Исторические произведения в творчестве пушкина

ТЕМА ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА
Историческая тематика интересовала писателя во все времена. Не
обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С.
Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя
обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно.
Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности
Петра 1. Связанные с его именем героические страницы русской
истории нашли свое отражение во многих произведениях великого
поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической
форме — историческая повесть «Капитанская дочка». Важно, что
великого классика интересуют не одни исторические события, великие
битвы, но и жизнь обычных людей, живших в то время. Пушкин
прослеживает, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация
влияет на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.
Рассмотрим повесть «Капитанская дочка» в качестве исторического
произведения. Тематикой повести является изображение исторических
событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя
поведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются
проблемы чести и долга, совести, «Капитанская дочка» покроена в виде
записок очевидцев событий и обычного изображения исторических
событий, личностей. Главным героем повести является Гринев. Для
него на первом плане выступают личные проблемы. Для этого героя
исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют
исторической ценности, он не понимает значение происходящего. Для
героя жизнь в крепости не менее значительна, важна, чем взятие
Оренбурга. Дистанция между историческими лицами и обычными
людьми в произведении почти не существуют, но этого нельзя сказать
про Екатерину II. Автор изображает императрицу как бы
возвысившуюся над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель
избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для
него все-таки не больше, чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II —
великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати,
слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян).
Построение повести традиционно для исторического произведения.
Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические
события в роли фона развития сюжета. В произведении много
зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается
колорит конкретного времени. Конечно, «Капитанская дочка» не
является единственным произведением Пушкина на историческую
тему. И «Полтаву», и «Медный всадник», и множество менее крупных
по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.
Историческая тематика волновала и другого великого поэта, внесшего
огромный вклад в развитие мировой литературы. У Лермонтова
произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое
звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт
и гражданин не видел в окружающей его действительности места
подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению
поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше .время, не
то, что нынешнее племя: богатыри — не вы» («Бородино»).
Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов
исполнен гордости, но одновременно читатель чувствует глубокое
чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое
осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, не
способные не только на подвиг, но они даже не способны защитить
себя. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно
осознавать, что «в бездействии состарится оно».
История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с
современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя
воинственный славян» звучит тема утраченной свободы, от отсутствия
которой так страдал поэт. В своих произведениях поэт сравнивает
нынешние поколения, которые считает не способным на подвиги, с
людьми прошлого, «БОГАТЫРЯМИ». Богатырями он называет этих
людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в
идеалы, з.а решимость, способность постоять за родную землю ценою
собственной жизни: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под
Москвой, Как наши братья умирали!
Гимном героическому прошлому можно назвать стихотворение «Два
великана». Оно чем-то похоже на сказку, былину. Здесь видна вся
любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия
представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно
сравнение-Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике
«старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением,
называя его «трехнедельным удальцом». Этим произведением поэт как
бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси, всегда
бывали наказаны и что так будет и впредь.
В заключение можно сказать, что два величайших поэта России
неоднократно обращались к теме истории России, черпая там средства
для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей
возвеличивания родины и даже просвещения в области истории
некоторой категории читателей. В исторических произведениях
Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их
поступки, подвиги, а, исторические личности отчасти лишаются того
величия и безмерного возвышения над «простыми смертными»,
которым их наделили многие писатели.
При обращении к исторической тематике открылась еще одна грань
таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было
отпущено А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, но сколько они успели
сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни
идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена
Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни
развивалась наша культура, они никогда не будут забыты!

Историческая тема в поэзии. Сочинение, Лермонтов

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Историческая тема в поэзии. Сочинение, Лермонтов

Историческая тема в поэзии. Сочинение, Лермонтов. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Историческая тема в поэзии. Сочинение, Лермонтов

Мастерство писателя в изображении истории.
Тема истории в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.
Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно. Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина принадлежит произведение в прозаической форме — историческая повесть «Капитанская дочка». Важно, что великого классика интересовали не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей того времени. Пушкин прослеживал, как конкретно время и сложившаяся в стране ситуация влияют на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.

Рассмотрим повесть «Капитанская дочка» в качестве исторического произведения. Тематикой повести является изображение исторических событий, но для автора очень важен нравственный аспект, то, как себя ведут люди в серьезной, опасной ситуации. В повести поднимаются проблемы чести, долга и совести. «Капитанская дочка» построена в виде записок очевидцев событий и обычного изображения исторических событий, личностей. Для главного героя Гринева на первом плане находятся личные проблемы. Для этого героя исторические события, достойные изучения и памяти, не представляют особой ценности, он не понимает значения происходящего. Для героя жизнь в крепости не менее значительна и важна, чем взятие Оренбурга. Дистанции между историческими лицами и обычными людьми в произведении почти не существует, но этого нельзя сказать про Екатерину II. Автор изображает императрицу возвысившейся над всеми. В этом — дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Гринев — дворянин, Пугачев для него все-таки не больше чем самозванец, бунтарь, а Екатерина II — великая императрица, которую он идеализирует (здесь, кстати, слышится голос Пушкина по поводу нравов тогдашних дворян). Построение повести традиционно для исторического произведения. Исторические лица выступают в романе как статисты, исторические события играют роль фона развития сюжета. В произведении много зарисовок, поднимаются вопросы, актуальные в ту эпоху, создается колорит конкретного времени. Конечно, «Капитанская дочка» не является единственным произведением Пушкина на историческую тему. И «Полтаву», и «Медный всадник», и множество менее крупных по форме произведений русский классик посвятил истории Родины.

Историческая тематика волновала и другого великого поэта, внесшего огромный вклад в развитие мировой литературы.
У Лермонтова произведения, посвященные русской истории, имеют несколько другое звучание, чем у Пушкина. Разочарованный в настоящем, молодой поэт и гражданин не видел в окружающей его действительности места подвигам и великим свершениям. Даже люди в его эпоху, по мнению поэта, изменились в худшую сторону: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри — не вы».
Вспоминая великие битвы, события русской истории, Лермонтов исполнен гордости, но одновременно ощущается глубокое чувство горечи в стихотворении «Бородино» по поводу того, что великое осталось в прошлом. А в настоящем поэта окружают люди, неспособные не только на подвиг, но даже на собственную защиту. За это Лермонтов упрекает современное поколение. Ему больно осознавать, что «в бездействии состарится оно». История в произведениях Лермонтова тесно перекликается с современностью. В стихотворениях «Новгород», «Приветствую тебя, воинственный славян» звучит тема утраченной свободы, от отсутствия которой так страдал поэт. В своих произведениях он сравнивал нынешние поколения, которые считал неспособными на подвиги, с людьми прошлого, богатырями. Богатырями он называет этих людей не только за физическую силу, но и за силу духа, за веру в идеалы, за решимость, способность постоять за родную землю ценой собственной жизни: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!»
Гимном героическому прошлому можно назвать и стихотворение «Два великана». Оно чем-то похоже на сказку, былину Здесь видна вся любовь поэта к отечеству, его историческому прошлому. Россия представляется великой, непобедимой державой. Чего стоит одно сравнение Москвы с великаном «в шапке золота литого»! О противнике «старого русского великана» Лермонтов говорит с пренебрежением, называя его «трехнедельным удальцом».
Этим произведением поэт как бы предупреждает, что все противники, враги великой Руси всегда бывали наказаны и что так будет и впредь.

В заключение можно сказать, что два величайших поэта России неоднократно обращались к теме ее истории, черпая там средства для утверждения высоких идеалов, непреходящих ценностей, возвеличивания родины и даже просвещения в области истории некоторой категории читателей. В исторических произведениях Лермонтова и Пушкина большую роль играют обычные люди, их поступки, подвиги, а исторические личности отчасти лишаются того величия и безмерного возвышения над «простыми смертными», которыми их наделили многие писатели.

При обращении к исторической тематике открылась еще одна грань таланта поистине великих русских классиков. Как мало времени было отпущено А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, но сколько они успели сделать! Гордится, поистине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превращаются в столетия, а имена Пушкина и Лермонтова остались в истории России, и как бы ни развивалась наша культура, они никогда не будут забыты!

Историческая тема в поэзии. Сочинение, Лермонтов

Сочинения по произведениям и творчеству классиков русской литературы, сочинения по исходному тексту, биографии писателей.

Сочинение по произведению на тему: Личность и история в творчестве А. С. Пушкина

Одними из первых начали проявлять интерес к истории романтики, что было обусловлено их стремлением отвлечься от настоящего, его проблем и перенестись в другой, неведомый мир, который привлекал своей непознанностью, загадочностью, где, по мнению романтиков, отсутствовали противоречия, свойственные реальной действительности. В прошлом они искали новых героев, сильных личностей, наделенных титаническими страстями, новую обстановку, экзотическую природу.
Обращение Пушкина в своем творчестве к исторической теме и роли личности в судьбах России и в судьбах отдельных людей, в первую очередь, связано с реалистическим методом автора. Пушкин является основоположником историзма в русской литературе. В его произведениях наряду с традиционным описанием можно встретить глубокую авторскую оценку всему происходящему, в том числе роли личности в истории России, а также человечества. Отдавая предпочтение реалистическому методу, автор крайне объективен в своих суждениях.
Наиболее широко проблема личности и истории поднимается в поздний период творчества, когда в его жизни преобладали философские настроения. Так, в “Медном всаднике” и “Капитанской дочке” Пушкин обращается к наиболее противоречивым и загадочным личностям в нашей истории: великого государственного правителя Петра I и предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева. Еще до Пушкина в русской литературе сложились разные точки зрения на ту и другую личность.
Личность и деятельность Петра I его современники оценивали неоднозначно. Предшественники Пушкина устойчиво придерживались двух противоречивых мнений. С одной стороны, Петр — деспот, своей железной волей изменил естественный ход исторического развития России, заставил многих людей страдать, с другой стороны — это великий реформатор и преобразователь. Пушкин в своей поэме “Медный всадник” не отдает предпочтения ни одной из них. Его оценка также двойственна и неоднозначна. В поэме показаны два облика Петра.
Во-первых, благодаря усилиям Петра Россия в своем развитии продвинулась далеко вперед, заметно сократив свое отставание от передовых стран Запада. Нельзя недооценить его личный вклад в строительство Петербурга, флота, победу над шведами. Культурное наследие Петра благодарная России сохранила до наших дней.
Во-вторых, преобразования Петра принесли горе отдельному человеку, Евгению. Новая жизнь, новое мышление, которые пытается навязать русскому человеку царь, нарушают привычный, естественный ход жизни, порядок, который складывался на протяжении долгих лет в умах поколений, в том числе и Евгения. Воплощением зла, которое несет с собой Петр, является его любимое детище — Петербург. Против его строительства возмущается покоренная стихия (“как зверь остервенись, на город кинулась она”). Город отнимает у Евгения главный предмет его мечтаний -Парашу, с которой он мечтал связать свою дальнейшую судьбу и без которой не видел никакой цели в будущем. И никому, кроме автора, нет никакого дела до разрушенной судьбы обыкновенного “маленького” человека.
“Капитанская дочка” Пушкина также является историческим произведением, в центре которого находится историческая личность.
Традиционно личность Пугачева воспринималась как отрицательная, ведь он “злодей”, “убивец”, “душегуб”. Для полной объективной оценки поэту пришлось много поездить по России, собирая различные исторические документы, свидетельства современников. Пушкин провел глубокое историческое исследование и пришел к выводу, что для многих людей Пугачев был настоящим царем-батюшкой, народным заступником. Перед его моральной силой преклонялись не только крестьяне, казаки, беглые каторжники, но и дворяне, представители противоположного лагеря, для которых Пугачев был не кто иной, как самозванец и преступник. Поэтому автор в своей повести большое внимание уделяет человеческим качествам бунтаря, раскрывает лучшие черты русского характера в образе Пугачева, а также показывает народность этого образа.
Кроме всего этого, Пушкин и в лирике не раз обращался к истории и к роли личности в истории.
В стихотворении “Воспоминания в Царском Селе” прослеживается патриотическое настроение автора по отношению к царю и его эпохе. Личность царя возникает и в стихотворении “19 октября” 1825 года, в котором Пушкин произносит здравицу в честь царя: “Так выпьем за царя!” Он восторгается и восхищается его славными победами:
Он взял Париж, он основал Лицей.
Большую роль личности царя автор рассматривает и в стихотворениях “Вольность” и “Деревня”, в которых на плечи государей он возлагает ответственность за беззакония, царящие в стране, за крепостное право, за “барство дикое”, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”.
Таким образом, проблема личности и истории решена Пушкиным широко и многогранно, впервые он совместил различные точки зрения на одни события и одни и те же личности. Произведения Пушкина послужили тем материалом, на основе которого в русской литературе стал развиваться историзм, лежащий в основе реализма.

Презентация «История в творчестве А. С. Пушкина»

В данной презентации вы можете ознакомиться с прозой Александра Сергеевича Пушкина. А в частности, вы узнаете о том, какие исторические события были положены в основу некоторых его произведений.

Презентация «История в творчестве А.С. Пушкина» может быть использована, как дополнительный материал, при изучении такого произведения Пушкина, как «Капитанская дочка». В презентации собраны материалы по поводу героев повести, которые существовали в реальной жизни, поскольку это произведение называется историческим. Также, вы узнаете еще много интересной и познавательной информации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector