История создания поэмы Мертвые души

Поэма «Мертвые души» была написана примерно за 17 лет, а сюжет ее, как и сюжет «Ревизора» был подсказан А. С. Пушкиным. Над «Мертвыми душами» Гоголь начал работать осенью 1835 года, и первые три главы были написаны в России. Чем далее продвигалась работа над поэмой, тем более грандиозным и сложным представлялась Гоголю задача: он многократно переделывает каждую написанную часть. В 1837 году Гоголь уезжает за границу, где с небольшими перерывами проживет 12 лет, непрерывно работая над «Мертвыми душами».

В 1839 году, осенью, Гоголь возвращается в Москву и читает главы из поэмы в доме Аксаковых, а потом и В. А. Жуковского, чье мнение он особенно высоко ценил.

Будущая книга встречает всеобщее одобрение.

Восемь месяцев спустя Гоголь вновь отправляется в Италию, чтобы в уединении ускорить работу над рукописью, и через год завершает ее. В октябре 1841 года он снова приезжает в Россию, чтобы напечатать поэму.

Цензура разрешает печать, но требует внести существенные изменения в «Повесть о капитане Копейкине» или вовсе устранить ее из текста. В письме к П. А. Плетневу автор сокрушается: «Уничтожение Копейкина меня сильно смутило! Это одно из лучших мест в поэме, и без него — прореха, которой я ничем не в силах залатать и зашить». Чтобы спасти «Повесть», Гоголь смягчает в ней сатирические мотивы. «Я лучше решился переделать его, чем лишиться вовсе. » — сообщает он через несколько дней в письме тому же Плетневу.

21 мая 1842 года «Мертвые души» выходят в свет и немедленно вызывает ожесточенную полемику: одни обвиняют Гоголя в клевете на Россию и в том, что он показал «какой-то особый мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать», другие, как В.Г.Белинский, отмечают ее выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной.

Тем временем Н. В. Гоголь опять покидает Россию и работает над продолжением «Мертвых душ». В одном из писем В. А. Жуковскому Гоголь рассказывает о своем замысле: «Посылаю вам «Мертвые души». Это первая часть. Я переделал ее много с того времени, как читал вам первые главы, но все, однако же, не могу не видеть ее малозначительности, в сравнении с другими, имеющими последовать ей частями. Она, в отношении к ним. крыльцо ко дворцу. «

Последние четыре года своей жизни Гоголь напряженно работал над завершением второго тома «Мертвых душ», в котором он собирался выдвинуть в противопоставление героям первого тома «положительных» героев, воплощающих здоровое ядро русского национального характера: Чичиков, по замыслу автора, должен был нравственно возродиться. В записных книжках Гоголя, относящихся ко времени работы над вторым томом, есть такие строки: «Боже, дай полюбить еще больше людей. Дай собрать в памяти своей все лучшее в них, припомнить ближе всех ближних и, вдохновившись силой любви, быть в силах изобразить».

Тем не менее, второй том нравится Гоголю все меньше и меньше — в нем нет художественной правды. Первую редакцию Гоголь сжигает в 1845 году, а за девять дней до смерти он предает огню и беловую рукопись второго тома.

На сегодняшний день мы располагаем пятью случайно уцелевшими главами чернового варианта второго тома.

Рукопись обрывается на словах: «Но оставим теперь в сторону, кто кого больше виноват. Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих. Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку. Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности. «

Н. В. Гоголь Из писем по поводу «Мертвых душ»

«. Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ» в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачнее, сумрачнее, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» Меня это изумило. Пушкин, который так знал Россию, не заметил, что все это карикатура и моя собственная выдумка»

Н. В. Гоголь из письма А. Ф. Орлову

«Если только поможет Бог произвести все так, как желает душа моя, то, может быть, и я сослужу земле своей службу не меньшую той, какую ей служат все благородные и честные люди на других поприщах. Многое нами позабытое, пренебреженное, брошенное следует выставить ярко в живых, говорящих примерах, способных подействовать сильно. О многом существенном и главном следует напомнить человеку вообще и русскому в особенности».

Презентация на тему «Н.В.Гоголь «Мертвые души»» в формате powerpoint

Презентация на тему «Н.В.Гоголь «Мертвые души»» в формате powerpoint по литературе. Презентация для школьников рассказывает об истории создания, композиции и смысле заглавия произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Фрагменты из презентации

В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами не только как замечательный писатель. «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», — призывал он.

Какую цель ставил перед собой Н.В. Гоголь?

  • Еще с лицейской поры думал Н.В. Гоголь о службе на благо России. Он искренне и беззаветно любил ее и писал, что молится о спасении Русской земли.
  • Достойный сын своего Отечества и истинный христианин, Гоголь не только верил, что Россия — страна истинно христианская.
  • «Дружно докажем всему свету, что в русской земле все, что ни есть, от мала до велика, стремится служить Тому же, Кому все должно служить на земле, несется туда же, кверху, к Верховной вечной красоте», но и вдохновенно призывал к служению России.
  • «Нет выше звания, как монашеское, — писал он. — Монастырь Ваш — Россия. Облеките же себя умственно рясой чернеца и всего себя умертвите для себя, а не для нее, ступайте подвизаться в ней. »

В чем видел свой долг Н.В. Гоголь?

  • Писатель видел смысл собственного служения России в великой ответственности за каждое свое слово, ибо именно оно «есть высший подарок Бога человеку», то орудие, с помощью которого художник «призван все в мире исправлять к добру».
  • Но все произведения, созданные им в первый период творчества, кажутся Гоголю лишь «давнею тетрадью ученика», и он восклицает: «Пора, пора, наконец, заняться делом» (письмо В.А.Жуковскому, 28 июня 1836 года).
  • И это дело —работа над «Мертвыми душами», поэмой, на которую автор возлагал большие надежды. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! — писал он. — Вся Русь явится в нем!»

Почему А.С.Пушкин отдал сюжет своего произведения Н.В. Гоголю?

Из письма Н.В.Гоголя А.С.Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь смешной или не смешной, но русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

Замысел произведения

  • В «Авторской исповеди» Гоголя (написана в 1847 году, напечатана в 1855 г.) читаем: «Он (Пушкин) уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец, один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако же, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!»
  • Вслед за этим начал он представлять мне слабое мое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано; привел мне в пример Сервантеса, который, хотя и написал несколько очень замечательных и хороших повестей, но, если бы не принялся за Донкишота, никогда бы не занял того места, которое занимает теперь между писателями, и, в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то в роде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому».
  • Гоголь последовал совету Пушкина, быстро принялся за работу и в письме от 7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будто сильно смешон. Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь».

Каков замысел произведения?

  • Много позднее, в письме к Жуковскому 1848 года, Гоголь пояснял замысел своего творения: «Уже давно занимала меня мысль большого сочиненья, в котором бы предстало все, что ни есть и хорошего и дурного в русском человеке, и обнаружилось бы пред нами видней свойство нашей русской природы».
  • Почему Н.В.Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»?
  • В процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мёртвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца-приобретателя» Чичикова.
  • Такая широта сюжета и насыщенность произведения лирическими местами, позволяющими писателю многообразно выявлять своё отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» не романом, а поэмой.
  • Но Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», а к третьему он и не приступал. Причина неудачи была в том, что Гоголь искал положительных героев в мире «мёртвых душ» — представителей господствовавших в то время общественных слоев, а не в народном, демократическом лагере.
Почему Гоголь не смог найти положительного героя среди господствующих в то время слоев?
  • Белинский ещё в 1842 году предсказал неизбежность неудачи Гоголя в осуществлении подобного замысла. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет ещё на свете»,— писал он.
  • Дошедшие до нас главы второго тома «Мёртвых душ» подтверждают справедливость мыслей Белинского. В этих главах есть блестяще написанные образы, родственные помещикам первого тома (Пётр Петрович Петух, Хлобуев и др.), но положительные герои (добродетельный генерал-губернатор, идеальный помещик Костанжогло и откупщик Муразов, «самым безукоризненным путём» наживший свыше сорока миллионов) явно не типичны, жизненно не убедительны.

Что представляет собой композиция поэмы?

  • Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мёртвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.
  • Центральное место в первом томе занимают пять помещиков «портретных» глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20—30-х годах XIX века, в связи с ростом капиталистических сил, приводило помещичий класс к экономическому и моральному упадку.

Гоголь даёт главы в определённом порядке

  • Бесхозяйственного помещика Манилова (II глава)
  • сменяет мелочная скопидомка Коробочка (III глава),
  • безалаберного прожигателя жизни Ноздрёва (IV глава)—
  • прижимистый Собакевич (V глава).
  • Завершает эту галерею помещиков Плюшкин — скряга, доведший своё имение и крестьян дополного разорения.

Каков идейный замысел поэмы?

Поэма превращается в гениальное обличение крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономерно порождает культурную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который являлся в то время вершителем судеб государства.

Какими были отзывы критиков на выход поэмы?

Вокруг первого тома сразу же разгорелись жаркие споры. Вопрос о книге Гоголя, по словам Белинского, был «столько же литературным, сколько и общественным». «Между восторгом и ожесточенной ненавистью к «Мертвым душам» середины решительно нет. », — писал Прокопович Гоголю в октябре 1842 года. Одни обвиняли автора в клевете на Россию, другие, напротив, увидели в поэме апофеоз Руси.

Урок гоголь мертвые души история создания

Урок 49 «Мертвые души». история создания, особенности сюжета, система образов

Цели: познакомить с историей создания поэмы, рассмотреть особенности сюжета, систему образов, композицию.

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

«Мертвые души» – вершинное творение Гоголя, выросшее из анекдотического эпизода, рассказанного Пушкиным, – подобно тому, как складывался и замысел «Ревизора».

Интересно включить материал о следующей версии: Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (I том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (II том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (III том) изобразить их в «раю». о днако законченным оказался только I том.

2. Сообщение учащегося «История создания «Мертвых душ».

3. Беседа с учащимися.

– Как объяснить, что в творчестве Гоголя столь счастливую роль играл житейский эпизод, граничащий с анекдотом? Можно ли всерьез отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «Мертвые души», – попросту оформляя «купчие» на умерших крестьян? С чего бы Гоголю ухватиться за эти рассказы и создать… «Мертвые души» – роман, названный писателем поэмой? И вновь: с чего бы это? Вот сколько загадок задает нам таинственная книга Гоголя с внушающим ужас заглавием – «Мертвые души»!

«Гоголем невозможно начитаться!» – признался однажды Ираклий Андроников, посвятив статью одной странице Гоголя.

4. Чтение учителем (или подготовленным учеником) этюда И. Андроникова «Одна страница» (В «Избранном» И. Андроникова «Я хочу рассказать вам…»).

5. Беседа о прослушанном.

– Удивлены? Ведь Андроников был безумно влюблен в поэзию Лермонтова, ей отдал всю свою творческую жизнь литературоведа. Гоголю же он посвятил только одну работу, да к тому же – об одной лишь его странице. Это все равно что написать статью об одной лермонтовской строке! И начал Андроников свое эссе о Гоголе признанием, напоминающим строки из его работ о Лермонтове: «Гоголем невозможно начитаться…» И эти слова произнесены по поводу «Мертвых душ»! Последуем и мы его примеру.

6. Чтение учителем первых страниц поэмы.

«В ворота гостиницы губернского города NN…»

– Превратите мысленно страницу Гоголя в рисунок. Как выглядели бы у нас гостинца, да и сам город NN, но особенно – бричка и ее владелец?

– Почему сравнительно легко и удачно получился ваш «рисунок»? Почему вы столь подробно выписывали каждую гоголевскую мелочь?

– В чем тайна искусства Гоголя?

– И все-таки… самая интригующая деталь, тайна первой страницы? Да, это господин, сидевший в бричке… Почему Гоголь «умолчал» его имя?

– А как вы отнеслись к странному – ни к селу ни к городу – разговору двух мужиков о бричке, вернее о ее… колесе? И существенно ли это уточнение?

Отмечаем неторопливое, завораживающее движение гоголевской фразы, искусство детали: подробность, разворачивающаяся в картину; сравнение, становящееся уподоблением, как своеобразие поэтики Гоголя; мастерство «овеществленного» портрета; замедленная «съемка» как гоголевский прием. Указываем на художественный смысл внешне незатейливого и кажущегося «бессмысленным» эпизода, отдаленно намекающего на последующее; прием умолчания; интригующе-детективное начало «Мертвых душ»: «тайна занимательности».

Урок гоголь мертвые души история создания

Автор разработки: Иванова Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы МОУ Мирновской СОШ

Цель, задачи темы.

Цель темы: изучить систему образов поэмы «Мертвые души» через событийную основу произведения и текстуальный анализ центральных эпизодов.

1. познакомить с творчеством Н.В.Гоголя и его поэмой «Мертвые души»;

2. выявление в произведении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

3. продолжить работу по теории литературы;

4. познакомить с особенностями жанра «поэмы» у Н.В.Гоголя;

5. подробно познакомить с текстом и героями поэмы;

6. продолжить работу по формированию правильной монологической речи учащихся, письменных и специальных умений и навыков;

7. продолжить формирование умения сравнивать, умения обосновывать свой ответ;

8. актуализация знаний учащихся, умение вычленять ведущие идеи в учебном материале;

9. развитие навыков коллективной работы;

1. развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

2. развивать образное и аналитическое мышление, творческое воображение;

3. развивать читательскую культуру и понятия авторской позиции Н.В.Гоголя;

4. формировать потребности в самостоятельном чтении художественного произведения;

5. развивать устную и письменную речь учащихся;

1. воспитание духовного развития личности;

2. формирование гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям

Обоснование выбора темы проекта.

Творчество великих писателей значимо для нас не только тем, что они своими художественными творениями приобщают нас к познанию сложной природы человека, они также учат нас понимать язык художественной литературы.

Сближение Н.В.Гоголя, как писателя, с девятиклассниками, по моему убеждению, может проходить в следующих направлениях.

Во- первых, следует открыть школьникам «живую стихию гоголевского смеха», что требует анализа стиля Н.В.Гоголя.

Во- вторых, в литературном анализе необходимо укрупнить сюжет, более чётко прочертить его, сделать увлекательным для школьников.

В- третьих, необходим более тесный контакт учащихся с поэмой. Этой цели может служить сопоставление гоголевского текста с иллюстрациями художников П.М.Боклевского, А.А.Агина, Кукрыниксов.

И конечно же ещё одно направление, которое может содействовать постижению гоголевской поэмы школьниками — последовательное прослеживание линии автора в «Мёртвых душах» — от первой до последней глав.

За время работы в 9 классе я обратила внимание на то, что учащиеся сталкиваются с трудностью вхождения в мир гоголевских образов. Поэтому я попыталась через детали, пейзажные и портретные зарисовки вызвать у учащихся зрительные образы героев поэмы, которые представлялись ребятам лишь галереей социальных типов. И ещё, преодоление этих свойств восприятия требует пристального рассмотрения текста, обнаружения многогранных связей характеров и событий.

Как вы уже обратили внимание, благодаря тому, что Гоголь построил произведение до седьмой главы как галерею портретов, мы, опираясь на анализ образов, вместе с тем следовали в разборе за авторской последовательностью текста.

Из всего вышесказанного следует, что разнообразие приёмов работы, которые вы увидите далее, увлекательность процесса анализа становятся задачей первостепенной важности.

Интересна эта поэма для детей ещё и тем, что именно на её страницах Н.В.Гоголь впервые вывел на сцену тип нового человека — дельца — предпринимателя. Актуальность темы в том, что на современном этапе развития общества такие люди не единичны. Разве мало среди нас таких дельцов, которые строят для «достопочтенных граждан» «воздушные замки»? Разве мало среди нас маниловых, плюшкиных, коробочек?

Мы не рассматриваем в данной работе две темы: тему лирических отступлений и тему «живой Руси». Их рекомендуют по новым программам рассматривать в 10 классе.

№ урока по порядку

Наименование темы урока

1. Н.В.Гоголь «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.

2. «В губернском городе NN». (Урок-экскурсия).

«Не ревизские — мёртвые души, а . »

3. «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка

4. «Рыцарь кутежа» Ноздрёв и «чёртов кулак» Собакевич.

5. Плюшкин — «прореха на человечестве».

6. «Кто же он? Стало быть, подлец?» (образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

7. «Следующая станция – «Мёртвые души». . .(урок обобщения и систематизации знаний)

Тема: Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

История создания, особенности сюжета, система образов.

Цель: познакомить с особенностями сюжета и системой образов поэмы «Мёртвые души».

— выявление в произведении конкретно — исторического и общечеловеческого содержания; — дать представление об истории создания и образной системе поэмы;

— развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

— развивать читательскую культуру и понятие авторской позиции Н.В .Гоголя;

— формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и культурным ценностям Отечества.

Тип урока: лекция учителя.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, презентация.

II Лекция учителя:

по ходу работы ведётся запись учащимися в тетрадь основных понятий, отдельных пунктов лекции.

1. Как Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души»

2. Жанровое своеобразие поэмы.

Запись в тетрадь: Гоголь определения жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении.

З. Построение поэмы «Мёртвые души». Система образов.

(Работа ведётся с опорной схемой. Она — на доске. По ходу объяснения учащиеся записывают её в тетрадь).

Композиционные звенья поэмы.

(Учитель комментирует схему, делая пояснения о ведущих персонажах каждого композиционного звена).

4. Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ».

Запись в тетрадь: деталь (от французского detаi1 — часть, подробность) — значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения.

Принципы отбора деталей и их функции:

1. деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде)

2. деталь как средство индивидуализации (например, Манилов: портрет, речь, дом, кабинет, еда.)

III Заключительное слово учителя:

Вот и познакомились мы с сюжетом «Мёртвых душ». Множество героев, разнообразие обстоятельств.

А вот и главный герой — путешественник П.И.Чичиков.

Только вот цель его путешествия вас поразит: покупка мёртвых душ.

Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна наша Россия!»

IV Организация д /з:

Прочитайте главу 1 «Мёртвых душ» и проследите маршрут Чичикова по губернскому городу, прочитайте статью учебника об истории создания поэмы.

Тема: В губернском городе NN.

Цель: проанализировать главу 1 поэмы «Мёртвые души», выявить отношение к городу Чичикова и автора.

— учить находить главное из общего;

— выявить отношение к городу Чичикова и автора;

— развивать образное и аналитическое мышление;

— развивать устную речь учащихся;

— выявление в произведении конкретно — исторического и общечеловеческого содержания;

— воспитание духовно развитой личности.

Тип урока: урок- экскурсия.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя.

— запись темы «В губернском городе NN»;

— запись вопроса, который станет главным вопросом урока: «Как относятся к городу Чичиков и автор».

Ход урока: 1. Орг. момент:

II. Вступительное слово учителя:

— Сегодня мы с вами войдём в художественный мир поэмы Н.В.Гоголя

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

[ —>Скачать с сервера (349.1 Kb) — бесплатно] 22.12.2011, 13:36