Как на плахе

Плаха

Значение слова Плаха по Ефремовой:
Плаха — 1. Половинка расколотого вдоль бревна или куска бревна.
2. То же, что: полено.
3. Деревянная колода, на которой в старину отсекали голову приговоренному к смертной казни. // Помост, на котором производилась такая казнь. // перен. разг. Смертная казнь.

Значение слова Плаха по Ожегову:
Плаха — Кусок бревна, расколотого или распиленного вдоль Плаха Обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого Плаха Помост, на котором соверщалась казнь

Плаха в Энциклопедическом словаре:
Плаха — обрубок бревна, расколотого пополам. 2) Деревянная колода, накоторой в старину отсекалась голова приговоренного к казни; помост, накотором совершалась казнь.

Значение слова Плаха по словарю Ушакова:
ПЛАХА
плахи, ж. 1. Отрезок или обрубок дерева, расколотый пополам (обл.). Будто из одной плахи вытесаны. Поговорка. 2. Большая деревянная колода, на к-рой встарину отсекалась голова приговоренного к смертной казни, а также помост, эшафот, на к-ром такая казнь производилась (истор.). На плаху, крестясь, ложится Кочубей. Пушкин. И головушка бесталанная во крови на плаху покатилася. Лермонтов. || перен. Смертная казнь (поэт.). — Трон ждет тебя. — А если плаха? Пушкин. Друзей с собой на плаху весть! Пушкин.

Значение слова Плаха по словарю Даля:
Плаха
ж. (от пол, половина) бревешки, обычно в три полена (по 12 вершков), расколотые пополам, колотое долготье, дровяной развал. (Плаха, плахта, плащ, плащить, плоский, плющить и пр. все это общего корня). | Эшафот, место казни. На плахе рубили го

Определение слова «Плаха» по БСЭ:
Плаха — 1) обрубки бревна, расколотые пополам. 2) Деревянная колода, на которой отсекалась голова приговорённого к казни; помост, на котором совершалась казнь.

Как на плахе

  1. Зачем Ч. Айтматов вводит в роман «Плаха» христианские образы?
  2. Как экологические проблемы сплетаются с нравственными в его романе?

Путь к бессмертию лежит через экологическое выживание, спасение природы, что невозможно без духовного сближения людей. На какой же нравственной основе возможно это сближение? Писатели XX века дают ответ на этот вопрос, вводя в свои произведения литературный персонаж &#151 образ Иисуса Христа. Вслед за булгаковским Иешуа Га-Ноцри, вслед за Христом из «Доктора Живаго» в последние годы появляются герои рукописи «Суд над Христом» в «Факультете ненужных вещей» Ю. Домбровского и горячий проповедник Царства справедливости на Земле Иисус Назарянин в «Плахе» Ч. Айтматова. Почему современные писатели обращаются к этому общеизвестному библейскому образу? Наверное, потому, что Христос давно стал «идеалом человека во плоти». Достоевский определил его как «вековечный идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек». В ХХ веке была предпринята попытка создать абсолют из человека в его нынешней противоречивой природе. То есть человек был предоставлен самому себе, своему самоутверждению. Он был вместо Христа провозглашен совершенством, то есть лишен христианской нравственной опоры. Это привело к потере ориентиров в хаосе истинных и ложных ценностей и идеалов. И сейчас литература ищет пути восстановления общечеловеческой христианской морали.

    Современный писатель Ч. Айтматов вводит в роман «Плаха» образ Учителя, Иисуса Христа, как образец жертвенной реакции на окружающее зло. Этим он ставит «самый главный вопрос &#151 сможет ли бескорыстие и самоотверженность за ближнего одолеть звериный инстинкт?» В айтматовском романе он одолевается подвигом высшего человека. Здесь писатель сопоставляет два распятия: великое событие 33-го года нашей эры и то, которое претерпел праведник Авдий Каллистратов, дерзновенно выступивший в одиночку против носителей зла &#151 банды распространителей наркотиков. Этот герой несет в себе новое нравственное сознание, проповедуя которое, он надеется свернуть мир с его гибельных путей. Бывший семинарист задается вопросом: «Как одолеть словом материю зла?» И находит только одну возможность действовать &#151 нести в мир слово истины. Суть сложных и противоречивых отношений человеческой природы и нравственного идеала замечательно выразил апостол Павел, послания которого изучал в свое время Авдий: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Человек противоречив по своей сущности, он как бы «распят на дыбе плоти и духа». Поэтому для победы добра мало одного нравственного сознания, внесенного в природную жизнь. Несмотря на то, что перед человеком есть высокий идеал, он в силу несовершенства своей природной натуры не может осуществить его. Айтматова волнует загадка человека, сущность его особой природы, его прошлого и будущего. Поэтому взор писателя обращается в сторону единственных, кроме нас, живых существ &#151 зверей. Зверь &#151 это и дикая природа, и домашняя скотина, и эволюционное прошлое самого человека, и настоящее глубин его натуры. Это и наша пища, и помощник, и враг, и уникальная особь, почти личность. К такому пониманию приходит Айтматов, в произведениях которого мы видим естественное гармоническое мироощущение единства с четвероногими помощниками и друзьями.

В романе «Плаха» как бы выстраивается три эволюционных уровня бытия: звери, люди и высший человек. Надо отметить, что писателю особенно удаются образы зверей, которых он рисует особенно выразительно и проникновенно. Он действует как чуткий посредник двух миров &#151 зверей и людей. Звери в «Плахе» &#151 это сайгаки и волки. Акбара и Ташчайнар &#151 это настоящие личности, которых автор раскрывает как бы изнутри. Эти старинные враги человека показаны писателем с глубоким сочувствием и симпатией. Их характеры раскрываются в извечной борьбе за пищу и жизнь, в трагедии потери потомства. Вся гамма истинно человеческих чувств матери, потерявшей детенышей, раскрывается в переживаниях Акбары. Здесь и боль, и обида, и бессильная ярость, и мольбы, и месть, и апатия. В звере, по мнению автора, есть своя правда естественности и невинности, потому что он не знает понятий добра и зла. Хищник убивает животных для того, чтобы жить. В звериной охоте присутствует некая целесообразность, которая поддерживает необходимое равновесие в природе. Человек же, изощренный интеллектом, злобной волей, мощными техническими возможностями, оказывается гораздо хуже зверя, когда бездумно и бессмысленно уничтожает природу ради сиюминутных корыстных выгод. Поэтому роман Айтматова воспринимается как отчаянный призыв, обращенный к каждому, одуматься, остановиться, осознать свою личную ответственность за все то зло, что творится в мире. Писатель стремится постичь проблемы экологические прежде всего как проблемы состояния души человека. Разрушение мира природного оборачивается опасной деформацией личности.

Роман начинается темой волков, перерастающей затем в тему гибели саванны, постигающей Моюнкум по вине человека. Это он врывается в природный мир как преступник, уничтожая все живое. Впечатляет знаменитая сцена расстрела сайгаков с вертолетов и машин. Стада сайгаков и весь животный мир саванны попадает в полосу механизированного «конца света». Эта истребительно-хищническая охота, которую ведут современные заготовители мяса во главе с Обер-Кандаловым, оборачивается тотальным «геноцидом» меньших братьев. Страшная сцена расстрела сайгаков дается писателем в восприятии волчицы Акбары. Ее глазам эти подручные Обер-Кандалова представляются жуткими существами с багровыми лицами, черными ртами, орущими в микрофон. Это уже не охотники, а «расстрельщики», это люди-звери, которые сознательно избирают зоологический, антидуховный материал. Они одержимы корыстью, жаждой разрушения. Это и мясозаготовители, и банда Гришана, распространяющая наркотики, несущая медленную мучительную смерть молодым людям. Они корыстно используют слабости и страсти человеческие, безжалостно давя тех, кто имеет иные идеалы и представления о жизни. Ч. Айтматов развил в романе «Плаха» мысль Достоевского о том, что каждый человек перед всеми и за все виноват лично, все в мире, «как океан, все течет и соприкасается», в одном месте тронешь &#151 в другом конце мира отдается. Поэтому честному труженику Бостону, человеку здоровой естественной нравственности, приходится волею обстоятельств расплачивается за чужие преступления перед природой. Волчица уносит его ребенка не из кровожадных побуждений, она хочет заменить им своих украденных детенышей. Но Бостон, современный человек, не мог понять намерений волчицы. Он думает только о том, как догнать ее и вернуть ребенка. Единоборство волчицы и человека разрешается трагически. Оно одинаково гибельно и для людей, и для зверей. Убийство волчицы вместе с сыном &#151 это своего рода кара, постигшая человека за вереницу преступлений и конкретно перед этой волчьей парой, и шире &#151 за общий людской грех перед живыми тварями, природой вообще. Ведь мы, условно говоря, хищнически эксплуатируя природу, опустошая собственную среду обитания, тем самым как бы убиваем будущие поколения, лишив их чистого воздуха, земли, воды, отравив натуральные источники жизни. Такова мысль писателя, воплощенная в символическом плане романа. Итак, «Плаха» призывает человека вернуться к здоровой нравственности, убеждает нас сегодня заботиться о сохранении мира природы, выполнить свое предназначение жизни &#151 быть ответственным за все живое на Земле.

ПЛАХА

Как это будет выглядеть:

ПЛАХА, -и, ж. 1. Кусок бревна, расколотого или распиленного вдоль. Дубовая плаха 2. В старину: обрубок дерева, на к-ром отсекали голову казнимого, а также помост, на к-ром совершалась казнь. Лечь, взойти на плаху. Класть голову на плаху (также перен.: обрекать себя на неминуемую беду).

О толковом словаре

Толковый словарь русского языка – единственный в Интернете бесплатный словарь русского языка с поддержкой полнотекстового поиска и морфологии слов.

Толковый словарь является некоммерческим онлайн проектом и поддерживается специалистами по русскому языку, культуре речи и филологии. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями. Если Вы являетесь автором блога или администратором веб-сайта, Вы тоже можете поддержать проект, разместив у себя баннер или ссылку на словарь.

Ссылки на словарь русского языка допускаются без каких-либо ограничений.

Плаха — смысл, толкование, значение слова:

Значение слова плаха: ж. (от пол, половина) бревешки, обычно в три полена (по 12 вершков), расколотые пополам, колотое долготье, дровяной развал. (Плаха, плахта, плащ, плащить, плоский, плющить и пр. все это общего корня). | Эшафот, место казни. На плахе рубили голову. Нести голову на плаху, идти на смертную казнь. Крамольники вышли встречу войску, каждый с плахою под мышкой и с топором в руках, в знак безусловной покорности. Ни плашки дровец нет. Будто из одной плахи вытесаны. Не городи частокола кругляшами, коли на плаха. | Плашка, у гребенщиков костяная, роговая пластинка, для выделки гребенки. | Сев. южн. основная часть сохи: отесанная пластина, на которую насаживаются сошники. | Новг-тихв. сборное место лодочников, сидящих у пристани на бревне, коряге. | Плаха, плашка и плата пск. твер. на деньгах: решето, изнанка или испод, противопол. орел, копье. | Плаха, плашка сиб. огниво, кресало, кресево. Плашки мн. плашник м. сиб. ловушка на белку, хорька, куницу, соболя и пр. слопец; настороженная плаха убивает зверька. | Плашник, плашняк м. собират. дрова в плахах. | Плашка, детская игра в камешки. Плашечник м. сиб. лесовщик, зверолов, белковщик, ловящий плашками. Плашинный забор, перм. из плах. Плашниковые дрова, колотые пополам, не кругляковые. Плашмя, плашмя нареч. лежмя, лежняком, плоскою, долгою, широкою стороною книзу. Плашмяная кладка кирпича. Плашмяк, плоская вещь, бок, сторона вещи, противопол. ребро. Плашмяком не рубят. Плахта ж. (от плат, платно: Шимкевич отделил слово это особым корнем, потому что считает х, в немецк. Рlache, холст, коренным; но слово это перешло в немецк. со славяских наречий, как много иных) стар. вретище, власяница. | Твер. головной, золототканый платок. | Калужск. кур. юбка, понева; | малорос. новорос. шерстяной, клетчатый плат, обертываемый женщинами вкруг пояса, замест юбки; см. запасать, запаска. Плахтовая домотканина южн. Плащ м. широкая, верхняя накидка; круглая, безрукавая епанча; вообще шинель, охабень, или просторная одежа от непогоды. Солдат добрый человек, да плащ его хапун (под полу прячет). Плащевая выкройка, покрой. Плащевик м. ремень, для увязки солдатской шинели. Плащатик м. млекопитающее животное Сhlamyphorus, близкое к броненосцу, в норах Южной Америки. Плащеватые цыгане (от плащ? площица?) южн. поколенье нищих, полунагих и вечно бродячих цыган в Новорос., Малорос. Плащаница ж. церк. верхняя одежда; покрывало, полотно, плат; | изображенье на полотне положения во гроб Спасителя. Вынос плащаницы из алтаря бывает в великую пятницу. Плахом нареч. пск. плашмя, пластью.

Поддержите наш сайт! — разместите ссылку на это слово:
Для блога или сайта:

Для форума (bb-код):

Вы читали статью про толкование, значение, смысл слова плаха

Статья про слово плаха была прочитана три тысячи двести сорок один раз

Чтобы добавить значение слова плаха
в избранное нажмите Ctrl+D

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: