Какой нибудь стих александра сергеевича пушкина

(1799 — 1837), русский поэт, основатель новой русской литературы, по праву считается главным создателем современного русского литературного языка. В годы юности Пушкин был поэтом лицейского братства; в ранних поэмах Александр воспевал яркие и вольные страсти: «Руслан и Людмила» (1820), а в поэмах «Кавказский пленник» (1820 — 21) и «Бахчисарайский фонтан» (1821 — 23) писатель грациозно изобразил “южную романтику”. Вольнолюбивые мотивы и антитираническое отношение Пушкина в ранней поэзии привело к ссылкам писателя: южной (1820 — 24, Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинёв, Одесса) и в с. Михайловское (1824 — 26). Освоение социально-исторических, бытовых и интеллектуальных контекстов русской жизни происходило у писателя наряду с восприятием европейских культур и искусства. Многоликие жанры в произведениях (проза «Повести Белкина», 1830, повесть «Пиковая дама», 1833), грациозность, тонкость и строгость стихов, «просвещённый гуманизм», многогранность поэтического мышления Пушкина обусловили его немаловажное значение в русской словесности — Пушкин вознес её на мировой уровень. В романе «Евгений Онегин» (1823 — 31) писатель изобразил типичный образ жизни героя, преодолевающего байронизм, и быт провинциального и столичного дворянства. В этом романе, а так же во многих других сочинениях Пушкин описывает проблемы индивидуальности и определяет границы свободы, которые были ярко описаны Александром в «Цыганах» (1824). Пушкин впервые отважился выявить все проблемы русской литературы 19 в., который порой принимали трагический характер неразрешимости и противоборства — государство и личность, народ и власть. Роль личности и народа писатель отразил в трагедии «Борис Годунов» (1824 — 25, опубликованной в 1831), в «Медном всаднике» (1833, опубликованном в 1837), в поэме «Полтава» (1828) и в романе «Капитанская дочка» (1836). Философская лирика Пушкина 30-х гг. («Моцарт и Сальери», «Каменный гость», опубликованные в 1839, «Скупой рыцарь», опубликованный в 1836) затрагивает темы любви, творческого призвания, дружбы, которые дополняются вопросами о смысле бытия, о бессмертии и душевном очищении. Умер от смертельной раны, полученной на дуэли с французским подданным на русской военной службе Ж. Дантесом.

Биография

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837), прозаик, поэт, публицист, драматург, критик, родоначальник новой русской литературы, главный создатель русского литературного языка.

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю), в Немецкой слободе, в Москве. Отец будущего поэта, Сергей Львович, относился к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, была внучкой — «арапа Петра Великого» (Абрама Петровича Ганнибала).

В детстве Александр воспитывался французскими гувернерами, от которых он получил неплохие знания французского языка и приобрел любовь к чтению. С ранних лет Пушкин начал знакомиться с произведениями Ломоносова и Жуковского, с бесподобными комедиями Мольера и Бомарше, а также с великолепными творениями Вольтера. Любовь к русскому языку начали воспитывать в Александре с самого детства. Немалую роль в этом сыграла бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, на удивление многих, превосходно разговаривала и писала по-русски (в те времена в дворянских семьях это было очень редким явлением), и няня Арина Родионовна. Возникновению любви к литературе так же способствовали частые литературные вечера в доме Пушкиных, на которые приглашались выдающиеся писатели и поэты тех времен.

В 1811 году Пушкина приняли в Царскосельский лицей — элитное учебное заведение, где готовили из дворянских детей высших государственных чиновников. Именно здесь Пушкина приняли, как настоящего поэта: его талант оценили товарищи по лицею – Кюхельбекер, Дельвиг, Пущин, а также такие известные писатели, как Жуковский, Державин, Карамзин, Батюшков.

Окончив учебное заведение в июне 1817, Пушкин был отправлен на службу в Коллегию иностранных дел, но там будущий писатель полностью отдался творчеству и фактически не проработал ни дня. Как раз в те времена были написаны стихотворения «Вольность» (1817), «На Аракчеева» (1817 — 1820), «К Чаадаеву», «Деревня» (1819). Эти стихи не были нигде опубликованы, но это не помешало им приобрести известность. Как говорил И. Якушкин, «в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть». Перед самым окончанием лицея, в 1817, Пушкин начал писать поэму «Руслан и Людмила», которая была закончена в марте 1820.

Через два месяца Александра сослали на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». В Екатеринославе Пушкин знакомится с семьей Раевских, с которыми уезжает на Кавказ, затем — в Крым, а позже — в Кишинев, где некоторое время живет в доме генерала Инзова. В Кишиневе Александр сближается с будущими декабристами, не прекращается работа над его новыми произведениями. В течение трех лет ссылки Александр написал таких произведения, как «Кавказский пленник» (1821), «Узник», «Песнь о вещем Олеге» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и другие стихотворения. В то же время Пушкин начал работу над романом «Евгений Онегин».

В июле 1823 Пушкин был переведен во владения графа Воронцова в Одессу. Но вскоре, из-за не сложившихся отношений с графом, Пушкина уволили с государственной службы и вынуждены были перевести из Одессы в имения матери «под надзор местного начальства». Здесь Александр чувствовал себя одиноким, но это одиночество сглаживалось беседами с семье Осиповых-Вульф, которая жила совсем рядом. А по вечерам Пушкину нравилось слушать сказки, которые ему рассказывала няня Арина Родионовна. После ссылки сознание Пушкина полностью превратилось в сознание художника-реалиста. Писатель продолжил работу над произведением «Евгений Онегин», написал стихи «На Александра I», «Давыдову», «На Воронцова», начал работу над новым творением — «Борис Годунов».

17 декабря 1825 Пушкину стало известно о восстании декабристов и заключении под стражу многих своих друзей. Побаиваясь обыска, писатель уничтожает все автобиографические записки, которые, по мнению Пушкина, могли навредить друзьям, и число жертв бы увеличилось. Каждую весть из Москвы Александр ждал с огромным волнением. Но эти напряженные дни закончились в сентябре 1826 года, когда по приказу Николая I Пушкин должен был как можно скорее приехать в столицу.

Николай I пытался хоть как-то сблизиться с обществом, которое стало к нему неодобрительно относиться после казней и множества ссылок дворян-офицеров. В планы царя входило привлечение Пушкина на свою сторону, что, как считал император, сможет побороть негативное отношение общества к правителю. Первое, что сделал Николай I, объявил Пушкину, что сам станет для него цензором. Но такой надзор обернулся против писателя: произведение «Борис Годунов» было запрещено не только публиковать, но даже читать его. Кроме того, любое стихотворение не могло нигде публиковаться, пока царь его не одобрит. В те тяжелые времена Пушкин написал такие стихотворения, как «Дар напрасный, дар случайный», «Воспоминание», «Предчувствие» (1828).

В мае 1828 писатель безрезультатно попытался получить разрешение на поездку за границу или на Кавказ. В то же время Пушкин идет свататься к Н. Гончаровой, но, получив отказ, без всякого разрешения, уезжает на Кавказ. Свои ощущения от поездки писатель изобразил в очерках «Путешествие в Арзрум», в стихотворениях «Обвал», «Кавказ», «На холмах Грузии. «. Вернувшись в Петербург, поэт получает письмо от царя, в котором император делает Пушкину резкий выговор за поездку, которую ему не разрешили. Так же письмо явно показало, какое негативное отношение было у Николая I к Пушкину.

В апреле 1830 Пушкин снова попытался сделать Н. Гончаровой предложение, на которое она ответила положительно. В сентябре писатель уезжает в свое имение Болдино, где начинает собираться с мыслями, готовиться к свадьбе и устраивает свои дела. Но из-за эпидемии холеры Пушкину пришлось здесь остаться на несколько месяцев. Данный период времени назван потомками «Болдинская осень». Именно здесь Пушкин ощущает творческий подъем. П.Плетневу Александр написал: «Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов». И это обещание Пушкин выполнил сполна: в Болдине он создал такие произведения, как «Маленькие трагедии», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Домик в Коломне», стихотворения «Элегия», «Прощение», «Бесы», закончен «Евгений Онегин».

18 февраля 1831 состоялось венчание Пушкина с Н.Гончаровой. Летом 1831 Александр снова был принят на государственную службу в Иностранную коллегию. Здесь писатель получил полный доступ к государственному архиву. Пушкин начинает работать над произведением «История Пугачева» (1833) и проводить историческое исследование для «Истории Петра I».

Последние годы жизни Пушкина оказались очень тяжелыми: обостренные отношения с царем сочетались с враждебным отношением чиновничьей аристократии. Опасаясь запрета на доступ к архиву, писателю пришлось смириться с тем, что его назначили камер-юнкером двора, хотя это звание чаще всего присваивалось молодым людям, и было унижением для поэта. За поэтом велась постоянная слежка, читали все его письма, материальные дела семьи становились всё хуже и хуже (у Пушкина было четверо детей — Мария, Наталья, Александр и Григорий). Тем не менее, именно в таких тяжелых условиях Пушкин написал всем известные произведения «Пиковая дама» (1833), «Капитанская дочка», «Египетские ночи» (1836), поэму «Медный всадник» и множество сказок.

В конце 1835 писателю разрешили издавать свой собственный журнал, который был назван «Современник». Главную цель, которую преследовал Пушкин при создании журнала, развитие русской словесности. Александр прекрасно справился со своей задачей – художественность журнала был на самом высоком уровне. Ни одно русское периодическое издание до этого момента не публиковало такого огромного количества талантливых поэтов и писателей, среди которых особо выделялись Жуковский, Вяземский, Баратынский, Гоголь, Д. Давыдов, Кольцов, Тютчев.

Зимой 1836 враги и завистники Пушкина пустили слух про жену писателя, связав её имя с именем царя, а потом и с именем барона Дантеса, который был ярым поклонником Натальи Николаевны. Пушкин не мог это больше терпеть и вызвал Дантеса на дуэль на Черную речку. Дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) в 1837 году. Пушкин получил смертельную рану и через два дня умер. Как позже написал В.Жуковский: «Солнце русской поэзии закатилось».

Чтобы избежать демонстраций, царь приказал втайне от всех вывезти тело Пушкина из Петербурга в сопровождении жандарма и старого друга семьи — писателя А. Тургенева.

Пушкин был похоронен на кладбище Святогорского монастыря, расположенным недалеко от села Михайловское.

«Под каким созвездием…» А. Пушкин

Под каким созвездием,
Под какой планетою
Ты родился, юноша?
Ближнего Меркурия,
Аль Сатурна дальнего,
Марсовой, Кипридиной?

Уродился юноша
Под звездой безвестною,
Под звездой падучею,
Миг один блеснувшею
В тишине небес.

Дата создания: 1825 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Под каким созвездием…»

Незавершенное стихотворение «Под каким созвездием…», большинством исследователей отнесенное к 1825 году, не печаталось при жизни Пушкина. Впервые его обнародовал Морозов в 1916-ом. Произведение интересно сразу с нескольких точек зрения. Начнем с того, что оно показывает великого поэта как неплохого знатока астрономии. По мнению исследователя Алексеева, в библиотеке Пушкина находились новейшие книги, связанные с наукой о Вселенной. В стихотворении Александр Сергеевич упоминает сразу несколько светил: Меркурий, Сатурн, Марс, Киприда (имеется в виду Венера). Путем перечисления знаменитых планет поэт хочет сказать, что судьбой героя произведения управляют не какие-то известные небесные тела, а никому не знакомая звезда, появившаяся буквально на одно мгновение.

В стихотворении можно обнаружить аллюзии на биографию самого Пушкина. Когда-то Брюсов отметил в отрывке «Под каким созвездием…» намек то, что небесные тела способны воздействовать на человека и земной мир. Действительно, поэт мог выбрать конкретные планеты неспроста. В юности он планировал стать военным. Если бы желание сбылось, молодой человек оказался бы под покровительством Марса. В детстве Пушкина хотели отдать в иезуитский пансион. В таком случае будущий великий литератор оказался бы связанным с Сатурном. При верности представленного толкования падучая звезда становится символом выбранного Александром Сергеевичем пути, то есть поэзии. Столь пессимистичное отношение к своему предназначению обусловлено упадническими настроениями, для которых в 1825 году у Пушкина были все основания. В частности, в это время он находился в ссылке в Михайловском.

В произведении явно присутствует фольклорная стилизация. Об этом свидетельствует композиция наброска. В отрывке противопоставляются возможные варианты судьбы героя и его реальная жизнь. К так называемому приему отрицательного параллелизма Пушкин обращался не раз. Например, в «Песне о Стеньке Разине» и «Братьях-разбойниках». Признаки фольклорной культуры, встречающиеся в творчестве Александра Сергеевича, объясняются его деятельностью в Михайловском. Во время ссылки поэт активно изучал народные песни, внимательно слушал их и скрупулезно записывал. Кроме того, Пушкин был хорошо знаком с трудом «Простонародные песни нынешних греков», где упоминался отрицательный параллелизм.

Стихи Александра Пушкина

Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг. люблю. твоя. твоя.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Любовь одна — веселье жизни хладной

Любовь одна — веселье жизни хладной,
Любовь одна — мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!

Но кто любви не жертвовал собою?
Вы, чувствами свободные певцы!
Пред милыми смирялись вы душою,
Вы пели страсть — и гордою рукою
Красавицам несли свои венцы.
Слепой Амур, жестокий и пристрастный,
Вам терния и мирты раздавал;
С пермесскими царицами согласный,
Иным из вас на радость указал;
Других навек печалями связал
И в дар послал огонь любви несчастной.

Наследники Тибулла и Парни!
Вы знаете бесценной жизни сладость;
Как утра луч, сияют ваши дни.
Певцы любви! младую пойте радость,
Склонив уста к пылающим устам,
В объятиях любовниц умирайте;
Стихи любви тихонько воздыхайте.
Завидовать уже не смею вам.

Певцы любви! вы ведали печали,
И ваши дни по терниям текли;
Вы свой конец с волненьем призывали;
Пришел конец, и в жизненной дали
Не зрели вы минутную забаву;
Но, не нашед блаженства ваших дней,
Вы встретили по крайней мере славу,
И мукою бессмертны вы своей!

Не тот удел судьбою мне назначен:
Под сумрачным навесом облаков,
В глуши долин, в печальной тьме лесов,
Один, один брожу уныл и мрачен.
В вечерний час над озером седым
В тоске, слезах нередко я стенаю;
Но ропот волн стенаниям моим
И шум дубрав в ответ лишь я внимаю.
Прервется ли души холодный сон,
Поэзии зажжется ль упоенье,—
Родится жар, и тихо стынет он:
Бесплодное проходит вдохновенье.
Пускай она прославится другим,
Один люблю,— он любит и любим.
Люблю, люблю. но к ней уж не коснется
Страдальца глас; она не улыбнется
Его стихам небрежным и простым.
К чему мне петь? под кленом полевым
Оставил я пустынному зефиру
Уж навсегда покинутую лиру,
И слабый дар как легкий скрылся дым.

К *** Я помню чудное мгновенье

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Простишь ли мне

Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда. друг жестокий!
Хочу ль бежать,- с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Заводит ли красавица другая
Двусмысленный со мною разговор,-
Спокойна ты; веселый твой укор
Меня мертвит, любви не выражая.
Скажи еще: соперник вечный мой,
Наедине застав меня с тобой,
Зачем тебя приветствует лукаво.
Что ж он тебе? Скажи, какое право
Имеет он бледнеть и ревновать.
В нескромный час меж вечера и света,
Без матери, одна, полуодета,
Зачем его должна ты принимать.
Но я любим. Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

Я вас люблю, хоть и бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам.
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно,- я зеваю;
При вас мне грустно,- я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья сум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь — мне отрада;
Вы отвернетесь — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя,-
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя.
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком.
Алина! сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно.
Я сам обманываться рад!

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Какая ночь! Мороз трескучий

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах все тёмно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
И вся Москва покойно спит.

Какой нибудь стих александра сергеевича пушкина

Имя Пушкина знакомо каждому с раннего детства. Какие стихи запоминаются первыми? Про кораблик, что бежит себе в волнах на раздутых парусах? А может быть, про золотого петушка, который сидел на спице? Или про умную золотую рыбку из сине-синего-синего моря? Все волшебно в сказках Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (по старому стилю) 1799 года. Будущий поэт воспитывался с ранних лет в литературно-поэтической семье. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Он слыл острословом и увлекался литературой. Но особенно отец Пушкина блистал двумя «талантами»: умением завязывать литературные знакомства и играть в любительских спектаклях, которые обычно сам и устраивал.

Дядя Пушкина (Василий Львович) был известным русским поэтом. Он был очень одаренным и широко образованным человеком, прекрасно знавшим не только литературу, но и языки: французский, немецкий, латынь, итальянский; обладал чувством юмора, способностью к импровизации и некоторыми артистическими задатками. В отличие от отца, он очень много сделал (особенно в начале) для литературной карьеры племянника.

У родителей Саши – восемь детей. Пятеро умерло в малолетстве; из оставшихся трех мать (Надежда Осиповна, женщина неглупая, но очень странная, вспыльчивая, рассеянная и к тому же плохая хозяйка) отдавала предпочтение младшему Левушке. Саша не был любимцем. Да и юношей он был предоставлен самому себе. Но, возможно, для Пушкина (с его юношеской тягой из дома) это и было самым большим благом – быть самим собой. Ведь дома был и в самом деле не всегда устроенный быт: расточительный и в тоже время скуповатый отец, и мать, мало занимавшаяся домом и семьей. Но в жизни гения не бывает случайностей. Как писал первый биограф поэта П. В. Анненков: «Не избалованный в детстве излишними угождениями, он легко переносил лишения и рано привык к мысли – искать опоры в самом себе».

В доме Пушкиных было много интересного. Там не только по-настоящему любили и ценили литературу, но и имели какой-то особый вкус и чутье к подлинным дарованиям. В этом доме бывало много известных талантливых людей: знаменитый историк Карамзин, баснописец и поэт Дмитриев, Батюшков, Жуковский, Державин, Адам Мицкевич и др. Подобного дара детства потом уже не получит ни один из русских поэтов и писателей. Пушкин именно в детстве своем и в семье прошел великую литературную школу.

К семи годам Саша прекрасно говорил, читал и писал по-французски и даже сочинял небольшие пьесы на французском языке. Родители горячо поощряли и развивали в детях страсть к чтению, сами читали им вслух занимательные книги. Любимым занятием Саши было потихонечку забраться в отцовскую библиотеку и читать с упоением все подряд. Однако из-за этой страсти к чтению нередко были скандалы с гувернерами: не усидчив, не прилежен, все повторяет за сестрами, не понимает простейших арифметических действий, не разбирается в счете и вообще в математике, а занимается «вздором – чтением да сочинением стишков». Впрочем, к чести отца (и особенно дяди), страсть к чтению, сочинительству, творчеству всегда поощрялась в Саше.

Пушкин всегда добром вспоминал двух женщин своего раннего детства: бабушку Марию Алексеевну и няню Арину Родионовну. Они сыграли огромную роль в судьбе великого Пушкина, приобщая его к русской культуре, народному искусству, с его сказками, преданиями, песенными мелодиями, чудесным языком, народным говором. Александр Сергеевич очень любил свою бабушку, и было за что – у нее будущий поэт учился русской грамоте и истории. А вот няня с детской колыбели ввела будущего поэта в мир сказки, напела ему народные песни, подарила жемчужины русской речи, расцвеченной пословицами и поговорками, меткими словечками.

В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки его никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей.

По выходе из лицея поэт уехал в Михайловское, но в августе 1817 года вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин, не обременяла его. Но уже через три года, а именно в мае 1820 года, он выехал в южную ссылку (Александр Первый упрекал бывшего Царскосельского воспитанника за возмутительные стихи, которыми тот наводнил Россию). 8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское, которое ему запретили самовольно покидать. А надзирать за опальным поэтом взялся его отец – Сергей Львович. Но уже летом 1926 года Пушкина снова отправляют в Москву, где короновался на царство Николай Первый.

В декабре 1828 года на одном из обычных московских балов Пушкин встретился с Гончаровой Натальей Николаевной, и уже в апреле он просит ее руки: ему не отказывают, но и не дают согласия. Огорченный, Пушкин отправился в давно задуманное, но не разрешенное ему правительством путешествие. Он ехал на Кавказ, где шла война с Турцией.

Весной 1829 года Пушкин получает согласие на брак с Н. Н. Гончаровой. Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. В Болдине ему пришлось пробыть не месяц, как он намеревался, а целых три: началась эпидемия холеры. Удалось покинуть Болдино лишь в ноябре. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 года состоялось венчание его с Наталией Гончаровой. Вскоре вместе с женой он переехал в Петербург. Пушкин с тревогой видел, что дела его все ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое серьезное беспокойство: светские сплетни вокруг имени его жены. Молодой француз Дантес, усыновленный голландским посланником бароном Геккерном, стал оказывать Наталие Николаевне явные знаки внимания. Пушкин стал мрачен, и молчалив. А после получения двух анонимных писем, оскорблявших его жену, он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его приемного сына. В ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль, которая состоялась 27 января 1837 года. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, но нашел в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. Однако Дантес был лишь легко ранен: пуля попала в руку, которой Дантес прикрывал грудь.

Рана же поэта оказалась смертельной. К поэту приходили сотни людей. На квартире собрались близкие и друзья. Жуковский вывешивал бюллетени о состоянии его здоровья. Доктора не скрывали от Пушкина трагического исхода. И 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало. В Святогорском монастыре 6 февраля 1837 года рядом с могилами деда, бабушки и матери Пушкина похоронили.

Его жизнь была короткой, но очень яркой. Его стихи и поэмы читают все от мала до велика вот уже почти две сотни лет. Солнце русской поэзии, солнце русской литературы – все это гений Александр Сергеевич Пушкин…

P. S. И это – Александр Сергеевич Пушкин…

Произведения А. С. Пушкина

Пушкин не писал специально детские стихи, но его стихотворения отличаются легким, хорошо запоминающимся слогом, простым рифмическим строением и красочными образами. Серьезное место в поэзии А. С. Пушкина занимают сказки в стихах. При их написании поэт использовал народный стиль, знакомые с детства сюжеты и образы.

Цикл «Маленькие трагедии»

Каменный гость (1830)

Моцарт и Сальери (1830)

Скупой рыцарь (1830)

Стихотворения

Сказки

Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)

Сказка о медведихе (1830–1831)

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)

Сказка о рыбаке и рыбке (1833)

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (1833)

Сказка о золотом петушке (1834)

Проза

Арап Петра Великого (1827)

Роман в письмах (1829)

История села Горюхина (1830)

Пиковая дама (1834)

История Пугачeва (1834)

Египетские ночи (1835)

Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (1835)

Капитанская дочка (1836)

Поэмы

Руслан и Людмила (1817–1820)

Кавказский пленник (1820–1821)

Братья разбойники (1821–1822)

Бахчисарайский фонтан (1821–1823)

Граф Нулин (1825)

Домик в Коломне (1830)

Медный всадник (1833)

Роман в стихах

Евгений Онегин (1823–1832)

Повести покойного Ивана Петровича Белкина

Станционный смотритель (1830)

Борис Годунов (1825)

Пир во время чумы (1830)

Сцены из рыцарских времен (1835)

Экранизация сказок А. С. Пушкина

Сказка о золотом петушке

Сказка о золотом петушке (1967, СССР, рисованный мультипликационный)

Золотой петушок (1998, Россия-США, рисованный мультипликационный)

Золотой петушок (2003, Франция, Великобритания)

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о попе и о работнике его Балде (1933–1936, мультипликационный)

Сказка о попе и его работнике Балде (1940, рисованный мультипликационный)

Сказка о попе и о работнике его Балде (1956, СССР, кукольный мультипликационный)

Сказка о попе и о работнике его Балде (1973, СССР, рисованный мультипликационный)

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о рыбаке и рыбке (1911, жудожественный)

Сказка о золотой рыбке (1913, Российская империя)

Сказка о рыбаке и рыбке (1937, короткометражный, мультипликационный)

Сказка о рыбаке и рыбке (1950, СССР, рисованный мультипликационный)

О рыбаке и рыбке (1986, Чехословакия, телевезионный)

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1951)

Осенние колокола (1978, СССР, художественный)

Сказка о царе Салтане

Сказка о царе Салтане (1943, СССР, мультипликационный)

Сказка о царе Салтане (1967, СССР, художественный)

Сказка о царе Салтане (1984, СССР, мультипликационный)

Князь и лебедь (1998, Россия-США, мультипликационный)

Цитаты и афоризмы из произведений А. С. Пушкина

Глаголом жги сердца людей.

Из стихотворения «Пророк» (1828)

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

Из поэмы «Руслан и Людмила» (1817—1820)

Врагов имеет в мире всяк,

Но от друзей спаси нас, Боже!

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823–1831), гл. 4, строфа18

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

Из поэмы «Цыганы» (1827)

И мальчики кровавые в глазах

Из трагедии «Борис Годунов» (1830)

Любви все возрасты покорны.

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823–1831), гл. 8, строфа 2

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823–1831), гл. 4, строфа 7

Мечтам и годам нет возврата.

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823–1831), гл. 4, строфа 16

Москва, как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823–1831), гл. 6, строфа 36

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь!

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823–1831), гл. 1, строфа 5

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823–1831), гл. 2, строфа 14

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Из стихотворения «Пора, мой друг, пора» (1834)

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Из стихотворения «Во глубине сибирских руд. » (1827)

Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет.

Из стихотворения «К другу стихотворцу» (1814)

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Из пятистишия «О, сколько нам открытий чудных. » (1829)

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

Из драмы «Борис Годунов» (1825)

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Из стихотоворения «К Чаадаеву» (1818)

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823–1831) гл. 2, строфа 31

Ах, обмануть меня нетрудно!

Я сам обманываться рад!

Из стихотворений «Признание», 1828

Чтение – вот лучшее учение!

Из письма (от 21 июля 1822 г.) А. С. Пушкина к брату Льву Сергеевичу

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Из стихотворения «Памятник» (1836)

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831), гл. 1, строфа 25

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: