Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»)

В комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души» Гоголь обратился к важным социальным темам. В них идет речь о жизни целых сословий – уездного чиновничества, поместного дворянства. В поле зрения автора «вся Русь». Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически.
В отличие от «Мертвых душ», где Россия показана с «одного бока», в «Ревизоре» изображен «соборный город всей темный стороны», так как в поэме мы преимущественно видим помещиков, а в комедии еще и помещиков, купцов, мещан. В двух этих произведениях отражены нравы всех чиновничьих слоев: от уездного в «Ревизоре» до губернского в поэме.
И в поэме, и в комедии отражны все сферы деятельности городского чиновничества: высшая городская власть, суд, «заботы» о богоугодных заведениях, почтовая связь. При этом образы всех чиновников типизированы: изображая их, Гоголь обращается к одним и тем же мотивая: во-первых, это мотив «круговой поруки», к примеру, в «Ревизоре» все чиновники являются ближайшими знакомыми городничего. Присутствует здесь и мотив взяточничества: в «Ревизоре» городничий признается, что обманул трех губернаторов, весь свет готов обворовать, в «Мертвых душах» Иван Антонович, «кувшинное рыло», не кто иной, как взяточник. Важным остается и мотив сплетни: в одном случае Хлестаков неожиданно превращается в ревизора, а в другом Коробочка пускает сплетню о Чичикове, охватившей весь город. Можно увидеть также мотив невежества, страха, боязни показаться неблагонадежным.
Все чиновники ведут праздный образ жизни, воспринимают должность как возможность приобретения наживы для себя.
Чиновники изображаются, как персонажи сатирические, так как несоответствия в них заложены социальные: образ Плюшкина, «бедного» богача. Используется один из любимых способов Гоголем сатирического изображения – гротеск, то есть соединение контрастного. Вообще весь город в «Ревизоре» — «сборный город», город-гротеск.
В «Мертвых душах» есть отступления, обобщающие изображения чиновничества: о толстых и тонких, о Прометее, о государственном человеке. Портреты чиновников обобщены, внимание читателя обращено лишь на одну деталь
Есть и отличия в изображении чиновников в «Мертвых душах» и в «Ревизоре»: в поэме чиновники даны более обобщенно, чем образы помещиков: у них нет даже фамилии.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что чиновничество в творчестве Гоголя изображает собой все самое грозное и развратное, паразитирующее Россию, не дающее ей развиваться.

20640 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Изображение чиновников в творчестве Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»)

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

Мертвые души, Изображение чиновников в комедии «Ревизор» и в п

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отображающих всю действительность состояния страны. Одним из этих произведений является комедия «Ревизор», в которой Гоголь задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего». Гоголь признавался, что в «Ревизоре» он. решил «собрать в одну кучу все дурное в РФ, все несправедливости». В 1836 году комедия была поставлена на петербургской сцене и имела громадный успех. Комедия Гоголя, затронувшая все живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное обвинение николаевской РФ. Гоголь создал глубоко правдивую комедию, проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систему целостной РФ.

Маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей, воспринимается как символ всей николаевской системы. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий, обличительный смысл «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, это захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только, часть громадного бюрократического целого. Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Развитие сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков «свой», то есть такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, финансы, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники — порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского задолженности, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок. Судья Ляпкин- Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе. Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в большом ходу. Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. На втором плане видны купцы, мастеровые, полицейские — вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и в данный момент не сходит со сцен наших театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму «Мертвые души», которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина.

Центральный герой поэмы — Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ослепительно проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в РФ. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к РФ того времени. Вопрос, куда идет Россия, заставляет погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с «мертвыми душами». Гоголь построил поэму двупланово. С одной стороны — мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой — приходящая ей на смену «Россия Чичиковых». «Россия Чичиковых» в поэме представлена одним героем. В отношении Чичикова Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, к тому же ловкость героя необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента. Показав превосходство своего героя перед обществом. Гоголь вместе с тем показал всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием он относится ко всему, что ке отвечает его личным интересам. Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных. Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и губернское общество — это та же черта: жажда наживы. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность — только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта. Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: «Идеал города — это пустота. Сплетни, перешедшие пределы». Пошлость и ничтожество интересов характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносили ни одного слова. Гоголь осуждает дворянское общество, рабски копировавшее иностранные манеры.

Герои Гоголя не несут в себе протеста против стеснившей их жизни, против «потрясающей тины мелочей». Они сами, в сущности, продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной в «Мертвых душах»

Итак, Гоголь показывает мир социальных пороков. Но, как мы поняли, не только они волнуют писателя. Злоупотребление чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину берешь» — вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно «пошлость всего в целом», а не размеры преступных деяний, ужасают читателей. «Потрясающая тина мелочей», как описывает Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Трагична развязка в «Ревизоре» и «Мертвых душах», потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение. Город Гоголя — это символический, «сборный город всей темной стороны». И все же, здесь есть светлое явление. Это смех. По моему мнению, смех должен вылечить душу.

Все школьные сочинения по литературе

Изображение чиновников в комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души»

Сочинение на тему «Изображение чиновников» в комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души»

Местом действия в комедии «Ревизор явился маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий, обличительный смысл «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, это захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого.

Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора.

Развитие сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет».

Городничий радуется, что сумел сунуть Хлестакову взятку, это значит, что Хлестаков «свой», то есть такой же взяточник.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники — порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.

Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе.

Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в большом ходу.

Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят.

На втором плане видны купцы, мастеровые, полицейские — вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. Но, что важно, купцы и мастеровые согласны на поборы, которые все влась предержащие накладывают на них! Это норма для России! Они бьют челом к лже-ревизору из-за того, что городничий уж очень распоясался, «не по чину берёт», а вернее хапает без меры.

В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен наших театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму «Мертвые души», которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы — Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, заставляет автора погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с «мертвыми душами». Гоголь построил поэму двупланово. С одной стороны — мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой — приходящая ей на смену «Россия Чичиковых».

«Россия Чичиковых» в поэме представлена одним героем. В отношении Чичикова Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, к тому же ловкость героя необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента.

Показав превосходство своего героя перед обществом. Гоголь вместе с тем показал всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием он относится ко всему, что не отвечает его личным интересам. Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных.

Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и губернское общество — это та же черта: жажда наживы. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность — только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта.

Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: «Идеал города — это пустота. Сплетни, перешедшие пределы».

Пошлость и ничтожество интересов характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносили ни одного слова.

Гоголь осуждает дворянское общество, рабски копировавшее иностранные манеры. Герои Гоголя не несут в себе протеста против стеснившей их жизни, против «потрясающей тины мелочей». Они сами, в сущности, продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной в «Мертвых душах».

Гоголь показывает мир социальных пороков. Но, как мы поняли, не только они волнуют писателя. Злоупотребление чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину берешь» — вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно «пошлость всего в целом», а не размеры преступных деяний, ужасают читателей. «Потрясающая тина мелочей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Трагична развязка в «Ревизоре» и «Мертвых душах», потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение.

Город Гоголя — это символический, «сборный город всей темной стороны». И воспринимается он как символ всей николаевской системы.

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создал эти произведения, отображающие действительное состояния страны. В комедии «Ревизор» Гоголь решил «собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости», задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего».

Комедия Гоголя, затронувшая живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное обвинение николаевской России.

Гоголь создал глубоко правдивые картины, проникнутые острым юмором, обличавшие бюрократическую систему России. Смех – то оружие, которое должно выкорчевать всю мерзость российской жизни и вылечить, души искалеченные бытом николаевской России.

Школяру.ру | В помощь школьнику

Местом действия в комедии «Ревизор явился маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий, обличительный смысл «Ревизора».

Весь строй пьесы давал понять, это захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического целого.

Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора.

Развитие сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он «не платит и не едет».

Городничий радуется, что сумел сунуть Хлестакову взятку, это значит, что Хлестаков «свой», то есть такой же взяточник.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники — порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.

Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки — таков суд в этом городе.

Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в большом ходу.

Смотритель училищ Хлопов — запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят.

На втором плане видны купцы, мастеровые, полицейские — вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. Но, что важно, купцы и мастеровые согласны на поборы, которые все влась предержащие накладывают на них! Это норма для России! Они бьют челом к лже-ревизору из-за того, что городничий уж очень распоясался, «не по чину берёт», а вернее хапает без меры.

В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен наших театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму «Мертвые души», которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы — Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, заставляет автора погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с «мертвыми душами». Гоголь построил поэму двупланово. С одной стороны — мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой — приходящая ей на смену «Россия Чичиковых».

«Россия Чичиковых» в поэме представлена одним героем. В отношении Чичикова Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, к тому же ловкость героя необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента.

Показав превосходство своего героя перед обществом. Гоголь вместе с тем показал всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием он относится ко всему, что не отвечает его личным интересам. Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных.

Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и губернское общество — это та же черта: жажда наживы. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность — только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта.

Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: «Идеал города — это пустота. Сплетни, перешедшие пределы».

Пошлость и ничтожество интересов характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносили ни одного слова.

Гоголь осуждает дворянское общество, рабски копировавшее иностранные манеры. Герои Гоголя не несут в себе протеста против стеснившей их жизни, против «потрясающей тины мелочей». Они сами, в сущности, продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной в «Мертвых душах».

Гоголь показывает мир социальных пороков. Но, как мы поняли, не только они волнуют писателя. Злоупотребление чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину берешь» — вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно «пошлость всего в целом», а не размеры преступных деяний, ужасают читателей. «Потрясающая тина мелочей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Трагична развязка в «Ревизоре» и «Мертвых душах», потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение.

Город Гоголя — это символический, «сборный город всей темной стороны». И воспринимается он как символ всей николаевской системы.

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создал эти произведения, отображающие действительное состояния страны. В комедии «Ревизор» Гоголь решил «собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости», задумал посмеяться над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобщего».

Комедия Гоголя, затронувшая живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли «Ревизора» как грозное обвинение николаевской России.

Гоголь создал глубоко правдивые картины, проникнутые острым юмором, обличавшие бюрократическую систему России. Смех – то оружие, которое должно выкорчевать всю мерзость российской жизни и вылечить, души искалеченные бытом николаевской России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector