Идейная взаимосвязь стихотворений нтова «Дума» и «Бородино»

Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века.
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри — не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры — слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, — не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Идейная взаимосвязь стихотворений М.Ю.Лермонтова «Дума» и «Бородино»

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Сравнение стихотворения нтова Родина и Россия

Обобщенный образ Украины, во многом перекликающийся с образом России, возник у Лермонтова в стихотворении «М. А. Щербатовой» («На светские цепи»).

В результате сложного сплетения политических и личных мотивов произошла дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом .

Одна из причин дуэли — явное предпочтение, которое оказывала Лермонтову молодая и интересная вдова, княгиня Мария Алексеевна Щербатова . К сожалению, об этой замечательной женщине нам известно очень мало. Ей было двадцать лет, и, по словам Лермонтова, она была «такая, что ни в сказке сказать, ни пером написать». М. И. Глинка в своих записках отозвался о ней: «. была прелестна, но не красавица, была видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина».

Судьба Щербатовой (урожд. Штерич) сложилась драматично. Муж ее скончался через год после женитьбы. Через несколько дней после смерти мужа родился ребенок, который умер двухгодовалым 1 марта 1840 г. Лермонтов был влюблен в Щербатову и в 1838 — 1840 гг. часто бывал у нее в Петербурге, а летом в Павловске.

Многие современники считали, что Лермонтов собирался на ней жениться. После дуэли Лермонтова с Барантом Щербатова уехала в Москву. Перед отъездом она простилась с поэтом. Об этом свидании сообщил позднее биографам Лермонтова начальник караула дежурный офицер Горожанский, который, рискуя быть наказанным, разрешил Лермонтову уйти с гауптвахты. Знал об этом и А. А. Краевский.

Вскоре в Москве Щербатову посетил Александр Иванович Тургенев (старший брат декабриста Николая Тургенева, друг Пушкина и Лермонтова). В своем дневнике он сделал краткую, но весьма выразительную запись: «Был у кн. Щербатовой. Сквозь слезы смеется. Любит Лермонтова».

Щербатова была украинкой. Лермонтов запечатлел в стихотворении не только пленительный облик женщины, но и образ ее родины.

Появление украинской темы в творчестве Лермонтова в 1840 г. не было неожиданным. После пушкинской «Полтавы» и повестей Гоголя тема Украины прочно вошла в русскую литературу. К этому времени укрепились связи украинской и русской интеллигенции. Занимавший видное место в украинском землячестве в Петербурге писатель Евгений Павлович Гребенка часто печатался в «Отечественных записках» и предложил редактору журнала А. А. Краевскому организовать выпуск украинских «Прибавлений» к журналу. Однако из этого ничего не вышло. И лишь в 1841 г. удалось издать украинский альманах «Ласточка». В апреле 1840 г. при посредстве Гребенки выходит в свет «Кобзарь» Т. Шевченко.

В мае 1840 г. Лермонтов в Москве встречался с Гоголем и М. С. Щепкиным, связанными с украинской культурой.

Во втором номере журнала «Отечественные записки» за 1839 г. появилось стихотворение Е. П. Гребенки «Признание». Оно написано как развернутое сравнение:

Друзей и родимых и предков могилы
Покинул на родине я.
Там полная прелести, девственной силы
Осталась коханка моя.
Глаза ее смотрят небесной эмалью,
И зелень одежды в рубинах горит,
И поясом синим, как сизою сталью,
Красавицы стан перевит.
Как золото, светлоблестящей волною
Роскошные кудри на плечи бегут;
Уста ее тихой вечерней порою
Унылую песню поют.
И эта чудесная дева — не тайна.
Я высказать душу готов.
Красавица эта — родная Украйна!
Ей все — моя песнь и любовь.

Раскрыв смысл своего романтического олицетворения, Гребенка переходит к прямому сопоставлению. Он теперь уже прямо сравнивает свою родину с женщиной:

Как девы прелестной лазурные очи,
Украйны глядят небеса,
Как поясом синим, на юг от полночи
Днепром перевита краса.
Как шелком зеленым, покрыта степями,
И степи в цветах, как рубины, горят.
И стелются нивы, как кудри, волнами
И золотом светлым шумят.
Как тяжкие вздохи печали глубокой,
Как матери вопли над гробом детей,
Мне в душу запали далеко, далеко
Украины песни моей.

Стихотворение Гребенки, проникнутое чувством горячей привязанности к Украине, построено по принципам романтической поэзии. Образ женщины аллегоричен, условен. Он нужен для создания поэтического эффекта. Красавица, с которой поэт расстался, оказывается не женщиной, а Родиной. Характеристика Украины дана зрительно.

Лермонтов, несомненно, знал стихотворение Е. П. Гребенки «Признание». Оно было напечатано в том же томе «Отечественных записок», где опубликованы первоначальный вариант повести «Бэла» и стихотворение «Поэт» .

При создании многих стихотворений Лермонтова определенную роль играли литературные импульсы. Как известно, несколько шедевров лермонтовской лирики прямо соотносятся со стихотворениями Пушкина («Цветок», «Ветка Палестины», «Пророк» и др.). Одно из самых замечательных стихотворений 1840 г. «Благодарность» («За все, за все тебя благодарю я»), появившееся в шестой книжке «Отечественных записок» за этот год и созданное вскоре после выхода поэта из ордонансгауза, сознательно соотнесено с «Молитвой» В. И. Красова, напечатанной в «Отечественных записках» (1839, № 12). Лермонтов резко размежевался с Красовым, который закончил свое стихотворение строкой: «Благодарю, творец, за все благодарю!» . Это была острая идейная полемика; слащавым славословиям Красова Лермонтов противопоставил беспощадное отрицание.

Одним из импульсов при создании стихотворения Лермонтова «На светские цепи», очевидно, было «Признание» Гребенки, где Украина сравнивается с женщиной. При сопоставлении резко обозначается своеобразие художественного метода Лермонтова.

Дело здесь не в том, что Лермонтов мог заимствовать отдельные образы у Гребенки, а в различных художественных решениях на одном и том же материале и пространстве (в обоих ститворениях по восемь строф).

Лермонтов «перевернул» сравнение: он сравнил женщину с Украиной.

У Гребенки между частями сравнения в соответствии с его замыслом была лишь условная связь. «Коханка» — это только аллегория. В «Признании» предметное растворено в отвлеченном.

Лермонтов идет по иному пути: он облик прекрасной украинской женщины сравнил с Украиной и нашел во внешнем и внутреннем облике Щербатовой отпечаток ее родины, характера ее родного народа. Смысл стихотворения сконцентрирован в следующих строках:

Но юга родного
На ней сохранилась примета
Среди ледяного,
Среди беспощадного света.

Каждая последующая строфа развертывает сравнение. То, что у Гребенки было литературным приемом, у Лермонтова становится целостным единством. Вместе с тем сохраняются и черты сходства. Основа этого сходства — близость к природе, — цветение, полнота и таинство жизни, радость красок.

У Гребенки «роскошные кудри» сравниваются с золотом, а «стелющиеся нивы», «как кудри, волнами и золотом светлым шумят». В этом сравнении нет реальной связи между субъектом и объектом. Лермонтов строит подобное сравнение по-иному: «И солнца отливы Играют в кудрях золотистых» (золото волос высвечивается золотом южного солнца). Вместо стершихся слов «волны кудрей» появляются волны света. Традиционное сравнение глаз с небесами, дважды подчеркнутое в «Признании», приобрело у Лермонтова индивидуальный характер благодаря точному эпитету: «Прозрачны и сини, Как небо тех стран, ее глазки».

Украинские степи, которые «в цветах, как рубины, горят», Гребенка сравнивает с зеленым шелком, с одеждой красавицы. Лермонтов начинает стихотворение с «цветущих степей Украины», и этот образ цветения, противопоставленный «ледяному свету», сразу же озаряет образ женщины.

Перед поэтами стояли разные задачи. Пользуясь сравнением, Гребенка стремился создать образ Украины, а Лермонтов — портрет женщины. В результате Гребенка создал выразительное романтическое стихотворение, запечатлевшее черты его родины, переживания поэта, грусть в разлуке. Лермонтову же удалось создать портрет женщины и образ ее родины.

Лермонтов вводит новый элемент сравнения, без которого невозможна полнота образа Украины, — украинскую ночь, отсутствующую у Гребенки. Сравнение с украинской ночью — начало внутреннего портрета Щербатовой — таинственной натуры (слова ее исполнены тайны, как ночи в мерцании звезд). Ср. у Гребенки: «И эта чудесная дева — не тайна». Гребенка не ставил себе цели дать внутренний портрет женщины.

В заключительной части стихотворения поэтическое обобщение сливается с глубокой философской и политической мыслью.

Вот несколько слов о религиозности героини:

И следуя строго
Печальной отчизны примеру,
В надежду на бога
Хранит она детскую веру.

Эти строки имеют не только психологический, но и политический подтекст. Религиозность, «детская вера» цветущей и страстной женщины (вспомним строки: «Как ветер пустыни, И нежат и жгут ее ласки») оказывается связанной с «надеждой на бога». Значит, жизнь ее драматична, так же как и судьбы ее «печальной отчизны». Последние слова близки к характеристике России в стихотворении «Родина». Одним эпитетом «печальная отчизна» Лермонтов сумел сказать многое. (Заметим, что мотив печали звучит и в «Признании» Гребенки. Поэт сравнивает украинские песни с «тяжелыми вздохами глубокой печали», «с воплями матери над гробом детей».)

Психологический и политический подтекст еще отчетливее обозначается в последующей строфе:

Как племя родное,
У чуждых опоры не просит,
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит.

Образ «гордого покоя» вскоре снова встретится в лермонтовской «Родине»:

Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Лермонтов полемизирует со славянофильским пониманием патриотизма. Он любит Россию не за покорность народа. Его привлекает «пляска с гиканьем и свистом Под говор пьяных мужичков», т. е. мужицкий праздник, на котором раб чувствует себя свободным. В стихотворении «На светские цепи» говорится о гордом покое украинского народа. Здесь Лермонтов проявляет уважение к этому вынужденному покою (синоним моральной стойкости); отсюда появляется возможность сближения с гордым и независимым характером героини. И как апофеоз возникает заключительная строфа, прославляющая истинную сильную и глубокую любовь:

От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром.
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром.

В 1840 — 1841 гг. Лермонтовым написаны стихотворения о России, о Франции, о Кавказе, где зрительные картины сочетаются с постановкой важнейших вопросов национального развития.

Столь же ярок и значителен образ Украины, возникший в стихотворении «На светские цепи».

В художественном отношении это стихотворение представляет интерес еще и тем, что Лермонтов применяет здесь необычный для своей поэзии тип сравнения. Стихотворения-сравнения состояли у Лермонтова из двух частей. Здесь сравнение проходит сквозь все стихотворение. Объясняется это художественной целесообразностью, особенностью сопоставляемых образов. В отличие от большинства стихотворений-сравнений у Лермонтова здесь нет иносказания. Субъект и объект органически связаны друг с другом. Сравнение выявляет эту связь, становится средством поэтического раскрытия образа героини. Субъект объясняется объектом, личность — родиной.

Анализ стихотворения Блока “Осенняя воля”

Александр Блок создал целый ряд удивительных произведений о родине.

В стихотворениях, которые он посвятил России выражается его искреннее чувство блаженного восторга и восхищения, признательности и любви. На первый взгляд, стихотворение поэта “Осенняя воля» носит довольно многозначительное название. “Осенняя воля» – это воля осени? И вправду, не осень ли навеяла Блоку такие светлые и печальные мысли, что звучат в стихотворении, как минорные аккорды?

Ведь сравнение с аккордом совсем не случайно – произведение очень

Автор в своем стихотворении показывает, что нищий распевает псалмы, а в голосе России слышатся пьяные нотки… Убогая Россия, Родина, тоска… Само собой возникает вопрос, отчего же много «юных, статных, свободных» не могут жить без пьяной и нищей

Для лирического героя Россия, прежде всего, является неиссякаемым источником вдохновения. Он гордится своей Родиной – ведь она без тени фальши, она настоящая, дороже всего на свете. Родина – это его спасение, исцеление и улыбка в «окно тюрьмы». И хотя он идет в «никем не званный путь», ему будет легко, ведь Русь вдохновит его, придаст ему сил.

В стихотворении вырисовывается тема Руси с формулировкой идеального женского образа. Автор мыслит масштабно, выстраивая определенную цепочку: женщина – мать – Родина… Лирический герой уверен, что найдет свое место «на просторах» Родины…

Напоследок хочется отметить один важный момент: вчитываясь в это стихотворение, читатель отчетливо видит и “узорный рукав” и “необъятные дали”, он понимает, почему родина так влечет к себе: мать мила и всегда нужна…

СОЧИНЕНИЯ

АНАЛИЗ ТРЁХ СТИХОТВОРЕНИЙ А. БЛОКА

Тема Родины, России имела первостепенное значение в творчестве Александра Блока. Стихотворение «Россия» начинается и заканчивается темой дороги. Путь, дорога символизируют ряд постоянно происходящих изменений. В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом.

А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с грязью, нищетой, серыми тонами, обманом, слезами, — но и сквозь эти непривлекательные черты поэт мог увидеть отблески былого величия своей родины: расписные спицы, прекрасные черты, благолепие леса да поля, узорный плат до бровей. Во многих стихотворения Блока Россия одушевляется женщиной. Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок описывает: она красива в своей простоте, заботлива и чувственна (об этом говорят её слёзы). Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть и отрицательные. С тех пор, как прошли «годы золотые», она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние «чародеев» — других стран, нахально желающих воспользоваться богатством России.

Но что толку жалеть Россию? Гораздо полезнеё приложить все свои силы, чтобы защитить свою родину от этих «чародеев», от обмана, помочь поднять страну до уровня былого величия. И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в материальную зависимость, заманить её на край гибели (по мнению этих «чародеев»), но Россия и в этом случае не пропадёт и «не сгинет», ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем «невозможное возможно», «дорога долгая легка»).

Читая стихотворение «Россия», мы, будто на машине времени, проносимся от былых золотых лет по теперешней грязи, в которой вязнут расписные спицы и оттого ещё больше пачкаются. Всё больше серых, грязных тонов мы встречаем на своём пути, «слёзы первые любви» очень скоро сменяются рекой, и уже совершенно не важно, больше ли, меньше ли в ней на одну слезинку. Мы встречаем крест — символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Господь обязательно поможет. Надежда на светлое будущее — неотъемлемая черта русского человека и, разумеется, женщины, названной Россией. И чем больше мы привыкаем к серому колориту нищеты, ветхим избушкам, грязи, тем с большей гордостью храним нашу русскую природу и самые простые её атрибуты (лес да поле).

Если в цветовом плане стихотворение «Россия» имеет неброский колорит, то звуки и осязательные ощущения у каждого читателя возникают свои. Автор не оставил конкретных «звуковых» вех, разве что «песни ветровые», но всё же, если окунуться в этот «серенький» мир российских будней, то можно услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются — в первом; обманет, забота затуманит свои черты — в четвёртом четверостишии), «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что усиливает веру в светлое будущее.

Поэзия А. Блока в целом и данное стихотворение очень актуальны в настоящее время, когда Россия попала в зависимость от Запада. Неразрывная связь судьбы отдельно взятого человека (его «крест») и судьбы России — вот что хотел подчеркнуть Блок в данном стихотворении. Если каждый человек будет думать о том, как принести пользу своей стране, тогда невозможное обязательно станет возможным.

Стихотворение «На железной дороге»

Стихотворение «На железной дороге» включено в цикл стихов А. Блока «Родина». Исходя из этого, можно предположить, что речь в данном стихотворении пойдёт о России. Кто она, Россия? Девушка, лежащая под насыпью, во рву некошеном, в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая. Она раздавлена любовью, грязью иль колёсами — всё больно. Неужели это некогда великая Россия?

Уже во втором четверостишии Блок возвращает нас в прошлое, когда эта девушка, о которой нам очень мало известно, «шла походкой чинною». В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, которое неразрывно связано с настоящим. «Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием, безнадёжностью положения. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, не замечают её и теперь, потому что момент упущен, теперь эта девушка скрыта «под насыпью». Она раздавлена, не важно чем, любовью ли, грязью иль колёсами. Поэт ставит высокое чувство в один ряд с грязью, потому что люди живут в этой грязи.

Если время движется непрерывно, и можно лишь мысленно перемещаться по прошлому, питать душу воспоминаниями, то пространство организовано несколько иначе. В одном мире эта девушка, которая, на мой взгляд, символизирует Россию, раздавлена, а в другом мире, она живёт полноценной жизнью, со всеми её волнениями и ощущениями. У каждой страны своя судьба, и она развивается по спирали: удачные времена проходят, им на смену приходят годы лишений и страданий. Блок, главным образом, описывает годы, «чинного шествия» России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности. Реалистичность — основная черта этого стихотворения.

Как известно, Блок — поэт-символист, поэтому я осмелюсь дать своё толкование ряда символов стихотворения. Поезд, вагоны, идущие привычной линией, — это жизнь всего русского народа. Разумеется, одинаковых людей не бывает, не бывает и одинаковых судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе. Каждый день проносятся всё те же поезда, и это навивает тоску и грусть. В окнах мелькают всё те же сонные лица. Они смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стёкла вагонов, и, кажется, не замечают Её. И те немногие, которые одаривают эту девушку улыбкой нежною, всё равно через секунду будут уже далеко. Получается, что люди не только не замечают красот своей страны, но и вовсе не замечают своей родины. Если наблюдать эту тоскливую картину проносящихся мимо поездов постоянно, день за днём ждать, «быть может, кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон», то на сердце у этой девушки будет не только грусть, но и боль. Эта девушка, Россия, переживает за каждого своего гражданина. Если человеку не безразлична своя родина, то и родине человек становится не безразличен.

По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически бесцветны: цветной платок, краса этой девушки скрыты под насыпью, во рву некошеном. Боль жаждет вырваться наружу, и такой момент обязательно настанет. Как писал классик, «Россия вспрянет ото сна…»

В прошлом, в другом мире, иной колорит. Здесь и «яркие глаза» (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам). Синий — цвет неба, возвышенный — вагоны для богатых, жёлтый — яркий, режущий глаза цвет тепла и, в то же время, болезни — средний класс, а зелёный — цвет травы, близости к земле — вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стёкол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне — алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей.

Снаружи растут лесные деревья, за лесом — длинная платформа, на ней — навес. Цветовая гамма не приглушённая, но довольно спокойная. Зелёный цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не даёт «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.

Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задаёт тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому-то сопутствует удача, кто-то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Люди, которые безучастно сидят на месте, неминуемо терпят неудачу.

В мире настоящем царит тишина. Жизнь будто остановилась, в прошлом — слышится обилие самых разных звуков: шум и свист за ближним лесом (звуки жизни, приближающегося поезда), скрип, свист, удары вагонов о рельсы — неприятные однотипные звуки, навивающие тоску.

Наиболее часто используемая Блоком аллитерация звуков «с» (мчалась, юность бесполезная, тоска, свистела, сердце) усиливает свист и шум вагонов.

Стихотворение «На железной дороге» нельзя назвать оптимистическим. Здесь нет столь выраженной надежды на скорое возрождение России, как в одноимённом стихотворении. Своеобразное «пессимистическое» кольцо, первое и последнее четверостишия, заставляет читателя задуматься, что же ждёт страну дальше, каков может быть и должен быть вклад отдельного человека для благополучия России. Ответы на эти вопросы каждый решает для себя сам.

Стихотворение из цикла «На поле Куликовом» (1)

В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льётся кровь. В первой части время течёт лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь. Пока ещё всё спокойно, но вскоре жёлтая глина обрыва, степные стога сменяются дорогой сквозь мглу. И вдруг время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель. Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа. Где война, там кровь, пыль и смерть. Степная кобылица летит по полю столь быстро, сколь быстро проходит жизнь воина. Одно мгновение, и уже закат в крови. Небо, как зеркало, отображает смертельные баталии, происходящие на земле. И нет конца этим сражениям, нет числа погибшим на поле боя — это случается изо дня в день, равно как и закат каждый вечер появляется на небе. Напряжение постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда уже «закат в крови» (в третьей строфе аж 3 восклицательных знака, громогласный глагол «пронзил» не оставляет выбора, кроме как идти сражаться; частые многоточия подчёркивают быстрое течение времени, создаётся впечатление некоторой недосказанности, фразы как бы не завершены). Покоя нет! Стремительность событий подчёркивается аллитерациями звуков «с» в четвёртом четверостишии (домчимся, кострами, степную, блеснёт святое, ханской сабли сталь) и «р», очень агрессивного, резкого («Закат в крови! Из сердца кровь струится!»).

И хотя в цикле стихов «На поле Куликовом» А. Блок описывает конкретные события (Куликовская битва, 1380 год), это произведение не столько на историческую тему, сколько о современности, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

В этом стихотворении образ родины у Блока довольно необычен. Поэт называет Россию своей женой. За это многие критики ругают Блока. На мой взгляд, слово «жена» — это символ, характеризующий непреодолимую любовь поэта к своей родине. Жена — это человек, которого ты сам выбираешь, чтобы любить всей своей душою, заботиться о ней и защищать. Если Блок подразумевал именно это, тогда, по-моему, возмущения критиков напрасны, слово «жена» хоть и нестандартное определение, но, учитывая искренность чувств поэта, вполне уместно в личных стихах Блока.

Это стихотворение — первое из цикла «На поле Куликовом».Оно является вступлением к другим стихотворениям цикла, вводит в цикл широкую тему России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: