Очерк >

(К. Г. Паустовский) (Опыт рецензии)
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Г. Паустовский
Эпиграф выбран мной не случайно, ибо он ясно отражает и суть произведения К. Г. Паустовского «Алмазный язык», и суть моего сочинения, в данном случае рецензии.
Я думаю, что это произведение обращено или, лучше сказать, адресовано всем молодым людям. Ведь они, как никто другой, нуждаются в пополнении знаний родного языка. Поскольку многие не умеют правильно говорить, зачастую такими людьми оказываются сами носители языка.
Произведение «Алмазный язык» носит научный характер, так как автор в этом очерке раскрывает историю создания русского языка и отражение различных явлений природы благодаря русскому языку.
Паустовский в своем произведении поставил цель: донести до сознания молодых людей всю красоту, богатство русского языка. Эпиграф, выбранный автором, как нельзя лучше отражает суть произведения, а само название «Алмазный язык» говорит о смысле очерка.
Автор поставил здесь ряд вопросов: что будет с обществом, если люди начинают забывать родной язык; каким будет государство, если нация потеряет свое лицо, то есть родной язык; на какой базе станут основываться знания подрастающего поколения? Но на эти вопросы ответы еще не найдены, поэтому автор поставил перед собой задачу найти истину. Для этого нужно, чтобы нация, люди осознали всю важность сохранения своих традиций, а самое главное — язык.
Люди должны понимать, что без сохранения языка нация начнет вырождаться, а это крайне нежелательно. Ведь русский язык самый богатый язык в мире, в нем очень много красивых слов. Это нужно понять и постараться сохранить наш родной язык от умирания.
Теперь давайте разберемся, что же представляет собой русский язык, в чем заключается его красота.
Паустовский в произведении пишет о том, что в русском языке много слов, которые могут охарактеризовать одно и то же явление. Он также проводит параллель между русским языком и природой.
Например, дождь. Он может быть разных видов: обложным, моросящим, грибным, слепым, полосовым и так далее. Но одно дело знать это на словах, и совсем другое почувствовать на себе, то есть испытать это. Тогда слова наполнятся силой и можно будет почувствовать то, о чем говоришь. В этом, я считаю, и заключается вся сила русского языка. Ведь нельзя объединить вместе язык и природу ни в каком другом языке, а в русском языке это возможно, так как природа отражает красоту языка: насколько красива природа России с лесами, реками, полями, настолько же красив русский язык с разнообразием слов. Это и доказывает нам Паустовский в своем произведении.
Есть еще один способ понять значение и смысл слов — это игра ими. Паустовский таким образом разбирает слово «родник» . Он от своего лица рассказывает нам историю о лесничем, который находится на прямой связи с природой, но которого занимают простые русские слова. На этот раз его привлекло слово «родник», и, разбирая его, он выходит на такие слова, как «Родина», «народ», «родня» и так далее. «Простые слова эти открыли мне глубочайшие корни нашего языка», — пишет автор.
Это еще раз доказывает, что русский язык могучий и красивый. Мы понимаем, что у каждого слова есть свои корни и есть глубокий смысл, который на первый взгляд даже не виден. Но если почаще задумываться над словами, это откроет их смысл, и мы уже будем произносить слова не машинально, а вдумываясь в то, о чем идет речь, и улавливать не поверхностный смысл, а глубокий. Это является решением поставленной нами проблемы, это путь к возрождению нации.
Ведь как сейчас загрязнен наш язык такими словами, как, например, «клево». А это одно слово заменило целый ряд слов, в котором каждое слово несет свой особый смысл! Например, «великолепно», «чудесно», «хорошо», «здорово», «красиво» и так далее. Этот ряд можно было бы продолжать до бесконечности.
А сколько слов мы слышим каждый день по радио и телевидению, но мы не слышим нормальной чистой русской речи! Дикторы, ведущие зачастую делают такие грубые ошибки, что порой кажется, что язык наш находится на грани исчезновения. А кто виноват во всем этом? Конечно же сами люди. Сейчас редко можно встретить человека, который говорил бы правильно, я имею в виду чистый русский язык без всяких «словечек». Ведь наш язык такой красивый и богатый, поэтому он должен быть для русских людей гордостью.
Что же нужно делать для того, чтобы русский язык не исчезал? Этот вопрос также поднял в своем произведении Паустовский. Он писал о том, что нужно изучать родной язык.
Проблемы русского языка интересовали также и других русских классиков. Об этом в своих произведениях, очерках, статьях писали такие писатели, как Белинский, Карамзин, Радищев, Тургенев, Достоевский. Все они призывали беречь «русский язык, как святыню». Это слова И. С. Тургенева. Также они призывали не использовать в нашей речи иноязычные слова, так как наш язык такой богатый и гибкий, зачем нам брать слова у тех, кто беднее нас?
Произведение К. Г. Паустовского «Алмазный язык» поучительно, поскольку оно призывает нас задумываться над языком. Автор показал нам всю красоту языка, его слога, сравнивает его с природой и говорит, что они взаимосвязаны.
Мне это произведение понравилось, так как оно заставило меня задуматься над своей речью. Но хорошо бы было, если бы об этом задумались все, а не только молодые люди. Ведь очень важно то, как мы говорим и что мы говорим. Но если бы так думали все.
Закончить я хочу словами К. Г. Паустовского из рецензируемого текста: «Народ, создавший такой язык, — счастливый народ».

В нашей базе:

Сочинений: 4132
Биографий: 283
Изложений: 432

Очерк «Жизнь Александра Грина» Паустовского

Константин Паустовский известен произведениями, которые посвящены выдающимся личностям, таким как Тарас Шевченко, Левитан, Пушкин, Гюго, Моцарт, Гоголь, Диккенс, Эдгар По и Александр Грин. Примечательно то, что портреты этих талантливых людей сжаты, порой лишены детализации, но при этом сохраняют свою выразительность и индивидуальность. Паустовский стремился показать самое основное в их личном росте, «суть» их жизни.

Одним из самых известный произведений Паустовского считается очерк «Жизнь Александра Грина». Жанр этого произведения называется романтический портретный очерк, а целью очерка является художественно изобразить жизнь писателя Александра Грина, подчеркнуть своеобразие его жизненного пути.

Жанр очерка

Подобный жанр признается довольно сложным, ведь Паустовский стремился как можно тоньше изобразить главную суть судьбы Грина. Паустовский писал о реальном человеке, а не о вымышленном персонаже, и в этом тоже заключается сложность. Очерк начинается со смерти Александра Грина, этим писатель пытается с самого начала подчеркнуть неоценимую потерю и трагедию.

Хронологический порядок в очерке достоверный, но сам Паустовский не ставит акцента на датах, они упоминаются лишь пять раз. Для того, чтобы донести до читателей основной замысел, Паустовский раскрывает личность Грина посредством образов, а иногда символов.

Литературная структура

Очерк имеет своеобразную литературную структуру, в нем множество мини-сюжетов, которые сопряжены с образами творчества Александра Грина. Паустовский использует обратное повествование, ярких, косвенных персонажей, множество символов и образов, которые помогают раскрыть внутренний мир выдающегося писателя.

Именно по этой причине очерк романтический, в нем множество ирреальных персонажей и образов, часто встречаются абстрактные метафоры, которые характеризуют творческий взгляд Александра Грина на мир. Паустовский тонко совмещает трагические события в жизни писателя и его непреклонный оптимизм и мечтательность.

Образ мечты

Мечта для Александра была очень важна, он проносит ее образ через всю свою жизнь, и Паустовский подчеркивает чистоту его сознания и чувственного мира, его доброту и нравственность. Жизнь, полная мучений и страданий, не сделала из Грина тяжелого, злого и обидчивого человека.

Если ему и присуща поверхностная угрюмость, то только потому что тяготы судьбы все-таки наложили свой отпечаток на него, заставили его закрыть свой богатый внутренний мир от чужих глаз. Но внутри у него жилы мечта и надежда, и они были главными его путеводителями и по жизни, и в творчестве. Ассоциации и символы, используемые Паустовский, помогают лучше понять жизненный путь главного героя.

Микротемы очерка показывают эпизоды из жизни Грина, и мы видим, в каких обстоятельствах он задумал написать «Алые паруса», каким образом он был вынужден зарабатывать себе на пропитание и жилье. Одиночество главного героя очевидно, но несмотря на безликих людей вокруг он продолжает мечтать и верить в собственные духовные силы. Мир внутри него красив и гармоничен, и никакие жизненные тягости не смогли его испортить, загрязнить или уничтожить.

Константин Паустовский создал уникальное произведение, посвященное прекрасному, но несчастному человеку, который все-таки сумел отыскать для себя надежду в собственном же творчестве. Романтический очерк Паустовского это многогранный литературный портрет Александра Грина, который писатель раскрывает необычной композицией, многоликими и фантастическими образами и многочисленными сюжетами.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Кассиль «Ранний восход»: анализ, содержание, духовное становление героя
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspТаунсенд «Дневники Адриана Моула»: ранимая душа подростка

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Какие произведения писал пушкин найти ответ в очерке паустовского

«Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше этих самых дней.»

«Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек.»

«Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль.»

«Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного. Выпадение хотя бы одного из этих свойств свидетельствует о непоправимой духовной ограниченности.»

«У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание.»

«Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое.»

«В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.»

«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего.»

Творения:

«Повесть о жизни» в библиотеке Владимира Воблина
Повесть «Золотая роза» в библиотеке Общий текст
Отдельные произведения К. Паустовского в библиотеке Максима Мошкова
Отдельные произведения К. Паустовского в библиотеке Вадима Ершова
Очерк «Чувство истории» в библиотеке Vivos Voco

Повесть «Кара-Бугаз» (105 kb) — октябрь 2002
Повесть «Колхида» (97 kb) — октябрь 2002
Повесть «Мещёрская сторона» (34 kb) — октябрь 2002
«Северная повесть» (94 kb) — май 2004
Повесть «Судьба Шарля Лонсевиля» (48 kb) — май 2004

Сборник «Воспоминания о Константине Паустовском» (398 kb, составитель Л. Левицкий) — прислал Александр Продан, март 2005

Творчество замечательного советского писателя Константина Паустовского пользовалось и пользуется самой широкой популярностью в нашей стране. Воспоминаниями о нем делятся и старейшие писатели, сверстники К. Паустовского — Вс. Иванов, В. Шкловский, Р. Фраерман, Ю. Смолич, М. Шагинян, — и его младшие товарищи по перу — Н. Атаров, А. Бек, — и писатели послевоенного поколения, его ученики, которых он учил писательскому мастерству, — В. Тендряков, Ю. Бондарев, Ю. Трифонов, Г. Бакланов, Ю. Казаков.
В воспоминаниях возникают черты биографии писателя, — мы видим К. Паустовского в двадцатые годы, когда он сотрудничал в РОСТА, в пору его работы над повестями «Колхида» и «Кара-Бугаз», в годы войны и в послевоенные годы, мы видим выдающегося художника, писателя-труженика, наставника молодежи.

Ю. Смолин. Паустовскому я завидую
В. Шкловский. О мастере лоций
Р. Фраерман. Любимый друг
B. Фраерман. Годы РОСТА
Вс. Иванов. Из выступления
Ю. Бондарев. Мастер
А. Бек. «Доктор Пауст»
C. Львов. Встречи разных лет
А. Ионов. Три часа с писателем
Ал. Лесс. Всегда живой
И. Эренбург. Из выступления по радио 25 мая 1962 года
А. Медников. Уроки мастерства
Ю. Гончаров. Сердце, полное света
Н. Кружков. На Южном фронте
Э. Казакевич. Из письма, прочитанного на вечере, посвященном семидесятилетию К. Г. Паустовского
Г. Бакланов. Чувства добрые
К. Коничев. Работал он повседневно
Л. Кривенко. На семинаре
В. Каверин. Из письма, прочитанного на вечере, посвященном семидесятилетию К. Г. Паустовского
Эм. Миндлин. Добрый художник
М. Царев. О любимых писать трудно
Н. Атаров. Ветер с цветущих берегов
A. Белянинов. Незабытые вечера
Назым Хикмет. Из выступления на вечере, посвященном семидесятилетию К. Г. Паустовского
А. Гладков. Похвала анекдоту
Ю. Казаков. Поедемте в Лопшеньгу
М. Шевченко. В Доме Герцена
М. Шагинян. Из выступления по радио 30 мая 1967 года
Б. Аксенов. Встречи с Паустовским
B. Тендряков. Учитель
Л. Рахманов. Путешествие с Паустовским
Ю. Трифонов. Продолжительные уроки
Л. Мартынов. Из письма, прочитанного на вечере, посвященном семидесятилетию К. Г. Паустовского
Л. Левицкий. За десять лет
Л. Озеров. До рассвета
C. Бондарин. Кораблик Паустовского
В. Романенко. Одна ялтинская осень
С. Щипачев. Из письма, прочитанного на вечере, посвященном семидесятилетию К. Г. Паустовского
A. Баталов. В Ялте
B. Паустовский. Прививка к географии

Страничка создана 24 октября 2002.
Последнее обновление 15 марта 2005.

Нравственные искания героев романа К.Г. Паустовского «Дым отечества»

Рубрика: 4. Художественная литература

Статья просмотрена: 1375 раз

Библиографическое описание:

Девятиярова О. Я. Нравственные искания героев романа К.Г. Паустовского «Дым отечества» [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 47-49. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1059/ (дата обращения: 28.02.2020).

Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право но­сить это высокое звание – Человек.

Роман К.Г. Паустовского «Дым отечества» был написан в 1944 году. Рукопись романа была потеряна, и только через 20 лет её нашли в Государственном литературном архиве. Сам К.Г. Паустовский так определил тему своего произведения: «Это роман о нашей интеллигенции в канун и во время минувшей войны, о её преданности Родине, её мужестве, её испытаниях и размышлениях, о тех неумирающих жизненных явлениях, какие мы называем «личной жизнью», забывая подчас, что нет и не может быть личной жизни вне своего времени и вне общей жизни страны и народа» [6, с.307]. Писатель решил напечатать роман без значительных изменений, чтобы сохранить подлинную атмосферу своего воспри­ятия и понимания людей и событий.

Главные герои романа – это творческие люди. К.Г. Паустовскому всегда нравились необыкновенные, героические личности, преданные идее искусства и свободы. Писателя волно­вала проблема формирования творческой личности, эволюции души художника. К.Г. Паустовский охарактеризовал своих героев через их отношение к картинам, книгам, памятникам архитектуры, искусству в целом. Художники Вермель и Пахомов, актриса Тать­яна Андреевна Боброва, пушкинист Семён Львович Швейцер – все они прошли нелёгкий путь нравственных исканий, обретения гар­монии и смысла жизни.

В романе несколько сюжетных линий. Одна из них повествует о судьбе пожилого художника Николая Генриховича Вермеля, кото­рый вместе со своим учеником Михаилом Пахомовым приехал в Новгород, чтобы увидеть фрески знаменитого мастера Феофана Грека. Раскрывая психологию творческой личности, Паустовский показал читателю истоки творчества. По мнению писателя, насто­ящего художника формирует не только врождённая одарённость, но и особое восприятие окружающего мира, атмосфера времени и жизненный опыт. Вермель принадлежал к художникам старой школы. Он считал, что настоящее отношение к искусству заключа­ется в постоянном недовольстве своей работой, в спорах из-за каж­дой линии. Поэтому иногда он был ворчлив и придирчив. Его недолюбливала жена старого школьного друга, Швейцера: «Нетер­пимый и резкий, он смущал Швейцера едкими разговорами о се­мейном гнезде, о дурном вкусе людей, повесивших в кабинете на видном месте «Боярский пир» Маковского» [6, с.332]. Кроме того, она счи­тала Вермеля фантазёром, что, по её мнению, было серьёзным не­достатком. Но окружающие многое ему прощали, потому что це­нили строгий вкус художника, честность и трепетное отношение к живописи.

Внутренний мир Вермеля был тесно слит с природой. Он мог в полночь пригласить своего друга на острова только для того, чтобы полюбоваться красотой спящего леса и какими-то необыкновен­ными отражениями в воде. Художник стремился постичь тайну красок древних живописцев, создавших новгородские фрески. Вместе с Пахомовым он работал в старинной Троицкой церкви, где были обнаружены фрески XIV века. Писатель показал самоотвер­женный труд художников. В церкви было очень холодно. Вермелю и Пахомову приходилось греть воду для акварельных красок и от­тирать посиневшие пальцы около железной печки. Паустовский избегал прямых характеристик своих героев. Тем не менее ему удалось отчётливо и ярко показать внутренний облик Вермеля, его духовную красоту и отношение к природе через призму общения с другими героями романа. В диалоге со сторожем Вермель гневно отозвался о тех, кто разрушил звонницу и разбил стёкла в церкви. Он умел по-особенному видеть красоту окружающего мира и во­площать её в своих работах. Художник мечтал написать книгу о красках. Источником вдохновения для него было творчество древ­них русских живописцев. Нравственная позиция Вермеля заключа­лась в бережном отношении к истории, искусству, окружающим людям. Именно он во второй части романа добился вывоза ящиков с иконами, древней церковной утварью и рукописными книгами из новгородского кремля. Художник оказался в ситуации сложного нравственного выбора. Во время эвакуации ему предложили уехать из города вместе с нашими отступающими войсками, однако он отказался. Вермель не смог бросить Варвару Гавриловну (пожилую хозяйку дома, где он остановился) и её внучку Машу. Художнику предстояло пройти тяжёлый путь, пережить блокаду Ленинграда, но он всегда оставался верен себе, своему нравственному выбору.

В очерке «Чувство истории» К.Г. Паустовский писал, что его любимая историческая эпоха – первая половина XIX века, потому что это время Пушкина. «А всё, что связано с именем Пушкина, с людьми, которые его окружали или были его современниками, с местами, где он жил, полно для меня живого интереса и прелести». – отмечал писатель [7, с.10].

В романе «Дым отечества» пушкинская тема связана с образом Семёна Львовича Швейцера, известного пушкиниста. Рассказывая о судьбе этого героя, К.Г. Паустовский обратился к проблеме фор­мирования личности, души художника, отличительной чертой ко­торого стало тесное слияние внутреннего мира с поэзией и приро­дой. Почти всю жизнь Швейцер прожил в Ленинграде, работал в архивах и библиотеке. До пятидесяти лет ему не удалось съездить даже в Михайловское. Вермель сумел уговорить своего друга по­ехать в Пушкинский заповедник, чтобы именно там работать над книгой о жизни Пушкина. В Михайловском ему понравилось всё: и домик няни, и величественные леса, и даже собственное одиноче­ство. Там он переосмыслил всю свою прошедшую жизнь. В мучи­тельном поиске правды он пришёл к выводу, что прежние его кри­тические и литературоведческие работы написаны плохо. «Я бун­тую против своего прошлого. Нет худшей участи, чем собирать крохи с богатого стола и растолковывать людям то, что совсем не нуждается в толковании, — настолько оно прекрасно, просто и по­нятно». – писал он Вермелю [6, c. 335]. Швейцер всю жизнь мечтал найти неизвестные стихи Пушкина. Неизвестных стихов великого поэта он, конечно же, не нашёл. Зато он обрёл самого себя и понял, что такое настоящее творчество. Именно в Михайловском Швейцер решил, что он напишет свою книгу иначе, чем писал до сих пор. Он постарался создать произведение о живом и обаятельном человеке. Великий русский поэт стал для Швейцера, как и для самого Пау­стовского, нравственным идеалом. Для него перечитывать стихотворения А.С. Пушкина означало каждый раз открывать для себя что-то новое, неизведанное, удивительное в своей неповторимости и красоте. Именно в пушкинской поэзии герой нашёл ответы на многие жизненные вопросы. Работая в Михайлов­ском, он ощутил радость творчества, приблизившись к пониманию живого образа поэта. Показав эволюцию творческого мышления своего героя, К.Г. Паустовский заставил нас задуматься о ценно­сти непосредственных жизненных впечатлений, о трудности осознания своего истинного предназначения.

Размышляя над своей жизнью, пушкинист пришёл к выводу, что он участвует в движении человеческой мысли, хочет передать окружающим возвышающее его чувство поэзии: «Я сторож. Даже не сторож – я часовой. На своём незаметном посту я должен быть так же твёрд, как любой участник сражения» [6, с.396]. Оказавшись в ситуа­ции морального выбора, Швейцер поступал так, как подсказывали ему совесть и чувство долга. Когда началась Великая Отечествен­ная война, он решил, что останется в Михайловском и сделает всё, что в его силах, чтобы спасти Пушкинский музей. Писатель показал благородство и мужество героя, его способность к самопожертвованию во имя общего блага.

Паустовский создал противоречивый образ творческой лично­сти. Мотивы его поступков не всегда были понятны для окружаю­щих. Оказавшись в блокадном Ленинграде, Швейцер стал собирать и приносить домой разные вещи: треснувшие хрустальные под­вески от люстр, стрелки от стенных часов, изорванные гравюры, книги без переплётов. Он хотел спасти хоть тысячную часть того, что окружало людей в мирной жизни, и вернуть это им. Душа его болела от гордости за Ленинград. Он чувствовал, как бьётся подо льдом живое сердце города. Способность самоотверженно любить свою Родину, по мнению писателя, присуща каждому настоящему художнику. Самым главным событием в жизни известного пушки­ниста стало выступление перед актёрами театра в осаждённом Ле­нинграде. Швейцер говорил о будущем, об искусстве, о стремлении к счастью, о величии культуры, о силе человеческого осознания, о последней смертельной схватке между добром и злом. «И вот за всё это, за каждое слово, за создание новой жизни у нас на земле, за победу правды и добра, – говорил он, – мы должны сражаться до последнего вздоха. Потому что это – наше достоинство, наша душа» [6, с.546]. Швейцер читал бессмертные пушкинские строки, и это пробуждало в людях стремление жить и бороться с врагом. Вся жизнь этого героя была посвящена служению искусству и человеку. В образе Швейцера Паустовский показал лучшие черты русской интеллигенции: любовь к Родине, поиск нравственного идеала, мужество, стремление найти своё место в жизни.

Особое место в романе «Дым отечества» занимает тема поиска счастья и любви. Эта тема нашла отражение в образе драматиче­ской актрисы Татьяны Андреевны Бобровой. К.Г. Паустовский за­ставляет нас задуматься о моральной ответственности человека за свои поступки. В юности героине казалось, что интересные вещи случа­ются только в кино, в книгах и в театре. Она хотела подражать пре­красным женщинам, о которых читала в романах. Талантливые ге­рои Паустовского, как правило, несчастливы в личной жизни. Это связано с особой чувствительностью творческой личности, с обострённым восприятием мира. Личная жизнь актрисы не сложи­лась. Уже через год после замужества она стала смотреть на мужа с недоумением и никак не могла понять, почему она вышла за него замуж. После смерти мужа Татьяна Андреевна переехала в Одессу, где работала в театре и играла роли трагических героинь. Размыш­ляя о своём недавнем прошлом, она пыталась найти ответ на во­прос: «Почему дороги к счастью у разных людей редко сходятся?»

Судьба посылает ей любовь тяжело больного молодого испанского моряка Рамона Перейро. Но актриса не смогла оценить искрен­ность чувств юноши, рассмеявшись в ответ на его признание. Раз­рыв отношений, который последовал за этим, тяжёлая болезнь – всё это стало для неё суровым испытанием. Приехав в Новгород к своей маме, Татьяна Андреевна попыталась осмыслить произо­шедшее, разобраться в своих чувствах и мыслях. Писатель сумел показать внутреннюю красоту героини не только в искренности её переживаний, размышлений, но и в способности Татьяны Андреевны видеть красоту окружающего мира. Узнав о смертельной болезни Рамона Пе­рейро, она поехала в Ялту, где он проходил лечение. Татьяна Ан­дреевна решила поддержать Рамона в последние дни его жизни. Умирая, Рамон верил, что он любим и дорог. Было ли это ложью? Да. Правильно ли она поступила? Несомненно. Вот как сказал об этом Швейцер: «Мы спорим о совершенстве человеческих чувств, но вот приходит женщина и без единого слова даёт нам урок, какого ни­когда не забудешь» [6, с.420]. Она не могла поступить иначе. Да, она обма­нула Рамона, но никто не может упрекнуть её в этом, сказать, что она не права. За эти несколько дней она повзрослела на несколько лет. Паустовский помог нам увидеть тот отпечаток, который оста­вили эти события в душе героини, показал, как они воздействовали на внутренний мир творческой личности. Татьяна Андреевна перестала мечтать о необыкновенной жизни героинь прочитанных ею романов. Она поняла, что реальный мир намного сложнее, трагичнее, ярче.

«Жизнь идёт из столетья в столетье, неиссякаемая, простая, — утверждает писатель, — и надо, стиснув зубы, беспощадно бороться со всем, что мешает её свобод­ному течению. За это боролся Рамон. За это, по-своему, борются Вермель, Пахомов и Швейцер» [6, с.429]. История с Рамоном приводит Та­тьяну Андреевну к мысли о том, что она должна наполнить свою жизнь стремлением к доброте, красоте и правде. Война застала её в Эстонии. Вместе со всей труппой театра она оказалась на песчаной косе острова Эзель. Актриса стирала краснофлотские рубахи, пере­вязывала раненых, а ночью читала морякам рассказы и стихи. Больше всего краснофлотцы любили пушкинское «19 октября». Автор показывает особое отношение героини ко всему, что связано с Пушкиным. На перилах беседки возле её дома в Новгороде она когда-то вырезала инициалы поэта рядом со своим именем. Она помогла Швейцеру найти в Ялте неизвестный портрет Пушкина работы итальянского мастера. Именно пушкинские строки поддерживали её в трудную минуту, заставляли бороться и искать своё счастье. Даже в самых сложных жизненных ситуациях Татьяна Андреевна оставалась верной своим принципам. Её отличает честность, мужество, верность долгу, ду­шевная чуткость, уважение к истории своих предков. Пройдя тяжё­лые жизненные испытания, Татьяна Андреевна нашла свою лю­бовь, стала по-настоящему счастливым человеком.

Повествование в романе «Дым отечества» сконцентрировано вокруг темы творчества и нравственных исканий личности. В ху­дожественную ткань романа органично вплетаются различные времена и географические пространства, тонкие пейзажи и художе­ственное осмысление разных людских судеб. Писателю удалось создать правдивые, яркие образы героев. Для нас интересен не только результат, но и сам процесс нравственных исканий и разду­мий героев романа «Дым отечества».

Почему мы снова и снова возвращаемся к творчеству Паустовского? Потому что он совреме­нен. Любовь к человеку, которой наполнены все его произведения, вызывает в нас самый живой отклик, стремление совершенство­ваться, приблизиться к постижению красоты мира вокруг нас. Пе­речитывая его книги, мы каждый раз открываем для себя прекрас­ный мир добра, гармонии, любви.

Ачкасова Л.С. Гуманизм в творчестве К. Паустовского. – К., 1972.

Измайлов А.Ф. Наедине с Паустовским. К.Г. Паустовский – прозаик, публицист, критик, драматург. – Л., 1990.

Кременцов Л.П. К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество: Книга для учителя. – М., 1982.

Левицкий Л.А. Константин Паустовский: Очерк творчества. – М.,1977.

Люлько И.П. Цвет в пейзажах К. Паустовского //Русская речь. 1967. № 6.

Паустовский К.Г. Собрание сочинений, том 2. – М., 1967.

Паустовский К.Г. Чувство истории. //Вопросы литературы. 1965. № 9.

Романенко В. Пристальный взгляд прозаика: Заметки о пейзаже //Вопросы литературы. 1971. № 8.

Трефилова Г.Л. К. Паустовский: Мастер прозы. – М., 1983.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: