О КНИГЕ

ИЗ ШКОЛЬНЫХ ЛЕТ АНТОНА ЧЕХОВА

Министерства Просвещения РСФСР

Составление, предисловие и пояснительные статьи к разделам Н. РОСКИНОЙ

Оформление Евг. КОГАНА

Н. С. Абрамова, Г. С. Вебер, З. В. Тишина — Из школьных лет Антона Чехова

Для восьмилетней школы

Из школьных лет Антона Чехова

Ответственный редактор Н. С. Абрамова.

Художественный редактор Г. С. Вебер.

Технический редактор 3. В. Тишина.

Корректора В. В. Самороднова и А. Б. Стрельник.

Сдано в набор 30/ХII 1961 г. Подписано к печати 31/III 1962 г. Формат 84Х108 1/32 — 4 печ. л. = 6,72 усл. печ. л. (6,13 уч.-Изд. л.). Тираж 130000 экз. ТП 1962 № 641. А04114. Цена 28 коп.

Детгиз. Москва, М. Черкасский пер., 1.

Фабрика детской книги Детгиза. Москва, Сущевский вал, 49. Заказ № 2068.

Библиотека «Антон Павлович ЧЕХОВ» на CD

Диск содержит общирный материал о биографии и творчестве Антона Павловича Чехова, и оснащён полнотекстовой поисковой системой, позвляющей быстро находить текстовые и графические материалы. В предлагаемой цифровой библиотеке Вы найдёте богатый фотоматериал из жизни А. П. Чехова и театральных постановках по его произведениям.

В цифровой библиотеке представлены следующие книги:

Как выглядит библиотека «Антон Павлович ЧЕХОВ»?

Стоимость диска — 290 рублей. Доставка почтой по территории Российской Федерации — 250 руб. Информация о скидках на странице ‘Оплата заказа и скидки’.

Антон Чехов. Рассказы

Антон Чехов. Рассказы Антона Чехова для детей дошкольного и школьного возраста.

Внеклассное чтение в школе

Антон Чехов «Жалобная книга»

Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:

«Милостивый государь! Проба пера!?»

Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».

Антон Павлович Чехов «Хамелеон»

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина. На площади ни души. Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

А. П. Чехов «Мальчики»

— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.

— Володечка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую. — Ах, боже мой!

Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шёл густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «бррр!».

А. П. Чехов «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на тёмный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьёй на коленях.

Антон Чехов «Вечер в степи»

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдёт солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, всё прощено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потёмках своей старости, в ней поднимается весёлая, молодая трескотня, какой не бывает днём; треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — всё мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить.

Антон Чехов «Весной»

Рассказ про весну для младших школьников

С земли еще не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо!

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

Антон Чехов «Толстый и тонкий»

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.

Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.

Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из- за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

Антон Чехов «Лошадиная фамилия»

У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту.

Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом.

Антон Чехов «Пересолил»

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать-сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется.)

— Скажите, пожалуйста, где я могу найти здесь почтовых лошадей? — обратился землемер к станционному жандарму.

Антон Чехов «Хирургия»

Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние. В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом.

Рассказы про животных для младших школьников

Антон Чехов «Каштанка»

Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?

Рассказ Антона Чехова для детей среднего школьного возраста. Рассказ о волчихе и её волчатах.

Краткое содержание «Дом с мезонином» Антона Чехова

В 1896 г. вышла повесть А.П.Чехова «Дом с мезонином». Повествование оформлено как воспоминание о пережитом; рассказчик (художник – человек, как бы близко знакомый автору) доверительно делится с слушателем о том, как 6 или 7 лет назад, он проживал в усадьбе Белокурова.

В повести 5 основных персонажей:

Рассказчик – художник, пожелавший отдохнуть в деревне от городской суеты;

Белокуров – провинциальный помещик, приятель рассказчика, к которому последний и приехал в гости;

Волчанинова Екатерина Павловна – провинциальная помещица,

Волчанинова Лида – старшая дочка Екатерины Павловны, особа деятельная и активная, сторонница методики «малых дел» и, если верить словам рассказчика, красавица;

Волчанинова Женя – младшая дочка Екатерины Павловны

Краткое содержание повести

Рассказчик, интеллигентный человек, художник-пейзажист, приезжает на отдых в имение своего приятеля Белокурова. Здесь он, незаметно для себя, окончательно обленился и, проживая в праздности, картин почти не писал: часами он смотрел из окон на небо,

Совершая по обыкновению бесцельную проминку, он набрел на незнакомое имение, посреди которого стоял белый дом с мезонином (называемой иногда в простонародье «полужильем»). У ворот художник приметил молоденьких девушек и их лица показались ему знакомыми и милыми…

Вскоре в усадьбу Белокурова приезжает одна из девушек. Она обстоятельно говорит, что сейчас занимается важным социальным проектом – собирает по подписному листу средства на помощь крестьянским погорельцам ближайшего.

От Белокурова художнику становиться известно, что приезжавшая к ним барышня – Волчанова Лидия, она, с мамашей и меньшей сестрой, проживает в соседнем поместье. Лидия оказывается девушкой чрезвычайно «прогрессивной»: она добровольно отказывается существовать на средства семьи, устроилась преподавателем в школе, за 25 «рублев».
Через некоторое время, Белокуров и рассказчик поехали к Волчаниновым. Приняли их очень тепло. Лидия, разговорившись, критиковала деятельность председателя управы, рассуждала о земстве и школьных библиотеках. Женя же показалась художнику совсем ребенком…

Рассказчик становится частым гостем в семье Волчановых. Особенно он сближается с Женей, милой Мисюсь: вдвоем они совершают прогулки, он снова пишет этюды и Мисюсь восторженно наблюдает за ним …

Отношения с Лидой не складывались; ей не нравилось «праздное» занятие рассказчика – ведь рисованием пейзажей нельзя содействовать народным нуждам. «Прогрессивная» девушка всецело занималась «малыми делами»: принимала больных, давала книги для прочтения, спорила о школах, библиотеках и земстве…

Екатерина Волчанинова, как и рассказчик, осознавала, что ее старшая дочь заигралась до крайности и пора задуматься и о себе), однако возражать не смела, побаиваясь ее строгости. Мисюсь, подобно матери, относилась к Лидии благоговейно…

3 глава
Однажды Лидия взялась упрекать рассказчика, что он ничегошеньки не сделал ради благополучия народа. Он сказал, что вопрос народного благополучия, как раз, его сильно волнует. Вот только улучшать то следует не материальную жизнь (что бессмысленно), а духовное бытие.

В народе все порабощены и измождены трудом, задуматься о духовном им уже не по силам. А ведь изначальное назначение каждого человека – искание высшей правды, смысла жизни. Помочь нуждающимся, в представлении художника, возможно лишь смягчением трудового ярма. Деятельность же современных «материалистов» бесполезна и вредна. Выговорившись, художник простился и пошел к себе…

4 глава
Мисюсь, вышедшая проводить рассказчика, несколько робко признает Лидию не правой в споре. Художник внезапно обнимает и целует Женю, Женя, осторожно обняв художника, сообщает, что в их семье не имеют секретов и спешит поделиться своим счастьем «Мама…любит вас, но Лида!»- произносит Мисюсь и, простившись, убегает к воротам…

Следующим днем рассказчик приходит к Волчановым. Никто не выходит ему на встречу. В странной тишине до художника доносится лишь голос Лидии, читающей где-то в дальних комнатах опустевшего дома басню деревенским детишкам… Наконец, Лидия, услышав шаги, окликает рассказчика: оказывается, мать с сестрой поехали к тете в П-кую губернию…

Рассказчик с Волчановыми уже не видался. Лидия, как и раньше, живет в имении и воспитывает деревенских детей. Вокруг нее собралась «сильная партия» из числа местной молодежи. О Жене ничего толкового узнать не удалось: дома она больше не бывала и проживала неведомо где…

Со временем, воспоминания художника о доме с мезонином как бы затуманились, и лишь в горькие часы одинокости он припоминает смутно о них.

О «творческом методе Чехова

Антон Чехов тонко и мудро обрисовывает перед читателем «кусочки» (сценки) из жизни своих персонажей, при этом совершает это очень своеобразно и сам практически никогда не встает на ту, или иную сторону; более того, в его произведениях читатель не находит, характерные для других, авторские размышления, ремарки. Сами персонажи, своими действиями, ставят перед читателем целую вереницу вопросов, ответить на которые не так просто.

В качестве примера можно взять рассказчика: вроде бы не глупый, интеллигентный человек, но как-то постепенно становится понятно, что художник он, вероятно, посредственный, да и в жизни мало на что путное (хорошее и доброе) способный человек. Вот промелькнула светлым и счастливым лучиком Мисюсь, скрылась – и рассказчик захандрил, захлопнулся в каких-то воспоминаниях. 7 лет незаметно пролетело, а он так и не заглянул в себя, не понял, кем же для него была Женя: всепоглощающей любовью, быстро проходящей влюбленностью, или юношеским вожделением…

Художник – философ-идеалист, но идеалист исключительно рассудочный. Он не понимает и не любит жизнь, не понимает и не любит себя, какое дело ему до людей… Рассказчик даже не задумывается, что причинил (вольно и невольно) боль и страдание; а ведь можно же было попытаться все исправить… Но сердце рассказчика не холодно и не горячо – оно теплохладно… И снова перед читателем возникает следующий вопрос: а почему так?…

Краткий анализ повести «Дом с мезонином»

«Дом с мезонином» – повесть о несбывшимся человеческом счастье: у всех персонажей книги в жизни все вышло как-то не так, как могло было бы быть.. Жизнь штука трудная, но ее надо любить; лишать счастья себя, или своих близких (пусть даже и кратковременного, преходящего) – преступно и несправедливо.

Автор повести прорисовывает перед читателем два способа понимания жизни: «материалистическую» – концепцию «малых дел» – справедливо критикует художник, но сам (будучи лишь рассудочным, внешним идеалистом с теплохладным сердцем) ничего реально полезного предложить не может и ограничивается праздными общими философскими рассуждениями. Как же правильно жить человеку, если вокруг он видит сплошную несправедливость, серость, нищету, болезни и смерти.

Любая, пусть даже самая благая «идея» (как в случае с Лидой) не должна причинять людям вред. Помогая материально «дальним» Лидия Волчанова оказалась тираном своих «ближних» родных. Возлюбить ближних (понять, принять, помочь, простить) «материалистичная» Лидия, увы, не способна… А вот нужна ли людям, пусть даже и «дальним», такая «материалистичная» забота, без чувства духовной любви – это очень трудный вопрос…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector