Каталог ресурсов

СОДЕРЖАНИЕ

Знаки препинания при обращении

Электронный учебный модуль практического типа для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания) по теме «Знаки препинания при обращении».

Дисциплины
Русский язык / Синтаксис / Предложение / Осложнённое предложение / Обращение / Знаки препинания при обращении

Уровень образования
Профессионально-техническая подготовка, повышение квалификации

Статус
Завершенный вариант (готовый, окончательный)

Тип ИР сферы образования
информационный модуль

Ключевые слова
знаки препинания

Архангельская А. Л.

ООО «1С-Паблишинг»

Министерство образования и науки России Федеральный орган исполнительной власти

Министерство образования и науки России

Внимание! Для воспроизведения модуля необходимо установить на компьютере проигрыватель ресурсов.

Характеристики информационного ресурса

Тип используемых данных:
text/xml, audio/mpeg, application/x-shockwave-flash, image/jpeg, text/html, image/png

Объем цифрового ИР
3 295 761 байт

Проигрыватель
Macromedia Flash версии от 8.0

Категория модифицируемости компьютерного ИР
частично открытый

Наличие ограничений по использованию
есть ограничения

Ступени образования
Основное общее образование

Тип ресурса
Открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС)

Классы общеобразовательной школы
5, 6, 8, 10, 11

Уровень образовательного стандарта
Федеральный

Знаки препинания при обращении

Конспект урока в 8 классе

Обращение и знаки препинания при нем

Вороненко Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа№429 имени М.Ю.Малофеева

1.повторить и закрепить знания об обращении;

2.находить обращение в тексте, употреблять его с учетом речевой ситуации;

3.постановка знаков препинания при обращении;

4. выразительное чтение предложений с обращениями, используя звательную интонацию

1. Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу во время урока.

2. Задание №1. Разминка.

Запиши слова, расставь ударение

Банты, торты, обеспечение, кухонный, оптовый, жалюзи, гнала, ждала, отбыла

Проверка выполнения работ(слабые учащиеся могут воспользоваться орфографическим словарем)

1)(для слабых учащихся) Составить простое предложение, используя слова из разминки.

Дать характеристику предложению, составить схему предложения.

2)( для сильных учащихся) Составить сложное предложение, используя слова из разминки.

Дать характеристику предложению, составить схему предложения.

Проверка работ учащихся.

4.Запись и анализ предложений.

Допетровская Россия не знала «светской» живописи.

Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!(Ф.И.Тютчев.)

Люблю твою, Россия, старину!(Н.Рубцов.)

— В роли каких членов предложения выступает слово Россия?

-В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?

5.Повторение об обращении.

-Что такое обращение?

-Что оно обозначает?

-Как оформляется на письме?

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.).

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения:

Чаадаев, помнишь ли былое? (Пушкин); О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин); Не гаси, любимая, огонёк (Малков).

Запиши примеры 3 простых предложений, используя обращение, которое будет стоять в начале предложения, в середине и в конце предложения.(Учащиеся записывают в тетради и на доске примеры, анализируя постановку знаков препинания при обращении)

6. Каковы же функции обращения?

1)Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них — привлечь внимание собеседникапобудить к восприятию речи– звательная функция.

-Кто вы такой будете, гражданин?( М.Булгаков.)

-Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?(К.Симонов.)

2)Экспрессивная (оценочно-характеризующая) функция –это стилистический прием, усиливающий выразительность речи.

— Что у тебя в портфеле, паразит?- пронзительно прокричал похожий на кота.(М.Булгаков.)

-Ты опять со мной, подруга осень….(И.Анненский)

7.Форма употребления обращения.

В русском языке в функции обращения употребляется имя существительное в именительном падеже или равнозначная словоформа в сочетании со специальной звательной интонацией, а иногда и с вокативной частицей «о!». В некоторых языках (в большинстве древних индоевропейских — древнегреческом, латыни, старославянском, из современных славянских языков это украинский, чешский, из неиндоевропейских грузинский язык) у обращения имеется специализированное средство выражения — так называемый звательный падеж. В болгарском языке звательная форма является остатком древнего звательного падежа. В современном русском языке развивается новая разговорная звательная форма путём усечения именительного падежа (мам, Петь, Серёж).

При формальном обращении используется имя и отчество (Елена Сергеевна), при неформальном — только имя, часто его уменьшительные формы (Елена или Лена). При формальном обращении может также использоваться фамилия либо должность или звание в сочетании с одним из слов-обращений (господин, товарищ и т. п.):господин Иванов, господин Президент, товарищ майор. В российской армии обращение товарищ сохраняется с советских времён.

После распада Советского Союза многие российские организации выбрали в качестве формы обращения обращение по имени, как это принято во многих англоязычных странах. Однако по правилам современного делового языка правильным обращением в русском языке считается формальное, то есть по имени и отчеству.

8. Лексико-семантический анализ предложений. Определение функции обращения.

1) Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В.Гоголь.)

2)Князь, голубчик, опомнись! (Ф.М.Достоевский.)

3)Матушка! Королева! Всемогущая. (Ф.М.Достоевский.)

4)Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?(А.Блок)

9.Знаки препинания в предложениях при обращении.

Чтение п.29 по учебнику.

2) Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.

-Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася. (И.Никитин.)

-Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.(А.Пушкин.)

-Рисуй, художник вдохновленный, картины родины моей. (С.Дрожжин.)

-Привет тебе, мой край родной, с твоими темными лесами.(С.Дрожжин.)

Делается вывод: обращение употребляется в разных стилях речи-разговорном, публицистическом, книжном.

11. Проверочное тестирование.(распечатано на каждого ученика, работа выполняется на листочках)

Найдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Милый сын когда же начало? Господа начало! Прошу внимания. (Чехов)

2. Дорогая моя хорошая чистая будьте моей женой! (Чехов)

3. Горе тебе город Казань едет толпа удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов (Лермонтов).

4. Спящий в гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий (Жуковский).

5. Как любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы (Лермонтов)

. 6. Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин)

7. Не зови меня ты воля не зови в поля! (Блок).

8. Вставай творящий чудеса Кипи неистощимой силой мой Севастополь город милый отчизны вечная краса! (Жаров)

10. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (Твардовский). 11. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети за моря (Твардовский).

12.Подведение итогов урока.

-Что повторили на уроке?

-Что нового узнали на уроке?

-Где пригодились полученные на уроке знания?

Задание по выбору:

2. Выписать из стихотворений А.С.Пушкина по три предложения, в которых использованы обращения: а) с положительной оценкой героя,

Б) с отрицательной оценкой героя или предмета.

2.Г.А.Богданова.Уроки русского языка в 8 классе.М.: Просвещение, 2000.

3.Н.А.Репина.Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 8 класс» под ред.М.М.Разумовской.М.: Дрофа, 2007.

ОБРАЩЕНИЕ
И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ

8 класс

ПЕРВЫЙ УРОК

Цель. Повторение и закрепление сведений об обращении; формирование умений:

1) находить в предложении обращение, употреблять его в речевой ситуации;
2) правильно ставить знаки препинания при обращении;
3) выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

I. Совместная постановка задачи

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. Подчеркните грамматические основы предложений. Если встретится односоставное предложение, определите его вид.

1. Земля родная, будь ты мне всегда мила. (А.Плещеев)
2. Люблю твою, Россия, старину. (Н.Рубцов)
3. Прекрасны вы, поля земли родной. (М.Лермонтов)

Продолжите работу над предложениями: подчеркните в них как члены предложения остальные слова. Что вы можете сказать о словах, которые остались неподчеркнутыми?

II. Задания по вариантам

1-й вариант
Подготовьте, пользуясь учебником, связный ответ по теме «Способы выражения обращений».

2-й вариант
Подготовьте ответ «Знаки препинания в предложениях с обращениями», пользуясь схемами, известными с 5-го класса.
Запишите свои примеры на каждую схему.

3-й вариант
Запишите предложения:

1. Хороша Россия в ледоход весной,
Только первый снег ее снится нам и в зной.

2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия.

3. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. (Ф.Тютчев)

4. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.

– В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?

III. Общая работа

1) Слушаем подготовленный ответ на задание 1-го варианта по теме «Способы выражения обращения».
– Как выражено обращение в предложении Как ты красив, о лес, в убранстве осени?

Вывод: перед обращением может стоять частица о, которая сливается с ним в произношении и запятой от него не отделяется.

2) Слушаем ответ на задание 2-го варианта о знаках препинания в предложениях с обращениями.
– С какой интонацией произносится обращение?
При выполнении всех упражнений на уроке необходимо обращать внимание на соблюдение нужной интонации, пауз и логического ударения.

3)Слушаем сообщение ученика (индивидуальное домашнее задание) о звательном падеже (по книге Ю.Гвоздарева «Язык есть исповедь народа. »).
Вспомним Пушкина:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».

Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж, а у слова старик именительный падеж иной:

Сравните еще более древние тексты:

Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»);
Милостивейший государь батюшко! (Обращение в письме царевича Алексея к царю Петру.)
Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском; в русском же исчез.

IV. Закрепление темы по вариантам

1-й вариант
Запишите по памяти стихотворение в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева. Обращения выделите более крупным шрифтом. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните все известные орфограммы.

2-й вариант
Ответьте на вопросы и запишите ответы в соответствующую графу по образцу ( табл. 1).

3-й вариант
Упражнение 260.

V. Совместная работа. Общая проверка заданий 1-го и 2-го вариантов

VI. Проверочная работа

1. Мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед нет тебя светлей и краше и желанней сердцу нет. (А.Сурков)
2. Но за что тебе столько страданий, Россия? (Ю.Друнина)
3. Спасибо, Родина, за счастье с тобою быть в пути твоем. (А.Твардовский)
4. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.Некрасов)
5. Родная земля!

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.

VII. Подведение итогов. Запись домашнего задания

Домашнее задание: § 29.

1-й вариант
Заполните таблицу 2, приводя свои примеры. Обращения выделите более крупным шрифтом.

2-й вариант
Выпишите из стихотворения М.Лермонтова «На смерть Поэта» предложения с обращениями. Выразительно прочитайте стихотворение.

3-й вариант
Упражнение 262.

ВТОРОЙ УРОК

Цель. Выработка навыков – находить в предложении обращения, употреблять их с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями, выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию; воспитывать любовь к русской литературе.

I. Лингвистическая разминка

Чтобы узнать тему урока, попробуем разгадать кроссворд.

1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 2. Второстепенные члены предложения. 3. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания. 4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 5. Главный член предложения. 6. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 7. Раздел науки о языке, в котором изучаются строение и значение словосочетаний и предложений. 8. Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. 9. Словарный состав языка.

II. Проверка домашнего задания

Связный рассказ по материалу § 29. Свой ответ ребята иллюстрируют примерами из упражнений, выполненных дома (по вариантам).

III. Тренировочные упражнения

1-й вариант
Дополните текст к рисункам (открыткам с надписями «С 8 Марта!», «С Новым годом!», «С днем рождения!» и т.п.) обращениями (нераспространенными и распространенными), выраженными разными частями речи.
Предложения запишите, указывая сверху, какой частью речи выражено использованное вами обращение.
Рядом запишите предложения, в которых слова, бывшие обращениями, были бы употреблены как подлежащие.
Обращения постарайтесь употребить в начале, в конце или в середине предложения.

2-й вариант
Распространите данные обращения: друзья, ребята, директор – и составьте с ними предложения.

3-й вариант. Выполните задание упражнения 263.

IV. Проверка работы

1-го и 2-го вариантов

V. Совместная работа

Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

1) Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, для сердца ты всегда дороже. (К.Батюшков)
2) Приди ко мне, любезный друг. (М.Лермонтов)
3) Ты не пой, соловей, под моим окном. (А.Кольцов)
4) Ты пахни в лицо, ветер с полудня. (А.Кольцов)
5) Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружи. (С.Есенин)
6) О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
7) Опять я ваш, о юные друзья. (А.Пушкин)

VI. Подведение итогов

1. Что нового вы узнали об обращениях?
2. Что можно сказать о роли обращений в поэтических произведениях?
3. Как тема «Обращение» может быть связана с этикой, воспитанием вежливости?
4. Только ли распространенные обращения позволяют нам передать отношение к адресату, дать ему характеристику?

VII. Домашнее задание

1-й вариант
Составьте и запишите 4–5 предложений, используя обращения в разных стилях речи.

2-й вариант. Упражнение 264 (ч. 2).

3-й вариант. Упражнение 264 (ч. 1).

Работа ведется по учебнику: Русский язык. Учебн. для 8-го кл. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков,
Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. 21-е изд. М.: Просвещение, 1999.

Урок русского языка на тему: «Обращение и знаки препинания при нём»

Тип урока: работа с информационным текстом.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Цели урока:

  • познавательные: повторение сведений об обращении, известных учащимся по курсу 5-7 классов; изучение статьи учебника “Обращение и знаки препинания при нём”, выявление в ней уже известного и нового материала; составление кластера по теме; анализ предложений с обращениями, редактирование текста, содержащего обращения;
  • воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
  • развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.

Формирование компетенций: интеллектуальная компетентность; компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере толерантности; социальная компетентность.

Ход урока

Стадия вызова

1. Мозговой штурм. Сопоставление структуры предложений. Составление их характеристики

Задание для самостоятельной (индивидуальной) работы:

  1. спишите предложения, расставьте знаки препинания, графически объясните постановку знаков препинания;
  2. сопоставьте структуры предложений, дайте каждому предложению характеристику;
  3. обобщите выводы об общих и отличительных чертах предложений.
  • Берёзка зелёные косы развесила с тонких ветвей (Вс. Рождественский).
  • Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу (С. Есенин).
  • Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе (С. Есенин).
  • О Русь малиновое поле и синь упавшая в реку люблю до радости до боли твою озёрную тоску (С. Есенин).
  • Я покинул родимый дом голубую оставил Русь (С. Есенин).
  • О тонкая берёзка что загляделась в пруд? (С. Есенин.)

— Какие знания вам были необходимы для решения этой познавательной задачи?

(Учащиеся называют виды пунктограмм, встретившихся им в работе: обращение, сложное предложение, обособленные определения, однородные члены предложения.)

— Какие слова требовали особого внимания для определения их синтаксической роли?

(Берёзка, черёмуха, Русь.)

(Они выступают в роли подлежащего, дополнения и обращения.)

— Прочитайте предложения с обращениями.

— Прочитайте предложения, в которых эти же слова являются подлежащими или дополнениями.

— В чём отличие этих предложений?

2. Реконструкция предложений

Упражнение 355 (учебник под редакцией С. Г. Бархударова) выполняется в парах.

— Перестроить предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

— Прочитать, соблюдая правильную интонацию.

— Какие предложения по цели высказывания у вас получились?

3. Постановка дидактической цели

— Задача нашего урока – расширить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём.

— Разделитесь на две группы. Вспомните всё, что вы уже знаете об обращении. Обсудите в группе.

— Структурируйте свои сведения, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом, с учителем). Проиллюстрируйте примерами все теоретические положения.

4. Составление кластера

5. Отчёт групп о результатах работы.

— А теперь прослушаем отчёт каждой группы о составлении кластера (выступление по одному ученику от группы: представление и защита кластера, приведение примеров, иллюстрирующих теоретические положения).

— Какие пожелания вы бы высказали другой группе по поводу оформления кластера?

— Какие трудности встретились вам при его составлении?

Стадия осмысления

1. Работа с информационным текстом

— Прочитайте (индивидуально) информационный текст в учебнике на странице 160 – 161, используя метод инсерта — маркировки текста:

“Y” — галочкой отмечается то, что уже известно;

“ — “ — знаком “минус” помечается то, что вызывает у вас сомнения; “+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;

“?” — вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно.

— После прочтения текста заполните (кратко) таблицу (у каждого ученика) с соответствующими маркировке графами:

Знаю ( Y ) Новое ( + ) Вызывает сомнение ( — ) Толстые и тонкие вопросы по ходу чтения ( ? )
О – слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Может быть распространённым и нераспространённым. Имеет форму именительного падежа. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Выделяется запятыми или восклицательным знаком. Служит не только для привлечения внимания собеседника, но и для выражения отношения говорящего к собеседнику, а в письмах – к адресату. Может быть выражено прилагательным или причастием. Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями, являются выделительными. Обращение не отделяется запятой от стоящей перед ним частицы О. Почему обращение не является членом предложения?

Только ли звательная интонация используется при обращении? А побудительная?

Тонкие вопросы: что такое обращение? Какие бывают обращения? Чем могут быть выражены обращения? Являются ли обращения членами предложения? Как они выделяются на письме?

Толстые вопросы: в какой речевой ситуации используются обращения? Какие смысловые оттенки могут выражать обращения? Какой троп сопутствует обращению, выраженному неодушевлённым существительным?

Стадия рефлексии

1. Беседа с классом по вопросам

— Что из того, что вы прочитали в тексте об обращении, вам уже было знакомо? Перечислите эту информацию.

— Какую новую информацию вы получили, прочитав статью учебника? Перечислите её, подтвердив примерами.

— Все ли согласны с этой информацией?

— Что у вас вызвало сомнение или с чем вы были не согласны? Кто сможет это подтвердить или опровергнуть?

— Какие тонкие вопросы вы приготовили? Задайте их другой группе. Ответим на них.

— Какие толстые вопросы вы приготовили? Задайте их. Ответим на них.

2. Возвращение к кластеру

— Вернёмся к кластеру, составленному вами в начале урока. Вся ли информация, зафиксированная на нём, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить?

— Какие ваши предположения оказались неверными? Почему вы их изменили? Обоснуйте!

— Озвучьте свои изменения в кластере. Все ли согласны с этой информацией?

— Какие вопросы у вас возникли во время работы с текстом и обсуждения?

— Кто может дать ответ на этот вопрос?

— Дайте полный устный ответ об обращении с примерами по кластеру.

— Используйте кластер в дальнейшей работе над практическими заданиями.

Выполнение практических заданий

1. Использование обращений в художественных текстах

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

К.л.кольчики мои цветики ст.пные! Что гл.дите на меня (тёмно) голубые? (А. К. Толстой.) Ты обо мне родная (не) скучай бл.госл.вив в т.ж.лую дорогу. Пройдёт война и я в любимый край опять вернусь к зн.комому порогу. (С. Орлов.)

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

Ра.буди меня завтра рано о моя т.рп.ливая мать! Я пойду за д.рожным курганом дорогого гостя встр.чать. (С. Есенин.) Мети метель мороз морозь дуй ветер как (на) зло, — с.лдатам холодно поврозь а сообща тепло. (Н. Старшинов.)

Проверка выполнения задания.

— Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов.

— Прочитайте со знаками препинания и объясните их постановку.

— В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку?

(Обращения “метель”, “мороз”, “ветер” только называют предмет, к которому обращаются с речью, а обращения “колокольчики мои”, “цветики степные”, “тёмно-голубые”, “родная”, “о моя терпеливая мать” выражают его характеристику, эмоциональную оценку – тёплое, нежное, трепетное отношение к предмету обращения.)

— Охарактеризуйте стилевые черты отрывков.

— Обмен групп вопросами по теме (вопросы по использованию художественных средств).

— Обобщите, каким образом передаётся авторское отношение через обращение?

2. Использование обращений в эпистолярном жанре

Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения?

Милая и родная моя мама! Дорогой и любимый мой дружок!

Так часто я грущу о том, что ты там одна, моя голубка. Но подожди ещё немного, настанет весна, и я возьму тебя в Москву, если по обстоятельствам войны это можно будет сделать…

Я крепко целую тебя, моя родная…

(Из письма А. Фадеева 16 февраля 1942 года.)

(Данные обращения образуют ряд контекстуальных синонимов: милая, родная, дорогая, любимая; мама, дружок, голубка.)

Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения?

…Я верю в нашу скорую встречу – мы снова будем вместе…

Крепко и много целую тебя, моя ненаглядная. Спасибо за ласковые письма – они мне дороже всего, и с ними легче жить и воевать…

(Из письма С. Наровчатова 27 сентября 1944 года.)

(Дорогая мамочка, моя ненаглядная – распространённые обращения, суффикс – ОЧК- .)

Проверка выполнения задания.

— Прочитайте выразительно отрывки из писем.

— Охарактеризуйте обращения, использованные авторами в письмах к матери.

— Какое отношение к адресату передают данные обращения?

(Распространённые обращения, использованные в письмах А. Фадеева и С. Наровчатова, позволяют авторам выразить нежное, тёплое отношение к матери. Материал писем убеждает нас в том, какими разнообразными могут быть обращения.)

— Чему учат нас эти письма?

3. Обращения в официально-деловом стиле.

Оценка текста

— Прочитайте и отметьте в письме А. С. Пушкина А. Х. Бенкендорфу слова, обороты речи, уместные и в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время. Выпишите их в две колонки.

Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне печатать “Историю Пугачёва” в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М. М. Сперанского: осмелюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.

С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть милостливый государь,

Вашего сиятельства покорнейший слуга Александр Пушкин.

— Что необычное в тексте официального письма вы заметили?

(Необычны обращения, имеющие экспрессивную окраску; имеются косвенные обращения – “через Ваше сиятельство”; очень много слов и выражений, прямо выражающих отношение говорящего, имеющих экспрессивно-эмоциональную оценку; необычный порядок слов в предложении, деление текста на предложения.)

— Оцените его с точки зрения современных требований к официальной переписке.

(Не допускается использование эмоциональной, экспрессивной лексики.)

— Отметьте уместные и неуместные в настоящее время обороты. Выпишите их в два столбика.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector