Арину Родионовну в няни или как взрастить гения

Наверное, большинство матерей смогли бы доверить своего ребенка Арине Родионовне – няне гениального поэта А. С. Пушкина. Еще бы, ее имя стало именем нарицательным или даже синонимом доброты и любви к детям! Ведь именно за доброту и понимание Пушкин ценил и любил свою няню, и именно за это посвятил ей не одно свое стихотворение. И хотя сегодня существует мнение, что роль няни в жизни и творчестве Пушкина слишком преувеличена, исторические факты говорят совсем об ином…

Например, доподлинно известно, что маленького Пушкина в школе звали не иначе как «француз» и отнюдь не за внешнюю схожесть с представителями этой национальности или хорошие манеры, а за его плохой русский язык. Сегодня трудно в это поверить, но человек, произведения которого являются образцом «настоящего» красивого и благозвучного русского языка, научился ему в большей степени благодаря своей наставнице. Это она рассказывала ему русские сказки по вечерам, это она посвящала его легко и ненавязчиво в тонкости самобытного языка – такого понятного и простого, который сегодня мы можем увидеть в любом пушкинском произведении.

Кем же была эта женщина? На самом деле Арина Родионовна – кормилица сестры Пушкина и его няня была крепостной крестьянкой. В какой-то момент жизни Арина Родионовна получила вольную, но по причинам, понятным для нее одной, она отказалась от такого подарка, о котором мечтало на тот момент большинство крепостных крестьян, и осталась с семьей Пушкиных вплоть до своей смерти. Были у Арины Родионовны и свои дети, но, несмотря на это, ее любви хватало на всех – причем любви искренней, преданной и безоговорочной.

Если говорить о том, какой была одна из любимых женщин Пушкина, то нельзя не сказать о том, что она была благороднейшей и добрейшей души человеком. Сочетая в себе благодушие и ворчливость, она была веселой женщиной. Говорят, что она была очень болтлива и любила веселые застолья. Ласковая и нежная со своими воспитанниками она не уставала рассказывать им интересные истории. Подвижная, несмотря на то, что была слегка полновата, она все время пребывала в хлопотах и заботах.

Кто знает, если бы не было Арины Родионовны, открылся ли бы гений А. С. Пушкина в той мере, в которой мы можем наслаждаться им сегодня?

Какие произведения пушкина посвящены арине родионовне

31.12.2020 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько». Подробнее >>

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 — За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 — Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 — На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

10.03.2019 — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 — Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 — Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

Всех детей в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.

Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин», других женских образов в творчестве своего воспитанника. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.

Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.

«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых». В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.

В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь», «ждешь», «предчувствия», «тоска» отражают настроение няни.

Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.

По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.

Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты», сравнение – «будто на часах». Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника. Повтор «давно, давно» усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.

Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти. На последней строке «То чудится тебе. » произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.

Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.

Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.

«Зимний вечер» в творчестве А.С. Пушкина, музыке и живописи

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели по содержанию урока:

  • В процессе вокально-хоровой работы развивать навыки кантиленного пения.
  • Во время слушания музыки развивать тембровый и динамический слух.
  • Способствовать умению анализировать, сравнивать, обобщать.

  • Средствами искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великим произведениям искусства, русской культуре.
  • Экскурсия.
  • Работа с текстом стихотворения, песни.
  • беседа с включением занимательных вопросов.
  • исполнение по нотной записи.

Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр.

ТСО: компьютер, мультимедийная аппаратура, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, фонограммы: Романс “Зимний вечер” М.Яковлев, видеофрагмент фильма “А.С.Пушкин”, презентация “Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина, Музыке и живописи”.

Учитель читает стихотворение А.С.Пушкина:

“Приветствую тебя, пустынный уголок
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья…
Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят…”

У: Кто автор этих строк?

У: Чему они посвящены?

Д: Селу Михайловское.

У: Чем дорого поэту это место?

Д: А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух. В течение двух лет поэт находился там в ссылке.

У: Вы правы, именно эта красота вдохновляла поэта на создание своих гениальных произведений.

У: Какие произведения были созданы в селе Михайловском?

Д: Поэма “Руслан и Людмила”, “Сказка о царе Салтане”, главы романа “Евгений Онегин” и многие стихотворения.

У: Сейчас мы совершим экскурсию в родное имение семьи Пушкиных.

(Видеозапись фрагмента д/ф “А.С.Пушкин”.)

У: Я думаю, вы сами убедились, насколько красива природа Псковской губернии села Михайловское.

С чем можно сравнить эти дивные места?

Д: С музыкой, с песней.

У:А я бы сказала строчкой из вам знакомой песни : “Всюду музыка звучит”.

(Дети исполняют песню “Всюду музыка звучит”.)

У: Вслед за осенью, которую так любил поэт, наступала зима. Господский дом заметало чуть не по самые окошки снегом. В доме наглухо забивали окна, запирали комнаты, оставив только две: одну для А.С.Пушкина, а другую.

“Ах, умолчу о мамушке моей,
О прелести таинственных очей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоняя
С усердием перекрестит меня…”

У: О ком эти строки?

Д: О няне А.С.Пушкина – Арине Родионовне Яковлевой.

У: Что вы знаете об Арине Родионовне?

Д: Арина Родионовна была верным другом в тяжелую пору ссылки поэта в селе Михайловском. С ней он вел бесконечные беседы, расспрашивал о старине, читал ей только что написанные стихи, слушал ее рассказы, сказки, песни.

У: Знаете ли вы стихи об Арине Родионовне?

“Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня…
“Наша ветхая лачужка
И печальна и темна
Что же ты, моя старушка
Приумолкла у окна…”

У: Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всем белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского.

У: Как называется цикл пьес П.И.Чайковского, состоящий из 12 номеров, посвященных

каждому месяцу года?

У: Сейчас прозвучит пьеса “У камелька”, а посвящена она январю.

(Звучит пьеса “У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковский.)

У: Какой вечер нарисовала музыка?

Д: Добрый, уютный, теплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведет задушевную беседу.

У: Как звучала мелодия?

Д: Мелодия звучала задушевно и напевно как русская народная песня.

И здесь не обошлось без стихов А.С.Пушкина. Эпиграфом к этой пьесе были выбраны такие строки А.Пушкина:

“И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек
И свечка догорела…”

У: Созвучны ли эти строки с музыкой пьесы? Что их объединило?

Д: Мечтательность, задушевность.

У: Да, будто мелодия и стихи сотканы из мирной неги зимнего вечера. У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки. Знаете ли вы, сколько сказок А.С.Пушкин написал с уст Арины Родионовны?

У: Сейчас я проверю, как вы их знаете:

“У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…”

(Поэма “Руслан и Людмила”.)

“Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна…”

(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.)

“Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить…”

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)

“Глядь опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто…”

(“Сказка о рыбаке и рыбке”.)

“Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шуи утих, и царь забылся…”

(“Сказка о золотом петушке”.)

“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…”

(“Сказка о царе Салтане”.)

У: Молодцы, хорошо знаете сказки. А сейчас, давайте споем нашу любимую песню “Сказки гуляют по свету”.

У: В доме тепло и уютно, а что же происходит за окном?

“Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То, заплачет как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То, заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей”.

У: Какой вечер предстал перед нами?

Д: Холодный, метельный.

У: Поэт словно смотрит в темное окно за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле. Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?

Д: Она “кроет небо”, “крутит вихри”, “воет”, “плачет”, “шумит соломой”, “стучит в окно”.

У: Ударения в словах падают на какие звуки?

У: Что они изображают?

Д: Завывание вьюги.

У: Первая часть посвящена бури. А вторая?

Д: Обращена к няне.

У: Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается ее развеселить, стряхнуть с ее души грустную тягость зимнего вечера. Найдите эти строки.

“Что же ты моя старушка
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?”

У: Однако, не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль. Что просит он у няни?

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла”.

У: Русские народные песни не раз слышал он от няни, и вновь просит ее спеть их, потому что в них он видит истинную поэзию народного творчества. Есть ли повтор строк?

Д: Опять картина бури.

У: Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость. Музыкально ли это стихотворение?

У: Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи?

Д: Взволнованную, тревожную, кружащуюся…Темп – умеренный, лад – минорный, ритм – спокойный.

У: На эти стихи было написано несколько романсов и русская народная песня.

У: Посмотрите на нотную запись. Народная или композиторская это мелодия?

У: Как определили?

Д: Распевы, повтор мелодии – реприза, двуголосие.

У: Да вы правы, это русская народная песня “Зимний вечер”. Послушайте, как она звучит.

(Учитель поет песню.)

У: Как прозвучала песня?

Д: Плавно, напевно, мелодия взлетает вверх словно ветер.

У: Какой ритм изображает метель?

Д: Чередование четверти и восьмой.

У: Благодаря этому создается ощущение танца. Какого?

(Разучивание по нотной записи.)

У: Это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него было написано несколько романсов. И один из них – другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Послушайте его.

(Звучит романс “Зимний вечер” М.Яковлева в исполнении И.Козловского.)

У: Сравните романс с русской народной песней.

Д: В романсе мелодия более монотонная, нет больших скачков, ритм более ровный.

У: Кто исполнил романс?

Д: Певец-солист и фортепиано.

У: Чем жанр романса отличается от песни?

Д: Ярче раскрыты чувства. Каждая строчка романса была спета по-разному.

У: Вы правы, в романсе происходит более тесная связь между литературным текстом и мелодией. Мелодия романса с одной стороны передает монотонность завывающей вьюги, а с другой – ласковую нежность поэта к своей няне. Музыка стиха и поэтичность музыки… Можно ли разделить эти понятия?

У: Для А.С.Пушкина они не разделимы. Он не учился специально музыке, но слушая ее, он ее слышал.

Не только композиторы и поэты в своих произведениях восхищались красотой зимнего вечера. Вглядитесь в эти художественные работы. Что их роднит?

Д: Зимний пейзаж.

У: Какая из представленных картин, рисунков созвучна музыке, звучащей на уроке?

(Дети показывают картины и обосновывают свои ответы.)

У: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?

У: Чьи стихи звучали на уроке? Какие музыкальные произведения появились благодаря поэзии А.С.Пушкина?

У: Почти ко всем известным произведениям А.С.Пушкина – поэмам, сказкам, романам, стихам обращались композиторы. Только романсов было создано около 200. По произведениям А.С.Пушкина были созданы оперы, балеты, оратории. Ребята, когда вы будите читать книги А.Пушкина вспомните, что у многих его произведений есть еще и вторая жизнь – в музыке.

“К чему поэту пьедестал?
Не вечен камень пьедестала.
Суть в том, кем для России стал
Кудрявый правнук Ганибала.
Лишь он мог так шутить хитро,
Влюбляться озорно и нежно,
Так лишь его могло перо
Грустить светло и безнадежно.
И на вопрос: “Кто ваш поэт? –
В строенье ль каменном, в избушке
Один у русского ответ, –
Он, улыбнувшись, скажет: “Пушкин”
(Т.Кузовлева)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: