Импрессионизм в сети

Эпизоды из жизни: 1. Образы бурной эпохи
2. Великий романтик

ДЕЛАКРУА Фердинан Виктор Эжен (1798-1863) — французский живописец и график, глава романтизма во французской живописи, колористические искания которого оказали большое влияние на формирование импрессионистического направления.

С 1816 по 1822 гг. учился в мастерской классициста П.Н.Герена в Париже.

Изучал живопись старых мастеров в Лувре, увлекался английской живописью, особенно творчеством Дж.Констебла, большое влияние на него оказало искусство Т.Жерико. В 1825 г. посетил Англию, затем Алжир, Марокко, Испанию и Бельгию.

Первая самостоятельная работа Э.Делакруа «Данте и Вергилий» («Ладья Данте», 1822, Лувр, Париж), написанная на сюжет «Божественной комедии», принесла ему широкую известность и заставила заговорить о рождении нового художника-романтика. Мощное эмоциональное воздействие этого полотна в первую очередь объясняется нетрадиционным использованием цвета. В отличие от классицистов, отводящих ему второстепенное по сравнению с рисунком место, Э.Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. Цветовое звучание «Данте и Вергилия» усиливается использованием контрастных тонов: яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлых оттенков обнаженных тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне.

«Ладья Данте». 1822 г.
Холст, масло. 189х242 см.
Лувр, Париж.

Той же страстностью, напряженным драматизмом и протестом против всякого насилия отмечены более поздние работы, такие как «Резня на Хиосе» (1824, Лувр, Париж) и «Греция на развалинах Миссолонги» (1827, Музей, Бордо), представляющие собой отклик художника на события героической борьбы Греции против турецкого нашествия.

«Резня на Хиосе». 1824 г.
Холст, масло.
Лувр.

«Греция на развалинах Миссолонги».
1826 г.
Музей изящных искусств, Бордо, Франция.

Во время пребывания в Англии (1825) Э.Делакруа знакомится с ее литературой, живописью и театром, большое впечатление на него производит творчество Дж.Констебла, Дж.Байрона и У.Шекспира. Впечатления от этого путешествия вылились в целый ряд картин, при написании которых он использовал новые живописные методы, заимствованные им у английских мастеров («Тассо в доме умалишенных», 1825, Собрание Уоллес, Лондон; «Казнь дожа Марино Фальеро», 1826, Собрание Уоллес, Лондон; «Смерть Сарданапала», 1827, Лувр, Париж),

«Смерть Сарданапала». 1827 г.
Холст, масло. 392х496 см.
Лувр, Париж.

Влияние Дж.Констебла, в частности, проявилось у Делакруа в более светлом колорите, который стал теперь ведущим в его искусстве.

Только одна картина художника была написана непосредственно после современных ему событий — революции 1830 г. Она стала самым значительным и самым известным его произведением — «28 июля 1830 года» («Свобода на баррикадах», 1830, Лувр, Париж). Ее романтическая революционная символика, выраженная аллегорической фигурой Свободы с развевающимся национальным знаменем в руке, открыто призывала к борьбе и вселяла уверенность в неизбежной победе. Экспрессия и динамическая пластика полотна достигаются за счет использования лаконичных художественных приемов: композиция не перегружена изображением человеческих фигур, напряженная энергетика цветовой гаммы создается ударами красного и синего тонов.

«Свобода на баррикадах». 1830 г.
Лувр, Париж.

Работы, созданные художником после его путешествия по Северной Африке, интересны не только своей красочностью и экзотикой, но и той точностью, с которой Э.Делакруа воспроизводит своеобразие местного колорита, быта, традиций и черты характера своих персонажей («Алжирские женщины в своих покоях», 1834; «Еврейская свадьба в Марокко», ок.1841 — обе в Лувре, Париж; «Арабские комедианты», 1848, Музей изящных искусств, Тур; «Львиная охота в Марокко», 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

«Алжирские женщины в своих комнатах». 1834 г.
Холст, масло. 180х229 см.
Лувр, Париж.

«Львиная охота в Марокко». 1854 г.
Холст, масло.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Многогранное дарование Э.Делакруа проявилось в различных жанрах: исторической живописи («Битва при Пуатье», «Битва при Нанси», 1831; «Битва при Тайбурге», 1837; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1841 — все в Лувре, Париж; «Битва св.Георгия с драконом», ок.1854, Музей изящных искусств, Гренобль), монументальной декоративной росписи (потолок Тронного зала Палаты Депутатов, 1833-1837; библиотека Палаты Депутатов, 1838-1847; библиотека Люксембургского дворца, 1845; роспись «Оплакивание Христа» в церкви Сен-Дени дю Сен Сакреман, 1843), портрете (портреты Ф.Шопена, Ж.Санд, Н.Паганини, автопортрет 1832г.), натюрморте («Большой охотничий натюрморт», 1826), пейзаже, в изображениях интерьеров и животных.

«Вход крестоносцев
в Константинополь
12 апреля 1204 года». 1840 г.
Холст, масло. 411х497 см.
Лувр, Париж.

«Фредерик Шопен». 1838 г.
Холст, масло.
Лувр, Париж.

«Жорж Санд» (незакончено). 1838 г.
Холст, масло.
Ордрупгаард, Копенгаген, Дания.

Э.Делакруа вошел в историю мирового искусства как один из величайших мастеров цвета, он первым из художников выдвинул проблему цвета и научно обосновал ее. На протяжении всего своего творчества он интересовался проблемой гармонического сочетания красок, применения цветовых контрастов и дополнительных цветов.

Его достижения в этой области были восприняты и развиты в творчестве импрессионистов.

По материалам из книги «Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма»/ Сост. Т.Г. Петровец. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Хронология жизни

1798
Родился в Париже в семье чиновника Шарля Делакруа. Многие считают его незаконнорожденным ребенком знаменитого политика Шарля Талейрана.

1815
Принимает решение стать художником. Поступает учеником в мастерскую известного классициста Пьера Нарсисса Герена.

1816
Поступает в Школу изящных искусств. Знакомится с Теодором Жерико и Ричардом Бонингтоном.

1818
Позирует Жерико для его картины «Плот «Медузы». Находится под большим влиянием живописи Жерико.

1822
Выставляет в Салоне полотно «Ладья Данте».

1824
Картина Делакруа «Резня на Хиосе» становится одной из сенсация Салона.

1830
Июльское восстание в Париже. Пишет свое знаменитое полотно «Свобода, ведущая народ».

1832
В составе официальной дипломатической миссии посещает Марокко.

1833
Приступает к работе над первой из серии больших фресок, заказанных ему правительством.

1835
У Делакруа обнаруживается серьезная болезнь горла.

1851
Художника избирают в городской совет Парижа.

1855
Награжден орденом Почетного легиона. В рамках Всемирной выставки в Париже проходит персональная выставка.

1863
Завершает продолжавшуюся много лет работу над фресками для церкви Сен-Сюльпис.

1863
13 августа умирает в своем парижском доме.

По материалам: «Художественная галерея. Делакруа», №25, 2005.

Пушкин. После ссылки, или середина жизни (1826—1830)

Последние дни в Михайловском, в северном заточении Пушкину было одиноко и душно. Там он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге и с напряжением ждал подробных вестей об окончании следствия и о приговоре. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, пятеро из них будут казнены.

Пушкин не забудет их. На страницах его рукописей возникнут впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Поэт посвятит декабристам немало стихотворных строк. Он ободрит Кюхельбекера, Пущина.

Со смертью Александра I ушла в историю большая эпоха русской жизни, в которую Пушкин вырос. Кончилось время открытого и тайного либерализма. Вместе с ним кончилась и ссылка. Будущее было неизвестно. Поэт был готов встретить его мужественно. В начале 1826 года он писал Дельвигу: «Не будем ни суеверны, ни односторонни. » Он отвергает непросвещенность и субъективность, хочет смотреть на происходящее объективно, не через розовые очки, без предвзятости и постигать светлым разумом действительный исторический смысл событий.

Все лето 1826 года прошло в мучительных и тяжелых раздумьях. В сентябре внезапно прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I.

8 сентября 1826 года Пушкин вошел в кабинет царя в Чу-довом монастыре. Беседа продолжалась довольно долго, около двух часов. Известно о ней немного. То, что дошло до нас, сводится к заключению устного соглашения между Пушкиным и царем. Поэт обещал воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам. Николай I возвратил поэта из ссылки и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Пушкин предполагал, что личная цензура царя откроет ему быстрый доступ к печати. Царю, вступающему на престол, хотелось расположить к себе поэта и русское общество после жестокой расправы над декабристами. Возвращение Пушкина из ссылки общество сочло крупнейшим событием первых лет царствования нового царя. Надежда на перемену политических взглядов поэта не оправдалась: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом. Правда, некоторое время он был осторожнее, но убеждениям своим не изменил.

После беседы с Николаем I Пушкин проникся утопической иллюзией, будто он, как поэт и как старинный дворянин, даже боярин, сможет влиять на государственную политику России, если царь призовет в советники подобных Пушкину просвещенных дворян. Вместе они образуют своего рода дозволенную оппозицию, которая станет внимательно следить за соблюдением законов, за созданием новых, более справедливых уложений.

С этими мыслями Пушкин написал знаменитые «Стансы» («В надежде славы и добра. ») (1826), в которых выражал веру в то, что Николай I будет подобен Петру I и начнет смело сеять просвещение «самодержавною рукой», что он увидит в выступлении декабристов не злобу к себе и не ненависть к монархии и к России, а желание им добра. Отсюда возникнут заключительные строки:

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неумолим и тверд,
И памятью, как он, незлобен.

В новое царствование Пушкин рассчитывал на почетное место одного из сподвижников Николая I на ниве просвещения. Русская публика не поняла Пушкина. Даже близкие к нему люди восприняли обращение его к царю как лесть. Поэт ответил стихотворением «Друзьям», в котором отверг обвинения, утверждая, что его хвала свободная, что он так думает и так чувствует, не лукавит и не ждет милостей для себя, напротив, побуждает царя оказать милость другим, друзьям-декабристам, зовет государя к преобразованиям, имея в виду пользу для народа и содействие просвещению, мысля себя советником царя и провозвестником его благих начинаний:

Беда стране, где раб и льстец
Одни приближены к престолу,
А небом избранный певец
Молчит, потупя очи долу.

Вскоре оказалось, что контроль Николая I не освобождает сочинения Пушкина от обычной светской и духовной цензуры. За каждым его шагом бдительно следило III отделение и его шеф Бенкендорф: письма поэта просматривались, свободные поездки по стране ему не разрешались, он не имел права публично читать свои рукописи.

Раздумывая над декабрьскими событиями, участью декабристов и собственной судьбой, Пушкин склонялся к тому, что перерос декабристские идеалы. Поэт увидел определенную закономерность в том, что не разделил суровую долю декабристов. Об этом он сказал в стихотворении «Арион».

Период жизни и творчества Пушкина, который охватывает 1826-1830 годы

Сначала Пушкин возлагал некоторые надежды на молодого императора (Николай был только на три года старше Пушкина) и сделал попытку повлиять на него. Свидетельством этого является стих «Стансы» (1826), в котором развивается параллель между Николаем І и Петром І:

  • Во всем будь пращуру подобен:
  • Как он, неутомим и тверд
  • И памятью, как он, незлобен.

Явный намек на помилование декабристов, когда общество молчало, был чрезвычайно смелым поступком, которым коронованный цензор остался очень недовольный. Одновременно либеральные друзья Пушкина считали «Стансы» доказательством того, что поэт предал память декабристов и вступил в заговор с властью. Свою позицию Пушкин объяснил в стихе «Друзьям» (1826), который заканчивался совсем крамольным заявлением:

  • Беда стране, где раб и льстец
  • Одни приближены к престолу,
  • А небом избранный певец
  • Молчит, потупя очи долу.

Надежды на реформаторскую деятельность и милосердие Николая І не оправдались. Однако может ли вообще самодержавная власть быть реформаторской и милосердной? В поисках ответа на этот вопрос Пушкин все чаще обращается к личности и деятельности «работника на троне» Петра I. Повесть «Арап Петра Великого» (1827) и поэма «Полтава» (1828) — это похвала Петру и сознательно или невольно укор Николаю. В следующих произведениях видится более сложный ответ на этот же вопрос. Работая над историей Петра (1833), Пушкин открыл в нем и большого государственного деятеля, и своевластного деспота, а в своей «Капитанской дочке» (1836), в столкновенье Петра Гринева и Маши Мироновой с Пугачевым и Екатериной II (с крестьянским царем и дворянской государыней), показал, что человечными и милосердными властители становятся только тогда, когда идут вопреки нормам и убеждениям своего класса. Очевидно, представление о самодержавной власти как о губительной и деспотической, — это видно в символике стиха «Анчар» (1829),- прошло через все творчество поэта 1830- х годов, хотя и усложнялось в разные периоды.

Центральным явлением 1826-1830 годов стала первая болдинская осень. Болдино — это имение отца Пушкина в Нижегородской губернии. Пушкин выехал туда в последний день августа 1830 года в совсем печальном настроении. На протяжении года происходила острейшая полемика вокруг «Литературной газеты», которую начали выпускать они с А. Дельвигом. 6 мая того же года состоялась помолвка Пушкина с красавицей Наталией Николаевной Гончаровой, но материальные хлопоты оказались такими сложными, что он поссорился с будущей тещей и написал невесте письмо, в котором возвращал ей слово. Кроме того, к Москве приближалась холера, а в Париже началась революция. Пушкин собирался пожить в селе месяц, но из-за холеры задержался там на все три — с сентября по ноябрь. Эти месяцы оказались, по словам поэта, чрезвычайно «плодотворными».

В сентябре были написаны «Сказка о попе и работнике его Балде», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», завершены роман «Евгений Онегин» и целый ряд стихов. В октябре — «Анфологичные эпиграммы» («Рифма», «Отрок», «Царськосельская статуя», «Работа»), «Метель», «Выстрел», «Дом Коломны», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», множество стихов и очерков литературно-критических статей. Тогда же была составлена и сожжена «десятая песня» «Евгения Онегина». В ноябре закончен ный икл «маленьких трагедий» («Каменный гость» и «Пир во время чумы»), написана «История села Горюхина», критические статьи, лирика. Во время болдинской осени талант Пушкина достиг полного расцвета.

Поражает не только чрезвычайно широкий круг тематики, жанров, литературных родов, но и тяготение к цикличности: созданный первый прозаичный цикл «Повести Белкина» («Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Выстрел»), драматический цикл «Маленьких трагедий» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), в лирике появляются циклические единства — философская лирика («Бесы», «Элегия», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Герой»), антологический, «Прощальный цикл» («Заклинание», «Прощание», «Для берегов отчизны далекой. ») и сатирический цикл («Румяный критик мой. », «Не то беда, Авдей Флюгарин. »). Больше того, в науке давно отмечено взаимопритяжение «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий», поскольку здесь решаются те же вопросы: в прозаичном цикле — на уровне быта, в драматическом — на уровне бытия.

Стихи близкие к тем или иным произведениям болдинской осени: например, «Работа» и «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» перекликаются с монологами Моцарта; стих «Я здесь, Инезилья. » словно вводит в атмосферу «Каменного гостя» и т.п.

Пушкин Александр Сергеевич

Э. Э. Найдич Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое «Пушкин Александр Сергеевич» в других словарях:

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

Пушкин Александр Сергеевич — (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография • Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. • Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. • Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов

ПУШКИН Александр Сергеевич — АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799 1837), русский поэт и прозаик. Родился 6 июня 1799 в Москве. Со стороны отца происходил из обедневшего древнего боярского рода, представители которого славились в российской истории своим независимым и мятежным… … Энциклопедия Кольера

Пушкин Александр Сергеевич — Пушкин (Александр Сергеевич) величайший русский поэт, родился 26 мая 1799 года, в четверг, в день Вознесения Господня, в Москве, на Немецкой улице. О своих предках по отцу он пишет в 1830 1831 годах: Мы ведем свой род от прусского выходца Радши… … Биографический словарь

Пушкин Александр Сергеевич — (1799 1837), поэт. Впервые побывал в Петербурге ребёнком в начале 1801. В 1811 приехал в Петербург из Москвы с дядей, В. Л. Пушкиным, для поступления в Царскосельский лицей (остановились в гостинице Демута, набережная р. Мойки, 40, здание… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Пушкин Александр Сергеевич — [26.5(6.6).1799, Москва, 29.1(10.2).1837, Петербург], русский писатель, основатель новой русской литературы. Родился в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Правнук (по материнской линии) абиссинца А. П. Ганнибала,… … Большая советская энциклопедия

ПУШКИН Александр Сергеевич — (1799 1837) русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах поэт лицейского братства, поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума , в ранних поэмах певец ярких и … Большой Энциклопедический словарь

Пушкин, Александр Сергеевич — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр … Википедия

Пушкин Александр Сергеевич — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Александр Пушкин Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин, Феофилакт Косичкин (журнальный)[1][2], P., Ст. Арз. (Старый А … Википедия

Пушкин Александр Сергеевич — (1799 1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах поэт лицейского братства, «поклонник дружеской свободы, веселья, граций и ума»; в ранних поэмах певец… … Энциклопедический словарь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector