Картина Лукоморье по сказке Пушкина своими руками

«Лукоморье» Интегрированное занятие (музыкальное и изодеятельность) по произведениям А. С. Пушкина Подготовительная к школе группа

Цель: закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, воспитывать интерес к творчеству русского поэта; приобщать детей к музыкальному и изобразительному искусству, литературе; развивать фантазию, творческие способности с помощью разнообразных техник и материалов, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к художественному творчеству, формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей: «художественное творчество», «музыка», «познание», «коммуникация», «социализация», «физическая культура», «здоровье».

Оборудование: выставка книг А.С. Пушкина; сундучок с нитками, салфетками, крупой, клеем, красками, мелками, бумагой, лоскутами ткани, ножницами и т.д.; проектор с записями сказочных персонажей; иллюстрации героев сказок А.С. Пушкина; музыкальные ребусы; клубок. Скачать конспект

Предварительная работа: знакомство с творчеством А.С.Пушкина, чтение его сказок, просмотр мультфильмов; слушание «Три чуда» из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»; подготовка видеоматериала с записями реплик сказочных героев.

Ход занятия
Дети заходят в зал с воспитателем, здороваются. На столике выставка книг А.С. Пушкина, стоит сундучок.
Воспитатель. Ребята, мы с вами прочитали сказки, просмотрели мультфильмы по произведениям великого поэта и сказочника А.С.Пушкина. И сегодня, я предлагаю сделать выставку портретов сказочных героев удивительной страны «Лукоморье». Поможет нам в этом волшебный сундучок (обращает внимание на сундучок, стоящий на столе).
Звучит музыка, появляется Колдун, выхватывает сундучок, убегает.
Воспитатель. Что такое? Как же нам быть? (ответы детей). Нам нужно как-то попасть в сказку и вернуть свой сундучок.
Песня «Спор Маши и Вити о сказках»(Луговой В.,Гладков Г.)

Воспитатель. Дети, а какие сказочные транспортные средства вы знаете (ступа, сапоги-скороходы, печь)?
Воспитатель. Мы находимся в музыкальном зале, может сказочная песня перенесет нас в Лукоморье?
Песня «Приходите в гости к нам» (из к/ф «Там, на неведомых дорожках»)
Кот (экран). Здравствуйте, дети, здравствуйте. Давно вас поджидаю. Знаю, какая беда с вами приключилась. Нелегко вам придется. Но какая сказка без приключений. Вы толковые ребята. Я за вас спокоен. Вот вам в помощь волшебный клубочек, он покажет дорогу. Счастливого пути! Мур-р-р…
Игра «Клубочек»
(дети играют в кругу, передавая клубочек друг другу под музыку; у кого окажется клубочек по окончанию музыки, тот называет героя сказок Пушкина).
Царица (экран)
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…
Зеркало.
Спору нет. Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
Царица (смеясь)
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех умнее.
Зеркало.
Нет умнее все же дети
Царица.
Ах ты, мерзкое стекло.
Это врешь ты мне назло.
Я тебе совсем не верю.
Вот возьму, сама проверю.
Расколдуют пусть слова,
Ты поймешь, что я права.
Дети разгадывают музыкальные ребусы (Царь Дадон, море, орех).
Бабы Яга (экран). Фу-фу. Русским духом пахнет, раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет.
Дети. Здравствуй, бабуля — красатуля
Баба-яга. Здравствуйте, коли не шутите! Зачем пожаловали?
Дети. Не видала ли ты, куда колдун унес наш волшебный сундучок?
Баба-Яга. Видала, видала, помогу вам. Только услуга за услугу. Стара я стала, ничегошеньки не помню. Недавно открыла я картинную галерею по сказкам Пушкина, хотела музыку к картинам подобрать, и забыла, склероз старческий. Может ребята помогут?
Слушание музыкальных произведений.
Игра «Подбери картину к музыке».
(«Три чуда» из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»)
Баба Яга. Спасибо вам, ребята! Выручили меня. А идти теперь к вам царство кощеево. Удачи!
Воспитатель. Катится клубочек в кощеево царство.
Таблица “Лесная налоговая инспекция”
На пне сидит Кощей, считает деньги на счетах.
Кощей (экран) Мало! Ох, мало! Укрывают добро от меня, не делятся! Совсем разорили!
(Видит приближающихся.)
– Не дам! Никому ничего не дам! Все мое!
Воспитатель. Не надо нам ничего. Не за этим мы пришли. Скажи лучше, где твой товарищ колдун?
Кощей: Скажу, коль добро по сказкам собрать поможете, а то все от налогов уклоняются. Слыхал я, остров есть богатый в океане недалеко от царства Салтана. Как он называется? (Буян)
Какие орешки грызет белка?
(А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд)
Кощей: Выведу я их на чистую воду. Всех выведу! Ух, грабители! А вот как эта сказка называется, забыл. Напомните, ребята.
Вот мудрец перед Дадоном
Встал и вынул из мешка…
(Ответы детей.)
– Ну, спасибо, ребята. Выручили, а то все добро растащили.
Что-то задержался колдун. А вот и он!
Колдун: Знаю, знаю, зачем пожаловали. Отдам вам сундук, если мои задания выполните. Изобразите героев сказочной страны Лукоморье.
Мимический этюд «Герои сказок добрые и злые»
Колдун. Справились вы с заданием, а я вам все равно ничего не отдам. Нашли добренько! (пытается убежать)
Кот (экран). Ну, где его слабое место? Ребята, не знаете, как лишить его силы? (в бороде, отрезать)
Колдун. Не надо! Вот, возьмите (отдает сундучок).
Кот (экран). Вот видите, ребята, как знание сказок пригодилось. Что ж, мне пора на свое дежурство, без меня дуб сирота. Прощайте, друзья! Мур-р-р…
Воспитатель. Ну, что ж, ребята, пора и нам возвращаться. Закрываем глаза, считаем, 5-4-3-2-1 снова в садик мы летим. Вот мы и в детском саду. Что же в нашем сундучке? ( нитки, салфетки, крупа, клей, краски, мелки , бумага и т.д.). Давайте дети в память о нашем приключении нарисуем героев страны Лукоморье этими разными материалами и сделаем выставку. (Дети делятся на группы, выполняют работу)
Воспитатель читает стихи:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Итог. Выполненные из разного материала портреты героев сказок А.С.Пушкина дети вывешивают на экран, образуя выставку. Рассматривание и обсуждение работ.

Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.

Знаю, знаю, зачем пожаловали. Выполните сначала мои задания.

Дети разгадывают музыкальные ребусы (Царь Дадон, море, орех).

«Путешествие в Лукоморье» (по сказкам А.С. Пушкина). Детский сад 50. Конспект занятия

Подерина О.В. Конспект занятий в детском саду

Ведущий: Ребята к нам в детский сад пришло письмо. Кто из вас умеет читать? Прочитайте, что здесь написано? (Детский сад № 191. Детям).
– Что может быть в этом конверте? Давайте посмотрим.

(Дети достают портрет А.С. Пушкина).

– Здесь на портрете кто-то изображен, посмотрите внимательно, вы знаете кто это? Конечно же, это великий русский поэт А.С. Пушкин. Я ничего не понимаю, может быть, вы знаете? Почему портрет вложен в конверт? (Потому что в июне у А.С. Пушкина день рожденье).
– А в конверте есть еще что-то, прочитайте.

Только смелый, любящий и знающий сказки, может попасть в волшебную страну «Лукоморье», которую придумал я А.С. Пушкин.

– Ребята вам не кажется, что это приглашение побывать в волшебной стране?
– Вы могли бы отправиться в путь, в сказочную страну? Но в письме сказано только тот, кто любит и знает сказки, может попасть в эту страну «Лукоморье». Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (Перечисляют)
– Ну что же, мне кажется, что вы довольно много знаете сказок, и эти знания нам могут пригодиться в пути. И так в путь…

Звучит музыка. Дети идут по дорожке, выложенной в виде следов, и приходят на поляну, на ней стоит дуб, с золотой цепью, и кот ходит вокруг. Увидев детей, он останавливается и шипит.

Кот: Ш-ш-ш-ш! Кто это к нам в волшебную страну пожаловал? Как это вы сюда попали?
Ведущий: По неведомым дорожкам, по следам невиданных зверей, шли мы, шли и пришли к тебе кот.
Кот: А знаете ли вы, что я не простой кот, а волшебный, ученый, хожу по цепи кругом, иду налево, песнь завожу, направо сказку расскажу, тут у меня чудеса такие происходят, что вам лучше домой вернуться, и дальше не ходить.
Ведущий: Как же так дорогой кот, мы уже пришли в волшебную страну, и назад не собираемся, правда, ребята?
Кот: Не собираетесь? (Нет). Ну, тогда мне надо вас проверить, что вы знаете о сказках самого лучшего поэта. Вот тут у меня свиток, а на нем вопросы волшебные, как ответите на них, так я вам даже карту дам и покажу куда дальше идти. Ну что согласны? (Да).
Ну, так слушайте внимательно.

1. В какой сказке, лебедь помогала царевичу, превращая его то — в — комара, то в шмеля? (Сказка о царе Султане).
2. Кто поймал золотую рыбку? (Дед). Как называется эта сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке).
3. В чем Гвидон и его мать плавали по океану? (В бочке).
4. Что делает кот ученый, когда идет на право? (Песнь заводит).
5.Что сначала попросил у Золотой рыбки старик? (Корыто).
6. У этого царя есть золотой петушок на спице? (Дадон). А как называется эта сказка? (Сказка о Золотом петушке).
– Ну что же неплохо вы справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Мыши в кладовой»

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька кот,
Разобьет ваш хоровод.

– Спасибо вам ребята, и на мои вопросы вы ответили, и поиграли со мной, за это я дам вам волшебную карту. Пойдете по ней дальше и ни за что не заблудитесь. А мне пора к дубу возвращаться. Счастливого пути!

Ведущий: Ребята, смотрите, какая замечательная карта у нас проявилась, теперь нам никакая дорога не страшна. И так, отправляемся дальше? (Да).

Звучит музыка. Дети по карте добираются до «берега моря» их встречает там старик, который чинит невод.

– Здравствуйте, дедушка! А не подскажите ли вы нам, куда это мы попали?

Старик: Как же милые не подскажу? Подскажу и покажу. Я ведь здесь не просто сижу, а невод свой чиню, как закончу работу, пойду рыбку золотую поймаю, пусть она мое желание исполнит.
Ведущий: Ребята, вы наверно уже догадались, что эта за сказка? («Сказка о золотой рыбке»).
– А какое желание вы хотите загадать?
Старик: Хочу стать молодым, а старуха, чтоб опять добрая стала.
Ведущий: Зачем же вы дедушка молодым хотите стать?
Старик: А затем что сил нет невод тащить из моря, рыбу ловить надо , а то моя старуха не дает старику мне покоя. Рыбка все ее желание исполнила. А вы помните, что просила моя старуха? (Дети перечисляют).
Ведущий: Не печалься дедушка. Я думаю, ребята тебе смогут помочь. Ребята мы сможем помочь деду наловить рыбы? Что для этого нам потребуется? Я предлагаю вам разделиться на 2 команды, и показать какие мы с вами рыбаки умелые.

Игра «Наловим рыбы»

Добежать до бассейна, взять 1 рыбку и вернуться назад. Чья команда быстрее.

Старик: Ох, и молодцы вы ребятки. А куда же вы отправляетесь?
Ведущий: Мы идем на таинственный остров, который находится в Лукоморье. Не подскажите ли вы нам дорогу?
Старик: Отчего же не подсказать, только вам надо лодку построить, чтобы море переплыть. Вон видите, лежат доски, берите их, стройте лодки и отправляйтесь в путь. А мне домой пора, а то моя старуха опять браниться начнет. Счастливого пути!
Ведущий: Ну что ж ребята, надо лодки строить. А то, как мы попадем в конечный пункт нашего путешествия? Принимаемся за дело?

Игра «Чья команда быстрей построит лодку»

– Ну, вот мы и переплыли море-океан. Ребята пока мы с вами переплывали море, то попали в шторм, карту смыло водой, что теперь делать? Кто-нибудь помнит дорогу? Куда это мы попали? Смотрите, лебедь белая плывет. А сама-то величава, выступает будто пава, а как речь-то говорит, будто реченька журчит. В какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Султане»).
Лебедь: Кто это к нам в гости пожаловал?
– Как вы сюда попали?
– Зачем же вы в путь отправились?
– Я очень рада, что вы проделали такой большой путь, но вы наверно устали? (Нет).
– Тогда я предлагаю вам поиграть. Вы должны составить картин и сказать, что это за сказки. Согласны?
– Тогда разделитесь на семейки по 4 человека. Начали. (Дети собирают картинки из сказок А.С. Пушкина, разрезанные на 4 – 8 частей).
– Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. За это я исполню ваше желание. Говорите, чего хотите? (Мы хотим найти дорогу в Лукоморье).
– Пойдете прямо по этой дорожке, а в конце повернете не лево, и попадете в Лукоморье.
Ведущий: Спасибо. Ребята, посмотрите, дорожка узкая, надо идти друг за другом, будьте осторожны. (Дети идут по дорожке, поворачивают на лево и попадают в страну Лукоморья, где их встречают герои сказок, и сам А.С. Пушкин).
А.С. Пушкин: Здравствуйте, друзья мои! Я вижу, что вы получили мое письмо. Вам понравилось ваше путешествие? За то, что вы проявили упорство, мужество в вашем путешествии я предлагаю посмотреть сказку: «О золотой рыбке». После просмотра сказки дети возвращаются назад в д. сад.

Распечатать «Путешествие в Лукоморье» (по сказкам А.С. Пушкина). Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой «Путешествие в Лукоморье» (по сказкам А.С. Пушкина). Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Урок по теме «У Лукоморья…» 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знакомство учащихся с историей создания пролога к поэме «Руслан и Людмила», с отношением поэта к устному народному творчеству; формирование умения анализировать лирическое произведение; совершенствование навыков выразительного чтения.

Оборудование урока: мультимедийная установка; презентация Microsoft PowerPoint.

Ход урока

Рассматривание портрета Пушкина.

I. Вступительное слово учителя.

В Петербурге, после окончания лицея, Пушкин написал первое крупное литературное произведение «Руслан и Людмила». Поэма свидетельствовала о дальнейшем росте литературной самостоятельности гения Пушкина.

Поэма имела громадный успех. Она раскупалась нарасхват.

Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет со следующей надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»».

Зато критики, сторонники устарелых книжных теорий в искусстве, пришли от нее в ужас. В вольном обращении Пушкина с преданиями старины, в самом языке они увидели проявление недопустимых с их точки зрения демократических стремлений: «Обратите ваше внимание на новый ужасный предмет, возникающий посреди океана российской словесности».

В 1828 году Пушкин пишет пролог к поэме «Руслан и Людмила». Пролог был ответом Пушкина на споры по поводу его поэмы, утверждающим, что и простонародное может быт

прекрасным. Одновременно пролог стал своего рода художественным исследованием волшебной сказки.

II. Прослушивание учащимися пролога.

III. Обмен мнениями о прослушанном.

  1. Каково общее настроение этого текста?
    (Радостное, так как читатель встречается со сказками, а сказка для народа — такой же праздник, как нарядно расшитый костюм, ярко расписанная игрушка).
  2. Кто же рассказывает читателю сказки? (Поэт рассказывает сказки, переданные ему чудесным котом.)

Вы прослушали вступление — пролог к поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Эти строки можно назвать мощным, ярким вступлением ко всему сказочному творчеству великого поэта.

IV. Словарная работа.

Лукоморье — старинное народное название изогнутого морского берега. Берег, словно лук, изогнулся..

Неведомые (дорожки) – незнакомые.

Невиданные (звери) – неизвестные, такие, которых никто не видел.

Брег песчаный — (устар.). То же, что и берег.

Витязь – В Древней Руси: отважный, доблестный воин.

Чредой – (устар.). То же, что очередь.

Пленяет – взять в плен.

Темница – место заключения.

Над златом чахнет – над золотом сохнет.

Дети объясняют с помощью учителя значение данных слов.

V. Работа учащихся по вопросам, раскрывающим тематическое, композиционное и языковое своеобразие пролога.

  1. Какова общая тема произведения?
    (Тема сказки получает главное направление: «Там чудеса. ». Словами там чудеса Пушкин указал на самое важное: мир сказки прекрасен, а красота ее в чудесном).
  2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? (Есть).
    Найдите их в тексте, а затем еще раз внимательно прослушайте. Одинаково ли они читаются? (Зачин и концовка читаются с разной интонацией).
  3. В чем причина этих изменений?
    (Волшебная атмосфера зачина передается таинственной интонацией, а концовка читается с мягким юмором, так как заключительные слова пробуждают нас ото сна. Сказка кончилась, она такой же вымысел, как и те угощения, которые «отведал» рассказчик, средствами самой сказки Пушкин разомкнул тот чудесный мир, в который он ввел читателя).
  4. С какой целью автор вводит в текст устаревшие, вышедшие из употребления слова? (С помощью этих слов автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством).

VI. Конкурсное чтение учащимися пролога по заданию.

Первое, что бросается в глаза, — мозаичность. Весь сказочный мир дробится на ярки кусочки. Маленькими отрывочками мы и будем читать текст, передавая таинственный мир сказки.

VП. Знакомство с произведениями художников, иллюстрирующих пролог. Рассматривание картин художников: Б.Парилова, В.Дудорова.

Мозаичное построение пролога уже на протяжении полутора веков привлекает внимание художников. Дайте название картинам словами из текста.

Литературные сказки: «У лукоморья дуб зеленый»

Несмотря на то, что многие нас слышали Пролог раньше и даже знают его наизусть, правильнее будет, если отрывок «У лукоморья дуб зеленый. » прочитает сам Читатель. С. Я. Маршак в своих «Заметках о сказках Пушкина» дает совет, будто нарочно рассчитанный на учителя: «Все почувствуют прелесть пушкинских сказок и в том случае, если будут читать их сами. Но еще больше оценят они стихи, если услышат их в хорошем чтении. Не декламация нужна, а четкое, толковое, верное ритму чтение. И прежде всего нужно, чтобы взрослый человек, читающий детям сказки, сам чувствовал прелесть русского слова и пушкинского стиха. Пусть обратит он внимание на то, какими простыми средствами достигает поэт предельной изобразительности, как много значат в его стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная».

Что требуется от учителя, когда он приступает к анализу небольшого стихотворения или стихотворного отрывка из поэмы, романа? Очевидно, в первую очередь хорошо прочитать это стихотворение, помочь детям представить себе то, что написано поэтом, а может быть, помочь пережить хоть частицу пережитого автором. А для этого Читатель должен каждый раз, приступая к однажды уже объясненному им, пережитому, вновь и вновь спросить себя, верно ли его понимание данного конкретного произведения, может ли он это собственное понимание и собственные сопереживания с поэтом передать своим ученикам.

Осмыслению пушкинского текста поможет небольшая беседа. Ее можно начать с вопроса о. том, какие народные сказки вспоминают нам, слушая «У лукоморья дуб зеленый. ». Читатели рассказывают о том, где они встречали Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, русалку и царевну, серого волка и пр., называют сказки («Царевна-лягушка», «Марья Моревна» и др.). Не следует забывать, что даже в таком небольшом стихотворном отрывке не все слова понятны. Некоторые из них толкуются приблизительно, другие просто неверно («мимоходом»—идет войной; «на неведомых дорожках» — на которых никто не ходил; «над златом чахнет»- над золотом сидит; «чредой выходят» — выходят по росту).

«У лукоморья дуб зеленый. » — вступление к поэме «Руслан и Людмила» и представляет собой «собирательную картину» сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в Прологе, необычайно выразительны: две-три строки вызывают у читателя представление о героях и фантастических событиях. Попробуем прочитать Пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом.

  • У лукоморья дуб зеленый,
  • Вес ходит по цепи кругом
  • Златая цепь на дубе том;
  • Идет направо — песнь заводит,
  • И днем, и ночью кот ученый
  • Налево — сказку говорит.

Какой картиной начинается отрывок «У лукоморья дуб зеленый. »? Что вы представляете? Что такое лукоморье?» — спрашиваем мы у школьников. Их обычно не затрудняет задание нарисовать устно картину, которая им представляется благодаря этим шести пушкинским строчкам. Они рассказывают об «огромном» дубе, таком, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», о «черном, со сверкающими глазами коте», который умеет и песни петь, и сказки говорить. Вторая часть обогащает общую картину, сказочный мир конкретизируется:

  • Там королевич мимоходом
  • Пленяет грозного царя.

«Какой оттенок придает этим строкам слово «мимоходом»? Как вы представляете себе эту картину? Как нужно это прочитать?» И т. д. Интересен и важен вопрос, чем объяснить, что в некоторых строках появляются устаревшие слова, не употребляющиеся в нашей обычной речи: «дол», «видений», «брег», «чредой». Если направить внимание на важные особенности текста, Читатели верно реагируют на них во время подготовки выразительного чтения. В частности, читатели замечают и напевные интонации, столь привычные для народной сказки, и намеренную торжественность некоторых строчек («Там лес и дол видений полны. »), и легкую улыбку автора, которой проникнуты описания «чудесного», «волшебного» («Там королевич мимоходом пленяет грозного царя»). Постепенно автор проводит читателя через многое, чему поверить нельзя и в то же время нельзя не поверить. Он подтверждает «правдивость» рассказанного привычной сказочной концовкой: «И там я был, и мед я пил. » Круг замкнулся: небольшой Пролог заканчивается так, как часто кончается народная сказка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector