Известные и неизвестные адресаты любовной лирики Лермонтова

Так сложилось, что произведения Михаила Юрьевича Лермонтова часто изучают в сравнении с Пушкиным. У этих поэтов многие стихотворения не только на одну и ту же тему, но даже с одинаковыми названиями: «Узник», «Родина». Хотя при всей кажущейся похожести, между Пушкиным и Лермонтовым очень большая разница.

Пушкин складывался как поэт на волне подъема движения декабристов, а творения Лермонтова существовали в эпоху гонений. К тому же, Михаил Юрьевич был по жизни одинок. Ведь до сих пор все адресаты любовной лирики Лермонтова неизвестны, хотя тема любви – главная в его творчестве. Пушкин увлекался, любил, женился, у него были дети.

Лермонтов не успел ничего этого сделать. Его мать рано умерла, деспотичная по своему характеру бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева запрещала маленькому Мише видеться с отцом. События в семье наложили печать на жизнь поэта в целом. Затем служба в армии, которая также ограничивает личность, не дает развиться полету фантазии.

Мотивы грусти можно увидеть везде: в произведениях о родине, героях и подвигах. Все персонажи одиноки. Все увлечения Михаила Юрьевича, порой очень сильные и страстные, не заканчивались ничем. Любовные стихи Лермонтова имеют мотив разочарования, недоверия и непонимания общества: «Выхожу один я на дорогу», «Белеет парус одинокий», «Любить, но кого», «Печально я гляжу не наше поколенье».

Достоверно известные адресаты любовной лирики Лермонтова – это Софья Сабурова, Катерина Сушкова, Варвара Лопухина, Наталья Иванова и Мария Щербатова. Интересно, что в одно и то же время поэт мог написать стихотворение, посвященное одной женщине, и тут же создать пылкое признание в любви для другой. «Я не унижусь пред тобою» рассказывает о периоде разрыва с Натальей Ивановой и написано в 1832 году, тогда же появилась строки «Она не гордой красотою прельщает юношей живых», обращенные к Варваре Лопухиной.

По мнению одних ученых, изучающих творчество поэта, именно эти женщины оказали на него основное влияние. По мнению других, адресаты любовной лирики Лермонтова еще не определены точно. Несмотря на большое количество исследований, конкретных данных по этому поводу нет, все рассуждения носят предположительный характер.

«Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём?» – в этих строках обнажена вся сущность поэта. С одной стороны он ждет, а с другой нет. Жалеет и тут же остается равнодушным. Таким же был поэт и в любви. Он был одинок, вспыльчив и далеко не всегда вел себя благородно. Сначала Лермонтов страстно любит Катерину Сушкову, а потом идет на все, чтобы испортить этой девушке жизнь. Пишет анонимное письмо, которое расстраивает помолвку, и считает при этом себя героем.

По дошедшим до нас воспоминаниям современников сложить целостную картину внутреннего мира поэта невозможно. Лермонтов то ли встречался с этой особой, то ли нет. Все его любовные увлечения оканчивались провалом. На момент трагической гибели на дуэли поэт не был женат. Все адресаты любовной лирики Лермонтова до сих пор доподлинно неизвестны и, скорее всего, так и останутся в тайне.

И среди всех поэтов 19 века у Лермонтова самая «неоконченная» судьба. Такая внутренняя душевная неустроенность проходит через всю его лирику и жизнеутверждающих, как у Пушкина, стихов у Лермонтова практически нет. Если стихотворение Александра Сергеевича «Во глубине сибирских руд» оканчивается призывом к действию и верой в светлое будущее, то такой концовки не встретишь ни в одном из произведений, которое написал Лермонтов.

Любовная лирика поэта также полна грусти и печали. Если говорить о его жизни в нашем привычном человеческом понимании – это жизнь несостоявшегося человека. Хотя многие исследователи уверены, что если бы Лермонтов прожил столько, сколько Пушкин, то он бы превзошел последнего в своем творчестве. Но судьба распорядилась по-другому. Поэт прожил только юность и не достиг периода зрелости.

Адресаты любовной лирики Лермонтова

Вдохновительницы молодого поэта

Многие адресаты лирики Лермонтова являлись прототипами женщин, к которым поэт был не равнодушен и испытывал некую влюбленность. На протяжении всей жизни автору встречались разные по характеру и миропониманию молодые особы и многие из них разжигали в поэте огненное пламя. Несмотря на то, что в большинстве случаев Лермонтова ожидало любовное разочарование, вызванное не готовностью его избранницы разделить его чувства, автор посвящал им свои произведения, где выражал всю накопившуюся в его душе искренность и чистоту своих чувств.

При первой встрече с юным поэтом молодые особы не всегда были очарованы и повержены его чертами. Так, из воспоминаний В. И. Анненковой можно прочесть то, что первое знакомство ее с Михаилом Юрьевичем несколько ее разочаровало. Его внешний вид, хотя в ту пору он был болен, совсем не очаровали красавицу. Но за не совсем идеальными внешними качествами поэта скрывался ум и большой талант, которыми обладал не каждый молодой представитель светского общества.

Впоследствии, дослужившись до офицерского чина, Лермонтов сам признавал свои внешние несовершенства и смеялся над ними. По признаниям Е.П. Ростопчиной, влюблённой в поэта, за некрасивыми чертами скрывается пылкий ум и порядочность человека. Общаясь с Лермонтовым довольно длительное время, совсем исчезает образ низкорослого человека, одаренного необычайным складом мысли и ума. Близко знакомые с поэтом особы считали его добрым и порядочным человеком. Одна из его муз – А.О. Смирнова однажды сказала, что Лермонтов совсем не злой, а добрый, маскирующейся притворной дерзостью.

Музы и вдохновительницы таланта Лермонтова в большинстве случаев не разделяли питавших к ним чувств поэта. Все красивые произведения, адресованные им, не разжигали в них того пламени, которое пылало в душе поэта. Посвященные им произведения автор обязательно подписывал и не смотря на горечь испытанных поражений, поэт относится к своим адресатам трепетно и нежно, с некой долей чистоты и заботы. Образы прототипов лирических героинь Лермонтова не только вдохновляли поэта, но и являлись для него священными. На основании этого можно сказать, что женщины любовной лирики автора были для него друзьями, музами и вдохновительницами его таланта. К ним поэт обращается и сейчас через свои бессмертные произведения.

В. А. Лопухина

Одной из адресатов лирики Лермонтова является Варенька Лопухина. Михаил Юрьевич познакомился с ней еще, будучи подростком и сильное чувство вспыхнуло в его груди. Варвара Александровна была очаровательна и довольно умна для своих юных лет. Любовь к Лопухиной по-настоящему сильно и ярко воспылала в поэте. Это огромное чувство он пронесет через все свое творчество.

Впервые молодой Лермонтов напишет о Лопухиной в драме «Два брата», описывая ее образ высказываниями одного из героев. Знакомство с В.А. Лопухиной переменило многое в жизни молодого поэта. Он стал более весел, воодушевлен и счастлив. Все вокруг оживало, если она представала перед ним. Но, по воле судьбы, Лопухина выходит замуж за другого человека, чем очень сильно ранит влюбленную душу автора. Ей поэт посвятил целый цикл своих произведений, включающих в себя стихи и поэмы. Стихотворение: «Она не гордой красотою…» написано именно В.А. Лопухиной. В нем автор описывает простоту ее «Улыбки, речи и черты», которые покоили и влюбили в себя поэта. Страдания и горечь этого безответного чувства найдет отражения и в некоторых драмах поэта.

Е. А. Сушкова

Образ Екатерины Александровной Сушковой, с которой поэт познакомился в Москве, остался в жизни и творчестве поэта, как неудержимой кокетки, смеявшейся над влюбленностью еще юного поэта. Для нее Лермонтов написал около одиннадцати стихотворений, объединённых общим названием “сушковский цикл”. Юная влюбленность поэта в Подмосковье оборвалась на некоторое время по причине расставания с красавицей Екатериной.

При повторной встрече с Сушковой в Петербурге, автор был уже офицером, а она готовилась к замужеству с А. Лопухиным, другом поэта. Михаил Юрьевич немного ревновал Сушкову к Лопухину и даже писал его сестре, о том, что выбор ее брата легкомысленен. Своими интригами Лермонтову удалось разорвать намечавшуюся помолвку Алексея и Екатерины. Играя на чувствах других людей, Лермонтову удалось влюбить в себя Е.А. Сушкову. Через некоторое время Е.А. Сушкова выходит замуж, но не за М.Ю. Лермонтова, а за одного из известных дипломатов.
Именно Е.А. Сушковой М.Ю. Лермонтов посвящает стихотворение «Нищий». В данном произведении автор пишет о своих страданиях и чувствах к Екатерине Александровной, а также описывает ту боль, которую причинила она ему своими насмешками и обманами: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои, Обмануты навек тобою!»

А.К. Воронцова-Дашкова

Одним их любовных адресатов Лермонтова является встретившаяся на его жизненной дороге Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова. Ко времени знакомства поэта с ней, Александра Кирилловна была замужем за богатейшим человеком того времени в России.

В образе Воронцовой-Дашковой поэт увидел необыкновенный склад ума и мысли. С ней приятно была общаться практически на любые темы. Несмотря на не совсем изящные внешние черты графиня была очень остроумна и утончена, практически во всем. Ее живость заражала, оживляла и наполняла все окружающее не известной силой.

Для А.К. Воронцовой-Дашковой Лермонтов пишет одно из своих красивейших произведений “К портрету”. Данное стихотворение автор решается написать под чувством невыразимой радости от получения ею портрета автора.
В данном произведении автор стремится выразить всю красоту души графини и неповторимую живость течения ее будней. В стихотворении он сравнивает Воронцову-Дашкову с: «птичкой» и «змеёй». Автор понимает, что любить такую женщину очень сложно и практически невозможно, поэтому старается забыть ее.

А. М. Верещагина

К Александре Михайловне Верещагиной, немного родственнице Лермонтова, поэт испытывал не только родственные чувства, но и был несколько привязан к ней особой нитью. Познакомившись с ней в Москве, Лермонтов начал испытывать к ней некое влечение. Верещагина была умна и с легкостью могла овладеть той или иной ситуацией. Общение с поэтом сразу же дало Верещагиной понять, что перед ней стоит не простой юноша, а талантливый человек. В своих записках к Михаилу Юрьевичу она признавала его необыкновенный дар и говорила: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо». Признание творческой жилки Верещагиной вдохновляло и радовало М.Ю. Лермонтова. Александра Михайловна была знакома со многими произведениями талантливого поэта и бережно хранила их в своих альбомах.
По воле судьбы А. М. Верещагина выходит замуж и уезжает жить в Германию. Несмотря на свое замужество, она продолжает переписываться с Лермонтовым и хранить многие предметы о нем в своем замке, в то числе и автопортрет Михаила Юрьевича в бурке.

Верещагиной Лермонтов посвящает стихотворение «Звезда», где пишет о ней как о недосягаемом и волшебном свете, манящем к себе. В тоже время «судьбе в укор», автор понимает, что его любовь к этой женщине безнадежна и не имеет будущего.

А. О. Смирнова

Адресатом любовной лирики Лермонтова является и Александра Осиповна Смирнова. Умная, красивая, независимая и привлекательная особа была знакома со многими друзьями Лермонтова, в том числе и им самим. Согласно многим утверждениям свидетелей того времени именно образ А.О. Смирновой был прототипом известной лирической героини Минской, с которой можно встретиться при прочтении повести «Штосс», написанной талантливым Михаилом Юрьевичем. Милые черты Александры Осиповной автор подробно описал в образе героине Минской. Кроме данной поэмы Лермонтов посвятил ей небольшое стихотворное послание, на которое она ничего не ответила.

Строки послания Лермонтова гласят: «При вас я слушать вас хочу», «И я в смущении молчу». Автор понимает сто возникшее в нем чувство также не разделено его избранницей. Он пишет: «Что ж делать?», пытаясь найти ответ и поразить Смирнову своими речами и познаниями, но все тщетно. И опять его корабль не находит причала в желанной гавани.

Н.Ф. Иванова

С образом Натальи Федоровной Ивановой у молодого поэта связано нечто большее, чем обычная дружба. Поэт испытывал к ней мучительное, но огромное любовное чувство. Для нее автор «ивановский цикл» стихотворений, вошедших в его любовную лирику. Всю глубину своих чувств и привязанности к Ивановой Лермонтов выразил строками своего творения: «Я не достоин, может быть, Твоей любви: не мне судить». Образ Н.Ф. Ивановой послужил прототипом героини драмы «Странный человек», где, как и в настоящей жизни, она выбрала не главного героя, а предпочла другого.

Долгое время образ Н.Ф. Ивановой был загадкой для биографов, так как сам поэт писал только ее инициалы «Н. Ф. И.». Благодаря деятельности многих сотрудников удалось разгадать о ком идет речь и поведать миру о безответном чувстве поэта.

Презентация на тему: Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

М.Ю. Лермонтов и его Музы У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю. Лермонтов не исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи . В них он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных. М.Ю. Лермонтов – лирический герой почти всех своих стихов и произведений. Он почти всегда писал о себе – и в то же время всегда готовился писать не о себе. В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они — вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Лопухина В. А., Сушкова Е. А., Иванова Н. Ф., Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.

Варвара Лопухина Будучи студентом, Лермонтов был влюблен в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Вареньку Лопухину. Чувство Лермонтова было к ней безотчетно, но истинно и сильно, он едва ли не сохранил его до самой смерти. Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её. Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень сильно расстроился. Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, связанные с В. Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.

Она не гордой красотою. Она не гордой красотоюПрельщает юношей живых,Она не водит за собоюТолпу вздыхателей немых.И стан ее- не стан богини,И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни,Припав к земле, не признает.Однако, все ее движенья,Улыбка, речи и чертыТак полны жизни, вдохновенья,Так полны чудной простоты.Но голос душу проникает, Как вспоминанье лучших дней,И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей.

Екатерина Сушкова Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как с мальчиком, но отдавала должное его уму. Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.

А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера. Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта. Расстались мы; но твой портретЯ на груди моей храню:Как бледный призрак лучших лет,Он душу радует мою.И новым преданный страстям,Я разлюбить его не мог:Так храм оставленный – все храм,Кумир поверженный – все бог!«Расстались мы. »

Наталья Иванова После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Она – дочь писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова. Лермонтов и Иванова познакомились в 1830 г. И через год поэт испытывает сильное чувство к Наташе Ивановой. Лермонтов посвящает ей стихотворение «Я не унижусь пред тобой…»

…Отныне стану наслаждаться И в страсти стану клясться всем; Со всеми буду я смеяться, А плакать не хочу ни с кем; Начну обманывать безбожно, Чтоб не любить, как я любил; Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил? Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку – Безумец! – лишний раз пожать! Не знав коварную измену, Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал! « Я не унижусь пред тобою. »«Я не унижусь пред тобой…»: Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.

Мария Щербатова М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован Щербатовой, молодой вдовой. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».

ОтчегоМне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость цветущую твоюНе пощадит молвы коварное гоненье.За каждый светлый день иль сладкое мгновеньеСлезами и тоской заплатишь ты судьбе.Мне грустно. потому что весело тебе. «Печальной отчизны примеру, В надеждах на бога Хранит она детскую веру; Как племя родное, У чуждых опоры не просит И в гордом покое Насмешку и зло переносит; От дерзкого взора В ней страсти не вспыхнут пожаром. Полюбит не скоро, Зато не разлюбит уж даром».

Екатерина Быховец Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Поэтому именно Быховец? Да поэтому, что она была похожа на В. Лопухину. Быховец говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень весел. Веселился он со всеми, но с ней всегда был грустен, только с ней Лермонтов был настоящим. Быховец была с ним в день его смерти, прожила с ним последний день в его жизни. Конечно же, смерть Лермонтова очень расстроила ее.

«Нет, не тебя так пылко я люблю. » Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором, Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней. В чертах твоих ищу черты чужие, В устах живых, уста давно немые В газах огонь, угаснувших очей.

Вместо заключения. Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа. М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносит ему горечь, разочарование и страдания!

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нищий». «Нет, не тебя так пылко я люблю…». «Рассталисьмы, но твой портрет…»

Лермонтов желал… идеальной, недостижимой любви,

которая освещала бы его жизнь,

и страшился, что свет погаснет

либо превратится в простой ночник.

В. Солоухин. «По небу полуночи ангел летел…»

I. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова
и письма к ним

В учебник включены такие шедевры любовной лирики, как «Нищий» (1830), «Поцелуями до этого считал…» (1832), «Расстались мы; но твой портрет…», «Я не пытаюсь, чтоб свет узнал…» (1837) и «Нет, не тебя так пылко я предпочитаю…» (1841). Лирика любви окрашена в драматические тона, причем трагизм эмоций от стихотворения к стихотворению нарастает.

В начале урока можно организовать поэтическую эстафету и по очереди прочесть несколько стихотворений. Это могут быть как ранние стихи: «Монолог» («Поверь, ничтожество есть благо в высшем свете…»), «Опасение» («Страшись любви: она протечет…», «Незабудка (Сказка)», «К Су », «Благодарю!», «К Л.» («У ног других не забывал…»), «К Н. И.» («Я не достоин, имеет возможность быть…», «Пусть я кого-нибудь люблю…», «К*» («Прости! — Мы не встретимся боле…»), например и поздние: «Слышу ли голос твой…», «Как небеса, твой взгляд блистает…», «Она поет — и звуки тают…», «А. О. Смирновой» («В простосердечии невежды…») и др.

Чувственному настрою урока может способствовать прослушивание романса А. Даргомыжского на стихи Лермонтова «Отчего» («Мне грустно поэтому, что я тебя люблю…»).

На уроке возможны и не очень большие сообщения учащихся о самостоятельном анализе стихотворений «Поцелуями прежде считал…» и «Я не пытаюсь, чтоб свет узнал…».

Учащимся продвинутого уровня можно предложить сопоставить стихотворение Лермонтова «Она не гордой красотою…» со 130-м сонетом В. Шекспира «Ее глаза на звезды не смахивают…» в переводе С. Я. Маршака.

Центральная часть урока может быть организована в форме устного журнала, странички которого будут посвящены адресатам любовной лирики Лермонтова.

Страничка 1. «Нищий»

Стихотворение «Нищий» написано летом 1830 года, когда Лермонтов с фирмой молодежи отправился пешком из Середникова в Троице-Сергиеву лавру. Например родился образ обители святой, созданный в первой части слова. Около храма молодые люди подали милостыню слепому, который поведал им о том, что накануне ему кто-то положил в чашечку для пожертвований «камушки». Текст посвящен Е. А. Сушковой, которую друзья именовали по-английски miss black’eyes (черноокая). Именно ей принадлежат воспоминания, в коих рассказывается об этом случае.

Вопросы и задания к стихотворению «Нищий»

1. Какова композиция стихотворения? По какому принципу оно выстроено?

(Стихотворение состоит из двух частей, построенных по принципу развернутого сопоставления.)

2. О чем это стихотворение? Каковы его ключевые образы?

(Это стихотворение о катастрофической, неразделенной любви. Ключевые образы — это Он и Она. Тип нищего, имеющий реальную основу, становится в стихотворении образом воображаемым. Образы хлеба и камня соотносят стихотворение с евангельскими сюжетами.)

3. Подыщите в первой части стихотворения старославянизмы. Какой характер они присваивают тексту?

(Старославянизмы У врат, от глада, являл Наполняют слово торжественностью, исключительностью изображенной картины.)

4. В чем лирический герой укоряет свою возлюбленную?

(Он считает, что она обманула его «лучшие чувства», когда он «молил» ее «любви», собственно что ее любовь была подобна камню, положенному в руку бедняку, просящему хлеба.)

Жизненная обстановка, о которой Е. А. Сушкова пишет в воспоминаниях, становится в стихотворении вымышленной, например как это только сравнение к главной теме тек100 — несчастной любви. Любовь для лирического «я» —

необходимое условие жизни. Она необходима ему, как кусок хлеба голодному. «Хлеб» и «камень» — образы-знаки, обозначающие полярные понятия: тепло и холод, любовь и ненависть, добро и зло, жизнь и погибель. Поэтому ситуация неразделенной любви поднимается здесь на философский степень и мыслится во вселенском, бытийном масштабе.

Страница 2. «Расстались мы; хотя твой портрет…»

Адресат этого стихотворения — Варвара Александровна Лопухина, коию поэт В. Солоухин считал единственной любовью М. Ю. Лермонтова. В заметке «По небу полуночи ангел летел…» Солоухин сообщает:

«…Через всю свою жизнь поэт пронес одну-единственную гигантскую, неизменную глубокую любовь к одной женщине. Конечно… были увлечения, были стихи в альбомы… Хотя есть и множество стихов, когда они и не посвящены как как будто никому… и в то же время… у них есть таинственный адресат. Она, данная женщина, более всех других отвечала тому смутному, лазуревому, небесному, что жило в душе поэта и что он с ревностью оберегал от прикосновения чужих рук, взглядов и даже эмоций. Одной ей он мог бы отдать собственную душу, с одной ею мог бы вспомнить то, собственно что старался вспомнить всю жизнь, она одна, короче говоря, отвечала его душевному чистому эталону. Но никогда, ни разу любящий поэт не оговорился, ни одним словом не выдал имени любимой…» Вареньке Лопухиной приурочено к несколько десятков стихотворений, ее чистый образ навеял поэту черты Тамары в поэме «Демон». «…Безвыходными, — пишет В. Солоухин, — их отношения стали, когда Варенька вышла замуж в 1835 году». В 1837 году бывает замечена стихотворение «Расстались мы; но твой портрет…». Хорошо приготовленные ученики могут познакомиться с интерпретацией этого стихотворения Ю. М. Лотманом.

Вопросы и задания к стихотворению «Расстались мы; Хотя твой портрет…»

1. Какое настроение вызывает это стихотворение?

(Стихотворение проникнуто горечью разлуки, при этом

Лирический герой понимает, что это расставание навек (навеки).)

2. Как соотносятся центральные образы стихотворения?

(«Я» и «ты», как центральные образы интимной лирики

соотносятся в данном стихотворении своеобразно. Они разлучены навсегда, о чем говорит лексическое величину глагола Расстались, но уже в первом стихе сведены в единое

1 В лермонтоведении есть версия, собственно что стихотворение обращено к Е. А. Сушковой.

2 Лотман Ю. М. Анализ поэтического слова / Ю. М. Лотман. —

Л., 1972. — С. 174—179.

«мы». Далее, несмотря на то, собственно что расставание уже свершилось, полного разъединения все же не случилось: «Твой Портрет» хранится на «Моей Груди» и радует «Мою Душу».)

3. Как меняется ритм стихотворения по ходу текста?

(Ритм первой строфы гладкий, задумчивый. Она наполнена воспоминаниями, которые рождают эмоция радости, хотя портрет — лишь «бледный призрак». Во 2 строфе ритм убыстряется, оно наполнено сильными эмоциями, яркими красками. Такое ощущение создают слова Страсть, Не имел возможность разлюбить, храм, кумир.)

4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического

(Пространство стихотворения можно условно разделить на 3 части: низ (земля), верх (небо) и промежуточное пространство, то есть то, собственно что соединяет земное и небесное. Если проанализировать последовательность существительных, имеющих отношение к образу «я», можно заметить, что лирическое «я» все время «разрывается» меж земным и небесным:

Промежуточное пространство

призрак

святилище

Земля

на груди

Такое же развитие возможно проследить, анализируя и глагольные формы:

радует

кумир (есть) Господь храм (есть) храм

Промежуточное пространство

храню

разлюбить не имел возможность

Земля

расстались

преданный страстям

Стихотворение начинается как бы в низшей точке и за что поднимается вверх, затем спад и снова подъем к вершине, поэтому что верх всего — Бог. Поэтому не случайно, собственно что предложение со словом Бог — восклицательное.)

5. Какие смыслы получают в этом тексте союзы?

(Союзы передают движение в поэтическом пространстве снизу ввысь: от «но» (на земле) настроение движется к «и», соединяющему земное и небесное, а после этого к наречию «так», которое как бы подводит итог, находясь в высшей точке поэтического места.)

6. Охарактеризуйте функциональную роль эпитетов.

(Эпитетов мало, и они вызывают грустное настроение,

например как семантически близки своими значениями: ослабления чувств — «бледный», утраты — «оставленный», поражения — «поверженный».)

7. Какова роль инверсии в первом стихе?

(Инверсионная позиция глагола «расстались» увеличивает

его смысл, но этот смысл вечной разлуки опровергается всей композицией и намечен уже в первом стихе союзом «но».)

8. Какую роль играет в стихотворении антитеза?

(Антитеза помогает диалектическому единству главных

образов. «Я» все время рвется к «ты», но это невозможно, потому что соединение с «ты» означает для «я» утрату своей исключительности, неповторимости, оторванности от всех земных связей. Это типично для романтического мировосприятия.)

9. Как вы понимаете смысл двух последних стихов?

Проанализировать знаки препинания, встречающиеся в стихотворении. Какие смысловые дела они выражают?

Сопоставить стихотворение с его ранней редакцией «Я не предпочитаю тебя; страстей…» (1831).

Настоящая любовь — это вечная значение, и поэтому она не может быть уничтожена даже расставанием навек(навеки). В груди все равно будет жить «портрет», то есть тип возлюбленной. И сама любовь подобна храму, то есть святилищу, и Богу, то есть кумиру, коие не утрачивают своих вечных качеств, даже будучи оставленными либо поверженными.

Страница 3. «Нет, не тебя так пылко я предпочитаю…»

Шедевр любовной лирики Лермонтова — стихотворение «Нет, не тебя например пылко я люблю…», написанное летом 1841 года, незадолго до катастрофической гибели поэта. Адресат стихотворения неизвестен. Исследователи считают, собственно что, возможно, это родственница Лермонтова Екатерина Григорьевна Быховец, с коей поэт встречался летом 1841 года в Пятигорске. По ее текстам, она напоминала Лермонтову В. А. Бахметьеву (Вареньку Лопухину) и воскрешала его воспоминания о былых чувствах и мечтаниях.

Вопросы и задания к стихотворению «Нет, Не тебя например пылко я люблю…»

1. Определите ключевые образы стихотворения.

(«Я», «ты» и тип-воспоминание о прошедшей любви. «Ты» и образ-воспоминание — «зеркальные» образы. В чертах «ты» «я» предпочитает «прошлое страданье» и «молодость погибшую». «Я» «говорит сердцем» не с «ты», а с образом-воспоминанием, то есть с что, другой, которая была «подругой юных дней» и которую лирический герой «я» на тему должен любить.)

2. Почему лирический герой стихотворения любит

Страданье и ушедшую юность?

(По Лермонтову, даже страданье — это признак живой души, способной к высоким эмоциям. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то определенным образом любимой женщины. Стихотворение — это «эпитафия» погибшей юности, неразделенной любви. Теперь остались лишь воспоминания. С «подругой молодых дней» — бывшей возлюбленной или любовью вообще? — сейчас можно говорить лишь сердцем, то есть в мечтах о минувшем. Ведь уже в стихотворении «Поцелуями прежде считал…» поэт заявлял: «Я сейчас никого не люблю».)

3. Как понять две последние строчки стихотворения

(Можно предположить, что в этих строках бывает замечена образ самого поэта. Если две прекрасные женщины — это знаки течения времени, настоящего и прошлого, образы-зеркала, то и черты лирического «я» кроме того проявляются в тексте дважды. Это не только тот, кто сейчас любит «прошлое страданье» больше, чем «красы блистанье», хотя и тот, кто когда-то тоже имел «уста живые» и «в глазах огонь». А сейчас эти уста — «немые», очи — «угаснувшие», потому что приверженность, символ молодости, погибла. Две последние строки имеют все шансы быть отнесены к образу лирического «я» еще и потому, собственно что перед ними стоит точка с запятой, знак конца предложения, говорящий о что, что предыдущая мысль закончена.)

4. Проанализируйте глагольную лексику.

(В стихотворении довольно мало глаголов: Люблю — люблю — смотрю — говорю — говорю — ищу, — собственно что подчеркивает его статичность, «мгновенность». Время текста как бы тормознуло.)

5. Найдите прилагательные и причастия. Объясните их

Порядок, лексическое величину и роль в тексте стихотворения.

(Прилагательные и причастия следуют в этом порядке: Прошлое — ушедшую — долгим — таинственным — юных — Немые — угаснувших. Возможно заметить их кольцевую композицию. Если вначале симптомы предметов имеют значение времени — «прошлое», «ушедшую», то во 2 строфе лирическое «я» жаждет обновления, надеется, собственно что таинственный разговор сердца с «подругой юных лет» поимеет возможность возродиться его душе. Но эти надежды не оправдались. Разведка «других черт» ушедшей любви заставляет понять, собственно что и у самого лирического «я» и уста давно «немые», и на лице — «огонь угаснувших очей».)

6. В чем философский подтекст любовного стихотворения?

Удел лирического «я» стихотворения — одиночество, поэтому что утраченная в юности любовь стала причиной его холодности на всю жизнь. Исстрадавшаяся душа уже не имеет возможность ответить на возникшие живые чувства, а только больно припоминает об утраченных страстях. Трехчастная композиция стихотворения подчеркивает эволюцию души поэта: отказ от любви, погружение в средства переживания, возврат к ушедшим чувствам юности. Но и прежняя приверженность не состоялась, и новая невозможна.

Любовная лирика Лермонтова окрашена в напряженные, драматические тона. Его лирический герой несчастен в любви, и она навевает ему только горе, как и ненавистное ему светское разговор, мир-маскарад. Идея трагической судьбы лирического героя подтверждается во всех сферах его жизни, и даже в подобный, как любовь.

Подготовить план сообщения на тему «Любовная лирика М. Ю. Лермонтова и ее своеобразие» и выучить одно из стихотворений о любви на память. Подготовить индивидуальные сообщения об истории создания стихотворения «Предсказание» и о ритмике стихотворения «Дума» (по выбору).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: