Изображение мира чиновничества в поэме я Мертвые души Урок литературы 9 класс

В царской России 30-х годов XIX века настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и обширный бюрократический чиновничий аппарат. Призванные стоять на страже законности и правопорядка представители административной власти думали только о собственном материальном благе, обворовывая казну, вымогая взятки, издеваясь над бесправными людьми. Таким образом, тема разоблачения чиновничьего мира была очень актуальной для русской литературы. К ней не раз обращался Гоголь в таких произведениях, как «Ревизор», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Она нашла выражение и в поэме «Мертвые души», где, начиная с седьмой главы, чиновничество находится в центре внимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Двумя-тремя мастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Эти бегло обрисованные лица запоминаются благодаря характерным смешным деталям, которые наполнены глубоким смыслом. В самом деле, почему начальник целой губернии характеризуется как добряк, который иногда вышивает по тюлю? Наверное, потому, что как о руководителе о нем нечего сказать. Отсюда легко сделать вывод о том, как халатно и недобросовестно относится губернатор к своим должностным обязанностям, к гражданскому долгу. То же можно сказать и о его подчиненных. Гоголь широко использует в поэме прием характеристики героя другими персонажами. Например, когда нужен был свидетель для оформления покупки крепостных, Собакевич говорит Чичикову, что прокурор, как человек праздный, верно, сидит дома. А ведь это один из самых значительных чиновников города, который должен вершить правосудие, следить за соблюдением законности. Характеристика прокурора в поэме усиливается описанием его смерти и похорон. Он не делал ничего, кроме бездумного подписывания бумаг, так как предоставил все решения стряпчему, «первому хапуге в мире». Очевидно, причиной его смерти стали слухи о продаже «мертвых душ», так как именно он нес ответственность за все происшедшие в городе незаконные дела. Горькая гоголевская ирония слышится в раздумьях о смысле жизни прокурора: «. зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает». Даже Чичиков, глядя на похороны прокурора, невольно приходит к мысли, что единственное, чем может запомниться покойник, &#151 это густыми черными бровями.

Крупным планом дает писатель типичный образ чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Пользуясь своим положением, он вымогает взятки у посетителей. Смешно читать о том, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем «бумажку», «которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою». Но грустно от сознания того, в каком безвыходном положении оказывались российские граждане, зависящие от нечестных, корыстолюбивых людей, представляющих государственную власть. Эту мысль подчеркивает гоголевское сравнение чиновника гражданской палаты с Вергилием. На первый взгляд, оно недопустимо. Но гаденький чиновник, как и римский поэт в «Божественной комедии», ведет Чичикова по всем кругам бюрократического ада. Значит, это сравнение усиливает впечатление от того зла, которым пропитана вся административная система царской России.

Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие &#151 это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под «тонкими» автор подразумевает среднюю прослойку, а «толстые» &#151 это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни Гоголь пишет о том, что в обществе этих государственных служащих процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что «все они были гражданские чиновники». У них другие методы и средства, благодаря которым они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. В образе жизни чиновников, в их поступках и взглядах нет сколько-нибудь существенных различий. Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди, облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.

Изображение мира чиновничества в поэме я Мертвые души Урок литературы 9 класс

УрФО и Пермской области

в номинации «Самый удобный интерфейс» 2007

Клуб выпускников

Зарегистрированных выпускников в клубе: 96

Наша кнопка

Статистика

Литература, 9 класс

1. «Слово о полку Игореве»; сюжет и проблематика поэмы.

2. Столкновение тьмы и света в проблематике баллады В.А.Жуковского «Светлана».

3. С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?

1. Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина (творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого).

2. Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В.Гоголя «Шинель».

3. В чем смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»?

1. Тема маленького человека в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

2. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

3. Почему мужики в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?

1. Тематика и образы романтической поэзии В.А.Жуковского.

2. Смешное и грустное в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника».

3. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

1. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

2. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

3. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции и жизнь героя резко изменилась? (По рассказу Л.Н.Толстого «После бала»).

1. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». 2. Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл. 3. За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»).

1. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

2. Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

3. В чём прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»).

1. Тема «дружества» и образы друзей в лирике А.С.Пушкина.

2. Монолог Липочки (начало I действия) в комедии А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся!» как средство характеристики героини.

3. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

1. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С.Пушкина.

2. Образ «ретивого начальника» в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» (часть II «Топтыгин 2-й»).

3. Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

1. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С.Пушкина.

2. Сцена бала и ее место в проблематике рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

3. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

1. «Русский бунт» в изображении А.С.Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»).

2. Стихотворение В. В Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»: художественное своеобразие и идейный смысл.

3. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

1. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С Пушкина «Евгений Онегин».

2. Историческое и философское звучание басни И.А Крылова «Волк на псарне».

3. Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).

1. Быт и нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Тема человека и природы в стихотворении А.А Фета «Заря прощается с землею…».

3. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

1. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

2. Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

3. В чем ложность позиции премудрого пискаря? (По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»).

1. Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова.

2. Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш».

3. Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (По комедии Д.И Фонвизина «Недоросль»).

1. Мир природы и мир человека в поэзии М.Ю. Лермонтова.

2. Монолог Чацкого «А судьи кто?» и его роль в развитии конфликта комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».

3. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

1. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.

2. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в гражданской палате: тема чиновничества. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»).

3. Почему рассказ И.С Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?

1. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия».

3. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

1. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Философская тематика стихотворения С.А Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».

3. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

1. Тема судьбы и её развитие в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2. Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».

3. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это её характеризует? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

1. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

2. Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

3. Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образов русской литературы?

1. Тема города в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

2. Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

3. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).

1. Помещичья Русь и её представители в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

2. Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

3.Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? ( По повести А.С Пушкина «Выстрел»).

1. Образ Чичикова и тема живой и мёртвой души в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

2. Прославление воинского подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» (глава «Поединок»).

3. Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).

1. Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И.А. Крылова.

2. Диалог Андрея Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

3. В чём смысл немой сцены в финале комедии Н.В Гоголя «Ревизор»?

Экзаменационные билеты для выпускников, изучавших предмет на базовом уровне, можно скачать в формате .doc здесь. Размер файла 58 КБ.

Урок литературы в 9 классе

Название Урок литературы в 9 классе
Дата 17.10.2016
Размер
Тип Урок
МБОУ Вешкаймская СОШ №2 имени Б.П.Зиновьева

Урок литературы в 9 классе
«Губернский Олимп». Изображение чиновничества в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

учитель русского языка и литературы

— продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»;

— формировать умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла;

— совершенствовать умение отвечать на вопросы проблемного характера, делать выводы;

— воспитывать негативное отношение к бюрократизму и коррупции.

Оборудование: портрет н. В. Гоголя; иллюстрации к поэме; эпиграф на доске.

Никто и никогда до него

не написал такого полного курса

I. Организационный момент

1. приветствие учителя

2. Запись даты, темы урока, эпиграфа в тетрадь

II. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся и мотивация учебной деятельности

♦ Задумались ли вы, когда читали заданные на дом главы, почему наряду с помещиками Гоголь изображает и чиновничество губернского города? Какое место в социальной структуре царской России занимает это сословие?

♦ В каком произведении Гоголя, с которым вы познакомились в 8 классе, представлены образы чиновников?

♦ Какое впечатление произвели на вас образы чиновников в поэме «Мёртвые души»?

^ III. Фронтальная проблемно-исследовательская работа по теме урока

1. Вступительная беседа

♦ Как описывает Гоголь здание казённой палаты и её чиновников? (Нет живых лиц и людей, их заменяют головы, затылки, фраки, куртки)

♦ Какой смысл приобретает сравнение их с трудолюбивыми пчёлами? (Иронический)

2. Анализ беседы Чичикова с чиновником Иваном Антоновичем «кувшинное рыло»

♦ Как удалось Чичикову найти стол крепостной экспедиции?

♦ Как отреагировал Иван Антонович на просьбу Чичикова? Почему он сказал, что нельзя в один день завершить покупку купчей крепости?

♦ Чем завершился разговор Чичикова и Ивана Антоновича?

♦ Как проявляется характер Чичикова в этом эпизоде?

Иван Антонович — многоопытный специалист, своего ремесла, «поэт» круговой системы взяточничества. Чичиков — не менее опытный чиновник, знающий, как нужно себя вести в казённой палате, понимающий, что взятка — норма в этом мире, на ней держится весь чиновничий аппарат.

3. Определение авторской характеристики чиновников

♦ Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться к полицмейстеру?

♦ Как характеризует полицмейстера Гоголь? Чем он заслужил «всеобщую любовь» города и купцов? (Являясь самым искусным взяточником и используя своё служебное положение, покрывал всевозможные аферы.)

♦ Как характеризует Гоголь остальных чиновников? Что он говорит об их взаимоотношениях между собою и вышестоящим начальством?

♦ В каких эпизодах раскрывается произвол чиновников, игнорирование прямых служебных обязанностей?

♦ Что говорит писатель о духовных интересах и запросах чиновников?

В собирательной авторской характеристике чиновников раскрывается внешняя благожелательность и семейственность в отношениях между собой и чинопочитание, подобострастие — перед высшим начальством. Чиновники — бездельники, взяточники, лицемеры, карьеристы, льстецы, они — люди крайне невысокой духовной культуры. Гоголь применяет приём алогизма: «Прочие тоже были более или менее люди просвещённые: кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».

4. Анализ сцены толков чиновников относительно переселения чичиковских крестьян в Херсонскую губернию

 О чём толкуют и какие мнения высказывают обитатели губернского города по поводу покупки Чичикова?

 Какие советы давали Чичикову обыватели? Как он к ним относился?

 Какие «благоприятные следствия» произвели слухи вокруг покупки Чичикова?

 Как отнеслись к слухам и к самому Чичикову дамы города NN?

5. Инсценировка разговора дамы приятной и дамы приятной во всех отношениях о покупке Чичиковым «мёртвых душ»

6. Анализ сцены совета у полицмейстера

— Какие толки и слухи разнеслись по городу, когда стало известно, что Чичиков покупает «мёртвые души»? Как характеризуют они чиновников?

— Что больше всего волнует чиновников?

— Чем усугубилось волнение чиновников? Почему? (Назначение нового генерал-губернатора. Обнаружилась масса нарушений. Все погрузились в неописуемый страх.)

— Какие меры приняли чиновники для своей безопасности?

Сцена у полицмейстера обнаруживает неспособность людей, решающих государственные дела, мыслить, анализировать, принимать решения. Страх — пружина всех последующих действий, предпринятых ими с целью предотвратить грозящую опасность. Страх становится и причиной смерти прокурора.

По своему характеру, привычкам, поведению губернские чиновники во многом напоминают чиновников из «ревизора», но не повторяют их. В «Мёртвых душах» писатель показал не узкий круг провинциальных управителей уезда, а правителей города — основной административно-территориальной единицы царской России. Кроме того, чиновничья среда показана в тесных контактах и с поместным миром, и с жизнью обеих столиц, неподалёку от которых, по словам Гоголя, находился изображаемый им город. Это расширяет пространственное изображение и оттеняет повсеместный характер чиновничьего произвола. Таким образом, чиновничий мир поэмы — это тот же мир «мёртвых душ», что и помещичья среда. Во власть ему отданы не только крепостные крестьяне, но и весь народ, всё государство.

IV. ^ Подведение итогов урока и рефлексия

Вопросы для рефлексии

♦ Как вы теперь понимаете слова Герцена о «курсе патологической анатомии русского чиновника?

♦ Что из обсуждаемого на сегодняшнем уроке кажется вам актуальным и сегодня?

V. Домашнее задание

1) Прочитать главу 11 поэмы.

2) Подготовить подробный пересказ эпизодов главы по вариантам:

I вариант: «Происхождение, детство и годы учёбы Чичикова»;

Изображение мира чиновничества в поэме Н.В.Гоголя `Мертвые души`

Бесплатное скачивание файла

Для снижения нагрузки на сервер скачивание файлов доступно только зарегистрированным пользователям.

Чтобы скачать этот файл, пожалуйста войдите под своим паролем!
Если у Вас ещё нет пароля, зарегистрируйтесь — это быстро и бесплатно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: