Какая пьеса является последней в творчестве чехова

Смело переплетались в его пьесах с драматическими мотивами комедийные, вплоть до водевильных. Обе последние его пьесы – «Три сестры» и «Вишневый сад» – характеризуются гениальным по своей новаторской дерзости сочетанием драматического с комическим.

Сплетение комедийных и даже водевильных мотивов с драматическими связано у Чехова было с его чувством близости конца старой жизни. Уже идет, близка очистительная буря, которая сметет с пути родины, развеет все проклятие старого! И художник уже чувствует свое историческое представить в смешном виде драмы старой жизни. Они еще остаются тяжелыми драмами. Но поэт уже смотрит на эти драмы глазами будущего: и ему видна нелепость, обреченность, историческая исчерпанность старых форм жизни.

Драматическая тема «Трех сестер», тема напрасно пропадающей красоты. Столько душевного богатства, столько готовности к беззаветному труду, столько отзывчивости ко всему светлому в жизни, в людях, столько чуткости, доброты, тонкого ума, столько страстной жажды чистой, изящной, человеческой жизни, столько счастья заключено в этих чудесных женщинах, в этих изумительных трех сестрах!

Смешное, печально-комическое в «Трех сестрах» берет свои истоки в противоречии между силой и размахом мечты и слабостью мечтателей. И самое обилие мечтательных разговоров о будущем при отсутствии реальной борьбы за него начинает походить на маниловщину.

«Вишневый сад», предсмертное гениальное создание Чехова представляет собой смелое сочетание комедии – «местами даже фарс», как писал Антон Павлович о пьесе, – с нежной и тонкой лирикой.

Смех, свободный и веселый, пронизывает все положения пьесы. Но не менее значительно в ней и лирическое начало. Чехов выступает творцом оригинальнейшего, новаторского жанра лирической комедии, социального водевиля.

Прощание новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, обреченным на скорый конец, устремление к завтрашнего дню родины – в этом заключается содержание «Вишневого сада».

«Вишневый сад» – это пьеса о прошлом, настоящем и будущем родины. Будущее встает перед нами в образе небывало прекрасного сада.

Вся пьеса проникнута настроением светлого прощания с уходящей жизнью, со всем плохим и хорошим, что было в ней, настроением радостного привета новому, молодому.

Чехову самому казалось вместе с его героями, что «все давно уже состарилось, отжило» и только все ждет «начала чего-то молодого свежего». И он с молодой радостью прощался с прошлым. «Прощай, старая жизнь!» – звенит в финале «Вишневого сада» юный голос Ани, голос молодой России, голос Чехова. [4, c.50 – 65]

Премьера «Вишневого сада» была превращена в Художественном театре в торжественное чествование автора. Это произошло 17 января 1904 года, в день рождения Чехова.

Премьера одной из самых загадочных пьес мирового репертуара походила на прощание с автором. Самому же «Вишневому саду», как и всем произведениям Чехова, предстояла долгая жизнь. [3, c.64]

Революционные настроения Тургенева – роман «Накануне»
Роман «Накануне» был написан и напечатан в самый разгар революционной ситуации 1859—1861 годов. Когда роман вышел в свет, мнения о нем резко разделились, даже те, кто приветствовал роман, вынуждены были говорить, прежде всего, и больше в .

Преобразование (трансформация) устойчивых словосочетаний в языке электронных средств массовой информации как проявление динамики фразеологии
Познания о собственной культуре, а также традициях других стран, человек черпает из книг, журналов, средств массовой информации (СМИ), в частности из Интернета — глобального информационного пространства. «Информационные связи – основной и .

М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889)
Михаил Евграфович Салтыков родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. Молодой Салтыков получил прекрасное образование. Он окончил Дворянский институт в Москве, а потом Царскосельский ли .

Какая пьеса является последней в творчестве чехова

ЧЕХОВ Антон Павлович
биография

ЧЕХОВ, АНТОН ПАВЛОВИЧ (1860–1904), русский драматург и новеллист.
Родился 17 января 1860 в Таганроге. В 19 лет поступил в Московский университет на отделение медицины. Подстегиваемый нуждой, принялся сочинять рассказики, анекдоты, остроты и заметки для дешевых юмористических журналов. К 1884 некоторые его рассказы, опубликованные в популярном юмористическом журнале «Осколки», стали привлекать внимание критики.
В 1886 Д.В.Григорович написал Чехову, что его талант ставит его в первый ряд писателей младшего поколения. В том же году при посредстве Григоровича Чехов встретился с А.Сувориным, издателем общероссийской газеты «Новое время»; Суворин предложил ему публиковать более длинные рассказы за более высокие гонорары. Писательская репутация Чехова возросла после издания его первого сборника Пестрые рассказы (1886). Он уверенно стал на литературную стезю, и уже следующий сборник рассказов В сумерках (1887) принес ему в 1888 Пушкинскую премию. После публикации в том же году в престижном «толстом» журнале «Северный вестник» повести Степь он получил настоящее признание.
В 1888–1890 Чехов пережил нравственный кризис, оказавший существенное влияние на его жизнь и творчество. Хотя какое-то время он находился под воздействием этических воззрений Л.Толстого, ни к либералам, ни к консерваторам он не примыкал. Убежденность в том, что для исцеления общественных язв требуются индивидуальные усилия, а не организованная деятельность, подвигла Чехова на путешествие длиною в 14 тыс. километров к русским каторжным поселениям на острове Сахалин. Сахалинские впечатления повлияли на его духовный облик и политические взгляды, а также на содержание его позднейших произведений.
По возвращении Чехов поселился вместе с семьей в усадьбе близ подмосковной деревни Мелихово и занялся всевозможной филантропической деятельностью: лечил бесплатно окрестных крестьян, организовывал помощь голодающим, боролся с эпидемией холеры, строил сельские школы и писал отзывы на рукописи начинающих авторов.
Жестокое легочное кровотечение в 1897 вынудило Чехова в следующем году переехать в Ялту, где были написаны некоторые из лучших его новелл. Особенно много сил в этот последний период отдавалось драматургии. Главные его пьесы предназначались для постановки Московским художественным театром.
С трудом закончив Вишневый сад, Чехов отправился в Москву весной 1904, чтобы присутствовать на премьере. После обострения туберкулеза он вынужден был отправиться на германский курорт Баденвейлер. Там Чехов и скончался 14 или 15 июля 1904.

После опыта 1890, связанного с изучением быта ссыльно-каторжных на Сахалине, взгляд Чехова на отношение искусства к жизни заметно изменился. Рассказы, написанные им в последний период творчества, представляют собой разносторонний анализ российского общества, социальная направленность которого почти всегда очевидна, хотя писатель никогда не нарушает основополагающее художественное единство произведения. Среди этих рассказов и повестей его лучшие создания – Палата № 6, Бабье царство, Студент, Три года, Анна на шее, Убийство, Моя жизнь, Мужики, Душечка, Человек в футляре, В овраге, Дама с собачкой, Архиерей и Невеста.
Хотя Чехов заявлял, что сочинение пьес не в его характере, он был наделен острым драматическим чутьем. Сюжеты и диалоги его ранних рассказов подаются скорее в драматическом, нежели в повествовательном или описательном ключе, и некоторые из его девяти одноактных пьес, а именно Медведь (1888), Предложение (1888) и Свадьба (1890) были инсценировками рассказов. В юности он написал три полномасштабные пьесы (не сохранились). Четвертая из них, Платонов (1881), была обнаружена после смерти писателя.
Немаловажное значение для Чехова-драматурга имели успешная постановка пьесы Иванов (1887) и сценический провал комедии Леший (1889), в поздней переработке получившей название Дядя Ваня. Эти ранние пьесы были написаны в традиционной манере; стержнем их служило непосредственное сценическое действие, использовались мелодраматические эффекты.
К 1895, когда Чехов начал писать Чайку, он был воодушевлен своим новым представлением о задачах литературы. Премьера Чайки в Санкт-Петербурге (1896) провалилась – ни режиссер, ни труппа не поняли новаторского характера пьесы. Через два года, когда К.С.Станиславский поставил пьесу на сцене Московского Художественного театра, она имела оглушительный успех. Подобно всем чеховским пьесам, она преисполнена, по словам одного из персонажей, «милой деревенской скуки. Никто ничего не делает, все философствуют».
Еще три пьесы Чехова были впервые поставлены Московским художественным театром. В драме Дядя Ваня (1899) реализм возвышается до вдохновенной символики. В Трех сестрах (1901) тонкое взаимопроникновение символики и действительности создает атмосферу редкостной психологической насыщенности. Ольга, Мария и Ирина вместе с братом Андреем перебираются из Москвы в провинциальное захолустье, чтобы поддержать овдовевшего отца. Хотя терпящие поражение в борьбе за существование сестры сначала стремятся возвратиться в Москву, в конце пьесы Ольга выражает их общую решимость оставаться на своем месте и работать: «О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить!».
Центральная коллизия пьесы Вишневый сад (1904) создается упорным нежеланием обедневших, непрактичных, но по-своему обаятельных помещиков, госпожи Раневской и ее брата Гаева, принять план купца Лопахина, который предлагает спасти их перезаложенное поместье ценой продажи под дачные участки любимого вишневого сада. Аня, дочь Раневской, и ее воздыхатель, «вечный студент» Трофимов, олицетворяют молодое поколение; и когда Лопахин покупает имение на аукционе, а вишневый сад обречен, они радуются, потому что перед ними открывается волнующая возможность новой жизни. Чехов полагал, что Вишневый сад является в основе своей комедией. Ее персонажи, настаивал он, смешны, представляясь идеалистами, свободолюбцами, ценителями красоты и жертвами судьбы. Однако Станиславский поставил ее как трагедию.

Слава Чехова-драматурга не затмила его репутацию мастера рассказа, его пьесы не сходят со сцены театров всего мира, а рассказы и повести переиздаются большими тиражами и включены в школьные программы.

Тест по творчеству АПЧехова

ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ ЧЕХОВА

1 вариант

1. К какому сословию принадлежал А.П. Чехов

а) дворяне б) разночинцы в) купцы г) крестьяне

2. Начало творческой деятельности А.П. Чехова была связана с журналом:

а) «Отечественные записки» б) «Стрекоза»

в) «Осколки» г) «Будильник»

3.Что объединяет между собой рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»?

истинное лицо пошлости

то, что они напечатаны рядом, — случайность

они связаны композиционно: рассказаны одними и теми же героями, которые попеременно становятся то рассказчиками, то действующими лиами

в собрании сочинений А.П. Чехов поместил их один за другим, т.к. они составляют цикл, все написаны в 1898г.

4. Среди черт «новой драмы» Чехова найдите ту, «символом» которой является Епиходов

а) атмосфера всеобщего неблагополучия

б) атмосфера всеобщего одиночества

в) атмосфера психологической глухоты

г) полифоничность чеховских драм, «хоровая судьба»

5. Одно из главных действующих лиц – время. Найдите категорию летоисчисления Фирса

а) Мы посадим новый дом б) до несчастья (1861)

в) 22 августа г) Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь

6. Чехов считал, что «Вишневый сад» по жанру

а) трагедия б) комедия в) трагикомедия г) драма

7. Укажите внесценических персонажей пьесы «Вишневый сад»

а) ярославская тетушка б) Симеонов-Пищик

в) Даша, дочь Симеонова-Пищика г) любовник Раневской

8. Речь героев отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

а) Лопахин б) Петр Трофимов в) Гаев г) Симеонов-Пищик

9.Что является главным «происшествием» (кульминацией сюжета), вынесенным за сцену, в пьесе «Вишневый сад»?

10.«Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…». Кому из героев пьесы «Вишневый сад» не спится от таких мыслей?

11.Кому из персонажей «Вишневого сада» принадлежат слова: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»?

12.Кому принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»?

13.Чьи это слова: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали. Вперед! Не отставайте, друзья!»?

14.Все герои пьесы «Вишневый сад» — классовые враги, люди непримиримых идейных взглядов, но А.П. Чехов не делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу. В чем же суть конфликта?

А) они чужие, не способные понять друг друга

Б) причина их расхождения – личные моральные качества

В) )причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.

15.Укажите, в чем причина трагедии Раневской и Гаева

А) нежизнеспособность дворян, которые не приспособились к новым условиям жизни, не стали буржуа

Б) неспособность понять, что их время ушло

В) излишняя доверчивость

Г) мягкость, интеллигентность

16.Все герои пьесы «Вишневый сад» — классовые враги, люди непримиримых идейных взглядов, но А.П. Чехов не делает их личными врагами. Напротив, они доброжелательны друг к другу. В чем же суть конфликта?

А) они чужие, не способные понять друг друга

Б) причина их расхождения – личные моральные качества

В) причина их расхождения – сама жизнь, ее устройство, ее законы.

17. Назовите основной конфликт в пьесе «Вишневый сад»

конфликт между поколениями (Раневская – Аня, Петя Трофимов)

нет никакой интриги, борьбы

борьба вокруг продажи имения

столкновение между различными социальными группами (помещик – купец)

18. Какие семейные узы связывают Раневскую и Гаева?

А) Гаев – муж Раневской

Б) Гаев – ее брат

В) Гаев – ее сосед, они друзья юности

19.В чем особенность диалога в пьесе «Вишневый сад»?

А) построен как классический диалог – реплика является ответом на предыдущую

Б) неупорядоченный разговор – персонажи не слышат друг друга

В) они построены как классические диалоги – реплики является ответом на предыдущую

20. Кому принадлежат слова: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь»?

ТЕСТ ПО ТВОРЧЕСТВУ ЧЕХОВА

2 вариант

1. Город, в котором родился А.П. Чехов

а) Таганрог б) Симбирск в) Петербург г) Москва

2. Первые произведения А.П. Чехова публикуются под псевдонимами. Всего известно около 50 чеховских псевдонимов. Какой из перечисленных псевдонимов не принадлежит А.П. Чехову?

а) Человек без селезенки б) Брат моего брата в) Балдастов г) Алов

3.Основная проблематика чеховских рассказов зрелого периода – это

А) любовь к «маленькому человеку»

Б) протест против душевной вялости, пошлости, общественной пассивности

В) обличение безволия, личной слабости, неумения разобраться в собственной жизни

4. Первая пьеса А.П. Чехова

а) «Чайка» б) «Безотцовщина» в) «Вишневый сад» г) «Иванов»

5. Первая постановка пьесы «Вишневый сад» была осуществлена Художественным театром в:

а) 1901 г. б) 1904 г. в) 1899 г. г) 1900 г.

6. В пьесе два сюжета: внутренний и внешний. Кульминацией внешнего сюжета является:

а) уход Анны с Трофимом б) продажа сада с аукциона

7. Многие из героев живут прошлым, некоторые – будущим. Один герой в тексте живет в настоящем. Кто?

а) Фирс б) Трофимов в) Раневская г) Лопахин

8. В чем особенность диалогов в пьесе «Вишневый сад»?

а) они построены как диалоги – монологи

б) они построены как классические диалоги – реплики является ответом на предыдущую

в) они построены как неупорядоченный разговор (персонажи не слышат друг друга)

9. Как в Художественном театре называли характерное для чеховских пьес развитие действия?

а) «бурный поток» б) «подводное течение»

в) «невидимая жизнь» г) «буря и натиск»

10. В чем заключается особенность развития действия в пьесе «Вишневый сад»?

а) действие развивается стремительно

б) между основными событиями в пьесе проходит несколько лет

в) события развиваются циклично

г) в пьесе отсутствует напряженное развитие действия, но есть ожидание события

11. Кто стал новым хозяином вишневого сада?

12.Какое прозвище было у Епиходова?

13. Кто автор этих слов: «Дачи и дачники — это так пошло, простите»?

С) Шарлотта Ивановна

14. Кто о ком говорит: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»?

А) Трофимов о Лопахине

В) Лопахин о Трофимове

15.Кого из героев «Вишневого сада» назвали «облезлым барином»?

16. Укажите, что является главными темами пьесы «Вишневый сад»

А) прощание с юностью, молодостью

Б) смена феодально-крепостнической системы буржуазных отношений

В) разорение и упадок дворянских гнезд

Г) поместное дворянство переживает последнюю стадию своего разложения, нежизнеспособность дворянства

Д) призыв к борьбе с прошлым

17.Пьеса «Вишневый сад” насыщена символами: вишневый сад, город… Дополните ряд

А) брошка в виде пчелки

Б) звук лопнувшей струны

18.Какова судьба Гаева в финале пьесы «Вишневый сад»?

А) уезжает с Раневской за границу

Б) принят чиновником в банк

в) остается жить в имении

Г) уезжает жить к ярославской бабушке

19. Кому принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…»?

20. Чьи это слова: «О природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живешь и разрушаешь…»?

Творчество Чехова. Сочинение

А. Чехов известен во всем мире как оригинальный создатель короткого рассказа. Кроме того, он является и выдающимся новатором в области драматургии. В свои пьесы Чехов перенес живая жизнь, без эффектов, без красивых поз и необычных ситуаций. Он считал, что в театре должно быть все так же просто и одновременно сложно, как бывает в жизни. И именно такой, по мнению критиков, вышла его знаменитая пьеса «Чайка».

Если попытаться выяснить, что является движущей силой в пьесе «Чайка», то вряд ли можно дать однозначный ответ.

Пьеса развивается как многоголосое произведение, в котором звучат разные мотивы, перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют на равных, здесь нет судеб главных и побочных. И все же основное содержание произведения определяют определенные ориентиры — это «жизнь», «любовь», «искусство».

Например, любовь в «Чайке» — один из важнейших двигателей сюжета. Правда, в чеховской драме нет счастливых людей. Героям, как правило, не везет в любви.

Нина не может ни понять, ни полюбить Треплева. Он, в свою очередь, не замечает преданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Тригорина, но тот бросает ее. Аркадина последним усилием воли удерживает Тригорина возле себя, но чувство между ними давно нет. Полина Андреевна постоянно страдает из-за равнодушия Дорна, учитель Медведенко — из-за равнодушия Маши …

Обычно любовная интрига выражается в треугольнике. Здесь же вместо треугольника странная цепь любовных увлечений, которые поражают своей безнадежностью. Яркий пример таких отношений — Нина, Треплев и Тригорин.

В Треплеве нет того, к чему так стремится Нина. Его нельзя, по мнению героини, даже поставить в один ряд с Тригориным — этим баловнем судьбы и публики. У него есть все, как считает Нина, для счастья. И если выбрать Тригорина, то и она, соответственно, получит каплю счастья (того, как она его понимает). Чувства к Тригорину и тяга к «миру» кумиров публики для нее неразделимы. Характерно, что в итоге именно Тригорин — «хищник» уничтожает «белую чайку» — Нину. В жизни на ее долю выпало очень много горя, она много страдала (об этом мы узнаем, кстати, от Треплева: «Был у нее ребенок. Ребенок умер»), Тригорин же ее быстро разлюбил и вернулся к своим прежним вкусам. Как видим, тригоринський сюжет для небольшого рассказа («пришел … увидел и так легко уничтожил … как … чайку») проверено жизнью. Но финал отсутствует, он выведен непосредственно в жизнь. Что произойдет с героиней, никто не знает, даже Чехов.

Чеховские истории любви, даже смерть молодого Константина Треплева выдаются довольно банальными: жил, грустил, любил и наложил на себя руки. В любви Треплева есть шекспировские страсти. Его любовь время не лечит. Она лишь перерождается и приобретает болезненную форму. Сначала он убивает чайку, потом — себя. Впрочем, Чехов прежде изображает не любовную трагедию, а проблему выбора. Треплев, который представляет жизнь как театр, живет и умирает, будто играет в пьесе. Обычно считают, что убитая чайка — разрушенная любовь Нины к Тригорину. Но Нина через страдания приходит к вере. Вера делает ее устойчивой, закаляет: «Неси свой крест и веруй …» Зато в случае с Треплевым убита чайка — это его душа, которая искала счастья, но так его и не нашла.

Все, что казалось смешным и нелепым, оказалось «страшным и губительным». Финальный выстрел Константина Треплева отчетливо свидетельствует трагизм жизни. Никогда еще трагическое не доходило до такой прозаичности, обыденности, никогда еще в роли трагичных героев и героинь не выступали такие простые характеры. В пьесе, действие которой построена по законам комедии, центральное место автор отводит именно трагическим характерам — образам Нины Заречной и Константина Треплева.

Чехову удалось мастерски разработать тонкий подтекст. Слова в пьесе очень часто не привязаны к действию, а ход пьесы почти не выражен в словах и поступках. Автор таким образом подчеркивает обыденность происходящего. И при этом не забывает развивать сюжет. Что же им движет? Скорее всего — жизнь. При этом Чехов не забывает, что он творит прежде драму. И, наверное, поэтому использует в тексте такой прием, как пьеса в пьесе. Вспомним, как в начале драмы Треплев организует представление о Вселенской Душе, которой, как он надеется, сможет объяснить несовершенство жизни. А в конце «Чайки» выстрел Треплева так же ставит точку в его жизни, превратилось в пьесу. Примечательно и то, что те события, которые должны быть двигателем действия, происходят только за кулисами.

Зато участником драматических событий у Чехова становится пейзаж. Закат, месяц, озеро — это больше чем пейзаж, театральная декорация. Все это — отражение душевной жизни героев. Достаточно вспомнить, как Нина — «чайку» — постоянно сопровождает образ озера. Символично также название пьесы. Образ свободной птицы, чайки — символ духовной свободы человека, намек на незащищенность личности и олицетворение несказанно сложного, даже трагического, но — взлета.

В «Чайке» Чехов, пожалуй, впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию. Его печальная комедия жизни — перспектива на будущее, призыв к тем, кто обязательно найдет свою мечту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: