Пушкинские образы в «Элегии» Некрасова

Размышляя о творчестве выдающегося русского поэта второй половины XIX века Н.А. Некрасова, нельзя не обраться в лирике его великого предшественника – А.С. Пушкина, которого Некрасов считал своим учителем и наставником, чьи бессмертные произведения брал за высокий образец поэтического творчества. Несмотря на то, что Пушкин и Некрасов не были поэтами одного поколения, темы и проблемы, волновавшие обоих, имели много общего, созвучного, родственного. В их лирике можно встретить также немало сходных мотивов, художественных образов,

Проследим эту явную творческую связь на примере стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия».

Стихотворение начинается рассуждением лирического героя о назначении поэзии, о роли поэта в общественной жизни. Некрасов видит свою музу «оплакивающей рок… влачащихся в нищете народов», сестрой угнетенного крестьянства, стонущего под барским игом. Задача поэта – «толпе напоминать, что бедствует народ, … к народу возбуждать вниманье сильных мира».

Это утверждение поэта напрямую перекликается с пушкинской «Деревней» – знаменитом стихотворении, в котором лирический герой

Как бы в подтверждение этой идеи, в стихотворении «Пророк» Пушкин необычайно тонко и емко создает образ настоящего, достойного уважения и славы поэта – провозвестника будущего, призванного «глаголом жечь сердца людей», то есть, как и у Некрасова, нести народу истину и просвещение.

Таким образом, и Некрасов, и Пушкин указывают на всеотзывчивость истинного поэта на любое проявление несправедливости, возвеличивают образ народного «пророка», следующего высокой цели самоотверженно служить людям.

Во второй части «Элегии» Некрасов устами своего лирического героя говорит о том, что он выполнил свой долг перед народом, «посвятив ему свою лиру». Здесь невозможно не провести параллель со знаменитым пушкинским «Памятником», в котором поэт справедливо ставит себе в заслугу то, что он «чувства добрые» «лирой пробуждал», что «в свой жестокий век» «восславил свободу и милость к падшим призывал».

Далее Некрасов, с позиции поэта-гражданина, выражает свою мечту о свободной России, в которой «нет раба». Так же надежда живет и в пушкинской «Деревне» («Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный и рабство, падшее по мании царя…?»), и в «Послании к Чаадаеву» («Россия вспрянет ото сна…»). Мы видим, что поэты-патриоты, Некрасов и Пушкин, рассматривают свободу как нравственную категорию, позволящую нации гармонично развиваться.

В следующей части стихотворения лирический герой Некрасова пытается познать истину через гармонию, царящую в природе. Так, герой «Элегии» любуется стариком, «медленно шагающим за сохой», звоном кос, «золотой» жатвой… Далее некрасовское произведение можно прямо продолжить строками из «Деревни» А.С. Пушкина:

… Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает…

Невежества убийственный позор…

Таким образом, оба поэта обличают главного «народного врага» – «барство дикое, без чувства, без закона». За этим у Некрасова следует прямой укор великому по своей нравственной силе, но смирившемуся со своим холопским, унизительным положением народу, который все призывам «увы! не внемлет… и не дает ответа…». Такой же горький и справедливый упрек народу делает и Пушкин в своем «Послании к Лицинию»:

О Ромулов народ, скажи, давно ль ты пал?

Кто вас поработил и властью оковал?

Несмотря на то, что в этом стихотворении поэт обращается к народу Древнего Рима, он подразумевает общее понятие «народ», утверждая необходимость безусловного торжества свободы над тиранией и рабством в любом обществе.

Однако необычайное тематическое, идейное, образное многообразие пушкинского творчества позволяет сделать вывод о том, что при наличии общих черт с поэзией Некрасова, муза Пушкина, безусловно, более многолика, чем некрасовская муза «мести и печали», муза – «сестра кнутом иссеченной крестьянки». Некрасов – прежде всего поэт-борец, поэт-обличитель, тогда как Пушкин в большей степени жрец «чистого» искусства, подчинявшийся только своему вдохновению.

При этом, сравнивая мотивы лирики обоих поэтов, можно с полной уверенностью говорить об их неоценимой заслуге перед Отечеством и русской литературой. Думаю, нельзя не согласиться с тем, что каждый из них своим творчеством «воздвиг себе нерукотворный памятник», к которому никогда «не зарастет народная тропа»!

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Встреча с В. Г. Белинским Николай Алексеевич Некрасов

В ходе этого духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим учителем, перед кем смиренно “преклонял колени”. Поэт встретился с В. Г. Белинским в 1843 году, когда “неистовый Виссарион”, как его называли друзья, был увлечен утопическим социализмом и клеймил существующее в России общественное неравенство: “Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности. Горе, тяжелое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника…”

Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собствен-(*164)ном опыте: “петербургские мытарства” научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сочувствовать несчастьям и бедам народным, глубоко любить “золотое народное сердце”. Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувствованный отклик. Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении “Памяти Белинского”, в поэме “В. Г. Белинский”, в сценах из лирической комедии “Медвежья охота”:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе…

Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой. Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова “В дороге” (1845). Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову: “Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!” Наряду с поэзией Некрасов в эти годы пробует силы и в прозе. Особо выделяется его незаконченный роман “Жизнь и похождения Тихона Тростникова” (1843-1848), произведение во многом автобиографическое, связанное с “петербургскими мытарствами”. Отдельные сюжеты и тематические мотивы этого романа Некрасов разовьет потом в поэзии — “Несчастные”, “На улице”, “О погоде”, “Ванька”, “Извозчик” и др.

«Памяти Белинского» Н. Некрасов

Наивная и страстная душа,
В ком помыслы прекрасные кипели,
Упорствуя, волнуясь и спеша,
Ты честно шел к одной высокой цели;
Кипел, горел — и быстро ты угас!
Ты нас любил, ты дружеству был верен —
И мы тебя почтили в добрый час!
Ты по судьбе печальной беспримерен:
Твой труд живет и долго не умрет,
А ты погиб, несчастлив и незнаем!
И с дерева неведомого плод,
Беспечные, беспечно мы вкушаем.
Нам дела нет, кто возрастил его,
Кто посвящал ему и труд и время,
И о тебе не скажет ничего
Своим потомкам сдержанное племя…
И, с каждым днем окружена тесней,
Затеряна давно твоя могила,
И память благодарная друзей
Дороги к ней не проторила…

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Белинского»

Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но не имеющим никакой художественной ценности сочинениям Булгарина и Полевого. Знакомство главного человека в русской критике с молодым литератором произошло в 1842 году. Вскоре Некрасов и Белинский подружились. Виссарион Григорьевич оказал огромное влияние на становление Николая Алексеевича как поэта, а также на формирование его мировоззрения.

В 1848 году великий критик скончался после продолжительной болезни. Николай Алексеевич был с ним до последних дней. Теплые отношения литераторов нашли отражение даже в живописи. Широко известна картина Алексея Наумова «Н. А. Некрасов и И. И. Панаев у больного В. Г. Белинского», написанная в 1881 году. Имя Виссариона Григорьевича долгое время было под запретом. Николай Алексеевич считается одним из первых, кто решился его публично упомянуть. Сначала на свет появилась поэма, посвященная критику. Затем Некрасов напечатал стихотворение «Памяти приятеля», впоследствии переименованное в «Памяти Белинского».

В этом произведении Николай Алексеевич называет своего учителя и друга наивной и страстной душой, человеком с прекрасными помыслами. Поэт сожалеет о слишком короткой жизни критика (Виссарион Григорьевич умер в тридцать семь лет), считает его судьбу печальной. По мнению Некрасова, плоды напряженного и самоотверженного труда Белинского будут долго существовать на земле. При этом Николай Алексеевич полагает, что потомки не узнают о Виссарионе Григорьевиче. Почему поэт делает столь неутешительные выводы? Видимо, речь идет о запрете на творчество Белинского, на упоминание его имени, действовавшем в то время. Огорчает Некрасова и еще одно обстоятельство — критика стали забывать старые знакомые. С горькой интонацией Николай Алексеевич констатирует в конце стихотворения:
И, с каждым днем окружена тесней,
Затеряна давно твоя могила,
И память благодарная друзей
Дороги к ней не проторила…

Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова

Конспект урока

I. Проблемный вопрос урока: “Почему Николай Некрасов народный поэт?” (Вопрос записан на доске.)

Словарная работа
  • Выяснение лексического значения слово народность и народный;
  • обсуждение понятия народный поэт;
  • ответ на вопрос: “Каким должен быть народный поэт?”;
  • определение критериев народности поэзии:

1) национальная, народная самобытность поэзии;

2) принадлежность поэзии художественным традициям народа;

3) поэзия соответствует духу народа, его культуре, мировоззрению.

Понятие «народности»

1. Общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе общности языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

2. Национальная, народная самобытность (своеобразие). Народность поэзии Н.А. Некрасова.

1. Относящийся к народу, принадлежащий народу.

2. Свойственный, соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению.

3. Принадлежащий стране, государственный.

4. Избранный народом, осуществляемый представителями народа.

5. В почётном звании: имеющий большие заслуги перед народом.

Индивидуальные задания. Игра «Водоворот».

(Ученики получают индивидуальные задания, выполняют их, обмениваются заданиями, дополняя ответы друг друга, пишут разными чернилами, потом обсуждают, спорят.)

Задание 1. Прочитай отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Родина» (1846). Насколько признание лирического героя соответствует фактам биографии автора?

Ответы

1. Мироощущение Н.А. Некрасова характерно для разночинца, интеллигента с его устойчивым комплексом вины перед народом.

2. Отец Н.А. Некрасова был жестоким помещиком, тираном, жизнь проводил в мотовстве, увлекался псовой охотой.

3. Крепостные Некрасовых жили хуже барских псов.

4. Мать Н.А. Некрасова Елена Андреевна в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостной.

5. Н.А. Некрасов понял, что такое любовь и ненависть, увидел и почувствовал несправедливость, когда отец отказал ему в материальной поддержке в Петербурге.

Задание 2. Кто из известных писателей, современников Н.А. Некрасова, сотрудничавший с ним в журнале «Современник», поссорился с Н.А. Некрасовым, сказав такие слова, и почему: “Выбирай: я или Добролюбов!”? Что последовало за этим ультиматумом?

Ответ. Такой ультиматум поставил И.С. Тургенев Некрасову перед тем, как в «Современнике» была опубликована статья Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» (по поводу романа «Накануне»). Некрасов не увидел в статье ничего оскорбительного для Тургенева, ничего, из-за чего её стоило бы не печатать. Последовал раскол «Современника». Примирение Тургенева и Некрасова произошло перед самой смертью последнего.

Задание 3. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Какой вид тропа (языкового средства) использован поэтом в описании шестилетнего мальчика?

Ответ. Эпитет “с ноготок” в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» — литота. Суть этого тропа в преуменьшении какого-либо свойства, явления, в данном случае — роста “мужичка”.

Чтение учителем отрывков из стихотворений Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова».

Беседа с классом по вопросам:

— Какие критерии народности лирики Н.А. Некрасова вы уже заметили?

— Какова тематика прочитанных мною отрывков?

— Кому посвящает стихотворения Н.А. Некрасов?

— Что волнует поэта?

Учитель. Чтобы понять, с какой целью Н.А. Некрасов обращался к темам данных стихотворений (тема крепостного права, тема назначения поэта и поэзии, тема патриотизма, тема гражданского идеала, тема любви к Родине), нужно знать его биографию. Послушаем ваши выступления.

Беседа по вопросам:

— Можно ли в высказываниях о Н.А. Некрасове найти частично ответ на проблемный вопрос сегодняшнего урока: “Почему Н.А. Некрасов народный поэт?”

— Как сам Н.А. Некрасов говорит о своей поэзии?

— Что делает стихотворения музыкальными, похожими на песню русскую?

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878)

“Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов…” (Н.Г. Чернышевский).

“Да знаете ли Вы, что Вы поэт — и поэт истинный?” (В.Г. Белинский).

“Я лиру посвятил народу своему…” (Н.А. Некрасов).

“Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она — как песня русская!” (В.Бохо).

“Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы всё же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Некрасова” (А.В. Луначарский).

“Некрасов — целое поэтическое государство, живущее по своим законам” (Р.Гамзатов).

II. Проверка домашнего задания. Биография Н.А. Некрасова.

1. Проверка выполненной в тетрадях хронологической таблицы по биографии Н.А. Некрасова.

2. Биографические сведения о Некрасове.

Рассказ ученика о детских годах жизни поэта

1. Происхождение Н.А. Некрасова: кем были его родители?

2. Какое воспитание, образование получает будущий поэт?

3. Что вы можете рассказать об отце Н.А. Некрасова?

Фотографии из семейного альбома Н.А. Некрасова

А.С. Некрасов. Отец поэта. Фотография 1850 г.

Псовая охота. Репродукция с акварели П.П. Соколова. 1894 г.

Рассказ ученика о петербургском периоде жизни Н.А. Некрасова (начало литературной деятельности, сборник стихов «Мечты и звуки»)

1. Как Н.А. Некрасова встречает Петербург?

2. Как сложилась судьба будущего писателя в столице?

3. Найдите в стихотворениях подтверждение тяжёлой, нищенской жизни Н.А. Некрасова в Петербурге.

4. Что вы можете сказать о первом сборнике стихов Н.А. Некрасова «Мечты и звуки»? Какова его судьба?

5. Расскажите о знакомстве и дальнейшей дружбе Н.А. Некрасова и В.Г. Белинского.

6. Что значил журнал «Современник» для Н.А. Некрасова?

Рассказ ученика о сотрудничестве Н.А. Некрасова с Белинским, о «Современнике».

Рассказ ученика о любви в жизни Н.А. Некрасова (Авдотья Яковлевна Панаева, “панаевский цикл”).

Рассказ ученика о последних годах жизни Н.А. Некрасова.

III. Проверка выполненных индивидуальных заданий (игра «Водоворот»).

IV. Выразительное чтение и комментарий учениками стихотворений Н.А. Некрасова. Вопросы для комментария:

— Почему ученик выбрал именно это стихотворение?

— Какова тема, идея этого стихотворения?

— Какие особенности некрасовской лирики увидел в этом стихотворении?

V. Тематика лирики Н.А. Некрасова

1. Тема назначения поэзии и роли поэта в жизни общества

а) «Поэт и гражданин» (1856). Вывод. В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активной борьбы за гражданские убеждения.

б) «Муза» (1852). Муза — 1) в греческой мифологии: богиня, покровительница искусств и наук; 2) источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (переносное значение). Муза — крестьянка, потому что крестьянская тема — среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка — сама поэзия, обречённая в эпоху Некрасова несколько умаливать своё достоинство.

в) «Элегия» (1874). Элегия — жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

2. Тема родины и народа

«Размышления у парадного подъезда…», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре…». Вывод. Показывая тяжёлую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжаться не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”. Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам.

3. Тема идеала общественного деятеля

а) «Памяти Добролюбова» (1864). В стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя неё жизнь.

б) «Памяти приятеля» (1853) — к пятилетию со дня смерти В.Г. Белинского, имя которого в то время находилось под запретом цензуры.

в) «В.Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856) — поэмы, посвящённые В.Г. Белинскому.

г) «Сеятелям» (1876). Сеятели — это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды.

4. Сатирические стихотворения

а) «Колыбельная песня» (1845) — поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника.

б) «Нравственный человек» (1847) — герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издёвкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу.

5. Любовная лирика

«Мы с тобой бестолковые люди…» (1851). Драматичной была любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюблённые встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом “романе” утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги, как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

VI. Работа с репродукциями картин русских художников, с иллюстрациями

Задание. К данным репродукциям картин русских художников, к иллюстрациям подобрать стихотворения Н.А. Некрасова. Что их объединяет?

В.Г. Перов. «Похороны крестьянина», «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»; В.Е. Маковский. «Свидание»; А.Г. Венецианов. «На пашне. Весна»; И.Е. Репин. «Бурлаки на Волге».

VII. Заочная экскурсия по некрасовским местам

Задание. Ученик оформляет альбом с иллюстрациями, фотографиями музея Н.А. Некрасова и проводит заочную экскурсию.

VIII. Подведение итогов урока

1. Ответ на проблемный вопрос урока

Учитель. Н.А. Некрасов входит в наше сознание как поэт народный. Иронизируя, дворянские эстеты называли Некрасова мужицким поэтом. Представители революционной демократии, рассматривая его творчество, также считали, что некрасовский патриотизм имеет ярко выраженный классовый характер. А нужно акцентировать внимание на общечеловеческом содержании его творчества. У многих складывается впечатление, что поэт, ненавидя эксплуататоров, всячески превозносил русское крестьянство, безоговорочно любил его, даже идеализировал. Но заслуга Н.А. Некрасова состоит в том, что, высоко оценивая духовные силы народа, стремление к свободе, он решительно обличал те его пороки и недостатки, которые тормозили развитие реформ императора Александра II. Стремление Некрасова пробудить в сердцах униженных и оскорблённых крестьян чувство человеческого достоинства — самая благородная черта его гражданской лирики. Эта идея актуальна и сегодня: к сожалению, приходится отметить, что проявления рабской и раболепной психологии не изжиты нашим обществом.

2. Художественное новаторство Н.А. Некрасова

1. Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

2. Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о помещике, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков и так далее.

3. Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас “грубую”, “неблагозвучную” с точки зрения сторонников “чистого искусства”.

4. Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трёхсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

5. Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

6. Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнута гражданственностью.

IX. Домашнее задание

1. Подготовиться к анализу одного из стихотворений Н.А. Некрасова по теме назначения поэта и поэзии: «Поэт и гражданин» (1856), «Муза» (1852), «Элегия» (1874).

2. Выучить одно стихотворение Н.А. Некрасова наизусть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: