Презентация к обобщающему уроку по физике или к уроку по литературе по теме: «Физические явления в произведении Александра Сергеевича Пушкина КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Выбранный для просмотра документ физические явления в произведении А.С.Пушкина Капитанская дочка.pptx

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: учитель физики Михайлова Валентина Валентиновна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Дальнереченского городского округа Физические явления в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка»

Физика- наука о явлениях природы Почему нельзя связать литературу и природу? Мы, люди, изучаем законы природы, познаем ее для того, чтобы применить полученные знания для улучшения качества своей жизни, На уроке литературы мы изучаем произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Эпизоды описания природы я постараюсь объяснить правильным физическим языком. Михайлова Валентина Валентиновна

II Глава. «Вожатый» Главный герой повести Гринев описывает: «… Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось.

Все покрыто было снегом. Снег-это вода в кристалликах льда- кристаллическое состояние. «Кибитка ехала…по следу» След- образуется в результате давления колес кибитки на дорогу.

«Солнце садилось» Солнце – естественный источник света. День и ночь наступает в результате вращения Земли вокруг своей оси. Солнце – единственная звезда в нашей Солнечной системе.

«Кибитка ехала…по следу» След- образуется в результате давления колес кибитки на дорогу. Р = F/S F = m g S – площадь опоры колес m – масса кибитки F – сила тяжести, равная весу кибитки Р давление колес на дорогу g = 9,8 м/с2– ускорение свободного падения

-Гринев приближался к месту своего назначения по службе по узкой дорожке , разговаривая с ямщиком: -Время ненадежно: ветер слегка подымается; видишь, как он сметает порошу. -А видишь там что? ( Ямщик указал кнутом на восток) -Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба. -А вон- вон: это облачко. Я видел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Ветер- это движение слоев воздуха относительно друг друга, имеющих разную температуру и скорость. Пороша- только что выпавший снег. Ветер дует. По закону Бернулли давление в нижних слоях воздуха, больше чем в верхних и снег поднимается с низу вверх, образуя белую степь на ясном небе. Облака — это капельки воды, превратившиеся в водяной пар, под действием силы Архимеда, поднимаются вверх, конденсируются, выделяя энергию. При температуре 0 С капельки кристаллизуются, при этом выделяется тепло. Поэтому в снегопад становится теплее, чем в морозные, ясные дни.

Буран. Скорость ветра увеличивается при большой разности температур воздушных слоев, в которых плавают облака. Происходит снегопад или дождь , когда вес образовавшейся из облака тучи больше силы Архимеда, В данном случае — буран, метель.

Когда капель воды или кристалликов льда становится столько, что их сила тяжести больше силы Архимеда. происходит снегопад. «Облачко обратилось в белую тучу, которая росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег, и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель!» Завыл ветер- мы слышим звуковые волны- это невидимые колебания молекул воздуха, которые передают энергию от одной молекулы воздуха к другой со скоростью 350м/с и приводят барабанную перепонку уха человека в колебания с частотой, равной частоте колебаний молекул воздуха. Человек слышит колебания частиц окружающей среды от 16гц- до 20000гц — это звуковые волны. Во время бурана наступала мгла. Лучи солнца падали на кристаллики льда ( снежинки) тучи, отражались от верхних слоев тучи, не попадая на землю. Лишь не большая их доля рассеивалась в воздухе.

Когда лошади с кибиткой, в которой ехали Гринёв с Савельичем и ямщиком , сбилась с дороги, встретился им путник, который сказал: -Сторона мне знакомая,- отвечал дорожный,- слава Богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да, видишь, какая погода: как раз собьёшься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам. Звездное небо вращается вокруг оси мира, которая проходит через полярную звезду. Полярная звезда всегда показывает на север. Поэтому когда не было компаса люди по звездному небу ориентировались в окружающей пространстве.

Когда приехали на посторонний двор- вышел хозяин с фонарем Фонарь — источник света Разговор- звуковые волны Когда Гвинев проснулся на постоялом дворе: « Солнце сияло» в необозримой степи. Ослепительная пелена от снега создается в результате полного отражения света от белого снега.

Глава 3 «Крепость» начинается с описания крепости, стоящей в 40 верстах от Оренбурга по дороге, которая шла по крутому берегу реки Ярика. «Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом». Река – это движение (жидкости по трубам) воды по своему руслу. Чем шире река, тем скорость воды меньше и давление меньше, чем уже, тем скорость течения воды больше и ее давление больше. В этом заключается закон Бернулли.

«Свинцовые волны» реки — мы видим в результате полного отражения света от ее гребней. Волны – это колебания частиц-молекул воды, распространяющиеся со скоростью до 1500-2000м/с в разные стороны. «Волны грустно чернели» — солнечный свет падает в воду зимой под меньшим углом, чем летом, так как солнце не поднимается высоко над горизонтом, отражается от поверхности воды тоже под меньшим углом . Угол падения света равен углу отражения -зимой больше, чем летом, поэтому зимой меньше света попадает на Землю.

При этом угол преломления тоже увеличивается. Поглощается водой вся световая гамма отражается только зеленый и красный свет, которые дают волны черного цвета. Поэтому вода в это время года нам кажется темного цвета. На самом дели если её набрать в стакан ,то она по цвету не отличается от летней ,отличается только температурой.

Звук — физическое явление, психофизиологического характера, представляющее собой восприятие механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. Уровень шума измеряют в децибелах. Сила звука в децибелах: Разговор: 40—45 Офис: 50—60 Улица: 70—80 Фабрика (тяжелая промышленность): 70—110 «накричаться», «сказала» , «возразила» , «не умолкала» , «услышал» , «разговор» , «слышал» , «сказывали» , «отвергала», «заслышут», «визг»- это слова описывающие проявления звуковых волн распространяющихся от разных источников до уха – слухового аппарата человека где барабанная перепонка колеблется с частотой , равной частоте колебаний источника звука.

В главе 4 «Поединок» Рассмотрим ситуацию «Иван Игнатьевич нанизывал грибы для сушения на зиму» — чтобы молекулы воды покидали гриб, — гриб вянет, — затем засыхает — и долго хранится – физическое явление — испарение.

Явления природы встречаются во всех главах произведения. «… он вас в рыло, а вы его в ухо», это о дуэли Швабрина с Гриневым — на любое действие найдется противодействие. Об этом гласит 3 закон Ньютона о взаимодействии тел, которые действуют друг на друга с силами равными по модулю и противоположными по направлению.

В главе 5 «Пугачевщина» Василиса Егоровна « завела речь о соленых огурцах»- это проявление явления диффузии явления проникновения частиц соли между молекулами воды, затем между частицами огурца. Огурец состоит из капилляров, по которым жидкость проникает внутрь огурца и заполняет цитоплазму клеток и межклеточного вещества.

В главе 7 «Приступ» встречаются проявления явлений природы ночь ( «в эту ночь я не спал») ночь прошла незаметно «…казаки ночью выступили» Рассвет (уже рассвело) В результате вращения Земли вокруг своей оси наступает ночь, день, рассвет, закат. «… Вал, возвышение, образованное природой…», возможно в следствии разлива реки.

Стреляли . Пули летели . А если задуматься, то пуля вылетает из ружья, ядро вылетает из ствола пушки в результате взаимодействия распрямляющейся пружины и пули, фитиль поджигает порох, который, взрываясь, сообщает импульс ядру. Проявляются законы сохранения импульса и полной механической энергии замкнутой системы тел. Полный импульс замкнутой системы « пуля- пружина» равен нулю Рпули + Р пружины= 0 После выстрела импульс пружины равен импульсу пули. Рпули = Р пружины Импульс тела физическая величина, равная произведению массы на скорость Р = m • V , значит Р пули = m пули • Vпули = m1 • V1 Р пружины = m пружины • V пружины = m2 • V2 m1 • V1 = m2 • V2 в результате выстрела ствол ружья отдачу дает в плечо, то есть движется в одну сторону, а пуля –в противоположную. В результате выстрела, ядро летит в одну сторону, а пушка откатывается в другую сторону.

В результате применения закона сохранения энергии, потенциальная энергия сжатой пружины равна кинетической энергии пули Еп = Ек Получаем К • Х2 = m • V2 Отсюда можно рассчитать скорость пули, затем ее путь, траекторию полета, дальность, место падения V = √(К • Х2 )/(m ) К – жесткость пружины Х – деформация пружины m- масса пули V – скорость пули А так же можно применить законы кинематики для пули и ядра, движущихся по параболе.

При движении пуля и ядро уменьшают скорость своего движения вследствие действия воздуха и земли. Работа силы трения воздуха равна изменению скорости движения тел по оси ОХ

Можно сколько угодно говорить о многообразном мире явлений матушки природы, которая нас лелеет, оберегает, а, иногда, наказывает. Берегите природу, учитесь видеть и удивляться Понимать и объяснять.

Реферат на тему: Осуществление межпредметных связей в процессе изучения темы физики 10 класса «Свойства твердых тел»

Раздел: Педагогика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Второй этап предусматривает задания выполнение которых приводит к закреплению полученных знаний. Третий этап предусматривает решение количественных задач и заданий творческого характера, которые определяют практическое применение полученных знаний. В качестве иллюстрации сказанного может служит следующая задача, которая может быть предложена учащимся на первом этапе. Чтобы вспомнить и обобщить знания о типах кристаллических решеток и химических связей, полученные на уроках химии в 9-м классе, ученики на уроке заполняют таблицу, которая включает в себя следующие элементы: тип кристалла, структурные элементы, тип связи, характеристика свойств и примеры этих материалов. Учитель при этом должен задать ряд наводящих вопросов: какие типы кристаллических решеток вам известны? чем отличаются кристаллические решетки металлов от решеток ионных кристаллов? зависят ли физические свойства кристаллов от особенностей их строения? почему кристаллы инертных газов легкоплавки и летучи? как можно отличить ионный кристалл от атомного? почему атомные кристаллы имеют высокую температуру плавления? Эта задача относится к предшествующему виду межпредметных связей так как знания полученные учениками на уроке химии в 9 классе используются при изучении физики в 10 классе. Данная задача относится к двустороннему (восстановительному) типу связей, так как знания полученные на уроках химии восстанавливаются и обобщаются с помощью знаний полученных на уроках физики. Следующее задание может быть предложено на втором этапе. В ней осуществляется связь физики с гуманитарными предметами, а именно с литературой. Зачитывается отрывок из стихотворения, прозы или рассказа. Например: Снежная королева (сказка Х.-К. Андерсена). «Раз зимою, когда шел снежок, он вышел с большим зажигательным стеклом и подставил под снег полу своей синей куртки. — Погляди в стекло, Герда! — сказал он. Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду: Видишь, как искусно сделано! — сказал Кай. — это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой не правильной линии». После этого задается вопрос: Бывают ли снежинки десятиугольной формы? Важно то, чтобы учащиеся не только ответили правильно на поставленный вопрос, а еще рассказали, какие ассоциации возникли и какие чувства испытали они во время чтения отрывка. Потому, что мысль писателя, выраженная художественно — глубоко, ярко и образно — оказывает сильное эмоциональное воздействие, надолго откладывается в памяти. К тому же основной целью художественной литературы является воспитание человека, совершенствование его лучших качеств. Следующее задание может быть предложено на третьем этапе. При изучении строения кристаллических тел и особенностей кристаллических структур необходимо коснуться вопроса о выращивании кристаллов. В этом случае у школьников неизменно возникает желание вырастить кристалл в домашних условиях, что полнее осуществимо, нужно только учителю обстоятельно рассказать, как это можно сделать. При выполнении этого задания осуществляется связь между полученными знаниями и применением этих знаний на практике. В ходе решения количественных задач осуществляется связь физики с математикой.

Научно-исследовательский комплекс страны включает 362 учреждения академического, вузовского и отраслевого профиля, в том числе 101 научно-исследовательский институт, 55 научно-исследовательских подразделений вузов, 65 проектно-конструкторских организаций, 32 объединения и предприятия научно-производственного и экспериментального профиля, 30 информационно-вычислительных центров. В сфере науки занято 46 тыс. чел., в том числе 2,8 тыс. докторов наук и более 16 тыс. кандидатов наук (Статистический бюллетень СНГ, 11.1997, № 22 (182). С. 117-119). Главным потребителем кадров высшей квалификации в стране является Академия наук Узбекистана, располагающая сорока научно-исследовательскими центрами и лабораториями. Основные направления научных поисков — геология, горное дело, ядерная физика, химическая технология, хлопководство и др. В Узбекистане созданы научные школы мирового класса и ведется научная работа по следующим направлениям: математика, теория вероятностей, математическое моделирование естественных и общественных процессов, информатика и вычислительная техника; комплексное геолого-геофизическое и геохимическое изучение земной коры, рудообразования и металлогении, а также нефтеобразования; моллекулярная генетика, генно-клеточная инженерия, биотехнология; ведутся исследования, связанные с изучением комплекса физико-химических свойств веществ, изучением всемирной и отечественной истории, культурного и духовного наследия узбекского языка, литературы и фольклора

Роль снов в произведениях русских писателей XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2010 в 13:17, Не определен

Описание работы

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью

Исследовательская работа по теме Физические явления в произведении А

Приведенные ниже темы исследовательских работ по физике являются примерными, их можно брать за основу, дополнять, расширять и изменять по собственному усмотрению, в зависимости от собственных интересных идей и увлечений. Занимательная тема исследования поможет ученику углубить свои знания по предмету и окунуться в мир физики.

Любые темы проектов по физике по фгос можно выбрать из списка перечисленных тем для любого класса общеобразовательной школы и раздела физики. В дальнейшем, руководитель проводит консультации для более точного определения темы проекта. Это поможет ученику сконцентрироваться на самых важных аспектах исследования.

На страничке можно перейти по ссылкам на интересные темы проектов по физике для 5 класса, 6 класса, 7 класса, 8 класса, 9 класса, 10 и 11 класса и темы для старших классов на свет, оптику, световые явления и электричество, на темы проектов по ядерной физике и радиации.

Представленные темы исследовательских работ по физике для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса будут интересны школьникам, которые увлекаются биографией физиков, любят проводить эксперименты, паять, не равнодушны к механике, электронике и другим разделам физики. Приобретённые навыки станут не только основой для последующей исследовательской деятельности, но и пригодятся в быту. К данным разделам тем проектных работ по физике можно перейти по ссылкам ниже.

Темы исследовательских работ на свет, оптику, электричество, ядерную физику

Помимо вышеупомянутых разделов с темами проектных работ по физике рекомендуем школьникам просмотреть общие и довольно актуальные и интересные темы проектов по физике, перечисленные ниже на данной странице нашего сайта. Предложенные темы являются общими и могут быть использованы на разных образовательных уровнях.

Темы проектов по физике

Примерные темы проектов по физике для учащихся школы:

Темы исследовательских работ по физике

Примерные темы исследовательских работ по физике для учащихся школы:

Если Вы решили разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте, блоге или форуме один из представленных ниже кодов:

Код ссылки на страницу «Темы исследовательских работ по физике для учеников«:
Темы исследовательских работ по физике

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: