Антон — Павлович — ЧЕХОВ

Чехов и Таганрог
«Пожалуйста, делайте из меня и со мной все, что только для Таганрога из меня можно сделать», – однажды было сказано в отношении родного города Чеховым. Из Чехова в Таганроге делается многое — свыше двадцати памятников и памятных мест, например, или вот эта страница на городском сервере. Сайт нужен тем, кто ищет информацию по теме «Чехов и Таганрог». Ищите необходимое в рубриках:

  • Биография
  • Мемориальные места
  • Лавка Чеховых
  • Таганрогская гимназия
  • Памятник Чехову
  • Справка о музее «Домик Чехова»

Чехов Антон Павлович
Хорошая биография из «Русского биографического словаря» с подробными комментариями о его творческой деятельности. Текст содержит ссылки на упоминаемые в нем имена, но не имеет ни разделов, ни абзацев.

MegaBook «Универсальная энциклопедия»
Биография Чехова на мегапортале «Кирилл и Мефодий», разделена по темам: Семья. Учеба. Антоша Чехонте; Проблематика рассказов; Новаторство драматургии и др., и содержит ссылки на пояснительные статьи к некоторым упоминаемым именам и понятиям.

Чехов Антон Павлович
Еще три небольших биографических статьи в историческом проекте «Hronos», одна из которых является краткой хроникой жизни (сделана по принципу «дата – событие»).

Алексей Глухов. Труженик на родной ниве
Чехов и книги – так коротко можно сформулировать тему этой статьи в журнале «Университетская книга». Роль чтения в формировании личности писателя, его литературного вкуса, мировоззрения – вот вопросы, рассмотренные автором.

Н.С. Шер. Антон Павлович Чехов
Большая подробная биография из книги «Рассказы о русских писателях». В статье, в частности, проводятся параллели между жизнью Чехова и мотивами его творчества.

Антон Павлович Чехов
Достаточно подробная биография на сайте Интернет-библиотеки Алексея Комарова.

Антон Павлович Чехов
На сайте с красноречивым названием «Антон Павлович Чехов» представлены сразу девять вариантов биографии писателя. Первые четыре иллюстрированы, что выгодно отличает их от идентичных материалов, расположенных на других сайтах.

  • Вариант №1 Та же биография на сайте ГФ «Чеховский центр» в формате pdf.
  • Вариант №2 Очевидно, первоисточник находится в Мегаэнциклопедии «Кирилл и Мефодий».
  • Вариант №3 Тот же материал на сайте Фонда развития экономических и гуманитарных связей «Москва-Крым».
  • Вариант №4 Та же биография в «Энциклопедии замечательных людей и идей».
  • Вариант №5
  • Вариант №6 Та же биография и следующие две в проекте «Хронос».
  • Вариант №7
  • Вариант №8
  • Вариант №9 Представляет собой сокращенную версию первого варианта.


Современники о Чехове

В советскую эпоху было издано несколько сборников воспоминаний современников об А.П. Чехове. В Интернет доступны тексты изданий 1960 и 1986 гг.

Статьи современников А.П. Чехова в электронной энциклопедии «Русский путь – pro et contra»

  • К.К. Арсеньев. Беллетристы последнего времени. А.П. Чехов. – К.С. Баранцевич – Ив. Щеглов
    Рецензия на первые два сборника рассказов Чехова – «Пестрые рассказы» и «Сумерки». Арсеньев, не слишком высоко оценивая первый сборник, замечает, тем не менее, сильные стороны писателя и прослеживает их развитие в «Сумерках».
  • Д.С. Мережковский. Старый вопрос по поводу нового таланта
    Отдавая должное таланту Чехова в первой части статьи, автор замечает, что, на его взгляд, в произведениях писателя нет «тенденции», т.е. некой идеи, цели или даже наставления. И, выразив этот свой тезис, он оправдывает Чехова как художника, осуществляющего в общечеловеческом смысле «накопляющую деятельностью», в данном случае увеличивающего «общую сумму эстетических наслаждений, доступных человечеству».
  • Н.К. Михайловский. Об отцах и детях и о г-не Чехове
    Михайловский, проанализировав сборник рассказов «Хмурые люди», приходит к выводу, что талант Чехова пропадает даром. А виной тому – отсутствие у него, как и у многих его современников, «общей идеи и бога живого человека». Впрочем, обладая подлинным дарованием, писатель не может не испытывать по этой «идее» тоски, которая нашла отражение в лучшем, по мнению автора статьи, произведении Чехова «Скучная история».
  • В.Л. Кигн (Дедлов). Беседы о литературе
    Чехов представлен в статье как новое, свежее явление в русской беллетристике. Он свободен от стереотипов, умен, талантлив. Кигн, в отличие от многих современных ему критиков, считает, что Чехов берется за «общественные темы», изображает «общественные типы», даже обличает. В то же время, автор не одобряет пессимизм и «мрачный мистицизм» писателя, навеянный, по его мнению, общим настроением современной критики.
  • М.А. Протопопов. Жертва безвременья
    « при богатстве картин воображения, при наличности не избитых мыслей, довольно тонких понятий, искренних и хороших чувств, при настойчивом стремлении познать самого себя – полное отсутствие верховной цели, регулирующей все духовные процессы наши, придающей им смысл, оправдывающей их возникновение и бытие».
  • А.Л. Волынский. Литературные заметки. III-IV
    Рецензия на два рассказа Чехова – «Палата №6» и «Рассказ неизвестного человека». «Это смелые наброски умного, но неглубокого художника. Это проблески симпатичного таланта, страдающего скудостью идей, замыслов, с небольшим запасом наблюдений в определенном направлении, без широкой психологической перспективы »
  • В.А. Гольцев. А.П. Чехов. Опыт литературной характеристики
    Ответ на заявления ряда критиков об отсутствии в произведениях Чехова «идейного начала».
  • Пл.Н. Краснов. Осенние беллетристы. II. Ан.П. Чехов
    По мнению критика, Чехов, не претендуя на роль учителя жизни, является точным, правдивым художником. В то же время, он не только честно изображает действительность, но и проникает в сущность вещей, находит «ключ к пониманию толпы». Этим объясняется общее сумеречное настроение его произведений – ведь в обществе царят скука и пошлость
  • А.И. Богданович. Критические заметки
    Рецензия на рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «Любовь». Богданович наблюдает здесь проявление авторского субъективизма, поскольку писатель вкладывает в уста героев собственные мысли. Для критика это новая черта в творчестве Чехова, отличающегося предельной объективностью в своих произведениях.
  • М. Горький. Литературные заметки. По поводу нового рассказа А.П. Чехова «В овраге»
  • Н.К. Михайловский. Кое-что о г-не Чехове
    В развитии творчества Чехова критик видит движение от иронично-насмешливого взгляда на житейскую пошлость, к беспристрастному, объективному изображению действительности, и, наконец, к мрачным раздумьям о нелепости жизни.
  • А.Л. Волынский. Антон Чехов
    Рецензия на рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Ионыч», «По делам службы», «Новая дача»
  • В.П. Альбов. Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова
    Критик обнаруживает перелом в творчестве Чехова, заключающийся в преодолении противоречия между идеалом и действительностью, исключающей возможность его реализации. Появляется мотив нравственного перерождения человека.
  • И. Джонсон. В поисках за правдой и смыслом жизни (А.П. Чехов)
  • С.Н. Булгаков. Чехов как мыслитель. Публичная лекция
  • Лев Шестов. Творчество из ничего (А.П. Чехов)
    «Чехов был певцом безнадежности. Упорно, уныло, однообразно в течение всей своей почти 25-летней деятельности Чехов только одно и делал: теми или иными способами убивал человеческие надежды. В этом, на мой взгляд, сущность его творчества».
  • М.П. Никитин. Чехов как изобразитель больной души
  • В.В. Воровский. Лишние люди
  • Д.С. Мережковский. Чехов и Горький
  • Андрей Белый. Чехов
  • К.И. Чуковский. А. Чехов
  • Д.В. Философов. Липовый чай
  • В.В. Розанов. Наш «Антоша Чехонте»
  • А.А. Измайлов. Вера или неверие? (Религия Чехова)
  • С. Кванин. О письмах Чехова
  • Б.М. Эйхенбаум. О Чехове
  • В.В. Маяковский. Два Чехова
  • А.Д. Степанов. Антон Чехов как зеркало русской критики


Киреев. Чехов. Посещение Бога.

«Чеховский вестник» представляет собой информационно-библиографическое издание, содержащее сведения о новых публикациях, посвященных Чехову, о постановках спектаклей и фильмов по его произведениям, о посвященных ему научных конференциях и о жизни музеев его имени; ведет библиографию литературы о Чехове. Издание готовится Чеховской комиссией Научного совета по истории мировой культуры РАН.

«Чернильница» – каталог ссылок на он-лайн литературу
В хронологическом и в алфавитном порядке собраны практически все тексты, доступные в Сети.

Интернет-библиотека Алексея Комарова
Рассказы, повести, пьесы. Все произведения в алфавитном порядке.

Клуб Скептиков
Рассказ «Тайна». Обнаружить его в других собраниях текстов не удалось.

Отрывки из писем Чехова
На сайте Омского академического театра драмы приведены выдержки из писем А.П. Чехова, касающиеся работы над пьесой «Три сестры».

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904) прозаик, драматург, почетный академик Петербургской АН (1900-1902).
Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в многодетной семье купца третьей гильдии.
С 1868 г. учился в классической гимназии, одновременно помогая отцу в торговле. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879 г. , уехал в Москву. После поступления на медицинский факультет Московского университета (1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка: с этого времени его «юмористические мелочи» регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).
В 1884 г., получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой. В 1884 г. выходит первая книга рассказов Чехова – «Сказки Мельпомены», затем следуют «Пестрые рассказы» (1886), «В сумерках» (1887), «Хмурые люди» (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах «Именины», «Скучная история».
В 1890 г. Чехов прерывает успешно начатую литературную работу и отправляется в длительное путешествие через Сибирь на остров Сахалин для «изучения быта каторжников и ссыльных».
Творческим итогом путешествия становится книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок». Отразились сахалинские впечатления и в рассказах «В ссылке» (1892), «Палата № 6». Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.
В конце 1880 г. много работал для театра: пьесы «Иванов», «Леший», «Свадьба», водевили «Медведь», «Юбилей» и др.
В первой половине 1890-х гг. Чехов становится одним из самых читаемых писателей России – его произведения регулярно появляются в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892), газетах «Новое время» (до 1893) и «Русские ведомости»; выходят отдельные издания и сборники («Рассказы», 1888; «Хмурые люди», 1890; «Повести и рассказы», 1894), которые постоянно переиздаются, вызывая широкий резонанс в литературных кругах.
В 1892 г. покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.
В Мелихово было написано много произведений: «Попрыгунья», «Скрипка Ротшильда», «Учитель словесности», «Чайка», «Дядя Ваня» и др. В начале века Чехов создает такие пьесы, как «Три сестры» и «Вишневый сад». Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.
В 1898 г. Чехов переезжает в Ялту, где построил дом. В 1901 г. Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер.
В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 – 1902 гг. и 1903 г.) в издательстве А. Маркса.
В 1904 г. в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Банденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001» (пятое издание).

Имя писателя чехова

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле «колониальными товарами». Но он больше всего увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками. До сих пор еще сохранилось несколько икон, которые он написал собственноручно.

Природные способности Павла Чехова передались и его пятерым детям: Александр и Антон стали писателями, Николай — художником и карикатуристом, Мария — педагогом, а Михаил Чехов — артистом мирового уровня (вспомним хотя бы фильм «Сестра его дворецкого», где он блестяще сыграл с Диной Дурбин).

Однако в семейной жизни и особенно в коммерческих делах Павел Чехов был менее удачлив. Вопреки настояниям жены, он отдал сыновей в приходскую Цареконстантиновскую школу, откуда детей вскоре пришлось забрать, поскольку никаких знаний они не приобрели. Правда, Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.

И все же не будь в жизни Чехова церковного хора и спевок — не было бы и его изумительных рассказов «Художество», «Святой ночью», «Студент» и «Архиерей» с удивительной красотой простых верующих душ, с проникновенным знанием церковных служб, древнерусской речи. Да и утомительное сидение в лавке не прошло для Чехова бесследно: оно дало ему, по словам И.А.Бунина, «раннее знание людей, сделало его взрослей, так как лавка отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов».

В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать себя несостоятельным должником и бежать в Москву, куда вскоре перебралась и остальная семья. Антон был вынужден выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством.

Тяжелые впечатления детства и юности найдут позже отражение в рассказах Чехова о детях. Вспомним хотя бы такие его рассказы, как «Ванька», «Спать хочется». Есть у него также своеобразная серия рассказов об учителях — «Человек в футляре», «Крыжовник», «О первой любви».

Ранние литературные опыты Чехова связаны с рукописным юмористическим ученическим журналом «Заика» и письмами к родным, где он проявил себя как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном.
Однако свое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 году, по окончании гимназии, он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где и поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их в различные издания. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появляются первые публикации его юмористических рассказов. Он публикует свои юморески под самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.

Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в семье, где он вскоре становится главой большого клана. Поэтому не все написанные им вещи одинаково равнозначны в художественном отношении. Он пишет разные по жанру произведения: начинает с пародий, от которых переходит к юмористическим очеркам и сценкам.

Печатается Чехов тоже в различных изданиях, где принимают его рассказы, но все же отдает предпочтение журналу «Осколки», где для него был создан специальный отдел под названием «Осколки московской жизни». Некоторые его рассказы тех лет получили очень хорошие отзывы, и среди них — «Анюта», «Аптекарша», «Муж». В 1884 году выходит первый сборник рассказов Антона Павловича Чехова, благосклонно встреченный критикой, — «Сказки Мельпомены», в который вошли шесть рассказов из жизни людей театра.

1884 год оказался необычайно удачным для Чехова. Заканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как «Хирургия», «Хамелеон», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности.

Получив диплом врача, Чехов устраивается на работу в Подмосковье и даже пробует писать диссертацию на тему «Врачебное дело в России». Он тщательно изучает материалы по народной медицине, русские летописи. Труд остался незаконченным, но многое дал Чехову-писателю.

В своей литературной деятельности Антон Павлович не забывал о том, что он врач. Доктора становятся главными героями многих его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям будет понятно, что писатель, создавший такие произведения, как «Палата № 6», «Случай из практики», «Скучная история», «Припадок», — врач по профессии.

Медицинская практика, несомненно, расширила и жизненный опыт писателя: ведь к нему шли люди не только с разными заболеваниями, но и с разными судьбами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в чеховских произведениях встречаются люди самых разных характеров и социальных кругов. Правда, критики часто ставили в вину Чехову то обстоятельство, что в своих рассказах он изображает мрачный и неприглядный мир, в котором нет места «живому человеку», как будто этот мир видится глазами больного. Однако писатель по своей натуре был веселым и жизнерадостным человеком. Он был привязан к своей семье, любил сестру и братьев, в его жизни бывали и любовные увлечения.

Антон Павлович с годами и с опытом становился более требовательным к себе. Теперь он не стремится к тому, чтобы сразу опубликовать свое произведение, и подолгу работает над каждым новым рассказом. Постепенно у писателя появляются идеи более крупных произведений, и он начинает писать повести — «Степь», «Мужики», «В овраге», «Моя жизнь».

На исходе 80-х годов Чехов испытывает неудовлетворенность собственными «малыми делами» — медицинской практикой в провинции, строительством школ и библиотек. А после смерти брата он ощущает внутреннюю опустошенность. Ему начинает казаться, что он остановился в своем развитии и не видит никаких дальнейших перспектив. Под впечатлением этих пессимистических настроений Чехов решает отправиться на Сахалин, чтобы в путешествии набраться новых впечатлений.

В апреле 1890 года писатель через Казань, Пермь, Тюмень и Томск отправился к берегам Тихого океана. Уже больной чахоткой, в весеннюю распутицу он проехал на лошадях четыре с половиной тысячи верст и лишь в конце июля прибыл на Сахалин. То, что он увидел по пути на Сахалин и на самом острове, потрясло его. Существование обитающих там людей даже трудно было назвать жизнью. Никогда прежде писателю еще не приходилось встречаться с такой беспросветной нуждой, дикостью и полнейшим произволом властей. Все эти свои впечатления Чехов передал в книгах «Из Сибири» и «Остров Сахалин». После их выхода министерство юстиции командировало в Сибирь ученого-криминалиста Дриля и специалиста по тюрьмам Саломона, которые подтвердили все то, о чем писал Чехов.

Сразу же после поездки на Сахалин Чехов совершает большое заграничное путешествие. Он посещает Европу, а затем отправляется в Гонконг, Сингапур. Возможно, контрастность впечатлений помогла писателю еще глубже прочувствовать проблемы острова Сахалин и России в целом.

Вскоре после поездки, в 1892 году, Чехов перестал заниматься врачебной практикой и купил имение Мелихово под Москвой. Попечитель сельского училища, он на свои средства построил школу, помогал голодающим. Во время эпидемии холеры писатель работал как участковый санитарный врач. Правда, он отказался от любого вознаграждения за этот свой труд, чтобы не связывать себя какими-либо обязательствами. Очевидно, он никак не мог забыть времена своей врачебной практики, когда количество больных в сезон доходило у врача Чехова до тысячи.

Теперь Антон Павлович Чехов уже всероссийски признанный писатель; один за другим выходят сборники его рассказов — «Невинные рассказы», «В сумерках». В 1888 году он становится лауреатом Пушкинской премии, а в 1900 году — почетным академиком. Это звание писатель получил одновременно с Л.Н.Толстым. Правда, вскоре Чехов выходит из академии вместе с В.Г.Короленко в знак протеста, когда туда по распоряжению Николая II отказались принять М.Горького.

Новый этап в творчестве Чехова связан с его занятиями драматургией. Вначале он переделывает некоторые свои рассказы в пьесы, однако они имели не очень большой успех, как это случилось с его пьесой «Иванов». Настоящим провалом стала и постановка первой оригинальной пьесы Чехова «Чайка». Только Московский Художественный театр, оценивший простоту, естественность и внутренний подтекст пьесы, смог воплотить авторскую концепцию. С тех пор «Чайка» стала символом театра, а Чехов — его постоянным автором. Две последующие пьесы — «Дядя Ваня» (переделанная из водевиля «Леший») и «Вишневый сад» (1904 г.) — были восторженно встречены зрителями и критикой. Вскоре они были переведены и на иностранные языки. Бернард Шоу, например, сказал, что после прочтения пьес Чехова ему хотелось уничтожить все им написанное.

В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер, однако насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался.

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы — трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.

Дом творчества писателей «Имени А.П. Чехова» — Ялта, Крым

Дом творчества писателей «Имени А.П. Чехова» расположен в центральной части города Ялта, в парковой зоне, в 650 метрах от Набережной. Это современный гостиничный комплекс, уединённо расположенный в великолепном старинном парке на склоне горы Дарсан.

Размещение: Дом творчества писателей «Имени А.П. Чехова» предлагает для размещения отдыхающих современный девятиэтажный корпус на 98 мест.

Размещение:
— Двухместные и трехместные номера категории «стандарт» с удобствами (душ, туалет, умывальник), телевизор, балкон.
— Двухместные номера повышенной комфортности с удобствами (душ, туалет, умывальник), кондиционер, телевизор, холодильник, балкон, реконструкция 2007 года, новая мебель, сантехника, номера класса полулюкс с кондиционерами.
— Двух-, трехкомнатные номера «люкс» — ванная или душ, туалет, бойлер, умывальник, лоджия, телевизор, холодильник, кондиционер, балконы с плетеной мебелью.

Питание: 3-х разовое по заказному меню.

Водоснабжение: холодная вода круглосуточно, горячая — ежедневно по графику.

Пляж: Оборудованный галечный пляж, организована бесплатная доставка автобусами.

Инфраструктура: бар с летней площадкой, детская комната, библиотека, камера хранения, мини-сейфы на стойке администратора, конференц-залы, автостоянка, экскурсионное бюро. В 10 минутах ходьбы находится центральная улица Ялты, с множеством кафе, баров и других предприятий курортной инфраструктуры.

Дети: Принимаются с любого возраста.

Расчетный час: Заезд 14-00, выезд 12-00.

Стоимость размещения БЕЗ ПИТАНИЯ в рублях:

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (1478)

День памяти: 17 (30) апреля, 8 (21) августа

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии.

Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому ещё в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.

В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.

В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель.

Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставив кельи и ограду.

Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки.

Преподобный Зосима в одиночку противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок даже не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.

Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья стали также приходить в обитель для поселения.

Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая.

Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове.

Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк», и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.

По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.

Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.

Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения.

Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребён за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.

В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

25 февраля 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

. Эти слова Священного Писания означают: не присоединяйтесь к тому суду, к тем обвинениям, в которых вы не уверены. Они не лишают нас возможности иметь собственное представление.

24 февраля 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Христианский мир – это мир сознательного человеколюбия, которое рождается от мысли, что перед тобой в смиренном виде – Царь неба и земли. В конце концов, по этому критерию Он и отнесётся к нам на том Суде, повестка о котором нам вручена верой, и дата которого в повестке ещё не указана.

23 февраля 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

. Не следует общаться с людьми, которые тянут нас вниз, с теми, кто осуждает и наговаривает, злится и ненавидит, развратничает, спорит, конфликтует. Гармонии и радости такие люди не принесут в нашу жизнь, только посеют раздор, раздражение и недопонимание, а ещё подтолкнут к.

16 февраля 2020

Митрополит Антоний (Паканич):

. Любовь всегда наполнена добротой, милосердием и прощением. Она окрыляет, и даже у самого безнадёжного судна надувает паруса, но мы ловко и цинично спускаем их, продолжая упорно держаться за якорь.

Знаменательные даты:

Указ императрицы Анны Иоанновны от 29 июля 1731 года гласил: «Дабы Шляхетство от малых лет к тому теории обучены, а потом в практику годны были… учредить корпус кадетов…».

Анонсы

29 февраля 2020

29 февраля 2020

Фотоальбомы

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: