Болдинская осень

Гончаровы в Москве встретили Пушкина холодно. В Петербурге его ждал суровый выговор за самовольную отлучку на Кавказ от Бенкендорфа. Пушкин пробовал выхлопотать разрешение на поездку в Западную Европу или хотя бы в Китай. Был получен отказ. Булгарин начал открыто свой поход против Пушкина. Заметно охладели к поэту и его светские знакомые. И вот на фоне всего этого Пушкин получает, наконец, согласие на повторное своё предложение Гончаровой.
Отец тем временем определил во владение сыну деревню Кистеневку, поблизости от Болдина. Будущая тёща была неравнодушна к материальным вопросам; это сердило поэта, выводило его из себя, но, как бы то ни было, он должен был выехать, в конце концов, для устройства своих дел в Болдино.
31 августа 1830 года Пушкин выезжает из Москвы в деревню Болдино Нижегородской губернии.
Казалось бы, можно и уезжать – к любимоц невесте, в Москву, но поэта задержала в деревне холера.
Это был одноэтажный деревенский дедовский дом за мелким частоколом, рядом вотчинная контора, церковь и длинная деревня с избами, крытые соломой.
Из-за холеры он задержался в Болдине на 3 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Он трудился каждый день, не покладая рук. Но он не только писал стихи. В первые дни ему всё же вникать в скучные деловые бумаги. Если сделать простой список того, что и когда им было написано, то есть, закончено, в осень 1830 года, то этот перечень будет красноречивее всяких объяснений.
Первое его болдинское стихотворение было “Бесы”. 8 сентября он написал “Элегии”. С 3 по 9 сентября он написал “Гробовщика” — первое законченное Пушкиным произведение в прозе, 14-го – “Станционного смотрителя”, 20-го, в девять часов вечера, — “Барышню-крестьянку”, 25-го – девятую главу (позже она стала восьмой) “Евгения Онегина”; между 5 и 10 октября написан “Домик в Коломне”, между 12 и 14-м – “Выстрел”, 20-го окончена “Метель”, 23-го – “Скупой рыцарь”, 26-го “Моцарт и Сальери”, и в октябре же окончено “Путешествие Онегина”, 1 ноября – последняя пометка на “Истории села Горюхина”, 4-го окончен “Каменный гость”, и в ноябре же написан “Пир во время чумы”. За эти же болдинские месяцы был создан поэтом ряд исключительно сильных лирических стихотворений
Тематика этих вещей исключительно разнообразна, но нетрудно заметить, что когда человек начинает темой гробовщика и кончает темой чумы, то он не далёк от мысли о смерти. Это становится понятным, если вспомнить, что жестокая холера охватила страну. Поэт здесь, в Болдине, прощался со своим прошлым, которое перед ним возникало со щемящей его сердце отчётливостью: это были стихотворения “Элегия”, “Прощание”, “Заклинание”, “Для берегов отчизны дальной…”, “Пью за здравие Мери…” и, наконец, поэма “Домик в Коломне”, совсем отличная по тону от этих стихотворений.
В “Моей родословной” вспоминал он и своих далёких предков.
В эту осень Пушкин заканчивает и “Евгения Онегина”, спутника многих лет его жизни. Работал он над этим романом целых 7 лет 4 месяца 17 дней! Роман этот является первым произведением в духе настоящего реализма – не только у нас, но и во всей Западной Европе. Пушкин начал «Евгения Онегина», сильно сомневаясь в возможности его напечатать, и действительно, первая глава вышла в свет только в 1825 году.
Пушкинский роман и его образы вошли и в нашу русскую классическую литературу, определив во многом её дальнейшее развитие.
Достаточно ещё раз представить себе мысленно всю эту гигантскую работу Пушкина в “болдинскую осень”, как удивление снова и снова охватывает нас” да, разнообразие поразительное. И какой одновременно огромный творческий напор, какой размах замыслов! Такой напряжённой работы могло бы хватить на несколько лет, но великий поэт как бы раздвигает самое время и тем добывает необходимый ему воздух, простор и творческую свободу. Эта пушкинская “болдинская осень” – явление исключительное во всей мировой литературе, и она ещё ждёт внимательного исследователя-художника! Таким был первый приезд поэта в Болдино в 1830 году.
В 1834 г., в сентябре Пушкин снова заехал в Болдино, но прожил там всего три недели. На душе было тревожно, петербургские горькие мысли не оставляли, и написал он здесь только “Сказку о золотом петушке”, где власть без силы, мудрость без щедрости и красота без добра.

Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (восприятие, истолкование, оценка).

Лирика А.С. Пушкина, говоря словами Н.В. Гоголя, «явление чрезвычайное». Она органично сочетает в себе высокую человечность, глубину и ясность мысли, гармонию формы и содержания. Кроме того, поэзия Пушкина чрезвычайно богата и разнообразна. Она удивительно открыта всем впечатлениям жизни, «всемирно отзывчива». Гоголь писал об этом: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом… Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов. Чем он не поразился и перед чем он не остановился?»

Именно поэтому до конца понять и осмыслить лирику Пушкина нелегко. Со стихами этого поэта мы встречаемся с самого раннего детства, они сопровождают нас на протяжении всей жизни. И каждый раз, перечитывая то или иное произведение А.С. Пушкина, мы находим в нем все новые и новые поэтические смыслы.

Одним из таких глубоких и насыщенных произведений поэта является стихотворение «Бесы». Композиционно его можно поделить на три части, каждая из которых начинается одинаково:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Эти строки создают жуткую картину бурана, сильнейшей вьюги. По мере развития стихотворения это описание погодного ненастья перерастает в мистическую картину. Уже в первой части ямщик, везущий лирического героя, упоминает о черте:

В поле бес нас сводит, видно,

Да кружит по сторонам.

Именно поэтому путники сбились с пути и оказались в самом сердце разгула стихии: «Все дороги занесло; / Хоть убей, следа не видно…»

А бес все не успокаивается, дразнит и пугает людей. Первым на него обратил внимание ямщик. Я думаю, это неслучайно: ямщику, как человеку из народа, более близок и понятен мистический мир, он глубоко верит в него. Поэтому за природным ненастьем ямщик видит разгул дьявольских сил:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон — теперь в овраг толкает

Лирический герой, который едет в чистом поле один-одинешенек, без спутников, признается, что ему очень страшно: «Страшно, страшно поневоле, / Средь неведомых равнин».

Вторую часть стихотворения можно назвать кульминационной. Ее вступление «Мчатся тучи, вьются тучи…» еще более усиливает напряжение, доводя его в конце части до наивысшей точки. Теперь уже и лирический герой замечает беса: «Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят». Испуганные лошади снова понесли. Герой становится свидетелем какого-то шабаша, разгула нечистой силы:

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре.

В третьей, итоговой части, лирический герой передает свои чувства от всего, что он увидел и пережил: «Визгом жалобным и воем / Надрывая сердце мне. » Здесь уже герой испытывает страх, ужас, панику.
Знаменательно выражение «надрывают душу…» Следовательно, герою горько и мучительно смотреть на разгул нечистой силы, он переживает по этому поводу.

Вся картина, изображенная в стихотворении, приобретает символический смысл. Мне кажется, что Пушкин здесь описывал окружающую его жизнь: личную и общественную. В ней он видел засилье бесов, нечистой силы, которой «несть числа». Она заполонила все, добралась до «беспредельной вышины». Один лирический герой не вступает в их дьявольскую игру. За это бесы путают его, пугают, хотят окрутить и погубить…
Но герой только сначала испытывает страх. В конце стихотворения он приподнимается над всей этой чертовщиной, как бы отстраняется от нее. Герой наблюдает за разгулом темных сил в жизни, в мире, и все происходящее «надрывает ему душу». Ведь лирический герой понимает, что всего этого быть не должно…

В свете такого прочтения данное стихотворение можно отнести к вершинам философской лирики Пушкина. Кроме того, это произведение – художественный шедевр поэта.

Пушкин мастерски создал картину бесовского разгула. С помощью различных тропов он передал жуткое неистовство всех стихий. В стихотворении много эпитетов (снег летучий, средь неведомых равнин, одичалого коня, во тьме пустой, средь белеющих равнин, бесконечны, безобразны бесы, кони чуткие, в беспредельной вышине, визгом жалобным); сравнений (невидимкою луна, верстою небывалой торчал, сверкнул искрой малой, закружились, будто листья в ноябре). Метафоры в стихотворении помогают создать картину свистопляски всей природы: вьются тучи, мутно небо, ночь мутна, вьюга слипает очи, колокольчик умолк, вьюга злится, вьюга плачет, визгом надрывая сердце.

Для усиления мистического впечатления автор использует повторы: еду, еду; страшно, страшно; вьюга злится, вьюга плачет, а также звукоподражание: колокольчик дин-дин-дин.

Стихотворение написано октавой (восьмистишием) с традиционной перекрестной рифмовкой.

Мне кажется, именно сочетание глубокого философского содержания, захватывающего сюжета и простой, лаконичной формы сделало стихотворение «Бесы» одним из самых известных и любимых среди читателей всего мира.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (восприятие, истолкование, оценка).

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

«Заклинание» А. Пушкин

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые,
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы, —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

Явись, возлюбленная тень,
Как ты была перед разлукой,
Бледна, хладна, как зимний день,
Искажена последней мукой.
Приди, как дальная звезда,
Как легкой звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне все равно, сюда! сюда.

Зову тебя не для того,
Чтоб укорять людей, чья злоба
Убила друга моего,
Иль чтоб изведать тайны гроба,
Не для того, что иногда
Сомненьем мучусь… но, тоскуя,
Хочу сказать, что все люблю я,
Что все я твой: сюда, сюда!

Дата создания: 1830 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Заклинание»

В первый период южной ссылки сердце Пушкина было покорено Амалией Ризнич, супругой одесского негоцианта сербского происхождения. Современники в один голос говорили о необыкновенной красоте женщины. Длинная коса, пламенные очи, высокий рост в сочетании со стройностью – единожды увидев, забыть ее было сложно. Кроме того, она резко выделялась из толпы местных представительниц слабого пола, благодаря немного странным предпочтениям в одежде. Ризнич часто носила длинное платье, закрывающее ступни, и мужскую шляпу. Доподлинно неизвестно, отвечала ли Амалия взаимностью на чувства Пушкина. По утверждению ее мужа, никаких романтических отношений не было. Красавица покинула Одессу в 1824 году из-за ухудшения здоровья. Вскоре после приезда в Европу она скончалась от чахотки. Очень сложно точно сказать, какие стихотворения Александр Сергеевич посвятил Ризнич. До сих пор не утихают споры литературоведов на эту тему.

По мнению ряда исследователей, «Заклинание», написанное в октябре 1830 года, связано с влюбленностью поэта в Амалию. В основу произведения легло стихотворение английского автора Барри Корнуолла (1787-1874) «Признание», книгу которого Александр Сергеевич читал во время пребывания в Болдине. К его творчеству Пушкин обращался не раз. Наибольшей известностью пользуются вольные переводы двух произведений Корнуолла – «Song» (на русском – «Из Barry Cornwall») и «Serenade» (на русском – «Я здесь, Инезилья…»). Кроме того, в «Заклинании» есть явные отсылки к лирике Байрона и элегиям Жуковского. Особенно много их во второй строфе. Кстати, она в автографе вычеркнута рукой Пушкина. Существует несколько версий, почему поэт не желал ее публиковать. Одна из них – строки содержали слишком явный намек на Амалию Ризнич, который современники Александра Сергеевича без проблем разгадали бы. Вопреки желанию автора, сейчас «Заклинание» чаще печатается вместе со второй строфой. Дело в том, что ее не стал выкидывать Жуковский, впервые опубликовавший стихотворение в посмертном собрании сочинений Пушкина.

«Заклинание» — проникновенное произведение о том, что любовь сильнее смерти, что для истинных чувств практически не существует преград. Каждая строфа завершается одинаково: «…сюда, сюда». За счет этих повторов Александру Сергеевичу удается передать одержимость лирического героя своей возлюбленной, превратить его речь в подобие настоящего заклинания.

Когда было написано произведение бесы пушкин

(1799 — 1837), русский поэт, основатель новой русской литературы, по праву считается главным создателем современного русского литературного языка. В годы юности Пушкин был поэтом лицейского братства; в ранних поэмах Александр воспевал яркие и вольные страсти: «Руслан и Людмила» (1820), а в поэмах «Кавказский пленник» (1820 — 21) и «Бахчисарайский фонтан» (1821 — 23) писатель грациозно изобразил “южную романтику”. Вольнолюбивые мотивы и антитираническое отношение Пушкина в ранней поэзии привело к ссылкам писателя: южной (1820 — 24, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинёв, Одесса) и в с. Михайловское (1824 — 26). Освоение социально-исторических, бытовых и интеллектуальных контекстов русской жизни происходило у писателя наряду с восприятием европейских культур и искусства. Многоликие жанры в произведениях (проза «Повести Белкина», 1830, повесть «Пиковая дама», 1833), грациозность, тонкость и строгость стихов, «просвещённый гуманизм», многогранность поэтического мышления Пушкина обусловили его немаловажное значение в русской словесности — Пушкин вознес её на мировой уровень. В романе «Евгений Онегин» (1823 — 31) писатель изобразил типичный образ жизни героя, преодолевающего байронизм, и быт провинциального и столичного дворянства. В этом романе, а так же во многих других сочинениях Пушкин описывает проблемы индивидуальности и определяет границы свободы, которые были ярко описаны Александром в «Цыганах» (1824). Пушкин впервые отважился выявить все проблемы русской литературы 19 в., который порой принимали трагический характер неразрешимости и противоборства — государство и личность, народ и власть. Роль личности и народа писатель отразил в трагедии «Борис Годунов» (1824 — 25, опубликованной в 1831), в «Медном всаднике» (1833, опубликованном в 1837), в поэме «Полтава» (1828) и в романе «Капитанская дочка» (1836). Философская лирика Пушкина 30-х гг. («Моцарт и Сальери», «Каменный гость», опубликованные в 1839, «Скупой рыцарь», опубликованный в 1836) затрагивает темы любви, творческого призвания, дружбы, которые дополняются вопросами о смысле бытия, о бессмертии и душевном очищении. Умер от смертельной раны, полученной на дуэли с французским подданным на русской военной службе Ж. Дантесом.

Биография

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837), прозаик, поэт, публицист, драматург, критик, родоначальник новой русской литературы, главный создатель русского литературного языка.

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю), в Немецкой слободе, в Москве. Отец будущего поэта, Сергей Львович, относился к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, была внучкой — «арапа Петра Великого» (Абрама Петровича Ганнибала).

В детстве Александр воспитывался французскими гувернерами, от которых он получил неплохие знания французского языка и приобрел любовь к чтению. С ранних лет Пушкин начал знакомиться с произведениями Ломоносова и Жуковского, с бесподобными комедиями Мольера и Бомарше, а также с великолепными творениями Вольтера. Любовь к русскому языку начали воспитывать в Александре с самого детства. Немалую роль в этом сыграла бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, на удивление многих, превосходно разговаривала и писала по-русски (в те времена в дворянских семьях это было очень редким явлением), и няня Арина Родионовна. Возникновению любви к литературе так же способствовали частые литературные вечера в доме Пушкиных, на которые приглашались выдающиеся писатели и поэты тех времен.

В 1811 году Пушкина приняли в Царскосельский лицей — элитное учебное заведение, где готовили из дворянских детей высших государственных чиновников. Именно здесь Пушкина приняли, как настоящего поэта: его талант оценили товарищи по лицею – Кюхельбекер, Дельвиг, Пущин, а также такие известные писатели, как Жуковский, Державин, Карамзин, Батюшков.

Окончив учебное заведение в июне 1817, Пушкин был отправлен на службу в Коллегию иностранных дел, но там будущий писатель полностью отдался творчеству и фактически не проработал ни дня. Как раз в те времена были написаны стихотворения «Вольность» (1817), «На Аракчеева» (1817 — 1820), «К Чаадаеву», «Деревня» (1819). Эти стихи не были нигде опубликованы, но это не помешало им приобрести известность. Как говорил И. Якушкин, «в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть». Перед самым окончанием лицея, в 1817, Пушкин начал писать поэму «Руслан и Людмила», которая была закончена в марте 1820.

Через два месяца Александра сослали на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». В Екатеринославе Пушкин знакомится с семьей Раевских, с которыми уезжает на Кавказ, затем — в Крым, а позже — в Кишинев, где некоторое время живет в доме генерала Инзова. В Кишиневе Александр сближается с будущими декабристами, не прекращается работа над его новыми произведениями. В течение трех лет ссылки Александр написал таких произведения, как «Кавказский пленник» (1821), «Узник», «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и другие стихотворения. В то же время Пушкин начал работу над романом «Евгений Онегин».

В июле 1823 Пушкин был переведен во владения графа Воронцова в Одессу. Но вскоре, из-за не сложившихся отношений с графом, Пушкина уволили с государственной службы и вынуждены были перевести из Одессы в имения матери «под надзор местного начальства». Здесь Александр чувствовал себя одиноким, но это одиночество сглаживалось беседами с семье Осиповых-Вульф, которая жила совсем рядом. А по вечерам Пушкину нравилось слушать сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна. После ссылки сознание Пушкина полностью превратилось в сознание художника-реалиста. Писатель продолжил работу над произведением «Евгений Онегин», написал стихи «На Александра I», «Давыдову», «На Воронцова», начал работу над новым творением — «Борис Годунов».

17 декабря 1825 Пушкину стало известно о восстании декабристов и заключении под стражу многих своих друзей. Побаиваясь обыска, писатель уничтожает все автобиографические записки, которые, по мнению Пушкина, могли навредить друзьям, и число жертв бы увеличилось. Каждую весть из Москвы Александр ждал с огромным волнением. Но эти напряженные дни закончились в сентябре 1826 года, когда по приказу Николая I Пушкин должен был как можно скорее приехать в столицу.

Николай I пытался хоть как-то сблизиться с обществом, которое стало к нему неодобрительно относиться после казней и множества ссылок дворян-офицеров. В планы царя входило привлечение Пушкина на свою сторону, что, как считал император, сможет побороть негативное отношение общества к правителю. Первое, что сделал Николай I, объявил Пушкину, что сам станет для него цензором. Но такой надзор обернулся против писателя: произведение «Борис Годунов» было запрещено не только публиковать, но даже читать его. Кроме того, любое стихотворение не могло нигде публиковаться, пока царь его не одобрит. В те тяжелые времена Пушкин написал такие стихотворения, как «Дар напрасный, дар случайный», «Воспоминание», «Предчувствие» (1828).

В мае 1828 писатель безрезультатно попытался получить разрешение на поездку за границу или на Кавказ. В то же время Пушкин идет свататься к Н. Гончаровой, но, получив отказ, без всякого разрешения, уезжает на Кавказ. Свои ощущения от поездки писатель изобразил в очерках «Путешествие в Арзрум», в стихотворениях «Обвал», «Кавказ», «На холмах Грузии. «. Вернувшись в Петербург, поэт получает письмо от царя, в котором император делает Пушкину резкий выговор за поездку, которую ему не разрешили. Так же письмо явно показало, какое негативное отношение было у Николая I к Пушкину.

В апреле 1830 Пушкин снова попытался сделать Н. Гончаровой предложение, на которое она ответила положительно. В сентябре писатель уезжает в свое имение Болдино, где начинает собираться с мыслями, готовиться к свадьбе и устраивает свои дела. Но из-за эпидемии холеры Пушкину пришлось здесь остаться на несколько месяцев. Данный период времени назван потомками «Болдинская осень». Именно здесь Пушкин ощущает творческий подъем. П.Плетневу Александр написал: «Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов». И это обещание Пушкин выполнил сполна: в Болдине он создал такие произведения, как «Маленькие трагедии», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Домик в Коломне», стихотворения «Элегия», «Прощение», «Бесы», закончен «Евгений Онегин».

18 февраля 1831 состоялось венчание Пушкина с Н.Гончаровой. Летом 1831 Александр снова был принят на государственную службу в Иностранную коллегию. Здесь писатель получил полный доступ к государственному архиву. Пушкин начинает работать над произведением «История Пугачева» (1833) и проводить историческое исследование для «Истории Петра I».

Последние годы жизни Пушкина оказались очень тяжелыми: обостренные отношения с царем сочетались с враждебным отношением чиновничьей аристократии. Опасаясь запрета на доступ к архиву, писателю пришлось смириться с тем, что его назначили камер-юнкером двора, хотя это звание чаще всего присваивалось молодым людям, и было унижением для поэта. За поэтом велась постоянная слежка, читали все его письма, материальные дела семьи становились всё хуже и хуже (у Пушкина было четверо детей — Мария, Наталья, Александр и Григорий). Тем не менее, именно в таких тяжелых условиях Пушкин написал всем известные произведения «Пиковая дама» (1833), «Капитанская дочка», «Египетские ночи» (1836), поэму «Медный всадник» и множество сказок.

В конце 1835 писателю разрешили издавать свой собственный журнал, который был назван «Современник». Главную цель, которую преследовал Пушкин при создании журнала, развитие русской словесности. Александр прекрасно справился со своей задачей – художественность журнала был на самом высоком уровне. Ни одно русское периодическое издание до этого момента не публиковало такого огромного количества талантливых поэтов и писателей, среди которых особо выделялись Жуковский, Вяземский, Баратынский, Гоголь, Д. Давыдов, Кольцов, Тютчев.

Зимой 1836 враги и завистники Пушкина пустили слух про жену писателя, связав её имя с именем царя, а потом и с именем барона Дантеса, который был ярым поклонником Натальи Николаевны. Пушкин не мог это больше терпеть и вызвал Дантеса на дуэль на Черную речку. Дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) в 1837 году. Пушкин получил смертельную рану и через два дня умер. Как позже написал В.Жуковский: «Солнце русской поэзии закатилось».

Чтобы избежать демонстраций, царь приказал втайне от всех вывезти тело Пушкина из Петербурга в сопровождении жандарма и старого друга семьи — писателя А. Тургенева.

Пушкин был похоронен на кладбище Святогорского монастыря, расположенным недалеко от села Михайловское.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector