Анализ стихотворения Некрасова — В дороге

Николай Некрасов в свое время был настоящим певцом народной доли. И необходимо отметить, что, пожалуй, невозможно не найти драматической ситуации в жизни народа, на которую не откликнулся бы этот великий поэт.

Так, к примеру, уже в своей ранней лирике, в частности в своем произведении под названием «В дороге» очерчиваются основанные черты его поэзии. Особе внимание Некрасов обращает на нужды простолюдинов. Да и лиризм, и порой горький юмор также свойственны раннему творчеству поэта.

Начинается вышеупомянутое произведение интересным

Данное стихотворение не имеет каких-либо более или менее развернутых характеристик. Подобная ситуация в творчестве Некрасова довольно распространенная явление. Таким образом, автор не описывает, а только лишь намечает основу конфликта. И как показывают последние строки

Необходимо заметить, что в словах ездока заключена глубокая по своему смыслу ирония, которую можно рассматривать в качестве авторской позиции, поданной иносказательно. Вне всякого сомнения, Николай Некрасов находится полностью на стороне своих обездоленных героев из простонародья. И пусть сейчас автор является всего лишь слушателем, который стремится узнать о бедах, а также чаяниях родного многострадального народа. Это пока.

Вскоре он сможет увидеть единственный путь к счастью. И пусть он будет очень долгим, тернистым, а иногда даже опасным, однако данный путь является единственно верным.

А пока в последней строке произведения Некрасова модно услышать только лишь горькую бессильную усмешку, которая еле скрывает поэтические слезы сострадания.

Какое стихотворение некрасова является автобиографическим

— тип литературного героя. Писатель наделяет его своей биографией, в его судьбе отражает свою собственную судьбу, а в характере — свой характер. Нередко автобиографический герой даже внешне похож на автора.

Особенностью автобиографических героев является большая, чем у персонажей обычных, «вымышленных», не имеющих отношения к создателю произведения, связь с реальной жизнью. Со­отношение с реальными людьми у большинства литературных персонажей в значительной мере условно и практически не ощущается читателями. Автобиографические герои, напротив, могут быть прямо сопоставлены с личностью автора. Читатели, слабо представляющие специфику художественной литературы, склонны отождествлять таких героев с создателями произведений.

Нередко иллюзию полного совпадения автора и героя поддерживает сама форма повествования: многие автобиографические произведения написаны «от первого лица» (например, автобиографическая трилогия Л.Н.Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность»; автобиографические романы-хроники С.Т.Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука»; роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева»; рассказы М.Горького из сборника «По Руси» и его автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»). Внешнее сходство автобиографических героев с автором также провоцирует читателей поставить между ними знак равенства. Иногда имя автобиографического героя совпадает с подлинным именем автора (автобиографический герой трилогии М.Горького Алексей Пешков — подлинное имя писателя).

Автобиографический герой никогда не является буквальным повторением автора, создателя произведения. Автор всего лишь прототип («натура», модель) автобиографического героя точно так же, как любой реально существующий человек может быть прототипом литературного героя. Автобиографический герой и автор существуют как бы в двух различных измерениях: автор — реальный человек с реальной внешностью, биографией, чертами характера, автобиографический герой — явление другой реальности — реальности искусства.

В автобиографическом герое может быть не только осмысление, но и переосмысление подлинной биографии писателя. Как и любой художественный образ, образ автобиографического героя не только отражает реальность, но и преображает ее. Такой герой — прежде всего плод творческой фантазии автора.

Автобиографический образ человека может быть создан и в лирическом произведении, однако понятие автобиографического героя к лирике неприменимо. «Автобиографизм» лирического стихотворения совершенно особый, даже если в нем используются какие-то факты личной биографии поэта. Они всегда являются лишь поводом для размышлений, рефлексии, лирической медитации. Реальные события в лирическом произведении преображаются, становясь из фактов биографии поэта фактами его духовной жизни, растворяются в потоке ощущений, эмоций, переживаний. Лирика не автобиографична, а автопсихологична.

Во многих произведениях автобиографических героев нет, но автор настолько открыт, близок читателю, настолько остро ощущается его присутствие в тексте, что можно говорить об образе автора. Его отличие от образа автобиографического героя состоит в том, что образ автора не является образом действующего лица, участника событий, каким обязательно является автобиографический герой.

Автор раскрывается не в сюжете, так как не является персонажем, а в повествовании, в рассказе о героях и событиях. Как правило, автор-повествователь не имеет ясно выраженного внешнего облика, у него нет имени, ничего не говорится о его жизнен­ных обстоятельствах, о судьбе. Все это абсолютно естественно связывается с создателем произведения. Этим он тоже отличается от автобиографического героя. Образ автора складывается не из его поступков и поведения, а прежде всего из тех черт характера и психологии автора, особенностей его мировосприятия и нравственного облика, которые мы можем установить, анализируя повествование.

В некоторых произведениях образ автора создается как бы за пределами повествования — в авторских отступлениях. Это монологи автора, в которых прямо высказывается его точка зрения, комментируется происходящее, отражается его духовный мир. Ярким примером такого произведения, где «автор» — самостоятельный художественный образ, возникающий вне повествования, является роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Повествование и авторские отступления могут быть одинаково важными для создания образа автора, как, например, в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», хотя автор по-разному обнаруживает себя в них. Автор может быть и участником событий. Таков автор-повествователь в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Это молодой офицер, встречающий Максима Максимыча, передающий его рассказ о Печорине («Бэла»), а затем и рассказывающий о случайной встрече Максима Максимыча с Печориным («Максим Максимыч»). Отметим, что автор-повествователь в романе Лермонтова участвует в событиях, лишь обрамляющих основные и совершенно самостоятельные сюжеты, в которых главным действующим лицом является Печорин.

Какое стихотворение некрасова является автобиографическим

У нас проблема. Публикация не найдена , но она была здесь ранее!

Причины: публикация перенесена в архив (скорее всего) ИЛИ она была удалена автором.

СОВЕТ: воспользуйтесь поиском и уточните ее наличие!
. или напишите в Отдел поддержки пользователей с проблемой. Должны помочь!

Исповедальная поэма Н. А. Некрасова «Уныние» (1874): проблематика, поэтика, история восприятия

Я рославский государственный

педагогический университет имени К. Д. Ушинского

ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ

Студент группы № 756

Корнилов Денис Александрович

Исповедальная поэма Н. А. Некрасова «Уныние» (1874):

проблематика, поэтика, история восприятия.

Пайков Николай Николаевич

Глава 1. Исповедальность как принцип лирики Н. А. Некрасова. 8

§ 1. «Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова. 8

§ 2. Автобиографизм в творчестве Некрасова. 18

Глава 2. Вехи «духовной биографии» Некрасова. 32

§ 1. Обретение исповедальности как «лирической позиции и лирического материала». 32

§ 2. Иронико — аналитический тип некрасовской исповедальности. 41

§ 3. Жизненный кризис 1853-1856 годов. Тип «исповедальности бесплодных итогов». 44

§ 4. Духовный кризис 1862-1867 годов. Тип «покаянной исповедальности и самосуда». 52

§ 5. «Последние песни» и тип «исповедальности последних итогов» 1874-1877 года. 67

Глава 3. Поэма «Уныние» как квинтэссенция исповедальной проблематики Н. А. Некрасова. 77

§ 1. Обстоятельства написания поэмы. 77

§ 2. Восприятие; оценка и интерпретация мотивов и поэтики поэмы публикой, критиками и учёными. 80

1874-1901 года. 81

1902-1917 года. 83

1917-1940 года. 85

1941-1955 года. 88

1960 – наши дни. 93

§ 3. Основные элементы исповедальности в поэме Н. А. Некрасова «Уныние». 96

Указатель стихотворений Н. А. Некрасова. 111

Введение.

Исповедь – откровенное признание, сообщение своих мыслей, взглядов, покаяние в грехах.

(Ожегов С. И. Словарь русского языка)

В отечественном литературоведении и критике исследованию творчества Н. А. Некрасова посвящена значительная часть работ. Специалисты обращаются к этой тематике уже не один десяток лет. Казалось бы, проблема Некрасова является исследованной «вдоль и поперёк» и найти что-либо новое уже не представляется возможным. Но это по нашему мнению не так. Правда, что к Некрасову обращаются исследователи уже многих поколений. Но вот именно «многих поколений» — именно это является ключевым словосочетанием. Наша жизнь развивается: меняются представления об окружающем мире, меняется культура, идеология, сознание, и на основании этого меняется наука – методы, подходы, точки зрения. Именно поэтому каждое «поколение» имеет собственный подход к, казалось бы, давно исследованной проблеме. Каждое «поколение» имеет свою точку зрения на основании своей культуры, идеологии, уровня знаний об окружающем мире. Именно в контексте этого обстоятельства рационально обращение к уже неоднократно изученной теме с новой позиции. Главное в этой «новой позиции» — смена подхода, смена тенденции восприятия творчества. В литературоведении проблема понимания литературных произведений, бесспорно, является непосредственно связанной с культурой общества, общественным сознанием, менталитетом, которые находятся в постоянном изменении. Такой историко-функциональный подход к материалу представляется нам актуальным. Поэтому мы считаем обоснованным, ещё раз обратиться к творчеству Некрасова – человека, внёсшего огромный вклад в русскую литературу. Но обращение это будет отличным от предыдущих исследований. Как мы уже отмечали, в области некрасоведения существует множество подходов к творчеству поэта. Наша задача попытаться взглянуть с новой точки зрения на эту проблему.

Проблема. В нашей работе мы взглянем на творчество Некрасова с точки зрения исповедальности как одного из принципов его лирики. В отношении этого, как доказал наш анализ других исследований, в науке существует мало работ. В особенности мало затронут последний период творчества поэта, в том числе итоговая поэма «Уныние», которая, на наш взгляд, является вершиной, квинтэссенцией исповедальной проблематики творчества Некрасова. Говоря о поэме «Уныние», также следует отметить, что это произведение всё ещё недостаточно и полно рассмотрено в научной литературе, и по нему фактически нет обобщающего материала. Упоминания о поэме в большинстве научных работ является «косвенным».

В контексте нашей работы, мы собираемся обратиться к проблеме мотива исповедальности в творчестве Некрасова. Мы рассмотрим развитие этого мотива, начиная с раннего творчества Некрасова и заканчивая произведениями последнего периода. Рассматривая развитие мотива исповедальности, мы обратимся к причинам активизации данного мотива в тот или иной период творчества поэта, а так же причинам и характеру изменения, эволюции этого мотива.

Гипотеза. Мы предполагаем, что нарастание исповедальности в творчестве Некрасова тесно связано не только с известными биографическими обстоятельствами или с возмужанием таланта поэта, а и с формированием у него некоторых компонентов творческого миросозерцания.

Целью нашей работы мы видим доказать, что поэма Некрасова «Уныние» является квинтэссенцией, вершиной, постоянное развивающихся исповедальных мотивов в творчестве поэта.

Задачи . Достигнуть поставленной цели нам представляется возможным путём решения следующих задач:

Исследовать феномен «лирической эпичности» в творчестве Некрасова в нескольких отношениях: Во-первых, – с точки зрения особенностей интимной позиции субъекта некрасовской лирики; во-вторых, – путём рассмотрения масштабности охвата материала в лирике Некрасова, сочетания в ней объективного и субъективного начал, а также с точки зрения проблемы «соединения» автора и героя в ряде некрасовских произведений; в-третьих – с точки зрения формирования в творчестве поэта особого, индивидуального лиро-эпического «жанра»; в-четвёртых, – с точки зрения «автобиографизма» некрасовской лирики, наличия в ней особого субъекта сознания.

Рассмотреть тенденции и особенности в развитии исповедального мотива в творчестве Некрасова в связи с биографическими событиями и изменениями во внутреннем мире поэта, выделить ряд ключевых «духовных вех» — этапов в биографии и духовной жизни поэта, которые оказали существенное влияние на развитие некрасовской исповедальности.

Определить «типы исповедальности», последовательно сформировывавшиеся в творческом сознании и художественном воплощении.

Выявить систему художественно-тематических и формальных компонентов в поэме Некрасова, ставших предметом последующей критической рефлексии.

Обратиться к поэме Н. А. Некрасова 1874 года «Уныние» как к итогу «исповедального творчества» Некрасова, найти в ней черты исповедальности мотивированные фактами биографии и духовным состоянием поэта.

Сформировать представление о логике смены историко-культурного восприятия текста поэмы «Уныние» как пути постижения авторской мысли и художественного новаторства текста.

Методология и технология исследования . Научной основой нашего исследования стали принципы историко-функционального, проблемного, формально-эстетического и «автоцентрического» прочтения художественных текстов, сопоставительного анализа научной литературы..

Практическая значимость исследования . Данный материал представляется возможным использовать для дальнейших исследований в данной области в качестве источника или образца литературной технологии. Также возможно использование результатов исследования в рамках лекций, спецкурсов по творчеству Некрасова в высших учебных заведениях, уроков и факультативных занятий в старших классах школы.

Структура работы . Наша работа состоит из трёх основных глав, которые обоснованы тремя основными проблемами, которые на наш взгляд следует рассмотреть в контексте нашей работы.

Первая глава содержит общую характеристику исповедальности как принципа лирики Некрасова в связи с автобиографичностью его произведений, их лирической эпичностью, особенностями автора и героя.

Вторая глава посвящена исследованию эволюции, изменению исповедальных мотивов в творчестве Некрасова в связи с биографией и духовным миром поэта. На основании этого нам представляется возможным выделение пяти основных периодов:

Зарождение исповедальных мотивов в раннем творчестве Некрасова, его сборнике «Мечты и звуки», их связь с автобиографическим началом.

Присутствие исповедального начала в творчестве Некрасова 1840-х годов, соединение его с иронией в сатирических произведениях этого периода.

Усиление исповедальных мотивов вследствие тяжёлой болезни Некрасова в середине 1850-х. Связь этих мотивов со стремлением подвести итог жизни. Развитие идеи «бесплодности» собственной жизни у Некрасова.

Резкое изменение исповедальности в творчестве поэта с 1866 года вследствие осуждения Некрасова своими соратниками после опубликования речи Муравьёву. Сильные потрясения поэта. Развитие идеи «исповеди перед судом» – судом ближних, судом над собой.

Вершина развития мотивов исповеди в произведениях последних лет жизни. Характер некрасовской исповеди как исповеди обращённой к читателю, идея читателя как главного судьи.

В третьей главе имеет место монографическое рассмотрение поэмы Некрасова «Уныние» как, к примеру, максимального развития исповедального мотива в творчестве поэте. Для этого приводятся обстоятельства написания поэмы: духовное, физическое состояние Некрасова, его идеи, воззрения, на основании воспоминаний близких людей поэта. Также нами анализируются исследования в отношении поэмы «Уныние» со времени её публикации до сегодняшних дней с целью выявить основные направления этих исследований, основную трактовку этого произведений учёными.

Дипломная работа содержит 97 страниц основного текста и включает 52 источника некрасовской библиографии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: