Интегрированный урок русского и татарского языков в 1-м классе по теме: Правописание сочетаний ЖИ, ШИ

Цель: формирование умения писать слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.

    создать условия для развития орфографической зоркости учащихся, умения выделять орфограммы; связной речи; обогащения словарного запаса учащихся;
  • способствовать развитию памяти, мышления, внимания, умения анализировать, обобщать;
  • воспитывать любовь к татарскому творчеству через национальные игры, пословицы, поговорки и загадки;
  • прививать навыки каллиграфического письма.

учебник “Русский язык” для 1 класса / Т.М. Андрианова, В.И. Илюхина; рабочая тетрадь №2 к учебнику русский язык.- М.:“Издательство Астрель”, 2005.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2006.

магнитофон ( кассета с записью татарской плясовой музыки), пословицы, сказки, загадки татарского народа.

Демонстративный материал: карточка со словарным словом.

Раздаточный материал: карточки со схемами составления слов.

Татарские национальные костюмы: тюбетейки, калфаки, жилеты.

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Ученики. Придумано кем-то мудро и просто При встрече здороваться: “Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера.

2. Психологический настрой.

Учитель. -Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно слушайте то, что я буду говорить, а последнее слово мы будем повторять вместе. — На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят) — Уши внимательно слушают и всё … (слышат) — Голова хорошо … (думает) — На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. Откройте глаза.

3. Минута чистописания.

Учитель. Откройте рабочую тетрадь. Страница 6. Запишите дату. Классную работу. Назовите орфограммы в этих словах. Ученик. Удвоенная согласная “с” в слове “классная”. Безударная гласная “а” в слове “работа” Учитель. Буквоед предлагает нам своё задание. Допишите буквы строчкой ниже. — Назовите буквы, которые вы записали? Ученик. б, д, в, е, г, ж, и, з, л, к, Л, М

4. Уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] .

На доске: В живом уголке жили ужи и ежи.
У Миши машина, у машины шина.

Учитель. — Прочтите про себя запись. — Прочтите вслух. — Как вы думаете, что это такое? Ученик. — Это скороговорки. Учитель. – Что такое скороговорка? Ученик. – Скороговорка — это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки.

Ученик. – Скороговорку надо проговаривать быстро.

Учитель. – В толковом словаре Ожегова дано два значения этого слова.

1) Быстрая речь.
2) Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Учитель. — Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. – Какой звук повторялся здесь много раз? Ученик. — [ж] Учитель. – Дайте характеристику этому звуку. Ученик. — [ж] согласный, твёрдый, звонкий.

Учитель. — Произнесите 2-ую скороговорку. — Какой звук повторялся чаще всего? Ученик. — [ш]

Учитель. – Дайте характеристику этому звуку. Ученик. – Этот звук согласный, глухой, твердый.

Учитель. — Приведите примеры слов, где эти согласные были бы твёрдыми?

Ученики. – Жаба, шорох, жук, жокей, ширина, живот, шоколад, шашки, жизнь.

Учитель. — Назовите такие слова, где эти звуки произносятся мягко.

Ученик. – Таких слов нет. Эти согласные звуки всегда твердые.

5. Физкультминутка. Татарская национальная игра “Тюбетейка”

/Игра проводится под татарскую народную плясовую музыку. Дети надевают тюбетейку рядом стоящему товарищу, пока музыка не остановится./

Учитель. — Ребята, как только музыка остановится, я произнесу вам татарскую пословицу, а вы должны будете назвать слово, в котором есть сочетание жи или ши .

Кто поработал – едой себя тешит,
Кто не работал – затылок чешет.
Только трудом держится дом.
Поработай с душой – станут любоваться,
Поработай без души – станут насмехаться.
У лентяя подол горит, а он греется, лежит.
Покажи себя в работе – будешь в почёте.
У доброго джигита всякое дело в руках горит.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

6. Наблюдение над правописанием сочетаний ЖИ-ШИ. Формулирование темы урока.

Учитель. – Я буду загадывать вам татарские народные загадки, а вы должны записать только отгадки. /Один ученик работает у доски./

1) Мы – проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим:
Уж такой у нас режим. (Лыжи)

2) Иголок много, а шить не умеет. (Ёжик)

3) Телега есть, коня нет.
Если сядешь, коня обгонишь. (Машина)

Учитель. – Что объединяет записанные слова? На какое они правило?

Ученик. – Во всех словах встречаются сочетания ЖИ-ШИ.

Учитель. — Как вы думаете, какова тема урока?

Ученик. – Правописание ЖИ – ШИ.

Учитель. – А что вы знаете о правописании ЖИ – ШИ? –Прочтите в учебнике на стр.48.

Ученик. – ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

Учитель. – Как вы думаете, ребята, почему так повелось в русском языке – писать ЖИ – ШИ с буквой И, а не с Ы, как нам слышится. Выскажите свои догадки, предположения.

— Вы знаете, Буквоед рассказал мне одну очень интересную сказку. Эта сказка о том, почему буквы Ж и Ш дружат всегда только с буквой И, а с Ы никогда не стоят рядом. Хотите послушать?

7. Прослушивание сказки.

Был жаркий летний день. Буквы Ж и Ш пошли искупаться на местное озеро. Доплыли до середины, улеглись на мель. Плещутся, весело им! Вдруг откуда ни возьмись набежала туча. Потемнело небо, грянул гром, побежали волны по озеру. Они накрыли Ж и Ш. Испугались, бедные, кричат: “Помогите! Тонем!”

А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся буквы и спокойно укрылась под грибком. Волна вот-вот накроет Ж и Ш с головой. Но, к счастью, их крик услышала буква И. Она смело кинулась в воду, подплыла к ним. Одну свою тонкую руку она протянула Ж, другую – букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только с И. Помните об этом, ребята.

7. Словарная работа.

Учитель. – Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Составьте из данных слогов слово.

Учитель. — Произнесите с ударением. Назовите орфограммы.

Ученик. — Безударная гласная “а”, ши пишется с “и”.

Учитель. — Кто такие малыши? О ком так говорят?

— От какого слова, от какого корня произошло слово “малыши”? Придумайте однокоренные слова.

Ученик. – Малышка, малышок, малышня, маленький, малый.

Учитель. – Пропишите слово малыши, подчеркните орфограммы. Запомните его правописание.

8. Тренировочные упражнения.

1) Письменное выполнение упражнения 3, стр.48.

Учитель. – Послушайте задание (чтение задания учителем).

— Прочитайте слова, данные в упражнении.

— Как по-другому можно сформулировать задание?

— Давайте поговорим, что у вас должно получиться. Запись на доске и в тетрадях.

Ученик. – Нож –ножи, ухо – уши.

2) Задание в группах.

Учитель. — Сейчас вам предстоит работа в командах.

— Каждая команда получит карточки, на которой дана схема. По этой схеме вам нужно будет составить как можно больше слов с тем сочетанием, которое дано в центре. Это сочетание можно ставить как в начале слова, так и в конце. Полученные слова необходимо записать на листочке.

Задание для 1 команды.

пы на
ер мы
у ШИ кры
ло шала

Задание для 2 команды.

стри вот
е тель
раф ЖИ лу
лы мор

Учитель. – Послушаем, какие слова у вас получились. (1 ученик из команды читает)

9. Физкультминутка. Татарская национальная игра “Минлебай”

/Дети встают в круг. Одного ученика выбирают на роль Минлебая. Он встаёт в середину круга. Минлебай говорит и показывает движения, дети повторяют за ним. /

Водим — водим хоровод,
В середине — Минлебай.
Повторяем за тобой
Все движения подряд.

— Я жужжу – мы жужжим. Я вышиваю – мы вышиваем. Я бегу – мы бежим. Я спешу – мы спешим. Я визжу – мы визжим.

10. Разучивание стихотворения о правописании ЖИ ШИ.

На доске: Лыжи, мыши и ужи,
Шипы, ёжики, чижи.
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши.

Учитель. – Прочтите про себя стихотворение, которое записано на доске.

— К чему призывает нас это стихотворение?

— Какие слова на это правило встретились в четверостишии?

— Выучите наизусть это стихотворение.

Учитель. – Ребята, наш урок подходит к концу. Подведём итог.

— С каким правилом вы сегодня познакомились?

— Назовите слова на это правило?

— Какая национальная игра вам больше понравилась?

Учитель. Ребята, сегодня вы хорошо поработали. Я очень довольна. Урок окончен. До свидания!

Реферат на тему: Изучение темы «Акмеизм» в 11 классе

Раздел: Педагогика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Акмеизм рассматривается как национальная форма неоромантизма. При изучении лирики Н. Гумилева предлагается сделать акцент на эстетическом совершенстве его поэзии, показать героический и жизнеутверждающий пафос его поэзии («Капитаны», «Сонет», «Дон Жуан», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай»). В ранней поэзии А. Ахматовой предлагаются к рассмотрению такие дефиниции как психологизм («Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью») и стихотворная форма («Сероглазый король»). Программа С.Ю. Баранова предполагает изучение данной темы в разделе «Литература русского модернизма» и предлагает рассмотреть более широкий круг авторов. Наряду с произведениями Н.Гумилева, А.Ахматовой — стихи О. Мандельштама, С.Городецкого, М.Кузмина. Программа имеет определенные преимущества по сравнению с вышеуказанными: при работе с ней не возникает необходимости составлять указатель литературоведческих терминов, заниматься поиском необходимой литературы – все это представлено в программе. Проанализировав данные программы по литературе для общеобразовательных школ, мы пришли к выводу, что все методисты предлагают изучение темы «Акмеизм» обзорно, отводя на это 1-2 академических часа (в одной из последних программ 2001 г. под ред. В.Я. Коровиной дается 1 час). В конечном итоге количество уроков определяется спецификой школы, класса, интересом учителя и учащихся к теме, годовым планом самого учителя. Думается, что обзорное изучение данной темы вполне уместно. В обзорных темах дается характеристика литературной и культурной жизни страны в определенный исторический период; они расширяют кругозор учащихся, учат рассматривать взаимосвязь явлений. Перед учителем при изучении подобных тем стоят следующие задачи: — образовательные: 1) воссоздание духовной атмосферы эпохи, обобщение сведений по истории литературы данного периода; 2) выявление традиций и новаторства в развитии литературы, 3)знакомство с творчеством и отдельными произведениями представителей данного периода; 4)формирование ассоциативного мышления учащихся в сфере художественной культуры; — воспитательные: 1) воспитание эстетического вкуса учащихся; — дидактические: 1) создание установки на изучение или самостоятельное чтение произведений; 2)формирование читательских интересов учащихся, развитие умения самостоятельно ориентироваться в литературе определенного периода. Все эти задачи должны решаться при изучении темы «Акмеизм» в 11 классе. Классификация уроков Существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки и стороны урока берутся за основу, выделяют различные типы занятий. 1. Н.И. Кудряшев в работе «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» выделяет три типа уроков: — уроки изучения художественных произведений; — уроки изучения основ теории и истории литературы; — уроки развития речи. 2. Уроки могут быть классифицированы по основной дидактической цели, реализуемой на уроке (классификация М.А. Данилова, И.Т Огородникова). Они выделяют следующие типы: — уроки первоначального усвоения нового материала; — уроки комбинированные; — уроки закрепления изученного материала; — уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; — уроки проверки и оценки знаний.

Таким образом, у читателя создается целостный облик того или иного писателя. Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в средней школе. Статьи 1.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы. XI класс // Русская словесность. — 2001.-№6.- с.20 – 29. В статье предлагается система уроков по творчеству А.Ахматовой: 1) Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. А. Ахматова и Пушкин. 2) Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в поэме «Реквием». 3) Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. «Поэма без героя». Из данной статьи при изучении обзорной темы «Акмеизм» мы рекомендуем использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения Ахматовой «Песня последней встречи». 2.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения. // Литература в школе. – 1997. — №6. – с. 80-88. В статье сделана попытка анализа сборников А.Ахматовой «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «A o Domi i» (1922). Материал может быть использован в качестве примера при подготовке к урокам как при изучении обзорной темы «Акмеизм» (ранние сборники), так и на уроках по творчеству поэтессы. 3.Лекманов О. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках А.Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. — №6. – с. 216-230. Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма как идейно – эстетической школы. Автор пытается на материале записных книжек Анны Ахматовой разобраться в следующих вопросах: — « почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже сформулированной?»; — « как эта теория соотносится с замечательными произведениями поэтов – акмеистов?»; — « стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе?» Глава 2.Психолого-педагогическое обоснование темы Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, — период жизни человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10 – 11 классы средней школы. Проблемами психологии юношеского возраста занималось и занимается сейчас большое количество психологов (И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др.). Приведем результаты исследований некоторых из них. И.С. Кон считает, что «психология юношеского возраста – одна из самых сложных разделов возрастной психологии. Юность – период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления в новую жизнь» (11;3). В старших классах развитие познавательных процессов достигает высокого уровня. Выпускники могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями. Старшеклассники способны усваивать научные понятия на лекциях и использовать их в процессе выполнения определенных заданий на уроках, так как у них сформировалось теоретическое и словесно-логическое мышление. Поэтому можно говорить, что учащиеся юношеского возраста готовы освоить довольно сложные теоретические понятия на уроках литературы по изучению темы «Акмеизм», для осмысления которых особенно важны способности школьников к обобщению частных явлений и умение мыслить абстрактно.

Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность в нем формы и содержания. «Анализировать стихи – значит открывать гармонию звуков, чувств и дум, видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно понять только вдумываясь в слово» (10; 34). В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических произведений становятся глубже и многограннее.Глава 4. Практическая часть Практическая часть содержит материал, использованный при проведении уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе.4.1. Примерный план анализа лирического произведения 1. Автор, название, время появления, история создания. 2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя. 3. Особенности поэтического языка: — тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение) — звукопись (аллитерация, ассонанс) — стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос. 4. Стихотворный размер, рифма. 5. Связь стихотворения с литературным направлением. 6. Мое восприятие произведения. 4.2.Примерный анализ стихотворения 1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое». Композиционно стихотворение состоит из трех частей: 1) 1-3 строфы, 2) 4 строфа, 3) 5 строфа. Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности: — эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»); — сравнения («четки сны ее, как тени»); — гиперболы («держит молнии в руке»); — метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после изучения темы или в конце учебного года. Уроки-семинары и уроки-конференции проводятся обычно в старших классах. Уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. В них используются различные виды устного опроса и выполнение письменных контрольных работ. Структура урока имеет принципиальное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет результативность и эффективность обучения. Элементы урока многочисленны, но методы и формы обучения, технические средства, методы контроля знаний, цель урока не являются его компонентами. Долгое время структура урока ассоциировалась с постоянной, застывшей схемой комбинированного урока. Педагог М. И. Махмутов считает, что структура урока должна учитывать: 1)Pзакономерности процесса обучения; 2)Pзакономерности процесса усвоения; 3)Pзакономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 4)Pвиды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИОБЩЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Структура интегрированного урока включает в себя:
чёткость и компактность учебного материала;
взаимосвязанность материала интегрируемых предметов;
большую информативную ёмкость учебного материала.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его разнообразии с привлечением музыки, живописи, литературы, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков даёт сочетание предметов:
литературное чтение — окружающий мир;
литературное чтение — изобразительное искусство;
литературное чтение — музыка.
В данной разработке предлагается один из вариантов использования элементов интегрированного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Учащиеся изучают литературное чтение по традиционной программе общеобразовательных школ
(автор В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. Ф. Кли-манова).
В качестве примера взят интегрированный урок, который может провести как учитель начальных классов, так и совместно с учителем музыки.

Темой данного урока является осенняя природа в произведениях «Времена года» и русских классиков художественной литературы — С. Есенина, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, И. Бунина.
Целью является:
познакомить детей с произведениями русских классиков художественной литературы- С. Есенина, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, И. Бунина, красочно описывающих природу, её изменение на протяжении календарного года;
подготовить детей к прослушиванию музыкального цикла П. И. Чайковского «Времена года»;
научить их внимательно слушать, воспринимать духовно, мысленно воображая чередование картин меняющихся пор года, прослушивая музыку П. И. Чайковского;

помочь детям самостоятельно определить звучание данного произведения, как инструментального и попытаться развить у них бурю эмоций при прослушивании музыки, так чтобы проявление их было видно на лицах;
— попытаться вместе с детьми сравнить поэтические произведения и прослушанное музыкальное: как эти произведения по отдельности и вместе взятые воспринялись ими; как они смогли в своём воображении нарисовать ту или иную пору года во время звучания музыки; как после занимательного урока, дети другими глазами посмотрят на окружающий мир, выйдя из стен школы. В учебном кабинете будет находиться следующее оборудование:
учебники, книги с произведениями писателей, описывающих природу в разное время года и при различной погоде;

обязательным для всех учеников рекомендовать книги с произведениями Ф. Тютчева «Зима не даром злится.», «Весенняя гроза»; А. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Осень»; А. Фета «Ласточки пропали. »; И. Бунина «Листопад»; С. Есенина «Поет зима- аукает»;
пластинка с произведением П. И. Чайковского «Времена года»;
аудиозапись с голосом И. А. Бунина;
картины художников, изобразивших все времена года;
портреты русских классиков художественной литературы — С. Есенина, А. Пушкина, А. Фета, Ф Тютчева, И. Бунина с одной стороны класса и отдельно стоящий с другой портрет композитора П. И. Чайковского.

Данный урок- необычный урок, в нём соединились музыка и литература. Вначале урока детей нужно познакомить с интересными, очень лирическими произведениями русских писателей-классиков (самостоятельно было задано на сегодняшний урок). Научившись, выразительно и с интонацией читать они озвучивают, стихи. Вызываются дети, по желанию. После каждого выступающего ученика, провести одно-, двухминутное обсуждение прочитанного и воспринятого в воображении детей материала.

Дальше дети пытаются сравнить прочитанные поэтические произведения с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Времена года». Учитель просит детей не шуметь, не отвлекаться, а внимательно сосредоточиться на звучании музыки. Включает пластинку. Наблюдая за детьми, он делает для себя выводы, кто и как относится к услышанному звучанию: кто с пониманием, а кому трудно воспринять слышимое. Реакция детей различная, но ярко выражена на их лицах мимикой и непроизвольными движениями головы и рук.
После прослушивания лирики и музыки дети понимают, как прекрасен окружающий для нас природный мир во все времена года: будь то белоснежная зима с ее бурями, метелями, снегопадами или звонкое, разно красочное теплое лето; будь то звенящая ручьями, капелью, цветением садов весна или золотая, дождливая осень.

Затем более подробно останавливаются на одной поре года. Выбирают золотую осень. Ее хорошо описывает замечательный русский поэт Иван Бунин в своем произведении «Листопад». Учитель объясняет, что это необычное природное явление. Подробнее рассмотреть поможет великий русский композитор П. И. Чайковский. Учитель вкратце знакомит учеников с И. А. Буниным, излагая его биографию, подготовив небольшое повествование о нем. Слушают запись с голосом И. А. Бунина, где он читает своё стихотворение «Песня». (Дети с замиранием сердца слушают старую запись, сохранившуюся до наших дней).

И сразу же учитель предлагает познакомиться с отрывком из произведения И. А. Бунина «Листопад»- читая его ученикам. Затем предлагает почитать наизусть отрывок стихотворения, подготовленный ученицей. После чего учитель начинает беседу по первичному восприятию текста, то есть, не услышав музыку П. И. Чайковского.
Дети сосредоточены и заворожены лирикой. И не дав им отвлечься от темы, учитель сразу говорит, что ведь осень описывали не только писатели и поэты, но и композиторы. И учитель начинает рассказывать о самом произведении.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы- цикл П. И. Чайковского «Времена года». Каждая из 12 пьес представляет образ одного из месяцев года и каждую пьесу сопровождает поэтический эпиграф из русской поэзии. Октябрь. «Осенняя песнь»- так называется пьеса, которую послушают дети. Учитель предлагает послушать музыку, закрыв глаза и рисуя самостоятельно в мыслях картины осени.

После прослушивания пьесы начинается работа учителя с учениками над песней «Падают листья». Звучит первый куплет песни. Дети также поют.
После чтения стихотворений, после прослушивания пьес, после разучивания песен можно подводить итоги урока. Дети вспоминают, что делали на уроке, что нового узнали, с какими писателями и композиторами познакомились, а также с какими произведениями познакомились. Дети получают засушенные кленовые листочки и сделанные из картона скрипичные ключи, на которых записано индивидуальное задание, а у тех, кто активно работал на уроке — на листочке и ключике стоит оценка за урок (соответственно по литературе и по музыке).
Творчество композиторов-классиков входит в систему «вечных ценностей», поэтому оно соединяет века, а их творчество актуально в нынешнем веке.

Влияние композиторов-классиков на современное искусство не сводится ни к стилистической близости, ни к цитатам. Оно определяется как влияние метода раскрытия жизни человеческого духа, способа отражения психических процессов в их динамике. Педагогическая практика позволила понаблюдать за учащимися в процессе их восприятия музыки.
Наши наблюдения позволяют сделать следующие выводы:
Соединение литературных и музыкальных образов повышает эффективность при усвоении нового материала.
Правильно поставленная проблемная ситуация заставляет учащихся мыслить и делать собственные выводы.
Конкретный мир литературных образов позволяет более глубокому усвоению нового. Актуальная проблематика этой музыки всегда
современна. В музыке проблема жизни и общества, внутреннего мира, что и является актуальностью для современного человека.

Переосмыслив весь художественный опыт времени они приносят его современному человеку. В музыке отчётливо слышен авторский голос, неповторимая личность самого композитора. И это особенно важно раскрыть для сознания маленького слушателя. С музыкой композиторов-классиков он будет расти и превращаться в зрелого слушателя. Будет повышаться его опыт начитанности, создаваться новый мир, интеллектуальный и художественный, такой же, как при чтении Л. Толстого, Ф. Достоевского, изучения картин Репина, Сурикова.

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП «Паркус плюс»), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.

ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. СТИХИ ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ, КОГДА ВЕСЕННИЙ ПЕРВЫЙ ГРОМ, КАК БЫ резвяся и ИГРАЯ ГРОХОЧЕТ В НЕБЕ ГОЛУБОМ. ГРЕМЯТ. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемРоман Ожгибесов

Похожие презентации

Презентация на тему: » ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. СТИХИ ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ, КОГДА ВЕСЕННИЙ ПЕРВЫЙ ГРОМ, КАК БЫ резвяся и ИГРАЯ ГРОХОЧЕТ В НЕБЕ ГОЛУБОМ. ГРЕМЯТ.» — Транскрипт:

1 ОПТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

2 СТИХИ ЛЮБЛЮ ГРОЗУ В НАЧАЛЕ МАЯ, КОГДА ВЕСЕННИЙ ПЕРВЫЙ ГРОМ, КАК БЫ резвяся и ИГРАЯ ГРОХОЧЕТ В НЕБЕ ГОЛУБОМ. ГРЕМЯТ РАСКАТЫ ГРОМОВЫЕ, ВОТ ДОЖДИК БРЫЗНУЛ, ПЫЛЬ ЛЕТИТ. ПОВИСЛИ ПЕРЛЫ ДОЖДЕВЫЕ, И СОЛНЦЕ НИТИ ЗОЛОТИТ. (Ф. ТЮТЧЕВ)

3 М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА. МОЯ ОПРИЧНИНА И КУПЦА КАЛАШНИКОВА» ЗАРЯ АЛАЯ РАЗЛИВАЕТСЯ…

4 ВЫТКАЛСЯ НА ОЗЕРЕ АЛЫЙ ЦВЕТ ЗАРИ… (С. А. ЕСЕНИН)

5 ДОГОРЕЛ АПРЕЛЬСКИЙ СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР… (И. БУНИН)

6 ГАСНЕТ ВЕЧЕР, СКРЫЛОСЬ СОЛНЦЕ. ЛИШЬ ЗАКАТ КРАСНЕЕТ… СЧАСТЛИВ ТОТ, КОМУ ЗАРЕЮ ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР ВЕЕТ. (И. БУНИН)

7 ПРОЗА Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь. (В. Набоков «Гроза»)

8 Вдруг крупная капля ударила по ветровому стеклу… Затем мгновенный синий свет вспыхнул у моих ресниц и проник в меня до самого содрогнувшегося сердца. -Что это было? -Молния. Хотела в нас попасть, да маленько промахнулась. (А. Платонов «В прекрасном и яростном мире»)

9 Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались все ночи. (М. Горький «Данко»).

10 ПЕСНИ От улыбки станет всем светлей, от улыбки в небе радуга проснется…

11 ПОСЛОВИЦЫ Ведьмы месяц скрали! (из поверий Украины и Северной России)

12 Затмение бывает оттого, что злой дух скрадывает свет божий и впотьмах ловит христиан в свои сети. (по поверьям славянских народов)

13 Небо – терем божий, звезды – окна, из которых вылетают ангелы.

14 Бог старый месяц на звезды крошит.

15 С тумана либо роса, либо дождь.

16 СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. По поверьям северных народов северное сияние – это занавес, за которым прячется солнце.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: