Какие произведения Пушкина самые известные

Самое прославленное произведение — это «Евгений Онегин». Мало того, что произведение шикарное, да и еще написанное в новом жанре — «роман в стихах». Гений Пушкина в нем раскрылся полностью. Далее «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», стихи «Я вас любил», «Анчар». Каждое произведение — уже шедевр.

А.С.Пушкина можно смело назвать столпом не только Русской литературы, но и мировой.

Вся его творческая жизнь испещрена шедеврами.Начиная с лицейского периода,и до последних дней Пушкин не расставался с пером. Давайте проследим его творения по возможности хронологически:

1814 год — это стих «Блаженство», поэма «Осгар»;

1820 год — знаменуется поэмой «Руслан и Людмила»;

1821 год — «Братья разбойники», «Кавказский пленник» — это кавказский период в жизни великого поэта;

1822 год — крымские впечатления были излиты в поэме «Бахчисарайский фонтан»;

1824 год — общение с цыганами вдохновило на поэму «Цыганы»;

1825 год — ознаменован драмой «Борис Годунов»;

1828 год — обращение к балладам «Утопленник»;

1829 год — патриотическая баллада «Полтава»;

1830 год — более тесное обращение к драматическим произведениям «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Станционный смотритель», «Перед испанкой благородной»; вообще 1830 год считается самым плодовитым в творчестве великого поэта, это и «Барышня-крестьянка», и стихотворный роман «Евгений Онегин», и «Сказка о царе Салтане»;

1832 год — роман «Дубровский»,«Русалки», «Медный всадник»;

1835 год — «Египетские ночи»;

1836 год — «Капитанская дочка».

Если бы не трагическая гибель поэта на дуэли в 1837 году, мировая литература была бы ещё больше заполнена шедеврами Пушкинских произведений.

Образ помещика Троекурова в повести Пушкина «Дубровский»

Часто считают, что носителем основной идеи произведения является положительный герой, что в его образ воплощены те главные мысли, ради которых автор взялся за перо. Откроем страницы повести, написанной более чем полтора столетия назад. Одно из позорнейших явлений царской России — крепостное право, узаконившее господство одного человека над другим, превратившее живую душу в чье-то имущество, давшее возможность господину влиять не только на положение другого, но и определять его судьбу, счастье, распоряжаться его жизнью.

В его речи звучит самодовольное: «мой псарь Парамошка», «мой француз», он командует исправником. Даже обедня

Желание Троекурова «безо всякого права отнять имение» у старого друга, потому что тот не стерпел оскорбления, свидетельствует о том, что для этого человека не существует никаких моральных преград. Пользуясь покровительством необузданного хама, открывает рот мелкое хамье. Желая лакейски услужить, потакая капризам барина, крепостной псарь оскорбляет соседа-помещика, человека, старше себя по возрасту и по положению, — мол, барин заступится, а крепостные крестьяне воровски вырубают деревья в его роще — мол, пока они разберутся между собой, можно поживиться. Попирает закон землевладения и наследования продажное судейское племя — им ведь много заплачено.

Слишком редко попадались на пути Троекурова люди, для которых честь и достоинство были превыше всего, чтобы суметь ему вовремя остановиться, возводя минутный каприз в степень желания власти любой ценой. Развращенный вседозволенностью, Кирилл Петрович развращает находящиеся рядом слабые души, сам при этом теряя достойных собеседников и друзей, саму способность искренне уважать и любить людей.

Даже первый порыв стыда за состояние старого друга продиктован более эгоизмом, чем сердечным участием: ведь все остальные в его окружении, те, кто давно подчинились и покорились, — мелочь, мало достойная уважения. Даже единственную дочь он выдаст замуж за титул, за состояние, усмотрев в пожилом князе «равного себе», не думая о счастье Маши.

Из-за него выброшен из жизни молодой, подающий надежду офицер Владимир Дубровский: утрата отца, потеря дома, источника существования, положения в обществе, вместо начинающейся военной карьеры или жизни небогатого помещика — сомнительное существование человека вне закона. Его, принесшего всем столько зла, заслужившего наказания, пощадит из-за дочери благородный мститель. Троекуров же не пощадит никого, просто он не подумает ни о ком.

Почему возможно существование подобных троекуровых? Какая сила стоит за ними? Позорное явление России — крепостное право. Рабство людей, превращающее в рабство души самих господ. Устои самодержавия, против которого всю жизнь восставал Пушкин. Тирания и деспотизм, с которыми боролись лучшие люди России. Страницы повести «Дубровский», а точнее страшный в дикой бесчеловечности своей, в необузданном эгоизме грубый Троекуров, который показан гениальным поэтом как типичное явление русской действительности, — это обвинение, брошенное поэтом самодержавию.

«Дубровский» в читательском восприятии школьников

«Дубровский» давно включен в школьные программы. Его переносили из класса в класс, но не убирали из числа произведений, подлежащих изучению. Методическая традиция в изучении «Дубровского» разнообразна по трактовкам романа и способам его изучения. И объясняется это, прежде всего тем, что «Дубровский» читается школьниками с захватывающим интересом.

Для более точного и полного представления о восприятии романа сразу после чтения дается письменная анкета или сочинение. Однако не всегда ученики 4—6 классов способны адекватно своим мыслям и чувствам выразить читательское впечатление в письменной форме. Поэтому данные анкет, сочинений могут уточняться в устной беседе, где дополнительный вопрос учителя поможет выяснить мотивировку мнения. Когда в десяти классах сельской и городской школы мы предложили ответить на первый вопрос анкеты: «Интересно ли было читать роман Пушкина «Дубровский»?»— многие ученики встретили его с недоумением. «Странные люди, эти взрослые, — казалось, говорили глаза учеников и подтекст их ответов. Ну, как это «Дубровского» можно без интереса читать!» Среди 380 работ, собранных нами, был лишь один случай, когда ученик остался равнодушен к пушкинскому роману. Пятиклассники принимают роман не менее горячо, чем ученики 6-го класса. Признания в любви к «Дубровскому» пылки и решительны. В нескольких классах мы спрашивали также, останавливались ли дети при чтении романа, откладывали ли его в сторону. Как правило, чтение шло на одном дыхании.

Экранизация «Дубровского», действительно, грешит многими отступлениями от пушкинской мысли и сюжета. Отвечая на второй вопрос анкеты: «Кого из героев романа вы полюбили и почему? Кто вызвал неприязнь?» — дети очень активно и определенно выражают свои симпатии и антипатии. Владимир Дубровский и его отец, Маша, Егоровна, Архип и вообще «люди Дубровского» — вот герои, почти безупречные, в глазах пятиклассников. Троекуров, Шабашкин, Спяцын, Парамошка, вообще «помещики», гораздо реже Иерейский, вызывают у детей ненависть, презрение и недоумение перед тем, как могут люди быть такими жестокими, низкими, мелочными. Группировка действующих лиц, определившаяся в конфликте романа, таким образом, не затрудняет учеников.

  • «В этой повести я полюбила Дубровского и Машу. Дубровского потому, что он был правым в своих делах. А Машу за то, что она верна своему слову».
  • «Больше всего мне понравились герои повести Дубровский и Маша. Дубровский — смелый и благородный человек. Он старается помочь Маше. А Маша же тихая девушка, которая во всем подчинялась закону. Поэтому она после помолвки со старым князем не принимает свободы из рук Дубровского».

Ответы детей поразительно интересны тем, что они чувствуют противостояние чувств в душе Троекурова («Жадность побеждает любовь»), но, конечно, самостоятельно пятиклассники не в силах понять, что это противостояние рождено конфликтом социальных отношений и натуры человека. Трудно детям понять и характер своих чувств, когда им одновременно нравится и отважный Дубровский, и тихая Маша. Юные читатели улавливают в романе и мысль о протесте, и подчиненность «закону», хотя звучит это в первых откликах еще неотчетливо. Однако почва для доступной постановки этих проблем создана чуткостью читательского восприятия. Нисколько не снимая детского протеста против жестокости, самодурства, грубости Троекурова, против надменного его всесилия, стоит постараться показать, что Пушкин рисует его не кровожадным злодеем, а человеком, в котором дурны» свойства расцветают благодаря его общественному положению. Ученики прямо противопоставляют Троекурову А. Г. Дубровского: «Мне понравился гордый Андрей Гаврилович Дубровский. Он, и умирая, остался верен себе и выгнал Троекурова вон». Вероятно, в анализе необходимо старика Дубровского охарактеризовать более сложно, обнаружив его властность, нетерпимость и крутой нрав. Владимир Дубровский для ребят герой «без страха и упрека», рыцарь, За что его хвалят? «Смелый юноша, любит музыку и книги, любознательный». Кому-то очень нравится, что Дубровский прекрасно знал французский язык. Кто-то хвалит Дубровского за то, что он был «простодушным» с крестьянами, «считал их своими друзьями, хотя был их хозяином». Мотивы одобрения героя часто наивны! «Хорошая черта, что он советует разбойникам бросить грабить, потому что они уже разбогатели и остальную жизнь могут прожить в честном труде».

Вопрос о том, какие эпизоды романа запомнились особенно ярко, не затруднил учеников. Первое чтение оставляет в памяти события, наполненные острым драматическим действием,, сцены, решающие судьбы героев: пожар в Кистеневке, история с медведем, ссора на псарне, история с кольцом, суд, ограбление Спицына (мы перечисляем эпизоды по степени убывающего внимания к ним). Однако ученики с более высоким уровнем литературного развития называют в числе запомнившихся сцены, исполненные психологического напряжения, сложных душевных движений: признание Дубровского Маше, Владимир в роще после похорон отца, последняя встреча Маши и Дубровского, помолвка Марьи Кириловны с князем Верейским. Характерно, что с эпизодами, которые больше всего взволновали учеников, запечатлелись в их сознании, связана активная работа образного мышления. Сила эмоций читателя приводит к конкретизации литературных образов. Это заметно в подборе изобразительных деталей, которыми сопровождается упоминание запомнившихся сцен.

  • «Мне запомнился момент, когда Дубровский-отец в суде, видя свое бессилие, кидает чернильницу».
  • «Мне было очень интересно читать эпизод на псарне. Кирила Петрович Троекуров. Он там стоит и смеется, насмехается».

Думается, что столь распространенный в школе, анализ центральных сцен романа, как и характеристика отдельных героев, лишь подтверждает то, что добыто первым чтением. Это, как мы видим, ученики, пусть не детально, пусть иногда прямолинейно, умеют делать сами. Труднее им представить роман как цепь событий, отделить внешние поводы от существенных причин, в случайном увидеть закономерное. Необходимость осознать «пространство» между центральными сценами романа и стремление понять авторскую оценку событий и лиц побуждает нас избрать целостный путь разбора «Дубровского» в 5-м классе, осложнив его на многих уроках созданием проблемных ситуаций. Материалом для их организации оказывается, прежде всего, противоречивость читательского восприятия, с которой мы уже сталкивались, отмечая разность оценки поведения Владимира Дубровского.

Краткое содержание «Дубровский»

1833 год стал годом выхода в свет небольшой повести Пушкина «Дубровский», созданной автором на основе реального рассказа В. П. Нащокина. Произведение многие считают незаконченным романом, который отразил характерные черты помещичьей России. Ниже вы можете ознакомиться с описание главных героев повести и прочитать краткое содержание «Дубровский» по главам.

Главные герои

Владимир Дубровский — корнет, сын мелкого помещика, основной образ в повести.

Андрей Гаврилович Дубровский — помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров.

Кирила Петрович Троекуров — помещик, обладающий неограниченными возможностями в своей округе.

Маша Троекурова — молодая девушка, дочь Кирила Петровича, возлюбленная Дубровского-младшего.

Другие персонажи

Шабашкин — заседатель .

Архип-кузнец — крепостной Дубровских.

Егоровна — служанка Дубровских.

Антон Пафнутьич Спицын — небогатый помещик, который свидетельствовал против Андрея Гавриловича Дубровского.

Князь Верейский — старик, ставший мужем Маши Троекуровой.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Глава 1.

Роман «Дубровский» Пушкина начинается с описания помещика Троекурова, подмявшего под себя всю местную знать. Живет, не признавая законов, никого не слушает, поступает, как ему нравится. Его соседом по имению был Дубровский Андрей Гаврилович, с которым они дружили с молодости, вместе проходили военную службу и не потеряли связи друг с другом. Как-то одновременно они стали вдовцами. У Дубровского остался сын Владимир, а Троекуров воспитывал дочь Машу.

На званом обеде между друзьями происходит ссора. Увидев псарню Троекурова, Андрей Гаврилович обвиняет того в том, что за собакам у него живется намного лучше, чем простым людям. В этот на такое замечание слуга Троекурова оскорбительно высказывается в адрес Дубровского и тот уезжает.

В Кистиневке он узнает, что троекуровские крепостные воруют его лес. Он приказывает выпороть мужиков и отнять у них лошадь. Разгневанный Троекуров начинает строить планы мести и задумывает отобрать у бывшего друга имение.

Глава 2.

В ходе судебных разбирательств Андрей Гаврилович не может доказать свое право на владение Кистенеевкой, так как документы у него сгорели давно. Наемный свидетель Антон Спицын подтверждает в суде незаконность владения, и суд принимает решение отдать Кистеневку Троекурову. При подписании документа Дубровскому становится плохо, и его отправляют домой.

Глава 3.

Получив письмо от старой няньки, Дубровский младший едет к отцу. Его встречает Антон, кучер отца, который убеждает молодого корнета в верности всех мужиков и их нежелания подчиниться Троекурову.

Глава 4.

Объяснить происходящее внятно, отец сыну не может по причине болезни. Проходит установленный судом аппеляционный срок и имение перестает быть собственностью Дубровских. Но Троекуров уже не рад содеянному. Его мучает совесть, и он едет к другу с намерением все исправить.
Увидев приехавшего Кирила Петровича, Дубровский отец начинает сильно нервничать и его парализует. Сын взбешен и выгоняет бывшего друга отца. Врач ничем не помог и барин умер.

Глава 5.

Как только прошли похороны Андрея Гавриловича Дубровского, в Кистеневке появились представители судебной комиссии, под руководством заседателя Шабашкина. Они собираются готовить бумаги, которые дадут право на имение Троекурову. Местные крестьяне отказываются выполнять волю суда. Назревает бунт. Владимир уговаривает собравшихся разойтись, и разрешает приехавшим переночевать в доме своих родителей.

Глава 6.

Ночью дом загорается и все, кто находится внутри, погибают. Кузнец специально заделывает все выходы, но никто и не стремится оказать им помощь.

Глава 7.

Начинается следствие. Кирила Петрович ведет активное разбирательство. Следователи выясняют, что дом пожег местный кузнец. Под подозрение попадает Владимир, но доказательств не нашли. В округе появляется шайка бандитов, которые грабят только богатых. Многие думают, что это сбежавшие крестьяне из имения Дубровского под руководством своего молодого барина.

Глава 8.

Сюжет рассказа «Дубровский» продолжает появление Маши. Автор рассказывает читателю о ее одиноком детстве, среди книг и мечтаний. Она выросла вместе со сводным братом Сашей, который был сыном Троекурова и гувернантки. Нельзя сказать, что они дружили, но мальчик относился к сестре с любовью и нежностью.

Троекуров стремится дать Саше достойное образование, для чего нанимает француза Дефоржа. Учитель учит музыке Машу и покоряет ее сердце. Сам Кирила Петрович учителем доволен. Немаловажную роль в этом сыграл случай: когда Троекуров решил посмеяться над французом и втолкнул его к медведю, тот не испугался и убил животное из пистолета.

Глава 9.

В усадьбе Троекурова проходит храмовый праздник. Собирается большое количество гостей. Они обсуждают разбойников и ведут разговоры на эту тему. Одни считают, что Владимир грабит не всех подряд, другие – осуждают и требуют поимки. Исправник замечает, что Дубровский будет обязательно пойман, так как уже известны его приметы. Читая их, Троекуров замечает, что они подходят, практически, каждому. Рассказывая собравшимся о храбрости учителя, он замечает, что с таким защитником он разбойников не боится.

Глава 10.

Один из гостей, Спицын, не перестает бояться и просит смелого учителя переночевать с ним вместе. Дефорж соглашается. Когда все уснули, учитель грабит Спицына, и угрожает ему расправой, если тот расскажет, кем на самом деле является француз.

Глава 11.

Небольшое отступление, краткое содержание которого рассказывает читателю, как произошло превращение Дубровского в Дефоржа. Владимир встретил француза по дороге в имение, на станции и предложил ему крупную сумму за все документы. Учитель согласился сразу. Таким образом, Дубровский попал к Троекурову, где сразу же завоевал любовь всех домашних.

Глава 12.

Владимир понимает, что должен исчезнуть и просит Машу о встрече, на котором рассказывает ей всю правду, говорит о любви к ней, сообщает о своем отъезде, так как не может больше находиться рядом. В этот же день, ближе к вечеру, в имение приезжает исправник и требует выдать учителя, так как есть сведения, что он и является Владимиром Дубровским. Троекуров велит найти учителя, но того нигде нет.

Глава 13.

Соседом Троекурова был пожилой князь по фамилии Верейский. Все лето он водит дружбу с Кирилом Петровичем, обращает внимание на Машу и начинает ухаживание, считая девушку подходящей кандидатурой на роль его жены.

Глава 14.

Прошло несколько недель ухаживаний. Верейский просит руки Маши и собирается жениться. Троекурова такой брак устраивает, и он дает согласие на брак дочери, приказывая той готовиться к свадьбе. В этот же момент Маша узнает о желании Дубровского встретиться с ней.

Глава 15.

При встрече она рассказывает Дубровскому о своем положении. Он уже это знает и предлагает Маше свою помощь. В ответ она предлагает подождать еще немного, думая, что сможет убедить отца не отдавать ее замуж за старого князя. Владимир вручает ей кольцо, которое при опасности она должна положить в дупло дерева.

Глава 16.

Маша пишет князю письмо, в котором просит не брать ее в жены. Но Верейский это письмо показывает Троекурову и тот принимает решение провести свадьбу быстрее, а саму Машу до этого времени запереть.

Глава 17.

Маша находится в полном отчаянии. Она отдает маленькому Саше кольцо, прося положить его в дупло. Мальчик выполняет поручение, но увидев рыжего мальчишку, который берет послание, затевает с ним драку. Он думает, что тот вор и пытается украсть кольцо сестры. Поднимается шум и все выясняется.

Глава 18.

Маша венчается с Верейским. По дороге из церкви, на карету нападают разбойники. Князь стреляет, попадая в Дубровского. Владимир предлагает Маше освобождение, но та отказывается. Ведь их уже обвенчали, и она дала клятву быть верной женой.

Глава 19.

Власти начинают войну с разбойниками, объявляют всех в розыск и вызывают на подмогу войска. Идет бой. Владимир понимает, что они проиграют. Он распускает своих товарищей, а сам исчезает в лесу. Больше его никто никогда не видел, хотя ходили слухи, что он остался жив и уехал заграницу.

На этом роман заканчивается. Краткий пересказ «Дубровского» включил в себя только основные события повести, для более полного понимания и знания всех деталей произведения прочтите полный вариант.

Тест по роману

После чтения краткого содержания повести Пушкина попробуйте пройти этот небольшой тест:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: