довольно был печальным, Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа.

Следующая история рассказывала о двух великих грешниках. ЕЕ им поведал божий странник Иона Ляпушкин. У разбойника Кудеяра появилась совесть, и он решает замаливать грехи. Прощение он получает тогда, когда убивает жестокого пана Глуховского.

Однако не одних мужиков волнует вопрос о народном счастье. На Вахлачине проживает сын дьячка – Гриша Добросклонов, которого волнует все, что связано с Русью. Но судьба преподносит ему не только имя и славу, но и чахотку в Сибири. Если бы было известно мужикам-странникам, что творится в душе Гриши, они бы точно поняли, что им следует вернуться домой. Цель их путешествия достигнута.

Краткое содержание Некрасов Кому на Руси жить хорошо

Пролог

В начале своего произведения автор описывает спор крестьян о том, кому на Руси «живется вольготно, весело». Данный разговор впоследствии превращается в драку, после чего между мужики заключают мир. Они хотят выяснить тот же вопрос у попа, купца и царя. Мужики отправляются по родной земле в поисках счастья.

Первым, кого встречают крестьяне, является поп. Священнослужитель рассказывает им о своей нелегкой жизни. Он убеждает странников, что и помещики, и крестьяне находятся в одинаково скудном положении и перестали жертвовать на церковь. Крестьянам жаль попа.

В данной главе автор обрисовывает несколько характерных для того времени персонажей.

Дело происходит на ярмарке, куда приходят все семь мужиков. Они обращают внимание на продажу картин. В этом месте автор с надеждой размышляет о том, что когда-нибудь наступят времена и народ понесет к себе домой не какого-нибудь разукрашенного «милорда», а Гоголя и Белинского.

Ярмарка прошла, а ночью народ начинает гулять. Конечно же, большинство прибывшего на ярмарку люда ходят пьяными, но не главные персонажи поэмы. Кроме них еще есть трезвый барин, записывающий в свою книжонку народные песни и наблюдения за простым людом. Таким образом, автор пытается показать в поэме самого себя.

Один из семерых странников Яким Нагой просит барина не высмеивать в своей книжечке пьяный люд. Этот мужик говорит, что есть на Руси и много непьющих людей, но пьяницам жить проще, так как страдания у всех одинаковы. Русский мужик силен и в труде, и в разгуле. Это одна из его ключевых черт характера.
Мужики собрались восвояси, но перед этим решили найти среди гуляющих счастливого человека.

Странники начали подзывать мужиков к себе и обещают каждому вдоволь водки, если человек докажет, что он счастлив. Таких «счастливых» находится не один десяток. Солдату радостно оттого, что он живой, что прошел и через палки и мимо пуль. Молодой каменотес хвалится своей силищей, а старый рад, что хоть и болен, но добрался-таки из Петербурга до родной деревни и остался жив. Охотник на медведей тоже рад, что не попался в лапы зверю.

Водки в ведре все меньше и поняли наши герои, что только зря хмельное перевели. Нашлись люди, которые посоветовали признать за счастливого Ермила Гирина. Тот всегда говорит правду, за что его и любит народ. Также он помогает другим и люди платят ему за это добром. Вот недавно подсобили ему приобрести мельницу, которую обманом чуть не выкупил один ловкач-купец. В результате выяснилось, что Гирин находится в остроге за правду.

Далее семеро мужиков встретили помещика Гаврилу Афанасьевича Оболта-Оболдуева, который тоже жаловался на свою нелегкую долю. Когда у него были крепостные, то ему жилось хорошо и богато. Он мог за любую провинность наказать своих нерадивых крестьян, как бы в назидание. После того, как крепостное право отменили, по его мнению, порядка стало меньше и многие барские усадьбы разорились. Разные писатели хотят, чтобы помещики были учеными и трудолюбивыми, но этого не может быть, так как они не для этого живут. Им предписано свыше «сорить народной казной» и «коптить божие небо». Это им на роду написано. Предки у барина были знатные – медвежий вожак Оболдуев, князь Щепкин, который хотел спалить Москву с целью грабежа. После того, как Гаврила Афанасьевич высказался, он зашелся в горьких рыданиях. Поначалу крестьян этот рассказ тронул, но затем они одумались.

Последыш

Семеро мужиков оказываются в деревне Вахлаки и наблюдают там необычные порядки. Местные крестьяне по своей воле решили остаться крепостными и терпят все выходки жестокого помещика-самодура князя Утятина.

Странников интересует, почему в этом месте до сих пор сохранилось крепостничество?

«Дикий» помещик Утятин не хочет признавать отмены крепостного права. В результате его хватил удар. Своих наследников он обвиняет в том, что от него уходят мужики. А те, испугавшись остаться без наследства, попросили жителей деревни притвориться крепостными, за что они впоследствии получат поемные луга. Мужики дали добро. Во-первых, им было не привыкать, а во-вторых, иногда крестьянам даже нравилось, что над ними есть хозяин.

Семеро странствующих мужиков узнают о том, что местный бургомистр прославляет Утятина, а здешний люд молится за его здоровье и от души радуются за своего благодетеля. Князь умирает от очередного удара. После этого у местных крестьян начинаются проблемы, так как они не могут поделить поемные луга с наследниками покойного князя.

Пир – на весь мир

Один из вахлаков Клим Яковлевич решает накрыть стол по поводу смерти князя Утятина. Странствующие мужики присоединяются к пиру и хотят услышать местные песни.

Далее автор в литературной форме пытается описать суть народных песен. Вначале идут «горькие» песни, в которых поется обо всем плохом, что сопровождает крестьянскую жизнь. Перед началом пения идет причитание с присказкой о том, что хорошо живется народу на русской земле, а в конце исполняется песня, посвященная примерному холопу Якову, наказавшему своего барина за то, что он над ним издевался. Как вывод идет размышление автора о том, что народ себя в обиду не даст.

Во время пира странники слышат рассуждения народа о божьих людях, которых кормят простые мужики, а те пользуются их добротой и верой и считают себя праведниками. Правда и среди богомольцев есть простые люди, которые лечат хворых, хоронят умерших и отстаивают правду.

Далее идет рассуждение о том, чей грех больше – крестьян или помещиков. По мнению Игнатия Прохорова крестьяне больше провинились перед Господом. В подтверждение этой мысли он заводит песню об овдовевшем адмирале, который перед смертью приказал старосте отпустить всех своих крепостных, но тот этого не сделал, тем самым согрешив против таких же, как он. Игнатий делает вывод, что мужики часто за копейку могут друг друга продать. Собравшиеся согласны, что так делать грешно и потому мужики живут в нищете да бесчестии.

Настало утро, пир утих. Один вахлак заводит веселую песню, где поется о том, что жизнь когда-нибудь обязательно наладится. Через песню до странников доносится мысль, что Россия еще может зажить богато и счастливо. Автор верит, что еще вспыхнет народная «искра» справедливости и добра, люди ее разожгут и сгорит все плохое дотла.
Единственным оптимистом в поэме предстает Гришка, а автор его поддерживает и в финале поэмы подает народу надежду на лучшую жизнь, которую они должны «выковать» своими руками.

Крестьянка

Семеро странствующих мужиков начали размышлять, что хватит искать счастья среди своих, лучше поговорить с бабами. Они приходят в заброшенное имение, где давно царит запустение. Барин не заботится о своей земле, а мужикам не хватает ума его содержать самостоятельно. Местным жителям рекомендуют найти некую Матрену Тимофеевну, которую кличут «губернаторша». Странники находят эту женщину среди жниц и уговаривают ее поделиться с ними сокровенным «женским счастьем».

Матрена говорит, что когда ходила в девках, то была счастлива. Ее тогда берегли родители. Поскольку воспитывалась Матрена в любви и ласке, то и работала она с душой. Пела за пряжей до поздней ночи, а на поле работала пританцовывая. Выпал ей на долю муженек Филипп Корчагин, работавший печником. После того, как она стала его женой жизнь пошла другим чередом.

Автор талантливо вплетает в свое повествование литературный пересказ русских народных песен, в которых идет речь о тяжкой доле замужней бабы, живущей в чужой семье, а также о том, как над ней измываются родственники мужа. Жалел Матрену только дед Савелий.

Дедушка Савелий тоже находился не в большом почете в своей семье, его даже обзывали «каторжником». Матрена вначале относилась к нему со страхом, так как обликом дед был похож на большого медведя, но узнав его лучше женщина поняла, что перед ней добрый и сердечный человек, после чего всегда с ним советовалась.

Как-то раз дед рассказал Матрене одну историю. Его отправили на каторгу за то, что он убил немца, который был управляющим и издевался над крестьянами.

Матрена Тимофеевна поведала о своей беде – у нее умер сын Демушка по вине свекрови, которая приказала, чтобы женщина не брала дитя на покос. Матрена выполнила приказ и ее сын остался под присмотром деда. Старый Савелий не доглядел внука и ребенка заживо съели свиньи. После приезжал «начальник», который проводил дознание. Ему не дали взятки и он приказал сделать вскрытие Демушки прямо на глазах Матрены, дескать, она виновата в смерти сына вместе с дедом.

Поначалу Матрена крепко ненавидела деда Савелия, но после простила его. Тогда старик собрался и ушел в лес. Прошло четыре года и женщина увидела Савелия на могиле своего сына. Это произошло тогда, когда умерли ее родители. Матрена забрала деда в свой дом, где он вскорости и отдал Богу душу, а до самой смерти был веселым и давал умные советы крестьянам.

Прошло еще некоторое время. У женщины появились новые дети, за которыми она сильно присматривала, желая им добра. Матрене даже приходилось угождать родственникам мужа, чтобы те не обижали своих внуков. Восьмилетний Федот пошел в подпаски и снова в дом Матрены пришло горе. Ее сынок стал догонять волчицу, которая украла овцу, но когда увидел, что у той есть малые волчата, не стал забирать у нее добычу. Староста решил наказать мальца за провинность, но Матрена стала на защиту своего сына и тогда наказали ее. Женщина была чем-то сродни этой волчице, которая беспокоится за своих детей до конца.

Пришел «год кометы». Как правило, такие года бывают неурожайными. Плохие знаки сбылись. Начался голод. Из-за этого между крестьянами часто происходили ссоры, доходившие до кровопролития. Но, как известно, беда не приходит одна. Супруга Матрены обманным способом забрали на службу в армию, после чего житья у свекров женщине совсем не стало, а она уже носила в себе Лиодорушку.

Матрена тем временем ушла из дома и уехала в город. Там она встретилась с женой губернатора Еленой Александровной, которой и рассказала о своей просьбе. Прямо в губернаторском доме она родила девочку и губернаторша стала ее крестной матерью. Кроме того, она попросила мужа, чтобы тот помог освободить Филипа из армии.

С того момента односельчане прозвали Матрену «губернаторшей» и называли ее счастливой. Женщина закончила свой рассказ с укоризной странникам, мол, среди баб счастливых не сыщешь. Хотели мужики найти ключи к женскому счастью, но они где-то глубоко спрятаны, а может их какая рыба проглотила, а где ее найти и «Бог забыл».

Дедушка Мазай и зайцы, Некрасов Николай Алексеевич

Краткое содержание, краткий пересказ

Дедушка Мазай и зайцы

Краткое содержание рассказа

Каждое лето рассказчик приезжал на неделю в деревню Малые Вежи, чтобы погостить у старого охотника Мазая и вместе с ним поохотиться. Как-то раз во время охоты начался сильный дождь, и рассказчик с Мазаем укрылись в сарае. Старик начал рассказывать истории про деревенских охотников: один поломал курок у ружья, и ходит с коробком спичек, а другой носит с собой горшок с угольками, потому что руки зябнут. Один из рассказов автор записал.

Мазай рассказывал, что в их низменном крае велось бы гораздо больше дичи, если бы мужики в весенние паводки не ловили и убивали зайцев. Раз Мазай поехал за дровами. Вдруг увидел он островок, на котором собрались зайцы. Мазай забрал их к себе в лодку. Ещё одного зайца подобрал он с пня, зайчиху взял в лодку и накрыл зипуном. На проплывавшем мимо бревне сидело с десяток зайцев. Мазай зацепился за багром за сучок на бревне и поволок его за собой.

Вся деревня смеялась с Мазая. А за деревней, как только он причалил к берегу, все зайцы пустились бежать врассыпную. Только две пары осталось. Они измокли и ослабли. Мазай их положил в мешок и принес домой. За ночь они отогрелись. Утром Мазай отпустил их в лес.

Смотрите также:

УкрЛіб © 2000 — 2020, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Н.А.Некрасова

Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывали ненависть к угнетателям народа.

Некрасов в первый раз создал произведения не только о народе, но и для народа. Поэт говорил: «Мое авторское самолюбие совершенно было бы удовлетворено, если бы, хотя после моей смерти, русский мужик читал бы мои стихи». Существенно новым было и то, что Некрасов, обращаясь к народу, указывал ему путь революции как единственно потенциальный и правильный.
Поэма «Кому на Руси существовать хорошо» — результат раздумий автора о судь^. бах страны и народа. Поэма создавалась на основе традиций передовой русской литературы. Некрасов выступал как продолжатель Радищева, Пушкина, Гоголя, реалистически изображавших народ и обширно вводивших в литературу устное народное творчество. Использовал Некрасов и достижения автора «Записок охотника», создавшего ослепительно личные, многообразные типы людей из народа, опирался и на свой собственный художественный опыт. Поэме «Кому на Руси существовать хорошо» предшествовало создание ряда других поэм: «Саша», «Несчастные», «Коробейники», «Мороз — Красный нос», «Дедушка», «Русские женщины». Органически была связана новая поэма и с лирикой Некрасова, особенно со стихотворениями, раскрывающими сердечный облик крестьянина: «Орина — мать солдатская», «Катерина», «Калистрат», «Зеленый шум» и другими.

Много лет работал Некрасов над своим любимым детищем, и лишь смерть оборвала работу — поэма осталась незаконченной.

Перед нами поэма-эпопея с энциклопедически широким охватом жизненных явлений. Жизнь народа в этой поэме представала в ее движении от прошлого к настоящему и будущему. Поэт-мыслитель смог уловить связь между жизнью отдельных людей и исторической жизнью народа, между повседневными, бытовыми явлениями и героикой, между современностью, историческим прошлым и будущим.

«Кому на Руси существовать хорошо» — не только результат и вершина творчества Некрасова, но и этапное произведение в истории русской литературы.

Кому на Руси существовать хорошо? — с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-странников в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная поставленная проблема их — найти «счастье мужицкое». Вот что говорят странники старосте Власу:

Мы ищем, дядя Влас,

В поэме решается самый основополагающий вопрос современности: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» В связи с ним возникает другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью? Отвечая на тот самый воп рос, Некрасов сумел обосновать, что путь к народному счастью — путь борьбы, и поэт призывает народ стать на тот самый путь.

Вопрос о народном счастье — это и вопрос о счастье каждого человека. В поэме обрисовываются противоположные идеалы счастья: личное благополучие, богатство, почести, с одной стороны; счастье личное, неотделимое от народного, — с другой. Об истинном счастье говорит герой поэмы Гриша Добросклонов:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

Только в борьбе за «воплощение счастия народного» человеку «вольготно, весело живется на Руси». Так понимали жизнь лучшие люди страны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: