Исторические сюжеты в творчестве Пушкина

ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
Историческая тематика интересовала писателя во все времена. Не
обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С.
Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя
обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно.
Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности
Петра 1. Связанные с его именем героические страницы русской
истории нашли свое отражение во многих произведениях великого
поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической
форме — историческая повесть «Капитанская дочка». Важно, что
великого классика интересуют не одни исторические события, великие
битвы, но и жизнь обычных людей, живших в то время. Пушкин
прослеживает, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация
влияет на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.
Рассмотрим повесть «Капитанская дочка» в качестве исторического
произведения. Тематикой повести является изображение исторических
событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя
поведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются
проблемы чести и долга, совести, «Капитанская дочка» покроена в виде
записок очевидцев событий и обычного изображения исторических
событий, личностей. Главным героем повести является Гринев. Для
него на первом плане выступают личные проблемы. Для этого героя
исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют
исторической ценности, он не понимает значение происходящего. Для
героя жизнь в крепости не менее значительна, важна, чем взятие
Оренбурга. Дистанция между историческими лицами и обычными
людьми в произведении почти не существуют, но этого нельзя сказать
про Екатерину II. Автор изображает императрицу как бы
возвысившуюся над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель
избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для
него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II —
великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати,
слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян).
Построение повести традиционно для исторического произведения.
Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические
события в роли фона развития сюжета. В произведении много
зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается
колорит конкретного времени. Конечно, «Капитанская дочка» не
является единственным произведением Пушкина на историческую
тему. И «Полтаву», и «Медный всадник», и множество менее крупных
по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.
Историческая тематика волновала и другого великого поэта, внесшего
огромный вклад в развитие мировой литературы. У Лермонтова
произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое
звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт
и гражданин не видел в окружающей его действительности места
подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению
поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше .время, не
то, что нынешнее племя: богатыри — не вы» («Бородино»).
Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов
исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое
чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое
осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не
способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить
себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно
осознавать, что «в бездействии состарится оно».
История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с
современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя
воинственный славян» звучит тема утраченной свободы, от отсутствия
которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает
нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с
людьми прошлого, «БОГАТЫРЯМИ». Богатырями он называет этих
людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в
идеалы, з.а решимость, способность постоять за родную землю ценою
собственной жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под
Москвой, Как наши братья умирали!
Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение «Два
великана». Оно чем-то похоже на сказку, былину. Здесь видна вся
любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия
представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно
сравнение-Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике
«старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением,
называя его «трехнедельным удальцом». Этим произведением поэт как
бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси, всегда
бывали наказаны и что так будет и впредь.
В заключение можно сказать, что два величайших поэта России
неоднократно обращались к теме истории России, черпая там средства
для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей
возвеличивания родины и даже просвещения в области истории
некоторой категории читателей. В исторических произведениях
Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их
поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того
величия и безмерного возвышения над «простыми смертными»,
которым их наделили многие писатели.
При обращении к исторической тематике открылась еще одна грань
таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было
отпущено А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, но сколько они успели
сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни
идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена
Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни
развивалась наша культура, они никогда не будут забыты!

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

слова Белинского об “энциклопедии русской

жизни” можно отнести ко всему творчеству А,

С. Пушкина. Белинскому вторит и А. Григорьев:

“Пушкин — наше все”. Пушкин и тончайший

лирик, и философ, и автор увлекательных

романов, и учитель гуманизма, и историк. Для

многих из нас интерес к истории начинается

с чтения “Капитанской дочки” или “Арапа

Петра Великого”. Гринев и Mania Миронова

стали не только нашими спутниками и

друзьями, но и нравственными ориентирами.

получилось, что мое знакомство с героями В.

Скотта, самоотверженным Айвенго, отважным

Квентином Дорвардом, благородным Робом

Роем состоялось позже чтения Пушкина, и мне

радостно было находить в них сходство с

любимыми героями нашего гения. Но

пушкинское наследие более многогранно в

жанровом отношении. Не только

ориентированные на историческое предание

баллады и исторические романы (излюбленные

жанры “шотландского чародея”) встречаем

мы в творчестве нашего писателя.

Исторической теме посвящены и поэмы (“Полтава”,

“Медный всадник”), и драмы (“Борис Годунов”,

“Пир во время чумы”, “Скупой рыцарь”, “Сцены

из рыцарских времен”), и лирика (ода “Вольность”,

сатирические “Сказки”, “Бородинская

годовщина”). Пушкин выступил и как автор

исторических исследований. Его перу

принадлежат “История Пугачева”, “История

Петра” и разнообразные исторические

заметки. Интерес к истории у Пушкина был

неизменным, но на различных этапах

творческого пути историческая тема

разрабатывалась им в разных жанрах и разных

знаком романтизма проходит петербургский

период и период южной

ссылки. Произведения этой поры проникнуты

чувством гордости за великий исторический

путь России и романтическим культом

лицейское стихотворение “Воспоминания в

Царском Селе”, отмеченное печатью

сентименталистской и классицистической

поэтики, представляет собой вдохновенный

гимн России и ее военной славе. Здесь

упоминаются “Орлов, Румянцев и Суворов, /

Потомки грозные славян”, воспевается

победа над Наполеоном (“И вспять бежит

традиция в изображении исторических

событий продолжается в оде “Вольность”,

написанной в петербургский период. В этом

произведении Пушкин как бы бросает взгляд

на всю мировую историю:

куда ни брошу взор —

бичи, везде железы.

позор” (то есть зрелище) трагической

истории разных народов — следствие

пренебрежения к нравственному “Закону”. “Печать

проклятия” лежит на тиранах и на рабах.

Восемнадцати летний Пушкин дает завет

там над царскою главой

не легло страданье,

крепко с Вольностью святой

тема будет продолжена в “Капитанской дочке”,

одном из последних произведений Пушкина.

Автор не прием лет “русский бунт —

бессмысленный и беспощадный”. В оде “Вольность”

он одинаково порицает и бунт “галлов”, и

заговорщиков, убивших Павла I, и

тирана Калигулу, и всех “самовластительных

страшный глас” обогащается в лирике

Пушкина и сатирическими оттенками. “Сказки”

(“Ура! В Россию скачет. ”) написаны, конечно,

на злободневную тему, но на этом

стихотворении лежит отсвет библейской

истории. Пушкин высмеивает Александра I,

“властителя слабого и

лукавого”, его рождественские обещания

России. Молодой поэт ставит проблему

истинного человеческого величия, он

рассматривает исторических деятелей через

призму нравственного закона и гуманизма.

Эта мысль получила дальнейшее развитие в “Войне

и мире” Л. Н. Толстого.

Пушкин-романтик все-таки называет

Наполеона “великим человеком” (стихотворение

“Наполеон”), упоминает о нем в

стихотворении “К морю”:

скала, гробница славы.

погружались в хладный сон

по-другому звучит тема Наполеона в седьмой

главе “Евгения Онегина”. “Петровский

замок” назван не “гробницей славы”, а “свидетелем

падшей славы”. Наполеон предстает перед

нами самодовольным, “счастьем упоенным”,

“нетерпеливым героем”, который только

начинает осознавать, что вовсе не цари и

полководцы изменяют ход истории. Не эти ли

строчки “Евгения Онегина” послужили

основой знаменитого эпизода в “Войне и

мире”, когда Наполеон так и не дождался

делегации жителей Москвы на Поклонной горе?

— кто тут нам помог?

зима иль русский бог?

этот вопрос как бы отвечает в “Войне и мире”

Л. Толстой, хотя в его времена десятая глава

пушкинского романа еще не была известна. И в

самом названии великой книги Толстого

нельзя не увидеть перекличку со словами

пушкинского летописца Пимена из “Бориса

Годунова”. Передавая свой труд Григорию

Отрепьеву, он напутствует преемника:

не мудрствуя лукаво,

то, чему свидетель в жизни будешь:

и мир, управу государей,

в “Борисе Годунове” впервые у Пушкина

историческая тема представлена в

реалистическом ключе. Первая русская

реалистическая трагедия, написанная в 1825

году, заканчивается знаменитой ремаркой: “Народ

безмолвствует”. Все персонажи оцениваются

в трагедии с точки зрения народа. В этом

Пушкин продолжает традиции Шекспира, что и

подчеркивается даже строением стиха. Как и

в шекспировских трагедиях, в “Борисе

Годунове” используется белый пятистопный

ямб, имеются также и

тема разрабатывается Пушкиным и в других

драматических произведениях. Однако не

летопись и не события

русской истории послужили основой для

знаменитых маленьких трагедий. В них

использованы предания и традиционные

западноевропейские сюжеты. Историческая

основа интересует Пушкина прежде всего

своей психологической стороной. Так,

психологически возможным считал он

отравление Моцарта его другом Сальери.

Маленькие трагедии на примерах из истории

доказывают, что “гений и злодейство две

только кажется, что летописные и

подчеркнуто бесстрастно. Рассмотрим “Песнь

о вещем Олеге”. Почему погибает князь,

такой могущественный и уверенный в себе? По

канонам ро мантического жанра баллады (“Песнь

о вещем Олеге” написана в 1822 году Пушкиным-романтиком)

герой погибает в трагической схватке с

судьбой, роком. Но в этом произведении можно

увидеть и будущего Пушкина-реалиста, не

боявшегося “могучих владык”, потому что не

они вершат историю, а народ, чьим “эхом”

был “неподкупный голос” поэта.

из самых сложных неоднозначных образов в

произведениях Пушкина, посвященных

историко-психологической теме, является

образ Петра I. Это,

безусловно, самая главная фигура в галерее

“владык”, “венцов” и “тронов” в

пушкинском творчестве. Петр I является

одним из центральных героев поэмы “Полтава”.

Возвеличивая Петра I, рассказывая

о героических событиях русской истории,

Пушкин не забывает, однако, о моральном,

гуманном аспекте исторической темы.

Жертвой истории оказывается несчастная

приподнятость в ту пору соединялась в

творчестве Пушкина с реалистическим

к суровой прозе клонят,

шалунью рифму гонят.

в другом, уже прозаическом произведении

Пушкина (“Арап Петра Великого”), его первом

историческом романе, Петр I не

только “то академик, то герой, то

мореплаватель, то плотник”, как в “Стансах”,

но и заботливый друг, великодушный человек,

идеал монарха и семьянина. К сожалению,

роман не был закончен, тема Петра в этом

освещении не получила дальнейшего развития.

Но в 1833 году она нашла свое продолжение в

новом стихотворном произведении. Это самая

загадочная поэма Пушкина, которая

называется не по имени Петра и не по

топониму, как “Полтава”, а перифразой. Это

поэма “Медный всадник”. Вспоминаются еще

два таких названия произведений Пушкина,

сходных и по сюжету. Кульминационным

моментом в них является оживление статуи (статуэтки),

отнимающей возлюбленную у героя. В “Медном

всаднике”, “Каменном госте” и “Сказке о

золотом петушке” действие происходит в

реальной (Петербург, “Мадрит”) или

вымышленной столице. Герой, бросивший вызов

загадочной стихии или мистической силе,

погибает. Создавая “Медного всадника”,

Пушкин основывался на нескольких

преданиях о тени Петра I, являющейся

в Петербурге то Павлу I, то

А. Голицыну. Жители Петербурга, верившие

этим легендам, считали, что ничто не

угрожает их городу, пока в нем стоит

памятник Петру. Тема Петра переходит в тему

российской государственности, и обращение

к истории как бы высвечивает будущее России.

картина наводнения и гибнущего “Петрополя”

служит предупреждением потомкам. Петр I,

сотворивший Петербург, как

библейский Бог (недаром во вступлении к

поэме местоимение “Он”, отнесенное к

государю, написано с большой буквы, как в

Библии), “Россию поднял на дыбы”. Показывая

конфликт государства и личности, Пушкин

завершает поэму вопросом:

ты скачешь, гордый конь,

где опустишь ты копыта?

символом исторического пути России в “Мертвых

душах” Н. В. Гоголя станет фантастический

полет тройки коней, традиция будет

продолжена А. Блоком в цикле “На поле

размышлений Пушкина над историей, ролью

личности и народа в ней, нравственным

смыслом исторических событий стала главная,

на мой взгляд, книга Пушкина, работа над

которой была завершена в 1836 году. “Капитанская

дочка” вышла в свет за месяц до смерти

автора. Своеобразие пушкинской

исторической прозы недооценили

современники. По мнению Белинского, в “Капитанской

дочке” изображены “нравы русского

общества в царствование Екатерины”,

характер же Гринева критик называет “ничтожным,

бесцветным”. Подобные упреки в слабой

разработке характера главного героя

английские читатели высказывали В. Скотту.

Айвенго, например, не сражается ни в рядах

храбрых йоменов Локсли (Робина Гуда), ни в

рядах феодалов, защитников замка. Не

принимая ни ту, ни другую сторону, он занят

спасением прекрасной Ревекки. Айвенго и

Гринев, как говорит знаменитый

литературовед Ю. Лотман, находят

единственно правильный путь,

приподнимаются над “жестоким веком”,

сохраняя гуманность, человеческое

достоинство и любовь к человеку, независимо

от принадлежности его к той или иной

политической группировке. Даже в “исторической

метели” Гринев не позволил себе сбиться с

дороги, не предал в себе человечность. На

примере ужасов пугачевщины Пушкин

показывает, что “лучшие и прочнейшие

изменения суть те, которые происходят от

улучшения нравов, без всяких

своей “Истории Пугачева” Пушкин не

скрывал ни злодеяний пугачевцев, ни

жестокости правительственных войск. А в “Капитанской

дочке” образ Пугачева поэтичен, и многие

критики, подобно Марине Цветаевой (статья “Пушкин

и Пугачев”), считали, что Пугачев

нравственно выше Гринева. Но Пугачев потому

и рассказывает Гриневу “калмыцкую сказку”

об орле и вороне, что хочет прельстить

своего собеседника “пиитическим ужасом”.

У Гринева же свое отношение к кровавым

событиям, выраженное в его словах: “Только

не требуй того, что противно чести моей и

“бесцветным”, а по-христиански стойким и

самоотверженным предстает перед нами

любимый герой Пушкина, хотя его “записки”

о “бестолковщине времени и простом величии

простых людей” (Гоголь) простодушны и

сущности, пушкинский подход к истории — это

и подход к современности. Великий гуманист,

он противопоставляет “живую жизнь”

политической борьбе. Так, лицейские друзья

всегда оставались для него друзьями, “в

заботах. царской службы” и “в мрачных

пропастях земли”, где томились декабристы.

своей речи о Пушкине Достоевский сказал,

что автор “Капитанской дочки” видел в

нашей истории, в наших даровитых людях

залог “общей гармонии, братского

окончательного согласия всех племен по

Христову евангельскому закону”. Мысль

историческая, “мысль народная” в

пушкинском творчестве — это мысль,

обращенная в будущее.

сказать еще и о том, что поэзия истории для

Пушкина была поэзией нравственного величия,

поэзией высоты человеческого духа. Вот

почему историческая тема в творчестве

Пушкина тесно соединяется с нравственно-психологической.

Такой страницы не существует.

В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  • просроченная закладка/избранное
  • пропущен адрес
  • поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  • у вас нет права доступа на эту страницу

Вернуться на Домашнюю страницу

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже.

Сочинения

Исторические сюжеты в творчестве Пушкина

А. С. Пушкин в своем творчестве очень многогранен, он и тончайший лирик, и философ, и автор увлекательных романов, и учитель гуманизма, и историк. У многих из нас интерес к истории пробуждается после чтения «Капитанской дочки» или «Арапа Петра Великого». Гринев и Маша Миронова стали не только нашими спутниками и друзьями, но и нравственными ориентирами. Исторической теме посвящены поэмы «Полтава» и «Медный всадник», а также драмы «Борис Годунов», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь» и «Сцены из рыцарских времен». Не обошлась без этой темы и лирика — ода «Вольность», «Бородинская годовщина». Пушкин выступил и как автор исторических исследований. Его перу принадлежат «История Пугачева», «История Петра» и разнообразные исторические заметки.

Интерес к истории у Пушкина был неизменным. Но на различных этапах творческого пути историческая тема разрабатывалась им в разных жанрах и разных направлениях.

Петербургский период и период южной ссылки проходит под знаком романтизма. Произведения этой поры проникнуты чувством гордости за великий исторический путь России и романтическим культом великого человека.

Но еще лицейское стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» представляет собой вдохновенный гимн России и ее военной славе. Здесь упоминаются «Орлов, Румянцев и Суворов, потомки грозные славян», воспевается победа над Наполеоном («И вспять бежит надменный галл»).

Классицистическая традиция в изображении исторических событий продолжается в оде «Вольность», написанной в петербургский период. В этом произведении Пушкин как бы обозревает всю мировую историю: Увы! куда ни брошу взор — . Везде бичи, везде железы. Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы…

«Гибельный позор» (то есть зрелище) трагической истории разных народов — следствие деспотической власти, попрание всех законов. Это понимал еще восемнадцатилетний Пушкин.

  • Лишь там над царскою главой
  • Народов не легло страданье,
  • Где крепко с Вольностью святой
  • Законов мощных сочетанъе…

Эта тема будет продолжена в «Капитанской дочке», одном из последних произведений. Пушкина. Автор не приемлет «русский бунт — бессмысленный и беспощадный». В оде «Вольность» он одинаково порицает и развязавших революционный террор «галлов», и заговорщиков, убивших Павла I, и тирана Калигулу, и всех «самовластительных злодеев».

Пушкин высмеивает Александра I, «властителя слабого и лукавого», его рождественские обещания России. Молодой поэт ставит проблему истинного человеческого величия, он рассматривает исторических деятелей через призму нравственного закона и гуманизма. Эта мысль получила дальнейшее развитие в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Но Пушкин-романтик все-таки называет Наполеона «великим человеком» (стихотворение «Наполеон»), упоминает о нем и в стихотворении «К морю». Совсем по-другому звучит тема Наполеона в седьмой главе «Евгения Онегина». «Петровский замок» назван «свидетелем падшей славы». Наполеон предстает перед нами самодовольным, «счастьем упоенным», «нетерпеливым героем», который только начинает осознавать, что вовсе не цари и полководцы изменяют ход истории. Гроза двенадцатого года Настала

кто тут нам помог? Остервенение карода, Барклай, зима иль русский Бог?

На этот вопрос отвечает в «Войне и мире» Л. Толстой, хотя в его времена десятая глава пушкинского романа еще не была известна. И в самом названии великой книги Толстого нельзя не увидеть перекличку со словами пушкинского летописца Пимена из «Бориса Годунова». Передавая свой труд Григорию Отрепьеву, он напутствует преемника: Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса…

Именно в «Борисе Годунове» впервые у Пушкина историческая тема представлена в реалистическом ключе. Первая русская реалистическая трагедия, написанная в 1825 году, заканчивается знаменитой ремаркой: «Народ безмолвствует». Все персонажи оцениваются в трагедии с точки зрения народа. В этом Пушкин продолжает традиции Шекспира, что и подчеркивается даже строением стиха. Как и в шекспировских трагедиях, в «Борисе Годунове» используется белый пятистопный ямб, имеются также и прозаические вставки.

Историческая тема разрабатывается Пушкиным и в других драматических произведениях. Однако не летопись и не события русской истории послужили основой для знаменитых маленьких трагедий. В них использованы предания и традиционные западноевропейские сюжеты. Историческая основа интересует Пушкина прежде всего своей психологической стороной. Так, психологически возможным считал он отравление Моцарта его другом Сальери. Маленькие трагедии на примерах из истории доказывают, что «гений и злодейство две вещи несовместные». Одним из самых сложных, неоднозначных образов в произведениях Пушкина, посвященных историко-психологической теме, является образ Петра I. Петр I — один из центральных героев поэмы «Полтава». Возвеличивая Петра I, рассказывая о героических событиях русской истории, Пушкин не забывает, однако, о моральном, гуманном аспекте исторической темы. Жертвой истории оказывается несчастная Мария Кочубей.

В первом прозаическом историческом романе Пушкина «Арап Петра .Великого» Петр I не только «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», как в «Стансах», но и заботливый друг, великодушный человек, идеал монарха и семьянина. К сожалению, роман не был закончен, тема Петра в этом произведении не получила дальнейшего развития. Но в 1833 году она нашла свое продолжение в новом стихотворном произведении. Это самая загадочная поэма Пушкина — поэма «Медный всадник». Создавая ее, Пушкин основывался на нескольких преданиях о тени Петра I, являвшейся в Петербурге то Павлу I, то А. Голицыну.

Жители Петербурга, верившие этим легендам, считали, что ничто не угрожает их городу, пока в нем стоит памятник Петру. Тема Петра переходит в тему российской государственности, и обращение к истории как бы высвечивает будущее России.

Апокалиптическая картина наводнения и гибнущего «Петрополя» служит предупреждением потомкам. Петр I не только создал, сотворил Петербург, но всю «Россию поднял на дыбы». Показывая конфликт государства и личности, Пушкин задает вопрос:

  • Куда ты скачешь, гордый конь,
  • И где опустишь ты копыта?

Итогом размышлений Пушкина над историей, ролью личности и народа в ней, нравственным смыслом исторических событий стала «Капитанская дочка» — главная, на мой взгляд, прозаическая книга Пушкина, работа над которой была завершена в 1836 году и которая вышла в свет за месяц до смерти автора.

Своеобразие пушкинской исторической прозы недооценили современники. По мнению Белинского, в «Капитанской дочке» изображены «нравы русского общества в царствование Екатерины». Характер же Гринева критик называет «ничтожным, бесцветным». Подобные упреки в слабой разработке характера главного героя возникли от непонимания всей глубины образа Гринева. Ведь он находит единственно правильный путь, приподнимается над «жестоким веком», сохраняя гуманность, человеческое достоинство и любовь к человеку независимо от принадлежности его к той или иной политической группировке.

В «исторической метели» Гринев не позволил себе сбиться с дороги. На примере ужасов пугачевщины Пушкин показывает, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Это очень умная мысль, к сожалению, не оцененная по заслуге даже нашими современниками.

В своей «Истории Пугачева» Пушкин не скрывал ни злодеяний пугачевцев, ни жестокости правительственных войск. А в «Капитанской дочке» образ Пугачева поэтичен, и многие критики, подобно Марине Цветаевой (статья «Пушкин и Пугачев»), считали, что Пугачев нравственно выше Гринева. Но Пугачев потому и рассказывает Гриневу «калмыцкую сказку» об орле и вороне, что хочет прельстить своего собеседника «пиитическим ужасом». У Гринева же свое отношение к кровавым событиям, выраженное в его словах: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

Не «бесцветным», а по-христиански стойким и самоотверженным предстает перед нами любимый герой Пушкина, хотя его «записки» о «бестолковщине времени и простом величии простых людей» (Гоголь) простодушны и бесхитростны.

В сущности, пушкинский подход к истории — это и подход к современности. Великий гуманист, он противопоставляет «живую жизнь» политической борьбе.

В своей речи о Пушкине Достоевский сказал, что автор «Капитанской дочки» видел в нашей истории, в наших даровитых людях залог «общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону». Мысль историческая, «мысль народная» в пушкинском творчестве — это мысль, обращенная в будущее.

Хочется сказать еще и о том, что история для Пушкина была уроком нравственного величия, уроком высоты человеческого духа. Вот почему историческая тема в творчестве Пушкина тесно соединяется с нравственно-психологической. Этот ракурс в освещении исторических событий стал главным и для последующих писателей, среди которых главное место, конечно же, занимает Лев Толстой, автор великого исторического романа «Война и мир».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector