Какие первые стихи написал пушкин

Русская классическая литература

Александр Сергеевич Пушкин

Значение Пушкина неизмеримо велико.

Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих.

Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела.

…О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

Сколько люди не будут говорить об этом поэте, но так до конца и не откроется тайна, вдохновлявшая автора на столь удивительные произведения. Ведь роль Александра Сергеевича Пушкина в русской литературе совершенно уникальна. Он стал ее подлинным средоточием, обозначив высшие достижения традиций XVIII века и начало литературного процесса IXX века.

Пушкин создал канон русского литературного языка, соединив его устный и письменный варианты. Он ознакомил Россию со всеми европейскими литературными жанрами и многими западноевропейскими писателями, достигнув, таким образом, приобщения русской литературы к европейской и европейской литературы – к русской.

Жизнь Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия. Необыкновенным было само происхождение поэта. У этого русского человека и русского писателя – Александра Сергеевича Пушкина – прадед был абиссинец, уроженец Африки, по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами.

Ибрагим (или, иначе, Абрам) маленьким мальчиком был украден у отца, попал в Турцию, а оттуда был привезен в подарок царю Петру Первому. Он получил фамилию Ганнибал (Аннибал), сделался военным инженером и умер девяносто двух лет в чине генерала. Пушкин рассказывает, что »до глубокой старости Аннибал помнил еще Африку, роскошную жизнь отца, девятнадцать братьев, из которых он был меньшой.

Помнил, как их водили к отцу, с руками, связанными за спину, между тем как он один был свободен и плавал под фонтанами отеческого дома; помнил также любимую сестру свою Лагань, плывшую издали за кораблем, на котором он удалялся».

Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой этого »арапа Петра Великого» (так называется роман, посвященный прадеду Пушкина). В наружности Пушкина сказались черты его африканского прадеда: у него были курчавые волосы (хотя не черные, а темно-русые), крупные губы. Характера он был горячего, вспыльчивого.

Пушкин родился в Москве 6 июня (а по старому стилю – 26 мая) 1799 года. Он был сыном небогатого помещика Сергея Львовича Пушкина. Детство его было нерадостное. Отец и мать мало любили своего сына Сашу и мало уделяли ему внимания; все заботы и ласки отдавались его младшему брату Левешке.

Пушкин очень дружил со своей сестрой Ольгой, она была старше его на полтора года; они всегда играли вместе. Пушкин в детстве был очень нервного характера: то он был молчалив, ленив, вял, то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали.

Пушкин горячо любил свою бабушку Марью Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за него. Бабушка будущего поэта, человек чисто русского облика, языка и ума. Чуткий Дельвиг недаром будет восхищаться складом русской речи пушкинской бабушки в ее письмах внуку, когда тот станет лицеистом. Кстати, именно бабушка первоначально научила поэта русскому чтению и русскому письму.

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это

разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

“Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум”.

Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист.

Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума».

Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.

Тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.

Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Кроме весёлого застолья друзей объединяют здесь взаимные шутки и освобождение на некоторое время от «холодных мудрецов» и «учёных дураков».

Такими шутливыми, хотя и не лишенными иронии, строками обращается в «Пирующих студентах» молодой Пушкин к Кюхельбекеру, одному из своих лицейских приятелей:

Писатель за свои грехи!

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре «19 октября», написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни.

В это время Пушкин находился в ссылке и был лишён возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но душой он был рядом с ними.

Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит ему надежду на встречу в будущем

Спустя год после окончания лицея у Пушкина появляются новые взгляды. Поэт начинает шире смотреть на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне души прекрасные порывы:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Что касается дружбы, то она была не идеальной, а со спорами, с разногласиями. Впрочем, как всякая настоящая дружба. Несмотря на то, что поэт не один раз высказывал Чаадаеву своё несогласие с его уничижительными оценками прошлого и настоящего в России, дружба не прерывалась, так, как основана, была на уважении и человеческом взаимопонимании.

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина «Вольность». Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

«Тираны мира! трепещите!»

Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам.

Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём.

В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник», где он говорит о своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный» даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил.

Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.

В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные.

Лишь одну метафору использует автор: «Любовь угасла не совсем». Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества-южный период. В этот период и были написаны Пушкиным южные поэмы.

В поэме «ЦЫГАНЕ» два необычайных героя-Алеко-человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане-дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. У Земфиры появляется возлюбленный — молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Пушкин проповедует самоотречение в любви. Любовь-это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Пушкин осуждает Алеко за его ревность к Земфире.

Поэт говорит, что нельзя лишать жизни другого человека. . Оставь нас добрый человек! Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним. Не нужно крови нам и стонов. Но жить с убийцей не хотим. В «Бахчисарайском фонтане» Пушкин тоже выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за то, за что осуждает и Алеко: за ревностную любовь к хану. Кроме южных поэм Пушкин написал очень много небольших стихотворений на тему любви и дружбы. Поэзия Пушкина-это разгул на пиру жизни. Любовь у Пушкина-это животворящая сила. Пушкин проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека.

Созданные Александром Сергеевичем стихотворения, были обращены к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Их объединяет одна тема — тема поэта и поэзии. Поэзия — очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт — это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обычный человек. Назначение поэзии «глаголом жечь сердца людей», то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.

Шли и шли тридцатые годы девятнадцатого века. Умер дядя Пушкина. Пушкин написал «Медного всадника» — повесть в стихах о наводнении 1824 года. Умерла мать Пушкина, внучка негра. Пушкин написал «Повести Белкина» — короткие рассказы о разных забавных жизненных случаях. Жена поэта Наталья Николаевна рожала детей. Иногда случались выкидыши. Пушкин написал «Дубровского» и «Историю Пугачева». Денег не было решительно.

Пушкин написал аппликацию и получил от царя грант. Он приступил к собиранию материалов для «Истории Петра», сидел в архивах, делал выписки, но писать не писал. Все уже по этому поводу начали посмеиваться.

Чтоб заработать денег, Пушкин придумал издавать журнал «Современник», получил разрешение и приступил к делу. Журнал был хороший, там печатался Гоголь, которому Пушкин подсказывал сюжеты для произведений. Но публика не торопилась раскупать журнал, и он терпел убытки.

Зимой 1837 возник конфликт Пушкина с Ж. Дантесом, принятым на службу в русскую гвардию благодаря покровительству усыновившего его голландского посланника барона Л. Геккерена. Ссора привела к дуэли.

— Кончена жизнь. — произнес Пушкин внятно. — Теснит дыхание.

Это были последние слова Пушкина. Часы показывали два часа сорок пять минут ночи. Дыхание прервалось.

Прекрасная голова поэта склонилась. Руки опустились. Всех поразило величавое и торжественное выражение его лица. Доктор Андреевский закрыл ему глаза.

Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное – его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ

Издательство «Художественная литература», 1985 г.

«A. C. ПУШКИН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ В ДВУХ ТОМАХ»

Какие первые стихи написал пушкин

А.С.Пушкин в Лицее

Дом лицейский огромный, четырехэтажный. В нижнем этаже живут преподаватели, служащие; во втором – столовая, больница с аптекой, актовый зал, канцелярия; в третьем – классы, зал для отдыха после занятий, физический кабинет, комната для газет и журналов, библиотека. Наверху, на четвертом этаже, комнаты мальчиков – у каждого своя, маленькая, и все комнаты одинаково обставлены: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, умывальник. На конторке – чернильница и подсвечник со щипцами.
В прекрасных садах Царского Села, под вековыми липами, на зеленых лужайках, у берегов Большого озера лицеисты гуляли, и часто на одной из скамеек парка сидел мальчик Пушкин.
Начались занятия, потекла размеренная лицейская жизнь. «Мы скоро сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья, в этой семье – свои кружки; в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого; близко узнали мы друг друга, никогда не разлучаясь; тут образовались связи на всю жизнь», – вспоминал позднее Пущин.
Случайно комната Александра Пушкина, номер четырнадцать, оказалась рядом с комнатой Ивана Пущина – Жанно, как называли его лицеисты. Как часто, когда все в Лицее уже спали, мальчики вели вполголоса через невысокую перегородку задушевные разговоры. Они говорили обо всем: о каком-нибудь «вздорном случае» дня, о товарищах, об учителях, о войне, которая началась вскоре после открытия Лицея. Пущин был старше Пушкина на один год. Рассудительный, справедливый, он не раз успокаивал вспыльчивого, быстрого в своих суждениях и поступках Пушкина, которого полюбил душевно, навсегда. А за стеной по коридору шагал дежурный дядька, изредка постукивал в дверь и призывал к порядку.
Среди преподавателей были молодые профессора, такие, как Галич, Куницын. Они держали себя с лицеистами просто, говорили с ними как с равными, как с младшими товарищами, старались внушить им мысли о равенстве людей, о справедливости, о долге гражданина. Недаром обоим вскоре запрещено было преподавать, а лекции Куницына царское правительство приказало сжечь. Пушкин всегда с благодарностью вспоминал Куницына. «Он создал нас, он воспитал наш пламень», – писал он в своих стихах.
Началась Отечественная война 1812 года. Вся Россия, от мала до велика. поднялась на борьбу с иноземными захватчиками. Лицеисты жадно, с тревогой следили за военными событиями, читали газеты. Они знали, что Василий Андреевич Жуковский – один из самых тогда любимых поэтов – пошел добровольцем в действующую армию. Все они, конечно, читали его стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое было напечатано в журнале и в 1813 году вышло отдельной книжкой.
Мимо Лицея проходили на войну гвардейские полки, в которых у лицеистов были родные и знакомые.

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас.

Казалось, что учиться в то время, когда отечество в опасности, невозможно. До лицеистов доходили слухи, что во многих учебных заведениях старшие учащиеся группами подавали заявления о том, что не могут учиться, и часто уходили — вернее, убегали – на войну.
В Лицее занятия продолжались своим чередом. Пушкину все давалось легко, но учился он неровно и не очень любил математику. Как-то в математическом классе вывали его к доске и задали алгебраическую задачу. Он долго переминался с ноги на ногу и писал какие-то формулы. «Что же вышло? Чему равняется икс?» – спросил наконец преподаватель. «Нулю», – улыбаясь, ответил Пушкин. «. У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи». Но случалось, что тот же преподаватель математики изгонял его из класса, когда, забыв об уроке, Пушкин весь углублялся в чтение посторонних книг. По этому поводу лицеисты даже песенку сочинили:

А что читает Пушкин?
Подайте-ка сюды!
Ступай из класса с богом,
Сюда не приходи!

Читал Пушкин очень много как на русском, так и на французском языке. За это товарищи прозвали его «французом», на что он во время войны особенно сердился. Из произведений русских писателей он увлекался тогда стихами Державина, Жуковского, Ломоносова, Батюшкова, читал комедию Фонвизина «Недоросль», только что вышедший сборник басен Крылова и много других книг. В Лицее была большая, хорошая библиотека. «Все видели, — рассказывал позднее Пущин, – что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать, как это часто бывает в те годы».
В Лицее Пушкин встретил товарищей, которые, как и он, интересовались литературой, писали стихи. У Пушкина страсть к поэзии проявилась очень рано. Еще дома по вечерам, когда он долго не мог заснуть и его спрашивали: «Что ты, Саша, не спишь?» – он отвечал: «Сочиняю стихи». Ему было тогда лет семь-восемь. Очень скоро среди лицеистов образовались литературные кружки, стали издаваться рукописные журналы, и Пушкин принимал участие во всех лицейских журналах: писал стихи, песни, сочинял эпиграммы. На уроках литературы, или словесности, как тогда говорили, задавались часто сочинения, которые можно было подавать и стихами и прозой. Особенно отличался на этих уроках Пушкин – он, казалось, и думал стихами. Однажды преподаватель дал тему классного сочинения «Восход солнца», и один из товарищей Пушкина ничего не мог придумать, кроме фразы:

Грядет с заката царь природы.

Пушкин, не задумываясь, тут же подсказал ему:

«Не только в часы отдыха от ученья в рекреационной зале, на прогулках, но нередко в классах и даже в церкви ему приходили в голову разные поэтические вымыслы, и тогда лицо его то хмурилось необыкновенно, то прояснялось от улыбки, смотря по роду дум, его занимавших, – рассказывал один из товарищей Пушкина. – Набрасывая же мысли свои на бумагу, он удалялся всегда в самый уединенный угол комнаты, от нетерпения грыз обыкновенно перо и, насупя брови, надувши губы, с огненным взором читал про себя написанное». Лицеисты были очень горды, когда в 1814 году в журнале «Вестник Европы» появилось первое напечатанное стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу», обращенное, вероятно, к Кюхельбекеру. Стихотворение это Пушкин подписал так: Александр Н.к.ш.п.
Весной этого года в Петербург переехала семья Пушкиных, и теперь родители иногда навещали сына, даже как-то на праздники брали его домой. Брат Левушка поступил в Благородный пансион при Лицее, и с ним Пушкин видался еще чаще. Левушка очень любил старшего брата, знал наизусть все его стихи и был очень доволен, когда узнал, что к Саше в Лицей приходил сам Жуковский. Жуковский действительно пришел познакомиться с Пушкиным и писал об этом поэту Петру Андреевичу Вяземскому: «Я сделал еще приятное знакомство! с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». С тех пор Жуковский приходил иногда один, а как-то пришел с писателем Карамзиным, в другой раз – с Вяземским. Он любил читать свои стихи Пушкину, и те строки, которые Пушкин не мог сразу запомнить, Жуковский уничтожал или переделывал.
В январе 1815 года, когда лицеисты переходили на старший курс, состоялся публичный экзамен. Пушкин читал свое новое стихотворение – «Воспоминания в Царском Селе». На экзамене присутствовал поэт Гаврила Романович Державин; стихи его хорошо знали и любили в Лицее. «Державин был очень стар. Экзамен наш очень его утомил. – вспоминал позднее Пушкин. – Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли. »
В те годы в Царском Селе стоял гусарский полк, вернувшийся с войны. Среди офицеров этого полка было много образованных, передовых людей. Служил здесь Петр Яковлевич Чаадаев – писатель, философ, человек очень образованный, будущий член тайного политического общества. Лицеистам старших курсов разрешалось посещать знакомых в Царском Селе, и Пушкин бывал у Карамзиных, которые обычно жили здесь летом. У них познакомился он и сблизился с Чаадаевым, который пригласил его к себе в полк. Вместе с друзьями – Пущиным, Кюхельбекером – Пушкин стал бывать у Чаадаева в кружке гусарских офицеров. Буйная, веселая пирушка часто сменялась здесь вольными разговорами о политических событиях, чтением запрещенных книг, горячими спорами. Юноша Пушкин жадно ко всему прислушивался, но не знал, что товарищи его по Лицею, Вольховский и Пущин, уже вступили в Союз спасения — первоначальную организацию будущих декабристов.
В стихах, которые Пушкин писал в эти годы, нашли свое отражение и эти споры, и вольные мысли, и мечты о счастье и свободе родины. Так, в шестнадцать лет Пушкин написал стихотворение «Лицинию», в котором есть такие строки: «Я рабство ненавижу. «; «Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода; во мне не дремлет дух великого народа». Правда, в стихотворении говорилось о древнем Риме и древних римлянах, но главная мысль его заключалась в том, что государство может жить только тогда, когда у граждан есть свобода, и что гибнет оно от рабства и деспотизма. Ясно, что так чувствовал и так думал сам молодой поэт о своей родине, о России.
Подходили к концу лицейские дни. Открывая Лицей для детей из дворянских семей, царь Александр I хотел подготовить их для будущей государственной службы, воспитать верных себе слуг. Но он жестоко ошибся. Лицей не оправдал его надежд. Подрастая, лицеисты все больше набирались вольного духа. В стенах Лицея выросли будущие декабристы: Пущин, Кюхельбекер, – люди «с душою благородной, возвышенной и пламенно свободной». Наступил день выпуска лицеистов.

Расставаясь, лицеисты решили встречаться каждый год 19 октября – в день открытия Лицея. И никогда потом Пушкин не забывал отметить этот день. В будущем со многими товарищами разошлись у Пушкина пути, но навсегда крепкая дружба связала его с Пущиным, с поэтом Дельвигом, с Кюхельбекером.

По книге: Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. Детгиз, 1960

1. Надежда Сергеевна Шер (1890–1976) много лет трудилась над созданием рассказов о великих русских писателях и художниках. Одна из ее больших книг так и называется: «Рассказы о русских писателях». Вышла она впервые в Детгизе в 1957 году, очень скоро была замечена и по достоинству оценена юными читателями. Книга эта переведена на другие языки и переиздана в некоторых республиках и за рубежом.
См. главы из её книги «Рассказы о русских художниках». (вернуться)

Первые стихи Пушкина. Лицейские годы

Название Первые стихи Пушкина. Лицейские годы
Дата 12.08.2013
Размер 16.21 Kb.
Тип Документы
скачать
1. /Лирика Пушкина.doc Первые стихи Пушкина. Лицейские годы

План:

  1. Первые стихи Пушкина.
  2. Лицейские годы.
  3. Пушкин и декабристские общества.
  4. Свободолюбивые стихи.
  5. После востания декабристов.
  6. Лирика Пушкина.
  7. Узбекские писатели о Пушкине.

Свои первые стихотворения Пушкин написал в лицее. Это было время ученичества. Юный поэт отдавал дань традиционным темам русской поэзии и традиционным приёмам классицистов и романтиков .

Однако с первых же шагов в литературе обнаружилось и стремление Пушкина к оригинальности к самобытности: «Бреду своим путём будь каждый при своём »

В лицее Пушкин рос в обстановке вольнолюбия и это не могло не сказаться на его творчестве. Здесь было написано одно из первых свободолюбивых стихотворений поэта- «Глицинию». Идеалы с во боды у Пушкина ещё абстрактны но он твёрдо знает: «свободой Рим воз роз а рабством погублён». В лицее написал Пушкин и свои первые эпиграммы.

Пушкин не был членом декабристских обществ но он горячо сочувствовал революционным идеям выразив их в своём творчестве. Декабристские настроения и мысли были благотворной средой много способствовавшей формированию его таланта.

Уже в юности широкую известность Пушкину принесли именно свободолюбивые стихи ода «Волн ОСТе», послание «К Чада Еву» .Последнее сс ворение и сейчас воспринимаемся как своеобразное поэтическое знамя декабризма. Оно прекрасно передает то гордое воодушевление с каким первые дворянские революционеры выступили против «гнёта власти роковой» выражает их беспредельную любовь к отчизне к «водности святой» их готовность отдать России « души прекрасные порывы».

После восстания дкабристовновый царь решил использовать талант Пушкина в своих целях, заставит его отказаться от свободолюбивых идей и настроены. Но поет не изменил своим друзьям .В 1827 голу он написал стихотворение «Орион». В аллегорической форме в нём рассказано о движении декабристов и об отношении л нему поета: «Я гимны прежние пою». Когда героические русские женщины декабристки Муравьёва и Волконская отправлялись к мужьям в сибирскую ссылку Пушкин передал с ними своё знаменито у послание.

Александр Пушкин

Участвовал 12

Его коллеги по цеху

Видео 4

Александр Пушкин — гениальный русский поэт, прозаик, драматург, основоположник современного русского языка.

Произведения Александра Пушкина актуальны по сей день: литературное наследие автора живет полной жизнью на театральных подмостках и в киноискусстве по всему миру.

Детство и юность Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве на Немецкой улице (ныне Бауманская улица) в семье чиновника Московского комиссариата Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (в девичестве — Ганнибал). Семейство Пушкиных принадлежит нетитулованному дворянскому роду, в творчестве Александра Сергеевича присутствуют отдельные стихи и рассказы, посвященные любимым родственникам. Александр Пушкин гордился тем, что мог назвать свой род древним, аристократичным и честным, но не угодившим государству.

В детстве маленький Саша часто гостил у бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в селе, первые детские ощущения и образы были воспроизведены поэтом в ранних стихотворениях в период обучения в лицее. Бабушка первой начала обучать мальчика грамоте и рассказывать истории из семейных преданий. Второй женщиной, приобщавшей Александра Пушкина к народной культуре, стала няня Арина Родионовна. Все члены большой семьи, кроме домашнего учителя Беликова, говорили всегда исключительно на французском языке, даже прислуга и гувернантки.

В возрасте девяти лет Александр Пушкин увлекся чтением — ребенок ознакомился с произведениями Гомера и Плутарха, а затем прочитал всю библиотеку отца, состоявшую из книг великих мыслителей и ученых. Вдохновившись произведениями Мольера, Александр Пушкин написал свое первое стихотворение на французском языке, подражая Мольеру, а затем исписал целую тетрадку, пробуя свои возможности и в русском стихосложении.

Мальчик с удовольствием покинул отчий дом в 1811 году, поскольку ладил только с сестрой и няней, и переехал в Царскосельский лицей, куда попал благодаря хлопотам А.И.Тургенева и успешно сданным экзаменам. Программа курса состояла из общеобразовательных предметов и философских, общественно-юридических наук. Лицей являл собой непривычное учебное заведение, отличное от типичных школ и гимназий: в нем не было культа телесных наказаний, ученики жили в раздельных комнатах, уровень получаемого образования считался крайне высоким. Но попустительство и безнадзорность привела лицеистов к слишком раннему взрослению в тех вопросах, ответы на которые лучше узнать в более старшем возрасте.

Творческий путь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

Жажда к знаниям и чувство человеческого достоинства прививались ученикам ежечасно, Александр Пушкин рос под эгидой гуманных и светлых идей. За шесть лет пребывания в стенах лицея, Александр Пушкин написал не один десяток произведений различных жанров (стихотворения, поэмы, элегии), публиковался в печатных изданиях (журнал «Вестник Европы», «Российский музеум »), был избран в члены литературного клуба «Арзамас», познакомился с рядом знаковых персон для своего времени (Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, П. Я. Чаадаев и другие).

Лирика Александра Пушкина лицеистского периода полна штампов, копирок и подражаний, она берет истоки в гедонистических мотивах и завершается в упаднических настроениях по поводу невзаимной любви и в сокрушениях о быстротечности жизни. Также Александр Сергеевич проявлял интерес к социальным темам, отразившихся в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе», в послании «Лицинию» и в поэме «Тень Фонвизина».

После 1817 года, когда Александр Пушкин выпустился из лицея, поэт активно участвует в культурной среде Петербурга. Пушкин посещает театры и балы, участвует в заседаниях «Арзамаса» и «Зеленой лампы», дружит с участниками первых тайных сообществ, общается с декабристами, создает несколько политических произведений, снискавших мгновенную славу в определенных кругах, — «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818 ), «Вольность» ( 1818 ), «Деревня» ( 1819 ).

В 1820 году Александр Пушкин публикует национальную богатырскую поэму «Руслан и Людмила», которая включала в себя новаторские приемы русско-французского словесного выражения, просторечия и фольклорную стилистику.

В 1820 году Александр Пушкин направляется в Крым, чтобы попасть на новое место службы, но заболевает воспалением легких и отбывает в Гурзуф, чтобы поправить здоровье. Именно там зарождаются идеи поэмы «Бахчисарайский фонтан», романа «Евгений Онегин» и пишутся строфы поэмы «Кавказский пленник», которая в 1822 году приносит Александру Пушкину всероссийское признание. Бывший лицеист становится первым поэтом страны.

В 1824 году Александр Пушкин издает еще одну «южную поэму» — «Бахчисарайский фонтан», которая стала образцом самой дорогостоящей поэзии за историю русской литературы начала 19-ого века, один стих (строка) был куплен за пять рублей.

Александр Пушкин много размышляет об объективной реальности и законах, в ней существующих, о том, что эти законы влияют и подчиняют всю человеческую суть, какой бы смелой, здравомыслящей и положительной она не была. С этой мыслью поэт начинает писать первые главы «Евгения Онегина».

Пушкин крайне увлечен произведениями Байрона, изучает работы древнегреческих мэтров, постепенно формируя собственный сжатый и лаконичный стиль написания стихов, в которых смешивается романтическая окраска вместе с устаревшими языковыми формами.

Одиночество в ссылке в Михайловском было плодотворным для Пушкина: поэт написал более ста произведений за два года, среди которых поэма «Цыганы» ( 1827 ), драма «Борис Годунов» (1825), послание «Я помню чудное мгновенье…» и др.

В 1829 году выходит пушкинская поэма «Полтава», написанная под вдохновением от образа Петра I, в произведении затрагиваются спорные вопросы взаимоотношений России и Европы, судьба человека на фоне исторических событий. «Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы » — вот, что интересовало Пушкина, но поэма осталась непонятой современниками, внимание публики ослабло.

В 1830 году Александр Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить семейные дела накануне свадьбы, поэту приходится задержаться на три месяца в связи с холерными карантинами. За это время Пушкин успевает написать 30 стихотворений, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

В 1832 году Александр Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», где главный герой изображен в типичном романтическом ключе, а все остальные персонажи получались невероятно реалистичными. Однако Пушкин бросает создание произведения, почти завершив его, и увлекается темой пугачевщины и крестьянского бунта. В 1833 году Александр Сергеевич возвращается в Болдино и пишет «Историю Пугачёва», «Песни западных славян», повесть «Пиковая дама», поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень». «Медного всадника» не допустили к публикации.

Роман «Капитанская дочка» был издан в журнале «Современник», друзья Пушкина боялись, что выпуск романа в отдельной книге не принесет дохода, поэтому настояли на публикации в печатном издании.

Последним поэтическим циклом Александра Пушкина стал «каменоостровский» цикл в 1836 году, включавший в себя « Отцы пустынники и жены непорочны », « Как с древа сорвался …», «Памятник» и « Мирской власти ».

Карьера Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

В 1817 году Александр Пушкин становится выпускником Царскосельского лицея и в чине коллежского секретаря направлен на службу в Коллегию иностранных дел.

В 1820 году Александра Пушкина вызывают к петербургскому генерал-губернатору для объяснения содержания стихотворений и эпиграмм, которые несут провокационные и смелые замечания. Поэту грозила отставка и ссылка в Сибирь, но Н.М.Карамзин помог избежать жесткого наказания, поэтому Пушкина отправили служить на юг России, в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.

Новый начальник в Кишиневе оказался весьма лояльным человеком, позволяющим поэту путешествовать по ближним городам, так Александр Пушкин побывал в Одессе, Киеве. Поэт принимают в масонскую ложу «Овидий».

В 1823 году Александр Пушкин переводится в Одессу в канцелярию графа Воронцова, поэт оказывал знаки внимания жене начальника, чем вызвал негативное отношение к себе. В 1824 году Александра Пушкина отстраняют от службы за интерес к «атеистическим учениям», поэт направлен в ссылку в имение Михайловское.

В 1926 году состоялась личная аудиенция Александра Пушкина с императором Николаем I, который пообещал поэту покровительство и отсутствие цензуры. Однако в 1828 году за Александром Пушкиным устанавливается полицейский надзор.

В 1834 году Александр Пушкин переведен в звание камер-юнкера, которое обычно дается молодым юношам, поэт был крайне оскорблен. Пушкин с сего момента и до конца жизни постоянно испытывал нужду в финансах.

Личная жизнь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

В 1828 году Александр Пушкин влюбляется с первого взгляда в Наталью Гончарову, в последствии поэт сделал предложение девушке, но ее семья ответила невразумительно. Отчаявшийся Пушкин уехал служить на Кавказ, по возвращению встретил холодный прием в семье Гончаровых. Но в 1830 году Пушкин получает согласие и благословение, а в 1831 венчается с Натальей Гончаровой. Во время венчания кольцо поэта упало на пол, а затем погасла свеча — эти две детали стали плохим предзнаменованием для Пушкина.

В 1937 году состоялась дуэль Александра Пушкина и Дантеса, в результате которой поэт получил травму, несовместимую с жизнью. Перед смертью поэт переписывался с императором, надеясь успеть обговорить лучшие условия жизни для любимой жены и четверых детей. Николай Первый выполнил все просьбы Пушкина после его смерти и контролировал процесс похорон, умышленно не разглашая точное время прощания с телом и запрещая всякую церемонию. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.

Библиография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

  • Поэмы
  • Руслан и Людмила (1817—1820)
  • Кавказский пленник (1820—1821)
  • Гавриилиада (1821)
  • Вадим (1821—1822)
  • Братья разбойники (1821—1822)
  • Бахчисарайский фонтан (1821—1823)
  • Цыганы (1824)
  • Граф Нулин (1825)
  • Полтава (1828—1829)
  • Тазит (1829—1830)
  • Домик в Коломне (1830)
  • Езерский (1832)
  • Анджело (1833)
  • Медный всадник (1833)
  • Роман в стихах
  • Евгений Онегин (1823—1832)
  • Драматические произведения
  • Борис Годунов (1825)
  • Скупой рыцарь (1830)
  • Моцарт и Сальери (1830)
  • Каменный гость (1830) ФЭБ: Пушкин. Каменный гость. — 1948 (текст)
  • Пир во время чумы (1830)
  • Русалка (1829—1832)
  • Проза Арап Петра Великого (1827)
    Роман в письмах (1829)
    Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
    История села Горюхина (1830)
    Рославлев (1831)
    Дубровский (1833)
    Пиковая дама (1834)
    История Пугачёва (1834)
    Египетские ночи (1835)
    Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (1835)
    Капитанская дочка (1836)
  • Сказки
  • Жених (1825)
  • Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
  • Сказка о медведихе (1830—1831)
  • Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
  • Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
  • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
  • Сказка о золотом петушке (1834)

Фильмография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

По произведениям Александра Пушкина снято более ста фильмов во всем мире.

Сказки Пушкина. Сказка о царе Салтане (2013)
Дубровский (2013)
Борис Годунов (2011)
Барышня-крестьянка (1995)
Борис Годунов (1986)
Сказка о царе Салтане (1984)
Маленькие трагедии (мини-сериал, 1979)
Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1973)
Станционный смотритель (ТВ, 1972)
Руслан и Людмила (1972)
Сказка о золотом петушке (1967)
Сказка о царе Салтане (1967)
Выстрел (1966)
Метель (1964)
Капитанская дочка (1958)
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1951)
Сказка о рыбаке и рыбке (1950)
Сказка о попе и его работнике Балде (1940)
Руслан и Людмила (1938)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: