Памяти Добролюбова — Н

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…

Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека. Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист. Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Николай Алексеевич Некрасов Творческая биография. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемzavuch.info

Похожие презентации

Презентация на тему: » Николай Алексеевич Некрасов Творческая биография.» — Транскрипт:

1 Николай Алексеевич Некрасов Творческая биография

2 Писатели, оказавшие влияние на творчество Некрасова А.С. Пушкин В.А. Жуковский

3 Писатели, оказавшие влияние на творчество Некрасова В.Г.Белинский Н.В.Гоголь

4 Семья и Детство Будущий поэт родился в Винницком уезде Подольской губернии, отец Некрасова поручик Алексей Сергеевич Некрасов.С самого детства великий русский писатель Некрасов любил природу. Маленький Некрасов, выросший на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии, очень много времени проводил на берегу речки. Он любил гулять по полю, проводить время в лесу, часами смотреть на небо. Его можно назвать истинным ценителем свободы. Ведь вовремя таких близких контактов с природой он испытывал свободу.Винницком уездеПодольской губернии Семейные отношения Некрасова сложно было назвать хорошими. У Некрасова был отец настоящим деспотом. Он угнетал всех членов семьи. Особенно страдала от главы семейства мать великого русского писателя. К превеликому сожалению мать Некрасова, Елена Андреевна очень рано умерла. Некрасов очень сильно любил мать. Смерть самого близкого человека в его жизни стала для него трагедией, что он показывает во многих своих произведениях. Дом Некрасова Н.А.

5 Учеба и первый поэтический опыт. Некрасов начал писать стихи с семи лет. Но до поступления в гимназию писал лишь от случая к случаю, это были слабые, наивные попытки срифмовать несколько строк. Теперь же к поэзии он стал относиться серьезнее. Сначала Некрасов пробовал писать сатиры на своих товарищей, а потом и лирические стихотворения. «А главное, — вспоминал поэт,- что ни прочту, тому и подражаю». Ярославская Гимназия,в которой с 1832 г. учился Н.А.Некрасов

6 Начало литературной деятельности (Первый сборник стихов Некрасова) В 1840 году Некрасов выпускает сборник стихов с инициалами Н. Н. под заглавием «Мечты и звуки». В начале 1840-х Некрасов становится сотрудником «Отечественных записок», сначала библиографического отдела. Белинский близко с ним познакомился, полюбил его и оценил достоинства его ума. Он понял, однако, что в области прозы из Некрасова ничего, кроме заурядного журнального сотрудника, не выйдет, но восторженно одобрил стихотворение его «В дороге».Скоро Некрасов стал усердно публиковаться. Он выпустил в свет ряд альманахов: «Статейки в стихах без картинок» (1843), «Физиология Петербурга» (1845), «1 апреля» (1846), «Петербургский Сборник» (1846).

7 Стихотворение «В дороге» как пролог к «некрасовской теме» Иллюстрацией к стихотворению Н.А. Некрасова «В дороге» также может послужить картина художника А..О. Орловского «Путешественник в кибитке», 1819г. Иллюстрация к стихотворению.

8 Любовь к русскому народу в лирике Н.А. Некрасова Творчество Н. А. Некрасова наполнено горячей любовью к русскому народу. В стихотворении «Элегия» поэт написал: «Я лиру посвятил народу своему…» Он страдал, видя бедственное положение крестьянства. Он не мог понять, почему талантливый, трудолюбивый, остроумный народ смиренно терпит угнетение и не пытается отстаивать свои права. «Размышления у парадного подъезда» «Железная дорога»

9 Тема женской доли в лирике Н.А. Некрасова Мать Николая Некрасова, вопреки воле родителей, вышла замуж по любви. Но брак не был счастлив, жила семья бедно, из 13 детей в живых остались только 3. Кроме того, Александра Андреевна, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж — человеком грубым, жестоким, невежественным. Он нередко избивал ее. Но сам Николай Некрасов очень её любил. Именно она привила поэту любовь к литературе и русскому языку. Безмерным уважением и состраданием к ней озарены многие его стихотворения: «Родина», «Мать», «Баюшки- баю», «Рыцарь на час» и др. Так, благодаря Александре Андреевне, образ русской женщины и трудная женская доля заняли значительное место в творчестве Некрасова.

10 Некрасов Н. А. — «Мать» Она была исполнена печали, И между тем, как шумны и резвы Три отрока вокруг нее играли, Ее уста задумчиво шептали: «Несчастные! зачем родились вы? Пойдете вы дорогою прямою И вам судьбы своей не избежать!» Не омрачай веселья их тоскою, Не плачь над ними, мученица-мать! Но говори им с молодости ранней: Есть времена, есть целые века, В которые нет ничего желанней, Прекраснее — тернового венка. Иллюстрация к поэме «Кому на Руси жить хорошо» Иллюстрация к стихотворению «Калистрат»

11 Стихотворения, посвящённые русским детям Тема детства и образы детей занимают особое и важное место в поэзии Н.А.Некрасова. Это было вызвано прежде всего тем, что в детях поэт видел будущее и с ними связывал надежды на грядущее обновление своей многострадальной родины. В основу своих детских стихотворений поэт положил собственные наблюдения над жизнью, нравами, обычаями и речью народа, с которым он постоянно общался во время своих охотничьих скитаний. Цикл «Стихотворения, посвящённые русским детям» Некрасов намеревался включить в книгу для чтения.

12 Образ русской природы в лирике Н. А. Некрасова Николай Алексеевич Некрасов истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, оптимистичны. Для Некрасова природа одушевленный предмет, то, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет и поддерживает в трудную минуту. Иллюстрацией к стихотворению «На Волге» можно считать картину И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»

13 «Современник» В 1846 году Н. А. Некрасов вместе с Иваном Панаевым взял в аренду журнал «Современник», основанный еще Пушкиным. 1 января 1847 года вышла первая книжка «Современника». Впервые в России появился журнал с ярко выраженной революционно — демократической программой. В первых же книжках «Современника» были напечатаны «Кто виноват?», «Сорока-воровка» Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова, «Псовая охота» Некрасова и другие произведения, заключающие процесс против строя.

14 «Панаевский цикл» в любовной лирике Н. А. Некрасова Любовная лирика – во многом лирический дневник Некрасова, в котором он поведал о самых сокровенных сердечных переживаниях. Если мы обратимся к его творчеству, то заметим, что почти все любовные признания поэта были посвящены его единственной музе – Авдотье Яковлевне Панаевой и известны под названием «панаевский цикл».

15 Поэма «Мороз, Красный Нос» В 1863 г. появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова — «Мороз, Красный Нос». Это — апофеоз русской крестьянки, в которой автор усматривает исчезающий тип «величавой славянки».Поэма рисует светлые стороны крестьянской натуры, проносящиеся перед замерзающей в лесу Дарьей яркие картины былого счастья — и всё это превосходно написано великолепными стихами. Поэт задумал изобразить судьбу и характер крестьянской женщины, ее терпение и выносливость, любовь к труду, доброту и поэтичность ее души.Поэма «Мороз, Красный нос» последний шаг поэта на пути к созданию цельной картины народной жизни, освобождённой от присутствия и оценок автора.

16 Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».. Год написания: Публикация: Работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начал в середине 1860-х годов и продолжал до своих последних дней, так и не успев ее завершить. Эта поэма повествует о путешествии семерых мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Идея поэмы рассуждение о счастье человека в современном мире. Тема поэмы- изображение пореформенной России на протяжении десяти- пятнадцати лет после отмены крепостного права. Обложка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». (Издательство «Детская Литература»)

17 «Как опасно предаваться честолюбивым снам». «Как опасно предаваться честолюбивым снам» — фарс в стихах, с примесью прозы, написанный Достоевским, Некрасовом и Григоровичем и опубликованный в 1846 году в юмористическом иллюстрированном альманахе «Первое Апреля» Н. А. Некрасова. После запрещения цензурой альманаха «Зубоскал» Некрасов с помощью Григоровича и Достоевского под псевдонимами: Пружинин и Белопяткин (Некрасов), Зубоскалов (Достоевский и Григорович создают новый альманах «Первое Апреля». Григоровичу принадлежат 2, 4 и 5 главы, Достоевскому 3 и 6 главы, глава 8, по мнению Г. М. Фридлендера, была написана Григоровичем. Произведение не раз подвергалось жесткой критике со стороны консервативных журналистов таких как, Нестор Кукольник, Фаддея Булгарина и др. Так же встречались положительные отзывы со стороны В. Г. Белинского и в журнале «Финский вестник».

18 Авторы «Как Опасно Предаваться честолюбивым снам». Н. А. Некрасов Ф. М. Достоевский

20 «Отечественные записки» А. А Краевский В. Г. Белинский

21 «Отечественные записки» Н. А. Некрасов М. Е. Салтыков-Щедрин

22 Журнал «Отечественные записки» в 1868 году.

23 Некрасова Зинаида Николаевна(Фекла Анисимовна Викторова ) 18 мая 1876 года Некрасов написал стихотворение, открывшее цикл, посвященный Зинаиде Николаевне. «Т ы еще на жизнь имеешь право, Быстро я иду к закату дней, Я умру- моя померкнет слава, Не дивись и не тужи о ней! Знай, дитя; ей долгим, ярким светом Не гореть на имени моем: Мне борьба мешала быть поэтом, Песня мне мешала быть бойцом. Кто, служа великим целям векам, Жизнь свою всецело отдаёт На борьбу за брата человека, Только тот себя переживет. «

24 13 февраля 1877 года Некрасов вновь обращается со стихотворным посланием к жене. «Пододвинь перо, бумагу, книги! Милый друг! Легенду я слыхал: Пали с плеч подвижника вереги, И подвижник мертвый пал! Помогай же мне трудиться, Зина! Труд всегда меня животворил. Вот еще красивая картина — Запиши, пока я не забыл! Да не плачь украдкой! — Верь надежде, Смейся, пой, как пела ты весной, Повторяй друзьям моим, как прежде, Каждый стих, записанный тобой. Говори, что ты довольна другом: В торжестве одержанных побед Над своим мучительным недугом Позабыл о смерти твой поэт!»

25 «Последние песни» Н.И.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова год. Варианты обложек изданий разных годов.

26 Память о творчестве Н.А. Некрасова после его смерти. Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова. В этом доме Н. А. Некрасов прожил с 1857 года до своей кончины в 1877 году. Все эти годы в квартире поэта находилась редакция двух прогрессивных журналов: «Современника», задуманного и издававшегося еще А. Пушкиным, и «Отечественных записок». В годы квартира Некрасова становится подлинным центром культурной и литературной жизни Петербурга.Это позволяет музейной экспозиции рассказывать не только о жизни и творчестве Н. А. Некрасова, но и о судьбах русской литературы и ее наиболее ярких представителей в послепушкинскую эпоху.

Екатерина НЕКРАСОВА. Знакомство с автором

1.Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в литературу? Какими были первые опыты?

Моими первыми литературными произведениями стали тексты песен. Так как у меня музыкальное образование и пишу я не только стихи, но и музыку, то началось все именно с песен. Первая юношеская любовь, потребность как-то выразить свои чувства и стали первыми шагами на пути к стихам. Потом музыка ушла на второй план и стихи начали появляться уже сами по себе.

2.Кого можете назвать своими литературными учителями?

Пишу я, если можно так выразиться, в классическом стиле. Поэтому и своими учителями считаю классиков: Некрасова, Есенина, Пастернака, Ахматову, Лермонтова и, конечно, Пушкина. Очень люблю творчество Николая Рубцова. Его стихи когда-то пленили меня настолько, что к некоторым я написала музыку, превратив их в песни. Лирика Рубцова действительно крайне музыкальна. Сравнительно недавно открыла для себя Ольгу Седакову. Считаю ее блестящим литератором, философом, «осмыслителем» литературного наследия человечества.

3.В каких жанрах Вы пробовали себя?

Помимо стихов публикую статьи и заметки в газетах. Когда-то давно работала корреспондентом в газете детской тематики «Расти большой» (г. Архангельск). Сейчас сотрудничаю с газетой «Графоман» (Архангельская обл.).

4.Какого автора, на Ваш взгляд, следует изъять из школьной программы, а какого — включить в нее?

Однозначно включила бы в школьную программу Николая Зиновьева, Ольгу Седакову, Сергея Аверинцева.

5.Есть ли такой писатель, к творчеству которого Ваше отношение изменилось с годами кардинальным образом?

Могу сказать, что сегодня я оценила и действительно полюбила Хармса, которого в юношестве почему-то обходила вниманием.

6.Каковы Ваши предпочтения в других видах искусства (кино, музыка, живопись…)?

Сразу отмечу — я не киноман. Относительно музыки могу сказать, что с детства жила ею, любила петь, играла на различных музыкальных инструментах. Поэтому мир музыки — мой мир. Что касается именно предпочтений, то прежде всего это классика: Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Гайдн, Гендель, Равель, Рахманинов, Чайковский, Мусоргский. Из современных направлений предпочитаю зарубежный рок 80-х и, отчасти, heavy metal.

7.Вы считаете литературу хобби или делом своей жизни?

Литература — это, конечно, хобби, которому я, тем не менее, посвящаю значительную часть своей жизни.

8.Что считаете непременным условием настоящего творчества?

Размышления на эту тему могут занять не одну страницу. Поэтому попытаюсь сформулировать, насколько это возможно кратко, хотя бы основные мысли. Помимо наличия неугасимой внутренней потребности человека создавать что-либо в рамках избранной сферы искусства и некой изначальной личностной одаренности, я бы назвала непременным условием настоящего творчества такую индивидуальную форму вдохновения, при которой невозможно сбиться на фальшивый тон, солгать, оказаться неискренним.

Однако мне, к примеру, неизвестен инструмент анализа, позволяющий дать достоверный ответ: вот оно — настоящее творчество! Если же говорить о настоящей поэзии, то никакие обобщения, законы, умные теории здесь не работают. Как мне кажется, возможен только субъективный подход к различению — что истинно, а что нет. И грань эта невероятно тонка… Есть что-то невыразимое в определении «настоящая поэзия». То, что берется словно «извне», из какого-то невидимого мистического мира, населенного необычайными образами, тайными знаками. И вместе с тем идет из самых сокровенных глубин человеческого бытия, человеческой души.

9.Каковы Ваши пожелания читателям «Паруса»?

Наверное, пожелания банальны, но пусть у всех у нас будет мирное небо над головой, любовь и мир в душе.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Встреча с В. Г. Белинским Николай Алексеевич Некрасов

В ходе этого духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим учителем, перед кем смиренно “преклонял колени”. Поэт встретился с В. Г. Белинским в 1843 году, когда “неистовый Виссарион”, как его называли друзья, был увлечен утопическим социализмом и клеймил существующее в России общественное неравенство: “Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности. Горе, тяжелое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника…”

Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собствен-(*164)ном опыте: “петербургские мытарства” научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сочувствовать несчастьям и бедам народным, глубоко любить “золотое народное сердце”. Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувствованный отклик. Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении “Памяти Белинского”, в поэме “В. Г. Белинский”, в сценах из лирической комедии “Медвежья охота”:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе…

Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой. Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова “В дороге” (1845). Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову: “Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!” Наряду с поэзией Некрасов в эти годы пробует силы и в прозе. Особо выделяется его незаконченный роман “Жизнь и похождения Тихона Тростникова” (1843-1848), произведение во многом автобиографическое, связанное с “петербургскими мытарствами”. Отдельные сюжеты и тематические мотивы этого романа Некрасов разовьет потом в поэзии — “Несчастные”, “На улице”, “О погоде”, “Ванька”, “Извозчик” и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: