Интегрированный урок по теме: Готовимся к ГИА: сложносочиненное предложение

Интегрированный урок по теме: « Готовимся к ГИА: сложносочинённые предложения»

Продолжить работу над изучением ССП.

Совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа.

Продолжить работу над подготовкой к ГИА.

Воспитывать интерес к личности и творчеству А.С.Пушкина.

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.

Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.

Объявление темы, постановка цели урока.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

особенности сложносочинённого предложения;

отличие ССП от ПП с однородными членами предложения;

И, наконец, мы вновь будем учиться

— отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

— правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите дату 19 октября, тему урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала».

Ребята, я сегодня неслучайно начала урок со слов А.С.Пушкина. О чем вам говорит дата 19 октября?

— Это дата открытия Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин.

Верно, поэтому сегодня мы не только будем повторять изученный материал по теме урока, но и непременно обратимся к этой знаменательной дате, важной для нашей культуры.

Повторение видов сложных предложений. Интегрированный урок по теме: « Готовимся к ГИА: сложносочинённые предложения»

Доброе утро. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами А.С.Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Эти слова произносились не одним поколением людей. Они высечены на гранитном пьедестале памятника Пушкину-лицеисту в саду Царского Села. В этом обращении к друзьям звучит уверенность в том, что люди способны пронести братство и духовное родство через всю жизнь, несмотря на любую горечь судьбы.

Мне приятно считать вас своими друзьями, единомышленниками, которые любят свой язык, хотят его изучать, что сегодня, надеюсь, вы и продемонстрируете на уроке.

Объявление темы, постановка цели урока.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем

сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

особенности сложносочинённого предложения;

отличие ССП от ПП с однородными членами предложения;

И, наконец, мы вновь будем учиться

— отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

— правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите дату 19 октября, тему урока «Сложносочинённые предложения. Обобщение материала».

Ребята, я сегодня неслучайно начала урок со слов А.С.Пушкина. О чем вам говорит дата 19 октября?

— Это дата открытия Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин.

Верно, поэтому сегодня мы не только будем повторять изученный материал по теме урока, но и непременно обратимся к этой знаменательной дате, важной для нашей культуры.

Повторение видов сложных предложений.

Какие значения вносят в ССП различные союзы ?

Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление. Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

— Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП.

Знаки препинания при ССП

— Когда в ССП ставится тире?

— Когда в ССП ставится точка с запятой?

— Когда в ССП ставится запятая?

— А когда не ставится запятая в ССП?

(Рассмотрение таблицы: «Отсутствие запятой в сложносочинённых предложениях»)

1. Использование интерактивной доски при повторении ССП.

2. Вспомним алгоритм выполнения задания ГИА по русскому языку, которое проверяет ваши знания по теме ССП.

Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова.

Найди сочинительные союзы.

Определи вид предложения по наличию основ (простое или сложное)

Обрати внимание на знаки препинания.

Посмотри, что связывают сочинительные союзы.

1. Индивидуальная работа с карточками. Задание: выписать из произведений А.С. Пушкина (тексты на карточках) ССП, обозначить грамматическую основу.

2. Знакомство с ученическим проектом «Синтаксические конструкции в творчестве А.С. Пушкина». Обсуждение проекта.

Практическая часть урока.

Учитель. Первой цели урока мы уже достигли. Для решения остальных обратимся к графическому диктанту на материале истории открытия уникального учебного заведения, которое заканчивал Пушкин.

19 октября 1811 года в Царском Селе тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. (ПП с однородными сказуемыми)

Их величали «первый курс Царскосельского Лицея», и они могли считать себя и школьниками, и студентами. (ССП)

Еще более года назад царь Александр I подписал проект, составленный всесильным в ту пору министром Михаилом Сперанским, о создании в двадцати верстах от столицы особого учебного заведения. ( ПП с обособленным определением)

Там небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, а потом наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России. (ПП с однородными сказуемыми)

Замыслы крупного государственного деятеля Сперанского шли далеко, и он возлагал большие надежды на это закрытое учреждение. (ССП)

Царь Александр одно время поддерживал и поощрял эти прогрессивные идеи, но «прекрасное начало» имело невзрачное продолжение. (ССП)

Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года в присутствии Александра I, его семьи и самых знатных людей Российского государства. (ПП с однородными дополнениями)

По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором, а по другую находились профессора. (ССП)

За столом в креслах сидели почетные гости во главе с императором, и перед ними торжественную речь произнесли директор Лицея В. Малиновский и профессор Куницин. (ССП)

После торжественной церемонии мальчиков повели на обед, а гости осмотрели помещения Лицея. (ССП)

Учитель. Это торжественное событие произошло много лет назад. День 19 октября вошел в нашу культуру как день открытия Царскосельского Лицея. Этот день стал символом духовного единения не только первых воспитанников Лицея и других его выпусков, но и всех людей последующих поколений, вплоть до нашего времени, кто разделяет ценности свободы, братства, просвещения.

Многие лицеисты, как и А. С.Пушкин, вспоминали годы обучения в Лицее, посвящали этому времени произведения. А другие поколения обращались к этой теме, вспоминая жизнь гения русской литературы А.С. Пушкина.

Следующий вид работы – осложнённое списывание познакомит нас с некоторыми высказываниями. Запишите вид работы. Задание: вставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы, объясните свой выбор. (Комментирование задания сопровождается слайдами с портретами поэтов)

Среди св…тых во…поминаний
Я с детских лет …десь во…р…стал
А глухо между тем поток народной брани
Уж бесновался и р…птал.

Шесть лет промчалось как мечтанье

В объятьях сла…кой т…шины
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Смуглый отрок бродил по а…еям
У озёрных грустил берегов
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.»
( Анна Ахматова)

Учитель. Да, много лет прошло с тех пор, но ничего не забылось, и сегодня мы вспомним, с чего всё начиналось…

Я предлагаю вам познакомиться с текстом, автор которого вспоминает о первом приезде ребят, среди которых был и Саша Пушкин, в учебное заведение, где они проживут шесть лет. Текст на экране, на столах. Запишите вид работы: Работа с текстом

Работа с частичным анализом текста.

1 . С утра девятого октября 1811 года возле директорского дома началось оживление.2. Со стуком подъезжали кареты, и из них степенно выходили мальчики- подростки в сопровождении родных. 3. Лица детей были грустны и растерянны, а лица взрослых торжественно серьезны. 4. Они приехали не в гости.5. Это начали съезжаться будущие воспитанники Царскосельского лицея. 6. Кто привез Александра Пушкина – неизвестно. 7. Встречал приезжающих сам директор – Василий Федорович Малиновский. 8. Было ему уже за сорок, и его открытое лицо с благородными чертами говорило об уме и доброте. 9. Держался он и скромно, и просто, и приветливо. 10. Он прекрасно понимал, что творилось в душе привезенных к нему мальчиков, и старался их успокоить.11. «Новобранцы» прибывали по одному.12. Сопровождающие не задерживались, не желая продлевать тягостные минуты расставания и помня пословицу «Долгие проводы – лишние слезы».13. Родные уехали, а воспитанники остались с гувернерами и инспектором.14. После вечернего чая всех повели переодеваться и мальчики преобразились. 15.На каждом был синий двубортный сюртук со стоячим красным воротничком, с красным кантом на манжетах, блестящими гладкими пуговицами, синий суконный жилет, длинные прямые панталоны синего сукна, полусапожки.16. Мальчики бросились к зеркалу, разглядывали друг друга, вертелись. 17. Одни уже воображали себя министрами, а другие просто наслаждались своим парадным видом. 18. Довольны были все.

2. Беседа по тексту.

Задания к тексту.

Как можно озаглавить текст?

Найдите в тексте сложные предложения. Укажите их номера. (2,3,6,8,10,13,14,17)

Укажите ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами. Объясните пунктуацию.(9, 12)

Определите вид 14 предложения. ССП с общим второстепенным членом.

Почему в нем не стоит запятая перед союзом И?

Подберите синоним к слову новобранцы (новички).

Выпишите из 1 абзаца слово, написание которого соответствует правилу: « В кратких именах прилагательных пишется столько же –н-, сколько и в полных».

Готовясь к ГИА , мы с вами учимся писать сочинения – рассуждения на разные темы. Подумайте над вопросом: какую функцию выполняют запятые в ССП и в простых предложениях с однородными членами. (Разделительную)

Приведите примеры таких предложений в данном тексте.

Сформулируйте и запишите ответ на вопрос: Какую роль играют запятые в ССП и в простом предложении с однородными членами, аргументировав свой ответ примерами из данного текста.

Запятые между предикативными частями в ССП выполняют разделительную функцию: они отделяют одну часть от другой (2, 3 предложения). Ту же роль они играют и в простом предложении с однородными членами (предложения 9, 16).

Запишите домашнее задание:

Написать сочинение-рассуждение на тему: Какую роль сыграл Царскосельский Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина? Составить схемы ССП.

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

-особенности сложносочинённого предложения;

-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

Мы весь урок учились

— отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

— правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

И, наконец, мы вспомнили

некоторые важные события из жизни А.С.Пушкина, с чьим творчеством мы продолжим своё знакомство на уроках литературы.

Спасибо вам за урок, закончить который я хочу теми же словами, что и в начале:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Ведь он даёт нам возможность общаться, узнавать новое, совершенствоваться, творить! Надеюсь, что и наша школа оставит в вашей душе такие же светлые воспоминания, как Царскосельский Лицей у своих воспитанников.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Очень благодарна вам за внимание к моим трудам. Хочу предложить подобранный мною дидактический материал к теме «Виды сложных предложений». Не секрет, что учащиеся 9-го класса не очень-то жалуют роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэтому, привлекая в качестве дидактического материала отрывки из изучаемого произведения, мы можем еще раз напомнить им известные или слышанные ими строки.

Цели урока:

Знать: виды сложных предложений.
Уметь: определять вид сложного предложения, расставлять в нем знаки препинания, строить схему сложного предложения.
Попутное повторение: личные окончания глагола.
Дополнительное задание для сильных учеников: вспомните место в романе, откуда взят отрывок, найдите соответствующую строфу.

1) Сноснее многих был Евгений хоть он людей, конечно, знал.
2) Мы люб_м слушать иногда страстей чужих язык мятежный и нам он сердце шевелит.
3) А нынче все умы в тумане мораль на нас навод_т сон.

1) Сноснее многих был Евгений, хоть он людей, конечно, знал (II–XIV). (СПП; средство связи – подчинительный союз хоть (уступительный); в придаточной части есть вводное слово конечно.)
2) Мы люб им слушать иногда страстей чужих язык мятежный, и нам он сердце шевелит (II–XVIII). (ССП; средство связи – сочинительный союз и (соединительный).)
3) А нынче все умы в тумане, мораль на нас навод ит сон. (БСП; постановка запятой подчеркивает отсутствие причинно-следственных связей между частями предложения.)

1) Он верил что друзья готовы за честь его принять оковы.
2) В тени хранительной дубравы он разделял ее забавы и детям прочили венцы друзья-соседы их отцы.
3) Пора пришла она влюбилась.

1) И в голос все решили так что он опаснейший чудак.
2) Он сердцем милый был невежда его лелеяла надежда.
3) Им квас как воздух был потребен и за столом у них гостям носили блюды по чинам.

1) Чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.
2) Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой над ней он голову ломал.
3) Я прежде сам его любил но надоел он мне безмерно.

1) Он пел те дальние страны где долго в лоно тишины лились его живые слезы.
2) Ему не нравились пиры бежал он их беседы шумной.
3) Зовут соседа к самовару а Дуня разлива_т чай.

1) Он верил что душа родная соединиться с ним должна.
2) Она поэту подарила младых восторгов первый сон и мысль о ней одушевила его цевницы первый стон.
3) Ей рано нравились романы они ей заменяли все.

1) Она в горелки не играла ей скучен был и звонкий смех и шум их ветреных утех.
2) Ветер ве_т и всход_т постепенно день.
3) Ждала Татьяна с нетерпеньем чтоб трепет сердца в ней затих.

1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые мелькали селы.
2) Он в том покое поселился где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился.
3) Владимир и писал бы оды да Ольга не читала их.

1) Блиста_т речка льдом одета мальчишек радостный народ коньками звучно реж_т лед.
2) Ему и больно и смешно а мать грозит ему в окно.
3) В смятенье Таня торопилась пока звезда еще катилась желанье сердца ей шепнуть.

1) Кокетка суд_т хладнокровно Татьяна люб_т не шутя.
2) Теперь мы в сад перелетим где встретилась Татьяна с ним.
3) Над нею вьется Лель а под подушкою пуховой девичье зеркало лежит.

1) Короче становился день лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
2) Ей снится будто бы она идет по снеговой поляне.
3) Онегин руку замахнул и дико он очами брод_т.

1) Ложился на поля туман гусей крикливых караван тянулся к югу.
2) Он молча поклонился ей но как-то взор его очей был чудно нежен.
3) Когда гремел мазурки гром в огромной зале все дрожало.

1) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.
2) Ее сомнений Мартын Задека не решит но сон зловещий ей сулит печальных много приключений.
3) Заметив что Владимир скрылся Онегин скукой вновь гоним близ Ольги в думу погрузился.

1) Татьяна бедная горит ее постели сон бежит.
2) Они над шахматной доской на стол облокотясь порой сидят задумавшись глубоко и Ленский пешкою ладью берет в рассеянье свою.
3) Тревож_т ее ревнивая тоска как будто хладная рука ей сердце жмет.

1) Встает заря во мгле холодной на нивах шум работ умолк.
2) Все чувства в Ленском помутились и молча он повесил нос.
3) Где жил питомец вдохновенья две сосны корнями срослись.

1) Морозна ночь все небо ясно.
2) Меж гор лежащих полукругом пойдем туда где ручеек, виясь, бежит зеленым лугом.
3) Стада шумят и соловей уж пел в безмолвии ночей.

1) Тоска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.
2) Ты в ослепительной надежде блаженство темное зовешь ты негу жизни узнаешь.
3) И Таня вход_т в дом пустой где жил недавно наш герой.

1) Анисья тотчас к ней явилась и дверь пред ними отворилась.
2) Не зна_шь ты кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?
3) Улан умел ее пленить улан любим ее душою.

1) Ты пьешь волшебный яд желаний тебя преследуют мечты.
2) Луна обход_т дозором дальний свод небес и соловей во мгле древес напевы звучные завод_т.
3) Она забыла что дома ждут ее давно.

1) Татьяна вид_т с трепетаньем какою мыслью замечаньем бывал Онегин поражен.
2) Теперь у нас дороги плохи мосты забытые гниют.
3) Неутомимы наши тройки и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают, как забор.

1) Уселись и возок почтенный скользя ползет за ворота.
2) Как я был доволен когда церквей и колоколен садов чертогов полукруг открылся предо мною вдруг!
3) К ней дамы подвигались ближе старушки улыбались ей.

1) Неотвязчивый лорнет он обраща_т поминутно на ту чей вид напомнил смутно ему забытые черты.
2) В ней сохранился тот же тон был так же тих ее поклон.
3) Любви все возрасты покорны но юным девственным сердцам ее порывы благотворны.

1) Он счастлив если ей накин_т боа пушистый на плечо.
2) В избушке распевая дева прядет и зимних друг ночей трещит лучинка перед ней.
3) Предвижу все вас оскорбит печальной тайны объясненье.

1) Она его не замеча_т как он ни бейся.
2) Мне дорог день мне дорог час.
3) И постепенно в усыпленье и чувств и дум впада_т он а перед ним воображенье свой пестрый мечет фараон.

1) Глаза его читали но мысли были далеко.
2) Он не заботился о том какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой.
3) Вы поступили благородно вы были правы предо мной.

1) Но шпор незапный звон раздался и муж Татьянин показался.
2) Помните ль тот час когда в саду в аллее нас судьба свела?
3) На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый сбежалась челядь у ворот.

От редакции

Чтобы вам было легче проверить ответы сильных учеников, приводим адреса всех процитированных фрагментов. Предложите ребятам, справившимся с поиском самостоятельно, выписать целиком предложения, которые были частично приведены в карточках, и нарисовать их схемы. Стоит также, разобрав эти примеры на доске, обсудить, насколько пунктуация в различных изданиях романа А.С. Пушкина соответствует современной норме. Имейте в виду, что в разных изданиях пунктуация может не совпадать; в старших классах это стоит сделать предметом отдельного разговора.

№ 1. 1) II–XIV 2) II–XVIII 3) III–XII

№ 2. 1) II–VIII 2) II–XXI 3) III–VII

№ 3. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXXV

№ 4. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXIII

№ 5. 1) II–X 2) II–XI 3) II–XII

№ 6. 1) II–VIII 2) II–XXII 3) II–XXIX

№ 7. 1) II–XXVII 2) II–XXVIII 3) III–XI

№ 8. 1) II–I 2) II–III 3) IV–XXXIV

№ 9. 1) IV–XLII 2) V–II 3) V–VI

№ 10. 1) III–XXIV 2) IV–XI 3) V–X

№ 11. 1) IV–XL 2) V–XI 3) V–XX

№ 12. 1) IV–XL 2) V–XXXIV 3) V–XLII

№ 13. 1) IV–XL 2) V–XXIV 3) VI–I

№ 14. 1) IV–XXIII 2) IV–XXVI 3) VI–III

№ 15. 1) IV–XLI 2) VI–XIV 3) VI–XL

№ 16. 1) V–IX 2) VII–VI 3) VII–I

№ 17. 1) III–XVI 2) III–XV 3) VII–XVII

№ 18. 1) VII–XVII 2) VIII–XVII 3) VII–VIII.IX.X

№ 19. 1) III–XV 2) III–XVI 3) VII–XV

№ 20. 1) VII–XXIII 2) VII–XXXIV 3) VII–XXXV

№ 21. 1) VII–XXXII 2) VII–XXXVI 3) VIII–XV

№ 22. 1) VIII–XVII 2) VIII–XVIII 3) VIII–XXIX

№ 23. 1) VIII–XXX 2) IV–XLI 3) VIII – письмо Онегина к Татьяне

№ 24. 1) VIII–XXXI 2) VIII – письмо Онегина к Татьяне 3) VIII–XXXVII

№ 25. 1) VIII–XXXVI 2) II–XXIX 3) VIII–XLIII

§ 17. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения

План синтаксического разбора

  1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окрашенности.
  2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы.
  3. Вид связи между простыми предложениями в сложном (союзная, бессоюзная).
  4. Сочинительные союзы (соединительные, противительные, разделительные), соединяющие простые предложения в сложное.
  1. Смысловое значение сложного предложения (перечисление, противопоставление, чередование событий).
  2. 7, 8. Разбор простых предложений в сложном (см. Приложение).

Образец синтаксического разбора

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется. (М. Лермонтов.)

Устный разбор

Предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух простых предложений. В первом грамматическая основа воздух дышит ароматом, во втором — природа оживляется. Связь между предложениями союзная. Средство связи — соединительный союз и. Отношения перечислительные.

Письменный разбор

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

Повествовательное, невосклицательное, союзная связь, отношения перечисления.

75. Произведите синтаксический разбор двух сложносочинённых предложений устно, двух сложносочинённых предложений письменно. Какое предпожение вы не будете анализировать? Почему?

1. Солнце уже скрылось, и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. (Л. Толстой.) 2. Чёрная туча, протянувшись на запад, из-за своих разорванных краёв открыла звёздное небо, и перевёрнутый золотой рог месяца красно засветился над горами. (Л. Толстой.) 3. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. (Н. Некрасов.) 4. Сквозь мглу видно всё, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. (А. Чехов.) 5. Звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а вгоняли природу в дремоту. (А. Чехов.) 6. Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха. (А. Чехов.)

План пунктуационного разбора

  1. Знаки завершения.
  2. Знаки разделения между простыми предложениями в сложносочинённом.
  3. Знаки разделения и выделения в предложениях.

Образец пунктуационного разбора

Красота на добро и не смотрит, но люди от неё становятся добрее. (М. Пришвин.)

Устный разбор

В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением (Красота на добро и не смотрит. ) и вторым (. люди от неё становятся добрее) перед союзом но ставится запятая — знак разделения между простыми предложениями в сложносочинённом.

Письменный разбор

76. Произведите пунктуационный разбор двух предложений устно и двух — письменно.

1. Обильная роса затопляла травы и листья, но зной проникал уже в самый лес. (И. Тургенев.) 2. Обрывистый берег весь оброс бурьяном, и по небольшой лощине между ним и протоком рос высокий тростник. (Н. Гоголь.) 3. То падал как будто туман, то вдруг припускался косой дождь. (Л. Толстой.) 4. Ещё и лета не бывало, а лишь дожди всё шли да шли, и небо холодом дышало. (М. Чехов.) 5. Солнце зашло недавно, однако было уже темно. (А. Чехов.)

77. Запишите предложение Спокойно дремлет день над тихими полями, и веют прелестью раздумья вечера. (И. Бунин.) и выполните его полный синтаксический разбор.

Повторение

Контрольные вопросы

  1. Какие предложения называются сложносочинёнными?
  2. На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?
  3. Когда в сложносочинённом предложении употребляются соединительные союзы? разделительные? противительные? Приведите примеры.
  4. Какое средство связи, кроме союзов, используется для соединения простых предложений в сложное?
  5. Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении и когда?

78. Выпишите из книг, газет, журналов не менее шести сложносочинённых предложений с разными союзами и разными смысловыми отношениями между простыми предложениями.

79. Запишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Какие виды сложных предложений употреблены в тексте? Определите тип текста. Выполните синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Объясните постановку тире в первом предложении. Чем осложнено второе предложение?

Короче становились дни прозрачнее — воздух. Длиннее и темнее стали ночи и уже иные голоса зазвучали в ночи журавлиный стон в аспидно-чёрном поднебесье грустный переклик казарок сдержанный гогот гусей и посвист утиных крыльев.

80. Запишите отрывки из произведений Н. В. Гоголя. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. Объясните, как соединены и как разделены простые предложения в сложных.

1. Вот по широкому Днепру зачернела лодка, и в замке снова как будто блеснуло что-то. Потихоньку свистнул Данило, и выбежал на свист верный хлопец.

2. Усталое солнце уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро; и угасающий день пленительно и ярко румянился. . Говор приметно становился реже и глуше, и усталые языки перекупок, мужиков и цыган ленивее и медленнее поворачивались. Где-где начинал сверкать огонёк, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихавшим улицам.

81. Прочитайте отрывки из произведений В. М. Гаршина. Какие виды сложных предложений употребил писатель? Выпишите сложносочинённые предложения и выполните их синтаксический разбор.

1. Вот и набережная. Громадные здания с одной стороны, а с другой — почерневшая Нева. Скоро тронется лёд, река будет голубая. Парк на той стороне зазеленеет. Острова также покроются зеленью. Хоть и петербургская, а всё-таки весна.

2. Море шумело далеко внизу, ветер становился свежее. Английский пароход вышел из полосы лунного света, и она блестела, сплошная, и переливалась тысячами матово-блестящих всплесков, входя в бесконечную морскую даль и становясь всё ярче и ярче. Не хотелось встать со скамьи, оторваться от этой картины и идти в шестой номер гостиницы, в котором остановился Василий Петрович. Однако было уже поздно; он встал и пошёл вдоль по бульвару.

3. Карманные часы, лежавшие на письменном столе, торопливо и однообразно пели две нотки. Разницу между этими нотами трудно уловить даже тонким ухом, а их хозяину, бледному господину, сидевшему перед этим столом, постукиванье часов казалось целою песнею.

82. Из данных предложений выпишите лишь сложносочинённые. Первое из выписанных предложений разберите по членам. Какие правила необходимо знать, чтобы верно вставить пропущенные буквы?

I. 1. Лесок, в котором долж..нствовало происходить побоище, находился в четверти мили от Ганау. 2. Дорожка эта скоро превратилась в тропинку и, наконец, со(всем) и..чезла, пересеченная канавой. 3. Пьеса длилась ещё час с лишком, но Марья Николаевна и Санин скоро перестали смотреть на сцену. 4. Она свернула с шоссе и поскакала по узкой, неторной дорожке, которая действительно как будто направлялась к горам.

II. 1. Воз с знакомыми нам пассажирами вз..ехал в это время на мост, и река во всей красе и величин. как цельное стекло, раскинулась перед ними. (Н. Гоголь.) 2. День был тих, и солнце с..яло. (Н. Гоголь.) 3. Первый переход был (не)велик: от Кишинёва до деревн.. Гаурени всего восемнадцать вёрст. (В. Гаршин.)

cleverinvestor.ru

Яндекс тИЦ n/a
Google PageRank n/a
Дата первой регистрации 27.05.2013
Дата регистрации 27.06.2018
Дата выставления на продажу 30.10.2019

Продажа

Компания REG.RU выступает Гарантом корректности сделки и обеспечивает правомерность передачи доменного имени Покупателю с соблюдением всех правил и регламентов. После совершения сделки по покупке домена Покупатель становится полноправным владельцем домена, а Продавец получает средства от продажи.

Телефон в Москве

Бесплатный звонок по России

Выделите и нажмите Ctrl+Enter

  • Принимаем к оплате
  • Все способы оплаты

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании
материалов сайта письменное согласие обязательно. Торговые марки, логотипы и марки услуг, размещенные на данном сайте,
являются собственностью ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» или третьих лиц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: