Идея сомнения в стихотворении Пушкина «Демон»

В аспекте общественно-исторической проблематики пушкинское стихотворение и Белинский, писавший еще при поэта о его «Демоне», что «это стихотворение, в котором так неизмеримо глубоко выражена идея сомнения, рано ИЛИ поздно бывающего уделом всякого чувствующего и мыслящего существа» (1,366). Сравнивая пушкинского «Демона», как характерное явление духовной жизни эпохи 1820-х годов, и лермонтовского демона из «Сказки для детей» (1839— 1841), Белинский утверждал и различную их роль другого периодов, вызванную различным социально-политическим содержанием этих двух эпох общественного развития.

Различие их между собой Белинский видел в том, что лермонтовский демон, в противоположность пушкинскому, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания; он наводит на человека сомнение не в действительности истины, как истины, красоты, как красоты, блага, как блага, но как эгой истины, эгой красоты, этого блага.. , он тем и страшен, тем и могущ, что едва родив в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины. .. Это демон движения, вечного обновления, вечного возрождения… Этого демона Пушкин не знал» (VII, 555).
Недоработанное стихотворение «Мое беспечное незнанье» явилось отправным моментом для создания и другого, крайне важного для понимания настроений Пушкина стихотворения — «Свободы сеятель пустынный» (1823) ‘.

Закономерность появления данного стихотворения в пушкинском творчестве именно этого времени (конец ноября 1823 г.) отметил сам поэт, посылая его в письме к А. И. Тургеневу 1 декабря этого года. Сообщая несколько строф своей оды «Наполеон», в их числе и последнюю, Пушкин писал: «Эта строфа ныне не имеет смысла, но она писана в начале 1821 года — впрочем это мой последний либеральный бред, я закаялся и написал на днях подражание басни умеренного демократа И Х (Изыде сеятель сеяти семена своя)». Далее приводится полный текст стихотворения. В черновике письма более определенно говорится о международной и внутренней обстановке, вырвавшей у Пушкина столь горькие слова о народах, которых «не разбудит чести клич»: ч

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Демон»

Великий гений русской литературы А.С. Пушкин в 1823 году, находясь в южной ссылке, создал очередной шедевр стихотворного искусства – работу «Демон». Небольшое произведение несет в себе смысл глобальных переживаний всей жизни человека.

Описывает поэт глубинные переживания героя от первого лица. Их смысл – в противоборстве веры и губительного сомнения. Первую часть произведения занимает описание интенсивных душевных волнений юношеского возраста: новизна жизненных впечатлений, первая влюбленность, замирание чувств от проявлений природы,

Это перечисление обрывается зарисовкой «злобного гения», который начал приходить к лирическому герою уже в те радостные, беззаботные времена. Этот гость приносил с собой тоску, он клеветал на божественное, заставляя забывать о высоких устремлениях юной души и не давая воспарить мечтам. Тот самый «Демон» зловеще смеялся над любовью и свободой.

Александр Пушкин прибегнул к употреблению выразительных эпитетов для достоверной передачи своих чувств: «встречи печальны», «речи язвительные», они отравляли автора

Демон находится в самом центре повествовательной композиции и делит стихотворение на две части: воспоминания о молодых годах и ужасные последствия встреч с мрачным гением.

Элегия «Демон» написана от лица лирического героя, но вложенная в нее философская лирика рождена душой самого Пушкина, она, без сомнения, также близка каждому человеку. Моменты потери веры в любовь, красоту и свободу неминуемы, но они не должны сломить извечную устремленность человека к прекрасному.

Примечательно, что Демон в произведении выделен как обособленный персонаж, а не внутренний враг настроения. В этом факте читается радостная весть о возможности не поддаться искушению извне и решительно избавиться от влияния «злобного гения», вернув душе божественный порыв и творческое воодушевление.

«Демон» А. Пушкин

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Дата создания: 1823 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Демон»

Каждый человек подвержен тем или иным страстям, о чем Александру Пушкину было достаточно хорошо известно. Еще будучи лицеистом, он неоднократно влюблялся и нисколько не стыдился своих чувств, считая, что они являются настоящим даром небес. Однако, взрослея, будущий поэт открыл для себя странную и пугающую закономерность: чем больше он восхищался жизнью во всех ее проявлениях, тем чаще его одолевали скептические и лишенные романтизма мысли о бренности человеческого бытия. Пора опьяняющей молодости постепенно прошла, уступив место серой повседневности, в которой развлечениям отводилась второстепенная роль.

Пытаясь найти объяснение подобным перепадам в настроении и мироощущениях, в 1823 году Александр Пушкин написал стихотворение «Демон», в котором свой скептицизм, помноженный на первые жизненные разочарования, представил в образе мифического персонажа. Автор отметил, что коварный искуситель стал наведываться в нему еще в юности, когда жизнь казалась восхитительно безмятежной и полной удивительных открытий. При этом демон Пушкина не искушал поэта возможностью новых соблазнов, которые так велики в юности. Наоборот, он пытался добавить ложку дегтя в бочку меда радужных надежд автора, и его «язвительные речи вливали в душу хладный яд».

Этому таинственному посетителю Пушкин придал черты обычного человека, который своим скептицизмом и хладнокровием методично разрушал мир иллюзий поэта. «Он звал прекрасное мечтою, он вдохновенье презирал», — именно так описывает своего незваного гостя автор. Безусловно, этот образ является вымышленным и рожденным воображением поэта. Однако если проанализировать ранний этап творчества Пушкина, то становится ясно, что к 24 годам он уже достаточно разочаровался в окружающем его мире, где правят не любовь и справедливость, а деньги и власть. К моменту написания стихотворения «Демон» Пушкин уже несколько лет провел в южной ссылке и сумел осознать, что его мечтам о блестящем будущем вряд ли суждено сбыться. Чтобы добиться высокого положения в обществе, ему нужно отказаться от творчества, в котором поэт видел главный смысл своего существования. Что касается любви, то поэт в свои 24 года уже пережил несколько бурных романов и понял, что чувства, какими бы прекрасными и возвышенными он ни были, рано или поздно разбиваются о неприглядную реальность. Несмотря на дворянское происхождение и титул поэт не мог обеспечить своим избранницам достойную жизнь, поэтому даже не пытался просить руки у тех женщин, в которых влюблялся. И осознание собственного бессилия являлось одной из причин резких перепадов настроения поэта, которые впоследствии он объяснил появлением того самого демона, хладнокровного, расчетливого, который «на жизнь насмешливо глядел».

Однако надо отдать должное Пушкину, который все же сумел преодолеть свои внутренние разногласия и со временем научился относиться к жизни философски, не теряя при этом веры в любовь, свободу и равноправие между людьми. Но при этом поэт неоднократно отмечал, что его молодость все же была омрачена скептицизмом, который доставил поэту множество переживаний, изо дня в день выбивая почву из-под ног и заставляя отказываться от романтических иллюзий.

Примечательно, что после публикации этого стихотворения многие из окружения поэта узнали в образе коварного демона Александра Раевского, с которым поэт подружился во время южной ссылки. По воспоминаниям очевидцев, этот молодой человек был достаточно дерзким и язвительным, а окружающий мир воспринимал исключительно в мрачных тонах. Однако позже Пушкин опроверг предположение о том, что прототипом демона является Раевский. Поэт отметил, что вложил в свое стихотворение гораздо более глубинный смысл, суть которого сводится к тому, что любой человек в своей жизни сталкивается с подобными искушениями, и лишь от него самого зависит, сможет ли он сохранить душевную чистоту, пылкость сердца и остроту чувств, который жестокий мир постоянно проверяет на прочность.

«Ангел», анализ стихотворения Пушкина

В начале 1827 года Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, которое можно назвать знаковым во всем его творчестве. Три строфы под названием «Ангел» посвящены графине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. Ее ум, обаяние, тонкий художественный вкус и доброта восхищали поэта на протяжении всего периода их знакомства. Пушкин посвятил знатной женщине много поэтических строк, набросал на полях рукописей не менее тридцати ее портретов. Елизавета Воронцова стала одним из прототипов Татьяны Лариной.

Стихотворение «Ангел» поэт написал после возвращения из ссылки. В его мироощущении произошел переход от гнетущих и мятежных настроений к миру и гармонии. Позади остались пылкая юность, расправа над друзьями-декабристами, семейные конфликты. В душе поэта воскресла надежда на спокойную и счастливую жизнь.

Сюжет этого небольшого стихотворения предельно прост: мятежный дух парит над адской бездной и вдруг замечает ангела у врат рая. Его красота, нежность и кротость настолько впечатлили демона, что он начал испытывать до сих пор незнакомые чувства. Дух тьмы неожиданно для себя понял, что ему не чужды порывы души, он не может отвергнуть прекрасное создание света. Демон признается ангелу, что не все он «в мире презирал».

Стихотворение написано традиционным для Пушкина четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Его тема характерна для романтической лирики. Практически в творчестве каждого поэта присутствуют образы ангела и демона.

Вечное противостояние добра и зла в этом стихотворении переплетается с темой любви. Разочарование в жизни, тоска и боль одиночества сменяются надеждой, светлыми чувствами восхищения и восторга при появлении прекрасной возлюбленной. Сравнивая ее с ангелом, а себя – с демоном, лирический герой утверждает победу добра и любви, способность света возрождать к жизни самую заблудшую душу.

Стихотворение построено на антитезе. Демон противопоставлен ангелу, Эдем – адской бездне, дух сомнения и отрицания – чистому духу, неподвижный ангел – летающему демону. Выразительные средства, которые Пушкин применяет в произведении, подчеркивают этот контраст. Эпитеты, характеризующие ангела, противопоставлены тем, что описывают демона. «Духа чистого», «жар невольный» и другие инверсии создают особую атмосферу библейских преданий. Усиливают это впечатление устаревшие слова: рек (сказал), главой, взирал.

Образ ангела в стихотворении едва намечен. Нам известно только, что он «главой поникшею сиял». Ангел ничего не предпринимает, чтобы повлиять на духа зла. Он даже не смотрит на демона, не говорит с ним. Но одним своим видом он способен смутить темную душу, осветить ее. Так Пушкин демонстрирует силу любви, неизбежную победу добра над злом.

Образ демона выписан гораздо рельефнее, ему посвящена большая часть стихотворения. На глазах читателя происходит перерождение зла, обращение его к свету. Смутное «чувство умиленья» переходит в неуверенное «прости», а затем в откровенное признание – «ты недаром мне сиял».

Произведение «Ангел» стало своеобразным ответом на собственное стихотворение «Демон», написанное четырьмя годами ранее. Пушкин, как и любой человек, имел много своих «демонов». В зените молодости и славы он почувствовал разочарование в жизни. Поэту наскучил лживый свет, идеалы свободы, справедливости и любви начали казаться ему фальшивыми. Постоянными спутниками гения стали уныние и скепсис.

Но Пушкин смог найти в себе силы сбросить оковы тоски и разочарования. Таким толчком к новой жизни стала для него встреча с Елизаветой Воронцовой. В стихотворении «Ангел» поэт словно объявляет о своем духовном возрождении, отказывается от неверия и разрушающей силы в пользу добра. Не случись этого, творческая судьба поэта могла сложиться несколько иначе. Достаточно вспомнить поэму Лермонтова «Демон», где акценты расставлены совершенно по-другому: дух зла побеждает и губит прекрасную Тамару. В нем не нашлось ни капли любви и сострадания.

У Пушкина мятежный дух сомнения не способен все презирать и ненавидеть. Свет и любовь не чужды его природе. Они пронизывают все творчество поэта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: