Особенности жанра и композиции романа Пушкина «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин начинает писать роман «Евгений Онегин» в 1823 году. В то время поэт находится в южной ссылке. Этот период исследователи называют романтическим: Пушкин увлекается творчеством Байрона, что находит отражение и в его собственной поэзии.

Но «Евгений Онегин» – произведение далеко не романтическое. Пушкин хотел показать в своем романе молодого человека, типичного для своего времени, что было невозможно сделать байроновскими средствами. Герой в произведениях романтизма окутан тайной, тогда как в реальной жизни происхождение

Роман «Евгений Онегин» получился сложным и неоднозначным, так как новым стал не только образ главного героя; новаторство автора проявилось и в жанре, и в композиции произведения.

«Я пишу теперь не роман, а роман в стихах: дьявольская разница», – так определил жанр «Евгения Онегина» Пушкин в письме Вяземскому. Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность

И действительно: в романе «Евгений Онегин» есть два художественных пласта, два мира – мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях. Их тематика весьма разнообразна и включает в себя воспоминания поэта, его оценку героев романа, полемику с литературными оппонентами. Так, в одном из отступлений Пушкин пишет о женских ножках («…Дианы грудь, ланиты Флоры / Прелестны, милый друзья! / Однако ножка Терпсихоры / Прелестней чем-то для меня…»), в другом – о романтических литературных героях («Лорд Байрон прихотью удачной / Облек в унылый романтизм / И безнадежный эгоизм…»), в третьем – о светских условностях, которые иногда при всей своей нелепости могут стать причиной убийства человека («Враги. / Они друг другу в тишине / Готовят гибель хладнокровно… / Не засмеяться ль им, пока / Не обагрилась их рука, / Не разойтись ли полюбовно. / Но дико светская вражда / Боится ложного стыда».). В лирических отступлениях поэт дает широкую картину современной жизни, расширяя границы художественного произведения и придавая его сюжету реалистичность и правдоподобие.

Это же дает право называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов ХIХ века, сравнивает светских петербургских людей с простыми помещиками: их нравы, интересы, привычки – и стремится объяснить различные социальные явления. Например, поэт обусловливает разницу между характерами светских дворян и помещиков близостью последних к старорусской культуре и к простой природе, а скуку петербургских молодых людей (на примере Онегина) – пресыщенностью мишурной и пустой жизнью высшего света, а также невозможностью найти свое место в обществе, самореализовавшись на интересном им поприще.

«Евгений Онегин» – это и социально-бытовой роман с любовной сюжетной линией, обычной для произведений того времени: «высокий» герой, уставший от света, едет путешествовать, знакомится с девушкой, которая влюбляется в него, и герой либо не может ее любить по таинственным причинам – все заканчивается тогда трагически, либо отвечает ей взаимностью, но обстоятельства им мешают быть вместе – но все заканчивается хорошо. Примечательно, что Пушкин лишает историю романтического оттенка: Онегин едет в деревню, потому что должен получить наследство, а любовь Татьяны он не просто не разделяет, но и не видит в чувстве девушки глубины и серьезности. Таким образом сюжету романа придается явная реалистичность.

Но такая «бытовая» история была бы неинтересна, если бы не психологическое мастерство Пушкина. Поэт не просто описывает события из жизни обычного дворянина; он наделяет героя ярким и одновременно типичным для светского общества характером, объясняет происхождение его апатии и скуки, причины его поступков. Его герой меняется под действием жизненных обстоятельств и становится способным на настоящие, серьезные чувства. И пусть счастье обходит его стороной, так часто бывает в реальной жизни, но он любит, он переживает – вот почему образ Онегина (не условно-романтического, а настоящего, живого героя) так поразил современников Пушкина. Многие в себе и в своих знакомых находили его черты, как и черты других персонажей романа – Татьяны, Ленского, Ольги, – настолько верным было изображение типичных людей той эпохи.

Но типичность проявилась не только в выборе персонажей: Пушкин ставит своих героев в обычные, можно даже сказать, банальные обстоятельства. Ведь девушки того времени часто влюблялись в хоть сколько-нибудь странных молодых людей, надеясь найти в них героев сентиментальных романов, а светские люди редко женились на дочерях небогатых помещиков. Причиной этого был, естественно, сам склад русского общества: браки по любви были большой редкостью. А, как известно, типичные герои в типичных обстоятельствах, страдающие от социально обусловленных проблем, – это главный предмет изображения писателей реалистического направления. Таким образом, «Евгений Онегин» – это реалистический социально-психологический роман.

Для создания подобного произведения необходимо было отказаться не только от стандартного содержания, но и изменить саму композицию романа. Так, Пушкин отказывается от некоторых традиционных элементов, таких как вступление с обращением к музе (в конце седьмой главы есть пародия на него: «Да, кстати, здесь о том два слова: / Пою приятеля младого / И множество его причуд. / Благослови мой долгий труд,/ О ты, эпическая муза! / И, верный посох мне вручив, / Не дай блуждать мне вкось и вкривь…»), развязка конфликта (в этом романе реалистический «открытый финал»: автор покидает героя «в минуту, злую для него», после объяснения с Татьяной перед появлением ее мужа, и неясно, чем завершится эта недвусмысленная сцена), изображение ряда важных с точки зрения развития действия событий (свадьба Татьяны, реакция Ольги на смерть Ленского и др.). Пушкин делает это с целью подчеркнуть правдоподобие рассказанной истории: в реальной жизни нет вступлений и эпилогов, какие-то события остаются нам неизвестными, но мы продолжаем жить дальше, как это делают Онегин, Татьяна и другие герои романа после его завершения.

Тем не менее нельзя отрицать, что у каждого литературного произведения есть своя структура, свое особое построение. Так, по принципу художественной симметрии строится сюжет романа. Он имеет «зеркальную» структуру: в центре стоит сцена убийства Ленского, а отдельные эпизоды и детали попарно параллельны. В первой части произведения Онегин едет в деревню из города и Татьяна влюбляется в него, пишет письмо с признанием, а он лишь читает наставления «смиренной девочке»; во второй части – Татьяна приезжает из деревни в столицу, где встречает Онегина будучи замужней дамой, и уже Евгений влюбляется в нее, в свою очередь, пишет ей письмо, а она ему отказывает и тоже укоряет его: «Как с вашим сердцем и умом / Быть чувства мелкого рабом?». Перекликаются также и некоторые детали: описание деревенского и городского кабинетов Онегина, книги, которые читает он в городе и деревне, образы, возникающие во сне Татьяны (чудовища, среди которых появляется Евгений, убивающий Ленского), соотносимые с изображением гостей на ее именинах и последующими событиями, связанными с дуэлью. Роман имеет также «кольцевое» построение: он начинается и заканчивается изображением жизни героя в Петербурге.

Система персонажей тоже имеет упорядоченную структуру. Главный принцип ее построения – это антитеза. Например, Онегин противопоставлен и Ленскому (как байронический герой – романтику-мечтателю), и Татьяне (как столичный денди – простой русской девушке), и высшему свету (хоть он и типичный молодой человек, но уже уставший от пустых развлечений), и соседям-помещикам (как аристократ со столичными привычками – сельским жителям помещикам). Татьяна же противопоставляется и Ольге (последняя слишком пуста и легкомысленна по сравнению с героиней, которая «любит не шутя»), и московским барышням (они говорят ей о своих «сердечных тайнах», модах, нарядах, тогда как Татьяна сосредоточена на уединенной внутренней жизни – «задумчивость ее подруга», любит чтение, прогулки на природе, а моды ее вовсе не интересуют). Очень важно отметить, что автор противопоставляет и сравнивает оттенки, детали одних и тех же качеств (что также характерно для реальной жизни), это не классицистские или романтические литературные клише: добрый – злой, порочный – добродетельный, банальный – оригинальный и т.д. Примером могут служить сестры Ларины: и Ольга, и Татьяна – естественные, милые девушки, влюбившиеся в блестящих молодых людей. Но Ольга легко меняет одну любовь на другую, хотя совсем недавно была невестой Ленского, а Татьяна любит одного Онегина всю жизнь, даже выйдя замуж и оказавшись в высшем свете.

Достоверность происходящего в романе подчеркивается и с помощью вставок текста, инородного по отношению к авторскому: писем Татьяны и Онегина, песни девушек, стихов Ленского. Часть из них отличается иной строфикой (написана не «онегинской строфой»), имеет отдельное название, чем не только выделяется из общего текста романа, но и придает ему «документальность».

Необходимо также сказать, как Пушкин пользуется делением на главы и строфы. Во-первых, он использует многочисленные пропуски (отточия), либо многозначительно намекая на что-то, либо разделяя текст по темам, либо обозначая тем самым временной промежуток. Например, в Ш строфе третьей главы точки заменяют пространное описание обычного угощения гостей в помещичьем доме (оно сохранилось в рукописи). Пушкин лишь кратко отмечает «тяжелые услуги / Гостеприимной старины», и уже в 1У строфе мы видим, как Ленский и Онегин едут обратно домой.

Также Пушкин очень умело прерывает главы, покидая героев неожиданно и не разрушая при этом плана произведения: каждая глава посвящена какой-либо определенной теме, как, например, четвертая глава – отказу Онегина, несчастью Татьяны и взаимной любви ее сестры, а пятая – именинам. Это позволяет, с одной стороны, расставить своеобразные авторские акценты, с другой – заинтересовать читателей (ведь роман публиковался сначала отдельными главами по мере их написания), а с третьей – бросить вызов литературным условностям: «Докончу после как-нибудь», – говорит Пушкин, прерывая Ш главу «на самом интересном месте»: встрече Татьяны с Онегиным после получения им письма с признанием в любви.

Как видим, отказ от старых методов и поиски новых способов отображения действительности (романтики тоже рисовали действительность, только «экзотическую», почти невозможную в обычной жизни) отразились практически во всем: и композиция сюжета, и сама любовная история, и герои, и их описание – все было иным, новаторским. Художественные открытия Пушкина указали направление всей последующей русской литературе, и роман «Евгений Онегин» стал первым реалистическим произведением в ее истории.

Реферат на тему: «Даль свободного романа». Замысел и творческая история «Евгения Онегина»

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Определив в посвящении П.А. Плетневу роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчеркивает еще одну ключевую черту реалистического произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение, открытым может считаться и финал «Онегина». Пушкин издавал «Евгения Онегина» главами — по мере написания, тем самым подчеркивая самостоятельную ценность каждой главы. Реалистично и само название романа, потому что оно идет вразрез с бытовавшими в ту пору литературными традициями: отсутствует так называемая экспликация, то есть развертывание, разъяснение названия-имени героя («Памела, или Награжденная добродетель»). Кроме того, как пишет Ю.М. Лотман, выбором названия романа «.определялись жанровая природа текста и характер читательского ожидания. Включение в название не только имени, но и фамилии героя, причем не условно-литературных, а реально-бытовых, возможно было лишь в относительно небольшом круге жанров, ориентированных на современное содержание и создающих иллюзию истинности происшествия» (Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб., 1995). По-своему усиливают атмосферу «реальности» героев и их судеб вплетенные в ткань романа «документы» — письма Татьяны и Онегина и песня девушек. Кроме того, важную роль в создании «эффекта достоверности» происходящего играет пересечение романного времени и реального, встречи героев «Евгения Онегина» с реальными людьми, современниками Пушкина, имеющими достаточную известность. Так, Онегин — приятель Каверина: К alo помчался — он уверен, Что там уж ждет его Каверин. Татьяна в Москве встречается с Петром Вяземским: К ней как-то Вяземский подсел. Той же задаче подчинено и пересечение литературного времени и пространства романа с временем и пространством других художественных произведений. Текст романа насыщен литературными реминисценциями — Онегин сравнивается то с реальным Чаадаевым («Второй Чадаев, мой Евгений.»), то с героем комедии «Горе от ума» Чацким (напомним, что в образе Чацкого Грибоедов отразил некоторые черты П.Я. Чаадаева). На именины Татьяны приходят герои Фонвизина — «Скотининых чета седая». Одна из целей этого приема — воссоздание подлинной культурной атмосферы эпохи. Реализм требует, чтобы в произведении ощущалось движение времени (сравните, например, с романтической поэмой Пушкина «Цыгане», где безразлично, длится действие месяц или год). Как бы отмечая временные промежутки, события которых не отражены в романе, Пушкин прибегает к приему опущенных строф (например, фиктивный пропуск для обозначения прошедшего времени в I главе — строфы XXXIX-XLI). Особое место в сюжете и композиции романа занимают Х глава и глава «Отрывки из путешествия Онегина». Они не включены в основной текст романа, но бесконечно важны для глубокого целостного восприятия пушкинского произведения: духовная эволюция героя все-таки совершается в романе, хотя и за рамками сюжета. Список литературы Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. — М.-1994

Анненков пишет по этому поводу: «Евгении Онегин» кроме всех других качеств есть еще изумительный пример способа создания, противоречащего начальным правилам всякого сочинения. Литературная эволюция как раз и не считается с «начальными правилами». [54а] Сам Пушкин, как всегда понимавший свои вещи лучше современных критиков, дал два положения, два термина, необходимых для уразумения «Евгения Онегина». Первое сообщение Пушкина о «Евгении Онегине» такое: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница!» [55] Последняя строфа последней главы: Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще неясно различал. Итак: «не роман, а роман в стихах» и «свободный роман». Начнем с последнего. Борьба Пушкина против фабульной скованности поэмы была борьбой за внесюжетное построение; внесюжетное построение — это развертывание вещи на материале, будь то лирический или описательный. В 1823 г. был уже проделан опыт «Кавказского пленника» с удачей в создании большой формы на внефабульном построении и с неудачей первого опыта построения «характера»

Главные герои романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Все аспекты русской общественной и литературной жизни того времени в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Реалистичность и верность исторической и художественной правде. Главные герои романа в стихах. Загадочный образ Татьяны Лариной, ее русская душа.

Подобные документы

Онегин–добрый мой приятель. Лирические отступления Пушкина р романе «Евгений Онегин» о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к родине, природе. Духовный мир, мир мыслей, переживаний. Характеристика влияния Байрона и западноевропейского романа.

реферат, добавлен 12.12.2007

Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»? Схожесть и различие автора и главного героя. Лирические отступления поэта о смысле человеческого существования. Идеальный положительный образ русской женщины Татьяны Лариной в противовес образу Онегина.

реферат, добавлен 23.03.2010

Анализ образов Татьяны Лариной и Евгения Онагина, их романтических отношений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Исследование вопросов: что значит любовь для Онегина и Татьяны, почему Евгений и Татьяна не остались вместе, и, вообще, возможно ли это.

сочинение, добавлен 29.02.2008

Лирическое отступление как литературоведческий термин. История создания романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», особенности жанра. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта, об обучении и воспитании, о театре, любви к родине.

реферат, добавлен 01.10.2014

Краткий очерк биографии А.С. Пушкина. История создания, содержание и сюжетная линия романа «Евгений Онегин». Действующие лица и поэтические особенности романа. Интересные факты о романе, его влияние на произведения в литературе, музыке и кинематографе.

реферат, добавлен 26.06.2012

Общая характеристика и специфически признаки романа Пушкина «Евгений Онегин», его структура и основные сюжетные линии. Шестая глава романа как ключевой эпизод в понимании характеров героев. Место и значение сцены дуэли между Ленским и Онегиным в романе.

реферат, добавлен 26.04.2011

Классификация языковых единиц, являющихся предметом комментирования работы Ю. Лотмана. История комментирования романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментирование заимствованных выражений. Формы использования комментария на уроках литературы.

дипломная работа, добавлен 21.08.2017

Роман «Евгений Онегин» — общие характеристики. Энциклопедический взгляд на роман. Практический взгляд на роман. Критика романа «Евгений Онегин». Отзыв современника Пушкина Белинского. Взгляд на «Евгения Онегина» десятилетия спустя в лице Писарева.

курсовая работа, добавлен 24.11.2005

Пушкинские произведения, оказавшие влияние на Лермонтова, и характер этого влияния. Сравнение романов «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» по критериям: наличие аллюзий и реминисценций в тексте лермонтовского романа, композиция, образы героев.

дипломная работа, добавлен 08.09.2016

Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Тема любви в романе. Естественность и человечность, мечтательность и молчаливость Татьяны Лариной. Чувства Евгения Онегина и их изменения. Лирические отступления, переживания, мысли и чувства автора.

Лучшие книги А. С. Пушкина

Россия – это страна, на земле которой выросло и творило немало великих поэтов. Каждый из них жил в свое время, внес свой вклад в культурное развитие страны. Несмотря на то что с момента их жизни проходят многие века, каждого из них помнят и почитают в наши дни.

А. С. Пушкин – великий поэт

А. С. Пушкин относится к такому разряду поэтов, которые являются бессмертными. Его жизненный путь оборвался давно, но произведения живы и актуальны как никогда. Книги А. С. Пушкина воспитали не одно поколение.

На литературную жизнь поэта большое влияние оказал его дядя, который был сам знаком со многими известными литераторами того времени. Он и смог привить Александру любовь к поэзии. Уже в юношеском возрасте Пушкин начинает писать свои первые стихи. Годы учебы поэта не были спокойными, он просто не хотел учиться и относился к происходящему с неким пренебрежением. Характер молодого поэта также нельзя было назвать спокойным. Об этом свидетельствуют его творения. Пушкин обладал невероятным талантом и уникальной способностью переносить на бумагу свое настроение через перо. Он умел подобрать такое слово, которое могло очень точно отразить его состояние. Душевные метания, резко меняющееся настроение были свойственны поэту.

Как создавались книги А. С. Пушкина

К созданию своих произведений Пушкин подходил очень ответственно. Несмотря на свой упрямый характер, Александр был очень любознательным человеком. Эта черта и способность замечать и записывать любые интересные факты помогали поэту творить. Поэт очень любил историю. Он всегда с жадностью читал многие исторические очерки, любил изучать архивные материалы. Так впоследствии и появились на свет произведения о Годунове, Петре I и Пугачеве.

Уникальный человек и поэт писал не только об исторических деятелях. Книги, написанные Пушкиным, были посвящены и простому народу. В истории сохранились очерки, в которых говорится, что Александр очень часто переодевался в обычного нищего и любил посидеть с ними? поговорить и попеть песни. Он часто ходил на ярмарки в одежде обычного крестьянина с одной лишь целью — послушать местный говор, изучить и узнать все о нужде народной, чтобы хоть как-то поменять и сделать лучше их непростую жизнь. Таким чутким поэтом был Александр Сергеевич Пушкин. Книги его поэтому и любимы, что написаны от чистого сердца. Они несут в себе частичку тонкой души поэта.

Стихотворения и книги А. С. Пушкина

Способность поэта творить не знала границ. Совершенствуясь в писательском деле, поэт перешел от более простых стихотворений к написанию поэм. Так появляется на свет первая книга стихов Пушкина – «Руслан и Людмила». Это было в 1820 г., переплет и обложка были очень просты и даже скучны. Внешний вид издания не приносил радость глазам, но стоило только начать читать эту необыкновенную поэму, как сразу становилось ясно, что это настоящий алмаз в простой оправе, и нет его ценнее. Наверно, глупо было рассчитывать в то время на красивую и красочную обложку. Книга вышла в свет в очень смутное и тяжелое время для России. Правил страной Александр I, прославившийся как борец за жизнь Европы, а не страны. Поэтому времени для дел и забот о своем народе у него не хватало. Все это приводило к народным возмущениям и волнениям. Такое состояние народа не могло не отразиться на литературной деятельности Пушкина. В своих стихах поэт стремился донести до царей весть о том, что тревожит простых людей. Доказательством этому служат строки из стихотворения «Послания к Чаадаеву»:

«…Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена. »

Эти стихотворения и многие другие позже будут собраны и включены в книги Александра Пушкина.

Собрание сочинений Пушкина

Жизнь Пушкина была насыщена множеством различных событий. Каждое такое мероприятие волновало поэта и находило свое отражение в стихах. Результатом литературной деятельности Александра стало бесчисленное множество прекрасных произведений. Впоследствии было принято решение собрать воедино все книги Пушкина. Сочинение поэта, труд его жизни уместился в восемь томов. Печально, что полный сборник произведений разрешили напечатать только в год смерти великого поэта.

История «Евгения Онегина»

Книга Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых серьезных и замечательных произведений всего литературного достояния России. Работа над этим произведением длилась на протяжении семи лет. Как говорил сам Пушкин, написание такого серьезного произведения являлось настоящим подвигом его жизни. К идее создания романа поэта подтолкнула его непростая жизненная ситуация. В 1823 году Александр Сергеевич находился в ссылке.

Книга Пушкина «Онегин» состоит из восьми глав и охватывает события с 1819 по 1825 годы. В этот период происходили и разгром Наполеона, и декабристское восстание. Хотя в центре романа и находится любовная история, между строк все равно читается и отслеживается вся тяжесть тех лет.

Уникальность этого романа состоит в том, что он написан в стихах, что делает его прочтение и восприятие очень легким. Невероятный талант поэта доказывает и тот факт, что читая «Онегина», не хочется от него отрываться, а интерес узнать, что будет в следующей главе, только возрастает. Многие литературные критики назвали книгу Пушкина настоящей энциклопедией. И это не случайно. Ведь поэту удалось передать не только саму суть сюжета, но и показать читателю, как важно было в то время чувство долга каждого человека. Каждый герой готов был пожертвовать не только своими чувствами, но и жизнью во имя убеждений. Кроме всего прочего, читая эту книгу, можно было много узнать о моде того времени, во что одевались, что употребляли в пищу, какие были нравы и устои.

Сюжет великого романа в стихах «Евгений Онегин»

Сюжет романа прост – речь пойдет о чувстве, которое может одновременно окрылить человека, сделать его как самым счастливым на земле, так и самым несчастным. Это, конечно, любовь. Героями романа стали Татьяна Ларина и Онегин. Татьяна влюбляется в Евгения с первого взгляда. Она первая раскрывает свои чувства к герою, но он не принимает ее. Онегин, отказавшись от любви девушки, наносит ее душе глубокую и рану, которая будет болеть и кровоточить до самой смерти. Может быть, со временем боль и утихла, если бы не то обстоятельство, что после долгих душевных потрясений Онегин понимает, что очень любит Татьяну. Но вместе их любящие сердца быть не могут. Татьяна уже вышла замуж. Горестным было осознание того, что причиной таких обстоятельств послужили их собственные ошибки.

Чему учит роман «Евгений Онегин»

Несмотря на то что великое произведение писалось еще в прошлом веке, оно не потеряло актуальность и интерес читателей и в наши дни. Каждый человек может узнать в главном герое себя. Сейчас все больше становится напыщенных и самолюбивых молодых людей, которые, отвергая чувства другого человека, даже не задумываются, какую невероятную боль они причиняют. В романе также поднимается тема того, что все, что человек делает, может вернуться бумерангом обратно. Каждый шаг должен был продуман и тщательно спланирован во избежание ошибок. Ведь вполне вероятно, наступит момент, когда захочется вернуть время и все исправить, но это будет невозможно.

Книга сказок Пушкина

Жанр сказок очень любим Пушкиным. Такую любовь в поэте воспитала его няня. Еще маленьким ребенком Александр с нетерпением ждал вечера, чтобы послушать новую историю. Для поэта сказки были не просто развлекательным произведением, в каждой из них Александр Сергеевич показывал всю тонкость души простого русского народа. Невероятный интересный сюжет и юмор присутствуют в этих произведениях. Благодаря этому всеми возрастами очень любимы сказки Пушкина. Книга, включающая полное собрание сказок его авторства, очень велика. На протяжении всей своей литературной деятельности поэт создавал новые творения, которые несли в себе глубокий смысл.

Чему учат сказки А. С. Пушкина

Книги А. С. Пушкина — самый бесценный дар потомкам. В каждом произведении, за каждой строчкой скрывается суть и правда тяжелой жизни народа. Зачастую заложниками обстоятельств люди становились только из-за своей глупости. Подтверждением этому служат произведения поэта. Например, сказка «О рыбаке и Золотой Рыбке» показывает читателю, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта. Что касается «Сказки о попе и его работнике Балде», то в ней поэт показал не только скупость барина, но и смекалку простого работника. Ведь благодаря своей изобретательности слуга не сломался и не отступил от трудностей, а сделал так, что и барин, и бес сами стали танцевать под его дудочку. И таких сказок великое множество. Но каждая из них индивидуальна и хороша по-своему, каждая несет в себе добро и любовь к окружающему миру, людям к стране, в которой живешь. Каждая из них говорит, что, несмотря на трудности, люди должны оставаться людьми.

Читая любое произведение поэта, удивляешься, каким талантливым был Александр Сергеевич Пушкин. Книги, написанные им, бессмертны. Они будут учить еще не одно поколение в будущем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: