Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Кавказ»

Поэт много своих стихов посвятил природе Кавказа. Он посетил горы еще в детстве, и они запали Лермонтову глубоко в душу. Великолепие и возвышенность природы, люди со своим характером горцев. Если их помнить вечно, надо хотя бы единожды побывать там, так говорил поэт в своем произведении о Кавказских горах.

Написал автор его в 1830 г. В этом произведении три строфы-пятистишья, и в каждой свое направление озвучено. В первой части стихотворения описывается расставание с Кавказом. Вторая часть произведения описывает маму о том, какой она была. А

Рассказывается все от первого лица, потому что в нем идет передача внутреннего мира поэта, его состояние души. Вспоминая пейзажи гор, Лермонтов воспроизводит в памяти те моменты, соединенные тесно с кончиной матери, с его памятью о детских переживаниях. Произведение наполнено лирикой, его ритм схож с песенным напевом, когда говорится о том, как в младенчестве была потеряна мать.

Лирический настрой и благозвучность стихотворения исходит из того,

Кроме того поэт применяет такую цитату, как «Люблю я Кавказ!», чтобы показать сильнее свою любовь к горам. Выразительность стихотворения увеличивает применение инверсии «розовый вечера час».

Именно здесь автор много размышлял о жизни, о том, какую роль играет природа в жизни человека. На поэта действуют различные картины, например, вечернего луча, который «горит на ребрах туч», месяца, темного небосвода, «младых тучек».

Лермонтов уверен в том, что только при соприкосновении с пейзажами Кавказа, у человека формируется характер. В нем присутствует гордость, вольность.

«Кавказ», анализ стихотворения Лермонтова

Раннее стихотворение «Кавказ», созданное шестнадцатилетним М. Лермонтовым в 1830 году, является одним из первых обращений поэта к теме Кавказа. Юноша с детства испытывал глубокую привязанность к этому краю – он трижды бывал там на отдыхе со своей бабушкой, Е. А. Арсеньевой. Из детских воспоминаний и впечатлений о Кавказе особенно запомнилось ему знакомство с девятилетней девочкой летом 1825 года. Впервые стихотворение «Кавказ» было опубликовано уже после гибели поэта — в 1845 году оно вышло в журнале «Библиотека для чтения».

Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, каждая из которых раскрывает свою поэтическую тему: первая строфа посвящена теме расставания с Кавказом, вторую строфу поэт посвятил воспоминаниям о своей матери, а третью – воспоминаниям о первой детской любви. Основная идея стихотворения – раскрытие мира души поэта и выражение искренней любви к Кавказу.

В основе композиции лежит передача внутреннего душевного состояния автора, поэтому повествование ведется от первого лица. Воспоминания о красоте кавказской природы оживляют в душе поэта самые сокровенные переживания, связанные со смертью матери и по-детски трогательным первым чувством. Именно поэтому стихотворение глубоко лирично и очень нежно, а замедленный ритм и напевные интонации придают ему удивительную музыкальность.

Южная природа навевает Лермонтову образ матери, которую он практически не знал:

В младенческих летах я мать потерял,
Но мнилось, что в розовый вечера час,
Та степь повторяла мне памятный глас

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий – подчеркивает лиризм стихотворения и усиливает поэтичность речи; мужская рифма придает произведению упругость.

Изобразительные средства в стихотворении помогают понять состояние души лирического героя: произведение насыщено метафорами («на заре моих дней», «пять лет пронеслось»), олицетворениями («степь повторяла», «сердце лепечет»), эпитетами («розовый час», «сладкая песня», «божественных глаз»), сравнениями («как сладкую песню отчизны моей»).

Лермонтов использует рефрен «Люблю я Кавказ!», усиленный восклицанием, для выражения своего восхищения красотой этого удивительно прекрасного края. Введение в стихотворение обращений («Я счастлив был с вами, ущелия гор», «О южные горы») свидетельствуют о подлинной любви поэта к Кавказу. Использование инверсии («отчизны моей», «люблю я», «розовый вечера час») усиливает выразительность произведения.

Восприятие величественной природы Кавказских гор находит свое отражение в романтическом мироощущении Лермонтова и в его душевных переживаниях, становясь фактом его личной биографии и рождая наполненные подлинным чувством строки: «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз».

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на скале». Предназначена для учащихся и учителей.

Скачать:

Вложение Размер
sopostavitelnyy_analiz_stihotvoreniy.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ стихотворений

М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов – два самых значительных поэта первой половины Х1Хвека. Изучение творчества двух поэтов позволяет нам увидеть то общее, что связывает их. Во- первых, жанровый универсализм , во-вторых, наследие романтизма (традиция Байрона),в-третьих, общность тематики некоторых лирических произведений. Но в то же время можно видеть и глубокие различия между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова. Если Пушкин обращается к широкому кругу тем, мотивов , образов, то Лермонтову характерна сосредоточенность на узком круге тем. Несходство Пушкина и Лермонтова обусловлена как субъективными (ранняя биография) факторами, так и объективными ( разная социокультурная атмосфера эпохи). Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтову — пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоска, безысходность. Как эти сходства и различия отражаются в их стихотворениях?

Итак, сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале »(1830г) и А.С.Пушкина «Монастырь на Кавказе»(1829г) позволит нам проследить это.

Монастырь на Казбеке

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов,
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.

О, если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Первоначальное знакомство с поэтическими текстами позволяет увидеть их общность. Во-первых, в стихотворениях содержатся слова одной лексической группы — религиозной («монастырь», «крест», «бог», «молился»). Это уже настраивает на торжественность и величавость прочтения стихотворений. Во-вторых, в основе стихотворений Пушкина и Лермонтова лежит одна и та же ситуация. Перед нами экзотический пейзаж Кавказа и лирический герой, чей взгляд устремлен ввысь, чьё желание – подняться к «вольной вышине». В-третьих, мы видим неудовлетворенность лирического героя своей судьбой, желанием изменить свою жизнь, стремлением быть ближе к Богу, в-четвертых, каждое из них состоит их двух частей: описание гор и стремление лирического героя ввысь. Романтическое мироощущение в стихотворениях вызвано увиденной картиной неземной красоты, пейзажем, который окружает лирического героя. Кавказ всегда пробуждал у поэтов романтическое мироощущение.

Стихотворение «Крест на скале», состоящее из 3 катренов, имеет разную интонационную окраску. Трехстопный амфибрахий с цезурой и со смежной рифмовкой позволяет автору передать грустную интонацию первых двух катренов. Интонация резко изменяется в последней строфе, что достигается при помощи синтаксического строя. 4 стиха последнего катрена звучат более воодушевленно, сильно. Мы уже чувствуем силу стремления лирического героя. Если в первых восьми строках употребляются глаголы в форме изъявительного наклонения, то в последней строфе – глаголы в форме сослагательного наклонения, но в значении повелительного. И это усиливает стремление лирического героя к вершине скалы.

Лирический герой заворожен кавказским пейзажем, но более всего его манит далёкая скала, на которой много лет «крест деревянный чернеет». Мрачный образ креста, который «гниет», «гнется от бурь и дождей», зовет лирического героя ввысь, куда может долететь лишь степной орел. Там, в вышине, где можно «схватить облака», лирический герой видит свою независимость от «цепи бытия», от повседневной суеты, свою свободу. Нет, он не ищет покоя. Лирический герой не принимает реальности, им владеет бунтарское желание слиться со стихией, «сбросить цепь бытия». Несбыточность мечты лирического героя подчеркнута во второй строке «туда долететь лишь степному орлу» и в последней строфе (использование форм сослагательного наклонения глаголов). Но, несмотря на это, олицетворенный образ креста с «подъятыми руками» усиливает желание устремиться в вышину, где лирический герой готов «молиться и плакать», «сбросить цепь бытия», «побрататься с бурей». Он томится своим бессильем, так как не может взойти на скалу. И это угнетает его. Отсюда и контраст в создании образов черного креста и белых, недостижимых облаков.

В стихотворении прослеживается влияние романтизма.

Кавказский пейзаж с «далекими холмами» придает лирическому герою мятежный дух. Автор вводит излюбленные романтические образы орла, бури, подробно дает описание мрачности креста ( 6 строк посвящены описанию), последняя строфа представляет собой одно целое , по эмоциональной окрашенности, восклицательное предложение.

Стихотворение Пушкина «Монастырь на Казбеке» вызывает иное настроение. Оно начинается величаво и торжественно. Чтобы передать торжественность и величественность кавказских гор, автор использует обращения, церковную лексику ( «монастырь»), библейское слово«ковчег», старославянскую лексику «вожделенный», « брег», « келья», «сияющий», «реющий»). А также сравнений (монастырь как ковчег), оценочных эпитетов («царственный шатер»). Во второй строфе выражено стремление лирического героя «к вольной вышине».Эмоциональность стихотворению придают восклицательные предложения. Образ «реющего ковчега» соотносится с «вожделенным брегом», куда стремится попасть лирический герой. Лирический герой Пушкина, стоящий у подножия высокой горы, смотрит на вершину Кавказа, напоминающей «царственный шатер», на монастырь, скрывающийся за облаками и напоминающий «реющий ковчег». Эти недосягаемые человеку поэтические образы ассоциируются с Богом, свободой, вечностью: «шатер сияет вечными лучами», « вольная вышина», «соседство с Богом ». Лирический герой Пушкина ищет покоя, он желает «скрыться» в «заоблачной келье», быть рядом с Богом в тишине и покое.

Стихотворение Пушкина написано четырехстопным ямбом, что создает неторопливое , величественное описание кавказского пейзажа.

«Сон» М. Лермонтов

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Анализ стихотворения Лермонтова «Сон»

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.

Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.

Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова, оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов.

Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.

Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.

Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: