Иллюстрации к сказкам Пушкина

Иван Яковлевич БИЛИБИН — Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», «Сказке о золотом петушке», «Сказке о рыбаке и рыбке», к поэме «Руслан и Людмила»

Иллюстрации И.Я. Билибина к сказкам Пушкина ( Салтан под окнами терема, Встреча с Царевной — Лебедь, Пир горой, Чудо-остров; Дадон получает петушка, Дадон встречает Шамаханскую царицу; Эскизы костюмов и декорации к «Сказке о золотом петушке» — Царь Дадон, Шамаханская царица, Дворец Дадона и др., иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» )

Билибин И.Я. — Фронтиспис к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина, 1905; Разворот «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. По изданию 1962 г.; Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина, 1905; Фронтиспис к «Сказке о золотом петушке» А.С.Пушкина; Иллюстрационный разворот «Сказки о золотом петушке» А.С.Пушкина. По изданию 1962 г.

Иллюстрации к сказкам Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Лукоморье», «Кот ученый», «Тридцать три богатыря», «Царевна-лебедь», «Колдун несет богатыря»)

Картины по сказкам Пушкина. И.Канаев /»Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»/

«Руслан и Людмила» — Фронтиспис-виньетка, ч/б. Гравюра М. Иванова по рисунку И. Иванова. Эскиз виньетки А. Н. Оленина. 1820 г. (см. стр. 191)

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» /Крупнейшая коллекция иллюстраций, тексты произведений, энциклопедия литературных героев, удобный поиск. Алфавитный указатель. Иллюстрации по главам/

Отдельные иллюстрации к произведения Пушкина на одной странице( Скупой рыцарь, Пир во время чумы, Барышня — крестьянка, Станционный смотритель, Метель, Бесы, Евгений Онегин, Моцарт и Сальери) художников Бенуа, Врубеля, Сурикова, Фаворского, Добужинского, Самокиш — Судковской, Милашевского и др.

Иллюстрации : Умирающий Борис Годунов и царевич Федор. Иллюстрация В. Фаворского к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»; Руслан и живая голова. Иллюстрация В. Дудорова к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»; Дон Гуан и дон Карлос. Иллюстрация В. Фаворского к «Каменному гостю» А. С. Пушкина; «Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Иллюстрация А. Пластова к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и др.

Иллюстрации к сказкам

Когда мы подрастаем, и знакомимся с окружающим миром, то иллюстрации к сказкам нам в этом помогают. Мы начинаем воспринимать мир с подачи художника. Конечно, сами сказки нам дают эмоциональный толчок, но вспомните, как с интересом мы рассматривали иллюстрации к сказкам и искали книжки с картинками.

Мы как белый лист бумаги, и родители пишут на нем что нам можно, что нельзя, что хорошо, что плохо. Лист этот заполняется любовью и эмоциями, пишется одна страница, переворачивается и пишется вторая, потом превращается все это в тома (у некоторых, правда, в криминальные ), потом в библиотеку — под названием Я.

Иллюстрации к сказкам Билибина

И вот где-то в этих рукописях есть и записи иллюстраций к сказкам. Они в детстве будоражили фантазию, способны были испугать, разозлить, улыбнуться. И всей этой магией обладали художники иллюстраторы. Да, мы, в общем то, и к книгам привыкали через картинки. Заставить ребенка почитать это надо потрудиться. И если книжка иллюстрирована, то эта задача упрощалась.

Таким художником был Билибин Иван Яковлевич (1876—1942). Всю свою жизнь он посвятил иллюстрированию сказок. Изначально хотел стать юристом, даже закончил юридический факультет в Университете Питера. Также параллельно обучался в школе рисунка.

Первые работы вышли в журнале в 1899 году. В 1900 был принят в объединение «Мир Искусства».

Иллюстрации к сказкам принесли художнику настоящую популярность. Дальше были былины, сказки Пушкина. Если перечислить известные, то это «Сказка о золотом петушке», «Василиса Прекрасная», «Царевна лягушка». Возможно, некоторые из Вас помнят эти работы.

Свои картинки Билибин рисовал акварелью, детально прорисовывая контуры. Прежде чем приступить к живописи, была проделана большая подготовительная работа. Художник много путешествовал по России. Изучил декоративное русское искусство, которое с успехом применял в работах. Даже появился «Билибинский» стиль, который копировали и подражали ему.

Но не только иллюстрации к сказкам вышли из под кисти Билибина. Своим стилем он рисовал плакаты, открытки, театральные декорации. Именно ему доверяли оформление спектаклей на сказочную тематику. И «Руслан и Людмила», и «Садко», и «Золотой петушок» это некоторые из оформленных мастером спектаклей.

В двадцатом году, как раз в революционную неразбериху, он уехал в Египет. После переезд во Францию, где работает оформителем спектаклей. Самая известная это «Сказка о царе Салтане».

К тридцать шестому году он вернулся в Россию. В дальнейшем стал профессором, доктором искусствоведения. Продолжал оформлять спектакли, но именно иллюстрации к сказкам вывели его на Олимп изобразительного искусства.

В. М. Васнецов Иллюстрации к сказкам

На мой взгляд, лучшего иллюстратора сказок нет, чем В. М. Васнецов, ну разве что И. Билибин. О нём следующая страница.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, «заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь». Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к «Коньку-Горбунку» и «Жар Птице». Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. «Витязь на распутье», «Три богатыря». Знаменитое полотно «Иван Царевич на сером волке» написано на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.

В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема — простой люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И всё это скоморошничество — для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троне у окна. «Всего много, есть всё, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не придёт единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придёт, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.

Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! — говорит. — Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». — «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» — «На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана».

Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришёл к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! — говорит. — Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». — «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался — от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог — лежит веник позолоченный. «Это что?» — «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога́». — «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана».

Из методических рекомендаций к учебнику Коровиной

— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивлённых бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
— Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

Картина В. Васнецова создает обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, поражённые происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно. Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали удачным фоном картины. Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь.

Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная — эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову «по духу» женщин — Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

Алконост . В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, жительница Ирия — славянского рая. Лик у нее женский, тело — птичье, голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина.

Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкиона (зимородок).

Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осенённой короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоса есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живёт она на райском дереве, на острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос, как сама любовь. Когда она поёт, то сама себя не ощущает. Услышавший её чудесное пение все в мире позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Это птица радости .

А вот Сирин , тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает её голос, забывает обо всем на свете и умирает, причём нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг — истинное блаженство. Даль в знаменитом словаре объяснял так: «. мифичеcкое и церковное птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью » (В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»). В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин – воплощение несчастной души. Это птица печали .

марина (Thursday, 17 October 2013 13:32)

Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МОУ Мастахская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Миронова

Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке».

учитель: Яковлева И.Д.

Школа: Мастахская СОШ им. А.А Миронова

Тема: Иллюстрации к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Вид урока: тематическое рисование

Тип урока: Комбинированный

— Научить выполнять иллюстрации к сказке;

— Развить образное представление и воображение;

-Привить интерес к изобразительной деятельности;

а) для учителя: план-конспект, иллюстрации из книг разных изданий, книга сказок А. С. Пушкина, альбом, акварельные краски, карандаши, кисточки.

б) для учащихся: Альбом, карандаш, акварельные или гуашевые краски, кисточка, резинка, банка с водой.

Организационная часть – 3 мин.

Сообщение нового материала – 10 мин.

Практическая работа – 27 мин.

Подведение итогов и завершение урока – 5 мин.

-Все встали! Здравствуйте! Садитесь. Перед тем как начать урок, отметим отсутствующих. Кто дежурный? Кто отсутствует? (Отмечаем). Все готовы к уроку? (Учащиеся отвечают).

II . Сообщение нового материала.

И так начнем. Тема сегодняшнего урока Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

В нашей стране любят и ценят книгу. Ее читатель – многомиллионный народ. Именно поэтому роль книжной графики в советских изданиях, роль их художественного оформления особенно важна и ответственна.

Что же такое книжная графика? Это понятие очень широкое. Книжная графика – это иллюстрации, сюжетные рисунки. Они бывают как однотонные, так и цветные, и в книге нередко располагаются на отдельных вклейках, а подчас украшают переплет или обложку; Книжная графика – это разного рода декоративные украшения, орнаментация, виньетки, предваряющие главы рисунки (заставки) или завершающие их (концовки).

Книжная графика – друг и помощник читателя. Она не только делает книгу красивой, нарядной, приятной на взгляд, но и помогает читателю при первом знакомстве с книгой, а затем дополняет художественное впечатление от прочитанного, идейно и эстетически обогащает читателя.

Ребята, а кто знает, что такое иллюстрация? Где можно увидеть иллюстрации? (Дети отвечают).

Рисунки в книгах называются иллюстрациями.

Иллюстрация (от лат.) – наглядное изображение, описание. Их значение – помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным. Как создаются иллюстрации? Прежде всего, художник читает рукопись будущей книги, иногда по нескольку раз. Так он мысленно знакомится с героями повести, рассказа, сказки. Самое главное – это понять их характеры, представить себе их лица, фигуры, их манеры и жесты.

Художник делает много предварительных рисунков, ищет среди окружающих его людей лица, которые кажутся ему похожими на героев произведения. Если в книге описан, какой – нибудь город или село, горы или реки, художник едет в те места, чтобы самому их увидеть и зарисовать. Когда автор рассказывает о прошлом, художник изучает ту эпоху, о которой идет речь. Все, что художнику придется изобразить, он должен знать очень точно, до мельчайших подробностей.

Мы сегодня будем рисовать иллюстрацию сказки.

Дети, а вы все знаете «Сказку о рыбаке и рыбке»? (ответ учащихся). Дети вспоминают сказку, рассказывают о том, что им больше всего понравилось и запомнилось. Выбирают понравившиеся сюжеты из сказки, анализируют поведение героев.

После выбора сюжета для иллюстрирования сказки учащиеся приступают к рисованию.

Подведение итогов и завершение урока.

Анализ и оценка работ.

— Ребята, что такое иллюстрация? Где можно увидеть иллюстрации? (ответ учащихся).

— Молодцы, вы все сегодня очень хорошо поработали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: