История создания басен крылова

Басня согласно определению из словаря &#151 это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По художественным, а иногда и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг.. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Чтобы понять, что нового внес И. А. Крылов в басенный жанр, обратимся сначала к тому, что использовал он из опыта своих предшественников.

Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, &#151 такие как лиса, медведь, заяц, волк. Каждый из Них был заведомо наделен определенной чертой характера. Прием аллегории использовали классицисты, например, в одах. Крылов соединил опыт использования этого приема разными литературными жанрами в одно целое. Басенный муравей &#151 олицетворение трудолюбия («Стрекоза и муравей»), свинья &#151 невежества («Свинья под дубом»), ягненок &#151 кротости, как «Агнец Божий» («Волк и ягненок»).

Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль &#151 они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Басни Крылова имеют не только бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь некоторые из них.

У Крылова есть исторические и социальные басни, в которых образы животных получают совсем другое назначение. Прежде всего эти басни также высмеивают людские пороки через аллегорические образы животных. Но во многих исторических баснях в персонажах животных угадывается уже целый характер, дается намек на определенного человека. Например, в басне «Воспитание Льва» Лев-отец &#151 не только воплощение силы, мужества. Он еще и царь зверей, это создает в басне определенный подтекст (имеется в виду воспитание Александра I швейцарцем Лагарпом). Лев-отец выступает здесь не только как грозный царь, но и как заботливый, но недалекий отец, который поручил воспитание своего сына птице, забыв о том, что царствовать-то сын будет над зверями. В образе льва-отца обрисован целый характер, со всеми его достоинствами и недостатками, а не одно лишь какое-нибудь свойство человеческой натуры.

В баснях «Волк на псарне» и «Щука и кот» уже можно говорить не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Можно долго говорить, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни». Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и вне контекста эпохи.

Образы животных у Крылова можно сравнить с образами животных в сказках Салтыкова-Щедрина, где подчас, не зная исторической подоплеки, трудно угадать назначение этого образа в произведении.

Теперь можно сделать вывод, что человек не отделим от своего социального положения, поэтому образы животных можно классифицировать как метафоры определенных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, «маленькие люди» также нашли, свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне «Лев и барс», где лев и барс &#151 выходцы из высших слоев общества, лиса и кот &#151 из чиновничества. Сюда же можно отнести басню «Волк и ягненок». «У сильного всегда бессильный виноват», &#151 гласит мораль этой басни. Образ ягненка использован не только как «Агнец Божий» &#151 аллегория слабости и беззащитности. Этот образ еще и предстает как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников.

Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня «Две собаки»), но и над самой опорой социальной лестницы &#151 государственными институтами, и для этого также используются образы животных. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом И косолапым мишкой». Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена даже не свора собак, а именно разные животные?

Итак, широко используемые Крыловым образы животных с разными характерами указывают на реалистическую основу крыловской басни. Реализм Крылова, связь его басен с народной основой придает его басням русский, национальный дух. Образы животных, которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах, несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера.

Крылов использует прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи разных сословий того времени, например, в басне «Стрекоза и муравей» муравей говорит: «Кумушка, мне странно это», «Так поди же, попляши». Стоит обратить внимание и на ритмику этой басни. Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером &#151 хореем. Крылов также широко применяет звукопись для создания «звукового» образа животного. Например, в басне «Змея» инструментовка на шипящие звуки и «з», в басне «Мор зверей» повторение звуков «м», «у», «ы».

Ориентация Крылова на русскую разговорную речь наглядно проявилась в его баснях благодаря введению в них образа рассказчика. Повествование о действиях персонажей ведется в определенной манере, ясно различим личностный тон рассказчика с присущими ему формами и оборотами речи.

Вот «Лебедь, Рак да Щука», взявшись за дело, «из кожи лезут вон», вот «Механик пуще рвется», чтобы открыть Ларец, вот лягушка, захотевшая сравняться С Волом, вначале стала «топорщиться, пыхтеть», а затем «С натуги лопнула и &#151 околела». Бедняк, увидев Смерть, «оторопел». Моська появляется «отколе ни возьмись».

Встречаются баснях такие обороты: «зима катит в глаза», «с ним была плутовка такова». Язык рассказчика басен &#151 просторечно-фамильярный. Рассказчик как бы находится среди своих персонажей, говорит о них, как о знакомых, дает им прозвища: «попрыгунья-Стрекоза», «проказница Мартышка» , «Повар-грамотей», «механик-мудрец». Иногда в самих обращениях уже выражено отношение рассказчика: «мой бедный соловей», «бедный Фока мой», «мой хитрец» («Волк на псарне»).

Но приближение к персонажам не мешает давать им справедливую оценку: «Избави, Бог, и нас от этаких судей», «Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку». Бывает, что рассказчик принимает позу хитрого простачка: «Кто виноват из них, кто прав &#151 судить не нам, Да только воз и ныне там». Это как раз и есть то «веселое лукавство ума», о котором писал Пушкин.

Народные начала речи, звучащие в баснях Крылова, убедительно подтверждаются использованием в них пословиц и поговорок: «Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова». («Музыканты»).

То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность. Другую представляет обратное явление. Многие выражения из басен стали восприниматься как пословицы. «А Васька слушает, да ест»; «А ларчик просто открывался»; «Слона-то я и не приметил»; «Соседушка, я сыт по горло», &#151 отпирается Фока. Мы живо представляем себе людей среднего сословия, их настроения и чувства.

Приемом речевых характеристик Крылов пользуется постоянно. Яркие примеры находим в баснях «Любопытный», «Кошка и Соловей», «Кот и Повар». Особенно мастерски передал Крылов слова Лисицы, выражающие тонкую лесть Вороне. Если сравнить разработку этого сюжета у Тредьяковского, Лафонтена, то последний пример наглядно продемонстрирует, что совершенствование басни шло именно по языковой, стилистической линии. В комплиментах Лисицы сквозит ирония. Иронией проникнуто авторское повествование. Это добавляет жизненности, создает условия для более трезвого вывода. Язык, речь героев действует на усложнение сюжета басни, это приводит к углублению ее смысла.

Часто встречающиеся в басне интонации устной речи ни в коей мере не выводят ее из области письменности, словесного искусства. Басни Крылова &#151 стихотворные произведения, на которые распространяются законы поэзии.

Разговорный язык басни способствует тому, что ее можно представить как маленькую комедию. Комизм ситуации часто дополняется комизмом языка. Непременное условие басни &#151 действие подчеркивается частыми глагольными рифмами. Рифма у Крылова несет смысловую нагрузку.

Две Бочки ехали, одна с вином,
Другая
Пустая.

Здесь рифма соединяет именно те слова, которые определяют предмет рассмотрения в басне. На ее примере покажем средства художественной выразительности языка Крылова. Рассказ представляет нам фантастическую картину: по городу едут сами по себе две бочки, одна &#151 плавно, другая &#151 несется и гремит. Если принять условность ситуации, то все выглядит вполне натурально: пыль столбом, прохожий жмется к стороне. Но во второй части басни прямо говорится о людях, которые «про свои дела кричат». Затем четко формулируется мораль: «Кто делов истинно &#151 тих часто на словах». И дальше: «Великий человек. думает свою он крепку думу Без шуму». Это «без шуму» точно повторяет слова из характеристики движения полной бочки, что устанавливает не только идейную, но и образную связь между ней и человеком деловым. Возвращаясь к началу рассказа, мы осмысляем его уже на другом уровне. Бочки оказываются условными предметами, обозначающими человеческие качества. Но это аллегорическое высказывание содержит дополнительный метафорический элемент, который мы осознаем после прочтения всей басни. Метафорическое значение пустой бочки в данном контексте осмысляется применительно к пустому человеку, болтуну. Вся басня построена на сопоставлениях.

В басне «Слон на воеводстве» метафора оказывается главным выразительным средством рассказа. Реализация ее буквального смысла создает движение и комизм басни.

На примере басни «Две Бочки» видна роль разностопного ямба, которым пользовался Крылов во всех своих баснях. В данном случае это выделение существенных моментов рассказа. С той же функцией мы встречаемся в баснях «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Смерть», «Крестьяне и Река». Другими его функциями являются передача интонаций живой речи («Кот и Повар», «Обоз») и стремительного развития действия («Волк на псарне»).

Вольный ямб Крылова отражал жизненное разнообразие, представшее в его баснях. Оно сказалось еще в расширении жанровых границ басни. Так, в басне »Осел и Соловей» описание пения соловья дано языком, свойственным идиллии. Жуковский находил у Крылова «два стиха, которые не испортили бы никакого описания. в эпической поэме». Он же с восхищением отмечал его искусство изображения различных предметов. При описании мухи стихи «летают вместе с мухой». Стихи о медведе как бы тянутся, длинные слова передают медлительность и тяжесть медведя.

В своих баснях не забывал Крылов и звуковую сторону стихов. Возьмем, например, басню «Листы и Корни». Две части басни, соответствующие монологам Листов и Корней, подчеркиваются различным подбором звуков. Из восемнадцати стихов первой части только четыре не содержат звука «л», а в пяти стихах этот звук повторяется не по одному разу. Во второй части выделяются звуки «к», «р», «н», «п», «т». Противопоставление Листов и Корней дополнительно подчеркивается на фонетическом уровне. Так у Крылова и звуковой состав слова может нести смысловое значение.

Встречаются у Крылова, правда, не очень часто, такие речевые приемы, как сравнение и синекдоха. Например, в басне «Ворона и Курица»:

Тогда все жители, и малый и большой.
И вон из стен московских поднялися, Как из улья пчелиный рой.

Для характеристики языка басен Крылова можно еще указать факт употребления необычного названия обычных предметов. Так, в нескольких баснях Крылов вместо «Ворона» говорит «вещунья».

Все вышесказанное позволяет заключить, что великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, благодаря чему внес существенный вклад в формирование русского литературного языка и поднял русскую-басню на небывалую высоту.

Изучение басни «Волк на псарне» в пятом классе

Басня «Волк на псарне» принадлежит к историческим басням Крылова о войне 1812 года. В основе ее, как известно, лежит конкретный исторический факт, а вся басня передает высокое патриотическое чувство, отражает всенародный патриотический подъем. Напомним учителю, что перед изучением басни не следует сообщать об этом ребятам. Иначе при анализе они пойдут от заданного и будут видеть в Волке только Наполеона, в Ловчем—только Кутузова, а главное — это помешает им понять широкое значение морали басни. Только после того как школьники освоят сюжетную ситуацию басни, поймут ее героев, суть нравоучения, нужно познакомить их с историческими фактами и рассказать, как послание великого баснописца Крылова было принято великим полководцем Кутузовым.

Басня прочитана. Ребята коротко пересказывают, из-за чего поднялся переполох на псарне.

— Какими словами рисует автор переполох?—спрашиваем у детей.

Задавая этот вопрос, обращаем внимание учеников на активные, действенные глаголы, передающие яркую, живописную картину общей тревоги на псарне. В сжатом до предела описании возбужденной, взбудораженной псарни именно глаголы — самые характерные, самые образные слова.

Весь двор поднялся. Как? Псы залились, рвутся на драку, псари кричат, бегут: иной с дубьем, иной с ружьем. «Огня! — кричат.— Огня!»

— Как же ведет себя в этой обстановке Волк? — задаем новый вопрос классу.

Чтобы ребята поняли, как злобен, опасен и хитер Волк (а совсем не жалок, как иногда им кажется), обращаем внимание на несоответствие между тем, что он делает, и его речью. Вот он, прижавшись в угол, сидит.

— Каким рисует его автор в этот момент? — спрашивает учитель.

— Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет,— отвечают дети.

— А речь льстивая, заискивающая, лицемерная,—подсказывает учитель.— Как объясняет Волк свое появление на псарне и что об этом сообщает автор?

Дети отвечают: «Крылов пишет: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню. ».

— А Волк говорит: «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Некоторые замечают: «Крылов его сам хитрецом называет, как будто подсказывает нам, что Волк притворяется, изворачивается, хитрит, скрывает злобу, поэтому он так много говорит».

Стремясь закрепить в сознании учащихся ряд важных для характеристики Волка качеств, учитель делает небольшое обобщение: «Волк пытается скрыть злобу. Его обращение к псарям и Ловчему заискивающее, льстивое. Такое поведение мы называем лицемерным».

Нужно обязательно попробовать прочитать «речь» Волка, стараясь передать скрытое в ней притворство. Можно рассказать ребятам, как Крылов сам читал свою басню в лицах, представляя, как Волк, встретивший дружный отпор, ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую. «Иван Андреевич изогнулся, сделал умильное лицо и просительным голосом передал заискивающе-примирительную речь Волка: «Друзья! К чему весь этот шум. ».

Школьникам понятно, почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка: он ему не верит. Но внимание детей надо обязательно привлечь к словам Ловчего: ведь именно из них вытекает мораль басни. Волк и Ловчий противопоставлены в басне друг другу.

Дети доказывают, что Крылов во всем согласен с Ловчим, что он, как автор, сам помогает читателям скорее понять и разоблачить Волка. С этого и басню начинает: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Все яснее проявляется волчья натура: «Глазами всех съесть хочет», однако понимает, «что тут не перед стадом и что приходит наконец ему расчесться за овец». Автор как будто напоминает читателям старые грехи Волка.

Почти все ученики сами делают попытку связать эту басню с предыдущей басней о Волке. И если уж об этом зашел разговор в классе, то уместно спросить: «Похож ли этот Волк на нашего старого знакомого? Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни?»

Да, это тот же Волк — злобный, хищный, беспощадный. Он привык легко и безнаказанно расправляться с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, когда он встречает дружный отпор, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом остается злобным и опасным хищником. Вот поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов.

Предложим ребятам ответить на 6-й вопрос хрестоматии. Затем сам учитель, похвалив детей за правильные догадки, кратко расскажет об истории создания- этой басни.

Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами».

Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько- дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне». Все узнали в мудром., седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона.

Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура» !.

— Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая?:— спросит учитель. Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю. », «с волками. не делать мировой!»).

Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, в какую бы шкуру он ни рядился.

Урок заканчивается выразительным чтением басни и просмотром диакадров, посвященных ей. В качестве домашнего задания можно предложить ребятам найти и выписать крылатые слова, меткие обороты, перешедшие в пословицы, и подумать над тем, когда они употребляются.

Баснописец И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи: анализ басни, работа над основными приёмами, выяснение морали, выразительное чтение.

Ход урока

1 слайд – заставка, с музыкой.

2 слайд – тема урока: Записать в тетрадь, при этом определить в теме ключевые слова. (Ключевые слова включаются щелчком мыши – Крылов, басня). Исходя из ключевых слов, какие задачи мы должны поставить перед собой? Зачем нам это нужно?

3 слайд — Прежде чем перейти непосредственно к самой басне, давайте вспомним основные понятия, необходимые для анализа.

Каждое понятие и его определение включаются щелчком мыши:

4 слайд – Теперь вспомним жизнь самого баснописца Ивана Андреевича Крылова – Что вас больше всего поразило в его биографии?

5 слайд – У каждого произведения есть своя история создания, прежде чем создавать своё творение, автор много обдумывает, осмысливает, перечитывает, переживает какие-то события. Такая история есть и у басни «Волк на псарне». Вспомните, откликом на какое событие явилась данная басня?

Щёлк мышкой по рупору: озвучивание истории басни.

6 слайд – Давайте ещё раз прочитаем эту басню и вспомним значение непонятных слов. Чтение по учебнику.

7 слайд – Словарная работа – объясните значение слов:

Овчарня, Псарня, Хлев, Псари, Ахти, С дубьём, Расчесться, Ловчий, Мировая, Гончие.

8 слайд – Анализ басни по вопросам:

  • Назовите главных героев басни «Волк на псарне».
  • Как автор применяет в басне приём олицетворения?
  • Почему именно Волк?
  • Что вы можете сказать о характерах Ловчего и Волка?
  • Кого подразумевает Крылов под образами Ловчего и Волка?
  • А как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года?

9 слайд – продолжение анализа:

  • Что испытал Волк, попав в псарню?
  • Почему автор называет Волка хитрецом?
  • С какой интонацией надо читать слова Волка?
  • Что значат слова Ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед»?
  • Как будем читать за Ловчего?
  • Чему учит нас автор в этой басне? С какой интонацией мы должны читать всю басню?
  • А в каких словах содержится мораль басни?

10 слайд – Герои басни в иллюстрациях: И.И.Теребенев. Не удалось тебе нас переделать на свою погудку. 1812-1814

Обратить внимание на год создания иллюстрации, на название. Кого автор изобразил на иллюстрации? Как автор относится к изображаемым персонажам? (Сатирически относится к Наполеону)

11 слайд – герои басни в иллюстрациях: Кого изобразил художник Е.Рачёв? Как изобразил? Какой эпизод на второй иллюстрации? Здесь тоже сатирически показаны герои? Сравните эту иллюстрацию с произведением А. Лаптева – переход на 6 слайд.

12 слайд – ученики в качестве иллюстраторов. Как вы представили персонажей басни? Оценивать ваши работы будет автор – Иван Андреевич Крылов. Подумайте, понравились бы ему ваши работы, если бы он их увидел?

13 слайд – Итак, вы хорошо разобрались в идее этого произведения? А теперь проверим свои знания басни «Волк на псарне»?

Тест №8 (гиперссылка)

14 слайд – домашнее задание (включается музыка):

  • Выразительное чтение басни «Волк на псарне»
  • Любое творческое задание: аппликация; театрализация; поделка из природного материала, из пластилина; вязание; сочинение своей басни на такую тему и т.п.
  • … (что-то своё)

15 слайд – рефлексия: понравился ли урок? Чем? Как вы оцените свою работу на уроке? Спасибо за урок! (Если останется время, обратить внимание на звучащую музыку, так с её анализа можно начать следующий урок и перейти к анализу следующей басни).

Басни. Урок-игра

Предлагаемая методическая разработка — результат обработки разных материалов. Это и журнал «Литература в школе», и газета «Литература» ИД 1 сентября, и поурочные разработки. Урок совмещает элементы композиции, беседы и игры. Проводится в конце изучения темы «Басни» в 5 классе.

Урок по литературе в 5 классе

Тема: «Исторический путь басни»

Ход урока

Звучит грамзапись басни «Квартет»

  • Вы узнали басню?
  • Кто её автор?

Учитель: Когда мы слышим слово «басня», то сразу же вспоминаем Ивана Андреевича Крылова, однако история басни начинается не с него.

1-ый ведущий

Басня — один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.

2-ой ведущий

Басня была так популярна, что с её существованием связаны многие предания. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в 6 веке до нашей эры. Это был народный мудрец, хромой раб, который своими короткими поучительными рассказами пытался повлиять на людей. Жрецы приказали сбросить в море со скалы мудрого раба, чтобы он не смущал своих слушателей.

3-ий ведущий

Талантливый человек погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. Это «Ворона и Лисица», «Лиса и виноград», «Стрекоза и Муравей», «Вол и Лягушка», «Два горшка» и многие другие.

4-ый ведущий

К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.

Эллада — мать искусств, за это ей хвала.

Из греческих земель и басня к нам пришла.

От басни многие кормились, но едва ли

Они до колоска всю ниву обобрали.

Доныне вымысел — свободная страна,

Не вся захвачена поэтами она.

Вы дома сочиняли басни. Посмотрим, у кого басня получилась интереснее, кто придумал оригинальный сюжет, использовал свойства басни.

Из каждой команды выступают по одному ученику.

5-ый ведущий

Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков.

1-ый ведущий

В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали.» Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.

2-ой ведущий

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», — писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях.

3-ий ведущий

Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова.

4-ый ведущий

Белинский заметил, что произведения Крылова не просто басня — «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира.» В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

5-ый ведущий

Басни Крылова были широко известны и при его жизни. Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими людьми, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.

Строки крыловских басен дано уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Давайте вспомним самые известные. Я читаю начало выражения, а вы произносите вторую часть его. Итак, начинаем.

  • А ларчик (просто открывался)
  • Кукушка хвалит петуха за то, (что хвалит он кукушку)
  • А вы, друзья, как ни садитесь, (всё в музыканты не годитесь)
  • Слона-то я и (не приметил)
  • Недаром говорится, что (дело мастера боится)
  • Ах, Моська! Знать она сильна, (что лает на слона)
  • У сильного всегда (бессильный виноват)
  • А Васька слушает (да ест)
  • Как счастье многие находят лишь тем, что (хорошо на задних лапах ходят)
  • Худые песни Соловью (в когтях у Кошки)

Молодцы! Вы хорошо знаете крылатые выражения из басен Крылова. А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали рассказ об истории создания басен, хорошо ли запомнили лучших баснописцев мира. Я показываю вам название страны, а вы должны назвать имя баснописца, известного на весь мир.

  • Греция — Эзоп
  • Рим — Федр
  • Франция — Лафонтен
  • Германия — Лессинг

Запомнили ли вы русских баснописцев? Сейчас я покажу вам инициалы русских баснописцев, а вы должны назвать их полные имена.

  • А. П. С. — Александр Петрович Сумароков
  • И. И. Х. — Иван Иванович Хемницер
  • И. И. Д. — Иван Иванович Дмитриев
  • И. А. К. — Иван Андреевич Крылов

Конкурс на самого лучшего актёра пантомимы

На отдельных карточках у меня написаны названия басен Крылова. Каждый участник выбирает одну, не видя названия. Теперь с помощью жестов надо изобразить то, что написано на карточках, а класс должен узнать изображаемую басню.

  • «Волк и Ягнёнок»
  • «Мартышка и очки»
  • «Осёл и Соловей»
  • «Лебедь, Щука и Рак»
  • «Стрекоза и Муравей»
  • «Кошка и Соловей»

Конкурс «Любимая басня»

Класс заранее был разделён на группы, каждая подготовила инсценировку одной басни.

  • «Волк и Ягнёнок»
  • «Стрекоза и Муравей»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Петух и Курица»
  • «Мартышка и очки»
  • «Зеркало и Обезьяна»

Конкурс «Кто лишний?»

Каждая группа получает листочки с названиями героев. Один из героев на карточке лишний. Надо назвать лишнего героя и сказать, к какой басне относятся остальные герои.

  • Волк, Моська, Ловчий («Волк на псарне»)
  • Слон, Щука, Кот («Щука и Кот»)
  • Осёл, Кот, Соловей («Осёл и Соловей»)
  • Осёл, Щука, Козёл, Мишка, Мартышка, Соловей («Квартет»)
  • Крыса, Мышь, Медведь («Мышь и Крыса»)

Заканчивается наш праздник. Хочется, чтобы вы стали истинными любителями литературы и ежедневно открывали новые и новые её страницы.

Счастливого пути в чудесный мир литературы!

А теперь подведём итоги нашего праздника и назовём его победителей — настоящих знатоков басен.

Сказка о притче и басне. В сказочной форме ребятам сообщается об особенностях жанров: сказки, басни, притчи.

«Сказка о притче и басне»

Смешно, что это видео я потеряла на своём компьютере, но, благодаря Интернету, нашла. Кто-то его скачал, опубликовал, а я уже скачала у них, но это моё видео. Мой голос, мои картинки, причём, когда я создавала этот ролик, Интернета у меня ещё не было и картинки я сканировала. А вот текст сказки взят мной из журнала «Литература в школе». С одной стороны, плохо, что все всё тащат друг у друга. С другой стороны, благодаря этому я нашла свой фильм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: