История создания

На уроке литературы мы познакомились с произведением Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души».
Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мёртвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трёхчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трёх частей: “Ад”, “Чистилище” и “Рай”, которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мёртвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать “ад” современной жизни. Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на страницах своего произведения картину возрождения России, выводит её из кризиса.
«Мёртвые души» автор назвал поэмой и подчеркнул этим значительность своего творения. Поэма — значительная по объёму лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий.
Смысл названия поэмы «Мёртвые души», во-первых, в том, что главный герой, Чичиков, покупает мёртвые души у помещиков, чтобы заложить каждую по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; во-вторых, Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души перестали что-либо чувствовать.
Главы о помещиках, которым уделено больше половины первого тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточительного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрёв; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакевичу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощающий крайнюю степень падения помещичьего класса. О нём мы вам и расскажем.
Гоголь задумывал «Мёртвые души» как произведение, обличающее социальные пороки общества. Гоголь показал жизнь всей России, и описывал её так, “чтобы вся мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”. В поэме встаёт картина русской действительности со всеми её изъянами. Однако в «Мёртвых душах» описывается не только страшная, жестокая реальность жизни страны того времени. Ей противопоставлены светлые, чистые, гуманные идеалы автора, его представления о том, какой должна стать Россия, высказанные в лирических отступлениях и отдельных замечаниях, разбросанных по тексту.
Таким образом, в первом томе «Мёртвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны действительности русской жизни. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Делает он это потому, что горячо любит Россию и надеется на её возрождение. Гоголь хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом и состоит задача первого тома. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мёртвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.
этой поэме много эпизодов. Их, я думаю, можно разделить даже на группы. Одной группой являются эпизоды посещения помещиков Чичиковым. Я думаю, эта группа является самой важной в поэме. Я хочу описать, быть может, даже прокоментировать, один эпизод из этой группы – это эпизод, когда Чичиков посещает помещика Ноздрёва. Действие проходило в четвёртой главе. Чичиков после посещения Коробочки заехал в трактир пообедать и чтобы дать отдохнуть лошадям. У хозяйки трактира он поинтересовался на счёт помещиков, и по своему обыкновению, Чичиков стал распрашивать хозяйку о семье, о жизни. Когда он разговаривал, кушая при этом, послышался стук колёс подъехавшего экипажа. Из брички вылезли Ноздрёв и его спутник – зять Межуев.
думаю, темой этого эпизода было показать, охарактеризовать человека, сыгравшего не последнюю роль в жизни нашего героя. По моему мнению, Н. В. Гоголь хотел также показать этим эпизодом всю “бесшабашность” молодых помещиков, в число которых входил Ноздрёв. Здесь писатель показал: как молодые помещики типа Ноздрёва, да в принципе как все помещики, ничего больше не делают, как “шатаются” по балам да по ярмаркам, играют в карты, пьют “безбожно”, думают только о себе и как носолить другому. Роль эпизода: Этот эпизод сыграл большую роль в поэме, Ноздрёв, раздосадованный Чичиковым во время того когда он к нему приезжал, выдал его на балу у губернатора. Но Чичикова спасло то, что все знали Ноздрёва как лгуна, лицемера, забияки, поэтому его слова были восприняты как “бред сумашедшего”, как шутка, как враньё, как угодно, но только не в качестве правды. Впечатления автора сочинения: Во время чтения этого эпизода, мои впечатления менялись от начала к концу. В начале эпизода действия были не очень интересными для меня: это когда Чичиков встретил Ноздрёва, как они ехали к нему домой. Потом я понемногу стал возмущаться хамским поведением Ноздрёва, — это когда после ужина Чичиков предложил купить у него “мёртвых душ”, а Ноздрёв стал интересоваться, зачем ему это. Все попытки Чичикова навешать лапшу на уши Ноздрёву пресекались им. Ноздрёв говорил, что Чичиков больщой мошенник и что если бы он был его начальником, то повесил бы его на первом дереве. Я при чтении был возмущён таким поведением Ноздрёва по отношению к Чичикову, в конце концов Чичиков же его гость. Затем происходили захватывающие действия, это когда на следующий день после прибытия Чичикова к Ноздрёву они стали играть в шашки. Этот момент я уже изложил. Меня волновала обстановка, которая накаливалась во время игры в шашки; дело шло к ссоре, драке. В этом эпизоде было много событий, но у меня остались впечатления именно об этих действиях. Художественные детали: В этом эпизоде автор показывает художественные детали, такие как описание трактира (в начале эпизода), описание поместья Ноздрёва. Рассмотрим эти два описание подробнее. Сначала посмотрим, как автор описывает трактир: “Деревянный потемневший, узенький гостепреимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники; трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большом размере, резные узорчатые карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили тёмные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами; узенькая деревянная лестница, широкие сени. Интерьер трактира: заиндевевший самовар, выскобленные стены, трёх угольный шкаф с чайниками и чашками в углу, фарфоровые вызолоченные яички перед образами, висевшие на голубых и красных ленточках, окатившаяся недавно кошка, зеркало, показывающая вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепёшку; наконец натыканные пучками душистые травы и гвоздики у образов, высохшие до такой степени, что желавший понюхать их только чихал, и больше ничего.”. Перейдём к описанию хозяйства Ноздрёва: в доме посередине столовой стояли деревянные козла. В конюшне находились две кообылы, одна серая в яблоках, другая каурая, гнедой жеребец, пустые стойла; пруд, водяная мельница, где не хватало порхлицы; кузница. Кабинет Ноздрёва: “В нём не было заметно следов книг или бумаги, висели только сабли и два ружья.” Это говорит о том, что Ноздрёв ничем не интересовался, не занимался своим хозяйством, всё было запущено. Внутренний мир героя в этом эпизоде: Давайте обратим внимание на внутренний мир нашего героя в этом эпизоде. Здесь Чичиков в некоторых моментах не знал, что ответить Ноздрёву на его назойливые вопросы. Это в таких моментах, когда Ноздрёв спросил его: “Зачем же они тебе (мёртвые души)?” В этом эпизоде Чичиков, я думаю, чувствовал себя неловко из-за хамского поведения Ноздрёва: он на него обижается, так как было затронуто самолюбие нашего героя. После того как Чичиков поссорился с Ноздрёвым после ужина из- за того, что не стал играть с ним в карты, он остался в самом неблагоприятном расположении духа. Автор так описывает его мысли и чувства: “Он внутренне досадовал на себя за то, что заехал к ниму и потерял даром время. Но ещё более бранил себя за то, что заговорил с Ноздрёвым о деле, поступил неосторожно, как ребёнок, как дурак: ибо дело совсем не такого рода, чтобы быть вверено Ноздрёву. Ноздрёв – человек – дрянь, Ноздрёв может приврать, прибавить, распустить слух и чёрт его знает какие сплетни, нехорошо, нехорошо. “Просто дурак я” – говорил он сам себе.” Мнение автора сочинения: Я думаю, в этом эпизоде Чичиков вёл себя терпимо, сдержано, несмотря на хамское поведение Ноздрёва. Но это понятно, ведь наш герой хочет добиться своей цели любой ценой. По моему мнению, автор этим эпизодом хотел показать, что в жизни не всё так просто, как хочется. Что если с Коробочкой всё вышло нормально, то с Ноздрёвым всё прошло очень ненормально – в жизни бывают как белые, так и чёрные полосы. Я думаю также, что этот эпизод нас учит тому, что надо знать очень хорошо человека, тщательно его изучить, прежде чем довериться. Ведь как получилось с Чичиковым: он доверился Ноздрёву насчёт “мёртвых душ”, а Ноздрёв его предал, рассказав всем про это дело. Но я повторюсь, Чичикова спасло то, что Ноздрёва все считают лгуном, никто ему не поверил. В жизни может и не случиться такой удачи. Мнение автора сочинения может

14850 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / История создания

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

История создания «Мертвых душ» Н. В. Гоголя

Можно сказать, что поэма «Мертвые души» была делом жизни Н. В. Гоголя. Ведь из двадцати трех лет своей писательской биографии семнадцать лет он отдал работе над этим произведением.

История создания «Мертвых душ» неразрывно связана с именем Пушкина. В «Авторской исповеди» Гоголь вспоминал о том, что Александр Сергеевич не раз подталкивал его к написанию большого, масштабного произведения. Решающим стал рассказ поэта о случае, услышанном им в Кишиневе во время ссылки. Он всегда помнил о нем, но поведал Николаю Васильевичу только через полтора десятилетия после случившегося. Итак, история создания «Мертвых душ» основывается на реальных похождениях авантюриста, который скупал давно умерших крепостных у помещиков с целью заложить их, словно живых, в Опекунском совете для получения немалой ссуды.

На самом деле в реальной жизни выдумка главного персонажа поэмы Чичикова встречалась не так уж и редко. В те годы мошенничество подобного рода было даже распространено. Вполне возможно, что и в самом Миргородском уезде имел место случай с покупкой покойников. Очевидно одно: история создания «Мертвых душ» связана не с одним таким событием, а с несколькими, которые писатель умело обобщил.

Авантюра Чичикова является сюжетным ядром произведения. Малейшие ее подробности выглядят достоверными, так как взяты из реальной жизни. Возможность проведения таких авантюр обусловлена была тем, что до начала 18 века крестьян считали в стране не поголовно, а по дворам. И только в 1718 году вышел указ вести подушную перепись, в результате которой налогом стали облагаться все крепостные мужского пола, начиная с младенцев. Их количество пересчитывалось каждые пятнадцать лет. Если какие-то крестьяне умирали, сбегали или были отданы в рекруты, помещик должен был платить за них налоги до следующей переписи или разделять их между оставшимися работниками. Естественно, что любой хозяин мечтал избавиться от так называемых мертвых душ и с легкостью попадался в сачок авантюриста.

Таковы были реальные предпосылки для написания произведения.

История создания поэмы «Мертвые души» на бумаге начинается в 1835 году. Гоголь приступил к работе над ней чуть раньше, чем над «Ревизором». Однако она сначала его не слишком увлекла, потому что, написав три главы, он вернулся к комедии. И только закончив ее и вернувшись из за границы, Николай Васильевич взялся за «Мертвые души» серьезно.

С каждым шагом, с каждым написанным словом новое произведение казалось ему все грандиознее и масштабнее. Гоголь заново переделывает первые главы и вообще множество раз переписывает готовые страницы. Три года в Риме он ведет жизнь затворника, позволяя себе лишь пройти курс лечения в Германии и немного отдохнуть в Париже или в Женеве. В 1839 году Гоголь вынужден покинуть Италию на долгих восемь месяцев, а вместе с ней и работу над поэмой. По возвращении в Рим он продолжал работу над ней и в течение года завершил ее. Писателю осталось только отшлифовать сочинение. Гоголь «Мертвые души» отвез в Россию в 1841 году с намерением там их напечатать.

В Москве результат его шестилетнего труда взял на рассмотрение цензурный комитет, члены которого проявили враждебность по отношению к нему. Тогда Гоголь забрал свою рукопись и обратился к Белинскому, как раз гостившему в Москве, попросив взять произведение с собой в Петербург и помочь ему пройти через цензуру. Критик согласился посодействовать.

Цензура в Петербурге была менее строга и после длительных проволочек все же разрешила книгу напечатать. Правда с некоторыми условиями: внести поправки в название поэмы, в «Повесть о капитане Копейкине» и еще в тридцать шесть сомнительных мест.

Многострадальное произведение наконец-то вышло из печати весной 1842 года. Такова краткая история создания «Мертвых душ».

Летаргический сон, или Страх Гоголя

Ни жив, ни мертв

Летаргический сон по-другому называют мнимой смертью. Внешне это, действительно, напоминает состояние покойного человека:

  • он находится в состоянии полной неподвижности;
  • у него отсутствует всякие реакции на внешние раздражители: зрачки не реагируют на яркие импульсы, пульс очень трудно прощупать, дыхание редкое;
  • любые признаки жизни ни коим образом не дают о себе знать, лишь только очень тщательное обследование может их выявить.

Пока науке не известно, отчего зависит продолжительность этого явления. Летаргический сон может возникать от считанных часов до нескольких дней, недель и даже. целых лет!

Известная история Гоголя

Всем известно, что русский писатель 19 века — Николай Васильевич Гоголь — всю свою жизнь опасался быть заживо похороненным. Это был самый сильный его страх. Однажды писателя подкосила смерть его возлюбленной. Не секрет, что он бесконечно любил супругу своего друга — Екатерину Хомякову. Ее смерть стала мощным ударом для Гоголя, впавшего в глубокое отчаяние. Он выбросил в огонь свои рукописи второй части «Мертвых душ», а затем слег. Медицина тогда не особо была развита, врачи ничего не смогли сделать, кроме как посоветовать великому писателю отлежаться. Вот здесь-то и случился с Николаем Васильевичем никому тогда еще не известный летаргический сон. Судя по всему, организм решил защитить его настолько хорошо и крепко, что забылся продолжительным спасительным сном. Естественно, все видимые признаки жизни исчезли. Сон Николая Васильевича приняли за смерть. Писателя похоронили. Лишь только в начале 20 века, когда властями было принято благоустроить Москву, уничтожив кладбище, на котором и был захоронен Гоголь, выяснилась вся правда! Дело в том, что во время эксгумации его тела все участники этой процедуры с ужасом увидели такую картину: череп Гоголя был повернут набекрень, а вся материя в гробу была разорвана в клочья! Все тогда поняли, что убил писателя летаргический сон, а не хандра.

Почему он возникает?

Это, безусловно, страшное заболевание. Вот уже более 80-ти лет оно покрыто ореолом тайны. Причины летаргического сна до сих пор доподлинно не известны. Медики не могут с полной уверенностью их назвать. Поначалу ученые полагали, что летаргию вызывает какой-то вирус неизвестного происхождения. Кроме того, были версии, указывающие на царивший в то время испанский грипп. И вот до сих пор никто не пришел к единому мнению. Известно лишь, что люди в таком состоянии не едят, не пьют, не ходят в туалет. Вес снижается, организм обезвоживается. По признакам сон похож на настоящую смерть.

Что такое летаргический сон по версии «BBC»

Все современные случаи летаргии были тщательно проанализированы британскими специалистами, после чего те выдвинули более-менее логичную версию ее происхождения. Об этом нам сообщает английская телекорпорация «BBC». Это так называемая автоиммунная болезнь. Поскольку не было найдено абсолютно никаких вирусов, то это подтолкнуло ученых на мысль, что данный синдром вовсе не вызывается входящими вирусами, атакующими мозг человека. По их мнению, это, скорее всего, собственные иммунные клетки человека начинают жестокое нападение на своих коллег — нервные клетки!

«Мертвые души»

Еще при жизни Николая Васильевича Гоголя современники окрестили его поэму «Мертвые души» новой русской Илиадой. И по прошествии более полутораста лет эта оценка не теряет актуальности. «Мертвые души» — книга, которая определяет само лицо русской литературы, проясняет ее дух. Это одна из самых философских книг и, в то же время, одна из наиболее поэтических. Поэма о России, о ее народе. Чичиковы, маниловы, собакевичи и коробочки — плоть от плоти русского народа.

К работе над «Мертвыми душами» Гоголь приступил в 1835 году. В это время писатель мечтал о создании большого эпического произведения, посвященного России. А.С. Пушкин, одним из первых оценивший своеобразие таланта Николая Васильевича, посоветовал ему взяться за серьезное сочинение и подсказал интересный сюжет.

Существует мнение, что изначально планировалось произведение, составленное по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Поэма должна была состоять из трех частей: «Ада», «Чистилища» и «Рая». Им должны были соответствовать задуманные Н. В. Гоголем три тома. В первом томе показывалась бы страшная российская действительность, воссоздавался «ад» современной жизни, второй и третий тома описывали бы духовный подъем России.

Однако, издан был только первый том. В декабре 1851 года Гоголя одолел приступ маниакально-депрессивного психоза. Опасаясь за сохранение рукописей второго тома, он пытался отдать весь написанный материал графу Толстому. Побоявшись, что Николай Васильевич посчитает, что ему не доверяют, Толстой отказался. И вот, 11-12 февраля 1852 года, во время обострения приступа, Гоголь полностью сжигает рукопись. Таким образом мы лишились одного из величайших произведений культурного наследия.

Интересен факт, что для первого издания «Мертвых душ» Н. В. Гоголь сам рисовал титульный лист. Он изобразил коляску, которая символизирует движение России вперед, а вокруг – черепа — мертвые души живых людей. Для Гоголя было очень важно, чтобы книга вышла именно с этим титульным листом.

В 1931 г. Производилось перезахоронение останков Н.Гоголя с кладбища Даниловского монастыря на кладбище при Новодевичьем монастыре. При вскрытии могилы присутствовал писатель В. Катаев, который, воспользовавшись моментом, вырезал из полы гоголевского сюртука кусок ткани, с тем, чтобы сделать переплет для своего первого издания «Мертвых душ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: