Историческая проза Пушкина

  • Поэмы[1836]454kОценка:3.93*366 Поэзия Комментарии: 16 (24/08/2012)
    Руслан и Людмила;
    Кавказский пленник;
    Гавриилиада;
    Братья-разбойники;
    Бахчисарайский фонтан;
    Цыганы;
    Граф Нулин;
    Полтава;
    Тазит;
    Домик в Коломне;
    Анджело;
    Медный всадник;
    Heзавершeнное, планы, отрывки, наброски;
    Из ранних редакций.
  • Сказки[1835]95kОценка:3.74*372 Поэзия Комментарии: 15 (22/01/2016)
    Сказка о попе и о работнике его Балде;
    Сказка о медведихе;
    Сказка о царе Салтане;
    Сказка о рыбаке и рыбке;
    Сказка о мертвой царевне;
    Сказка о золотом петушке;
    Heзавершeнное, планы, отрывки, наброски.
  • Евгений Онегин[1830]414kОценка:4.33*1786 Поэзия Комментарии: 8 (11/08/2013)
    Роман в стихах
  • Ранний список пушкинского послания «Товарищам»[1817]5kОценка:3.13*14 Поэзия
  • Нравственные четверостишия[1827]11kПоэзия
    .
  • Стихотворения 1823-1836[1836]684kПоэзия
  • Корнуолл Б.Сокол[1817]33kПоэзия, Драматургия, Переводы
    Драматический этюд.
    Перевод А. С. Пушкина, В. А. Белана, А. О. Ишимовой.
  • Корнуолл Б.Стихотворения[1875]Ѣ26kПоэзия, Переводы
    Мэри. — А. Пушкина
    Смертная казнь. — Д. Михаловского
    Всемирный рынок. — Д. Минаева
  • Макферсон Д.Из поэмы «Фингал»[1792]Ѣ52kПоэзия, Переводы
    1. Осгар. — А. Пушкина
    2. Эвлега. — А. Пушкина
    3. Песнь Кольмы. — Д. Веневитинова
    4. Морни и тень Кормала. — А. Полежаева
    5. Последняя песнь Оссиана. — Н. Гнедича
  • Разоренов А.Е.К неоконченному роману «Евгений Онегин». Соч. А. Пушкина[1890]386kПоэзия
    Продолжение и окончание соч. А. Разоренова.
  • Саути Р.Избранные баллады и стихотворения[1814]114kПоэзия, Переводы
    Адельстан («День багрянил, померкая. «) — Перевод В. А. Жуковского
    Варвик («Никто не зрел, как ночью бросил в волны. «) — Перевод В. А. Жуковского
    Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на чёрном коне вдвоём и кто сидел впереди («На кровле ворон дико прокричал. «) — Перевод В. А. Жуковского
    Доника («Есть озеро перед скалой огромной. «) — Перевод В. А. Жуковского
    Суд Божий над епископом («Были и лето и осень дождливы. «) — Перевод В. А. Жуковского
    Королева Урака и пять мучеников («Пять чернецов в далекий путь идут . «) — Перевод В. А. Жуковского
    «Ещё одной высокой, важной песни. » (их поэмы «Гимн Пенатам») — Перевод А. С. Пушкина.
    Ме́док (Медок в Уаллах) («Попутный веет ветр. — Идёт корабль. «) — Перевод А. С. Пушкина.
    Из поэмы «Родрик, последний из готов»
    «На Испанию родную. » — Перевод А. С. Пушкина.
    Родриг («Чудный сон мне Бог послал». ) — Перевод А. С. Пушкина.
    Жалобы бедняков («И что так ропщет бедный люд?») — Перевод Алексея Плещеева.
    Бленгеймский бой («Прохладный вечер наступил. «) — Перевод Алексея Плещеева.
    Испанская армада («Был ясен день, был ветер тих. «) — Перевод Н. Оцупа
    Дон-Жуан Гуальберто («Уже сооруженье издалека. «) — Перевод Н. Оцупа
    Баллада о юноше, который захотел прочесть беззаконные книги, и о том, как он был наказан («Корнелий Агриппа пускается в путь. ) — Перевод Дмитрия Якубовича.

    Историческая проза » Исторические записи
    » Из записной книжки 1820—1822 гг.

    O 1 . disait en 1820: «Révolution en Espagne, révolution en Italie, révolution en Portugal, constitution par ci, constitution par là. Messieurs les souverains, vous avez fait une sottise en détrônant Napoléon».

    Le général R. 2 disait à N. affligé d’un mal d’aventure: «Il n’y a qu’un pas du sublime au sublimé» .

    P., встретив однажды человека весьма услужливого, сказал ему: «Вы простудитесь, на дворе сыро, мокро (maquereau)».

    Plus ou moins j’ai été amoureux de toutes les jolies femmes que j’ai connues, toutes se sont passablement moquées de moi; toutes à l’exception d’une seule ont fait avec moi les coquettes.

    Примечания

    2 Le général R. — Николай Николаевич Раевский-старший. Смысл его слов заключается в переделке изречения Наполеона: «От великого до смешного один шаг».

    Переводы иноязычных текстов

    О. говорил в 1820 году; «Революция в Испании, революция в Италии, революция в Португалии, конституция тут, конституция там. Господа государи, вы поступили глупо, свергнув с престола Наполеона». (Франц.)

    Генерал Р. говорил Н., заболевшему ногтоедой: «От высокого до сулемы один шаг». * (Франц.)

    Я более или менее влюблялся во всех красивых женщин, которых встречал; все они изрядно пренебрегали мною; все они, за исключением одной, со мной кокетничали. (Франц.)

    * Здесь непереводимая игра слов в связи с известной поговоркой «От высокого до смешного один шаг»; sublime значит высокое; a sublime — сулема.

    ** Игра слов, основанная на одинаковости произношения французского слова maguereau (сводник) и русского слова: мокро.

    Реферат: Историческая тема в прозе А.С. Пушкина

    Муниципальное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №101

    с углублённым изучением отдельных предметов

    Ленинского района г.Н.Новгорода

    Реферат по литературе

    «Историческая тема в прозе А.С.Пушкина»

    Нижний Новгород. 2009г.

    Клянусь честью, что ни за что на свете

    я не хотел бы переменить отечество,

    или иметь другую историю, кроме

    истории наших предков.

    Ни в одном русском писателей не сливались так органически в неразрывное целое жизнь и творчество, личные интересы и заветные стремления эпохи, национальное и общечеловеческое, как в Александре Сергеевиче Пушкине.

    Его вклад в русскую культуру беспримерен. Родоначальник новой литературы, преобразователь родного языка, он охватил в своём творчестве прошлое и настоящее России.

    Нет такого человека, который не читал бы произведений Пушкина.

    Начиная с раннего детства, мы знакомимся с его творчеством, и оно не покидает нас в течение жизни. Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения.

    Я заинтересовалась исторической темой в прозе Пушкина после прочтения повести «Капитанская дочка». Мне понравилось, что автор в этом произведении отражает не только конкретное историческое событие в истории России — крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачёва, но и ставит и решает вопросы патриотизма, любви и верности, чести и достоинства человека. Кроме того, мне стало интересно, как автор пришел именно к этой теме в своем творчестве, и как обстояло дело с исторической темой в литературе до Пушкина.

    Основная цель моей работы показать важность исторической темы в прозе А.С.Пушкина.

    Существует много критической литературы по данной теме, но я, в основном, опираюсь на критические работы и статьи Кулешова В.И., Лежнева А.З., Овчинникова Р.В. и других.

    Моя работа состоит из четырех основных частей:

    1. Введение и обоснование темы.

    2. Развитие исторической темы в русской литературе.

    3. Анализ пушкинской прозы.

    4. Историческая тема в русской литературе конца ХХ века.

    Актуальность исторической темы в прозе Пушкина. А.С. заключается в том, что он сумел в таких произведениях, как «Капитанская дочка» показать насущные нравственно-этические проблемы своего времени, созвучные нашему : долг и нравственные искания человека, роль личности и роль народа в истории.

    В наше время мы, подчас невольно, соизмеряем нравственные поступки пушкинских героев с нашей личной позицией, делаем правильные нравственный выбор в сложных ситуациях современных событий.

    Развитие исторической темы в русской литературе

    История народа принадлежит поэту

    Русская литература — одна из лучших в мире, а русский литературный язык поражает своим богатством, гибкостью, выразительностью.

    Отчасти это объясняется длительной историей развития русской литературы. Ей без малого тысяча лет. Она старше, чем литература английская, французская и немецкая. Родилась она не сразу. Постепенно росло и служение народу, вынашивались её гуманистические темы, развивалось её умение наблюдать жизнь, отражать все новые и новые стороны действительности, все глубже и глубже проникать в психологию человека, в его отношение с другими людьми, в историю.

    Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и имен – это лишь первая ступень. Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Одним из самых значительных явлений древней русской литературы, появившихся уже в первой половине 11 века, были летописи. Они охватывали историю не только Руси, но и многих других народов. В эти исторические произведения включались документы, а иногда и целые литературные произведения с историческим содержанием.

    Одной из наиболее ранних летописей на Руси был сборник летописных сводов, сделанный в 1113 году киевопечерским монахом Нестором — «Повесть временных лет».

    Давно родилось в сознании русских мыслящих людей стремление знать историю отечество «. откуда есть, пошла Русская земля».

    «Повесть временных лет» рассказывает о расселении славянских племен, принятии Русью христианства, повествует о борьбе с кочевниками, рисует образы первых русских князей. Нестор наполнил летопись поэтическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Она включает записи устных исторических рассказов и родовых легенд, дружинно-эпические предания, народно-сказочные повествования, воинские и феодальные повести, библейские изречения, рассуждения, поучения и т.д. На протяжении всей истории Древней Руси «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения.

    Другим драгоценным памятником древнерусской литературы 12 века было «Слово о полку Игореве», посвящённое походу русского князя Игоря на половцев. Отличие летописных рассказов о» Слово о полку Игореве» в том, что летописные рассказы стремились передать как можно больше фактов, а «Слово о полку Игореве» поэтично, оно не столько рассказывает о походе Игоря, сколько оплакивает неудачу похода, призывает русских князей соединить свои полки против половцев и победить противника.

    Но и летописи и «Слово о полку Игореве» опираются на действительно имевшие место события и все они полны искренности, горячей любви к родине.

    Возьмём другое произведение, более позднего времени — «Житие Александра Невского». Оно рассказывает об обороне русской земли войском князя Александра Невского, о его победе над шведами и немецкими рыцарями. Это произведение посвящено действительно происходившим событиям русской истории и имеет патриотический характер. От древне — русской литературы 11-16 веков до нас дошли тысячи различных летописей. Житий, исторических повестей, различных поучений, посланий. В них поднимались и церковные и политические темы, вопросы общественного поведения и государственного устройства.

    В 15 веке неизвестным автором было создано произведение «Задонщина», которое воспело величие подвига русских людей во имя освобождения от монголо-татарского ига. Это и прославление победы, и печаль по павшим героям. Автор включил весь спектр художественно – изобразительных средств знаменитого «Слова о полку Игореве » в своё драматическое повествование.

    Надвинулись грозные события 17 века: крестьянские и городские восстания, польско-шведское вторжение, движение Степана Разина и другие. Все эти события оказали значительное веяние на дальнейшее развитие русской литературы.

    Возникает обширная народная литература, создателями которой явились простые крестьяне и ремесленники. 17 век – это значительный период в развитии великой русской литературы.

    Характерной особенностью литературы этого времени является участие в ней новых демократических слоев населения. В неё значительно более широкий доступ, чем в 16 веке, получает народная поэзия.

    Литература 18 века занимает очень важное место в процессе развития русского народа. Благодаря деятельности прогрессивных писателей – М.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, А.М.Радищева, Н.М. Кармазина, создаются новые литературные роды и виды. Возникают первые образцы художественной прозы, развивается драматургия, выросшая на почве, подготовленной древне – русской письменностью и народным творчеством, литература 18 века впитывает передовые просветительские идею.

    В это время литература выходит на передовые позиции общественного развития. Именно с этого времени произведения художественной литературы широкий размах приобретает развитие сатирических жанров.

    Николай Михайлович Карамзин открыл своим соотечественникам «Историю государства Российского». Русские люди узнали о самых отдалённых временах установления страны. Н.М.Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами. Писатель сумел донести до современников великий дух патриотизма и самоотверженности первых «строителей русского государства. В литературе 18 веке складывались необходимые формы литературного языка, совершенствовался стих, вырабатывались средства и приемы отечественного искусства слова. Тем самым создавались условия для появления великого русского гения- Александра Сергеевича Пушкина.

    Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина.

    В Пушкине было вернее понимание истории:

    свойство, которым одарены не все историки

    К 30-м годам 19 века относится расцвет пушкинской прозы. Поэт был не удовлетворен состоянием современной ему литературы, в частности прозы. Даже лучшее тогда в ней – про Карамзина — страдала манерностью, лиризмом. Пушкин выступает против всякой изысканности и манерности в прозе, против украшательства её всевозможными «блестящими выражениями». Проза «требует мысли и мысли». Точность краткость являются ее основными достоинствами. В духе этих требований Пушкин и начал реформу русской прозы в 30-е годы. Одним из первых он почувствовал необходимость развития в русской литературе романа и повести. Жанр романа приобретал все большее значение, широко раскрывая личную жизнь и внутренний мир человека в связи с жизнью социальной, с общественными отношениями. Пушкин в 1830 году писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании. Этой формулой Пушкин определил не только исторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность романа своего времени он видел в принципе историзма. Этим роман 19 века, действительно, глубоко отличался от старинного романа, которому как раз и недоставало изображения жизни в последовательно историческом духе. Другую существенную черту романа Пушкин видел во всестороннем изображении жизни и характера человека.

    Проза Пушкина

    Пушкинская проза — огромный материк русской литературы, представленный различными жанрами: повестью, циклом повестей, историческим романом, романом в письмах, многочисленными замыслами. Обращаясь к Вяземскому с призывом образовать русскую прозу еще в начале двадцатых годов, Пушкин сформулировал свое понимание ее законов: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей — без них блестящие выражения ничему не служат».

    Художественное исследование поведения человека определяет внутреннее единство «Повестей Белкина» (1830). Цикл считается началом нового периода творчества Пушкина. При кажущейся простоте, понятности цикла, событий, происходящих в повестях, «не загадочных», объяснимых чувств персонажей «Повести Белкина» понимаются исследователями по-разному:

    • как противопоставление двух миров — европейского (Маленькие трагедии) и русского;
    • как широкий срез жизни нескольких социальных слоев (провинциальные помещики, офицерская среда, ремесленники, чиновники 14-го класса, русские барышни, крестьяне);
    • как пародия на жанр романтической повести;
    • как ироническое освещение разных сторон русской жизни (реакция Баратынского).

    Русская повседневная жизнь изображается изнутри благодаря введению образов рассказчиков (титулярный советник рассказывает «Станционный смотритель»; полковник — «Выстрел»; приказчик — «Гробовщик»; девица — «Метель» и «Барышню -крестьянку»), всех их объединяет Иван Петрович Белкин — главное лицо цикла. Пушкин скупо характеризует Белкина (сосед, ненародовский помещик, образование, служба в армии после 1812 г. и до 1825 г. и т. д.), подчеркивая отношение к писательству и литературе.

    Себе Пушкин отводит скромную роль издателя (этого раньше не было). Таким образом, Пушкин создает «целую систему повествовательных опосредовании» (В Виноградов) Повествование ведется на трех уровнях. Первый уровень непосредственный очевидец. Полковник («Выстрел») — сам дуэлянт, но история Сильвио и для него выходит за рамки офицерских дуэлей. Титулярный советник передает историю Вырина как заурядную. Девица старше и опытней героинь «Метели» и «Барышни — крестьянки». Приказчик не может понять сон Адрияна («Гробовщик»).

    На втором уровне — белкинская версия и трактовка услышанных историй: «Избрал замечательные анекдоты. и старался украсить истину живостью рассказа, а иногда и цветами собственного воображения».

    На третьем уровне — пушкинская концепция жизни. При отсутствии тематического единства жизнь и судьба каждого персонажа определялась обстоятельствами Именно обстоятельства вскрывались на пушкинском уровне повестей.

    В «Станционном смотрителе» и «Выстреле» проблема поведения человека рассматривается в условиях социального конфликта. Две повести дают два разных ответа на один и тот же вопрос. Они же начали в русской литературе тему «маленького человека», продолженную Гоголем (Шинель), Достоевским (Бедные люди) и т. д. Новый герой, введенный Пушкиным, свидетельствовал о демократическом и гуманистическом характере русской литературы.

    К «Повестям Белкина» примыкает написанная в жанре неоконченной повести «История села Горюхино» (Макргоненко), хотя другие исследователи (В. Кулешов) считает ее завершенным произведением. Обычно значение болдинской прозы Пушкина определяется созданием образа «маленького человека», но «История села Горюхино» также оказала сильное влияние на последующую литературу Пушкин открыл ею новую область реализма, новые способы утверждения идеалов через обличение отрицательного.

    Вершиной пушкинской прозы тридцатых годов стал исторический роман «Капитанская дочка». Автор читал его друзьям (у Вяземских в присутствии Жуковского) 1 ноября 1836 г. Эпиграф к роману «Береги честь смолоду» через несколько дней (после получения пасквиля) станет главным ориентиром в оставшиеся три месяца жизни Пушкина.

    Пушкинский реализм в этот период сочетает постановку глубоких вопросов и неоднозначность ответов. Художественный прием, к которому обращается Пушкин, — рассказ от чужого лица Именно так в виде семейных записок написана «Капитанская дочка». Используя документальный материал, собранный для «Истории Пугачева», автор создает вымышленный сюжет с вымышленными героями и подлинными историческими лицами. Испытание на человечность оказывается решающим для участников конфликта. В центре повествования не столько пугачевское восстание, сколько судьба простых обыкновенных людей.

    Петруша Гринев — по рождению, присяге на стороне дворян, по законам человечности — на стороне Пугачева. Гринев не испытывает к Пугачеву никаких неприязненных чувств — он обязан ему и жизнью, и спасением Маши. В Пугачеве Гринев видит сильного, волевого человека, а из рассказанной «калмыцкой сказки» узнает его философию жизни. Пугачев — самый сложный характер, созданный сложными художественными приемами (двойной смысл главы «Вожатый», где Пугачев выводит путников на дорогу, и где он вожак восстания; сон Гринева о чернобородом мужике с топором; застолье, пение, признания Гриневу о своих товарищах).

    Особое место в образной системе принадлежит Маше Мироновой, в ее честь -заглавие » Капитанская дочка». Маша, в отличие от родителей Петруши, не может поверить в его измену и спасает Гринева. Во все войны и восстания самая тяжелая ноша была на плечах женщин, они выживали в нечеловеческих условиях и спасали близких.
    Два спорных вопроса в понимании пушкинского произведения: 1) судьба «Пропущенной главы»; и 2) кто стает за словами о » бунте — бессмысленном и беспощадном» — Гринев или автор.

    «Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая, правда но, еще как бы лучше ее» (Гоголь » В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность?»).

    Пушкин — художник обращает свой исторический роман к будущему, знание прошлого прогнозирует будущее и оценивает настоящее. Соотнесенность повествования о прошлом с современностью обозначается назидательным обращением Гринева к внуку, которым и заключается повествование. «Капитанская дочка» — последнее из прозаических произведений и вместе с тем «маленькая», но первая народная эпопея (Е. Н. Купреянова). Проблема крестьянского восстания, отношение к нему дворянства, в широком смысле проблема добра и зла не могли получить однозначного решения, но главное — они поставлены Пушкиным.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector