Тучи — М

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания.
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой. Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое. На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.

Урок по литературе. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта». Мечты о вольности

Разделы: Литература

Цель:

  1. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Лермонтова.
  2. Помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира, протест против деспотизма и своеволия, жажда свободы, порыв к подвигу.
  3. Развитие умения проникать в подтекст стихотворения, видеть в нём выражение авторской концепции мира.
  4. Учить выразительному чтению.

Портрет М. Ю. Лермонтова. Рисунки поэта. Воспоминания современников о Лермонтове. Сборник открыток “Лермонтовские места”. Звукозапись стихотворения “Смерть поэта” в исполнении В.И.Качалова . Романс Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова “Парус”.Портрет А.С.Пушкина.

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

Творчество М. Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории отечественной литературы. По своему духу, по широте, глубине и силе отрицания социальных, моральных, психологических и бытовых устоев старого общественного уклада поэтическое творчество Лермонтова может быть названо революционным. И хотя эта революционность Лермонтова была стихийной и неоформленной, в отдельных случаях она проявлялась исключительным воодушевлением и энергией.

Поэзия Лермонтова звала не мириться с действительностью, осуждала “старящихся в бездействии” и порождала желание борьбы.

2. Охарактеризовать своеобразие лирики М.Ю.Лермонтова.

Каковы основные особенности лирики Лермонтова сравнительно с лирикой Пушкина?

(В лирике Лермонтова с большей остротой, чем в лирике Пушкина, выражен революционный протест поэта против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. Но вместе с тем многие произведения поэта окрашены в мрачные, трагические тона, отражают неверие поэта в способность современной ему дворянской молодёжи к активной общественно — политической деятельности. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “. нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде есть вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”.)

Почему лирика Лермонтова при её общей революционной направленности носит мрачный характер?

(Личная судьба поэта (ранняя смерть матери, разлад бабушки и отца) наложила известный отпечаток на его поэзию, но решающее значение имела общественно-политическая обстановка эпохи реакции 30-х годов, которая наступила в стране после разгрома декабристов (14 декабря 1825 г.). Она определила общую мятежно-протестующую направленность лирики Лермонтова, окрасив её в мрачные тона. Лермонтов, так же как и Герцен и многие другие, принадлежал к поколению, разбуженному декабристами. В детстве, в семье, в пансионе, в университете Лермонтов слышал много о декабристах. “Он всецело принадлежал к нашему поколению. Мы все были слишком юны, чтобы принимать участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днём, мы видели только казни и ссылки, — писал о Лермонтове и его современниках Герцен. Лермонтов испытывал неудовлетворённость службой, обществом, общественно-политической обстановкой.

Именно поэтому поэзия его при её общей революционной направленности носит мрачный, трагический характер.)

Какой характер носит у Лермонтова неудовлетворённость существующим и на что она направлена?

(Неудовлетворённость существующим носит у Лермонтова активный характер. Словами самого поэта можно сказать, что стих его “звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Стих для Лермонтова — орудие борьбы. Лермонтовское разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России.).

Каковы основные темы лирики Лермонтова?

(Лирика Лермонтова разнообразна по содержанию. В ней можно наметить пять основных тем:

  1. Тема вольности и протеста против самодержавия;
  2. Тема осуждения раболепия и трусости дворянской молодёжи;
  3. Тема одиночества поэта;
  4. Тема любви к Родине;
  5. Тема назначения поэта и поэзии.)

М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт. Ещё при жизни поэта В.Г.Белинский произнёс пророческие слова о том, что “ имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы между толками её о житейских заботах”.

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема вольности и протеста против самодержавия в произведениях М.Ю.Лермонтова:

С каким из произведений М. Ю. Лермонтова вы познакомились в 6 классе?
Что вам известно о стихотворении “Парус”?

1. Вступительное слово учителя.

У Лермонтова уже в первых юношеских стихотворениях звучит сильно мотив любви к свободе и ненависти к произволу. “Парус” написан в 1832 году юным Лермонтовым, и сам поэт, взыскательно отбиравший свои стихотворения для опубликования, не включил этот маленький шедевр в свой вышедший при жизни стихотворный сборник. Читатель познакомился с “Парусом” уже после смерти Лермонтова, но для многих поколений именно “Парус” стал символом всей его поэзии. В 12 лаконичных строчках легко ощутить мятежный дух поэта, страстное отрицание им покоя, жажду борьбы и одновременно глубокую грусть от сознания своего одиночества.

Чтение стихотворения наизусть учеником и его анализ.

В 1-й строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусником. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы, овеянные задумчивостью и лёгкой грустью: “Что ищет он в стране далёкой, что кинул он в краю родном?” Стихотворение звучит легко и плавно, передаётся лёгкое колыхание морской волны во время штиля. Но вот море меняется; набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус (“Мачта гнётся и скрепит”). Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:

Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.

И снова стихает и голубеет море, светит солнце, однако эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго; сменяющая её авторская мысль контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию и штилю:

А он, мятежный, ищет бури
Как будто в бурях есть покой!

А только лишь о парусе говорит поэт?

Вид паруса натолкнул поэта на мысль о людях, таких же одиноких и таких же мятежных, которым он сочувствует и которыми он гордится. Гордый протест против покоя, отказ от него, жажда борьбы.

Показ иллюстрации М.Ю.Лермонтова “Парус”.
Прослушивание романса Варламова.

(По настроению он менее глубок, чем стихотворение: в музыке нет лермонтовских раздумий, но грусть, тревожность лермонтовской интонации сохранены композитором.)

Понравилась ли мелодия?
Усиливает ли музыка впечатление от лермонтовского текста?
Какое настроение автора лучше всего понятно и передано композитором?
Как вы думаете, те чувства, которые переданы в стихотворении, соответствуют картине моря и парусника?

2. Лермонтов — поэт-реалист.

Чем взрослее становился Лермонтов, тем ближе присматривался к жизни своего века. Лермонтов-романтик перерастает в поэта-реалиста, выражающего идейные устремления передовых людей 30-х — 40-х годов. В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением “Смерть поэта”, в один день сделавшее прославленным имя Лермонтова. Это стихотворение разошлось множеством рукописных списков по всей России. В Петербурге его читали всюду: в кондитерской Вольфа-Беранже, в домах образованных дворян и интеллигенции, в юнкерской школе, которую так недавно покинул Лермонтов, в училище правоведения, где учился тогда будущий музыкальный критик В.А.Стасов. Последний вспоминает:

“. Проникшее к нам тотчас же, как и всюду, тайком, в рукописи, стихотворение Лермонтова “На смерть поэта-Пушкина глубоко взволновало нас, и мы читали и декламировали его с беспредельным жаром, в антрактах между классами. Хотя мы хорошенько и не знали. про кого это шла речь в строфе “А вы, толпою жадною стоящие у трона”, но всё-таки мы волновались, приходили на кого-то в глубокое негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые пожалуй, на что угодно, — так нас подымала сила лермонтовских стихов, так заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь ещё в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление”.

3. Историческая основа возникновения стихотворения “Смерть поэта”.

Стихотворение было написано 28 января 1837 года (на следующий день после дуэли Пушкина с Дантесом). Через несколько дней после похорон Пушкина к Лермонтову пришёл его родственник камер-юнкер Н.А.Столыпин, который, выражая мнение “высшего света”, защищал Дантеса и обвинял в случившемся самого Пушкина. Бабушка Лермонтова так же считала, что “Пушкин сел не в свои сани и не умел управлять конями”, то есть, что Пушкин сам виноват в своей гибели. Возмущённый этими разговорами о причинах гибели Пушкина, Лермонтов прибавил к своему стихотворению ещё 16 строчек, в которых обвинял придворную знать и царя в убийстве Пушкина. Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения Николаю 1 с символической надписью “Воззвание к революции”. За это “воззвание” Лермонтов был сослан на Кавказ, а само стихотворение долгое время находилось под запретом и только в 1856 году, оно было впервые опубликовано Герценом в Лондоне.

Выразительное чтение наизусть стихотворения (ученик).

4. Анализ языковых средств, приемов в стихотворении “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтова.

В стихотворении сплелись две поэтические интонации: лирически-проникновенная там, где воспевается Пушкин, и ораторская, обличительная, гражданская, когда идёт речь о его убийцах. Для Лермонтова Пушкин — идеал поэта и человек в высшем значении этого слова. Лермонтов отличает в Пушкине гениальность, любовь к свободе и смелость, независимость, знание людей, доверчивость.

Лермонтов восторженно относится к Пушкину и глубоко скорбит о его гибели. Это отношение к Пушкину сказывается в подборе выразительных средств языка и ярких эпитетов.

Давайте найдём их.

Эпитеты “свободный, смелый дар, звуки грудных песен”, сравнения “угас, как светоч, дивный гений”. Лермонтов характеризует Дантеса как человека бессердечного (“пустое сердце бьётся ровно, в руке не дрогнул пистолет. ”, “. безжалостная рука. ”), карьериста (“. подобный сотням беглецов, на ловлю счастья и чинов заброшен к нам по воле рока. ”), как иностранца, презирающего нашу русскую культуру, (“Смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы. ”). Отношение автора к Дантесу проявляется в оценочных эпитетах (“пустое сердце”, “дерзко презирал”). В гибели Пушкина Лермонтов обвиняет придворную толпу, которая находилась под контролем, покровительством царя.

История русской поэзии ещё не знала, пожалуй, стихов подобной силы с таким обнажённым политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Поэт противопоставлен свету, рабскому в своей жажде власти, ничтожному в своих мыслях и делах, пошлому и фальшивому. Но Лермонтов верит в наступление часа расплаты за его гибель.

Зачитайте эти строчки.

В “Смерти поэта” Лермонтов заявил о себе не только как поэтический наследник Пушкина, но и как преемник его вольнолюбия. Судьба Пушкина, о которой он написал так вдохновенно и смело, стала и его судьбой.

III. Как вы считаете, на сколько частей можно разделить стихотворение и как можно озаглавить эти части?

План.

  1. Травля поэта светским обществом.
  2. Убийца поэта.
  3. Сожаление о доверчивости поэта.
  4. Угроза убийцам поэта.

Прослушивание записи стихотворения “Смерть поэта”.
Почему стихотворение вызвало любовь передовых людей и Лермонтова и ненависть царя и высшего сословия?

2. Кавказ — колыбель творчества Лермонтова

Чтение и краткий анализ стихотворения “Прощай, немытая Россия”.

Это стихотворение было написано в 1840 году, перед отъездом поэта во вторую ссылку. Голубые мундиры — жандармы третьего отделения. Паша — турецкий крупный вельможа, чиновник. Пашами иносказательно поэт называет чиновников третьего отделения, от которых хочет укрыться за хребтом Кавказа.

Что любит, а что ненавидит, презирает в своей стране поэт?
Почему в стихотворении “Прощай, немытая Россия” Лермонтов ни разу не употребил слово “родина”?

ВЫВОД: Поэт обличает полицейский произвол в самодержавной России. Лермонтов ясно видит в России два класса: угнетаемых и угнетателей, “страну господ” и “страну рабов”.

Значение поэзии Лермонтова.

Поэзия Лермонтова актуальна не только в период правления Николая 1, но и в наши дни. Лермонтов вдохновлял таких художников как Серов, Врубель, Головин, Васнецов, Репин, Суриков на создание картин, они брали сюжеты из произведений Лермонтова и создавали свои прекрасные произведения.

Музыкальные произведения на стихи Лермонтова зазвучали у таких композиторов как Глинка, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Чайковский.

Прославление природы Кавказа.

В дни В.О.В. плакаты с текстом из стихотворения “Бородино” висели на стенах домов
Москвы, призывая к обороне столицы.

V. Домашнее задание.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” выучить наизусть, ответить письменно на вопросы плана.

«Бородино». Лермонтов М.Ю. Анализ стихотворения

За свою недолгую жизнь Михаил Лермонтов написал огромное количество гениальных произведений, поражающих красотой слога и глубиной смысла. Поэт всегда восхищался двумя вещами: прелестью природы и простотой, искренностью русского народа. Поэтому ничуть не удивительно, что рассказ обычного солдата лег в основу поэмы «Бородино». Лермонтов написал это удивительное произведение в 1837 году на 25-ю годовщину Отечественной войны с французами. В стихотворении одновременно слышится гордость за смелых и бесстрашных героев, участвовавших в кровавых боях, и в то же время можно рассмотреть легкую тоску о безвозвратно ушедших днях, грусть, что теперь уже нет таких бравых воинов.

Поэму «Бородино» Лермонтов сделал автобиографией русского народа. Целью автора было показать, насколько возросло самосознание людей, какой у них боевой настрой и стремление отстоять свою родину любой ценой, не уступив и клочка земли врагу. Михаилу Юрьевичу полностью удалось перевоплотиться в батарейца и его глазами взглянуть на события, происходившие во время Бородинской битвы. Рассказчик говорит то от своего имени, используя местоимение «я», то переходит на «мы», тем самым объединяя всю армию. При этом не чувствуется натянутости, солдат не растворяется в толпе, но ощущается единство народа. Бойцы сражаются, не только спасая свою жизнь, но и оберегая своих товарищей.

В поэме «Бородино» Лермонтов сравнил наполеоновских воинов с русскими. Первые привыкли к быстрому захвату чужого добра, а вторые готовы стоять насмерть, ведь терять им больше нечего. Однажды Лев Толстой признался, что эта работа является основой «Войны и мира», в идейном плане это чистая правда. Михаил Юрьевич характеризует эту войну как справедливую, освободительную, национальную, неоднократно подчеркивая это словом «родина» и «русский». Битва выиграна, поэтому не зря погибли воины под Москвой – вот это хотел сказать Лермонтов.

Проверенный способ как быстро выучить стих, поэму или басню

Многим школьникам знакома такая ситуация: необходимо быстро выучить большой стих, поэму или басню, к примеру «Песнь о вещем Олеге», «Тучи» (Лермонтова), «Мцыри», «Медный всадник», «Бородино», «К Чаадаеву», «Письмо Татьяны к Онегину», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом» или «Мартышка и очки», голова уже гудит, ничего не помогает, а времени до его сдачи осталось совсем немного.

Предлагаем вам проверенную годами методику, которая позволила уже тысячам школьников научиться быстрее запоминать большие стихи, поэмы и рассказы.
Разумеется, данная методика не позволяет выучить текст на перемене до урока, но зато, позволит значительно сократить время на его запоминание.

Подготовка к запоминанию

Подобным способом нетренированный человек может выучить до страницы текста за один час. Но если время вас всё же не поджимает, начните заучивание перед сном за 2 дня до сдачи стихотворения. Уделите ему 20 минут перед сном в этот день и час перед сном в следующий. Ночью у человека происходит переосмысление выученного, и стихотворение будет отскакивать от зубов.


Отличных оценок! Не забывайте делиться своими успехами! ;)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector