Каким стихотворным размером строка — Тучки небесные, вечные странники

Каким стихотворным размером написана строка «Тучки небесные, вечные странники»?

Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, за ним следуют два безударных.

Дактиль — он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое,
Как ключик Тортилы, оно золотое.
«Золото — золото», — вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете. — 4 года назад

Стихотворение М.Ю. Лермонтова написано трехсложным размером — четырехстопным дактилем. Обратите внимание на ударение. Первый ударный слог, два других — безударные. Четыре стопы. Вам в комментарии к вопросу привели прекрасный пример, как запомнить дактиль. Вообще Лермонтов изящно использовал дактиль в своих стихах.

Схематично будет выглядеть вот так:

Стихотворение «Тучки» написано 4-стопным дактилем (с ударением на первом слоге).

Вообще, трехсложный размер стиха широко входит в русскую литературу именно с лирикой Лермонтова. Эта, на первый взгляд, формальность, сравнима с переходом с 2D на 3D в современном кинематографе.

Третий слог придает строфе объем, трехмерность, которая и делает русскую поэзию поистине великой. Подлинно трагическая глубина, глубина человеческой души и глубина небес открываются в лирике Лермонтова именно благодаря трехсложным размерам.

Справочник
литератора

Правила русской орфографии

Дактиль

Дактиль (от греч. daktylos — палец) — трёхсложная стопа в русском силлабо-тоническом стихосложении, в которой ударение падает на первый из трёх слогов ( ). В античном стихосложении, откуда и взято это название, дактилем назывался стихотворный размер, стопы которого состояли из одного долгого и двух кратких слогов (— ).

Пример дактиля в русском стихе:

(М. Ю. Лермонтов, Тучи.)

* Ударный слог обозначается знаком , безударный слог — знаком .

Дактиль

Дактиль представляет собой одну из форм организации слогов в стихотворении. Стопа (элемент стихотворной структуры) дактиля состоит из трёх слогов, первый из которых является ударным. Если представить это в виде схемы, где «_» – безударный слог, а «!» обозначает ударный слог, то получим следующий вид:
! _ _

Сам термин пришёл из греческого языка; «daktylos» буквально означает «палец». Считается, что это название возникло в связи со сходством этой стопы и пальца руки: первая фаланга пальца длиннее остальных двух. Аналогично расположены слоги в дактиле, где первый слог более сильный и долгий, нежели другие два.

Литературоведы отмечают, что в русской силлабо-тонической поэзии XVIII века чаще встречались двухстопные дактили (схема: ! _ _ ! _ _ ). С XIX века были наиболее распространены трёхстопные (схема: ! _ _ ! _ _ ! _ _) и четырёхстопные (схема: ! _ _ ! _ _! _ _ ! _ _ ) дактили.

Для наилучшего запоминания размеры можно заучить фразу «Вырыта| дактилем| яма глу|бокая». Как видим, здесь представлен четырёхстопный дактиль.

Многие известные поэтические произведения написаны именно этим метром. Самое первое, что приходит на ум, когда речь заходит о четырёхстопном дактиле, это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Тучи»:

Тучки не|бесные|, вечные |странники!
Степью ла|зурною|, цепью жем|чужною
Мчитесь вы|, будто как| я же, из|гнанники
С милого| севера| в сторону| южную.

Кто же вас| гонит: судь|бы ли ре|шение?
Зависть ли |тайная? |злоба ль от|крытая?
Или на |вас тяго|тит преступ|ление?
Или дру|зей клеве|та ядо|витая?

Вот ещё один пример стихотворения М. Ю. Лермонтова, написанного дактилем:

Я, матерь| божия,| ныне с мо|литвою
Пред твоим |образом|, ярким си|янием,
Не о спа|сении|, не перед| битвою,
Не с благо|дарностью|, иль пока|янием,

Не за сво|ю молю| душу пус|тынную,
За душу| странника| в свете без|родного;
Но я вру|чить хочу |деву не|винную
Тёплой за|ступнице| мира хо|лодного.

«Молитва («Я, матерь божия, ныне с молитвой…)».

В этих отрывках представлены полные стопы, содержащие ровно по три слога. Часто можно встретить строки, в которых последняя стопа укорочена на один-два слога. Примером этого может служить стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Звёзды закрыли ресницы». Оно написано трёхстопным дактилем. Особенность размера заключается в том, что в каждой строке есть как полные стопы, так и неполные, содержащие по 1-2 слога. Однако среди них есть ударные, поэтому такую стопу необходимо учитывать как полную.

Звёзды зак|рыли рес|ницы,
Ночь завер|нулась в ту|ман;
Тянутся |грёз вере|ницы,
В сердце лю|бовь и об|ман.

Кто-то во |мраке тос|кует,
Чьи-то ры|данья зву|чат;
Память бы|лое ри|сует,
В сердце — на|смешки и |яд.

Тени за|бытой уп|рёки…
Ласки не|давней об|ман
Звёзды не|мые да|лёки,
Ночь завер|нулась в ту|ман.

В другом стихотворении В. Я. Брюсова, «Ночью (Дремлет Москва, словно самка спящего страуса…» помимо стоп, характерных для дактиля, встречаются паузы и короткие стопы (хореи). Тем не менее, размер этого произведения всё равно соответствует пятистопному дактилю.

Дремлет Моск|ва, словно| самка спящего |страуса,
Грязные |крылья по |тёмной |почве рас|кинуты,
Кругло-тя|жёлые |веки без|жизненно |сдвинуты,
Тянется |шея — без|звучная, |чёрная| Яуза.

Чуешь се|бя в афри|канской пус|тыне на |роздыхе.
Чу! что за| шум? не ле|тят ли а|рабские |всадники?
Нет! ка|чая грузными |крыльями| в воздухе,
То прибли|жаются |хищные |птицы — стер|вятники.

Падали |запах зна|ком кры|латым раз|бойникам,
Грозен| голос| близкого к |жизни воз|мездия.
Встанешь, гля|дишь… а о|ни все кру|жат над по|койником,
В небе ж тро|пическом |ярко свер|кают со|звездия.

Многие произведения Афанасия Афанасьевича Фета написаны трёхстопным дактилем. Вот отрывки некоторых из них:

Ты гово|ришь мне: прос|ти!
Я гово|рю: до сви|данья!
Ты гово|ришь: не грус|ти!
Я замыш|ляю при|знанья.

Дивный был |вечер вче|ра!
Долго он |будет в по|мине;
Всем, — только| нам не по|ра;
Пламя блед|неет в ка|мине.

«Ты говоришь мне: прости…».

Зеркало| в зеркало,| с трепетным |лепетом,
Я при све|чах наве|ла;
В два ряда| свет — и та|инственным |трепетом
Чудно го|рят зерка|ла.

Страшно при|помнить ду|шой оро|белою:
Там, за спи|ной, нет ог|ня
Тяжкое |что-то над| шеею| белою
Плавает|, давит ме|ня!

«Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом…».

Вот лёгкое и нежное стихотворение Ивана Андреевича Бунина, написанное четырёхстопным дактилем:

Тает, си|яет лу|на в обла|ках,
Яблоня| в белых, куд|рявых цве|тах.

Зыбь обла|ков и мел|ка, и неж|на,
Возле лу|ны голу|бая о|на.

В холоде| голых, проз|рачных ал|лей,
Пробует |цокать, тре|щит соло|вей.

В доме, уж |тёмном, в рас|крытом ок|не,
Девочка |косы плет|ёт при лу|не.

Сладок и| нов ей ве|сенний рас|сказ,
Миру рас|сказанный |тысячу |раз.

Благодаря использованному метру ритм произведения действительно кажется тающим: сначала звучит первый громкий ударный звук, а затем ритм ослабевает. При этом последняя укороченная стопа, состоящая из одного ударного слога, придаёт оптимистичный мажорный настрой.

Прекрасное стихотворение Анны Ахматовой «Музе (Муза-сестра заглянула в лицо…») также написано дактилем.

Муза-сест|ра загля|нула в ли|цо,
Взгляд её| ясен и| ярок.
И отня|ла золо|тое коль|цо,
Первый ве|сенний по|дарок.

Муза! Ты |видишь, как| счастливы |все
Девушки|, женщины|, вдовы…
Лучше по|гибну на коле|се,
Только не| эти о|ковы.

Знаю: га|дая, и |мне обры|вать
Нежный цве|ток марга|ритку.
Должен на |этой зем|ле испы|тать
Каждый лю|бовную| пытку.

Жгу до за|ри на о|кошке све|чу
И ни о |ком не тос|кую,
Но не хо|чу, не хо|чу, не хо|чу
Знать, как це|луют дру|гую.

Завтра мне |скажут, сме|ясь, зерка|ла:
«Взор твой не| ясен, не| ярок…»
Тихо от|вечу: «О|на отня|ла
Божий по|дарок».

Что касается размера, то нельзя сказать, что он один и тот же на протяжении всего произведения. В нечётных строках видим четыре стопы, включая состоящую из одного ударного слога. В чётных насчитывается по три стопы, в том числе стопа, состоящая из одного ударного и одного безударного слога. В последней строке содержится всего две стопы дактиля, причём одна укорочена на один слог.

Известно, что в XVIII веке моду на дактиль задал А. П. Сумароков. Как видим, на протяжении всего XIX столетия эта мода не затухала: такие авторы, как И. А. Бунин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет пишут стихи этим размером. Эта тенденция даже перешла в XX век – многие авторы (А. А. Ахматова, В. Я. Брюсов, И. Северянин и другие) создают свои произведения, используя дактиль. Попытка обосновать применение этого метра с пролетарских позиций была предпринята в двадцатые годы прошлого века, когда размеренность дактиля сравнивали с ударами молота. Таким образом, дактиль является востребованным метром, который позволяет создавать самые различные стихотворения, как мажорные и ритмичные, так и мелодичные и романтичные.

Переакцентуация, дактиль и другие герои «Молитвы»

Ямб, дактиль, силлаботоника, запретная переакцентуация, молитвословный стих и другие термины науки о метре и ритме, полезные при разговоре о лермонтовской лирике

Силлаботоника — это способ организации ритма в стихах; большинство русских классических стихотворений написаны именно силлаботоникой. В таких стихах распределение ударных и безударных слогов неслучайно. Обычно эта неслучайность достигается многократным повтором одной и той же комбинации из нескольких слогов; такие комбинации называют стопами. Например, стопа ямба состоит из двух слогов, первого безударного и второго ударного; первая строка поэмы «Мцыри» состоит из четырех идеальных стоп ямба: «Немно| го лет| тому| назад». Соответственно, стихотворный размер поэмы называется четырехстопным ямбом. В хорее, напротив, первый слог ударный, а второй безударный. «Ночь ти| ха. Пу| стыня| внемлет| богу» — это пятистопный хорей.

Дактиль — одна из пяти главных силлабо-тонических стоп. Дактиль состоит из трех слогов, из которых первый ударный, а остальные два безударные. Строки «Молитвы» состоят из четырех стоп дактиля:

Срок ли при| близится| часу про| щальному
В утро ли| шумное|, в ночь ли без| гласную —
Ты воспри| ять пошли| к ложу пе| чальному
Лучшего| ангела| душу пре| красную.

В силлаботонике разрешены отклонения от идеальной схемы. Самые популярные — это пропуск ударения и сверхсхемное ударение.

Пропуск ударения возникает, когда безударный слог стоит там, где по силлабо-тонической схеме ожидается ударный слог. В этих двух строках «Молитвы» пропущены ударения на первом и седьмом слогах от начала (то есть на первой и третьей стопах дактиля):

Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием.

Это происходит из-за того, что на эти места попадают безударные части речи: частицы, предлоги, союзы, а также безударные слоги других значимых слов.

Сверхсхемное ударение возникает, когда ударный слог появляется там, где по силлабо-тонической схеме должен бы стоять безударный. В самой первой строке «Молитвы» сверхсхемное ударение появляется на втором слоге: «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою», а, например, в строке «Ты восприять пошли к ложу печальному» — на шестом.

Запретная переакцентуация — нарушение правил силлаботоники. Это своеобразное совмещение сверхсхемного и пропущенного ударения: одно и то же слово своим ударным слогом стоит на месте безударного, а безударным — на месте ударного. Если порознь эти приемы разрешены, то вместе — недопустимы. «Молитва» содержит чуть ли не уникальный пример переакцентуации в русском стихе XIX века: это строка «Окружи счастием душу достойную». В ней законы метра и законы языка вступают в непримиримое противоречие: если читать строку по схеме дактиля, то слово «окружи» пришлось бы ударять на первый слог.

Окончание, или клаузула, — это безударные слоги, следующие за последним ударным слогом в строке. Если строка кончается на ударный слог и никаких безударных слогов за ним нет, то такое окончание называют мужским: «В море царевич купает коня». Если после последнего ударного один безударный слог, то это женское окончание: «Молча сижу под окошком темницы». В «Молитве» во всех строках после последнего ударного идут два безударных слога, как в стопе дактиля, поэтому такое окончание называют дактилическим.

Цезура — это место в стихе, на котором обязательно должно оканчиваться одно слово и начинаться новое. В «Молитве» цезура неукоснительно стоит между шестым и седьмым слогами:

Окружи счастием | душу достойную,
Дай ей сопутников, | полных внимания,
Молодость светлую, | старость покойную,
Сердцу незлобному | мир упования.

А в «Выхожу один я на дорогу» — между третьим и четвертым:

Выхожу | один я на дорогу;
Сквозь туман | кремнистый путь блестит.
Ночь тиха. | Пустыня внемлет богу,
И звезда | с звездою говорит.

Кольцовский пятисложник — размер, которым русские поэты пользуются, чтобы подражать фольклорной поэзии. Это пять слогов, из которых третий ударен всегда, а остальные — иногда. Поэт Алексей Кольцов, в честь которого пятисложник обычно называют, этот размер не придумал, но популяризовал:

Сяду я за стол —
Да подумаю:
Как на свете жить
Одинокому?

Нет у молодца
Молодой жены,
Нет у молодца
Друга вернова.

Часто пятисложники записывают по два в строке, чтобы было больше похоже на народный стих:

Рассевается, | расступается
Грусть под думами | под могучими,
В душу темную | пробивается,
Словно солнышко | между тучами.

Стих былины — русского фольклорного эпоса, — гораздо более подвижен, разнообразен и текуч, чем литературный стих. Среди его строк могут быть пятисложники («Как во городе | да во Киеве»), хореи («Как во городе во Киеве», или «Как во стольном городе во Киеве», или «Как во стольном было городе во Киеве») и другие стихотворные размеры («Как во городе ли было во Киеве»). Такой стих Лермонтов имитировал в своей «Песне про купца Калашникова»:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника,
Да про смелого купца, про Калашникова.

Молитвословный стих — стих литургии. У него нет метра: его сочинители думают о смысле и синтаксисе, но не о ритме. Этим молитвословие напоминает верлибр (свободный стих) современной поэзии.

Отче наш, иже еси на небесех.
Да святится имя твое,
Да приидет царствие твое,
Да будет воля твоя,
Яко на небеси и на земли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: