Ивановский цикл

Ивановский цикл, большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832, обращенной к Наталье Федоровне Ивановой. В изданиях Лермонтова 19 — начала 20 вв. стихи этого цикла публиковались без указания адресата. В 1916 Б. Нейман высказал предположение, что стихотворение, озаглавленные инициалами

обращены к одному и тому же лицу, добавил к названным стихотворениям еще шесть:

Нейман предположил, что отношения героев драмы «Странный человек» Арбенина и Загорскиной носят автобиографический характер и отражают историю любви Лермонтова к Н. Ф. Ивановой (О том, что еще в 1914 В. Каллаш соотнес инициалы Н. Ф. И. с фамилией драматурга Ф. Ф. Иванова, Нейман, очевидно, не знал).

Вопрос о месте Натальи Федоровны Ивановой в жизни Лермонтова и о посвященных ей стихах занял видное место в трудах И. Андроникова, который существенно прояснил картину юношеской любви поэта; однако документально материал, подтвердивший гипотезу Каллаша — Андроникова, был обнаружен и опубликован лишь в 1977 (Я. Махлевич). Исследования Б. Эйхенбаума, Андроникова и др. расширили круг предположительно относящихся к Ивановой стихов: всего в разное время было названо около 40 стихотворений, в т. ч. (помимо указанных):

Список стихотворений, которые по тем или иным признакам могли быть отнесены к Ивановскому циклу, по-видимому, не исчерпан; с другой стороны, принадлежность к этому циклу не менее трети причисляемых стихотворений остается дискуссионной.

Большинство стихотворений Ивановского цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды любви»; однако внутри цикла можно выделить две группы: стихи, написанные Лермонтовым в период духовного подъема, вызванного первыми встречами с Натальей Ивановой («Н. Ф. И. вой», «Романс к И. »), и стихи, начиная с послания «К***» («Всевышний. »), темой которых становится «вероломство» возлюбленной («К Н. И. », «Я не унижусь. » и др.). Первые из них проникнуты желанием и надеждой увидеть в ней единственную посреди «бесчувственной толпы» душу, оценившую дар, величие запросов души и страданий поэта:

«Есть сердце, лучших дней залог,
Где почтены мои страданья,
Где мир их очернить не мог».

Упрекающий, обвинительный тон стихов, написанных после разрыва с Ивановой, связан не только с мотивом «измены», но также с неоправданностью предельных ожиданий поэта, несоответствием реального облика возлюбленной и той высокой роли, которую он ей отводил:

«Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — Я тебя не знал!»

В некоторых стихах цикла мотив оскорбленной гордости, упреки в обмане, непонимании, «несправедливости»

«Но ты обманом наградила
Мои надежы и мечты».

Лермонтов пытается совместить с чувством прощения:

«Дай бог, чтоб ты нашла опять,
Что не боялась потерять».

Наряду со стихами, «рассказывающими» историю развивающегося чувства, Лермонтова нередко обращается к самой памяти о своей любви: вместе с упреками, вместе с раскаянием, пророчески предрекаемым любимой, звучат и ноты благодарности, выражение верности навсегда соединившему их прошлому, признание благодатной силы и подлинности испытанного чувства. Мотив неизгладимости следа, который герой оставит в душе возлюбленной — один из ведущих в Ивановском цикле («К Н. И. »; «Романс» («Стояла серая скала»); «Время сердцу быть в покое»).

Наряду с открытой, эмоционально-напряженной лирической исповедью большинства стихов цикла, Лермонтов обращается здесь к новому для него жанру стансов. Возможности этого жанра для передачи глубоко субъективных интимных переживаний были раскрыты Дж. Байроном в «Стансах Августе» (1816), хорошо известных Лермонтову. Вместе с тем этот жанр — особенно в русской поэзии 20-х гг. — еще не превратился в отстоявшуюся поэтическую форму. «Стансы» Лермонтова лишены строгой жанровой условности: элементы созерцательности (стихотворение «Мгновенно пробежав умом») или элегические мотивы (желание умереть «за честь страны родной», чтобы излечиться от «тяжких язв» любви — стихотворение «Не могу на родине томиться») свободно соединяются с выражением живого чувства поэта. Именно в стихах Ивановского цикла поэзия Лермонтова отчетливо обрела «равную своему предмету» подлинность.

Значение Ивановского цикла, т. о., не ограничивается важностью автобиографического свидетельства и дневниковой полнотой душевной жизни: интимная исповедь здесь (как и вообще в лирике Лермонтова) — не только возможность психологического самовыражения, но одновременно и способ разрешения высших вопросов бытия, духовного и творческого самоопределения. В стихах Ивановского цикла получили развитие многие ведущие мотивы лермонтовской лирики.

«На севере диком стоит одиноко…» М. Лермонтов

Анализ стихотворения Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»

Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из «Лирического цикла» Генриха Гейне, которое сегодня известно под названием «На севере диком стоит одиноко…». Почему же Лермонтов поступился своими принципами и все же сделал исключение для этого произведения?

В первую очередь потому, что тема одиночества была очень близка поэту, который еще в юности осознал, что ему суждено было родиться не в свое время. Лермонтов не находил понимания ни среди сверстников, ни у представителей более старшего поколения, поэтому постепенно замыкался в себе, становясь желчным, раздражительным и несдержанным в своих суждениях. Поэтому образ одинокой сосны на диком севере стал олицетворением мыслей и чувств поэта, который провел параллель между никому не нужным деревом и самим собой.

Вместе с тем, Лермонтов не терял надежды на то, что когда-нибудь ему доведется встретить духовно близкого человека, который станет для него, в первую очередь, настоящим другом. Вероятнее всего, эта роль отводилась женщине, а не мужчине, поэтому ее прототип, представленный в стихотворении, выглядит как «прекрасная пальма», которая не менее одинока и растет в жаркой тропической стране «на горючем утесе».

То, что поэт отождествляет деревья с людьми, не вызывает сомнений, так как он наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает «прекрасную пальму». Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении. Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве и вероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте.

Тем не менее, автор все же надеется, что где-то на другом конце мира есть человек, которому в данную минуту также грустно и одиноко, как и ему. И это духовное единство сквозь время и пространство вселяет в поэта надежду, что когда-нибудь он будет понят и признан людьми, которые его отвергают, не видя за маской равнодушия и сарказма тонкую поэтическую и романтическую натуру.

Великая бородинская битва

Школьное сочинение

Битва при селе Бородино стала переломным моментом в ходе Отечественной войны 1812 года. Бесконечные мужество и отвага, проявленные русскими солдатами в этой битве, были отражены не только в исторических хрониках, но и в произведениях многих поэтов и писателей, вдохновленных великим подвигом своего народа.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» — это, в основном, бесхитростный рассказ старого бывалого воина, принимавшего участие в легендарном бою. В словах этого человека звучит неприкрытая гордость и восхищение своими товарищами по оружию, из которых, к сожалению, «немногие вернулись с поля». Вынужденное отступление многими воспринималось с досадой и горечью, но когда схватка с французами стала неизбежной, русские солдаты с радостью высказали готовность «постоять головою» за свою родину. И они с честью сдержали клятву верности, данную перед началом Бородинского боя. Выдержка, неустрашимость, боевая удаль, выносливость и напористость простых русских солдат помогли не только одержать долгожданную победу, но и изменить весь ход войны. Ярко и живо описывает бывалый воин эту битву: «смешались в кучу кони, люди», «рука бойцов колоть устала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». И все же, несмотря на усталость и многочисленные потери, солдаты «были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять».

С тех пор прошло уже очень много времени, но и сегодня мы гордимся и восхищаемся доблестью русского народа.

Смотрите также:

УкрЛіб © 2000 — 2020, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Публикации в журнале
  • Методические разработки и пособия по литературе
  • Лирика поэтов XIX века. Литература 8 класс

Лирика поэтов XIX века. Литература 8 класс

Лирика поэтов XIX века
Шатова Тамара Петровна — учитель русского языка и литературы высшей категории

ГБОУ СОШ №277 г. Санкт — Петербурга

Тема: Поэзия родной природы. Цели урока: расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе; совершенствовать навыки анализа стихотворения; раскрыть значение родной природы для воспитания любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально – чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений.

Оборудование урока: портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, учебник – хрестоматия по литературе. 8 класс, Часть 2. / Авт – сост. В. Я. Коровина и др. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 368 с. Ил. Электронное средство учебного назначения, материалы презентации к уроку.

Методические приемы: Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений, аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, использование видеоматериала.

Ход урока

· Вступительное слово учителя. Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи . И. Тютчева, А. А. Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX века) вы только начинаете узнавать. (Обращение к наглядному материалу – портреты писателей).

· Работа со статьей учебника «Поэзия родной природы», стр. 41 – 42, аналитическое чтение, беседа

  1. Что привлекало поэтов в родной природе? Предполагаемый ответ: Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность.
  2. Согласны ли вы с тем, что природа выступает искусным «врачом», укрепляющим дух, вносящим успокоение и гармонию. Предполагаемый ответ: Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.

Природа отображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли, связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» — Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе.

  • Работа с текстами стихотворений. (Восприятие, истолкование). 1. Слушаем подготовленное выразительное чтение учащимися стихотворений А. С. Пушкина «Цветы последние милей…», М. Ю. Лермонтова «Осень», Ф. И. Тютчева «Осенний вечер». Вопрос: С какой порой связаны эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь.
  • Чтение учащимися стихотворений А. А. Фета «Первый ландыш»

Вопрос: какое время года описано в этих стихотворениях, с каим чувством и настроением человека оно связано? Предполагаемый ответ: Ранняя весна, пробуждение природы, яркость и чистота красок; с чувством надежды, любви, радости. Вопрос: Что объединяет эти стихотворения? Предполагаемый ответ: Описание природы и чувства, вызванные описанием таких разных времен года. Как называется описание природы? Предполагаемый ответ: Пейзаж. Повторение теоретических сведений о том, что такое пейзаж. Используется визуальное представление материала через электронное средство учебного назначения, которое обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне. Вывод: художники изображают пейзаж с помощью красок, а поэты рисуют словами.

  • Составление таблицы

Осень

Весна

Грусть, уныние, предчувствие зимы, холодов, бурь

Цветы последние, унылые мечтанья, разлуки час; листья пожелтели, кружатся, летят; зелень мрачная, ели поникшие, месяц тускл, туман, светлость осенних вечеров, зловещий блеск, пестрота дерев, багряные листья, туманная и тихая лазурь, сиротеющая земля, холодный ветер, ущерб, изнеможенье, улыбка увяданья, стыдливость страданья.

Повод для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

Чувство надежды, любви, радости. Первый ландыш, солнечные лучи, душистая чистота, первый луч, луч весенний ярок, воспламеняющая весна, вдох благоухает, избыток жизни молодой, поле зыблется цветами, в небе льются света волны, голубые бездны, улыбка.

Стихи о весне полны цвета, движения, звуков. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир поэт ведет читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира.

  • Анализ поэтического языка.

Задание №1: Ученики находят и подчеркивают в колонках таблицы перечисленные тропы.

Проверка, обсуждение. Унылые мечтания, зелень мрачная, таинственная прелесть, первый луч, и т. д. – эпитеты. Улыбка увяданья, вдох благоухает – олицетворение. Сиротеющая земля, воспламеняющая весна – метафора.

Задание №2: Ученики находят и выписывают из первой колонки таблицы слова, обозначающие и передающие цвет.

Листья пожелтели, зелень мрачная, поле серебрит, багряные листья. Луч ярок, голубые бездны и т. д.

Какое стихотворение и время года ближе вам? Свой ответ аргументируйте данными таблицы, поэтическими строчками.

Домашнее задание. Попробуйте дома нарисовать цветовое видение осени или весны, переданные поэтами в стихотворении, красками на альбомном листе. Это не должна быть сюжетная картина или пейзаж, а цветовые, эмоциональные ощущения поэтических строк, по возможности подпишите строки. Работы оформляются в выставку.

  • Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Мы рассмотрели лишь некоторые стороны мира родной природы (природа – неотъемлемая часть души русского человека) в стихах поэтов XIX века, в дальнейшем проследим, как развивается эта традиция в русской поэзии XX века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: