ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ

Смотреть, слушать басню И.А.Крылова «ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ»

Канал «РАЗУМНИКИ» в YouTube

Читать басню «ОСЕЛ И СОЛОВЕЙ»

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: «Какой-то вельможа (по словам одних, гр. Разумовский, по другим, кн. А.Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?» — «Не умею», — скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.

Тут Соловей являть свое искусство стал. — Описание пенья соловья и произведенное им впечатление вызвали единодушное одобрение современников и последующих критиков.

Аврора — богиня утренней зари (римск. миф.); утренняя заря.

КАКАЯ БАСНЯ И

Литературная викторина
«Знаете ли вы басни И. А. Крылова?»

Кто не слыхал его живого слова ?
Кто в жизни с ним не встретился своей ?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
М. И. Исаковский

В начале игры создаются 2 команды по 5 человек. Дети должны выбрать капитана своей команды и придумать название и девиз команды. Перед первым конкурсом капитан представляет свою команду зрителям и жюри.

1. Разминка. Назовите басни, из которых взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы?
— А ларчик просто открывался. («Ларчик»)
— У сильного всегда бессильный виноват («Волк и ягненок»)
— Ты все пела? Это дело, так поди же попляши!» («Стрекоза и муравей»)
— Ай, Моська! Знать она сильна, коль лает на слона!» («Слон и моська»)
— А Васька слушает да ест! («Кот и повар»)
— Тришкин кафтан
— Слона-то я и не приметил. («Любопытный»)
— Демьянова уха.
— Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и обезьяна»)
— Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.(«Кукушка и петух»)

Каждой команде задается по 5 вопросов. Правильный ответ оценивается 1 баллом.

2.В каких баснях И. А. Крылова так ярко изображены эти животные?

— Свинья на барский двор когда-то затесалась;
Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;
В сору, в навозе извалялась;
В помоях по уши досыта накупалась:
И из гостей домой пришла свинья-свиньей. («Свинья»)

-Мой волк сидит ,прижавшись в угол задом,
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. («Волк на псарне»)

— Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша. («Ворона и лисица»)

-Вертит очками так и сяк: то к темю их прижмет,
То их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет. («Мартышка и очки»)

3. Конкурс капитанов. Отгадай центон. Пока капитаны готовятся , ведущий играет с командами в «Комнату находок».

Центон – это стихотворение, составленное из строк, собранных из различных произведений одного автора. Капитанам предлагается назвать басни, из которых он составлен:
В июле, в самый зной, в полуденную пору, сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий возвратясь, по улицам слона водили, как видно напоказ-
Известно, что слоны в диковинку у нас – так за слоном толпы зевак ходили…
Какой-то повар, грамотей, с поварни прибежал своей…
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни, как вдруг из подворотни..
Проказница мартышка, осел, козел да косолапый мишка
Затеяли сыграть квартет… Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука..
Победителем в этом конкурсе нужно считать того, кто правильно назовет все басни. Текст распечатывается для каждого капитана отдельно.

4. «Комната находок».

Участники команд заранее готовят задания для соперников. На листах рисуют предметы из басен: очки, сыр, виноград, зеркало, поварской колпак и.т.д. Команды должны разыскать их владельцев. Адресом служит заглавие басни, героем которой является владелец данной вещи. Команды представляют по 3 иллюстрации.

5.» Ход конем».

Пока команды готовятся, проводится игра со зрителями.
Прочесть слова поможет шахматный конь. Начиная с нижнего левого угла, нужно прочитать мораль к басням И. А. Крылова.

Методическая копилка

РАЗДЕЛЫ ПРОЕКТА

О проекте

Гимн России

Пословицы о Родине

Российские праздники

Загадочная Россия

СТИХИ О ПОЭТАХ

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

ДУХОВНЫЕ БОГАТСТВА РОССИИ

Познавательные викторины о культуре России

Жизнь коротка, искусство вечно.

Какова душа такие и песни.
(Русская пословица.)
Если у искусства и нет родины, у художников она есть.
(К. Сен-Санс)

Где маленький Иван Крылов обучался грамоте, арифметике и молитвам?
а) В лицее;
б) В пансионе;
в) В церковно-приходской школе;
г) Дома.

(Отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг.)

В каком качестве Иван Андреевич Крылов начал свою литературную деятельность?
а) Критика;

г) Фантаста.
(Но прославился он своими баснями.)

Кем НЕ являлся Иван Андреевич Крылов?
а) Драматургом;
б) Журналистом;
в) Баснописцем;
г) Художником.

Как называлось первое произведение Крылова, написанное им в 15 лет?
а) «Кофейница»;
б) «Сахарница»;
в) «Сухарница»;
г) «Молочница».
(Это была комическая опера.)

Сколько басен было написано И.А. Крыловым?
а) Около 50;
б) Около 100;
в) Около 150;
г) Около 200.

Как называлась последняя басня, написанная И.А. Крыловым?
а) «Вельможа»;
б) «Похороны»;
в) «Лев состарившийся»;
г) «Бедный богач».

За что в 1820 году И.А. Крылов получил орден св. Владимира 4-й степени?
а) За издание 6 томов басен;
б) За составление каталога русских книг;
в) Зв написание оперы «Илья-Богатырь»;
г) За журналистскую деятельность.
(Иван Андреевич Крылов работал в Императорской Публичной библиотеке с 1812 года сначала «библиотекарским помощником», а затем и библиотекарем Русского отдела. Он прослужил в Публичной библиотеке почти 30 лет.)

Сколько басен Ивана Крылова показаны скульптором Клодтом на пьедестале памятника баснописцу в Летнем саду?
а) Пять;
б) Двенадцать;
в) Двадцать четыре;
г) Тридцать шесть.
(Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал, от них рябит в глазах, из-за этой тесноты порой нелегко разобраться в персонажах и сценах басен.)

На каком известном памятнике можно увидеть фигуру писателя И.А. Крылова?
а) «Тысячелетие России»;
б) «Родина-мать»;
в) «Александровская колонна»;
г) «Царь-колокол».
(Это монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь.)

В день пятидесятилетия творческой деятельности Ивана Андреевича Крылова Пётр Вяземский назвал его так, как до сих пор его называем все мы. Как?
а) Солнце русской поэзии;
б) Дядя Ваня;
в) Дедушка Крылов;
г) Эзопов сын.

Какой из предложенных фразеологизмов пришёл НЕ из басен И. А. Крылова?
а) А ларчик просто открывался ;
б) Слона-то я и не приметил ;
в) А Васька слушает, да ест ;
г) Остаться у разбитого корыта.
(Из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.)

На кого лаяла Моська в басне Крылова?

Какое из предложенных названий литературных произведений НЕ является названием басни Крылова?
а) «Слон и радио»;

б) «Слон и Моська»;
в) «Слон на воеводстве»;

г) «Слон в случае».
(Это рассказ Виктора Драгунского.)

Какая птица в басне Крылова «хвалилась, что хочет море сжечь»?
а) Ворона;

Чем к старости стала слаба крыловская мартышка?
а) Ушами;

Кто из этих зверей НЕ входил в басенный квартет И.А. Крылова?
а) Лиса;

Какая птица рассудила героев басни Крылова «Квартет»?
а) Петух;
б) Ворона;
в) Соловей;
г) Синица.

В какой из этих басен И.А. Крылова лиса борется за кусок сыра?
а) «Волк и Лисица»;

б) «Ворона и Лисица»;
в) «Лисица и Орёл»;

г) «Лисица и Сурок».

На какое дерево уселась крыловская Ворона, собираясь позавтракать?
а) На дуб;

г) На бук.
(«Ворона и лисица».)

В какой басне Крылова утверждалось, что «лесть гнусна и вредна»?
а) «Кукушка и Петух»;
б) «Ворона и Лисица»;
в) «Слон и Моська»;
г) «Стрекоза и Муравей».

У кого посоветовал Соловью поучиться пению Осёл из басни И.А. Крылова?
а) У скворца;

Чего в басне Ивана Крылова объелся Фока?
а) Блинов;
б) Пирогов;
в) Ухи;
г) Щей.
(«Демьянова уха».)

Какое насекомое Иван Крылов в своей басне назвал попрыгуньей?
а) Бабочку;

Где, согласно тексту басни И.А.Крылова, водили Слона?
а) По улицам ;
б) По проспектам ;
в) По бульварам ;
г) По посудным лавкам.

Как называется одна из басен И.А. Крылова?

а) «Богатый бедняк»;
б) «Бедный богач»;
в) «Тонкий толстяк»;
г) «Злой добряк».

Из какой басни И. А. Крылова «выпорхнула» крылатая фраза «Глазами съесть»?
а) «Волк на псарне»;

б) «Кот и Повар»;
в) «Лисица и Виноград»;

г) «Ворона и Лисица».
(«Глазами, кажется, хотел бы всех их съесть».)

На кого лаяла собака Моська в басне И вана Крылова?
а) На медведя;

Что, согласно басне И. Крылова, НЕ смогли сдвинуть с места Лебедь, Рак и Щука?
а) Камень;

Под каким деревом рылась Свинья в басне И.А. Крылова?
а) Ель;

Как называется картина П.А. Федотова, написанная на сюжет одноимённой басни И.А. Крылова?
а) «Разборчивая невеста»;
б) «Сватовство майора»;
в) «Свежий кавалер»;
г) «Бедной девушке краса – смертная коса».

Какое животное встречается в баснях И. Крылова всего один раз?
а) Медведь;

г) Волк.
(Басня «Заяц на ловле».)

В какой басне, связанной с Отечественной войной 1812 года, Иван Крылов утверждает, что борьба с Наполеоном должна вестись оружием, а не дипломатическими увещеваниями?
а) «Демьянова уха»;

б) «Кот и повар»;
в) «Лисица и виноград»;

г) «Ворона и Лисица».

В какой басне И.А. Крылов пишет о попытке Наполеона заключить мир?
а) «Волк на псарне»;

б) «Свинья под дубом»;
в) «Мартышка и Очки»;

г) «Стрекоза и Муравей».

Какая басня И.А. Крылова касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года?
а) «Лебедь, рак и щука»;

г) «Стрекоза и муравей».
(Под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с его осторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия.)

Анализ басен И.А. Крылова в 5-м классе

Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И.А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».

Используем приём сопоставления басен И.А. Крылова с литературным источником — баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».

Объясним, что сравнить литературные произведения — значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.

Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.

Эзоп (VI в. до н.э)

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” —
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.
“А, так ты…” — “Я без души
Лето целое всё пела”. —
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
И.А. Крылов (1808)

Объясним учащимся значение слова “мурава” — трава, отсюда муравей; травушка-муравушка — народно-поэтическое выражение.

Примерные вопросы для анализа

— Почему эти басни можно сравнивать?

— Какая басня написана стихами, какая — прозой?

— Кто герои басен?

— Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

— Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

— Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?

— В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

Басня Эзопа написана прозой, Крылова — стихами. Герои — насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность.

У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле. Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).

В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями.

— Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?

(С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)

— Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)

Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.

Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство — в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень — всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека — якорь и др. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) — эзопов язык.

Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.

Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.

— Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?

Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.

Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)

Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк — это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне — это Кутузов.

— Сравните внешний вид волка и его речи.

— Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения?

— Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.

— Какими чертами обладает Ловчий?

Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).

Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии — место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.

Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:

Ты сер, приятель, а я сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…

Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?

Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).

— Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.

Петух и алмаз

Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))

Петух и Жемчужное зерно

Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
.
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
И.А. Крылов (1808)

Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Публикация статьи произведена при поддержке британского производителя климатической техники нового поколения компании Dantex Industries Ltd. Когда речь заходит о холодильных машинах, применяемых для центрального кондиционирования производств, объектов инфраструктуры, коммерческой или жилой недвижимости, встает вопрос: какая же лучшая марка чиллеров – Trane, Dantex или другие, представленные на российском рынке? Ответ на этот вопрос вы можете получить, внимательно изучив технические характеристики и стоимость чиллеров или задав вопрос специалистам компании.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector