Иллюстрации к мертвым душам гоголя кукрыниксы

СОДЕРЖАНИЕ

«Портрет» в иллюстрациях Кукрыниксов – истинно петербургская повесть. Великий город – участник трагедии Андрея Петровича Чарткова, ставшего модным живописцем с «бойкой» кистью. Холодная и гордая красота Петербурга отталкивает мелочные расчеты спекулятора, как эта же красота принимала и ласкала душу еще юного, бедного, мечтавшего о подлинном творчестве художника.
Когда-то создавая «Белые ночи» в замечательной технике граттографии («процарапывания» белого по черному и контраста силуэтов), Мстислав Добужинский впервые в книжной графике сделал Петербург тем действующим лицом иллюстраций, которым он был в повести Достоевского.
Кукрыниксы дали иной, чем у Добужинского, Петербург. Менее жесткий и более фантастический, чем у Достоевского, Петербург Гоголя, Петербург теней и расплывающихся в тумане силуэтов, пустынных площадей и гулких набережных, продутых сквозняками перекрестков и тяжелых толчков густой воды в реках и каналах. Это был тот город Гоголя, который каждый из нас ищет в ленинградском пейзаже, вслушиваясь в хлопающие двери тяжелых подъездов доходных домов на Староневском и словно бы различая голоса толпы, описанной в «Петербургских повестях» бедным малороссийским юношей, недавним нежинским гимназистом, чиновником 14-го класса и посетителем занятий живописи в Академии художеств.

Иллюстраторы применили здесь прием, что был использован в трехтомнике тридцатых годов. Они словно бы присутствовали при происходящем и вводили в книгу читателя участником событий. Иногда и им, и читателю была видна лишь доля происходящего – угол картинной лавочки, где стоит около портрета Чартков, часть фигуры беседующего с ним ростовщика. Иногда они всматривались в задумчивое, еще не искаженное цинизмом лицо юного и бедного Чарткова, в его фигуру, походку, в его плащ с пелериной и шляпу. Так одет был великий Александр Иванов, когда Гоголь встречал его в Риме в те суровые годы отшельничества, нищеты и высокого творчества, что принесли русскому искусству «Явление Христа народу». Чартков, медленно бредущий вдоль Екатерининского канала лицом к зрителю, гамлетовски трагичен. Он делает выбор, и зритель вместе с иллюстраторами словно бы в состоянии остановить его, вмешаться в его решение. Чартков, встречающий у Летнего сада своего профессора, когда-то предупреждавшего юношу, что у него «начинают слишком бо йко кричать краски», – движется спиной к зрителю. Он не услышит, если его и окликнуть. Он глух к голосу совести, к призывам служения искусству. Сцена овеяна резким невским ветром, освещена бескомпромиссным весенним светом. Налегке, усиленно прямясь, играя тростью и сдвинув на затылок сверкающий цилиндр, в модном длиннополом сюртуке и белых панталонах денди, вышагивает мимо профессора бывший Чартков. Обернувшемуся ему вслед профессору Кукрыниксы придали черты Василия Андреевича Тропинина: он преподавал в Академии художеств, посещаемой вольнослушателем Гоголем, но вскоре был отставлен от должности за пробуждение совести в ее учениках – такой вот седой, низенький, толстый. Не знаю, существовали ли для иллюстраторов эти аналогии с гоголевским окружением, или они давали сходство интуитивно, ведомые лишь стремлением к подлинности и точности. Однако их листы вызывают множество ассоциативных рядов, множество имен для заманчивого установления прототипов.

Из книги: Пистунова А.М. Единосущная троица. – М.: Советская Россия, 1978 .
* Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив русских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991), Крылов Порфирий Никитич (1902–1990), Соколов Николай Александрович (1903–2000). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники России (1958). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Литература Урок-семинар «Помещики-накопители и помещики-расточители» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Название Литература Урок-семинар «Помещики-накопители и помещики-расточители» в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Дата конвертации 04.03.2013
Размер 70.23 Kb.
Тип Документы
источник

9 класс, литература

Урок-семинар «Помещики-накопители и помещики-расточители» в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Тема: Помещики – “расточители” и помещики – “накопители” в поэме Н.В.Гоголя “Мёртвые души”.

– Раскрыть характеристику образов помещиков;

– Выделить главные черты характера, особенности портрета; – Показать нравственное разложение помещичьего класса;

– Приобщить учеников к исследовательской работе;

– Развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя.

Портрет Н.В.Гоголя.
Таблица – опора.
Иллюстрации.
Карточки.
Музыка.
Портреты художников.
^

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация.

! – Ребята, мы на том уроке с вами начали изучать одну из самых прекрасных произведений Николая Васильевича Гоголя поэму “Мёртвые души”. Он писал В.А.Жуковскому: “ Это будет первая моя порядочная вещь – вещь, которая вынесет моё имя. Вся Русь явится в нём ”.

? – Вспомните, от чьего лица ведётся повествование в “Капитанской дочке” Пушкина? (Пётр Гринёв.)

? – От чьего лица ведётся повествование в “Герое нашего времени” Лермонтова? (Максим Максимыч, Печорин.)

! – Там рассказчиками выступают литературные персонажи: Пётр Гринёв, Максим Максимыч, Печорин.

? – Кто является рассказчиком в “Мёртвых душах”?

! – Писатель. Но это не просто Гоголь: это обобщённый образ.

? – С кем вместе автор путешествовал по всей России?

! – Вместе с Чичиковым.

Путешествие Чичикова позволило автору изобразить целую галерею образов помещиков.

Вместе с Чичиковым мы заехали в город N.

? – С кем встретился Чичиков?

! – С городскими сановниками, губернатором, вице – губернатором, прокурором, помещиками Маниловым, Собакевичем.

? – Как он себя ведёт с ними?

! – Он осторожно, учтиво заводит знакомства, прощупывает почву, на которой ему придётся действовать.
^

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Запись темы и эпиграфа к уроку.

Не ревизские – мёртвые души,
а все эти Ноздрёвы,
Маниловы и все прочие.

3. Вступительное слово учителя.

– Ребята, мы с вами закончили экскурсию по городу N вместе с Чичиковым.

А теперь мы отправляемся в путь.

Звучит грустная, протяжная музыка. “ Эх, дубинушка ухнем…”.

Подготовленный ученик под музыку читает отрывок из второй главы типичную картину убожества, нищеты русской провинции: . Деревня Маниловка…(стр. 182….)

? – Ребята, к кому мы приехали?

На столах лежат визитные карточки. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.

^

Помещик Манилов – бесплодный мечтатель и фантазёр.

4. “Приятная встреча”.

На доске прикреплены портреты Манилова (рисунки Боклевского и Кукрыниксов).

– Ребята, дайте общую характеристику Манилову из прочитанных глав и портретов художников.

Ученики дают лексическую характеристику образу и записывают в тетрадь:

– Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство; “сладенькая болтовня”. Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределённый.

5. На доске – карта путешествия Чичикова.

Чичиков вместо Собакевича попадает к Коробочке.

Подготовленный ученик проводит разминку, сообщая о Коробочке.

Читается визитная карточка Коробочки:

^

Помещица Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

6. Экскурсия в картинную галерею.

(Проводит её ученик или ученица.)

– Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы “Мёртвые души”. Они выполнены известными мастерами кисти П.М.Боклевским и Кукрыниксами.

Пётр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова,

выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский – известный иллюстратор “Мёртвых душ” Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо – неподвижным взглядом.

А вот ещё один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы.

Слащавая, “сахарная” улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы.

Кукрыниксы – это псевдоним трёх замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова.

Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры.

Манилов в изображении Кукрыниксов – “ божий одуванчик”, расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся.

7. Аукцион в Маниловке.

Предлагается 5 вопросов. Кто из “покупателей” наберёт больше баллов, тот получит утешительный приз.

  1. Что было написано на беседке у пруда?

(“ Храм уединённого размышления”.)

  1. Как звали жену Манилова?

(Лизанька.)

  1. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы?

(Более 8 лет.)

  1. Как звали детей Манилова?

(Фемистоклюс и Алкид.)

  1. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова?

(Саблю и барабан.)

8. Рассмотрим снова карту.

? – Куда и к кому попал наш Чичиков на этот раз?

? – Кто же такой Ноздрёв?

На доску прикрепляется портрет Ноздрёва и читается визитная карточка помещика Ноздрёва.

Помещик Ноздрёв – кутила, картёжник и болтун – с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счёт в любом трактире.

Подготовленный ученик рассказывает о Ноздрёве.

9. Продолжается путешествие по образам помещиков.

Наконец – то наш Чичиков попадает к Собакевичу.

(Читается визитная карточка Собакевича.)

Помещик Собакевич Михайло Семёнович – ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах,– будет рад “облить грязью” всех знакомых за обильным ужином в своём доме.

10. Экскурсия в галерею.

Последний из представителей “мёртвых душ”, помещиков – крепостников – Плюшкин.

(Заранее подготовленный ученик описывает село и портрет Плюшкина.)

11. Экскурсия в картинную галерею.

(Подготовленный экскурсовод – ученица.)

Мы снова в картинной галерее. Перед нами – два портрета Плюшкина.

Первый портрет написан русским живописцем П.М.Боклевским, с которым мы уже знакомы по портретам других героев “Мёртвых душ”.

Перед нами остросатирический портрет Плюшкина.

А вот произведение другого художника. Как же изображён наш герой?

Александр Алексеевич Агин (1817 – 1875) – русский художник, один из родоначальников русской реалистической иллюстрации. В 1841 году появились его первые рисунки, вскоре он иллюстрирует произведения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя.

Художник не любит отвлечённых портретов, а показывает героев в действии.

И вот он – Плюшкин!

12. Читается визитная карточка Плюшкину.

Помещик Степан Плюшкин – жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.

13. Обобщение по образу Плюшкина.

? – Как и почему трудолюбивый хозяин Плюшкин превратился в “ прореху на человечестве”?

? – Какую роль в главе играет описание сада?

IV. Закрепление ЗУН.

? – В какой последовательности распределил Гоголь своих героев?

? – А где же живые души?

! – Они, по выражению Герцена, позади “ мёртвых душ” – это народ.

Ребята, мы чуть не забыли о нашем главном герое.

Давайте мы его пригласим в гости и поговорим.

—– Интервью с Чичиковым – чиновником ХIХ века.

—Итак, Павел Иванович, как вам живётся в ХIХ веке?

(Ответ Чичикова – ученика.)

—– Интервью с Чичиковым – предпринимателем ХХ1 века.

—– Итак, Павел Иванович, как вам живётся в ХХI веке?

(Ответ Чичикова – ученика.)

-– Обобщение урока. Выводы учащихся.

—– Мы простились с нашим главным героем. Сел он на свою бричку, задумался и поехал.

Звучит музыка “ Ямщик, не гони лошадей”.

Под эту музыку один ученик читает монолог “ Русь…”.

(11 глава из поэмы “ Мёртвые души”.)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы

«Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка.
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Первый урок из системы уроков в 9 классе по характеристике помещиков по произведению Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Скачать:

Вложение Размер
rytsar_pustoty_manilov_i_skopidomka_korobochka.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка» Коробочка.

Цель урока: 1. Раскрыть характеристику образов помещиков.

2. Научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом.

3. Выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.

Эпиграф к уроку

…Рабы власти без достоинства и тираны

без сострадания своих крепостных,

высасывающие жизнь и кровь народа…

Боже, как грустна наша Россия.

  1. Вступительное слово учителя.

Закончив экскурсию по городу Н. вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашениями от помещиков, мы отправляемся путь.

Непригляден, беден открывающийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.

Бесплодный мечтатель и фантазёр-

приглашает вас на «сладенькую болтовню»

в « Храм уединённого размышления» на

берегу озера в поместье Маниловка.

Встреча Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Манилова.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам.

( Ученик рассказывает о Маниловке по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывая описание усадьбы, кабинета.)

3 . Лексическая находка.

Даётся лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство, «сладенькая болтовня», заискивающие манеры, заманчивая улыбка, человек бесформенный, неопределённый.

  1. Итоги по образу Манилова.
  1. Что же главное в Манилове?

( Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Манилов-бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчёркивает его никчёмность и слащавость. Гоголь, руководствуясь задачей сатирического обличия при изображении человеческого характера, выдвигает на первый план отрицательные черты. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи, поступки говорят о том, что Манилов- человек « так себе, ни то ни сё, ни в городе Багдан, ни в селе Селифан».)

( Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами. )

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков-« расточителей» и помещиков-«накопителей», он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мёртвым душам».

( Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке. )

Читается визитная карточка Коробочки.

Коробочка Настасья Петровна-

коллежская секретарша, «дубинноголовая»,

суеверная и ограниченная — всегда ждёт вас в

своей деревеньке и готова продать вам даже

свою душу по выгодной цене.

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям. ( или прослушивается на аудиокассете ; если есть фильм, то просматривается фрагмент фильма.)

  1. Беседа после чтения диалога.

— Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

( Тупо, непоколебимо, убеждённо Коробочка делает своё дело – продаёт, ест, спит, копит, копит, копит… Характерно, что сама торговля «мертвыми душами» её не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отравилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают «мертвых душ». )

— Каково положение крестьян у Коробочки ?

( Деревенька – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот «уступила» третьего года протопопу «двух девок по сто рублей каждую» еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает где право, где лево. Этот ребёнок, наивное, милое существо, но растущее в скотских условиях. Коробочка проявляет беспокойство о девочке, но не более, чем о вещи: «… только ты смотри: не заведи её, у меня уже одну завезли купцы».)

Вывод: Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

— Что сделало Коробочку такой ?

( Традиции в условиях патриорхального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для нее недоступными. Так Гоголь обнажает социальные проблемы: образ Коробочки типичен для застойного крепостнического хозяйства с его бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в 30-х годах 19 века.)

  1. Экскурсия в картинную галерею .

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мёртвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М.Боклевским и Кукрыниксами.

Пётр Михайлович Боклевский (1816-1897)- русский живописец, рисовальщик, ученик К.П.Брюллова, выполнил серию карикатур « На нынешнюю войну» ( на Крымскую компанию). Им выполнены иллюстрации к произведениям Островского, Тургенева, Достоевского. П.М.Боклевский — известный иллюстратор «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал галерею образов поэмы как типичных представителей того времени.

Перед нами портрет Манилова. Слащавая, «сахарная» улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова .»

А вот ещё один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы. Кукрыниксы- это псевдоним трёх художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича, Соколова Николая Александровича. Они учились вместе в Московском художественном училище (ВХУТЕМАСЕ) ( 1921-1929). Получили всемирную Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?

известность, создав новый тип политически острой карикатуры, иллюстрировали « 12 стульев», «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова, произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.М.Горького. При иллюстрировании поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

Манилов в изображении Кукрыниксов- «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся.

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире из которого торчит маленькая головка без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо неподвижным взглядом.

  1. Вопросы по картинам .
  1. Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?
  1. Обобщение по теме урока.

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчёмна. Хозяйством он не занимается. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключнича — воры, слуги — «нечистоплотны и пьяницы», «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время». Другая — пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка — домовитая хозяйка. Она — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

  1. Аукцион в Маниловке. (смотри по времени)

Предлагается 5 вопросов, стоимость каждого – 2 балла. Кто из «покупателей» (учащихся) наберёт больше баллов, тот получит дополнительную оценку.

  1. Что написано на беседке у пруда? (Храм уединенного размышления)
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька)
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (более 8 лет)
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид)
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (саблю и барабан)
  1. Домашнее задание:
  1. Подготовить характеристики образов Ноздрёва и Собакевича.
  2. Индивид. задания: экскурсия в галерею (знакомство с художником А.А.Агиным );

Система уроков по теме «»Помещики-«расточители» и помещики-«накопители» в поэме Н.В, Гоголя «Мёртвые души»»

Разделы: Литература

Система уроков по теме: Помещики – “расточители” и помещики – “накопители” в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.

Урок 1 . “Рыцарь пустоты” Манилов и “скопидомка” Коробочка.

Цель урока:

  1. Раскрыть характеристику образов помещиков.
  2. Научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом.
  3. Выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.

Эпиграф к уроку

…Рабы власти без достоинства и тираны
без сострадания своих крепостных,
высасывающие жизнь и кровь народа…

Боже, как грустна наша Россия.

1. Вступительное слово учителя.

Закончив экскурсию по городу Н. вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашенияи от помещиков, мы отправляемся путь.

Непригляден, беден открывающийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.

Помещик Манилов –
Бесплодный мечтатель и фантазёр –
приглашает вас на “сладенькую болтовню”
в “ Храм уединённого размышления” на
берегу озера в поместье Маниловка.

Встреча Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Манилова.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам.

( Ученик рассказывает о Маниловке по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывая описание усадьбы, кабинета.)

Даётся лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство, “сладенькая болтовня”, заискивающие манеры, заманчивая улыбка, человек бесформенный, неопределённый.

( Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Манилов-бесхозяйственный, бесхарактерный, пустой мечтатель. Автор подчёркивает его никчёмность и слащавость. Гоголь, руководствуясь задачей сатирического обличия при изображении человеческого характера, выдвигает на первый план отрицательные черты. Весь уклад жизни, интерьер комнат, окружающие вещи, поступки говорят о том, что Манилов- человек “ так себе, ни то ни сё, ни в городе Багдан, ни в селе Селифан”.)

( Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами. )

Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая помещиков-“ расточителей” и помещиков-“накопителей”, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к “мёртвым душам”.

( Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке. )

Читается визитная карточка Коробочки.

Помещица
Коробочка Настасья Петровна –
коллежская секретарша, “дубинноголовая”,
суеверная и ограниченная – всегда ждёт вас в
своей деревеньке и готова продать вам даже
свою душу по выгодной цене.

Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям. ( или прослушивается на аудиокассете ; если есть фильм, то просматривается фрагмент фильма.

– Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга?

( Тупо, непоколебимо, убеждённо Коробочка делает своё дело – продаёт, ест, спит, копит, копит, копит… Характерно, что сама торговля “мертвыми душами” её не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить. Ей присуща нудная медлительность и осторожность. Она отравилась в город, чтобы узнать, почём нынче продают “мертвых душ”. )

– Каково положение крестьян у Коробочки ?

(Деревенька – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот “уступила” третьего года протопопу “двух девок по сто рублей каждую” еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает где право, где лево. Этот ребёнок, наивное, милое существо, но растущее в скотских условиях. Коробочка проявляет беспокойство о девочке, но не более, чем о вещи: “… только ты смотри: не заведи её, у меня уже одну завезли купцы”.)

Вывод: Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же подлый, бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

– Что сделало Коробочку такой ?

(Традиции в условиях патриорхального быта подавили личность Коробочки, остановили её интеллектуальное развитие на очень низком уровне; все другие стороны жизни, не связанные с накопительством и приобретательством, остались для нее недоступными. Так Гоголь обнажает социальные проблемы: образ Коробочки типичен для застойного крепостнического хозяйства с его бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в 30-х годах 19 века.)

Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы “Мёртвые души”. Они выполнены известными мастерами кисти П.М.Боклевским и Кукрыниксами.

Пётр Михайлович Боклевский (1816-1897)- русский живописец, рисовальщик, ученик К.П.Брюллова, выполнил серию карикатур “ На нынешнюю войну” ( на Крымскую компанию). Им выполнены иллюстрации к произведениям Островского, Тургенева, Достоевского. П.М.Боклевский — известный иллюстратор “Мёртвых душ” Н.В.Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал галерею образов поэмы как типичных представителей того времени.

Перед нами портрет Манилова. Слащавая, “сахарная” улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: “Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова .”

А вот ещё один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы. Кукрыниксы- это псевдоним трёх художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича, Соколова Николая Александровича. Они учились вместе в Московском художественном училище (ВХУТЕМАСЕ) ( 1921-1929). Получили всемирную звестность, создав новый тип политически острой карикатуры, иллюстрировали “ 12 стульев”, “Золотого телёнка” Ильфа и Петрова, произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, А.М.Горького. При иллюстрировании поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души” основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем. Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?

Манилов в изображении Кукрыниксов — “божий одуванчик”, расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся.

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжёлом панцире из которого торчит маленькая головка без шеи, с совершенно тупым выражением лица, упрямо неподвижным взглядом.

Боклевский Пётр Михайлович

1. Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?

10. Обобщение по теме урока.

Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым, “рыцарем пустоты”, праздным мечтателем, живущим в мире своих грёз, и “дубинноголовой” Коробочкой, мелочной скопидомкой. Жизнь одного никчёмна. Хозяйством он не занимается. Не мудрено, что у такого “хозяина” пусто в кладовой, приказчик и ключница — воры, слуги — “нечистоплотны и пьяницы”, “вся дворня спит немилосердным образом и повесничает всё остальное время”. Другая — пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка — домовитая хозяйка. Она — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

Предлагается 5 вопросов, стоимость каждого – 2 балла. Кто из “покупателей” (учащихся) наберёт больше баллов, тот получит дополнительную оценку.

  1. Что написано на беседке у пруда? (Храм уединенного размышления)
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька)
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (более 8 лет)
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид)
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (саблю и барабан)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector