Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии

Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Пушкин — необычное явление в русской литературе. Вот как оцени вает творчество Пушкина Белинский: «Это был. не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная.» Литературное наследие Пушкина очень велико. Александр Сергее вич много говорил о русских поэтах, творчество которых вдохновля ло его, а сами они одобрили Пушкина «приветливым вниманием Сов- ременники Пушкина Дельвиг, Языков отмечали ,что в поэзии их счас тье, жизнь и любовь. Вот так и Пушкин рано начал задумываться о своем назначении. Положение поэта в современной ему действительности было очень сложно: свободолюбивых и правдивых поэтов преследовали, а цар ских превозносили, потому что они восхваляли и всю его родовитую знать. В стихотворении «Эхо» Пушкин пишет,обращаясь к поэту:

На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдругя.

Этим он хочет сказать, что сердце свободного поэта откликается случившееся. Но в конце стихотворения Пушкин пишет:

Тебе ж нет отзывая.

Нотки горести и грусти звучат в этих словах. Здесь Пушкин хочет сказать, что поэт отзывается на все случившееся, но не находит отклика в сердцах других. Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для всех. Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли звучат в стихотворении «Порок». О чем оно? О перерождении поэта. Поэт, томимый духовной жаждою, превращается во всеведующего пророка. Вот так Пушкин описывает превращение:

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся оня.
Моих ушей коснулся оня..
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословый,и лукавый.
И жало мудрыя змеи.
И он мне грудь рассек мечем
И сердце трепетное вынул.

Что произошло после «прикосновения шестикрылого серафима» к поэту? У поэта появилась острота зрения:

Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Появилось умение видеть жизнь во всем её многообразии:

И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы призябанье.

Поэт стал мудрым:

И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой.

Вместо человеческого трепетного сердца у поэта теперь «угль,пылающий огнем». Сначала поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью писать:

Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился.

«Шестикрылый серафим»изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но он не сделал ещё из него поэта:

Как труп в пустыне я лежал.

Но потом свершилось чудо: поэт стал пророком. Теперь он все видит, все слышит, все знает, он правдив, справедлив и живёт для народа. Его слово будет жечь сердца людей:

И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань пророк и виждь,и внемли,
Исполнись волею моей
И,обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»

Таким образом,в стихотворении «ПРОРОК» поэт выразил свои мысли о назначении поэта и поэзии.

Пропасть между поэзией и жизнью растёт в представлении Пушкина. В его стихах мы видим противопоставление света общества поэту, Который является носителем высоких идеалов. Эти идеалы обществу недоступны. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «ПОЭТ»:

Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы.

В стихотворении «ПОЭТ», откуда взяты эти строки, содержится изображение конкретной действительности. Пушкина насильно тянули в «забавы мира». Сытый, надушенный, этот мир был сборищем злодеев и сплетников. А поэзию ценили или молодые вертопрахи, или бездарное дворянство. Они были слишком утомлены трудами и слишком осторожны, чтобы изливать свои мысли о поэзии.

Толпа требует, чтобы поэт давал уроки ближнему, а сами учат его пресмыкаться, безразлично относиться к людям. Эта публика выступает в роли ценительницы произведений Пушкина, поэт ненавидел её:

Несносен мне твой ропот дерзкий
Ты червь земли,не сын небес.

Сколько негодования, презрения звучит в стихотворении «ПОЭТ И ТОЛПА»!

Мы малодушны,мы коварны,
Бесстыдны,злы,неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники,рабы,глупцы
Гнездятся клубом в нас пороки.

Каждое слово-проклятье, каждое слово-пощечина. Пушкин создавал бессмертные вещи, а о нем писали- «совершенное падение». Ничего другого не оставалось Александру Сергеевиче, как провозгласить в стихотворении «ПОЭТУ»:

Поэт,не дорожи любовию народной,
Восторженных похвал пройдет минутный щум:
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд,спокоен и угрюм.

Поэт мечтает много для себя, а печатает стихи по неволе, для денег: Пушкину не хочется являться перед публикой, которая его не понимает:

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.

И только перед самой смертью, в «Памятнике» Пушкин с гордостью и удовлетворением предвидит, что к поэзии его «не зарастет народная тропа». Пушкин радуется, что он будет бессмертен. Права на бесмертие он видит в своих стихах и в человеческих качествах, которыми он обладал.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к подшим призывал.

Такими достоинствами мог гордиться не только Пушкин, но и любой другой человек. Пушкин уверен, что народ сохранит его в своей памяти, о чем искренне пишет в стихотворении. Дальше Пушкин гово рит о более серьезной заслуге: «. чувства добрые я лирой пробуждал. «. «Чувства добрые» — это уважение к человеку. В стихотворении очень важна мысль о свободе: «В мой жестокий век восславил я свободу». Народ задавлен и порабощен. Стихотворение «Памятник» купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Мои Пушкин

То Пушкин, наш поэт великий,

Задумчиво явился нам
И утешеньем, и уликой

Наставшим смутным временам.

Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного пространства. Когда-то он посвятил Жуковскому следующие строки:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

Я отношу эти строки к самому автору, весь мир поэзии поэта бесконечно близок и дорог мне. У каждого из нас — свой Пушкин. Помню тихий, напевный звук мамы:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Сказать, что это произведение мне просто понравилось, значит не сообщить ничего. Я была в восторге и просила маму перечитывать мне сказку снова и снова, пока наизусть не заучила понравившиеся мне строки:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

— «Кабы я была царица,

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

В своих мечтах я представляла, что и у меня есть такой же прекрасный град с дворцами, теремами, садами.

С годами я взрослела и открывала для себя нового Пушкина.

В его стихах и поэмах мудрость, улыбчивость, нравственная высота, на которой нет места зависти, жадности, глупости, того, чем изобилует жизнь.

Я настолько прониклась поэзией Пушкина, что мое мироощущение стало до удивления совпадать с настроением поэта. В светлые дни осени я возвращаюсь к Пушкину. Его мир лишен резких очертаний — во всем видна рука гения: небеса светлы и высоки, суть человеческая легка и полна, сквозь прозрачный воздух и свет тонко прорисован смысл бытия. Я живу в эти дни и наслаждаюсь их полной свободой. Я погружаюсь в строки, омывающие душу чистой и прозрачной печалью:

Унылая пора очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Пушкин был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

Александр Сергеевич влюблялся, но взаимности не находил.

Переживания претворились чуть ли не в самые поэтические строки в мировой литературе:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

О, если бы в нашей жизни было такое благородство чувств!

Судьба коварна, и очень часто счастью не дано осуществиться и любимым лучше расстаться:

Но ты забудь меня, мой приятель,

Забудь меня, как забывают

Томительный печальный сон,

Когда под утро отлетают И тень и.

Пушкин был проницателен и как никакой прочий поэт мог отразить красоту женщины:

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сиянье исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце ни питал

Ты сокровенное мечтанье, —

Но, встретясъ с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Перед святыней красоты.

Пушкин зорко видел всю окружающую его жизнь и внимал ей. Его произведения как раз поэтому так близки мне и многим читателям. Он смог «жить, чтоб мыслить и страдать» и, читая его строки, мы мыслим и страдаем сообща с Пушкиным.

По-моему, не понимать поэзию Пушкина — значит быть бездуховным человеком. Погибнет пушкинское слово — погибнет Духовность, броня от зла. Прозреть, вернуться к истине призывает нас великий гений земли Русской Александр Сергеевич Пушкин:

Чем мне дорог пушкин сочинение

В лирике Пушкина с удивительной поэтической силой раскрываются богатство и одаренность его натуры. Среди многих талантов, щедро отпущенных ему природой, есть талант любить, видеть и ощущать красоту, высоко ценить одно из самых сильных и прекрасных человеческих чувств.

Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека.

Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что «любви все возрасты покорны». Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека. Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.

Юношеское стихотворение «Желание», написанное в лицейские годы, передает только одну грань этого чувства &#151 печаль, уныние, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее.

Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

Значит, даже само страдание любви способно одухотворить жизнь человека &#151 в этом смысл стихотворения.

Проходят годы. Меняется восприятие любви поэтом. Новое звучание этой темы мы встречаем в стихотворении «Редеет облаков летучая гряда. » В нем соединяются две равноценные могучие стихии &#151 природа и любовь. Величественный, полный гармонии пейзаж напоминает о любви.

Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.

Здесь любовь &#151 уже не источник страдания, а источник самой жизни, в которой человеку предстоит испытать и радость, и горе, и тревоги, и несвободу. Что же поможет ему противостоять гонениям судьбы? Конечно, любовь, которая может творить чудеса. Именно таков смысл замечательного пушкинского шедевра «Я помню чудное мгновенье». Оно написано под впечатлением встречи поэта в Михайловском с А. П. Керн, с которой он познакомился в Петербурге и которая произвела на него незабываемое поэтическое впечатление. Одиночество ссылки, «мрак заточенья», однообразие пустых унылых дней, казалось, смогли убить любовь.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Вместе с любовью гибнет и душа поэта. Но новая встреча с «гением чистой красоты» совершает настоящее чудо &#151 воскрешает любовь, которая несет с собой творческое вдохновение, ощущение полноты жизни.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении «Мадонна», посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви, которое находит выражение в небольшом стихотворении «Я вас любил». Оно передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставанием с женщиной, любовь к которой «угасла не совсем», благодарность за те счастливые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то любимой женщине счастья и любви с другим.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Мои Пушкин (1)

То Пушкин, наш поэт великий,

Задумчиво явился нам

И утешеньем, и уликой

Наставшим смутным временам.

Каждый человек живет в своем отрезке времени. У каждого из нас — свой Пушкин. Александр Сергеевич для меня — поэт вечного пространства. Когда-то он посвятил Жуковскому следующие строки:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

Я отношу эти строки к самому автору, весь мир поэзии поэта бесконечно близок и дорог мне. У каждого из нас — свой Пушкин. Помню тихий, напевный голос мамы:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Сказать, что это произведение мне просто понравилось, значит не сказать ничего. Я была в восторге и просила маму перечитывать мне сказку снова и снова, пока наизусть не заучила понравившиеся мне строки:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

“Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир”.

“Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна”.

— “Кабы я была царица,

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

В своих мечтах я представляла, что и у меня есть такой же прекрасный город с дворцами, теремами, садами.

С годами я взрослела и открывала для себя нового Пушкина.

В его стихах и поэмах мудрость, улыбчивость, нравственная высота, на которой нет места зависти, жадности, глупости, того, чем изобилует жизнь.

Я настолько прониклась поэзией Пушкина, что мое мироощущение стало до удивления совпадать с настроением поэта. В светлые дни осени я возвращаюсь к Пушкину. Его мир лишен резких очертаний — во всем видна рука гения: небеса светлы и высоки, душа легка и полна, сквозь прозрачный воздух и свет тонко прорисован смысл бытия. Я живу в эти дни и наслаждаюсь их полной свободой. Я погружаюсь в строки, омывающие душу чистой и прозрачной печалью:

Унылая пора очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Пушкин был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

Александр Сергеевич влюблялся, но взаимности не находил.

Переживания претворились едва ли не в самые поэтические строки в мировой литературе:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

О, если бы в нашей жизни было такое благородство чувств!

Судьба коварна, и очень часто счастью не дано осуществиться и любимым лучше расстаться:

Но ты забудь меня, мой друг,

Забудь меня, как забывают

Томительный печальный сон,

Когда под утро отлетают И тень и.

Пушкин был проницателен и как никакой другой поэт мог отразить красоту женщины:

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сиянье исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце ни питал

Ты сокровенное мечтанье, —

Но, встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Перед святыней красоты.

Пушкин зорко видел всю окружающую его жизнь и внимал ей. Его произведения именно поэтому так близки мне и многим читателям. Он смог “жить, чтоб мыслить и страдать” и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.

По-моему, не воспринимать поэзию Пушкина — значит быть бездуховным человеком. Погибнет пушкинское слово — погибнет Духовность, защита от зла. Прозреть, вернуться к истине призывает нас великий гений земли Русской Александр Сергеевич Пушкин:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: