Творческий экзамен в вузах

СОДЕРЖАНИЕ

В последние годы список специальностей, для которых вузы вправе вводить дополнительные испытания, расширился — университеты получили больше свободы в выборе формы проведения экзамена. Дополнительное испытание может проходить в форме профессионального экзамена, творческого экзамена или собеседования. Как правило, дополнительное испытание на творческие специальности сводится к творческому конкурсу, который проходит в несколько этапов. Все результаты оцениваются по стобалльной шкале. В одних вузах за допэкзамен максимально можно получить 100 баллов, в других каждый этап оценивается отдельной оценкой и суммарный результат за творческий экзамен может достигать 200-300 баллов.

Таким образом, творческий конкурс имеет значительный вес в общей сумме баллов абитуриента. Нередко результаты дополнительных экзаменов имеют большее значение для зачисления, чем сумма баллов по ЕГЭ. Чтобы хорошо сдать творческий экзамен и повысить свои шансы на поступление, необходимо детально ознакомиться с требованиями проведения экзамена, поскольку в каждом вузе они разные.

Московский архитектурный институт, направление «Архитектура»

Будущие архитекторы проходят два дополнительных испытания: творческое (рисунок) и профессиональное (черчение). Экзамен по рисунку проводится в два этапа: на первом необходимо выполнить рисунок с натуры — за шесть часов изобразить гипсовую модель головы человека с соблюдением пропорций, конструктивных особенностей, деталей, пластики. На втором — сделать композиционный рисунок по ортогональным изображениям геометрических форм: оптимально сгруппировать заданные формы на листе, выполнить легкую протушевку. Испытание занимает четыре часа. Успешно прошедшие оба этапа абитуриенты допускаются к экзамену по черчению, на которым за четыре часа нужно по заданному аксонометрическому изображению на листе чертежной бумаги формата А3, грамотно закомпоновать и построить в карандаше с последующей обводкой тушью три проекции объекта (здания) с показом видимых и невидимых линий. Каждый экзамен оценивается в 100 баллов. Помимо творческих экзаменов для поступление на «Архитектуру» в МАРХИ нужно предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и математике. Допуск к внутренним экзаменам получают абитуриенты, набравшие не менее 36 баллов по русскому языку и 27 баллов по математике. Проходной балл по сумме всех экзаменов в 2018 году составил 320 балла из 400 возможных.

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, направление «Дизайн»

МГХПА им. Строганова — ведущий вуз по всем направлениям дизайна, в результате серьезного конкурсного отбора сюда поступают только лучшие из лучших. Абитуриентов «Строгановки» ожидают крайне насыщенные дополнительные испытания, экзамены занимают в общей сложности семь дней. Поступающие на направление «Дизайн» сдают три экзамена — творческие по рисунку и живописи, и профессиональный — по композиции.

Экзамен по рисунку проходит в течение трех дней. В первый день абитуриентам за восемь часов предстоит выполнить рисунок головы с плечевым поясом, в последующие два дня — рисунок фигуры человека с натуры (обнаженная модель или гипс). За два задания максимально можно получить 50 баллов. Экзамен по живописи — это изображение натюрморта, на него отводится два дня работы по шесть часов ежедневно, максимальная оценка — 50 баллов.

Задание на экзамене по композиции отличается в зависимости выбранного профиля обучения. Например, абитуриентам, поступающим на профиль «Дизайн средств транспорта» необходимо нарисовать перспективное изображение предлагаемого транспортного средства в трех проекциях, а будущие графические дизайнеры рисуют свободную композицию из заданных шрифтовых и растительных элементов. Оценка за композицию — 100 баллов, максимальная оценка за все дополнительные экзамены — 200 баллов.

В 2019 году в академии открыто 145 бюджетных мест для будущих дизайнеров. Помимо дополнительных экзаменов в приемную комиссию вуза нужно подать результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. В 2018 году проходной балл составил 236 баллов из 400.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», направление «Медиакоммуникации»

Медиакоммуникации — новое направление обучения для российской системы высшего образования, первый набор в Высшую школу экономики состоялся в 2015 году. Это программа подготовки творческих менеджеров для современной медиаиндустрии. В 2019 году на направлении открыто 40 бюджетных и 150 платных мест. Поступающие сдают творческий экзамен из двух туров — письменного и устного. Экзамен оценивается в 100 баллов.

Письменный тур длится 2,5 часа и состоит из трех частей. Первые две части представляют собой тест из 12 вопросов, выявляющих знания абитуриента в области культуры, искусства, медиаиндустрии, медиапроцессов и медиатехнологий. Третья часть подразумевает анализ медиапроекта из предложенного списка и содержит 7 вопросов. За выполнение этого задания можно получить максимально 60 баллов. На устном собеседовании приемная комиссия задает абитуриенту вопросы из области аудиовизуальных искусств (кино, телевидения, мультимедиа, литературы, живописи, музыки), а также другие вопросы, раскрывающие общий культурный уровень, понимание профессиональной среды медиа, умение анализировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения в устной коммуникации. На устный тур можно также принести свое портфолио, например, статьи, фотографии, дипломы в области искусств, медиа, ораторского мастерства, свидетельства об опыте создания и ведения собственного проекта (школьный сайт, газета). Опыт работы и наличие достижений не являются обязательными, однако портфолио может быть учтено в оценке за собеседование в виде дополнительных пяти баллов. Собеседование оценивается в 40 баллов.

Помимо творческого экзамена абитуриенты должны предоставить в приемную комиссию «Вышки» результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе и иностранному языку. В прошлом году для зачисления на бюджетное место необходимо было набрать не менее 390 баллов из 400, что является одним из самых высоких проходных баллов среди всех вузов и направлений.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, направление «Журналистика»

Экзамен на журфаке проходит в письменной форме и состоит из двух заданий. Будущие журналисты пишут творческое сочинение на одну из предложенных тем (70 баллов) и выполняют редакционное задание (30 баллов). Так, в прошлом году абитуриентам было предложено две темы сочинения на выбор: «Ключевое сражение в Отечественной войне 1812 года» и «Ответственность личности за свою судьбу». В сочинении необходимо творчески интерпретировать заданную тему, продемонстрировать свою позицию и аргументировать ее, привлекая знания из смежных областей (история, литература, обществознание), показать умение оперировать фактами и комментировать их для раскрытия темы. В редакционном задании предлагается две темы для статьи. Здесь абитуриенту необходимо написать краткое содержание статьи по одной из тем, а также выбрать трех современников события для комментария к статье и задать каждому из них по три вопроса. Темы редакционного задания прошлого года — «Строительство Кремля в XVI веке» и «Запуск программы освоения космоса СССР».

В последние годы журфак не требует в обязательном порядке портфолио публикаций. Однако если вы уже имеете профессиональный опыт, сообщить об этом приемной комиссии не помешает. За творческий экзамен абитуриенты максимально получают 100 баллов и еще 300 баллов можно набрать на ЕГЭ по литературе, русскому и иностранному языкам. Из 400 возможных в 2018 году проходной балл составил 348, что в среднем соответствует 87 баллам за каждый экзамен.

Московский государственный институт культуры, направление «Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Творческий экзамен на направление «Режиссура» проходит в два этапа, на каждом из которых можно набрать 100 баллов. На первом туре оцениваются навыки актерского мастерства. Абитуриент готовит и представляет комиссии стихотворение, басню и отрывок из прозы. Дополнительно можно подготовить концертный номер в любом жанре, раскрывающий музыкальность, пластичность или оригинальность. Комиссия может предложить абитуриенту (сольно или в группе с другими абитуриентами) сочинить и реализовать «этюд» на заданную тему, этим проверяется скорость реакции и способность к импровизации.

На втором туре абитуриент представляет комиссии письменную работу — режиссерский сценарий театрализованного представления или праздника объемом 1–2 страницы текста. Можно выбрать одну из предложенных тем, среди которых — праздник в честь Нового года, 8 марта, Дня города, Дня Победы, выпускного вечера, свадьбы. На собеседовании необходимо ответить на вопросы экзаменаторов, проявить заинтересованность будущей профессией, показать общий уровень эрудиции.

В этом году абитуриенты направления будут претендовать на 20 бюджетных места очного и заочного отделения. Для допуска к творческим экзаменам в приемную комиссию необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку — не менее 40 баллов и литературе — не менее 34 баллов. Проходной балл на «Режиссуру» в 2018 году составил 278 из 400.

Всероссийский государственный институт кинематографии им. Герасимова, специальность «Продюсерство»

Абитуриенты специальности «Продюсерство» в этому году будут претендовать на 15 бюджетных мест очного отделения. Помимо ЕГЭ по русскому языку и литературе будущим продюсерам предстоят два устных тура вступительных испытаний. Каждый тур оценивается по стобалльной шкале, порог положительной оценки — 41 балл.

Первый тур представляет собой профессиональное испытание. Здесь абитуриентам предлагается ответить на заданные в экзаменационных билетах вопросы, содержание которых отражает функциональные обязанности продюсера кино и телевидения, его роль и место в кинопроцессе. При оценке ответов учитывается понимание абитуриентами современных процессов в обществе, экономике, политической жизни, знакомство поступающих с лучшими произведениями отечественного киноискусства, социально-значимыми проектами в области медиа- и телевидения.

На втором туре абитуриенты должны ответить на вопросы по билетам из области изобразительного искусства, музыки, театра, литературы, кинематографа. Также необходимо выполнить творческое задание — подготовить и представить экзаменационной комиссии свои предложения по созданию и прокату аудиовизуального произведения на предложенную тему. За один час, который отводится на подготовку, поступающий должен разработать идею будущего произведения и его сюжет, определить жанр, аудиторию и социальную значимость проекта, обозначить характер съемок и монтажа, а также в общих чертах разработать рекламную и прокатную кампанию фильма. В 2018 году на специальность были зачислены абитуриенты, набравшие не менее 271 балла из 400 возможных.

Эдуард Марцевич

Eduard Martsevich

Эдуард Марцевич – российский актер кино и театра, Народный артист РСФСР, снимавшийся в шедеврах советского кинематографа. Среди них: приключенческая драма Михаила Калатозова «Красная палатка», удостоенная номинации на премию «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм, масштабная историческая мелодрама Сергея Бондарчука «Война и мир», приключенческая драма Александра Павловского «Зеленый фургон», рассказывающая о послереволюционной Одессе, драма Сергея Соловьева «Анна Каренина», а также приключенческий телесериал Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить»

Главные фильмы актера Эдуарда Марцевича

Краткая биография

Родился 29 декабря 1936 года в Тбилиси. Мать мальчика, Нина Алексеевна Саранкина работала в должности суфлера, а отец, Евгений Михайлович Марцевич, был профессиональным актером. Они познакомились, работая в Народном театре. Вскоре после свадьбы молодая семья отправилась на очередные гастроли в составе труппы Бакинского Драматического театра. Эдуард появился на свет как раз в тот момент, когда творческий коллектив работал на одной из тбилисских сцен. Следующие три месяца после рождения Марцевич провел в Грузии, после чего семья вернулась в Баку. Воспитание в актерской семье было связано с постоянным пребыванием за театральными кулисами. С раннего детства Эдуард впитывал окружающую его творческую атмосферу. Когда он немного подрос и осознал стремление пойти по стопам отца, мальчик постарался найти способ приобщиться к творчеству. Марцевич-старший, помимо игры на сцене, вел драматический кружок, созданный при вильнюсском клубе связи. Эдуард записался во все существующие при клубе кружки. Только в драмкружок отец никак не хотел принимать сына. Евгений изменил свое решение только после того, как лично убедился в наличии у ребенка актерского таланта. Со временем отец начал доверять Эдуарду самые ответственные роли.

После окончания школы Марцевич отправился в Москву с целью поступить в театральный ВУЗ. Сначала он попробовал сдать вступительные экзамены в Государственный институт театрального искусства, но к его разочарованию преподаватели из приемной комиссии посоветовали уверенному в себе Эдуарду не искать себя в актерстве. Тогда он обратил свой взгляд в сторону Школы-студии МХАТ, где ему сразу предложили пройти третий отборочный тур. Но в итоге будущий актер остановил свой выбор на Высшем театральном училище им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Марцевич был принят на курс режиссера и актера Константина Зубова. Дипломной работой Эдуарда стал акт из пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». Изначально Марцевич должен был выходить на сцену в образе глухонемого офицера, но в последний момент что-то произошло с исполнителем главной роли, и Эдуард сыграл ее сам. Спектакль имел большой успех, и о юном актере заговорили. Сразу после окончания театрального училища Марцевич добился приглашения в труппу Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Дебютной сценической работой Эдуарда стала роль Гамлета в постановке одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Актерская игра была оценена очень высоко. К этому моменту Марцевич уже успел дебютировать в кинематографе. Первой стала роль Аркадия Кирсанова в экранизации одноименного романа Ивана Тургенева «Отцы и дети», созданной Адольфом Бергункером и Натальей Рашевской. За время своей продолжительной карьеры актер исполнил около ста работ в кино и сыграл более двадцати пяти театральных ролей. Марцевич умер 12 октября 2013 года в возрасте семидесяти шести лет и был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Как поступить в театральный вуз: экзамены для поступления

Чаще всего абитуриентами театральных вузов являются молоденькие девочки лет 16-20. Небольшое количество парней захочет связывать свою жизнь с искусством. Ну а если и захочет, то сделает это легко — конкуренции почти нет.

И принимают парней гораздо быстрее, так как их количество в театральных вузах ограничено, но они очень нужны этому виду искусства.

Вообще, поступление в театральный вуз — это ответственный шаг. Прежде чем его сделать, нужно очень хорошо над этим подумать. Нужно четко знать, с какой целью абитуриент поступает туда, чего он хочет добиться и сможет ли заниматься таким непростым делом, хоть и ужасно интересным. Также важно помнить, что конкурс в любой театральный вуз России составляет примерно 200 человек на одно учебное место. А значит, для того чтобы поступить, надо очень сильно постараться удивить приемную комиссию. Если же решение стать звездой было принято, нужно трезво взглянуть на ситуацию и задаться такими вопросами: что на данный момент умеет абитуриент? Выходил ли он хоть раз в жизни на сцену перед аудиторией? Был ли он в театре? Если все ответы отрицательные, то, скорее всего, будущий студент хочет всего лишь славы, и эта профессия влечет его звездностью. Если же ответы положительные, то стоит попробовать поступить в театральный вуз.

Нужно знать не только, как поступить в театральный, но и какой именно театральный вуз выбрать. Это тоже важный аспект в обучении. Для начала следует определиться с городом обучения: Санкт — Петербург, Москва и так далее. А затем уже не выбирать вуз, а подавать документы во все сразу. Таким образом шансы на поступление хоть в какой-то из них возрастают. Ведь, по сути, не абитуриент выбирает вуз, а вуз выбирает абитуриента. Но перед тем, как документы будут поданы, нужно сдать экзамены в театральные вузы выбранного города. А именно сюда относится творческое выступление перед комиссией. Аттестат и различные справки — это не самое главное в этой профессии, а вот к прослушиванию необходимо подготовиться основательно. Обычно прослушивание состоит из трех туров, но у каждого вуза свои критерии поступления, поэтому их необходимо узнать предварительно.

Прослушивание абсолютно в каждом вузе является главным показателем таланта абитуриента. Поступающий должен будет перед комиссией наизусть прочитать любимые отрывки из стихотворения, басни и прозаического произведения по своему выбору. Но некоторые вузы отличаются требуемыми представлениями. Комиссия может попросить показать пластику или же продемонстрировать вокальные данные. Нужно быть готовыми ко всему. Но любое выступление должно быть качественным, главное — запомниться председателям комиссии. С каждым проходом в следующий тур абитуриент забирается на одну ступеньку выше на пути к поступлению. По результатам трех туров уже можно подавать документы на конкурс.

Теперь стоит поговорить о том, как происходит само прослушивание, и что нужно делать, чтобы запомниться. О дате начала прослушивания можно легко узнать в приемной комиссии вуза, и уже к ней основательно готовиться. В день начала прослушивания нужно прийти пораньше утром. Ведь обычно такие экзамены сдаются в порядке живой очереди, то есть абитуриенты сами составляют список очереди. А поэтому нужно быть готовым к тому, что в театральном вузе будет проведен весь день и вечер. Записав свое имя на бумажку очереди, можно сидеть спокойно и ждать, общаться с потенциальными конкурентами. Только изредка слушать имена тех, кого запускают в экзаменационную аудиторию человек по 5-10. И вот, когда абитуриент с трясущимися ногами будет стоять на сцене, он должен постараться унять свои нервы и отвечать на вопросы комиссии четко и понятно. Ведь от представления себя зависит то, какое впечатление человек оставит. Говорить надо четко и внятно, все слова должны быть громкими. Не надо только лишь при поступлении «умирать» на сцене. После показательного выступления придется подождать пару часов оглашения вердикта. Допустим, что абитуриент прошел в следующий тур. Не надо поддаваться панике. Необходимо готовиться дальше, чтобы быть допущенным к конкурсу.

Конкурс — это самое ответственное мероприятие во всем поступлении. Вот там-то и «летят щепки». Чтобы понять, кто есть кто, председатели комиссии проводят некий коллоквиум с абитуриентами, где они отвечают на поставленные вопросы, а затем пишут сочинение на заданную тему. Вот тут уже нужно постараться отличиться полетом мысли. Но, помимо хорошего владения письмом, необходимо разбираться в театральной терминологии, потому что комиссия будет просто заваливать вопросами «что такое система Станиславского», «кто такой Таиров, и что он сделал? » и тому подобное.

Теперь нужно поговорить о том, как правильно подобрать то или иное стихотворение, басню или прозу. Ведь от выбора программы зависит, выделится ли абитуриент или нет.

Необходимо учить по несколько вариантов каждого типа. В любую секунду комиссия может попросить прочитать что-то еще. А абитуриент не должен растеряться. Самая типичная ошибка поступающего — выбор неподходящего для него материала. Отрывки надо подбирать так, чтобы самому было понятно каждое слово. Но чаще всего поступающие считают, что чем трагичнее материал и больше слез в выступлении, тем лучше. Это банальная ошибка. Не нужно переигрывать на сцене, показывая, какие эмоции поступающий может показать. Он должен преподнести в словах самого себя, а не показные эмоции. Не обязательно читать трагические стихотворения Ахматовой, подойдет и Агния Барто.

Главное — качество, а не жанр. А для того чтобы понять, какой жанр подходит человеку, надо понять свое амплуа. Абитуриент может быть романтическим героем, комедийным. Все это хорошо. И подбирать материал нужно исходя из этого. Подбирать материал нужно короткий и сочный. Комиссия не будет слушать каждого по два часа, поэтому не надо учить отрывки по десять страниц. «Краткость — сестра таланта» — это всегда нужно помнить хорошему театралу. Выбирать нужно сразу тот кусок, который заинтересует, а не читать до него обычный текст и ждать, что вот-вот очередь дойдет до «десерта». Председатели могут просто прервать выступление на этом самом «десерте».

Также не стоит иметь сильное желание выделиться. Многие абитуриенты думают, что, если прочитать неизвестный отрывок, то они запомнятся и поступят. Приемная комиссия — высокообразованные люди, для которых этот «неизвестный» отрывок давно стал классикой. И они сразу поймут, что человек — «выскочка», а таких никто не любит. В общем, можно сказать, что выбирать материал для прослушивания нужно не по мере его красивости и популярности, а по мере его близости к душе читающего.

При поступлении в театральный вуз нужно задумываться не только о театральной части прослушивания, но и о технических моментах. А именно — надо уметь подобрать подходящую одежду. К комиссии надо выходить в обычном повседневном виде. Девушкам обязательно нужно быть в юбке. Но не в мини и не в макси, а в обычной юбке примерно до колен. Так жюри сможет оценить, не слишком ли кривые у нее ноги. Да, это тоже важно в актерской профессии. И тут говорится не о сексуальном аспекте, а чисто о профессиональном. Слишком сексуально не стоит одеваться, ведь это не конкурс красоты, а поступление в высшее учебное заведение. Также внешний вид волос и лица должен быть ухоженным. У девушек — чистые уложенные волосы, у парней — выбритая борода. Одежда чистенькая и поглаженная. Даже если стиль абитуриента — репер с дредами, на это время стоит превратиться в обычного человека. Теперь, что касается макияжа у девушек. Не надо наносить на лицо тонну косметики. Достаточно чуть-чуть туши и румян. Ведь комиссия должна видеть в лицо, кого она принимает на обучение.

Что касается предварительной подготовки к поступлению, то тут все намного серьезнее. Готовиться стоит начинать не за неделю, месяц или полгода до попытки поступить. Намного раньше. Лучше всего за год или два до поступления уже начинать искать «свой» материал, учить его, репетировать, чтобы качественно выступить и не ударить лицом в грязь. Комиссии не нужны наспех прочитанные короткие детские стишки. Поступление в театральный вуз — дело не из легких, к нему следует основательно подготовиться. Готовиться будет правильнее всего со специалистом — репетитором. Именно он может подсказать, куда правильно поставить ударение, где говорить громче, а где стоит выдержать паузу. Тем более, что их услуги в России не такие уж и дорогие, всего 20-30 долларов за 2 часа занятия. Но во время прохождения прослушивая не надо говорить комиссии, что эти занятия имели место быть. Абитуриент должен показать себя уникальным самородком, который всему научился сам. Так привлекательнее для экзаменаторов.

Если варианта заниматься с репетитором нет и не может быть, тут поможет саморазвитие. Читать! Читать! И еще раз читать! Причем не романы Донцовой, а классику. Она научит и правильно формировать мысли, и думать, и общаться с высокообразованными профессионалами театрального искусства. Тем более, это очень интересное занятие даже для саморазвития. Начитанные молодые люди в современном мире — такая редкость, но зато с ними всегда есть о чем поговорить. Это и отличает образованного человека от заядлого лентяя. Поэтому, чтобы удивить жюри, нужно много читать.

Теперь многим стало понятно, как поступить в театральный вуз. Это дело нелегкое, чтобы добиться зачисления, надо хорошенько потрудиться. Талант — это, конечно главное, но об упорстве тоже не стоит забывать.

Как сдать экзамены в театральный ВУЗ

Чтобы свести до минимума элемент случайности, блата или личной неприязни при поступлении в университеты, вступительные экзамены в США, Канаде и некоторых других западных странах принимает не сам университет или колледж, а независимая служба тестирования. А университет только объявляет проходной балл. Это касается и языковых (того же TOEFL), и академических экзаменов.

Тот, кто поступает в университет или колледж на первый курс (программу бакалавра), сдает SAT (Scholastic Aptitude Test). SAT-1 (reasoning test) оценивает общее развитие и быстроту логического мышления, а также знание математики (арифметики, алгебры и геометрии). Для иностранного студента самое трудное в этом экзамене — понимание терминов. Готовиться к экзамену лучше всего по книге Verbal Workbook for SAT-1 (издательства Barren’s). Первая глава книги посвящена описанию экзамена, в ней даются рекомендации по подготовке к нему. Во второй дан тест для самопроверки, который надо успеть выполнить за 30 минут. Затем — упражнения из экзаменов прошлых лет с комментариями. Самый важный раздел в учебнике — словарь SAT. Считается, чтобы успешно сдать экзамен, надо активно владеть 3.000 слов. В завершение приведены варианты тестов с объяснениями, как самому подсчитать результат экзамена.

Второй раздел экзамена, SAT-2, проверяет знания по другим школьным предметам: физике, химии, биологии, истории Америки и т.д. Вопросы теста сильно отличаются от тех, что бывают на вступительных экзаменах в российские вузы: они несложные, никогда не выходят за рамки школьной программы, и никаких олимпиадных задач, требующих незаурядных математических способностей, вам решать не придется. Зато эти вопросы, во-первых, требуют точного ответа, и, во-вторых, их так много, а, значит, отвечать надо так быстро, что экзамен можно успешно сдать только в случае, если школьная программа усвоена «назубок» и в полном объеме.

Очень хорошее руководство по подготовке к SAT-1 и SAT-2 — Cracking the SAT. Оно рекомендуется как будущим студентам, так и школьным преподавателям (особенно если они готовят своих учеников к поступлению в зарубежные вузы). В руководстве даются общая стратегия поведения на экзамене (с чего начинать, как распределить время и силы) и стратегия решения задач каждого раздела.

Поступающие на магистерские программы сдают GRE (Graduate Record Examinations) или GMAT (Graduate Management Admission Test). GMAT сдают поступающие на программу подготовки руководителей бизнеса МВА (Master of Business Administration), и не только в США. Экзамен обязателен для 700 с лишним бизнес-школ в разных странах. Он оценивает общий интеллектуальный уровень, математические и аналитические способности абитуриента. Для сдачи GMAT, кроме английского, требуется знание математики в объеме, лишь немного превышающем программу российской средней школы.

GRE очень похож на SAT: требования к экзаменующимся практически не выходят за рамки школьной программы, но задания чуть труднее. Руководства по подготовке к этим экзаменам выпустило издательство ARCO: одно — ARCO-GMAT SuperCourse, а другое — ARCO-GRE SuperCourse. Общий недостаток книг — относительно небольшое число упражнений. Зато много теории, и их можно использовать как учебники.

Юристы и медики, поступающие на магистерские программы, сдают специальные экзамены. Юристы сдают LSAT (Law School Admission Test). Экзамен разработан Советом юридических школ (The Law School Admissional Council) и признан более чем 100 юридическими высшими школами США и Канады. Во время экзамена надо написать сочинение и ответить на вопросы по пяти разделам. Подготовиться к экзамену можно по учебнику Cracking the LSAT (издательство Princeton).

Будущие магистры-медики должны сдать тест МСАТ (Medical College Admission Test). В тест входят вопросы по математике, физике, химии, биологии, физиологии. Издательство Kaplan выпустило учебник и компьютерную дискету МСАТ — all-in-one. Это не только учебное пособие, но и справочник для поступающих в медицинские школы и отделения университетов: в нем вы найдете список лучших медицинских учебных заведений, правила поступления в них, образцы заявлений и регистрационных форм и так далее.

Для тех, кто еще не решил окончательно, на какую магистерскую программу поступать, есть универсальный учебник: ARCO GRE-LSAT-GMAT-МСАТ. Здесь — сводная информация по экзаменам и особенностям подготовки к ним.

Как их сдают

Все американские экзамены устроены как multiple choice examination. Вам предлагаются вопросы, на каждый вопрос даны 4 ответа. Вы должны определить (скажем, пометить крестиком) правильный ответ. Если вы правильно отвечаете на все вопросы, вы получаете определенное количество (обычно 800) баллов. Если вы ответили неправильно на один вопрос — потеряете 10 баллов. Если не отвечаете на вопрос вообще — пропадают 8 баллов. Так что если не уверен в ответе, то неизвестно, что лучше — рискнуть и ответить наугад (при удаче сохранив 10 баллов) или же не отвечать совсем и наверняка потерять лишь 8. Главная сложность всех экзаменов: вопросов так много, что думать над ответом некогда — надо уложиться в строго ограниченное время.

Недаром авторы пособия по подготовке к одному из экзаменов утверждают: «Тест не проверяет, глуп ты или умен. Он проверяет лишь твою способность сдавать подобные тесты. И если ты разочарован результатом, не думай: «я глуп», а скажи себе: «я должен еще позаниматься».

На компьютере — легче и быстрее

Чтобы сдать основные академические экзамены, вовсе не нужно ехать в США. В России и странах СНГ экзамены SAT, GRE, GMAT и LSAT проводит американская неправительственная организация АСПРЯЛ (Ассоциация преподавателей русского языка и литературы). Нашему соотечественнику, чтобы сдать экзамен, нужно получить в Американском образовательном центре регистрационный лист, заполнить его и отправить вместе с чеком об оплате экзамена в региональный центр, который находится в Нидерландах (полный адрес — на самом регистрационном листе).

В октябре 1997 года в США впервые появилась возможность сдавать американский магистерский экзамен Graduate Management Admission Test на компьютере. Ненамного отстал от него и Graduate Record Examination (general). Он стартовал в ноябре того же года. В 1999 году Служба образовательного тестирования (американская организация, ответственная за проведение экзаменов как в США, так и по всему миру) планировала полностью перейти на компьютерную форму проведения этого экзамена, отказавшись от формы традиционной — бумажной. GRE (subject), LSAT и вступительные экзамены на бакалаврские программы — SAT-1 и SAT-2 — пока проводятся в традиционной, «бумажной» форме.

Даже для жителей США электронные тесты гораздо удобнее традиционных. Хотя бы потому, что если стандартные академические тесты проводились только четыре раза в год, их электронная версия доступна абитуриенту почти в любой день — причем не только в США, а в любой точке планеты (лишь бы там существовала организация, отвечающая за проведение экзаменов). В отличие от почты, пусть даже очень хорошей, компьютерная сеть работает практически без задержек по времени, немедленно выдает результат проверяющим, которые, в свою очередь, могут быстро (за 10-15 дней) переслать их экзаменуемым. Кроме того, результат теста можно увидеть на экране сразу же после сдачи теста: компьютер сам посчитает заработанные очки.

Еще более очевидны — по тем же причинам — преимущества электронных экзаменов для граждан, живущих вне США. В России компьютерные тесты можно сдавать в АСПРЯЛе практически в любое время (график приема компьютерных экзаменов меняется, поэтому его лучше уточнить, позвонив в АСПРЯЛ).

Сдать экзамены, которые пока принимают «старым способом» — на бумаге, сложнее — принимают их только несколько раз в год. Экзамены SAT-1 и SAT-2 в этом учебном году сдавали в октябре, ноябре, декабре и январе и еще можно будет сдать 1 мая и 5 июня. GRE (subject) и LSAT принимают лишь 4 раза в год (ближайший экзамен GRE (subject) — 10 апреля).

Очень важна качественно новая структура компьютерного теста. Теперь первый вопрос экзамена (средней сложности) определяет сложность всех последующих. Если вы отвечаете на него правильно, то компьютер выдает вам вопрос посложнее — и так далее по нарастающей. Если же нет — на экране появляется вопрос полегче, но баллов у вас, само собой, уже будет меньше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: