Своеобразие романтизма в творчестве Эдгара По

Эдгар По – чрезвычайно яркая фигура в мировой литературе. Его поэзия в значительной мере повлияла на творчество поэтов разных народов, но на родине, в Америке, его стихе долго не понимали и не признавали. Его прозаические произведения стали подпочвам новых жанров, детективного и научно-фантастического, поэтому Ж. Верн и Г. Веллс считали его своим учителем. Его психологические новеллы заложили основания психологической прозы. Его критические работы оказывали содействие формированию американской национальной литературы.

Поэзия раскрывает идеалы прекрасного, что создаются в воображении поэта. Цель его творчества – создать особый залог эмоционального подъема, в котором возможное мгновенное прозрение

Еще ярче своеобразность романтизма американского писателя оказалась в его прозаических произведениях. Э. По отдавал предпочтение небольшим за размером жанрам – новелле и рассказу. Он считал, что большое произведение, которое нельзя прочитать сразу, не с такой силой влияет на читателя, так как целостность произведения поднимается. В прозе он поставил проблему столкновенья сознания человека с реальностью.

Э. По верил в Ум. Он считал, что только ум может вывести человека из трагических противоречий современности. В этом тоже заключается своеобразность его романтизма, недаром его называли рационалистом в романтизме.

В рассказе «Маятник и пропасти» По исследует чувство ужаса, которое охватило душу героя, и способность ума мыслить, смотря у лицо смерти. Душа героя пришла в ужас от стычки с миром, в котором для нее, души, нет места, но ум настойчиво ищет выход даже из явным образом безнадежного положения. Человек может мыслить и должен это делать. Счастливый конец этого рассказа – это награда ума человека. Героя спасли от смерти и истязаний инквизиции французские войска, которые вошли в город. Но если бы не его способность рационально мыслить, то он погиб бы от истязаний или от страшного маятника, или упал бы у пропасть.

Рационалистическое направление романтизма По еще ярче оказалось в «логических» рассказах, которые начали детективный жанр. В рассказе «Золотой жук» рассказ ведется от первого лица, имя которой автор не называет, так как рассказчик олицетворяет типичное мышление, присущий большинству людей. Главного героя Вильяма Леграна автор наделяет выдающимися логическими способностями. Э. По интересует человек, процесс ее мышления, возможности ума. Рассказчик и Легран стали свидетелями одной и той же события. Но рассказчик не обратил внимание на некоторые мелочи, которые помогли Леграну раскрыть тайну пиратского сокровища.

Таким образом, своеобразность романтизма Э. По заключается в осознании силы эмоционального влияния слова, художественного произведения на читателя. Осознав это, По стремится подчинить эту силу, рассчитать ее, направить ее средствами художественной выразительности. Романтические герои Е. По, в отличие от большинства подобных героев того времени, живут в реальном, современном авторе миру. Их романтическая исключительность скрыта в их внутреннем миру, в их возможностях ощущать и мыслить.

В чем секрет любовных романов?

Настоящий феномен последних десятилетий – короткие любовные романы. Эти душещипательные истории стали настоящими хитами продаж, 90 % женщин привлекают любовные страсти, интриги сюжета и счастливый конец историй.

Причем кому-то удобно на досуге достать из сумочки небольшой томик, кто-то предпочитает читать такие книги онлайн, подборку любовных романов можно скачать бесплатно на разных сайтах. Каких авторов читают чаще, какие ресурсы популярнее и удобнее – познакомьтесь с нашим обзором.

Секрет популярности

Сколько бы критики не сыпалось в адрес коротких женских романов, аудитория поклонниц не уменьшается. Пусть дурной вкус, примитив и пошлость, но ведь про любовь!

Про красивые чувства, которых в реальной жизни катастрофически не хватает, как и простого душевного тепла, ласки и нежности, заботы и понимания.

Многие не встретили в реальности настоящего героя, а романный мужчина – просто образец, практически идеал.

Главный секрет популярности короткого женского романа в том, что он представляет формулу дамского счастья – из романтических, затем сексуальных отношений рождается любовь, обязательно заканчивающаяся браком.

Настоящее спасение уставшей от обыденности женщины — читать короткие любовные романы онлайн бесплатно.

Кстати, у нас наибольший интерес к жанру коротких любовных романов проявляют замужние дамы средних лет, в основном жительницы городов, имеющие средний доход.

В США самая массовая аудитория поклонниц этого жанра — образованные женщины, имеющие семью.

Где почитать про любовь

Короткие любовные романы читать онлайн – такую возможность дают многие ресурсы Интернета.

1. Электронная библиотека book-online.com.ua

Этот портал предлагает любителям любовных историй читать книги онлайн. Зарегистрированные пользователи могут оставлять свои отзывы. Функция поиска достаточно удобна, указан рейтинг статей, есть рубрики «Топ-100» и «Новые поступления».

Лидер рейтинга этого сайта — книга Мишель Рид «Жених ее подруги».

Как же хорош жених у лучшей подруги! Это Лиззи понимает, впервые увидев богатого красавца Люка. Что делает девушка? Правильно, влюбляется без ума, но даже себе самой боится в этом признаться. Но судьба сама идет навстречу героине – подруга-невеста сбегает накануне свадьбы, Люк принуждает Лиззи выйти за него замуж. Но почему заставляет, ведь девушка влюблена?

Не все так просто – узнать истину можно, если читать короткие любовные романы онлайн бесплатно.

Автору этого бестселлера, родом из британского Манчестера, суждено было стать писателем. Ведь ее мама, имея пятерых отпрысков и весьма скромный достаток, сама очень любила книги и прививала детям любовь к чтению.

Мишель пыталась написать роман в детстве, но прошло много лет, прежде чем ее книги стали любить и читать онлайн. Популярным автором миссис Рид стала, будучи матерью семейства и почти бабушкой.

Из всех писателей, представленных в электронной библиотеке, наибольшей популярностью в категории «Короткие любовные романы» пользуется Линн Грэхем и ее «Благородный соблазнитель».

Страсти в романе кипят нешуточные, а сюжет полон хитросплетенийздесь и соблазнение арабским принцем Джасимом няни своего ребенка, англичанки по имени Элинор, и пылкие чувства девушки, и недоверие знатной особы. Да еще и беременность Элинор усложняет отношения этих двоих…

Ох уж эти короткие любовные романы — чтобы узнать, счастливый ли конец у этой истории, нужно читать онлайн про благородного соблазнителя в электронной библиотеке book-online.com.ua.

2. Электронная библиотека RuBooks.org

Что ресурс предлагает читателям? Короткие любовные романы читать онлайн бесплатно, возможность добавить в библиотеку книгу в формате .fb2.

Книги сгруппированы по жанрам и сериям, есть функция поиска, формат чтения вполне комфортный.

Топ-5 самых популярных женских романов этого сайта:

    Дайан Левинг «Очаровательная замарашка»

Эбби Грин «В любовной западне»

  • Мадлен Кэр «Секретарша миллиардера»
  • Если вы надумаете читать онлайн бесплатно эту книгу, вы узнаете: путь к счастью тернист и запутан – с этим пришлось столкнуться бедной Эми. Убежать подальше от жестокого предателя, чтобы обрести душевное равновесие в чужой стране, – так решает девушка, не подозревая: ее ждет новое испытание в лице миллиардера Антона, ставшего начальником Эми.

    • Линн Грэхем «Охотница за любовью»
    • Линн Грэхем «Страсть сжигает все преграды»

    И вновь миссис Грэхем – чем знаменита эта писательница? Возможно, вам встречались книги авторов Джоанны Рид, Хельги Нортон, Тори Куинсли. А это всё она — британка Линн, пишет под разными псевдонимами, тиражи зашкаливают за 10 миллионов. И когда эти женщины всё успевают – у Линн Грэхем пятеро детей, причем четверо приемных. Кроме создания книг, которые активно читают онлайн, она увлекается садоводством и кулинарией.

    Короткие любовные романы читать онлайн – так приятно окунуться в мир чужих страстей, сопереживать героям и мечтать о красивой любви.

    3. Любовный роман. Бесплатная библиотека романтической литературы

    На этом сайте вы можете бесплатно скачать книги, оставить свой комментарий на форуме. В библиотеке 6009 книг в жанре «Короткие любовные романы».

    Самый популярный автор, представленный на ресурсе, – Кара Колтер. Забавно, но до создания коротких любовных романов уроженка Канады писала учебную литературу и даже проповеди! Она живое доказательство того, что мечты сбываются, – Кара счастливо живет вместе со своим супругом, имеет троих детей и внука. Всё прямо как у героинь любимого жанра.

    «Маленькая колдунья», «Возмутитель спокойствия», «Дурнушка Кейти», «Любовный напиток» – короткие любовные романы, которые вы можете скачать бесплатно и наслаждаться увлекательным сюжетом.

    4. Онлайн-библиотека любовного романа Love-Library.ru

    Короткие любовные романы читать онлайн и скачивать бесплатно – ресурс предлагает своим пользователям волнующие истории о любви, обсудить которые можно на форуме.

    Есть возможность скачивать аудиокниги, пройдя быструю регистрацию на сайте.

    В жанре «Короткие любовные романы» рекомендуем книги Марии Митрофановой «Мышка-норушка», «Максимальные каникулы», «Каково быть принцессой».

    5. Rulit

    Более 7 тысяч книг жанра «Короткие любовные романы» вы можете читать онлайн или скачивать бесплатно в любом формате.

    Удобный поиск по автору, по серии, по жанру.

    Рекомендуем книгу Анны Валентиновой «Любовь на выходные»: приключения девушки Вари, собравшейся весело отдохнуть в уик-энд со своим кавалером. Но планы парочки нарушает хозяин дома, где двое планировали неплохо провести время.

    Где еще можно читать онлайн и скачивать бесплатно – это предлагают порталы ЛитМир, Большая бесплатная библиотека, ЛитРес, Альдебаран.

    Каких авторов почитать – Барбару Картланд, Джулию Джеймс, Джуд Деверо, Миранду Ли, Машу Трауб, Олега Роя, Татьяну Веденскую.

    И пусть маститые критики ругают «чтиво», как презрительно именуются короткие любовные романы, но никто не отнимет у женщин возможность выбирать книги по душе и читать онлайн, скачивать бесплатно или перелистывать одну за другой страницы заветного томика.

    Чехов Антон Павлович

    «Назовите мне хоть одного корифея нашей литературы,
    который стал бы известен раньше, чем не прошла по земле слава,
    что он убит на дуэли, сошёл с ума, пошёл в ссылку, не чисто играет в карты!»

    Русский врач (по образованию), писатель и драматург. Родился в Таганроге. Дед писателя Егор Михайлович Чехов в 1841 году выкупил из крепостных себя, жену и троих сыновей…

    А.П. Чехов, работая врачом, публиковал в юмористических изданиях, по собственному наименованию, «мелочишки» под псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Брат моего брата», «Врач без пациентов», «Прозаический поэт», «Человек без селезёнки» и т.п. В 1886 году А.П. Чехов, получил письмо от литератора Д.В. Григоровича, с упрёком, что растрачивает свой талант на «мелочишки»: «Голодайте лучше, как мы в своё время голодали, поберегите Ваши впечатления для труда обдуманного […] Один такой труд будет во сто раз выше оценен сотни прекрасных рассказов, разбросанных в разное время по газетам…» Вероятно, это письмо, так или иначе, повлияло на дальнейшее творчество А.П. Чехова и он перешёл к более серьёзным произведениям.

    В 1892 году, уже будучи известным писателем, А.П. Чехов купил запущенную усадьбу в селе Мелихове (под Серпуховым). Во время холерной эпидемии он работал здесь земским врачом, обслуживал 25 деревень. Открыл на свои средства в Мелихове: медицинский пункт, построил 3 школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай, участвовал в прокладке шоссейной дороги, добился открытия почты и телеграфа на железнодорожной станции, организовал посадку тысячи вишнёвых деревьев для засева голых лесных участков. Примерно в это же время он принял участие в создании общественной библиотеки в родном Таганроге, куда пожертвовал более 2000 книг, а впоследствии постоянно отсылал в библиотеку закупаемые им книги…

    «Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям, — интеллигенты или мужики, — в них сила, хотя их и мало. Несть праведен пророк в отечестве своём; и отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука всё подвигается вперёд и вперёд, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т. д. и т. д. — и всё это делается помимо прокуроров, инженеров, гувернёров, помимо интеллигенции en masse (в целом – Прим. И.Л. Викентьева) и несмотря ни на что».

    Письмо А. Чехова — И. Орлову, 1899 г./ Чехов А.П., Полное собрание сочинений в 30-ти томах, Том 8, М., «Наука», 1980 г., с.101.

    Интересно, что «Один из героев Чехова говорит: «Веровать в бога нетрудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и Аракчеев. Нет. Вы в человека уверуйте!» (слова, которые оказались выброшенными не только редактором «Русских ведомостей» в 1894 году, но почему-то и в издании 1956 г.). В чеховскую эпоху, начавшуюся с мрачных восьмидесятых годов, непросто было «уверовать» в человека, как, впрочем, уже трудно было верить и в бога. Однако слово героя, разумеется, не вмещает в себя всей полноты смыслов «слова» авторского. Одной «веры» в человека Чехову было мало, ему необходимо доподлинное знание, постижение всей сложности человека — без иллюзий, без «идолопоклонства».
    Именно об этом — «Рассказ старшего садовника», из которого взяты приведённые выше слова».

    Колобаева Л.А., Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков, Изд-во МГУ, 1990 г., с. 37.

    А.П. Чехов «… действительно радовался от всего сердца всякому таланту, и не мог не радоваться: слово «бездарность» было, кажется, наивысшей бранью в его устах. К своим же успехам и неуспехам он относился так, как мог относиться только он один».

    Бунин И.А. , О Чехове / Собрание сочинений в 9-ти томах, Том 9, М., «Издательство художественная литература», 1967 г., с. 185-186.

    А.П. Чехов написал около 900 произведений: рассказов, пьес.

    Трудный путь домой: И.А. Гончаров и Православие. Часть 1

    Симбирск многими нитями был духовно связан с преподобным Серафимом Саровским. Многие горожане, начиная с 1815 года, когда преп. Серафим вышел из затвора, получали у него духовное окормление. Духовный писатель С. Нилус отмечает, что к 1816 году, когда Н.А. Мотовилов впервые попал с матерью к преподобному, «слава отца Серафима… гремела по всему верующему Тамбовскому и Средне-Поволжскому краю» (Там же. С. 110). Конечно, слышали о нем и в глубоко религиозной семье Гончаровых. Кроме того, в Симбирскую губернию, в Алатырский мужской монастырь, предполагалось однажды назначить архимандритом батюшку Серафима. И хотя он остался в Сарове, все же сказал, что в Алатыре будет присутствовать духом (это и до настоящего времени помнят монахи Алатырского монастыря). Здесь же, в Симбирске, подвизался блаженный Андрей, симбирский чудотворец, о котором хорошо знал преподобный Серафим.

    В «Сне Обломова» романист описывает родной город как место сна и покоя, место, в котором царит религиозный обряд, прикрывающий, по сути, полуязыческое отношение к жизни. Здесь на первый план выступают сон и еда: «Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Вся эта картина как будто списана с жизни самого Гончарова в родном доме. Здесь тоже царили довольство и достаток: «Дом у нас был, что называется, полная чаша, как, впрочем, было почти у всех семейных людей в провинции, не имевших поблизости деревни. Большой двор, даже два двора, со многими постройками: людскими, конюшнями, хлевами, сараями, амбарами, птичником и баней. Свои лошади, коровы, даже козы и бараны, куры и утки – все это населяло оба двора. Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Однако рядом с этим довольством – празднословие, пересуды, равнодушное отношение к ближнему (всем селом пошли посмотреть на упавшего в бессилии больного человека, потрогали вилами и ушли!). Язычество, чудным образом уживавшееся с православным обрядом, конечно, должно было произвести на будущего писателя глубокое впечатление. И все-таки Симбирск в целом был в религиозном отношении городом небезблагодатным. Некоторое исключение составляла только городская дворянская элита.

    Детство Гончарова прошло в семье со строгими православными традициями. Его отец, Александр Иванович (1754–1819), был довольно зажиточным купцом, хлеботорговцем, владельцем свечного завода. Неоднократно избирался он симбирским городским головой. В 1803 году, овдовев, женился на купеческой же дочери Авдотье Матвеевне Шахториной (1785–1851). О своей матери Гончаров вспоминал как о «необыкновенно умной, прозорливой женщине», она была для детей нравственным авторитетом, перед которым они «склонялись с не нарушенным ни разу уважением, любовью и благодарностью». Семья получилась немаленькая: кроме Гончарова, было еще трое детей. Брат Николай (1808–1873) стал учителем гимназии, а в конце 1850 – начале 1860-х годов – редактором газеты «Симбирские губернские ведомости». Были еще сестры: Александра (по мужу Кирмалова, 1815–1896) и Анна (по мужу Музалевская, 1818–1898). Биограф Гончарова отмечает, что брату и сестрам писателя была присуща «глубокая религиозность, крепко соединенная с обрядностью, как и привязанностью к старому русскому быту вообще» (Лит. наследство. Т. 102. М., 2000. С. 580). После смерти Александра Ивановича воспитывал детей их крестный отец, отставной моряк, дворянин Николай Николаевич Трегубов. О нем нужно говорить особо.

    Отец Гончарова, по некоторым сведениям, был старообрядцем и человеком, жившим в традициях христианского благочестия (Суперанский М.Ф. Болезнь Гончарова. Лит. наследство. Т. 102. М., 2000. С. 577). До нас почти чудом дошли некоторые семейные реликвии Гончаровых, много говорящие о духовном настрое семьи. Чего стоят свидетельства одного лишь семейного «Летописца»! Дед писателя по отцу Иван Иванович Гончаров в 1720-х годах взял на себя своего рода духовный подвиг: несколько лет переписывал книгу «Страсти Христовы». В этом книжном памятнике подробно описывались последние дни жизни Иисуса Христа. Нет сомнения, что еще в детстве маленький Ваня Гончаров и держал в руках, и слышал чтение этой дедовской книги. Можно себе представить, что чувствовал и переживал впечатлительный мальчик, когда кто-нибудь из взрослых читал: «Наутрие же в пяток поведоша Господа нашего Иисуса Христа на двор к Каиафе архиерею и возложиша на него великия железа на шию его и руце и приведоша его во двор Каиафе и тогда собрашася окаянии жидове малие и велице и с великою радостию яко во своих руках имеют его начаша его бити по ланитам и пхаху и плеваху аки в простое лице и в пречистые его очеса и во святыя уста…» (Летописец семьи Гончаровых. Ульяновск. 1996. С. 307). И какой же горячей веры, какой молодец был этот Иван Иванович, закончивший свой труд такими словами: «Во славу святыи единосущныи и неразделимые Троицы Отца и Сына и Святаго Духа написежеся сия богодохновенная книга страсти Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа Лета от сотворения мира 7236 году от воплощения же Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1728 году сентября 14 дня солдатского сына Ивана Иванова Большаго Гончарова и писана в городу Синбирску от оного Ивана Гончарова много грешнаго ево рукою яко серна от тенет избавися и тако и аз от сего труда. Аминь» (Там же).

    Однако вот что удивительно: никогда писатель Гончаров этой книги не вспоминал, как бы и не читал ее вовсе. А ведь кроме «Страстей Христовых» сколько там было всего интересного: ведь это был летописец семьи, куда несколько поколений грамотных Гончаровых вносили записи обо всех главнейших событиях своей жизни! Здесь было указано, когда родился, женился, наконец, умер и на каком кладбище похоронен человек гончаровского роду-племени! Иван Александрович положительно не мог не знать этой книги. Да и мать будущего писателя, религиозная Авдотья Матвеевна, немало сил положившая на духовное воспитание детей (за него же и Бог взыщет!), не могла оставить без внимания эту книгу, не читать ее своим детям. Известно, что даже дома она часто молилась и читала акафисты. И тем не менее факт: книга не оставила видимого следа в жизни писателя, хотя он и признавался, что лет с восьми читал взахлеб все, что попадалось под руку. В своих автобиографиях упоминает он и Державина, и Радклиф, и различные путешествия и многое, многое другое… А вот семейной своей главной книги не называет. Может быть, впрочем, по присущей ему скрытности и душевной целомудренности…

    Вообще нужно оговориться сразу: религиозная жизнь Гончарова была неизвестна, пожалуй, никому из его современников, кроме его духовника, протоиерея Василия Перетерского, сказавшего после смерти писателя несколько теплых и очень веских слов о его личности. Поэтому рассуждать о религиозности автора «Обломова» чрезвычайно затруднительно. Легко можно попасть впросак. Заметим пока одно. В произведениях Гончарова рядом с серьезной фигурой Обломова всегда найдем комическую физиономию Захара. Рядом с патетической, исполненной трагизма сценой, – резко снижающий его простоватый, едва ли не пародийный эпизод. Гончаров намеренно прикрывается юмором, «балагурит», уходит от патетики. Это ввело в заблуждение многих, отказавших Гончарову в глубине творчества и мировоззрения. А ведь еще М.Ф. Суперанский в 1913 г. писал: «Что касается внутренней религиозности, то о ней мы знаем очень мало. В эту святая святых своей души он не кал любопытных глаз. О религии с людьми, равнодушными к ней он говорить не любил… или отделывался мало значащими фразами. … он не был способен высказывать свои задушевные мысли в этой области, и если случайно проговаривался, то сейчас же старался сдержаться, тотчас же посмеяться над собой» (Лит. наследство. Т. 102. М., 2000. С. 619-620).

    Несомненно, что в своей семье писатель получил серьезную религиозную закваску. Однако ясно и другое: первая половина жизни Гончарова складывалась так, что духовно, религиозно он скорее отрывался от родных своих, «дремучих», как ему, верно, казалось, корней, чем припадал к ним. Ровесника и земляка романиста Николая Мотовилова воспитывала мать, вдова, Мария Александровна. Сходная ситуация сложилась и в доме Гончаровых: престарелый отец писателя умер, когда Ванюше было всего семь лет. Но будущего «Серафимова служку» мать взяла с собою в паломническую поездку к преподобному в Саров. Это благотворно повлияло на всю его жизнь. Видимо, таких поездок было у вдовы Мотовиловой немало (ведь и умерла она во время паломнической поездки к киевским святыням). Она любила принимать в своем доме и странниц, монахинь. Что касается дома Гончаровых, то, к сожалению, мы ни о чем подобном не знаем. До нас не дошли сведения ни о странноприимничестве Гончаровых, ни об их паломничестве по святым местам. Жили они, как и многие, впрочем, в Симбирске, замкнуто, семейными заботами, планами о приличном образовании детей. Перед Гончаровым раскрывались широкие горизонты новой русской жизни и культуры, вполне светской. За Волгой, в селе Репьевка, воспитывал его три года (1820–1822) священник Федор Степанович Троицкий, в частном пансионе. Помимо немецкого и французского языков маленький Гончаров изучал, между прочим, Закон Божий и Священную историю (Алексеев А.Д. Летопись жизни и творчества И.А. Гончарова. М.-Л., 1960. С. 14). Женат Ф.С.Троицкий был на лютеранке, перешедшей в Православие. А в романе «Обрыв», может быть неслучайно, священника герои зовут непривычно: по имени-отчеству (Николай Иванович), да и в круг чтения этого батюшки входят такие мыслители, как Спиноза, Вольтер, Фейербах. Как бы там ни было, а любимыми словами писателя до конца жизни останутся «культура», «гуманитет», «цивилизация», «комфорт».

    А все-таки и «Летописец», и упорный, горячий по духу дед Иван Иванович Гончаров – сыграли свою роль в жизни автора «Обломова». И еще какую! Все-таки православная закваска не пропала даром, и вторая половина жизни Гончарова – это медленное, с отступлениями и трудностями, но все же возвращение к дедовской «младенческой», как называл ее сам писатель, вере. Сложен был этот обратный путь от «Бога-цивилизатора», Бога почти протестантски трактуемого, к Богу деда Ивана.

    Судя по роману «Обломов», мать будущего писателя Авдотья Матвеевна пыталась приучить его к молитве: «Став на колени и обняв его одной рукой, подсказывала она ему слова молитвы. Мальчик рассеянно повторял их, глядя в окно, откуда лилась в комнату прохлада и запах сирени.

    – Мы, маменька, сегодня пойдем гулять? – вдруг спрашивал он среди молитвы.

    – Пойдем, душенька, – торопливо говорила она, не отводя от иконы глаз и спеша договорить святые слова. Мальчик вяло повторял их, но мать влагала в них всю свою душу». (Гончаров И.А. Собр. соч. В 8-ми томах. М., 1952–1955. Т. 4. С. 111. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы). Как ни старалась Авдотья Матвеевна, ей не удалось пробудить в душе Гончарова искры горячей любви к Богу. В черновиках очерка «На родине» он признается: «Убегаешь, бывало, к нему (крестному Николаю Николаевичу Трегубову – В.М.), когда предстояло идти ко всенощной, или в непогоду, когда она (мать – В.М.) шила, читать ей вслух, или пока она молится, стоя на коленях, Акафист Спасителю…» (Летописец. С. 356). Дедовское и материнское отступало в детстве Гончарова перед влиянием упомянутого крестного. Гончаров всю жизнь вспоминал о нем, что это был человек «редкой, возвышенной души, природного благородства и вместе добрейшего, прекрасного сердца». «Особенно, – писал он, – ясны и неоцененны были для меня его беседы о математической и физической географии, астрономии, вообще космогонии, потом навигации» (Т. 7, С. 238) .

    Но, кажется, влияние Трегубова на душу писателя было не столь однозначно хорошо. Трегубов был масоном и человеком атеистического склада. Лишь после 14 декабря 1825 года, когда правительство стало преследовать масонские ложи в России, все масоны в Симбирске «пошили себе мундиры; недавние атеисты являлись в торжественные дни на молебствия в собор… «Крестный» мой…, под ферулой прежнего страха, тоже вторил другим» (Т. 7, С. 247). Трегубов был своего рода противовесом религиозному влиянию матери и, судя по дальнейшей жизни писателя, противовесом мощным. Душа Гончарова не была так надежно защищена от подобных влияний, как душа Н. Мотовилова, отец которого «прозревал гибель от масонства, которым, как новинкой, последним словом Европейской образованности, начали увлекаться наиболее выдающиеся провинциальные деятели.

    Смотри, матушка, береги Колю от масонов, если меня не станет! Именем моим закажи ему не ходить в их богоборное общество – погубит оно Россию!

    Такие речи слыхал от отца и сам Мотовилов… Мотовилов на всю жизнь остался непримиримым врагом этого тайного и по существу глубоко-революционного общества» (С. Нилус. С. 113). Не так получилось с будущим романистом, который общался с детства со своим крестным – масоном, жившим с семьей Гончаровых в одном доме.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: