Как учить с ребенком стихи

Лопоухий мальчишка в белоснежной рубашке и галстуке-бабочке стоит перед многочисленными малознакомыми тетями и дядями, причем стоит непременно на табуретке, и нервно теребит отвороты своих новеньких шортиков. А сзади волнующаяся мама шепчет: «Витенька, ну вспомни, мы же с тобой учили».

Примерно такую картинку рисует наше воображение, когда мы слышим слова «ребенок» и «стихотворение». Не исключено, что кому-то из нынешних мам и пап довелось в свое время побывать в подобной ситуации. И наверняка, в тот момент они давали себе зарок: когда вырастут, ни за что не будут заставлять своих детей учить стихи.

А теперь посмотрим на этот вопрос глазами не обиженных Вить и Маш, а повзрослевших Викторов Степановичей и Марий Николаевн, успевших стать ответственными родителями. Нужно ли учить с дошколятами стихи? Безусловно. Детей в этом возрасте нужно учить всему, чему сможете. Мозг 3-4-5-летнего ребенка способен, как губка, впитывать огромное количество информации, причем не только впитывать, но и перерабатывать. Это самый подходящий возраст для расширения кругозора и словарного запаса, совершенствования речи, развития памяти, формирования общего уровня культуры. И стихи этому способствуют как ничто другое.

Первые стихи

Если нам удалось убедить вас в том, что стихи детям учить нужно, можете приступать. Ваш малыш еще слишком мал? Он и говорить-то еще не научился? Отлично! Значит, вы не упустили времени. Читать стихи можно и нужно уже с рождения. Чтобы ребенок научился говорить, он должен слышать речь взрослых постоянно, пока еще лежит в колыбели. А чтение стихов позволит ему не только пополнять свой будущий запас слов, но и учиться чувствовать ритм и рифму. Этот опыт, заложенный в подсознании, облегчит ребенку осознанное заучивание стихов в скором будущем.

Не нужно делать из этого обязаловку, вставляя в расписание отдельный пункт: «С 10 до 10:20 я читаю тебе стихи, а потом мы идем гулять». Стишки, песенки, потешки должны гармонично вплетаться в вашу с малышом жизнь.

Делаете с ним гимнастику? «Ехали медведи на велосипеде» отлично подойдет к упражнению для ног. Малыш делает первые шаги, держась за руку матери? «Мишка косолапый по лесу идет», и ваш карапуз бодрее двигается к своей цели. И так весь день. Это не трудно. Это весело и занимательно.

К 3-4-летнему возрасту развитие речи и словарный запас ребенка уже достаточны для того, чтобы переходить к осознанному заучиванию стихов. Ваше чадо уже, наверное, и само декламирует любимые четверостишия из тех книжек, которые вы часто читаете с ним перед сном. Правда, когда речь заходит о целенаправленном заучивании стихотворения, ребенок может проявить завидное упрямство.

Поем, танцуем и рисуем… стихи

Что же делать, когда ребенок отказывается учить стихотворение, или же оно ему и в самом деле не дается? Для начала пересмотрите репертуар. Вы сами согласились бы в этом возрасте учить Цветаеву или Мандельштама только для того, чтобы ваши родители имели возможность похвастаться своим знакомым?

Каждому возрасту – свои стихи. Начните с детской классики – Барто, Чуковского, Михалкова. Стихотворение должно быть понятно и интересно ребенку. Если в нем встречаются незнакомые слова, а это вы сразу поймете по произношению, обязательно объясните их значение, приведя другие примеры. Терпеливо ответьте на все «почему». Не должно остаться никаких невыясненных моментов.

Если ребенок упорно отказывается повторять за вами стихотворные строчки, попробуйте сами с выражением проговаривать время от времени четверостишие в его присутствии, не требуя никакой ответной реакции. А еще лучше напевайте, придумав простенький, но запоминающийся мотивчик – помогает, проверено на практике.

А можно не только спеть, но и станцевать. Практически любое действие, описываемое в детском стишке можно изобразить. О чем говорится в нашем стихотворении? Тучка заплакала? Мышки задрожали? Это ведь все можно показать! И механическая память подключается, и сам процесс заучивания становится гораздо увлекательнее.

Для многих малышей процессу запоминания могут поспособствовать зрительные образы. Перед тем как приступать к заучиванию стихотворения рассмотрите и обсудите иллюстрации в книжке. А еще лучше сами возьмите в руки карандаш. Изобразите «наглядный» план стихотворения, буквально по одному схематическому рисунку на каждую строчку, а точнее смысловую фразу. Не страшно, что вы – не Рафаэль, ребенок будет снисходителен ко всем вашим художественным огрехам. Но зато зрительная память окажет ему неоценимую услугу в нелегкой борьбе со стихотворением.

Каждому маленькому чтецу, даже если он в этом боится признаться, нужна аудитория. Неважно, будет ли это Дед Мороз, специально приехавший с далекого Севера, чтобы послушать, как мальчик Ваня рассказывает стихи, или бабушка, которая давно не видела свою внучку Настю и будет приятно удивлена, узнав, как многому та успела научиться. Это послужит отличным стимулом ребенку для штудирования рифмованных строчек. Но не надо заставлять его декламировать стихи перед публикой, если он этого не хочет, боится или стесняется. Придет время, и ребенок обязательно справится со своей стеснительностью. Пока же пусть его зрителями станут пришедший с работы папа или любимый плюшевый мишка.

Ю.Цыганков

— . и я по-прежнему желаю, чтобы у Вас нашлось довольно терпения, чтобы все вынести,
и достаточно душевной простоты, чтобы верить. Имейте доверие к тому, что трудно,
доверие к Вашему одиночеству среди других людей. Во всем остальном предоставьте
жизни идти своим чередом. Поверьте мне: жизнь всегда права.
. . . . . . . (Р.М.Рильке, «Письма к молодому поэту»)

— Когда сочиняешь стишок, в голову приходят такие вещи, которые
тебе в принципе приходить не должны были.
. . . . . . . (И.Бродский)

— Ну, что Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?
— Не вышла, — отвечает.
— А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.
— Нет, — отвечает, — не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.
— Показать-то, — говорит, — просто, да потом жалеть будешь.
. . . . . . . (П.П.Бажов, «Каменный цветок»)

— Когда мы находимся за тысячу верст от поэзии, мы в ней участвуем,
участвуем, когда нами внезапно овладевает желание завыть, являющееся
последней стадией лиризма.
. . . . . . . (Э.М.Чоран, «Горькие силлогизмы»)

— «Да, любезный! а впрочем, ты не подумай. ни-ни!
Просто ничего не поделаешь! «Ничего не поделаешь» —
вот клич, который нынче несётся из края в край по
всей Руси! А тут между тем шайка международных негодяев
мрежи неуставаючи плетёт!»
. . . . . . . (М.Е.Салтыков-Щедрин, «В среде умеренности и аккуратности», 1874-1880)

Стихи марий цветаевой

Юрид. адрес : 424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,
ул. Строителей, 95, корп. 102/103, каб. 308

Почт. адрес : 424006, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,
ул. Строителей, 95, корп. 102/103, каб. 308

Тел.: (8362) 600-100

Банк : ОСБ Марий Эл №8614

Электронная почта : Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Стихи Гумилева

Манлий

Манлий сброшен. Слава Рима,
Власть все та же, что была,
И навеки нерушима,
Как Тарпейская скала.

Рим, как море, волновался,
Разрезали вопли тьму,
Но спокойно улыбался
Низвергаемый к нему.

Для чего ж в полдневной хмаре,
Озаряемый лучом,
Возникает хмурый Марий
С окровавленным мечом?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector