ЯКОВЛЕВА АРИНА РОДИОНОВНА

(1758 — 1828)
Няня Александра Сергеевича Пушкина

Арина Родионовна – с 1759 года крепостная Абрама Петровича Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина. После замужества в 1781 году стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824 – 1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, что жили на острове, передал А.М. Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка,
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном моей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе.

«Любезный мой друг

Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Я вас буду ожидать и молить бога, чтоб он дал нам свидеться. Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

«Ты знаешь, что я не корчу чувствительность, но встреча моей дворни, хамов и моей няни – ей-богу, приятнее щекотит сердце, чем слава, наслаждение самолюбия, рассеянности и пр. Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву о УМИЛЕНИИ СЕРДЦА ВЛАДЫКИ И УКРОЩЕНИИ ДУХА ЕГО СВИРЕПОСТИ, молитвы, вероятно, сочиненной при царе Иване. Теперь у ней попы дерут молебен и мешают мне заниматься делом».

Пушкин – П.А. Вяземскому. 9 ноября 1826.

«В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет в нем няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу».

Пушкин – Н.Н. Пушкиной. 25 сентября 1835.

. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанников два года незаметных.
Уж десять лет прошло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

«Если случалось остаться ему одному дома без дела и гостей, Пушкин играл двумя шарами на бильярде сам с собой, а длинные зимние вечера проводил в беседах с няней Ариной Родионовной.

Арина Родионовна была посредницей, как известно, в его сношениях с русским сказочным миром, руководительницей его в узнавании поверий, обычаев и самых приемов народа, с каким подходит он к вымыслу и поэзии. Александр Сергеевич отзывался о няне, как о последнем своем наставнике, и говорил, что этому учителю он много обязан исправлением недостатка своего первоначального, французского воспитания. Простонародный рассказ: ЖЕНИХ, остается блестящим результатом этих сношений между поэтом и БЫВАЛОЙ старушкой».

К няне А.С. Пушкина

Свет Родионовна, забуду ли тебя?
В те дни, как сельскую свободу возлюбя,
Я покидал для ней и славу, и науки,
И немцев, и сей град профессоров и скуки, —
Ты, благодатная хозяйка сени той,
Где Пушкин, не сражен суровою судьбой,
Презрев людей, молву, их ласки, их измены
Священнодействовал при алтаре Камены, —
Всегда приветами сердечной доброты
Встречала ты меня, мне здравствовала ты,
Когда чрез длинный ряд полей, под зноем лета,
Ходил я навещать изгнанника-поэта,
А мне сопутствовал приятель давний твой,
Ареевых наук питомец молодой.
Как сладостно твое святое хлебосольство
Нам баловало вкус и жажды своевольство;
С каким радушием – красою древних лет –
Ты набирала нам затейливый обед!
Сама и водку нам, и брашна подавала,
И соты, и плоды, и вина уставляла
На милой тесноте старинного стола!
Ты занимала нас – добра и весела –
Про стародавних бар затейливым рассказом:
Мы удивлялися почтенным их проказам,
Мы верили тебе – и смех не прерывал
Твоих бесхитростных суждений и похвал;
Свободно говорил язык словоохотный,
И легкие часы летели беззаботно!

На смерть няни А.С. Пушкина

Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся, изнуренный
Трудов и бременем годов.
Ты не умрешь в воспоминаньях
О светлой юности моей
И в поучительных преданьях
Про жизнь поэтов наших дней.
Вон там – обоями худыми
Где-где прикрытая стена,
Пол нечиненый, два окна
И дверь стеклянная меж ними;
Диван под образом в углу,
Да пара стульев; стол украшен
Богатством вин и сельских брашен,
И ты, пришедшая к столу!
Мы пировали. Не дичилась
Ты нашей доли – и порой
К своей весне переносилась
Разгоряченною мечтой;..
Ты расскажи нам: в дни былые,
Не правда ль, не на эту стать
Твои бояре молодые
Любили ночи коротать.
И мы. Как детство шаловлива,
Как наша молодость вольна,
Как полнолетие умна,
И как вино красноречива,
Со мной беседовала ты,
Влекла мое воображенье.
И вот тебе поминовенье,
На гроб твой свежие цветы!
Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся изнуренный
Трудов и бременем годов.
Пред ним печальною головою
Склонюся; много вспомню я –
И умиленною мечтою
Душа разнежится моя!

  • Друзья Пушкина: переписка, воспоминания, дневники: в 2-х т.; – Т.1. — М.,1984. – 640 с.: 4 л. ил.

Какие стихи пушкин посвятил няне

Стихотворение «Няне» благодаря тому душевному теплу, какое чувствуют в нем ребята, сразу приближает к ним поэта, а возникшее доверие помогает успешному изучению- произведения. Пятиклассники, читавшие сказки Пушкина, «У лукоморья дуб зеленый» и др., уже знают, кто ввел Пушкина в мир народной поэзии. Если знания их живы и конкретны (а это нетрудно выяснить), то учителю останется лишь несколько обогатить и расширить их. Каким образом? Привлечением того материала, какой не попадал в поле зрения учащихся I—IV классов. Не обязательно начинать вводный рассказ с детства Пушкина, когда Арина Родионовна в буквальном смысле слова нянчила его. Ведь в памяти многих поколений ее имя осталось именно потому, что она сумела стать для великого русского поэта духовно близким человеком.

Интересным для ребят оказывается такой рассказ учителя, который переносит их в Михайловское: «Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных. Рядом с ним слева стоит небольшой деревянный флигелек, а вернее сказать, избушка из двух комнаток. Это домик няни. Простые деревянные стены, прялки в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью, — все здесь неприхотливо и просто, на всем лежит печать покоя и тихого домашнего тепла. Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле нее Пушкин. Не по своей воле он в Михайловском — в селе, удаленном на много верст от Москвы и Петербурга. Его сослали сюда за смелые стихи, которых боялся сам царь. Нет возле него друзей, уехали родные, а вот с верной своей няней коротает он долгие зимние вечера. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин — первый поэт России, ее гений, один из самых просведениях людей своего времени. А няня —простая неграмотная женщина, еще недавно бывшая крепостная семейства Ганнибалов. В год рождения Александра Сергеевича Арина Родионовна получила «вольную», т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела.

Но она не ушла из дома Пушкиных, осталась в нем нянькой, и ее заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту.и ласку, за ее умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлеченно, что казалось, она сама их и сочиняет. Действительно, у Арины Родионовны была богатая фантазия. Как каждая настоящая сказительница, она вносила в сказки и свою выдумку, свои слова. С удовольствием и наслаждением слушал ее Пушкин и рассказывал об этом в письмах своим друзьям, добавляя: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Когда поэт писал потом свои сказки в стихах, он, конечно, вспоминал то, о чем слышал от няни.

«. Шумит за окошками вьюга, шуршит по крыше ветер и воет в трубе. А в избушке теплится слабый свет — горит лучина, и слышится там тихий немолодой голос. То он поет грустную песню «За морем синица нешумно жила», а то звучит весело, в такт веселой плясовой:

  • По улице мостовой
  • Шла девица за водой.

Дороги А. С. Пушкину эти минуты. И вот уже он сам читает своей старенькой «подружке»-няне стихи, которые, можно сказать, не сочинились, а просто вылились из сердца:

  • Буря мглою небо кроет,
  • Вихри снежные крутя.
  • То, как зверь, она завоет,
  • То заплачет, как дитя.

Арина Родионовна, когда Пушкин жил в Михайловском, была там главной хозяйкой, ее заботами поддерживался дом. Но, пожалуй, еще важнее было то, что душевное ее участие обогревало поэта и что она была первым слушателем и ценителем многих его произведений. Арину Родионовну знали и любили друзья Пушкина, навещавшие его в изгнании. Поэт Языков так писал о ней:

  • Ты не умрешь в воспоминаньях
  • О светлой юности моей
  • И в поучительных преданьях
  • Про жизнь поэтов наших дней.

Можно представить, какая богатая и любящая душа была у этой простой женщины, если, думая о Пушкине, друзья вспоминали и ее рядом с поэтом. Когда Пушкин после ссылки возвратился из Михайловского в Петербург, Арина Родионовна осталась в далеком селе одна. Поэт часто вспоминал ее, представлял, как медленной старческой походкой обходит она дом, как прислушивается к ветру за окном или смотрит в дорожную даль, как будто ждет появления своего дорогого Александра Сергеевича. Пушкин тоже думает о пей. И эти думы-воспоминания превращаются в стихи»1.

Затем урок может принять форму беседы, в основу которой положены первый и второй вопросы хрестоматии. Изложим ниже то, к чему должны быть подведены дети в результате анализа..

С первых же строчек стихотворение волнует своей сердечностью. Немного можно найти в русской (да и в мировой) поэзии стихов, где любовь, нежность, забота выражались бы столь щедро, открыто. И в то же время в нем бесконечная грусть, и щемящая боль, и безотчетное чувство вины. Любовью к старушке няне проникнуто все стихотворение, но в каждой строке особый оттенок: если «подруга дней моих суровых» — образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь, то «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Эта нежность и забота так понятны, когда видишь преданность самой няни своему питомцу. Вся ее жизнь в думах о нем, в страхе за него, в ожиданий.

Мысленно возвращаясь туда, «в глушь лесов сосновых», поэт словно бы видит няню внутренним взором, угадывая все переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы», и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Она сидит со своими неизменными спицами, но «медлят» они в ее руках, потому что так и хочется ей прислушаться, не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто-нибудь. Вот она подходит к воротам (или смотрит на них из окна) все с тем же чувством. Но нет никого, «забытые» эти ворота. А в душе беспокойство о нем, поэте, горестные предчувствия: ведь неясна его судьба, неустроенна жизнь. И «черный отдаленный путь», который расстилается перед ее глазами, из обычной проселочной дороги превращается почти в символ разлуки.

Несколько иной вариант вступительного слова может возникнуть в том случае, если начать его с рассматривания картины художника Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», где Арина Родионовна изображена на заднем плане картины сидящей с неизменным вязаньем. Но глаза ее подняты от рукоделия: она смотрит на Пушкина, хотя тот стоит спиной к ней. Художник видит ее не очень старой, с прямой осанкой. В ней чувствуется внутреннее достоинство. Характерно, что Н. Н. Ге делает ее не простой свидетельницей, а участницей встречи двух лицейских друзей: они считают естественным, что Арина Родионовна вместе с ними слушает привезенную Пущиным рукопись «Горя от ума». Дальнейшее течение рассказа может совпадать с приведенным выше.

Читатель, знающий о жизни Пушкина, воспринимает слова о тоске и предчувствиях в контексте биографических обстоятельств. Для пятиклассника же они прозвучат только как отражение беспокойства няни за судьбу поэта.

Школьники, лишь начинающие свой путь к Пушкину, увидят в стихотворении прежде всего привязанность поэта к няне и ее беззаветную любовь к нему. Другой смысловой пласт им недоступен. А между тем в небольшом и неоконченном этом стихотворении — при всей его внешней простоте — таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создай поразительно верный образ женской любящей души. Фольклорная окрашенность некоторых слов (голубка, светлица, горюешь) и упоминание о спицах, которые поминутно медлят в. наморщенных руках, позволяют увидеть народность характера, угадать в этом женском образе крестьянку. Но его можно понять и шире: в чувствах няни так много того, что близко каждой женщине-матери: самоотверженная забота о своих детях и’ бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Конечно, нельзя требовать от учащихся V класса понимания этого расширительного смысла стихотворения, но учителю важно иметь его. в виду, чтобы лучше ориентироваться в суждениях, возникающих на уроке и иногда неожиданных.

Возможен и другой путь знакомства со стихотворением.

Если учитель включил в свое вступительное слово рассмотрение картины Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», то анализ стихотворения будет связан с полученными от нее впечатлениями. Особое внимание детей направим на .понимание эмоционального настроя картины, на ту атмосферу общности интересов и дружеского взаимопонимания, которые составляют сущность картины. То, что роднит двух образованнейших людей, друзей с лицейских лет, не требует пояснений. Но посмотрим, какое участие в этой беседе принимает няня. Ее поза выражает глубокую заинтересованность происходящим. Няня наклонилась несколько вперед, спицы замерли в ее руках. На лице выражение живого внимания, губы чуть тронула улыбка. Она счастлива, находясь среди милых и близких сердцу людей; здесь ее любимый воспитанник, здесь ее семья, мир, где она чувствует себя необходимой. Теперь прочитаем стихотворение и попросим ребят словесно проиллюстрировать его, нарисовать, какой видится им няня на основании того, что написано о ней Пушкиным. При выполнении/этого задания у школьников возникает столкновение впечатлений от восприятия образа одного и того же человека в резко контрастных эмоциональных состояниях (радость общения, душевное спокойствие и одиночество, тревога, тоска). Произведение живописи дало определенные ориентиры для работы воображения, тем самым активизировалась способность художественного видения при восприятии другого вида искусства: за поэтическим словом возникают картины, образы.

Такой прием вызывает острое сопереживание детей героине стихотворения, облегчает восприятие авторского отношения к ней, позволяет войти в лирическое содержание стихотворения и осознать функциональную значимость каждого словесного образа.

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Понятие о двусложных размерах стиха, особенностях стихотворной речи. Чтение стихотворения «Няне». Сообщение «История создания стихотворения «Зимнее утро»». Выставка иллюстраций к стихотворению, нарисованных самими детьми. Литературоведческие минутки.

Рубрика Литература
Вид конспект урока
Язык русский
Дата добавления 05.07.2013
Размер файла 14,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Дать понятие о двусложных размерах стиха, особенностях стихотворной речи.

2. Развивать умение анализировать, понимать и чувствовать своеобразие речи поэта, ощущать её сущностную и эмоциональную насыщенность.

3. Воспитывать эстетические вкусы, любовь к малой родине, родному уголку и природе.

1. Русская литература: учебник для 6-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с бел. и рус. яз. обучения. / Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная, С.Н. Каратай. — Минск: Нац. Ин-т образования, 2009.

2. Иллюстрации, заранее подготовленные детьми.

Тип урока: комбинированный.

Предварительное домашнее задание: один из учащихся готовит сообщение «История создания стихотворения»; другие создают иллюстрации или находят репродукции с зимними пейзажами.

II. Проверка домашнего задания

1. Чтение стихотворения «Няне» наизусть.

2. Ответы на вопросы 1,2 «Обобщаем впечатления и наблюдения» (с. 151)

III. Подготовка к восприятию новых знаний.

1. Сообщение учителя (с элементами беседы).

— Каждое из произведений писателя и поэта часто автобиографично. И мы с вами уже сталкивались с этим явлением. Давайте вспомним, в каких произведениях автор говорит не только о ком-то, но и о себе. Может быть это один из изученных нами рассказов? («Уроки французского» В. Распутина.)

— Или стихов? («Зимний вечер», «Няне» А.С. Пушкина.)

— А сейчас мы с вами познакомимся с историей написания еще одного стихотворение и давайте подумаем, есть ли в нём элементы автобиографичности.

2. Сообщение «История создания стихотворения «Зимнее утро»» (выступление заранее подготовлено одним из учеников).

— Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы «северной» ссылки. Эти годы, проведённые в Михайловском, были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное, творческого вдохновения. Это чувство выражается в стихотворении как нельзя явно, оно переливается вихрем эмоций и настроений в любовании природой, красотой девушки, шутливом комплименте, ощущении тепла и уюта, воспоминаниях о вьюжном вечере, мимолётной грусти о прошедшем лете.

Стихотворение написано очень быстро, в один день — 3 ноября 1829 года в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении В.И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым Пушкин заехал на этот раз по дороге с Кавказа.

3. Рассуждения учителя. Учитель помогает ученикам понять, как поэтом в стихотворении могут быть изображены конкретные картины зимнего утра, прекрасного пробуждения в уютном доме друзей.

IV. Усвоение новых знаний.

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Беседа с учениками:

— Как вы думаете, какое настроение у этого стихотворения? (Прекрасное, доброе и др.)

— Что именно вызывает такие замечательные эмоции у поэта? (Прекрасная погода, красота за окном и др.)

— Какие картины природы здесь изобразил автор? (Вьюжный грустный вечер, солнечное утро и др.)

— А какие картины представляются вам? (….)

3. Выставка иллюстраций к стихотворению, нарисованных или найденных самими детьми. Каждая картина подписана цитатой. Автор-художник объясняет, почему он выбрал именно эту картину и как она расширяет наш взгляд на стихотворение.

4. Словарная работа (разбор непонятых слов и словосочетаний):

Сомкнуты — закрыты. Сомкнутые ресницы.

Взоры — здесь в значении «глаза». Отвести взор.

Нега — однокоренное слово нежный. Нежиться.

Аврора — в греческой мифологии богиня утренней зари.

Вечор(устаревшее) — вчера вечером.

Янтарь — застывшая смола хвойных деревьев, драгоценное вещество, которое используют в изготовлении украшений.

Звезда севера — самая яркая звезда.

V. Проверка понимания учащимися нового материала.

1. Литературоведческие минутки. Работа со словарём.

— В поэтической речи имя прилагательное нередко становится художественным определением — эпитетом.

Эпитет — художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно впечатление о нём.

2. Работа с учебником.

а) Комментированное чтение учителем статьи «Стихотворная речь» (с. 153 — 155)

б) Ответы на вопросы после статьи (с. 155)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Анализ стихотворения. Работа в тетради. Подобрать эпитеты к словам:

День, друг, небо, тучи, небеса, ковры, лес, блеск, треск, конь, берег.

2. Работа с учебником. Вместе отвечаем на вопросы 1-5 «Перечитываем, размышляем» (с. 152, 153)

1. Выучить наизусть стихотворение «Зимнее утро».

2. Ответить на вопрос 2 «Наше творчество» (с. 153).

пушкин зимний стихотворение утро

1. Поурочные разработки по литературе/ Егорова Н.В.М., 2005.

2. Русская литература: учебное пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения/Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная, С.Н. Каратай. — Минск: Национальный институт образования, 2009.

3. Словарь литературоведческих терминов/ред.-сост.:Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев.М., 1974.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История создания стихотворения Державина «Властителям и судиям», характеристика его темы и идеи, особенности основных образов. Создание и формирование автором особой поэтической системы. Художественное своеобразие и значение произведения в литературе.

презентация [100,3 K], добавлен 09.10.2013

Образ Кавказа в истории русской литературы и анализ своеобразия композиции стихотворения С. Есенина «На Кавказе». Характеристика фатализма как отличительной черты русской литературы и анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Мы еще повоюем!».

реферат [11,2 K], добавлен 05.01.2011

Особенности любовной поэзии Блока, основная тема и жанр стихотворения, его композиция, размер, рифма и ритм. Сюжет любовного послания и связь его развития с личностью и чувствами лирического героя. Художественные средства стихотворения и авторское «Я».

контрольная работа [21,4 K], добавлен 20.06.2010

Стихотворения в прозе, жанр и их особенности. Лаконизм и свобода в выборе художественных средств И.С. Тургенева. Стилистический анализ стихотворения «Собака». Анализ единства поэзии и прозы, позволяющее вместить целый мир в зерно небольших размышлений.

презентация [531,1 K], добавлен 04.12.2013

Тема стихотворения «Элегия» А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный и повышенный пафос в стихотворении. Рассказ о жизни поэта и его готовности пройти свой путь до конца.

реферат [10,8 K], добавлен 08.05.2013

История создания стихотворения. Кто является лирическим героем данного стихотворения. Что объединяет лирического героя с людьми. Какая поэтическая лексика используется. Особенности поэтического языка. Как изменяется речь и настроение лирического героя.

реферат [27,4 K], добавлен 16.02.2011

Восприятие стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!» как романтического манифеста. Проблематика произведения, его контекст, степень драматизма и напряженности. Композиция, художественные средства стихотворения (сравнение, олицетворение, эпитеты и метафоры).

реферат [87,4 K], добавлен 20.03.2016

Развитие лирической мысли, особенности связи строф и глубинных системных связей между тропами стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!». Интерпретационная история и особенностями художественной организации произведения. Развертывание темы в стихотворении.

реферат [26,2 K], добавлен 20.03.2016

История написания стихотворения Ахматовой «Я пришла к поэту в гости», посвященного Блоку. Описание эмоционального впечатления от дружеского визита писателя. Творчество Ахматовой с позиции акмеизма. Анализ стихотворения с синтаксической точки зрения.

презентация [1,4 M], добавлен 01.06.2012

Одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А.С. Пушкина по праву считается стихотворение «Я помню чудное мгновение». Оно посвящено А.П. Керн, племяннице П.А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году.

сочинение [4,7 K], добавлен 03.04.2006

«Няне» А. Пушкин

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Дата создания: 1826 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Няне»

В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль. Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной наперсницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.

Арина Яковлева была закреплена не за конкретным поместьем, а за семьей Пушкиных. Поэтому когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором проживала крестьянка, то забрали ее с собой в Михайловское. Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая вместе с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском. Но в 1824 году он был сослан в родовое имение, где провел почти два года. И Арина Родионовна в этот непростой период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.

В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине достаточно фамильярно, но, вместе с тем, очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне. Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем собственная мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.

«Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня», — с грустью отмечает поэт, понимая, что эта женщина до сих пор переживает о том, как же сложится его судьба. При помощи простых и емких фраз поэт рисует образ престарелой женщины, главной жизненной заботой которой по-прежнему остается благополучие «молодого барина», которого она по-прежнему считает ребенком. Поэтому Пушкин отмечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь». Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна в ожидании, когда же на дороге появится почтовая карета, в которой он приедет в родовое имение. «И медлят поминутно спицы в твоих морщинистых руках», — отмечает поэт.

Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «То чудится тебе…». Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector