Коктебельские вечера

В этом зале создан небольшой уголок Коктебеля. Нужно отметить, что Максимилиан Волошин и Марина Цветаева познакомились еще 1 декабря 1910 года в московском издательстве «Мусагет». Цветаева тогда подарила Волошину свой первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». На следующий день после знакомства с Мариной Цветаевой Максимилиан Волошин посвятил ей стихотворение:

К вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц Вечернего Альбома,
(Почему альбом, а не тетрадь?)

3 декабря 1910 года Волошин посещает дом Цветаевой в Трехпрудном переулке, гадает ей по руке и рождаются строки:

Раскрыв ладонь, плечо склонила…
Я не видал еще лица,
Но я уж знал, какая сила
В чертах Венерина кольца.
И раздвоенье линий воли
Сказало мне, что ты, как я,
Что мы в кольце одной неволи,
В двойном потоке бытия…

11 декабря 1910 года в газете «Утро России» была опубликована статья Волошина «Женская поэзия» (рецензия на сборник Марины Цветаевой «Вечерний альбом»). С тех пор и началась большая дружба двух поэтов. Будучи в Москве, Волошин берет с Марины обещание, что она обязательно посетит его гостеприимный коктебельский дом. И вот в 1911 году, не захотев пойти в восьмой педагогический класс гимназии, это было необязательным, Цветаева в апреле уезжает отдыхать в Гурзуф. Оттуда она пишет письма Максу, он ей отвечает, и они договариваются, что Марина, наконец, приедет к нему в гости.

5 мая 1911 года «после целого дня певучей арбы по дебрям восточного Крыма я впервые вступила на коктебельскую землю», Марина прибывает к порогу дома Волошина, откуда по лестнице сверху сбегает сам хозяин. Встреча состоялась. Анастасия Цветаева присоединилась к сестре позже. Она приехала около 22 мая 1911 года. В это время Анастасия Цветаева переживала романтический период в своей жизни – она была влюблена в молодого человека Бориса Трухачева и ждала его в Коктебеле. И он приехал в конце июня 1911 года и пробыл около недели.

В доме Максимилиана Волошина отдыхала творческая интеллигенция Украины и России, там собирались поэты, писатели, художники, музыканты и обстановка в доме Волошина была соответствующей. А вот сестры Цветаевы восприняли эту обстановку как необычную. Девочки выросли в дворянской семье, они были оторваны от реальной жизни, которая кипела вокруг. Жизнь они узнавали в основном из книг. Их мама Мария Александровна Цветаева (Мейн) уделяла им очень большое внимание. Они много читали, знали европейские языки, но жизни, как таковой, они не знали. Попав впервые в своеобразную, творчески раскрепощающую и вместе с тем очень искреннюю и по-человечески теплую атмосферу волошинского дома, Цветаева не только сразу подружилась со всеми его обитателями, но и постепенно стала освобождаться от многих своих подростковых комплексов, за что была потом очень благодарна Максимилиану Волошину.

Книги в красном переплёте

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
— Уж поздно!- Мама, десять строк. —
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки.
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо.
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры.
Кладбище. Вещий крик совы.
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона.
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы.
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Марина Цветаева, 1908-1910

Из сказки в сказку

Все твое: тоска по чуду,
Вся тоска апрельских дней,
Все, что так тянулось к небу,-
Но разумности не требуй.
Я до смерти буду
Девочкой, хотя твоей.

Милый, в этот вечер зимний
Будь, как маленький, со мной.
Удивляться не мешай мне,
Будь, как мальчик, в страшной тайне
И остаться помоги мне
Девочкой, хотя женой.

Марина Цветаева, 1909-1910

по страницам раздела:
Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Коктебельские вечера

Ещё за полгода я узнал, что каждый год в конце сентября к Крыму, в посёлке Коктебель, проводится большой джазовый фестиваль «Джаз-Коктебель». И я отправился туда.

Вот гора Кара-Даг и весь малюсенький Коктебель:

Впервые путешествовал дикарём. Впервые ехал без обратного билета. Хотя на фестиваль в маленький Коктебель приезжает 30 тысяч человек, проблем с жильём нет. И даже в пятницу вечером, когда уже стемнело, удалось снять замечательный домик на троих по 50 гривен (

270 рублей) за сутки.

Фестиваль поразил своим размахом и масштабами: прямо на пляже было построено четыре больших сцены. На картинке — самая большая сцена на нудистском пляже, а на заднем плане весь Коктебель и три остальных сцены.

Впечатления остались крайне положительные. Хорошая музыка, красивые девушки.

А какие в Коктебеле кошки. :)

Соседний посёлок Орджоникидзе порадовал пустынными пляжами и нереально красивыми видами морского заката:

. и вот такими молочными реками с кисельными берегами.

Дорога, размытая оползнями:

В понедельник полдня шёл дождь, и возникла неожиданная идея поехать на машине в Одессу, куда мы и выдвинулись во вторник. Первое, что встретилось на дороге, — заправка ТНК, предлагающая, судя по табличке, 95е, 92е, 80е и дизельное пиво:

По пути встретилось совершенно нереальных размеров сооружение. Обратите внимание на маааааленький заборчик внизу — это стандартный забор, высотой 2 метра.

Путь пролегал через город Херсон. В нём встретился магазин с замечательным названием:

Везде на обочинах стоят вот такие щиты. А ну-ка догадайтесь, что это значит:

Узбеки тут не при чём. Это — просьба содержать обочины в чистоте. :)

К вечеру мы добрались до Одессы. Мы въехали в этот город, а я никак не мог осознать реальность происходящего. Для меня Одесса — сказочный город. Город, в который я мечтал попасть всегда и знал, что никогда не попаду. А тут вдруг неожиданно я в Одессе. Даже в темноте Одесса нереально красива. На приморском бульваре каждое дерево опутано огромным количеством разноцветных лампочек. Увы, фотография не способна передать всю красоту светящегося бульвара.

Мы поселились в гостинице «Пассаж», которой уже 110 лет. Гостиница стоит на углу Дерибасовской и Преображенской, в самом-самом центре.

Внутри гостиницы — торговые ряды.

Роскошный вестибюль с огромным бронзовым зеркалом:

Впечатляющие ключи от номера:

А вот и сам роскошный номер:

Почти со всеми удобствами:

И впечатляющим видом из окна:

Одесса — город контрастов. :) Как же мы были поражены, услышав в два часа ночи в круглосуточном магазине диалог между покупателем-одесситом и продавщицей. Я всегда думал, что Жванецкий утрирует, изображая, как говорят в Одессе. Нет! Всё было именно так, как у Жванецкого. И когда один из нас предложил одесситу альтернативный вариант закуски к коньяку, который он покупал, одессит развернулся и произнёс фразу, которую можно услышать только в одном городе мира. Он сказал: «Вы таки хотите меня уесть?». Это было смешнее, чем у Жванецкого.

А вот и памятник Дюку Решилье:

И он же в неприличном ракурсе «со второго люка», как пел Чиж:

Мы спустились по лестнице в порт и обнаружили, как нам нереально повезло. Именно в этот день, 24 сентября 2008 года, в порт Одессы зашёл гигантский корабль «Королева Виктория».

Обратите внимание, как смотрится совсем не маленький катер рядом с Королевой.

А рядом, у причала, стоит корабль с вот таким замечательным названием:

Ещё забавнее название сети супермаркетов:

Посмотрите внимательно, что не так:

«Евросеть» пририсовала к российскому флагу две полосочки украинского.

А вот какая удивительная агитация встретилась на улице:

На привоз, к сожалению, попасть не удалось — он рано закрывается. Решил пойти в новый привоз. А там.

Под названием «Новый привоз» скрывался роскошный торговый центр. :)

И в заключении рассказа об Одессе небольшая сценка с пирса. Воробьям достался упавший кусок бублика. Они стали тащить его в разные стороны. Но.

Прилетел большой баклан и утащил кусок целиком (увы, всё было так быстро, что сфотографировать его не удалось). Грустные воробьи остались ни с чем:

По дороге из Одессы в Киев мы заехали в дендропарк «Софиевка» в Усмани:

И вот мы в Киеве. Приятно удивило киевское метро. На эскалаторах тихо играет классическая музыка. На одной из станций на каждой платформе висят три проектора, показывающие видеосюжеты на стене платформы. Причём, когда приближается поезд, вместо видео появляется предупреждение: «осторожно, приближается поезд». В большинстве поездов на потолке висят 15-дюймовые ЖК-панельки, на которых между станциями показываются фрагменты передач Animal Planet и других познавательных ТВ-каналов, а при приближении к станции показывается название станции и даже фотография её вестибюля. Очень полезная и приятная «развлекаловка». А ещё метро (да и другой транспорт) в Киеве стоит полгривны, то есть меньше трёх российских рублей!

А вот и Крещатик. Говорят, раньше там было всё по-другому.

Почти одинаковые дома, стоящие по кругу на Майдане Незалежности, напоминают нашествие роботов:

Если кто не в курсе (я до посещения, например), Киев стоит на реке Днепр.

Наши «заброшенки» – бывший пионерский лагерь «Горный» в Коктебеле

Вид на Кара-Даг. Стройные ели. Уютные корпуса. Красивые сюжеты на стенах. Просторная столовая выходом на площадку на склоне горы.
Кажется, что вот сейчас вслед за вожатым зайдут ребята, что-то весело обсуждая, смеясь, рассядутся есть.
В здании столовой все учтено, предусмотрено, оборудовано. Компрессорная, горячий цех, сервировочная, место снятия первой пробы. Все это соединено подъемниками, правильно размещенными лестницами.
Все оборудование наше, советское. Надежное и простое. Все работает, как часы.
Работало. Теперь это никому не нужно.
Не ясно правда почему. Почему не нужно?
Не знаю, что здесь будет. Весь лагерь под снос. Вряд ли здесь построят что-то для детей. Наверное, очередная гостиница или коттеджный поселок.
Нытье — не цель. Просто грустно. Уходит целая эпоха надежности и ответственности, заботы и уважения к детям.
И от этого грустно. Может кто-то признает свою пионерскую альма-матер. Погрустим вместе.
Александр

  • ДОЛ Горный,
  • Карадаг,
  • Коктебель
  • +5
  • 26 декабря 2019, 11:07
  • Письма читателей
  • 2
  • 3588

ПОГРАНИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ

В сентябре этого года в пос. Коктебель произошло событие, которое можно назвать необычным по своей форме и содержанию. У ветерана пограничных войск, бывшего начальника Коктебельской заставы 1996-2000 гг., Логинова Андрея Николаевича встретились дети двух бывших начальников застав: Константин Назаров – полковник пограничных войск, сын начальника заставы Назарова Виктора Андреевича, который охранял вверенный ему участок границы в 1977-88 годах и Валерий Березнюк – сын начальника Коктебельской заставы 1941 г. генерал-майора Березнюка Ивана Ивановича.
Встреча этих людей рядовое событие для обычных обывателей, а для людей причастных к охране государственной границы, это еще одно доказательство бережного хранения традиций пограничных войск, пример для современного молодого поколения, как выглядит пограничное братство и что такое служение Отечеству. Символично то, что дети решили посетить место службы своих отцов, походить по улочкам Коктебеля, подышать свежим морским воздухом, окунуться в атмосферу удивительного края воспетого в стихах Волошина и Марины Цветаевой, в рисунках

  • пограничники,
  • коктебель,
  • встреча,
  • партизаны,
  • война
  • +1
  • 11 ноября 2019, 12:44
  • Письма читателей
  • комментировать
  • 812

Администрация Коктебеля бездействует

Обращение к Главе Республики Крым Аксенову Сергею Валерьевичу
Уважаемый Сергей Валерьевич.
На территории Администрации пгт Коктебель, на ул. Арматлукская, находятся два жилых дома – 10 и 12, которые стоят заброшенные и забытые Администрацией Коктебеля. Видимо, Глава Администрации забыла, что у нее там проживают люди, а территорию нужно содержать в надлежащем состоянии и просто выполнять свои обязанности, особенно, если это связано с жизнью жителей.

  • Коктебель,
  • Арматлукская улица,
  • дома,
  • состояние
  • +1
  • 17 сентября 2019, 11:25
  • Письма читателей
  • комментировать
  • 660

Прошу помочь в поиске человека

  • поиск,
  • человек,
  • помощь,
  • Коктебель
  • +1
  • 23 июля 2019, 12:25
  • Письма читателей
  • комментировать
  • 806

В Коктебеле возрождают традиции русского меценатства

Весомый и очень нужный подарок получили под Новый год жители Коктебеля от известного в Крыму предпринимателя Дмитрия Тюкаева. Крымский бизнесмен-строитель преподнес в дар жителям и гостям курортного поселка новые помещения для местной врачебной амбулатории. В эти дни уже начался юридический процесс передачи в собственность крымских властей кабинетов для приема больных общей площадью около 200 кв. м. Рыночная стоимость подаренных крымчанам помещений составляет порядка 15 млн рублей.

  • Коктебель,
  • медцентр,
  • Малахит,
  • амбулатория,
  • подарок
  • +1
  • 16 января 2019, 09:53
  • Письма читателей
  • 2
  • 1959

Чего хотят коктебельцы?

Удивительная штука – интернет. Как известно, интернет приучил к сладкой безнаказанности, ведь гадость легче сказать в пустоту, чем сказать правду в глаза. «Коктебель закроют на три года» — и поехало-пошло. Это же интернет, там все правда! Поселок взбудоражило так, что только об этом и говорят. Оно понятно – поселок живет за счет отдыхающих. Причина – нет работы. Да это было и при СССР, хотя временно работали п/л, д/о, совхоз. Мои земляки, коктебельцы, ну подумайте, кто закроет поселок?! Это же не эпидемия холеры! Поселок не закроют!
А теперь далее. Неумолимый и загадочный русский сервис – никогда не знаешь, когда пошлют, обсчитают или улыбнутся. Но это все относится к сервису

  • Коктебель,
  • почта,
  • туалет,
  • обещание
  • +1
  • 10 июля 2018, 11:14
  • Письма читателей
  • комментировать
  • 604

Коктебельцы против инициативы главы поселка

Письмо Союза предпринимателей Коктебеля С.В. Аксенову
Уважаемый Сергей Валерьевич!
Доводим до Вашего сведения, что 28 июня 2018 года в 18:00 в пгт. Коктебель проходила встреча министра курортов и туризма Республики Крым Волченко В.А. с представителями общественной организации «Союз предпринимателей Коктебеля» по вопросу реализации ФЦП на территории пгт. Коктебель, в частности, касающейся реконструкции набережной поселка. На данной встрече также присутствовала глава поселковой администрации Коктебель Прохоренко В.В. На озвученные проблемные вопросы Союзом предпринимателей Коктебеля, в том числе по сносу капитальных объектов на набережной поселка Коктебель в рамках ФЦП, наша общественная организация не получила ни одного вразумительного ответа от министра курортов и туризма Республики Крым.

  • Коктебель,
  • глава,
  • поселок,
  • инициатива
  • +1
  • 09 июля 2018, 10:27
  • Письма читателей
  • 2
  • 1783

Жители Коктебеля и Наниково обратились в Главе Крыма

Коллективное обращение жителей поселка Коктебель и села Наниково к Председателю правительства республики Крым С.В. Аксенову
4 мая 2018 года в поселке Коктебель, в Коктебельской поселковой администрации, проводился выездной прием граждан руководителем аппарата Администрации г. Феодосия Республики Крым Никулиным Андреем Борисовичем.
В ходе выездного приема жителями поселка Коктебель был задан вопрос Никулину Андрею Борисовичу о слиянии МУП пгт. Коктебель, пгт. Орджоникидзе и пгт. Щебетовка в одно предприятие на базе МУП «Орджоникидзе», который несмотря на неоднократные обращения жителей поселка, стал вновь подниматься руководством администрации г. Феодосия Республики Крым.

  • Коктебель,
  • Наниково,
  • жители,
  • обращение
  • +1
  • 07 июня 2018, 10:26
  • Письма читателей
  • 1
  • 2810

Предприниматели Коктебеля против объединения МУПов

Обращение к Главе Республики Крым Аксенову С.В., Председателю городского муниципального округа Феодосия и постоянно действующей комиссии Титаренко В.В., Главе администрации городского муниципального округа Феодосия Фомичу С.В.
С целью предотвращения необратимых процессов просим вмешаться в вопрос реорганизации путем присоединения МУПов «Коктебель» (пгт. Коктебель) и «Фасад» (пгт. Щебетовка) к МУПу «КБ Орджоникидзе» (пгт. Орджоникидзе) по причинам:
— экономической нецелесообразности, поскольку в результате такого слияния затратная часть на содержание объединенного МУП будет выше, чем по состоянию на сегодня содержания отдельно взятых МУПов (аналитическая

  • Коктебель,
  • МУП,
  • объединение,
  • жители
  • +1
  • 01 июня 2018, 13:01
  • Письма читателей
  • комментировать
  • 1702

В 2018 году в Коктебеле откроется медицинский центр «Малахит»

В Коктебеле частный инвестор выкупил недостроенное здание на улице Юнге, где в 2018 откроется медицинский центр «Малахит» на 60 койко-мест.

Встреча в киноклубе «Слово»: «Коктебельские камешки»

7 апреля в лекционном зале Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И.С. Никитина состоялась вторая встреча киноклуба «Слово» имени Владимира Шуваева. Гостей ждали показ и обсуждение показом и обсуждением документального фильма «Коктебельские камешки» режиссера А. Осипова. Встречу провел режиссер кино и телевидения, член Союза кинематографистов России Владимир Паршиков.

Фильм «Коктебельские камешки», состоящий из девяти новелл, – рассказ о тех, кто открыл и прославил Коктебель, для кого дом поэта Максимилиана Волошина стал символом духовности, любви и искусства. В основе картины лежит интервью с Марией Изоргиной – подругой семьи Волошина, которая также была знакома с Осипом Мандельштамом, Андреем Белым, Александром Грином. Мария Николаевна была свидетелем событий, происходивших в доме поэта в 20-е годы. В фильм вошли хроника тех лет, стихи Максимилиана Волошина и фотографии из личных архивов. В 2015 году картина стала лауреатом премии «Ника» как лучший документальный фильм.

В обсуждении фильма смогли принять участие все желающие. Своими впечатлениями поделились режиссеры Владимир Межевитин и Людмила Морденсон, руководитель клуба «Война и мир» Светлана Медведева, директор Общественного музея Сергея Есенина Егор Иванов и Надежда Шуваева. Зрители отметили работу создателей фильма и подчеркнули, что в ленте «Коктебельские камешки» через историю, через поэзию и красоту прошлое смогло соединиться с настоящим.

Портал «Воронежская область — культурный регион» является информационно-познавательным ресурсом в сфере культуры

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Коктебельские вечера

В этом зале создан небольшой уголок Коктебеля. Нужно отметить, что Максимилиан Волошин и Марина Цветаева познакомились еще 1 декабря 1910 года в московском издательстве «Мусагет». Цветаева тогда подарила Волошину свой первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». На следующий день после знакомства с Мариной Цветаевой Максимилиан Волошин посвятил ей стихотворение:

К вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц Вечернего Альбома,
(Почему альбом, а не тетрадь?)

3 декабря 1910 года Волошин посещает дом Цветаевой в Трехпрудном переулке, гадает ей по руке и рождаются строки:

Раскрыв ладонь, плечо склонила…
Я не видал еще лица,
Но я уж знал, какая сила
В чертах Венерина кольца.
И раздвоенье линий воли
Сказало мне, что ты, как я,
Что мы в кольце одной неволи,
В двойном потоке бытия…

11 декабря 1910 года в газете «Утро России» была опубликована статья Волошина «Женская поэзия» (рецензия на сборник Марины Цветаевой «Вечерний альбом»). С тех пор и началась большая дружба двух поэтов. Будучи в Москве, Волошин берет с Марины обещание, что она обязательно посетит его гостеприимный коктебельский дом. И вот в 1911 году, не захотев пойти в восьмой педагогический класс гимназии, это было необязательным, Цветаева в апреле уезжает отдыхать в Гурзуф. Оттуда она пишет письма Максу, он ей отвечает, и они договариваются, что Марина, наконец, приедет к нему в гости.

5 мая 1911 года «после целого дня певучей арбы по дебрям восточного Крыма я впервые вступила на коктебельскую землю», Марина прибывает к порогу дома Волошина, откуда по лестнице сверху сбегает сам хозяин. Встреча состоялась. Анастасия Цветаева присоединилась к сестре позже. Она приехала около 22 мая 1911 года. В это время Анастасия Цветаева переживала романтический период в своей жизни – она была влюблена в молодого человека Бориса Трухачева и ждала его в Коктебеле. И он приехал в конце июня 1911 года и пробыл около недели.

В доме Максимилиана Волошина отдыхала творческая интеллигенция Украины и России, там собирались поэты, писатели, художники, музыканты и обстановка в доме Волошина была соответствующей. А вот сестры Цветаевы восприняли эту обстановку как необычную. Девочки выросли в дворянской семье, они были оторваны от реальной жизни, которая кипела вокруг. Жизнь они узнавали в основном из книг. Их мама Мария Александровна Цветаева (Мейн) уделяла им очень большое внимание. Они много читали, знали европейские языки, но жизни, как таковой, они не знали. Попав впервые в своеобразную, творчески раскрепощающую и вместе с тем очень искреннюю и по-человечески теплую атмосферу волошинского дома, Цветаева не только сразу подружилась со всеми его обитателями, но и постепенно стала освобождаться от многих своих подростковых комплексов, за что была потом очень благодарна Максимилиану Волошину.

Книги в красном переплёте

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
— Уж поздно!- Мама, десять строк. —
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки.
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо.
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры.
Кладбище. Вещий крик совы.
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона.
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы.
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Марина Цветаева, 1908-1910

Из сказки в сказку

Все твое: тоска по чуду,
Вся тоска апрельских дней,
Все, что так тянулось к небу,-
Но разумности не требуй.
Я до смерти буду
Девочкой, хотя твоей.

Милый, в этот вечер зимний
Будь, как маленький, со мной.
Удивляться не мешай мне,
Будь, как мальчик, в страшной тайне
И остаться помоги мне
Девочкой, хотя женой.

Марина Цветаева, 1909-1910

по страницам раздела:
Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

ЦВЕТАЕВА. ГАРДЕРОБ

24 ноября в 13:30 в рамках выставки «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль» Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля.

Спектакль Театра.doc «Цветаева. Гардероб» — о пяти правилах стиля Марины Цветаевой, о летних, выходных и прочих платьях, о непродёрном пальто, офицерской сумке и особых отношениях с кольцами. И еще о многом-многом другом.

Спектакль построен на цитатах из дневников, воспоминаний, писем самой Цветаевой и ее современников.

Возрастное ограничение: 12+
Стоимость: 1 500 руб. (с правом посещения выставки «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль»).
Бронирование билетов через Timepad
После подтверждения бронирования необходимо в течение недели выкупить билет в кассе музея.
Часы работы музея: вт, пт, сб, вс – 11:00 – 17:30; ср, чт – 11:00 – 20:30; пн – выходной.

Адрес: Государственного литературного музея («Дом Любощинских — Вернадских»): Зубовский бульвар, д. 15, строение 1.

Телефон для справок: 8 916 653 09 89

Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых

Фото и описание

В городе Александров Владимирской области находится Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых, который был основан при поддержке общественного фонда музея поэтессы Марины Цветаевой летом 1991 года в ходе проведения праздников, посвященных поэзии. Праздники подобного рода проводятся в Александрове, начиная с 1982 года, и носят название Цветаевских фестивалей поэзии. Открытый музей стал первым в своем роде из цветаевских музеев, которые появились в России. В год открытия музей был отдан в управление городской администрации, после чего он полностью стал муниципальным.

По задумке создателей музей должен был представлять собой музей-метафору – это значит, что музей по-настоящему воспроизводит присущую для цветаевского времени атмосферу.

Как известно, семья Цветаевых на протяжении продолжительного периода времени проживала во Владимирской губернии. Цветаев Александр Васильевич в 1856-1897 годы служил священником в небольшой церкви селения Зиновьево. Александр Васильевич был двоюродным дедом сестер Цветаевых. Начиная с 1877 года, он являлся благочинным в своем округе, а в 1888 году его возвели в почетный сан протоиерея. Спустя год после повышения чина Александр Васильевич умер и был похоронен на кладбище в этом же селе.

В первые годы Второй Мировой войны для возведения завода в город Александров был направлен Минц Маврикий Александрович – инженер-химик, а также второй муж Цветаевой Анастасии Ивановны. По причине переезда мужа Анастасия Ивановна переехала в Александров вместе с малолетним сыном Андреем.

Для проживания своей семьи Маврикий Александрович арендовал небольшой, но уютный дом на окраине города в зеленом районе. Домик принадлежал одному из почетных граждан Александрова, учителю математики Лебедеву Алексею Андреевичу.

Так называемый «цветаевский домик» является местом расположения музейной экспозиции. Лето 1916 года для семьи Маврикия Александровича прошло в этом доме; в некоторых литературных источниках можно встретить название «александровское лето Марины Цветаевой». В этот период поэтесса часто находилась в губернии и долго жила здесь, создавая свои уникальные стихотворения. Часто в гости к ней приезжал Осип Мандельштам, с которым они совершали прогулки по городу и часто посещали ее любимое место, а именно старинное кладбище. Одно из стихотворений Мандельштама посвящено Цветаевой – «Не веря воскресенья чуду». Данное посвящение послужило Марине Ивановне поводом к появлению в 1931 году очерка под названием «История моего посвящения», созданного в Париже и подробно рассказывающего о своем пребывании в городе Александров и многочисленных встречах с Мандельштамом. Очерк послужил началом для цветаевского движения во всем городе.

Создание музея было осуществлено на щедрые пожертвования, которые были собраны Цветаевским фондом. Экспозиция музея считается настоящим шедевром, ведь ее автором стал Тавризов Авет Александрович – лучший из музейных дизайнеров. Музейные фонды насчитывают около 25 тысяч единиц хранения, среди которых особую значимость представляет собой полный комплекс рукописей и вещей Анастасии Цветаевой, морской пейзаж Лагорио Льва, а также вещи семьи Лумбы-Герцык и акварели Волошина Максимилиана.

За весь период своего существования в музее сформировался дружный коллектив единомышленников. Самым главным принципом музея стало изречение – «Экскурсия для каждого посетителя». Важным фактом является то, что большое количество школьников и учителей проявляет непомерный интерес к музейным выставкам.

Зал камерной музыки работает с осени и до весны и проводит до 40 концертов. Музей организовывал Цветаевские фестивали поэзии, которые были единственными в своем роде по стране, проводимых в рамках цветаевских праздников. Каждый год музей проводит около десяти выставок, а некоторые выставляются даже за границей.

В 2001 году музей был признан одним из лучших в России, несмотря на то, что его бюджетное состояние очень скромно, а весь персонал музея, включая смотрителей и техников, насчитывает всего 15 человек.

«Я с вызовом ношу его кольцо…» М. Цветаева

«Я с вызовом ношу его кольцо…» Марина Цветаева

Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге! —
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями раскинутых бровей —
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.

Анализ стихотворения Цветаевой «Я с вызовом ношу его кольцо…»

История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфронта полна загадок и мистических совпадений. Они познакомились во время отдыха в Коктебеле, и в первый же вечер молодой человек подарил юной поэтессе сердолик, ее любимый камень. Следует отметить, что немногим ранее Цветаева пообещала своему другу Максимилиану Волошину, что выйдет замуж за того мужчину, кто сможет угадать название ее любимого камня. Этим счастливцем и оказался Сергей Эфронт, свадьба с которым состоялась в январе 1912 года. Роскошный сердолик Цветаева вставила в кольцо, с которым не расставалась до конца своей жизни.

В ее отношениях с Эфронтом были взлеты и падения, Цветаева даже уходила от него на несколько месяцев из-за бурного романа со свое подругой Софьей Парнок. Тем не менее, в 1914 году она написала стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо…», в котором рассказала о своих истинных чувствах к супругу. Кольцо с сердоликом стало для нее не просто дорогим сердцу украшением, а символом любви и душевного единства с человеком, который по воле судьбы стал ее супругом. Поэтесса признается, что является его женой не на бумаге, а в вечности, подтверждая тем самым, что этот необычный союз был благословлен небесами.

Описывая внешность своего супруга, поэтесса отмечает, что он высок, худощав и «тонок первой тонкостью ветвей». Глаза Сергея Эфронта напоминают Цветаевой две бездны «под крыльями раскинутых бровей». Казалось бы, в его облике нет ничего мужественного и выдающегося. Того, что так нравится поэтессе в представителях сильного пола. Как бы вскользь она отмечает, что «в его лице трагически слились две крови», и это действительно так, потому что матерью Сергея Эфронта была русская дворянка, а отцом – выходец из мелкопоместной еврейской семьи. И именно этот удивительный симбиоз наградил супруга поэтессы стойкостью духа и всеми теми качествами, которыми обладают настоящие рыцари.

«Такие – в роковые времена – слагают стансы – и идут на плаху», — отмечает Марина Цветаева, не подозревая, что этим строкам очень скоро суждено стать пророческими. Пройдет еще несколько лет, и во время революции Сергей Эфронт встанет на сторону белогвардейцев, а позже вынужден будет эмигрировать во Францию. Вскоре к нему присоединится Марина Цветаева, которая будет безумно тосковать по России и, в конце концов, уговорит мужа вернуться на родину. Это решение станет роковым в судьбе семьи, так как в октябре 1941 года Сергей Эфронт будет арестован и расстрелян, отправившись на уготованную для него плаху.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Коктебельские вечера

В этом зале создан небольшой уголок Коктебеля. Нужно отметить, что Максимилиан Волошин и Марина Цветаева познакомились еще 1 декабря 1910 года в московском издательстве «Мусагет». Цветаева тогда подарила Волошину свой первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». На следующий день после знакомства с Мариной Цветаевой Максимилиан Волошин посвятил ей стихотворение:

К вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц Вечернего Альбома,
(Почему альбом, а не тетрадь?)

3 декабря 1910 года Волошин посещает дом Цветаевой в Трехпрудном переулке, гадает ей по руке и рождаются строки:

Раскрыв ладонь, плечо склонила…
Я не видал еще лица,
Но я уж знал, какая сила
В чертах Венерина кольца.
И раздвоенье линий воли
Сказало мне, что ты, как я,
Что мы в кольце одной неволи,
В двойном потоке бытия…

11 декабря 1910 года в газете «Утро России» была опубликована статья Волошина «Женская поэзия» (рецензия на сборник Марины Цветаевой «Вечерний альбом»). С тех пор и началась большая дружба двух поэтов. Будучи в Москве, Волошин берет с Марины обещание, что она обязательно посетит его гостеприимный коктебельский дом. И вот в 1911 году, не захотев пойти в восьмой педагогический класс гимназии, это было необязательным, Цветаева в апреле уезжает отдыхать в Гурзуф. Оттуда она пишет письма Максу, он ей отвечает, и они договариваются, что Марина, наконец, приедет к нему в гости.

5 мая 1911 года «после целого дня певучей арбы по дебрям восточного Крыма я впервые вступила на коктебельскую землю», Марина прибывает к порогу дома Волошина, откуда по лестнице сверху сбегает сам хозяин. Встреча состоялась. Анастасия Цветаева присоединилась к сестре позже. Она приехала около 22 мая 1911 года. В это время Анастасия Цветаева переживала романтический период в своей жизни – она была влюблена в молодого человека Бориса Трухачева и ждала его в Коктебеле. И он приехал в конце июня 1911 года и пробыл около недели.

В доме Максимилиана Волошина отдыхала творческая интеллигенция Украины и России, там собирались поэты, писатели, художники, музыканты и обстановка в доме Волошина была соответствующей. А вот сестры Цветаевы восприняли эту обстановку как необычную. Девочки выросли в дворянской семье, они были оторваны от реальной жизни, которая кипела вокруг. Жизнь они узнавали в основном из книг. Их мама Мария Александровна Цветаева (Мейн) уделяла им очень большое внимание. Они много читали, знали европейские языки, но жизни, как таковой, они не знали. Попав впервые в своеобразную, творчески раскрепощающую и вместе с тем очень искреннюю и по-человечески теплую атмосферу волошинского дома, Цветаева не только сразу подружилась со всеми его обитателями, но и постепенно стала освобождаться от многих своих подростковых комплексов, за что была потом очень благодарна Максимилиану Волошину.

Книги в красном переплёте

Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлете,
Неизменившие друзья
В потертом, красном переплете.
Чуть легкий выучен урок,
Бегу тот час же к вам, бывало,
— Уж поздно!- Мама, десять строк. —
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки.
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо.
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры.
Кладбище. Вещий крик совы.
(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
Приемыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона.
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
«Позвольте, я наследник трона!»
Ушел во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы.
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Марина Цветаева, 1908-1910

Из сказки в сказку

Все твое: тоска по чуду,
Вся тоска апрельских дней,
Все, что так тянулось к небу,-
Но разумности не требуй.
Я до смерти буду
Девочкой, хотя твоей.

Милый, в этот вечер зимний
Будь, как маленький, со мной.
Удивляться не мешай мне,
Будь, как мальчик, в страшной тайне
И остаться помоги мне
Девочкой, хотя женой.

Марина Цветаева, 1909-1910

по страницам раздела:
Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Тема России в поэзии Цветаевой

Марина Цветаева, облада удивительной способностью «жить назад». Жить беззаботно и легко, как будто все ее радует и нет никаких забот. В своем творчетве она любила представлять себя разными героями. Иногда это были птицы, звери, а иногда и люди. До подлинно известно, что самой любимой ее героиней была Марина Мнишек, которая идеально подходила ей по характеру и нраву. В таких вот образах ей рождались тексты и она с легкостью могла рифмовать их.

Помимо постежения окружающего мира, потигла Цветаева и Россию. Ей очень нравилась эта странна

Даже приход революции был принят ею как высвобожденная стихия вольности, нетерпения страсти и непокорности. После революции она пишет такие романы как: «Молодец», «На красном коне», «Егорушка» . И все они явились отражением ее видимости о России. В 1922 году ей приходиться

В 1932 году в свет выходит стихотворение «Родина» в котором Цветаева рьяно отстаивает свое право на ту Россию, которую она увезла с собой. Которая сниться ей ночами. С тем колючим и певучим русским языком. Но как бы не было ей тоскливо по родному краю, постепенно она привыкает к тому месту, куда отправила ее эмиграция. Хотя и старается этого не показывать. Но весь пыл, с которым она так рьяно писала о Родине, постепенно проходит, обрываяь в двух строках.

В коненчном итоге, она вернулась на так горячо любимую Родину, что обернулось для нее трагедией. Ее мужа и дочь арестовали как предателей и она, с маленьким сыном на руках, осталась одна, без поддержки. Началась война. Ей вновь пришлось уехать в эвакуацию, в маленький городок Елабуг, где она и встретила свою смерть. Марина Цветатева вернулась на родину и оказалась в могиле. Она стала еще одним ликом гордой страны, который был ей так близок по духу и нраву.

Урок литературы в 11-м классе по теме: «Поэтический мир Марины Цветаевой»

Разделы: Литература

Цели:

  1. Познакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. Цветаевой.
  2. Помочь разобраться в особенностях поэтического текста.
  3. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка, использование межпредметных связей.

Оборудование: портрет М. И. Цветаевой, мультимедийное оборудование, литературоведческий словарь (тога – мужская одежда у граждан Древнего Рима, полотнище, перекидываемое через левое плечо; схима – в православии; монашеский обед вести особо суровый, аскетический образ жизни; брань – война, битва), эпиграф, тексты стихотворений, книги.

Эпиграф на доске:

Моим стихом,
Как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и смутное время. Как многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем для нее оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости, серости, мелочности. Поэт – защитник, глашатай миллионов обездоленных:

Если душа родилась крылатой,
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца неразрывно – слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека современника. Лирическая героиня ее поэзии дорожит каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.

II. Коллективный анализ стихотворения:

Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
— В купели морской крещена – и в полете
Своем – непременно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земной не соделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание). Все следят по тексту.

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

3. Задание для класса. Выписать в два столбика слова, относящиеся к этим героям. (Таблица в тетрадях и на доске.)

Марина

1 камень, глина серебрюсь, сверкаю, пена, измена

2 глина, плоть, надгробие, гроб, плиты крещена, в полете, разбита

3 сердце, сети, земная соль своеволие, беспутные кудри (свободн.)

4 гранитные колена воскресаю, пена

  1. Какое слово главное в первой строфе? (Измена)
  2. Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб – крещена)
  3. Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)
  4. Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Вывод: Марина – всякая, поэтому ей “дело – измена”, потому она разбивается — воскресает. В этом ее душа.

1. Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 года.

a) Чтение стихотворения “Красною кистью. ” (индивидуальное задание).

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья .
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

б) Что автобиографичного в этом стихотворении? Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (В период листопада, когда зреет рябина, родилась Марина. В это время звонили колокола. Наступал праздник Иоанна Богослова (один из 12-и апостолов, любимый ученик Христа.) Жизнь Марины Ивановны горька, как рябина.)

2. Семья Цветаевых жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводила в живописных местах Подмосковья, в калужском городке Таруса. Отец Марины был известным профессором, филологом, искусствоведом, мать, талантливая пианистка, открывшая перед детьми (Андрей, Ася, Марина) чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги, произошла из польско-немецкой обрусевшей семьи.

Чтение наизусть стихотворения “Книги в красном переплете”. (Индивидуальное задание)

Что дорого героине в ее детских воспоминаниях? Почему книги – “неизменившие друзья”?

3. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А когда ей исполнилось 18 лет, выпустила на личные деньги сборник “Вечерний альбом” (1910). Если судить по содержанию, стихи были ограничены кругом узкодомашних, семейных впечатлений.

Стихотворение “Домики старой Москвы” (Индивидуальное задание)

Какое настроение у лирической героини, чем оно вызвано? (Грустное, потому что исчезает старая Москва, часть культуры древнего города.)

Москва в ранних сборниках – воплощение гармонии, символ минувшего. Здесь и восхищение столицей, и любовью, и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности звучит в большинстве стихотворений цикла 1916 г. “Стихи о Москве”. Он связан с образом странников-слепцов, бредущих “Калужскою дорогой”, с образом лирической героини:

Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
Чье творчество напоминают эти мотивы?

4. На протяжении всей жизни огромное количество людей окружало Марину. Они были совершенно разными и по-разному раскрывали ее поэтический и человеческий талант. Слагаемые ею стихи группируются в циклы, один из которых посвящен А. Блоку. Это страстный монолог влюбленности, хотя видела Цветаева поэта издали лишь, не обменялась ни единым словом. Для нее Блок – символический образ Поэзии.

Слушаем “Стихи к Блоку”.

Зверю – берлога,
Страннику – дорога,
Мертвому – дроги,
Каждому свое.
Женщине – лукавить,
Царю – править,
Мне – славить
Имя твое.

Как вы поняли эти стихи? (Основное назначение у Цветаевой – славить Блока.)

5. А. Пушкин ввел девочку в незнакомый мир чувств, мир “тайный, скрываемый взрослыми”. Поэма “Цыганы” положила начало восприятию такой стихии, как Любовь, а “Евгений Онегин” дал уроки “смелости, гордости, верности, судьбы, одиночества”. У нее был “свой” Пушкин. Сказав “мой”, Цветаева определила свое отношение к поэту:

Пушкин – тога, Пушкин — схима,
Пушкин – мера, Пушкин – грань.
Пушкин, Пушкин, Пушкин – имя
Благодарное – как брань.

6. Для Цветаевой поэтическое искусство было “ежедневным трудом”, святым, единственным ремеслом: “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да”. Смелое, порывистое дробление фразы на отдельные смысловые куски ради почти телеграфной сжатости. Порывистый и прерывистый характер речи необычен уже потому, что он отражает душевное состояние поэта со стремительной непосредственностью переживаемой минуты. Широк диапазон её поэзии: от народных русских сказок – поэм до интимнейшей психологической лирики. Постоянная, неустанная работа, переделка, шлифовка написанного.

Так же относилась к поэтическому труду и Ахматова.

Отрывок из стихотворения “Ахматовой”:

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами – то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моём купола горят.
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – сердце своё в придачу.

В чем сходство двух поэтов? (Живут на одной земле, они современницы.)

Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, ценит, преклоняется перед талантом, дарит ей свой город – Москву.)

— Для Цветаевой типично обращаться на “ты”, своевольно все подчиняя своей мечте. А ведь личное общение у них произошло уже в 1941 г., когда поэтессы проговорили наедине много времени.

7. Поэзию Марины Цветаевой невозможно представить без темы любви: “Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету”. Любовь у Цветаевой всегда “поединок роковой”, всегда спор, конфликт и чаще – разрыв. Невероятная откровенность, открытость – неповторимые черты лирики поэтессы. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и расстояния:

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел нам вслед.
Целую вас – через сотни
Разъединяющих лет.

Исполнение песни на стихи М. Цветаевой “Мне нравится, что Вы больны не мной. ”

Какие отношения между героями стихотворения?

Могут ли они стать возлюбленными? (Нет, стихотворение посвящено будущему мужу сестры Анастасии М. Минцу).

8. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям – поэтам, бабушке, мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, детям, дочери Але и сыну Георгию.

Стихотворение “Аля” (отрывок)

Не знаю, где ты и где я.
Те же песни и те же заботы.
Такие с тобою друзья!
Такие с тобою сироты.
И так хорошо нам вдвоем –
Бездомным, бессонным и сирым.
Две птицы: чуть встали – поем,
Две странницы: кормимся миром.

О ком стихотворение? (О матери и дочери) Какие отношения между героинями? (Они помогают друг другу и поддерживают.)

Как складывается их судьба? (Нет дома, они странницы, сироты.)

Сын Марины Цветаевой и Сергея Эфрона родился в эмиграции, где с остатками Добровольческой Белой армии оказался муж, а в 1922 году уехала за границу и Марина. Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Эмигрантским журналам не нравились честные, неподкупные стихи Цветаевой. “Мой читатель остался в России, куда мои стихи. не доходят,” — сожалела она.

Отрывок “Стихи к сыну” (1932).

Ни к городу и ни к селу –
Езжай, мой сын, в свою страну, —
В край – всем краям наоборот!
Куда назад идти – вперед
Идти, — особенно – тебе,
Руси не видавшее
Дитя мое. Мое?
Ее – Дитя!

Какое пожелание высказывает поэтесса?(Хочет, чтобы сын жил на русской земле, сожалеет что он не видел России, но он ее сын.)

9. В 1939 году М. Цветаева вернулась на родину.

Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

Стихотворение: “ Знаю, умру на заре! На которой из двух….”

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!
С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь
Бог не пошлет на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари – в ответной улыбки прорез.
— Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.

IV. Вывод, итоги.

  • Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Женщина гордая, сильная, решительная, любящая, верная, своевольная. Она способна на дружбу и любовь.)
  • Близки образы лирической героини и поэта? (В образе лирической героини раскрывается личность автора. “Стихи мои – дневник”, — писала Цветаева. А дневнику доверяют сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды.)
  • Каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества.)
  • V. Заключительное слово.

    Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Сила ее стихов – не в зрительных образах, а в потоке все время меняющихся, гибких ритмов. Любое ее произведение подчинено правде сердца. Ее стихи мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. Настоящее в искусстве не умирает. В 1913 году М.Цветаева уверено заявила:

    Моим стихам
    Как драгоценным винам,
    Настанет свой черед.

    VI. Домашнее задание: стихотворение “Молодость” прочитать и сделать разбор. Сообщение: “Марина Цветаева и Сергей Эфрон”. Выучить понравившееся стихотворение.

    Необычное исполнение марины цветаевой

    Фильм рассказывает о яркой и необычной женщине Марине Цветаевой. Впервые на российском телевидении зрителям была представлена полная история ее жизни, творчества и любви.

    Вырастая в семье, где царила любовь к добру и справедливости, жажда знаний и извечная борьба с невежество, Марина просто не могла вырасти к этому всему безразличной. Хотя в семье часто случались разногласия между отцом Марины и ее дедушкой, в целом семейная жизнь этой родни была счастливой до одного события. После рождения сына Андрея умирает мать Марины Варвара Дмитриевна, и отец женится на молодой девушке Марии Мейн из польско – немецкой семьи. Она образованна, умна, любит поэзию и даже сама сочиняет стихи. С отцом главной героини у них разница в 20 лет, но это не мешает их счастью. Через год у них рождается одна дочь, потом вторая. Она становится прекрасной женой и хозяйкой, помогая мужу даже строить карьеру.

    Мария занималась детьми стараясь дать им разностороннее образование, но, к сожалению, поддавался только Андрей. Она искренне хотела воспитать детей вундеркиндами, обделяя в главном, в любви и понимании. Через несколько лет Мария умирает от туберкулеза, и отец самостоятельно занимается воспитанием. Такие события настолько повлияли на Марину, что она выросла непокорной и своевольной. Для нее не имело значения общественное мнение, поэтому подрастая, эта девушка, доставляла много неприятностей своему отцу. Выйдя замуж за молодого человека, который имел нехорошую репутацию в обществе, она усложнила свою жизнь. В течение всей жизни у нее были романы, потому что каждый из супругов занимался своей жизнью и своими интересами. Одиночество не на миг не покидало главную героиню и постоянно сказывалось на ее творчестве.

    Картина настолько мягко и четко передает умонастроение той эпохи, что понимаешь, режиссеры, и актеры буквально вложили душу в каждый кадр, продумывая и отснимая его. Актриса, сыгравшая главную героиню, может по праву принимать овации публики, потому что смогла предать характер, порывистость и резкость без капли вульгарности. Марина Цветаева в исполнении Виктории Исаковой получилась не резкой и жесткой, а принципиальной русской интеллигенткой. К сожалению не все актеры смогли так же гениально передать образ своего героя, поэтому фильм нельзя отнести к шедевру.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: