Историческая тема в поэзии М

Историческая тема — одна из важнейших тем лирики Лермонтова вообще — разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего.
В ранний период своего творчества Лермонтов обращается к истории с позиций поэта-романтика и ищет в прошлом романтических героев. В первую очередь это, конечно, Наполеон, властитель дум многих современников Лермонтова. К его образу, который “выше похвал, и славы, и людей”, поэт обращается в стихотворениях 1828 и 1830 годов. Из русской истории Лермонтов берет образ безжалостного волжского атамана (стихотворение 1831 года “Атаман”), который также наделен всеми чертами романтического героя: сильный человек, противопоставивший себя толпе, но несвободный от своих страстей.
Идея сильной, значительной личности получает свое развитие и в более позднем творчестве поэта, однако рассматривается она уже в несколько ином аспекте. Основная мысль исторических стихов Лермонтова зрелого периода с особенной четкостью выражена в стихотворении 1837 года “Бородино”:

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!

Смысл лермонтовского обращения к исторической теме — взгляд на прошлое с позиций современности, противопоставление прошлого и настоящего. С одной стороны, он видит “могучее, лихое племя”, а с другой:

Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

В эпоху, когда общественная жизнь замирает, деятельный период сменяется периодом рефлексии. Мы можем сказать, что к исторической теме Лермонтова приводят постоянные и мучительные размышления о судьбе своего поколения. Его зовут и манят “веков протекших великаны”, так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков. “Самый выбор этого предмета, — писал Белинский, — свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современною действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошедшее, чтоб там искать жизни, которой он не видит в настоящем”.
Центральным произведением Лермонтова, посвященным теме исторического прошлого России, является “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Подобно тому как в стихотворении “Бородино” поэт обращается к теме войны 1812 года, одного из важнейших событий русской истории, в котором решалась судьба всей страны, в “Песне. ” объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, один из наиболее драматичных моментов истории Руси. Именно в такие значимые периоды истории, по мнению Лермонтова, раскрываются наиболее сильные и важные черты русского характера. Все три героя “Песни. ” исключительны. Каждый из них является своего рода высшим проявлением царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства. Все они — сильные личности, достойные внимания, и противопоставление их людям “нынешнего племени” очевидно.
С художественной точки зрения произведение исключительно интересно как образец одной из наиболее удачных в творчестве Лермонтова стилизаций под русское народное творчество периода царствования Ивана Грозного. К теме прошлого Руси, а именно ко времени татарского нашествия, поэт впервые обращается в “Балладе” 1830 года.

И он упал — и умирает
Кровавой смертью бойца.
Жена ребенка поднимает
Над бледной головой отца:
“Смотри, как умирают люди. ”

Однако это стихотворение совершенно не передает стиль эпохи ни в речевом, ни в образном отношении. Более того, произведение явно ориентировано на классическую западноевропейскую балладу. Совсем иное дело — “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Сюжет ее основан на песнях и преданиях из сборников Кирши Данилова и П. В. Киреевского, то есть имеет фольклорные источники. Само построение произведения указывает на ориентацию на народную песню-былину — три части, каждая из которых заканчивается своеобразным припевом:

Аи, ребята, пойте — только гусли стройте!
Аи, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!

“Песня. ” тщательно выписана с точки зрения языка: основой его являются устойчивые словосочетания: “добрый молодец”, “святая правда-матушка”, “красно солнышко”, “широка грудь” и песенные сравнения: “Ходит плавно — будто лебедушка; смотрит сладко — как голубушка; молвит слово — соловей поет. ”, а также характерное для фольклора одушевление природы:

Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми.

Финал “Песни. ” является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.
Итак, на примере “Песни. ” мы можем утверждать, что обращение к темам русской истории для Лермонтова было важно по двум причинам. Во-первых, поэт пытается найти и показать читателям-современникам примеры, достойные подражания. Во-вторых, историческое прошлое России дает Лермонтову богатый художественный материал.

29461 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Историческая тема в поэзии М. Лермонтова

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории.

Тема истории отразилась в поэмах «Последний сын вольности», в «Песне про купца Калашникова», в стихотворение «Бородино» и во многих других произведениях. Важнейшие события национальной истории — война 1812 года. В стихотворениях, посвященных этому событию, история противопоставлена современности. Поэт, родившийся в 1814 году воспринимает войну 1812 года уже как историю, смотрит на нее не глазами потомка.

Стихотворение «Бородино» было написано на 25летие Бородинской битвы. Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о прошедшей войне: Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Старый солдат рассказывает о битве, вновь переживая все то, что было на поле боя. Впервые в русской литературе Лермонтов показывает ход событий глазами простого участника войны. В стихотворении появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер. Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою. Для М.Ю. Лермонтова народ — это совокупность сильных личностей.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Вторым произведением, обращенным к истории, стала «Песня про купца Калашникова». Это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитриевну — жену купца Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи. Лермонтов показывает грозную эпоху царя Ивана IV. Именно здесь поэт находит образец для подражания в лице Степана Калашникова. Калашников — цельный человек, способный отстоять свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Образ царя Ивана Васильевича отвечает исторической истине. С одной стороны, он демон, свирепый тиран. Но с другой — не лишен справедливости, щедр с любимицами. Он воздает должное купцу, но казнит его, а семье дает привилегии.

Русская история для М.Ю. Лермонтова — неиссякаемый источник богатства и красоты души человека. Лермонтов обращается к истории, описывая великие, сильные личности, он не видел их в своих современниках, поэтому искал героев в русской истории, которые, по его мнению, должны были явиться примером для его окружающих.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib/

Стихотворение Родина стало одним из шедевров не только лирики М. Ю. Лермонтова но и всей русской поэзии. Оно написано в году. Это произведение является итогом многолетних раздумий поэта. Ощущение тупика в который зашла жизнь породило трагиче Уже в первой строфе автор называет свою любовь к Родине странной.

Историческая тема одна из важнейших тем лирики. Лермонтова. Она разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. В ранний период своего творчества. Лермонтов обращался к истории с позиций поэта романтика и искал в прошлом романтических героев.

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

Размышления Лермонтова о Родине неразрывно связаны с его думами о своем поколении. И это закономерно люди творят историю сохраняют преемственность традиций передавая следующему поколению историю своей страны и прославляя своими делами.

Бородино Бородино Ты славою озарено восклицает С. Е. Раич. К прошлому обращается и Пушкин в своей поэме. Полтава. Но пожалуй наиболее ярко прозвучала военная тема в творчестве М. Ю. Лермонтова. И конечно в уже упоминавшемся нами стихотворении.

Тема поэта и поэзии в творчестве русских стихотворцев имеет глубокие исторические корни. Впервые она возникает и развивается в произведениях поэтов философов XVIII века. Ломоносова и Державина. В XIX веке ее продолжателем стал.

И звезды слушают меняЛучами радостно играя. М. Ю. Лермонтов Для раннего периода творчества. Лермонтова характерны тревога чувство не успокоенности. Он ждет борьбы. Это настроение с наибольшей выразительностью проявилось в стихотворении.

Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова. Xix век принес в русскую литературу прекрасных поэтов таких как А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов Н. А. Некрасов и многих других.

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем например тема свободолюбия тема.

Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян. ”).

Тема поэта и поэзии в творчестве. Пушкина и Лермонтова занимает одно из ведущих мест. В произведениях посвященных этой теме. Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают следующие вопросы какова роль поэта в обществе в чем сущность самого процесса творчества.

Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань разделяющая. Пушкина и Лермонтова это декабря года. Лермонтов вошел в литературу когда революционные надежды были развеяны. Отсюда и своеобразие его лирики безотрадность одиночест.

«Тема «Памятника» и бессмертия поэта в русской литературе», написанный Грыдиной Анной Олеговной, ученицей 10 класса

Значительную часть своего творчества М.Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях.

Тридцатые годы XIX столетия в жизни русской интеллигенции — это время решения сложных социальных и финансовых проблем, время глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия М. Ю. Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Именно в это время определяются взгляды поэта на действительность, углубляются его представления о народности и одновременно появляется новое понимание роли поэта в обществе.

Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно?художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта.

Поэт и общество в лирике Лермонтова Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки — из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.

Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе.

Автор: Лермонтов М.Ю. Размышления Лермонтова о Родине неразрывно связаны с его думами о своем поколении. И это закономерно: люди творят историю, сохраняют преемственность традиций, передавая следующему поколению историю своей страны и прославляя своими делами Родину. Но, по признанию Лермонтова, его окружают не люди, а “образы бездушные”, “приличьем стянутые маски”.

Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.

Автор: Лермонтов М.Ю. В стихотворении «Родина» Лермонтов заявляет о своей кровной связи с природой, с народом, с его радостями и горем. Он любит все родное, русское, национальное, но ненавидит «страну рабов, страну господ», т. е. Россию самодержавно-крепостническую.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. Поэзия Лермонтова — это исповедь, напряженный монолог, отражающий его идейные искания и душевные тревоги. С именем поэта в русской литературе открывается новая страница. “Поэт уже совсем другой эпохи”, по словам В.Г.Белинского, Лермонтов творил в мрачное и тяжелое для России время — время “мундиров голубых” и жестокой реакции.

Автор: Лермонтов М.Ю. Где не погибло слово, там и дело еще не погибло. А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли.

Автор работы ясно излагает свои мысли на поставленную тему, раскрывая аспекты вопросов и проблем, поднимаемых Лермонтовым в своих сочинениях.

Историческая тема разрабатывается на протяжении всего творчества поэта.

Горькая дума о судьбах молодого поколения, тема ненависти к самодержавию, тема инертности молодого поколения, тема Родины и тема о назначении поэта и поэзии.

Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, раздражительным. Другим — живым, веселым, жизнерадостным. Бесспорно одно: ни с кем не любил он делиться своими переживаниями.

Во всех произведениях Н.А.Некрасова четко выражена его гражданская позиция. Посвятим свою лиру народу, поэт стал продолжателем традиций Рылеева, Пушкина, Лермонтова.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения — конфликт поэта и толпы.

Киребеевич и Калашников (по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова. «) Автор: Лермонтов М.Ю. Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати. Калашников — Это порядочный семьянин, живущий по христианским законам, любящий жену и детей.

Автор: Лермонтов М.Ю. М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Некрасов не исключение. Некрасов уделяет большое внимание предназначению поэта и поэзии, их роли в жизни общества.

В русской поэзии есть имена, которые не так известны, как имена Пушкина, Лермонтова, Блока. Но творчество этих поэтов внесло неоценимый вклад в отечественную литературу.

Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова Сочинения по русской литературе

М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории. Тема истории отразилась в поэмах «Последний сын вольности», в «Песне про купца Калашникова», в стихотворение «Бородино» и во многих других произведениях.

Важнейшие события национальной истории — война 1812 года. В стихотворениях, посвященных этому событию, история противопоставлена современности.

Поэт, родившийся в 1814 году воспринимает войну 1812 года уже как историю, смотрит на нее не глазами потомка. Стихотворение «Бородино» было написано на 25летие Бородинской битвы. Юноша, современник поэта, спрашивает своего родственника о прошедшей войне:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Старый солдат рассказывает о битве, вновь переживая все то, что было на поле боя. Впервые в русской литературе Лермонтов показывает ход событий глазами простого участника войны. В стихотворении появляются мотивы патриотизма, раскрывается русский национальный характер.

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

Для М.Ю. Лермонтова народ — это совокупность сильных личностей:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри — не вы.

Вторым произведением, обращенным к истории, стала «Песня про купца Калашникова». Это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней расска.

Лермонтов МЮ

Категория: Иностранные языки
Тип: Сочинение
Размер: 17.5кб.
скачать

Лермонтов Михаил Юрьевич родился в Москве в семье армейского капитана. Брак родителей был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.

Детство поэта прошло в имении Арсеньевой «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве («Кавказ», 1830; «Синие горы Кавказа, приветствую вас. «, 1832).

В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг., поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата» (опубликованы посмертно), «Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Демон».

В 1830 Лермонтов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический «цикл» 1830: «К Сушковой», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор. «), «Ночь», «Подражание Байрону» («У ног твоих не забывал. «), «Я не люблю тебя: страстей . «.

Несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова.

В эти годы (1830-1832) возникает жанр «отрывка» — лирического размышления. Социально-политическая проблематика выступает у Лермонтова редко, в системе философских и психологических размышлений («Жалобы турка» (1829) стих-я, посвященные европейским революциям 1830-1831: «30 июля. (Париж) 1830 года», «10 июля (1830)», событиям Великой французской революции : «Из Андрея Шенье», 1830-1831 и эпохе пугачeвщины: «Предсказание», 1830. Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова — романа «Вадим» (1832?1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина (1815-1851), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. («К Лермонтов» («У ног других не забывал. «, 1831), «Она не гордой красотою. «, 1832, «Валерик», посвящение к VI редакции «Демона»; образ ее проходит в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», в «Княгине Литовской»). В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.

После 1832 Лермонтов обращается к балладе («Тростник», 1832; «Желанье», «Отворите мне темницу», 1832; «Русалка», 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы: 1. русская история («Последний сын вольности», 1831; «Литвинка», 1832), 2. кавказская тема («Измаил-Бей»,1832; «Аул Бастуиджя». 1833-1834; «Хаджи-Абрек», 1833).

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. В 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении. Быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в так называемых юнкерских поэмах — «Петергофский праздник», «Уланша», «Гошпиталь» — все 1834.

В 1835 Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма «Хаджи Абрек». Лермонтов работает над поэмами «Сашка», «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». В романе «Княгиня Литовская» (1836) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему «физиологии» 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования.

В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает «Боярина Оршу» (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша — первая попытка Лермонтова создать исторический характер — феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838). Своего рода аналогом «Песни. » в лирике Лермонтова было «Бородино», отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) — «микро-эпос» о народной войне 1812.

В 1835-1836 выходит стихотворение «Смерть Поэта», написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось политическое дело о «непозволительных стихах». Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Узник», положивших начало блестящему «циклу» его «тюремной лирики»: «Соседка», «Пленный рыцарь» (оба — 1840) и другие.

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки, пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие из них связаны с кавказской темой.

Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. В 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 — годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнeвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники «Стихотворения» и «Герой нашего времени».

Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.

В 1838-1840 поэт входит в «Кружок шестнадцати» — аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом «Отечественные записки».

Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также «Бэла», «Фаталист», «Тамань».

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было светское соперничество — предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением.

В 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ, где пишет целый ряд стихотворений: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга. «, «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу. «, «Морская царевна», «Пророк».

В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: