Историзм в Капитанской дочке Александра Пушкина

Роман «Капитанская дочка» – «прощальное» произведение А.С. Пушкина, он вырастал из его трудов по истории России. Работая над историческим романом, писатель опирался на опыт английского романиста Вальтера Скотта и первых русских исторических романистов (М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова). Но широта проблематики, затронутой в «Капитанской дочке» не позволяет этому произведению называться чисто историческим. Пугачевский бунт – это лишь материал для сочинения. Здесь есть и семейная хроника Гриневых, и биография самого Петра Гринева, и нравственный роман (мораль в эпиграфе: «Береги честь смолоду»). А критик Н.Н. Страхов выдвинул оригинальную версию, что «»Капитанская дочка» есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова».

«Капитанская дочка» имеет заметное отклонение от принципов жанра исторического романа. Историческая проза вообще представляет собой сочинения историков (или просто людей, увлекающихся историей), ставивших своей задачей не только установление, осмысление фактов прошлого, но и яркое, живое их изображение. Этот жанр предполагает рассказ об эпохе или каком-то отдельном эпизоде, здесь может быть освещена жизнь одного исторического деятеля или описано событие и люди, оказавшие на него влияния или принимавшие в нем участие. А если обратиться к античности, то мы увидим, что там существовало деление исторических произведений на большие формы исторического повествования, т.е. историю всех событий за сравнительно большой период времени, и малые формы – монографии, посвященные какому-либо событию или лицу. Понятно, что, согласно этой античной классификации, роман «Капитанская дочка» стоит относить к последнему разряду. Так или иначе, в нем присутствуют только реально существовавшие персонажи. В «Капитанской дочке» же мы видим реальное событие – Пугачевский бунт – глазами выдуманного героя – Петра Гринева.

Роман охватывает гораздо больший период, чем восстание Пугачева. Это становится ясно из разговоров персонажей, в которых мы встречаем множество упоминаний о событиях других времен: от Смутного времени (Гришка Отрепьев) до «кроткого царствования» Александра I.

В романе одинаково важны и тесно переплетены история государства и история жизни человека. Рассказ Петра Гринева о своей жизни как бы подтверждает подлинность и объективность его свидетельств об историческом событии. И его точка зрения господствует в романе, все события даны его глазами. Однако при внимательном прочтении мы обнаруживаем и другие мнения, хотя и не столь явно выраженные. Так, например, центральная историческая фигура – Емельян Пугачев. Его характеристика дается двумя разными группами: бунтовщиками (т.е. народом) и дворянами. В романе мы видим столкновение этих двух лагерей, столкновение их мнений, образов жизни, мировоззрений. И выразителем взглядов бунтовщиков по большей части является именно Пугачев; из его уст мы слышим эту известную сказку про орла и ворона, как нельзя лучше выражающую стиль жизни и самого Пугачева, и его приспешников. Кстати, эта сказка, на наш взгляд, является, помимо композиционного компонента, еще и своеобразной стилизацией Пушкина под классическую историческую прозу. Так, известно, что для подобной литературы эпохи Средневековья была характерна нерасчлененность с фольклором, т.е. в ней присутствовало множество сказаний, преданий, сказок.

Таким образом, возвращаясь к теме, становится очевидным, что Пушкин затронул вопрос, в некоторой степени философский, – о том, на каком принципе должно основываться государство. Так что можно говорить о противопоставлении не дворян и крестьян, а шире – власти и народа. А не это ли является центральной темой произведений на историческую тему со времен зарождения этого жанра в античный период и до современных сочинений?

Народ для Пушкина – это и Пугачев с его сподвижниками, «господами енералами», и изуродованный башкирец, и капитан Миронов, и Маша, и Савельич, и многие другие. Все они разные: кто-то стремится к мирной семейной жизни, а кто-то с кровавым оружием в руках всеми силами добивается своей не очень понятной цели. Различаются они и своим отношением к власти, символами которой в романе являются Екатерина I и Пугачев. Те, кто следовал за Пугачевым, видели в нем «народного царя», воплощающего их мечту о сильной, мудрой и справедливой власти; другие же видели разбойника и душегуба, оставаясь верными Екатерине. Но и те, и другие стремились к одному – к милосердной и гуманной власти. Можно было бы считать за основу закон, но он не может полностью удовлетворить обе стороны (и дворян, и крестьян), кто-то будет обязательно недоволен. Если же найти в своем роде среднее арифметическое в применении закона к противоборствующим сторонам, то недовольными останутся обе.

По Пушкину, история – некая сила, действующая независимо от людей, неподвластная им и даже иногда враждебная им. Для обитателей Белогорской крепости и Гринева она оказалась именно враждебной, она разрушила их мирный быт, подвергла суровым испытаниям, которые для кого-то обернулись гибелью (капитан Миронов, Василиса Егоровна). История, эта стихия, проверяла на прочность волю, мужество, верность долгу и чести. Однако для двух влюбленных, которые уже не верили в возможность совместного счастья, – Маши Мироновой и Петра Гринева – она стала той силой, которая свела их снова вместе. Таким образом, Пушкин показал тесное сплетение индивидуального, частной жизни с общим историческим процессом, что, как мы понимаем, является неотъемлемой частью нашего реального бытия.

То есть Пушкин видел в истории две стороны – темную и светлую, гуманную и бесчеловечно-жестокую. Именно исторические испытания выявляют скрытые качества: героизм и стойкость (Гринев) или подлость (Швабрин). Через историю, как через сито, просеиваются герои, и тот, кто честен и милосерден, – выживает и награждается счастьем, а того, кто низок душой, настигает кара.

Стоит, однако, отметить, что Пушкин немаловажную роль в истории отдавал воле случая. Вспомнить хотя бы случайную встречу в буран Гринева с бородатым мужиком, который совершенно неожиданно в дальнейшем будет иметь непосредственное влияние на судьбу молодого человека.

Так понимал Пушкин историю – как столкновение, борьбу враждующих сторон, без них история не существует. Без ложного пафоса можно с уверенностью утверждать, что писатель в полной мере сумел изобразить это в своем романе. Как утверждают исследователи творчества Пушкина, в период написания произведения он был увлечен утопической мечтой об обществе, построенном на принципах гуманности. Эта идея была тогда, что называется, «в моде» и, следовательно, овладела умами многих, таким образом, Пушкину удалось передать настроение, «дух» как того, пугачевского времени, так и своего.

Анализ произведения Александра Пушкина «Капитанская дочка»

Считается, что произведение Пушкина «Капитанская дочка» стало началом эпохи исторических романов в нашей стране. Все работы поэта – это великий клад, имеющий огромную ценность, в русскую литературу.

В своих работах он заключил всю историю нашей страны от самых древних времен до 1812 года. Его излюбленными моментами в истории были перевороты в 17 и в 18 веках.

В романе он описал события драматического характера, которые происходили в 70-е года 18 века. В этот период недовольные крестьяне, жившие на окраинах страны, во главе с Пугачевым решили

Параллельно решаются и другие вопросы. Которые так важны – это воспитание патриотизма, честь, человеческое достоинство, верность и любовь. Язык произведения считается совершенным. Простыми словами Пушкин описывает очень важные и серьёзные вопросы жизни.

Поэт показал Пугачева как многогранную натуру, с противоречивым характером. Ведь он злой вор, которого считают власти преступником, но при этом в нем присутствует справедливость, благородство. Он помнит добро в своей

Пушкин объективно нам показывает Пугачева, который сыграл очень важную роль в истории нашей страны. Он говорит о том, что Пугачев является исторической личностью. Он помогает людям, ведь его натура добра. Что видно в его действиях по отношению к вышеуказанным лицам. В свою очередь, эпизоды расправы – это мера, которая была вынужденной в тот исторический момент.

Также Пушкин в своём произведение поместил Марию, капитанскую дочку, которая становится в ходе событий главной героиней. Она превращается из робкой забитой барышни в стойкую, решительную личность. Мария Ивановна едет к императрице, чтобы защитить и отстоять честь своего избранника. И добивается справедливости.

Пушкин своим произведением показал нам всю многогранность бытия, описав простыми словами великий смысл.

«Капитанская дочка», анализ повести Александра Сергеевича Пушкина

Во время работы над «Историей Пугачева» у Пушкина возник замысел произведения на ту же тему. Первоначально героем повествования должен был стать дворянин, который перешел на сторону бунтовщиков. Но со временем Пушкин изменил концепцию произведения. За три месяца до смерти он завершил рукопись «Капитанской дочки». Повесть была анонимно опубликована в 1836 году в журнале «Современник».

В кратком эпилоге к «Капитанской дочке» Пушкин указал, что получил записки Гринева от его внука, а от себя добавил лишь эпиграфы. Такой прием придал повествованию документальную достоверность и одновременно показал, что позиция главного героя может не совпадать с позицией писателя. Учитывая тематику романа и сложные отношения Пушкина с властями, это было не лишней предосторожностью.

Александр Сергеевич считал произведение исторической повестью, но по многим литературным характеристикам «Капитанская дочка» достойна претендовать на роман. Жанр повествования можно назвать семейной хроникой или биографией главного героя – Петра Андреевича Гринева. Рассказ ведется от его имени. Завязка сюжета происходит в первой главе, когда семнадцатилетний Петруша отправляется служить в Белогорскую крепость. В повести есть две кульминации: захват крепости пугачевцами и обращение Гринева к самозванцу за помощью. Развязка сюжета – помилование героя императрицей.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева – основная тема произведения. Серьезное изучение Пушкиным исторических материалов помогло создать яркую картину крестьянского бунта. Масштабность событий, жестокая и кровавая война показаны с подкупающей достоверностью.

Пушкин не идеализирует ни одну из сторон конфликта. Грабежи и убийства, по мнению автора, не имеют оправдания. В этой войне нет победителей. Пугачев понимает всю безнадежность своей борьбы, а офицерам просто претит воевать с соотечественниками. В «Капитанской дочке» пугачевский мятеж предстает национальной трагедией, беспощадным и бессмысленным народным бунтом.

Осуждает герой и беспечность властей, в результате которой Белогорская крепость оказалась не готова к защите, а Оренбург был обречен на долгую осаду. Петр сочувствует изуродованному башкирцу, участнику восстания 1841 года, которое было жестоко подавлено. Гринев выражает популярную оценку событий, а не «официальный» взгляд императорской власти, чью сторону представляет.

Пугачев – единственный реальный персонаж. Его характер сложен и противоречив. Самозванец ведет себя непредсказуемо, как стихия. Он может быть грозным и властным, но в то же время веселым и плутоватым. Пугачев жесток и скор на расправу, но проявляет иногда благородство, мудрость и рассудительность.

В образе народного предводителя мифологические черты органично сочетаются с точными реалистическими деталями. Пугачев – центральная фигура произведения, хоть и не является его главным героем. Встреча Гринева с главарем бунтовщиков становится судьбоносной. Все основные события в жизни молодого офицера связаны теперь с этим человеком.

Характер главного героя показан в развитии. В начале произведения Петр Гринев – шестнадцатилетний юноша, который бездельничает и гоняет голубей. По образованию и воспитанию он ассоциируется с известным Митрофанушкой. Отец Гринева понимает, что отправлять молодого человека в Петербург глупо. Вспомним, как ведет себя Петруша на постоялом дворе в Симбирске: игра на деньги, вино, грубость по отношению к Савельичу. Если бы не мудрое решение отца, столичная жизнь быстро превратила бы героя в мота, пьяницу и азартного игрока.

Но судьба уготовила молодому человеку суровые испытания, которые закалили характер Гринева, пробудили в его душе честность, чувство долга, отвагу, благородство и другие ценные мужские качества.

Петру не раз перед лицом смерти пришлось делать нравственный выбор. Он так и не присягнул на верность Пугачеву, даже под угрозой пыток и с петлей на шее. Но Гринев покидает осажденный Оренбург для спасения своей невесты, нарушая воинский устав. Он готов взойти на эшафот, но не допускает мысли о том, чтобы втянуть в судебное разбирательство любимую женщину. Верность слову и твердость характера Петра Гринева, его мужество и неподкупная искренность вызывают уважение даже у бунтовщиков.

Антипод Гринева – Алексей Швабрин. Он получил неплохое образование, умен, наблюдателен, отважен, но эгоистичен и вспыльчив. Швабрин совершает предательство не столько из-за страха за свою жизнь, сколько из желания поквитаться с Гриневым и добиться своей цели. Он клевещет на Машу, жестоко обращается с ней, доносит на Петра. Алексей с удовольствием злословит о жителях крепости даже тогда, когда не имеет от этого никакой выгоды. Честь и доброта для этого человека – пустой звук.

Образ верного слуги Савельича выписан Пушкиным с особой теплотой и долей юмора. Старик трогательно заботится о «молодом барине» и его имуществе, готов отдать жизнь за своего господина. При этом он последователен в действиях, не боится отстаивать свое мнение, называть самозванца вором и разбойником и даже требовать от него возмещения убытков. У Савельича есть гордость и чувство собственного достоинства. Старик оскорблен подозрениями Петра в том, что доносит на Гринева отцу, а также грубым письмом барина. Преданность и честность простого крепостного создают резкий контраст с подлостью и вероломством дворянина Швабрина.

Немало испытаний выпадает и на женскую долю героини романа – Маши Мироновой. Добрая и немного наивная девушка, выросшая в крепости, сталкивается с обстоятельствами, которые могут сломить более сильного и храброго человека. В один день Маша лишается родителей, оказывается в руках жестокого врага, тяжело заболевает. Швабрин старается запугать девушку, запирает ее в чулане, практически не кормит. Но трусиха Маша, которая падает в обморок от выстрела пушки, проявляет удивительную решительность и стойкость. Любовь к Гриневу придает ей стойкости во многих поступках, особенно в рискованной поездке в Петербург. Именно Маша умоляет императрицу о помиловании своего жениха и спасает его. Этого не решились сделать ни отец, ни мать Гринева.

Для каждого персонажа Пушкин находит особую манеру речи в соответствии с его характером, социальным положением и воспитанием. Образы героев, благодаря этому, получились живыми и яркими. В сравнении с «Капитанской дочкой», по мнению Гоголя, другие повести – «приторная размазня».

Александр Пушкин «Капитанская дочка»

Капитанская дочка

Повесть, 1836 год

Язык написания: русский

  • Жанры/поджанры: Реализм
  • Общие характеристики: Военное
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Россия/СССР/Русь )
  • Время действия: Новое время (17-19 века)
  • Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
  • Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
  • Возраст читателя: Любой

Петруша Гринев, по настоянию сурового отца, отправлен служить под начало генерала Р., в крепость Белогорскую. Там он встречает Алексея Швабрина, который станет его смертельным врагом, и Машу Миронову, которая будет крепко любить его всю жизнь

Написано в 1833-1836 гг.

Первое издание: «Современник», т. IV, СПб., 1836, стр. 42—215.

«Пропущенная глава» (под загл. «Новая глава из „Капитанской дочки“ Пушкина»): «Русский Архив», 1880, № 3, стр. 218—228.

В произведение входит:

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 111

Активный словарный запас: низкий (2556 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 7% — на редкость ниже среднего (37%)!

— «Капитанская дочка» 1958, СССР, реж: Владимир Каплуновский

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Капитанская дочь является ярким примером многогранности таланта Пушкина. Здесь он предстает перед читателями не только как талантливейший поэт, прославившийся своими стихотворениями и поэмами: лирическими, веселыми, иногда грустными. Но в Капитанской дочери он является в первую очередь прозаиком, причем создателем серьезного исторического драматического произведения, раскрывающего всю глубину трагедии гражданской войны, которой по сути и являлся крестьянский бунт, возглавляемый Пугачевым. Сам Пугачев в романе прописан довольно живо и подробно, хотя и не является главным героем. Вместе с тем его образ довольно сильно идеализирован. Перед читателями он предстает эдаким добрым правителем, благодетелем, мудрым и справедливым. Хотя, положа руку на сердце, можно с уверенностью сказать, что едва ли этот образ соответствует действительности — слишком уж тяжелые и страшные времена тогда были, не располагающие к таким проявлениям милосердия.

Зато в остальных подробностях: описаниях быта того времени, места действия (крепость), персонажей — Пушкин постарался на славу. Все действия предстают перед читателем настолько реально, что создается впечатление, будто Пушкин сам был там, записывая каждые подробности того небольшого эпизода в рамках восстания, охватившего значительную часть Российской Империи.

Поэтому и можно читать данное произведение и как исторический, и как трагический роман.

Советовать или не советовать читать Капитанскую дочь — довольно наивно и глупо. Едва ли найдется слишком много любителей литературы, незнакомых с этим великим и гениальным произведением.

vfvfhm, 25 сентября 2015 г.

Перечитал (к сожалению!) впервые за много лет, больше таких перерывов делать не буду! Потому что убедился, что это, возможно, лучший роман, написанный на русском языке. По сию пору! Идеальное соотношение содержания и формы, как будто эталон для учебников по литературоведению.

Но помимо прочих равных, насколько же это смешная книга! Всю первую главу читая, я ржал и бился, что твой Боратынский! Собственную фразу «мы все учились понемногу. » Пушкин развернул во всей своей неприглядной красе.

А лапидарность его языка, которой и спартанцы бы позавидовали! Двумя-тремя словами он и бурю может во всей красе описать и сражение, и осаду города и любовь. Иногда хочется, чтобы Пушкин своими короткими, острыми, словно грани бриллианта фразами, страниц 500 написал. Но понимаешь, что есть предел и совершенству, и имя его — соразмерность. Иначе читатель помрет от эстетического шока, слишком круто!

Из всех персонажей хотел бы выделить два характера.

Савельич — фигура комическая, но насколько же глубокая! И любовь ему присуща, и верность, и беззаветная храбрость!

И конечно же, Пугачев! Читая главы о его встречах с Гриневым, не мог отделаться от воспоминаний и сравнений с любимейшим сериалом «Спартак». Пушкин великолепно показал, а я увидел, что предводителей народных восстаний всех времен и народов объединяет общая черта. Какой-то невероятный сплав потрясающей воли и харизматичности и вместе с тем предопределенности их судьбы, их собственная обреченность. Они и порясатели основ породившего их общества и жертвы неизбежности исторического процесса. И величие их в том, что прекрасно понимая свою роль и свою участь, они не отступают, понимая и всю важность своей миссии.

Кстатии о самой капитанской дочке. Многие, вслед за Цветаевой, критикуют ее как самый невзрачную личность. Но ведь она и сама проявила изрядное мужество и силу воли. Оставшись одна-одинешенька в стане врагов, она тем не менее не уступила Швабрину, готова была погибнуть, но не поступиться своей честью, как и ее суженый Гринев. А в конце романа и того более. Представьте себя на ее месте. Юная девица из самого глухого угла империи, без всяких связей или элементарной помощи едет к самой императрице просить за государственного преступника! Многие ли на такое решились бы на ее месте?

Ой не зря Пушкин назвал свю книгу именно «Капитанская дочка«!

Самое мое любимое произведения у великого Пушкина. Если меня спросят, с чем у меня прежде всего ассоциируется имя автора, то безусловно я назову Капитанскую дочку. А ведь ходили слухи, что Пушкину подсказал сюжет Гоголь. Как бы то ни было, а вещь получилась отличнейшая. Если сам автор у меня ассоциируется с данным произведением, то само оно у меня вызывает в памяти один момент. Самый яркий в повести. Это притча, которую рассказывает Пугачев. Запомнилась на всю жизнь.

Тут Пушкин выступает в непривычном для нас ключе. В роли писателя, но не поэта, а прозаика. До этого у Пушкина я читал только стихи. Ну как читал.. Заставляли в школе)) Как и всех..))) Но это произведение мне полюбилось с первой строчки.. И дальше меня уже никто не заставлял. Невероятно подробная картина осады крепости, и достоверная.. Что в общем-то для писателя, является вовсе необязательным условием. Очень хорошо описан быт офицерства и простых солдат, сам Пугачев описан тоже довольно хорошо..

Эта история не только о русском бунте, бессмысленном и беспощадном.. Но также и о судьбах людей.. О том, как повлияли на них, и как их изменили, происходящие события. Это история о том, что даже в условиях бунта, живут такие чувства как сострадание, милосердие, любовь. Оценка 10/10.

Не читала в школе… Не помню почему.. Почему уверена, что не читала – потому что для меня вообще новый сюжет. Ни строчки знакомой не вспомнила.

Если говорить о прочитанном сегодня – не пошло. Не вызвало интереса! Сюжет – для меня (не хочу оскорблять ничьи чувства) – ни о чем. Вырос молодой человек, отправили служить. Помог человеку. Влюбился. И, скажем так, отстоял любимую. Пошел против Пугачева. Ну, ладно, не то чтобы пошел, но не побоялся сказать противную точку зрения в лицо. Может сыграло огромную роль, что Пугачев не из тех, кто забывает помощь… Но Гринева он не трогал, а даже пошел навстречу. Наскоро свадьбу сыграл :) Аж Гринев опешил :)

Удивили родители Гринева – писал он им о своей избраннице, просил благословения на брак – нет, не дали! Привез, значит, Машу, как жену – приняли без всяких споров :) Интересно, как сложилось бы всё, не пойди родители изначально против?

В целом оказалось не моя история!

Да, прекрасное произведение гения русской классики. Однозначно показано — правдо как — то уж вскользь — народный бунт в Российской губернии. Уж как — то слабо и, простите, мило. У Пушкина свой литературный казус в прозе, и он же и конёк — явная психологическая и литературная проблема о том, что де в России на тот момент нет хорошего русского роман — са. Да — с, судари мои! Во многих его произведениях, вплоть до «Евгения Онегина» прослеживается образы молодых барышен на выдане восспитанных в провинции на батюшкиных библиотеках заполненных книгами немецких и французких романистов того времени, по героям коих и первоначально страдают и млеют юные героини. Видимо, возмущению Пушкина в этом плане небыло предела и он пытался восполнить пробел. От того и произведения кажутся не столь органичными и где — то вымучинными. В отличии от великолепного и неподражаемого, лёгкого и прекрасного гения молодого Ю. Лермонтова. Особенно с его «Героем», произведением на порядки выше Пушкиновской «Капитанской дочки». Хотя, думаю сравнивать не стоит.

Единственная книга, кроме ГП, которую я читал ночью.

Написано гениально, оторваться не мог!

Но помимо того, как написано, стоит отметь и кем — юношей тридцатилетним. Гений, люблю тебя, русская классика!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: